Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в законодательстве с 2023 года: главное». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С января 2023 года меняется состав сведений о назначении объекта, которые вносятся в кадастр недвижимости. Исключаются такие назначения как: жилое строение и жилое. Добавляется «жилой дом». Теперь назначение объекта необходимо указывать из списка: нежилое, многоквартирный дом, садовый дом, жилой дом.
Расширение состава сведений ЕГРН
Кроме того, дополняются сведения о земельных участках для государственных или муниципальных нужд: образован ли участок путем перераспределения земель; решение о изъятии земельного участка или расположенного на нем объекта; о расположении земельного участка или расположенного на нем недвижимого объекта в границах территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель.
Появится новый раздел в ЕГРН «перечень координат пунктов геодезической основы в местных системах координат кадастровых округов».
учетно-регистрационных действий»
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилой дом является жилым помещением. Вместе с тем, согласно части 2 статьи 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Таким образом, исходя из положений ЖК РФ жилой дом как объект жилищных прав может одновременно выступать как в качестве жилого помещения, так и в качестве здания.
Вместе с тем, согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункту 1 части 4 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ) здания и помещения являются разными объектами недвижимости, а также разными объектами государственного кадастрового учета.
В соответствии с приложением № 2 к приказу Минэкономразвития России от 1 марта 2016 г. № 90 (далее – Приказ № 90) «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения» различаются правила определения площади жилого здания (пункты 8 и 9) и правила определения площади жилого помещения (квартира, комната) (пункт 12).
На основании вышеизложенного, площадь жилого дома (в том числе объекта индивидуального жилищного строительства) должна определяться по правилам, предусмотренным пунктами 8 и 9 приложения № 2 к Приказу № 90, а площадь квартиры или комнаты – в соответствии с пунктом 12 указанного приложения.
«Относительно необходимости выполнения измерений для определения площади объекта индивидуального жилищного строительства»
Согласно части 8 статьи 24 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (вступает в силу с 1 января 2017 г. за исключением отдельных положений, далее – Закон № 218-ФЗ) сведения о здании, за исключением сведений о его местоположении на земельном участке и площади, указываются в техническом плане на основании представленной заказчиком кадастровых работ проектной документации такого здания.
Статьей 70 Закона № 218-ФЗ определены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях. Так согласно части 7 статьи 70 Закона № 218-ФЗ сведения об объекте индивидуального жилищного строительства, за исключением сведений о местоположении такого объекта недвижимости на земельном участке, указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на строительство и проектной документации таких объектов недвижимости (при ее наличии) либо декларации об объекте недвижимости, предусмотренной частью 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ (в случае, если проектная документация не изготавливалась).
Принимая во внимание, что понятие «здание» является общим по отношению к частному понятию «объект индивидуального жилищного строительства», — сведения о площади указываются в техническом плане здания (объекта индивидуального жилищного строительства) на основании произведенных кадастровым инженером измерений, что следует из части 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
§ 3. Порядок кадастрового учета. Кадастровая деятельность
Для
осуществления кадастрового учета
необходимо предусмотренное законом
основание, а именно заявление о кадастровом
учете (по определенной законодательством
форме) и соответствующие документы.
Формы
заявлений утверждены Приказом Минюста
РФ от 20.02.2008 N 34:
—
форма заявления о постановке на
государственный кадастровый учет
объекта недвижимости – заявление по
данной форме в орган кадастрового учета
может быть представлено в форме документа
на бумажном носителе или в форме
электронного документа. Заявление,
представленное в форме электронного
документа, заверяется электронной
цифровой подписью заявителя.
Заявление
на бумажном носителе оформляется на
стандартных листах формата А4. При
недостатке места на одном листе для
размещения реквизитов заявление может
оформляться на двух и более листах.
На
каждом листе указывается его порядковый
номер. Нумерация листов осуществляется
по порядку в пределах всего документа
арабскими цифрами.
На каждом листе также
указывается общее количество листов,
содержащихся в заявлении.
Заявление
оформляется на один объект недвижимости.
Оформление одного заявления для
постановки на государственный кадастровый
учет нескольких объектов недвижимости
допускается, если в результате
преобразования одновременно образовано
несколько объектов недвижимости;
—
форма заявления о государственном
кадастровом учете изменений объекта
недвижимости – данное заявление
оформляется на бумажном носителе,
оформляется на стандартных листах
формата А4. Требования к заполнению
данной формы заявления аналогичны
требованиям к заполнению предыдущей
формы;
—
форма заявления о снятии с государственного
кадастрового учета объекта недвижимости
– оно также оформляется на бумажном
носителе. В заявлении указывается
требуемое количество экземпляров
кадастровой выписки об объекте
недвижимости, но не более 5 экземпляров.
- Если
информация об изменении предусмотренных
статьей 16 Федерального
закона «О
государственном кадастре недвижимости»
сведений (в частности, адреса, сведений
о вещных правах; об обладателях этих
прав; об ограничениях (обременениях)
вещных прав; о лицах, в пользу которых
установлены такие ограничения; о
кадастровой стоимости объекта
недвижимости; сведения о лесах, водных
объектах, категории земель, к которой
отнесен земельный участок; разрешенном
использовании; назначении здания
(нежилое здание, жилой дом или
многоквартирный дом); назначении
помещения (жилое помещение, нежилое
помещение); виде жилого помещения)
поступила в орган кадастрового учета
в порядке информационного взаимодействия,
кадастровый учет осуществляется на
основании поступивших соответствующих
документов. - Если
в порядке информационного взаимодействия
поступили документы об изменении
сведений, касающихся адреса объекта
недвижимости, кадастровой стоимости,
категории земель, к которой отнесен
земельный участок, его разрешенном
использовании, назначения здания
(нежилое здание, жилой дом или
многоквартирный дом), а также помещения
(жилое помещение, нежилое помещение),
то орган кадастрового учета в срок не
более чем 5 рабочих дней со дня завершения
кадастрового учета направляет уведомление
об осуществленном кадастровом учете
по почтовому адресу и (или) адресу
электронной почты правообладателя
указанного объекта недвижимости. - Если
же в государственном кадастре недвижимости
сведений отсутствуют сведения об адресе
правообладателя указанного объекта
недвижимости, то уведомление направляется
по почтовому адресу этого правообладателя
в соответствии с кадастровыми сведениями
о вещных правах на объект недвижимости
и об обладателях этих прав в объеме
сведений, которые содержатся в Едином
государственном реестре прав на
недвижимое имущество и сделок с ним
(при наличии таких кадастровых сведений). - Кадастровый
учет осуществляется в связи с постановкой
на учет объектов недвижимости, с
изменением характеристик объектов
недвижимости, со снятием их с учета. - Также
в кадастр могут вноситься иные
предусмотренные настоящим Федеральным
законом сведения. - В
статье 20 Федерального
закона «О
государственном кадастре недвижимости»
приведен перечень заинтересованных
лиц, которые вправе обратиться в орган
кадастрового учета с соответствующими
заявлениями о проведении кадастрового
учета.
Подача
заявления является обязательной, так
как это предусмотрено в п. 2 ст. 16 указанного
Закона.
В соответствии с ней постановка
на учет и снятие с учета объекта
недвижимости, а также кадастровый учет
в связи с изменением уникальных
характеристик объекта недвижимости
или любых предусмотренных законом
сведений осуществляются на основании
представляемых в орган кадастрового
учета заявления о кадастровом учете и
необходимых для осуществления такого
учета документов.
- Заявители
могут обратиться в орган кадастрового
учета лично либо предоставить
соответствующие полномочия своему
представителю. - По
общему правилу, изложенному в комментируемом
пункте, представители могут действовать
на основании: - —
нотариально удостоверенной доверенности
– согласно ст. 185 ГК РФ доверенность –
это письменное уполномочие, выдаваемое
одним лицом другому лицу для
представительства перед третьими
лицами;
Общие требования саморегулируемых организаций
Для принятия физического лица в члены саморегулируемой организации кадастровых инженеров (СРО КИ) необходимо соответствовать следующим десяти условиям:
- наличие гражданства Российской Федерации;
- наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, перечень которых утвержден Приказом Минэкономразвития от 29.06.2016 г. № 413, или наличие высшего образования по специальности или направлению подготовки, не вошедших в указанный перечень, и дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области кадастровых отношений, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 24.08.2016 г. №541;
- наличие опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера (прохождение стажировки);
- сдача теоретического экзамена, подтверждающего наличие профессиональных знаний, необходимых для осуществления кадастровой деятельности;
- отсутствие наказания в виде дисквалификации за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности, предусмотренное Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с вступившим в законную силу решением суда;
- отсутствие непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления;
- соблюдение предусмотренных федеральным законодательством РФ требований в области кадастровых отношений к осуществлению и организации кадастровой деятельности;
- внесение установленных саморегулируемыми организациями кадастровых инженеров взносов;
- наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности, страхователем по которому выступают кадастровый инженер или, на основании решения общего собрания членов саморегулируемой организации кадастровых инженеров, саморегулируемая организация кадастровых инженеров, членом которой является кадастровый инженер;
- отсутствие следующих ограничений:
− установления факта представления кадастровым инженером (физическим лицом) подложных документов при принятии в саморегулируемую организацию кадастровых инженеров;
− признания, вступившим в законную силу решением суда, кадастрового инженера недееспособным или ограниченно дееспособным;
− отсутствие ограничений, предусмотренных пунктами 6.9 и 6.10 Положения.
Какими законами руководствуется кадастровый инженер
С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2021 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.
Ну и наконец, законодатель упростил рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, сделанных при определении кадастровой стоимости (ст. 21 закона № 237-ФЗ). Новая норма вводит пятилетний срок на подачу обращений, дает возможность направить заявление об исправлении ошибки всем юридическим и физическим лицам, а не только тем, чьи интересы нарушены неточностью, сокращает с 60 до 45 дней срок исправления ошибки по заявлению и т.д.
Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.
По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.
В 2021 году вступят в силу поправки в ЖК РФ. Так, с июля 2021 г. можно будет проводить общее собрание собственников в МКД с помощью ГИС ЖКХ. По крайне мере до 01.07.2021 г. ответственные службы обязаны обеспечить такую возможность (ст. 4 закона № 156-ФЗ). Кроме того, законодатель наконец-то уточнил категории граждан, которым власти откажутся выплатить субсидии и компенсации на оплату услуг ЖКХ. Сейчас статьи 159 и 160 отказывает в предоставлении выплат субъектам, имеющим задолженность. Однако это расплывчатое и некорректное определение. Поэтому с 01.01.2021 года вступит в силу уточненная редакция статьи, определяющая, что субсидии и компенсации не получат граждане, в отношении которых вступило в силу судебное решение о взыскании задолженности по оплате услуг ЖКХ, возникшей в течение последних трех лет.
С 1 января будущего года статья 9 закона № 237-ФЗ начнет действовать в новой редакции. Росреестр будет наблюдать (без осуществления плановых проверок) за соблюдением закона о кадастровой оценке, а не предупреждать, выявлять или пресекать нарушения правил государственной кадастровой оценки, как это записано сейчас в законе. Кроме того, с 01.01.2021 года вступит в силу и новая редакция статьи 14, зафиксировавшая факторы, влияющие на расчет кадастровой стоимости. Таковыми считаются местоположение и год постройки здания, материал стен, серия МКД, состояние здания (ветхое, аварийное), расположение недвижимости в зоне с особыми условиями использования территории и т.д. Эта же статья описывает алгоритм действий бюджетного учреждения при определении стоимости и подготовки отчета об оценке.
Ну и наконец, законодатель упростил рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, сделанных при определении кадастровой стоимости (ст. 21 закона № 237-ФЗ). Новая норма вводит пятилетний срок на подачу обращений, дает возможность направить заявление об исправлении ошибки всем юридическим и физическим лицам, а не только тем, чьи интересы нарушены неточностью, сокращает с 60 до 45 дней срок исправления ошибки по заявлению и т.д.
Постановление правительства — это не законодательный акт, но сказать о нем следует, так как этот документ регулирует правоотношения в сфере противопожарной безопасности объектов недвижимости и затрагивает интересы собственников, нанимателей и арендодателей. С 1 января вступают в силу новые правила противопожарной безопасности, утвержденные постановлением правительства № 1479. Эти правила запретили хранить мебель и имущество не только на чердаках и технических этажах, но и в цоколях и подпольях. Запрет остеклять лоджии и балконы, ведущие к лестничным клеткам, дополнился запретом устанавливать на таких балконах жалюзи. Кроме того, Правила запретили пользоваться не только неисправными газовыми приборами, но и всеми подобными устройствами, не прошедшими техобслуживания, а также парковать машины на колодцах пожарных гидрантов и в местах вывода на фасад здания патрубков для подключения пожарной техники.
По состоянию на ноябрь 2020 года в Думе находятся несколько проектов, которые примут в конце этого или течение следующего года. Например, Госдума работает над проектом № 962484-7. Этот нормативный акт внесет очередные изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Государство снимет ограничения на размер машино-мест, запретит создание сайтов-посредников для получения сведений из ЕГРН и т.д.
Кадастровые инженеры должны стать более опытными и ответственными
Обязательным условием осуществления кадастровой деятельности отныне становится членство в саморегулируемой организации кадастровых инженеров (все требования, предъявляемые к лицам, которые намереваются стать кадастровыми инженерами, закреплены в новой редакции ст. 29 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ » » (далее – закон о ГКН)). Причем имеются в виду не любые саморегулируемые организации кадастровых инженеров (далее – СРО), а те, сведения о которых внесены в соответствующий государственный реестр ( ; в новой редакции). Для включения в реестр СРО организация должна иметь не менее 700 членов, соответствующие органы управления (их полномочия подробно прописаны в новой ), а также утвержденные стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров. СРО обязано будет осуществлять контроль за осуществлением кадастровой деятельности ее членами – путем проведения организацией плановых и внеплановых проверок. «Членство в СРО позволит кадастровому инженеру получать необходимую бесплатную юридическую поддержку и консультацию по всем интересующим вопросам, а также обеспечит представление его интересов в суде. В результате проводимых проверок СРО количество кадастровых инженеров сократится за счет исключения низкоквалифицированных специалистов, а значит, должно улучшиться качество выполняемых кадастровых работ, – считает директор ООО «Оценочная Компания «ВЕТА» Дмитрий Жарский . Эксперт подчеркивает, что схема работы СРО оценщиками уже отработана и является достаточно успешной. Ежегодные собрания членов СРО позволяют обмениваться опытом и не допускать частых ошибок. Кроме того, организации проводят бесплатное обучение по наиболее актуальным темам и нововведениям.
Как отражаются в бухгалтерских и налоговых документах платежи организации, связанные с кадастровым учетом, оценкой и регистрацией прав на недвижимость, узнайте из Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Для координации деятельности СРО кадастровых инженеров должно быть создано национальное объединение таких организаций – путем вхождения в его состав более 50% организаций, включенных в государственный реестр СРО кадастровых инженеров ( ; ). Предполагается, что объединение, в частности, будет представлять интересы СРО при взаимодействии с органами власти и местного самоуправления, заказчиками кадастровых работ и третьими лицами, а также разрабатывать проекты нормативных актов, методических пособий и рекомендаций в области кадастровых отношений.
Меняются требования к образованию кандидатов в кадастровые инженеры. По старым правилам получить квалификационный аттестат кадастрового инженера могло лицо, имеющее либо среднее профессиональное образование по одной из определенных Минэкономразвития России , либо высшее образование по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. По новым правилам кадастровым инженером сможет стать только лицо, получившее высшее образование: либо по специальности или направлению подготовки, перечень которых утвердит Минэкономразвития России, либо любое другое, но в этом случае кандидату в кадастровые инженеры придется пройти профессиональную переподготовку в области кадастровых отношений.
Устанавливается также обязательное условие о наличии у кандидата не менее чем двухлетнего опыта работы в качестве помощника кадастрового инженера (в такая работа называется стажировкой). Правилами стажировки, утверждаемыми национальным объединением по согласованию с органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, может быть определен перечень должностей, для которых срок стажировки сокращается. Однако такое послабление коснется только тех, кто ранее занимал должности в органе кадастрового учета или органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и срок стажировки в любом случае будет составлять не менее года.
Кроме того, кандидат в кадастровые инженеры должен будет сдать теоретический экзамен для подтверждения наличия у него необходимых для осуществления кадастровой деятельности профессиональных знаний. Определено, что этот экзамен будет проводиться в виде тестирования с использованием автоматизированной информационной системы. Создание этой системы, определение порядка проведения экзамена, формирования и работы принимающей его комиссии, а также размера платы за экзамен отнесено к компетенции национального объединения.
Еще одно обязательное новое требование к кадастровому инженеру – страхование его гражданской ответственности за несоблюдение требований законодательства в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность подготовленных кадастровым инженером межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых сведения об объектах недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости (закон о ГКН дополнен соответствующей ). Договор страхования ответственности будет заключаться как минимум на год, а предусмотренная им сумма страхового возмещения должна быть не менее 2,5 млн руб.
Как изменится порядок обжалования решений о приостановлении осуществления кадастрового учета?
Еще одна важная новая норма Закона о ГКН – , устанавливающая обязательный досудебный порядок обжалования решения о приостановлении осуществления кадастрового учета (далее – решение о приостановлении) путем обращения в специально созданную при органе кадастрового учета апелляционную комиссию, вступит в силу с 1 декабря 2016 года. Такое решение, напомним, может быть принято органом кадастрового учета ( .
НАША СПРАВКА
Органом кадастрового учета является Росреестр, который вправе передать соответствующие полномочия региональным органам исполнительной власти, а также подведомственным ему государственным бюджетным учреждениям ().
Правом на обжалование обладают заявитель или его представитель и кадастровый инженер, который подготовил межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо организация, работником которой такой кадастровый инженер является (). Заявление об обжаловании может быть подано в апелляционную комиссию любым удобным для заявителя способом: в письменной форме в случае личного обращения, заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или в электронной форме, в том числе через единый портал госуслуг, – в течение 30 дней с момента принятия решения о приостановлении.
Указанные апелляционные комиссии будут сформированы в каждом регионе. В их состав, ротация которого должна осуществляться один раз в два года, войдут по три представителя от органа кадастрового учета и национального объединения. Порядок формирования и работы комиссий, равно как и перечень необходимых для обращения в них документов, предстоит определить органу нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В законе прописано лишь одно обязательное условие для работы председателей комиссий и их заместителей – наличие квалифицированной электронной подписи.
Установлено, что апелляционная комиссия вправе запрашивать необходимые документы, материалы и сведения у органов власти и местного самоуправления, организаций и кадастровых инженеров. Кроме того, она может направить запрос в СРО кадастровых инженеров, членом которой является выполнившее кадастровые работы лицо, о проведении экспертизы документов, представленных в орган кадастрового учета и послуживших основанием для приостановления кадастрового учета. Получившая такой запрос организация должна будет в течение 10 рабочих дней бесплатно провести экспертизу, в ходе которой устанавливаются факты наличия или отсутствия ошибок в подготовленных кадастровым инженером документах и нарушения им законодательства, регулирующего кадастровые отношения, и подготовить по ее результатам заключение. Положение о проведении данной экспертизы предстоит утвердить национальному объединению.
Если апелляционная комиссия признает решение о приостановлении необоснованным, то есть не соответствующим перечисленным в основаниям, вынесенное ею решение об удовлетворении заявления об обжаловании станет основанием для осуществления кадастрового учета в течение 10 рабочих дней с момента его поступления в орган кадастрового учета. Решение комиссии об удовлетворении или отклонении заявления об обжаловании должно быть вынесено в течение 30 дней с момента его получения. О принятом комиссией решении лицо, обжаловавшее решение о приостановлении, оповещается в течение одного рабочего дня со дня принятия.
В принципе все предусмотренные изменения направлены на повышение качества подготавливаемых кадастровыми инженерами документов, на основании которых объекты недвижимости ставятся на кадастровый учет. «Идея об ответственности кадастровых инженеров за результаты своей работы мне импонирует, – отмечает адвокат, партнер Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Анастасия Расторгуева . – Тенденцию по передаче части государственных полномочий по контролю за деятельностью члена какой-либо корпорации самой корпорации я также поддерживаю. Как правило, корпорации, в данном случае СРО, не все равно, кто входит в ее ряды. Что касается необходимости высшего образования, не уверена, что оно может хоть как-то повлиять на работу. С учетом того, как легко в нашей стране получить диплом, он давно потерял свою ценность и гарантию «знака качества».
Однако нельзя не обратить внимание на то, что во многом возможность применения новых правил зависит от того, как быстро будет создано и начнет работу национальное объединение СРО кадастровых инженеров. Именно оно должно будет утвердить, в частности, типовые стандарты осуществления кадастровой деятельности и правила профессиональной этики кадастровых инженеров, определить порядок проведения экзамена, без сдачи которого лицо не сможет осуществлять кадастровую деятельность, и правила стажировки, прохождение которой также является необходимым условием для принятия гражданина в члены СРО. Однако никаких обязательных сроков его создания не содержит. Определено лишь, что с 1 июля текущего года НКО, объединяющая более 50% СРО кадастровых инженеров, вправе обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации ее в качестве национального объединения. В случае его одобрения в течение девяти месяцев после регистрации организация обязана будет привести свою деятельность в соответствие с требованиями новой . Поэтому можно предположить, что пока кадастровую деятельность будут осуществлять все-таки лица, которые уже имеют действующие квалификационные аттестаты кадастрового инженера.
Государство всерьез озаботилось всемерным сокращением, полагая в этом выход из системного кризиса. Вслед за бюджетом, образовательными организациями (вузами и колледжами, профессиональные училища исчезли давно), врачами, учителями, уровнем и продолжительностью жизни настал черед и кадастровых инженеров.
Посыл для кастрации аргументирован еще с момента создания института кадастровых инженеров — их вид деятельности должен быть аналогичен работе нотариуса, соответственно и статус, и зарплата. А сейчас нет ни того, ни другого. В стране, согласно приказу Минюста от 26 ноября 2008 года № 275, число нотариусов порядка 7000 на РФ, или 20 000 на жителя. В Москве 700 нотариусов, в Санкт-Петербурге 388. Численность нотариусов ограничена квотами по субъектам РФ, о процедуре выдаче квот конкретным нотариусам можно только догадываться, но место хлебное с черной икрой. В то же время кадастровых инженеров порядка 35 000, если и живут не впроголодь, то не жируют точно. Как повысить их жизненный уровень? Да понятное дело, сократить их число! Будет сформирована элита, которая легким движением руки, проверяя и заверяя, будет стоять у истоков российских землеимущественных отношений. И не будет нервотрепки у кадастрового инженера по поводу споров по земельным участкам в садоводствах, ибо попасть к нему станет весьма трудно, работы прибавится и без этого. Зауважают. Возрастут очереди, стоимость работ. Тот, у кого есть средства, сможет быстрее решать вопросы по земле, а у кого меньше или мизер, будет отстранен от этого процесса. Капитализм ребята, за это мы голосовали!
Механизм сокращения кадастровых инженеров четко прописан в Федеральном законе ФЗ-452 от 30.12.15г., вышедшем на пороге 2016 года. К сожалению, на Руси мы не привыкли читать законы, как и инструкции к пользованию машинами и агрегатами, лезем туда, когда сломалось. А надо не только научиться читать, но анализировать прочитанное, делать выводы практического характера, что мы и сделаем, вместе с вами. Проследим очередной шедевр отечественного законотворчества по поэтапному удушению одних и умаслению других.
Собственник будет вправе получить информацию о том, кто прописан в его помещениях
Как это ни странно, но сегодня владелец жилья официально не обладает правом запросить органы МВД о том, кто зарегистрирован в его помещении, без согласия этих зарегистрированных лиц. Закон РФ № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993 года не включает собственника жилья в круг лиц, имеющих право получить из органов МВД адресно-справочную информацию о гражданах, зарегистрированных в его квартире или доме без их согласия. Федеральный закон № 304-ФЗ от 14.07.2022 года исправил этот недочет. С 1 января 2023 года собственник помещения сможет запросить органы МВД о гражданах, проживающих в его помещениях без их согласия. Это представляется важным для граждан, утративших возможность владеть и пользоваться своими объектами.
Практическое значение кадастровой деятельности
Комплекс мероприятий, выполняемых в процессе кадастровой деятельности, имеет практическое значение. В результате работы кадастрового инженера достигаются следующие цели:
Во-первых, происходит формирование земельного участка: определение его местоположения на местности; установление границ земельной территории; описание качественных характеристик участка.
Во-вторых, осуществляются земельно-кадастровые работы: изменение границ участков в случае их разделения или объединения; устранение технических ошибок кадастровой деятельности; выполняются топографические и геодезические измерительные работы по заданию заказчика.
В-третьих, на практике невозможно осуществить формирование (оформление) участка без проведения кадастровых работ. Начиная с установления границ участка на местности и до момента выдачи на руки документов на землю для постановки на учет.
Обязанности кадастрового инженера
Соответственно, помимо прав выделяют и обязанности, перечень которых значительно шире, если сравнивать его с теми действиями, которые инженер может осуществлять по своему усмотрению.
Относят к ним следующее:
- инженер должен всегда действовать только на основании законов, регламентирующих кадастровый вид работ;
- инженер обязан отказаться от подписания договора подряда, но только в том случае, если объект, в отношении которого работа должна осуществляться, не относится к категории недвижимости;
- инженер также обязан отказываться от осуществления деятельности в случаях, когда не предоставляется необходимая документация либо если она содержит в себе недостоверные сведения;
- инженер обязан отказаться от выполнения своих полномочий, если действия заказчика по подаче заявки и представлению документов не соответствуют требованиям закона;
- если возник ряд обстоятельств, по которым инженер может или должен отказаться от своей работы, он обязан сообщить об этом заказчику, причём не позднее трёх рабочих дней;
- инженер должен иметь при себе печати, которые бы содержали его данные, страховой номер, а также необходимо иметь электронную подпись квалифицированного характера;
- инженер также обязан по первому требованию заказчика и не позднее трёх дней предоставлять всю интересующую его информации о саморегулируемой организации;
- инженер обязан сохранять тайну информации, то есть не допускается какое-либо разглашение сведений, полученных в ходе работы;
- инженер обязан сохранить все акты, которые были получены в результате работы, а также передавать в саморегулируемую организацию по первому требованию сведения о заказчиках и видах осуществляемых работ;
- инженер должен регулярно, а именно — один раз в три года, проходить дополнительное обучение и повышать квалификацию;
с 07.04.2017 по 12.05.2017
Как Вы относитесь к отказу от саморегулирования и возвращению института лицензирования в строительной сфере?
0%
За сохранение саморегулирования, в том виде в котором оно существует в данный момент
0%
За сохранение саморегулирования, при условии внесения кардинальных изменений
0%
За возвращение лицензирования, в том виде в котором оно существовало до 2009 года
0%
За использование одновременно двух механизмов: лицензирования и страхования
0%
За отказ от саморегулирования и введение механизма страхования
0%
За отказ от любых регулятивных механизмов в строительной сфере