Соблюдение правил на пешеходных переходах и перекрестках

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Соблюдение правил на пешеходных переходах и перекрестках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обустройство пересечения дороги пешеходами регулируется государственными стандартами и зависит от интенсивности потока машин, аварийности участка дороги. Необходимым условием является востребованность места пересечения магистрали у людей.

Данный материал с подробными фотоиллюстрациями подготовлен с целью проинформировать и водителей, и пешеходов об опасностях, которые таит в себе пешеходный переход. Пешеходный переход – участок проезжей части, обозначенный знаками или разметкой, выделенный для движения пешеходов.

По своему виду бывают РЕГУЛИРУЕМЫЕ и НЕРЕГУЛИРУЕМЫЕ пешеходные переходы.

Порядок движения пешеходов определяется 4 разделом Правил (и некоторыми пунктами 6 раздела). Порядок движения транспортных средств регламентируется 14 разделом Правил.

Требования к пешеходам

На регулируемых пешеходных переходах пешеходы двигаются, исходя из сигналов светофора. При этом, если имеется специальный пешеходный светофор (выполнен в виде силуэта пешехода), пешеходы двигаются, исходя из его сигналов. На транспортный светофор — не обращают внимания. При этом, красный — является ЗАПРЕЩАЮЩИМ сигналом, зеленый – РАЗРЕШАЮЩИМ. Если пешеходного светофора нет – пешеходы двигаются, исходя из сигналов ОСНОВНОГО транспортного светофора. (рис. 2).

На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы пользуются преимущественным правом на движение. Однако на пешеходов накладывается обязанность – убедиться, что переход будет для них безопасен. Для этого они обязаны ДО ВЫХОДА НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ оценить расстояние и скорость приближающегося транспорта и не выходить на дорогу, если переход не будет безопасен (рис. 3).

Вне зависимости от вида перехода, переходя проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться.

Требования к водителям

Касаемо регулируемых пешеходных переходов. Когда пешеходам горит разрешающий сигнал светофора, а транспортным средствам — запрещающий, они (ТС) должны остановиться либо перед стоп-линией (рис. 4), либо (в случае отсутствия стоп-линии) перед светофором (рис. 5).

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил
Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Для большей ясности сначала следует рассмотреть основные термины:

  1. Дорога – полоса земли, приспособленная для езды транспортных средств, которая состоит из таких элементов, как проезжие части (одна или несколько), трамвайные рельсы, обочины, разделительные конструкции и тротуары.
  2. Тротуар – часть дороги, примыкающая к полотну проезжей части, специально созданная для передвижения пешеходов. Это инженерное сооружение отделяется от основной дороги бетонным бордюром либо узким газоном.
  3. Обочина – составная часть дороги, которая отличается от основного полотна видом покрытия или отделена от него специально нанесенной разметкой 1.2.
  4. Пешеходная дорожка – созданная для ходьбы полоса или поверхность одного из искусственных инженерных объектов (мост, путепровод), не соприкасающаяся с проезжей частью.
  5. Парковка – место, примыкающее к обочине, проезжей части либо тротуару, которое предназначено для стоянки механических средств передвижения.

Обочина отличается от тротуара тем, что она всегда находится на одном уровне с полотном для машин и никогда не отделяется от него газоном.

Читайте также:  График выплаты детских пособий за январь 2023 года

Тротуары могут иметь асфальтное, бетонное, деревянное покрытие. Они располагаются по бокам улиц, на которых осуществляется транспортное сообщение. Чаще всего конструкция несколько приподнята над остальными элементами дороги.

Что разрешено и что запрещено для транспортных средств

Любой водитель, управляющий, автомобилем, должен понимать, что заезд на те элементы дорожной конструкции, которые предназначены для ходьбы людей и перемещения велосипедистов означает, по меньшей мере, неуважение к другим участникам.

Нельзя безответственно относиться к безопасности других, объезжая, например, «затор» или место аварии по тротуару.

Кроме того, нередки случаи, когда после преодоления высокого бордюра у автомобиля оказываются поврежденными колесные диски или покрышки.

Городская инфраструктура не всегда развита настолько хорошо, что вероятность образования «пробок» минимизируется, однако законом и безопасностью пренебрегать в любом случае нельзя.

Какие предусмотрены штрафы за нарушения

Размер взыскания будет зависеть от того, движется ли автомобиль или он припаркован:

Наказание за перемещение на механическом транспорте по частям дорожных коммуникаций, предназначенным только для ходьбы, предусмотрено ч. 2 ст. 12.15 КоАП РФ Такое деяние повлечет для водителя наложение штрафа, сумма которого составит 2000 рублей
Остановка средства на тротуаре или стоянка его карается в соответствии с ч. 3 ст. 12.19 КоАП РФ За такое нарушение будет вынесено постановление о назначении штрафа размером 1000 рублей
То же самое нарушение, совершенное на территории столицы или Санкт-Петербурга Повлечет наложение более суровой штрафной санкции – 3000 рублей

Когда запрещается выходить на проезжую часть?

Выходить на дорогу запрещено, если к переходу приближается спецтранспорт скорой помощи, МЧС, полиции, с включенными красно-синими маячками или сиреной.

Если пешеход уже начал движение, ему необходимо срочно вернуться на тротуар.

Запрещено пересечение дорожного полотна за рулем велосипеда. Велосипедист должен спешиться и катить транспортное средство рядом с собой.

Запрещено пересечение многополосных дорог, если посредине пролегает разделительный газон или ограждение.

Применение на практике этих знаний гарантируют пешеходам безопасные дороги, а нарушения чреваты серьезными последствиями. Как можно чаще необходимо повторять правила детям, родным и близким. Ведь двух жизней ни у кого нет.

Как правильно переходить дорогу пешеходу по ПДД

Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками. В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами.

Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора. Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.

На профессионально регулируемых пешеходах человек обязан руководствоваться сигналами стоящего на перекрестке регулировщика или установленного светофора. Если такого нет, опираться потребуется на стандартный транспортный светофор.

Регулируемый перекресток и пешеходные переходы на них тщательно регулируются. Если на территории стоит профессиональный регулировщик, правила перехода дороги пешеходами предусматривают, что при переходе дороги должны опираться именно на его сигналы.

На перекрестках и переходах, которые не регулируются, пешеходы имеют право выходить на проезжую часть только после оценки общего расстояния до рядом проезжающих автомобилей, их скоростного режима и будут полностью убеждены в своей безопасности. Если человек переходит дорогу вне пешехода, он не должен создавать помех для перемещения транспортных средств.

Комментарий к Разделу 14 Правил дорожного движения РФ

14.1.

Понятия регулируемого и нерегулируемого пешеходного перехода аналогичны понятиям регулируемого и нерегулируемого перекрестка, установленным в пункте 13.3 Правил. На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся ТС, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен (п.4.5 ПДД).

Водителям, подъезжающим к такому пешеходному переходу, необходимо двигаться со скоростью, которая позволит им остановиться и уступить дорогу пешеходу, находящемуся на проезжей части. См. термин «Уступить дорогу (не создавать помех)».

Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры

14.2.

Одной из основных причин наездов на пешеходов является ограниченный или закрытый обзор: водитель в состоянии обнаружить пешехода в последний момент, т.е. на расстоянии, которое не позволяет применить даже экстренное торможение либо суметь как-то объехать пешехода. Поэтому приближаясь к нерегулируемым перекресткам, а также к нерегулируемым пешеходным переходам вне перекрестков, водителям нужно быть готовым к внезапному появлению людей на проезжей части.

14.3.

Это требование касается как тех водителей, чьи ТС стоят перед переходом на перекрестке, так и тех, кто к нему только что подъезжает. Подъезжающие, несмотря на свой зеленый сигнал светофора, обязаны остановиться, чтобы пропустить пешеходов заканчивающих переход.

14.4.

В такой ситуации следует остановиться непосредственно перед переходом. Такое прекращение движения не будет считаться остановкой, так как это будет непреднамеренное прекращение движения.

ДТП на пешеходном переходе

Одно из самых тяжких правонарушений в области ПДД РФ считается наезд на пешехода. В зависимости от исхода подобного ДТП, будут совершенно разные последствия:

  • Гражданская ответственность. Она представляет собой возмещение ущерба здоровью, причиненному в результате наезда. В данном случае, шофер может быть не виновным, но судебная практика показывает, водителя могут признать виновным, но не наказать рублем или уменьшить сумму возмещения.
  • Административная ответственность. Если пешеходу был нанесен легкий или ощутимый вред здоровью, то водителю грозит штраф до 5 тысяч рублей или лишение прав на 1-1,5 года. Средний вред здоровью «обойдется» автовладельцу в 10-25 тысяч рублей. Прав могут лишить сроком до 2-х лет.
  • Уголовная ответственность. Наступает, когда водитель нанес тяжкий вред здоровью или убил пешехода. Наказанием будет ограничение свободы до 3-х лет или лишение свободы до 7-ми лет.

Практически во всех случаях виновнику грозит возмещение ущерба пострадавшему или родственникам погибшего.

Если виновник был в этот момент пьяным, то это является отягощающим обстоятельством, которое только прибавит срок заключения, если человек погибнет. Отказавшийся от медицинского освидетельствования автовладелец, автоматически приравнивается к пьяному.

Новые правила проезда

Как было упомянуто выше, изменения были внесены в 2018 году. Согласно новым Правилам (ПДД), пешеходный переход — это участок проезжей части, по которому прохожий может перейти дорогу. При этом водитель обязан уступить. В старой редакции правил использовался исключительно термин «пропустить пешехода». В новой же данная формулировка заменена на «уступить дорогу». Некоторым водителям может показаться, что замена термина никак не повлияла на смысл. На самом же деле он претерпел кардинальные изменения.

До внесения поправок в ПДД пешеходный переход (нерегулируемый) считался участком дороги, перед которым водители должны останавливаться в том случае, если по нему шагает пешеход. Точнее, если он хотя бы ступил на него ногой. Согласно новым правилам проезда пешеходного перехода, водитель обязан остановить транспортное средство, если прохожий еще не начал движение по зебре, но уже находится от разметки на небольшом расстоянии. В противном случае автомобиль может стать помехой. В связи с этим водитель обязан остановить транспортное средство и возобновить движение только тогда, когда человек перейдет дорогу.

Таким образом, новые правила проезда пешеходного перехода в большей мере призваны защитить права прохожих. Согласно поправкам, автомобиль является потенциальной помехой. Если управляющий им водитель не остановится, пешеходу придется изменить и скорость, и траекторию движения. А это грозит первому штрафными санкциями, размер которых также претерпел изменения.

Согласно статистическим данным, большинство дорожно-транспортных происшествий связаны с несоблюдением правил проезда автомобилей по пешеходному переходу. В связи с этим в ПДД были внесены некоторые изменения.

Основным нововведением является замена термина «пропустить пешехода». С 2018 года действует понятие «уступить дорогу». Вопреки распространенному мнению, смысл данных терминов различен. Ранее необходимо было предоставлять прохожим право преимущественного движения только тогда, когда они хотя бы одной ногой наступили на зебру. В настоящее же время водители обязаны уступать дорогу всем людям, находящимся в непосредственной близости от пешеходного перехода, но еще не ступившим на него. В этом правиле есть исключение. Если пешеход только планирует наступить на участок дороги с разметкой, но при этом он разговаривает по мобильному телефону, водители не обязаны уступать ему дорогу.

У нашего дома располагается магазин. Грузовик, привозящий товары, каждое утро заезжает на дорожку. Это мешает свободному перемещению граждан, которые вынуждены ходить по газонам. Как обеспечить соблюдение порядка разгрузки товара и исправить ситуацию?

Ответ: Рекомендуется составить две жалобы с детальным изложением ситуации. Одну следует направить в органы прокуратуры, другую — в территориальное отделение Роспотребнадзора. Лучше приложить к документам фотографии грузовиков с номерными знаками и подтверждением создания преград движению граждан.

Где должны ходить граждане, если нет тротуара или специальной дорожки?

Ответ: Чтобы исключить случаи наезда, следует ходить у края проезжей части. На дороге следует придерживаться левой обочины или левого края дорожного полотна. Транспорт должен двигаться навстречу идущему гражданину.

Постоянно хожу по пешеходной дорожке и боюсь. Рядом растут высокие тополя и сухие ветки то и дело падают. При сильном ветре стараюсь не проходить там: ситуация выглядит опасной. К кому мне обратиться, чтобы тополя спилили или обрезали сухие ветки, обеспечив безопасность движения?

Ответ: Вопросами, касающимися благоустройства территории, ведает местная администрация. Дополнительно можно обратиться в ближайшее коммунальное хозяйство.

Читайте также:  Статья 25.5. Защитник и представитель

Кому еще разрешено движение на пешеходной дорожке

Разрешено движение по пешеходной дорожке также:

велосипедистам старше 14 лет, если у них отсутствует возможность двигаться по велосипедной (велопешеходной) дорожке, а также по правому краю проезжей части или обочине;

взрослому велосипедисту, сопровождающего велосипедиста до 14 лет;

в случае перевозки взрослым велосипедистом ребенка до семи лет на дополнительном сиденье (или в специальном приспособлении);

велосипедистам в возрасте до 14 лет.

Однако, если велосипедист, двигаясь по пешеходной дорожке, создает угрозу и помехи для движения пешеходов, то он обязан спешиться, то есть слезть с велосипеда и идти пешим ходом, ведя в руках велосипед.

Под термином «пешеходный переход» подразумевается специальный объект дорожной инфраструктуры, который используется для перехода на другую сторону дороги.

Необходимо будет заранее ознакомиться с тем, как именно использовать его пешеходам. Существует специальный алгоритм пересечения дорожного полотна. Со всеми нюансами, тонкостями нужно будет разобраться до того, как будет осуществлен таковой переход.

Так как только так можно будет не допустить стандартных ошибок, которые имеют место во всех подобных случаях. Нередко ДТП возникают как раз в силу незнания правил дорожного движения, пренебрежения ими или же могут иметь место иные причины.

Нужно заранее проработать все основные таковые моменты. Только так можно избежать стандартных проблем с ГИБДД которые имеют место в рассматриваемом случае.

Движение пешехода в ночное время

Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.

При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.

В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:

  • на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
  • за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
  • в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...