Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Программы проведения занятий в области дорожной безопасности разрабатываются с учетом требований и норм законодательства, специфики деятельности организации, маршрутов движения, типов перевозимых грузов и сложившейся ситуации на дороге.
Образцы инструктажей по безопасности дорожного движения
Чтобы облегчить коллегам работу, мы приводим типовые инструкции по БДД для водителей, скачать бесплатно их можно на нашем сайте:
- Общие обязанности водителей.
- Основы безопасности на дороге.
- Предупреждение ДТП.
- Управление автомобилем в критических ситуациях.
- Движение на подъеме, спуске и при поворотах.
- Движение в темное время суток, во время дождя и снегопада, в гололедицу.
- Выбор безопасных интервалов.
- Обгон.
- Пересечение ж/д путей.
- Особенности вождения автомобиля в весенне-летний и осенне-зимний период.
- Оказание первой помощи.
- Противодействие терроризму.
- Командировка.
- Заполнение извещения о ДТП.
- Обязанности при перевозке людей.
- Перевозка детей.
- Порядок эвакуации пассажиров.
Обновление 29.04.2022 Дополнительная подборка инструкций по охране труда
Новая подборка инструкции для водителей, при выполнении различных работ связанных с транспортными средствами.
- Инструкция по охране труда при выполнении буксировки
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей на смотровой канаве
- Инструкция по охране труда при буксировке, сцепке и расцепки автомобилей
- Инструкция по охране труда при разъездном характере работ
- Инструкция по охране труда при выполнении пуска двигателя
- Инструкция по охране труда для водителей, привлекаемых для ремонта
- Инструкция по охране труда для работников, эксплуатирующих промышленный транспорт
- Инструкция по охране труда для водителей при выполнении погрузочно-разгрузочных работ
- Инструкция по охране труда при заправке техники в полевых условиях
- Инструкция по охране труда при обслуживании топливной системы (заправка, слив топлива)
- Инструкция по охране труда при ремонте автомобиля
- Инструкция по охране труда при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств
Программа проведения вводного инструктажа по безопасности дорожного движения
N п./п. | Наименование темы | Время |
1. | Особенности работы водителей. | 10 минут |
2. | Общие сведения об Обществе, характерные особенности производства. | 10 минут |
3.1. | Общие обязанности водителя транспортного средства. Режим труда и отдыха водителя и требования трудового законодательства. Дисциплина труда и внутренний распорядок на предприятии. Трудовой договор. Льготы и компенсации. Права и обязанности работника и работодателя. | 10минут |
3.2 | Психофизиологические основы безаварийной работы водителя. | |
3.3. | Требования к техническому состоянию транспортных средств. | |
4. | Основы организации движения на улицах города. | 10 минут |
5. | Обеспечение безопасности дорожного движения при перевозке людей автотранспортом. | 10 минут |
6. | Обеспечение безопасности движения транспортных средств при перевозке опасных грузов. | 10 минут |
7. | Обеспечение безопасности движения транспортных средств при перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов. | 10 минут |
8. | Меры по обеспечению безопасности пешеходов. | 10 минут |
9. | Гигиена труда водителей транспортных средств. | 10 минут |
10. | Вредное воздействие алкоголя на организм человека. | 5 минут |
11. | Меры по обеспечению пожарной безопасности на предприятии и транспортном средстве. | 10 минут |
12. | Анализ причин дорожно-транспортных происшествий. | 10 минут |
13. | Ответственность водителей за нарушение ПДД. | 5 минут |
ИТОГО | 2 часа |
4.1. При несчастном случае:
— немедленно организовать первую помощь пострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103 или доставить его в медицинскую организацию.
4.2. При обнаружении пожара или признаков горения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:
— приступить к тушению пожара с помощью первичных средств пожаротушения;
— при невозможности самостоятельной ликвидации пожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 или 112 (назвать адрес объекта, место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственному руководителю.
4.3. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию. При нахождении на проезжей части водитель обязан соблюдать меры предосторожности.
4.4. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:
— принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
— в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
4.5. Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств.
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств документы о дорожно-транспортном происшествии не могут быть оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия.
Программа проведения вводного инструктажа по БДД включает темы, приведенные в таблице.
№ Темы |
Название |
1 |
Общая ознакомительная информация о транспортной компании. Типы автомобилей в парке, число сотрудников, виды выполняемых работ. |
2 |
Правила безопасного использования автотехники |
3 |
Правила БДД |
4 |
Права потерпевших при ДТП, соответствующие договору ОСАГО перевозчика за нанесенный вред жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Порядок действий пострадавших для возмещения причиненного вреда. |
5 |
Правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров. |
6 |
Правила проведения предрейсовых или предсменных техосмотров автомобилей |
7 |
Требования по загрузке ТС, пассажировместимость транспорта |
8 |
Статистические сводки об аварийности на маршрутах, по которым двигается транспорт компании, частые причины возникновения ДТП |
9 |
Правила поведения при ДТП. Самостоятельное документальное оформление полученных повреждений транспорта без участия представителей ГИБДД. |
10 |
Документы, которые должны быть в кабине водителя для подтверждения законности перевозок |
Первичный инструктаж: что это?
Первичным считается инструктаж, проводимый работодателем для работника перед началом его работы на новом месте. Обязанность его проведения установлена ст. 225 ТК РФ.
Инструктаж посвящается знакомству с правилами охраны труда, демонстрированию безопасных способов работы и приемов оказания первой помощи. Проводится он для работников:
- Вновь принятых к работодателю (вне зависимости от формы этой работы).
- Переведенных на новое рабочее место или на выполнение новой работы.
- Работающих у работодателя временно: командированных к нему от других работодателей или проходящих практику.
Порядок, согласно которому осуществляют первичный инструктаж, определяется двумя документами:
- постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
- ГОСТ 12.0.004-90.
Основой его является знакомство работника с:
- Общей информацией о характере производства, назначении рабочего места, используемом на нем и рядом с ним оборудовании, инструменте, материалах.
- Факторами, которые могут для этого места считаться опасными или вредными.
- Правилами поведения на рабочем месте и в других помещениях.
- Основными правилами безопасной работы на имеющемся оборудовании.
- Принципами подготовки к работе и завершения ее.
Инструктаж может также охватывать и другие вопросы, имеющие отношение к технике безопасности и охране труда. Для разных категорий работников и перечни вопросов разные, поэтому у работодателя может существовать несколько вариантов программы первичного инструктажа на рабочем месте.
Особое внимание при проведении инструктажа уделяют работникам тех должностей, которые по роду своей работы имеют дело с механизмами и оборудованием. Для них первичный инструктаж обязателен. Работники, функции которых не связаны с применением инструмента, оборудования, материалов, могут решением руководителя работодателя освобождаться от инструктажа. Лица, работающие с компьютерами и оргтехникой, к ним не относятся.
Как проводить инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей
Правила ОТ в ЖКХ (Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н) распространяются только на определенных объектах ЖКХ.
Формируют правила по ОТ на предприятия, а также на объектах ЖКХ. К подобным объектам можно отнести жилой фонд, общежития, гостиницы, дополнительные сооружения, оборудования для пляжа и бассейнов, и объекты, которые задействованы в газовой, тепловой сфере, электроснабжении и т.д. Работы в области вобоснабжения и водотведения, цехи, гаражи, склады, объекты культуры, спорта и т.д. Подобные правила обязательны для исполнения независимо от формы деятельности объекта, которые проводят работы в области ЖКХ.
Внеплановый инструктаж нужно проводить после издания приказа по ОТ. Подписанный приказ, нужно зарегистрировать и заверить руководителем предприятия. Если приказ не подписан, то у специалистов по ОТ, нет необходимости проводить инструктаж, а также нет возможности отчитаться перед инспекторами о его проведении.
Для внепланового инструктажа в приказе обязаны быть отмечены такие сведения: когда проводится инструктаж по ОТ; где он будет проведен; количество работников, для которых проводится инструктаж по ОТ; контроль за выполнением документа. Внеплановый инструктаж должен проводить руководитель предприятия. Каждый сотрудник, обязан пройти обучение по ОТ в организации. В данном случае, лучшим вариантом будет Институт Прогрессивных Технологий, который имеет право заниматься обучением по охране труда и получил аккредитацию Минтруда.
Первичным считается инструктаж, проводимый работодателем для работника перед началом его работы на новом месте. Обязанность его проведения установлена ст. 225 ТК РФ.
Инструктаж посвящается знакомству с правилами охраны труда, демонстрированию безопасных способов работы и приемов оказания первой помощи. Проводится он для работников:
- Вновь принятых к работодателю (вне зависимости от формы этой работы).
- Переведенных на новое рабочее место или на выполнение новой работы.
- Работающих у работодателя временно: командированных к нему от других работодателей или проходящих практику.
Порядок, согласно которому осуществляют первичный инструктаж, определяется двумя документами:
- постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29;
- ГОСТ 12.0.004-90.
Основой его является знакомство работника с:
- Общей информацией о характере производства, назначении рабочего места, используемом на нем и рядом с ним оборудовании, инструменте, материалах.
- Факторами, которые могут для этого места считаться опасными или вредными.
- Правилами поведения на рабочем месте и в других помещениях.
- Основными правилами безопасной работы на имеющемся оборудовании.
- Принципами подготовки к работе и завершения ее.
О том, как оценить опасность или вредность рабочих условий, читайте в материале «Опасные и вредные производственные факторы (перечень)».
Инструктаж может также охватывать и другие вопросы, имеющие отношение к технике безопасности и охране труда. Для разных категорий работников и перечни вопросов разные, поэтому у работодателя может существовать несколько вариантов программы первичного инструктажа на рабочем месте.
Особое внимание при проведении инструктажа уделяют работникам тех должностей, которые по роду своей работы имеют дело с механизмами и оборудованием. Для них первичный инструктаж обязателен. Работники, функции которых не связаны с применением инструмента, оборудования, материалов, могут решением руководителя работодателя освобождаться от инструктажа. Лица, работающие с компьютерами и оргтехникой, к ним не относятся.
К выполнению первичного инструктажа допускают лиц, прошедших специальное обучение по охране труда, соответствующее требованиям законодательства и внутренних нормативных актов. Это может быть либо непосредственный начальник нового работника, либо инженер по охране труда. Чаще это делает непосредственный начальник, руководствуясь при этом программой первичного инструктажа на рабочем месте.
Инструктаж может проводиться как индивидуально, так и для группы, но в любом случае он сопровождается показом приемов безопасного труда и проверкой усвоенных работником знаний. Факт проведения фиксируется в специальном журнале или личной карточке обучения по охране труда и отмечается подписями инструктора и работника.
Об иных видах инструктажа, связанных с техникой безопасности, читайте в материале «Как провести инструктаж по технике безопасности (нюансы)?».
Программу, согласно которой выполняют первичный инструктаж, каждый работодатель разрабатывает самостоятельно, исходя их конкретных условий труда и руководствуясь перечнем, приведенным в приложении № 5 к ГОСТ 12.0.004-90. Этот перечень, помимо сведений о процессе производства, оборудовании и приемах работы, включает правила:
- Использования средств индивидуальной защиты.
- Предупреждения пожаров и аварий.
- Поведения в ситуации опасности или аварии.
Программа первичного инструктажа для водителя
Первый раздел инструкции по ОТ (охране труда) водителя — «Общие требования к безопасности». Здесь указываются основные требования к сотруднику: возраст, образование, физическое состояние и т.д. Сюда же вносят список документов, условия труда и отдыха.
Согласно действующему законодательству водитель автомобиля на предприятии должен:
- быть старше 18 лет;
- иметь водительские права;
- пройти медицинский осмотр;
- пройти предрейсовый инструктаж.
Проверка знаний водителя проводится ежегодно: сотрудники сдают экзамен по ПДД и правилам инструкции.
Время работы не должно превышать 40 часов в неделю. При этом о точном количестве рабочих часов стороны договариваются на собеседовании, а результат прописывается в инструкции.
Список документов для водителя выглядит следующим образом:
- Трудовой кодекс РФ;
- приказы руководства;
- внутренний кодекс компании;
- инструкция по охране труда.
Если компания выдает бесплатную спецодежду для работы — это тоже указывается в инструкции. Как правило, данный пункт прописан в «Типовых отраслевых нормах выдачи спецодежды», но чаще всего его дублируют и в «Общих требованиях к безопасности» для напоминания работнику.
Также в инструкцию вносится предупреждение о том, что такая работа может вызвать проблемы со здоровьем. Однако профессиональные водители знают, что фактический урон не больше, чем при работе на любой другой должности. Основную опасность представляет воздействие разных веществ (пар, газы, горячая вода), случайные падения и т.д.
Следующие три раздела инструкции традиционно посвящаются правилам поведения на рабочем месте.
Например, перед началом работы водитель предприятия обязан:
- получить задание и путевой лист;
- пройти предрейсовый инструктаж и медицинский осмотр;
- надеть одежду установленного образца.
После получения наряда-задания водителю необходимо:
- проверить наличие аптечки, огнетушителей и необходимого комплекта инструментов;
- проверить техническое состояние автомобиля;
- произвести ежесменное техобслуживание и заправку автомобиля топливом;
- проверить работоспособность двигателя на холостом ходу, а на малом — исправность тормозов и рулевого управления.
Каждый водитель перед началом работы должен пройти предрейсовый медицинский осмотр, получить у диспетчера путевой лист и проверить состояние машины.
При осмотре авто также осматривают аккумулятор,, освещение, сигнализацию, глушитель, утечку масла. Даже водитель личного автомобиля должен это делать, но на практике все необходимые действия выполняет далеко не каждый. У коммерческих машин путешествия, как правило, не близкие и в любой момент может что-то сломаться, поэтому лучше заранее все предусмотреть.
Если водитель увидит, что пришло время менять расходники, он просто заменит их до поездки. А вот если он застрянет на середине дороги из-за расходных материалов, то пострадает и машина, и водитель, и компания. Именно поэтому огромную роль в предотвращении технических задержек рейса играет плановая проверка состояния транспортного средства.
Отдельно указывается необходимость проверки подножек — с них нужно своевременно счищать грязь, снег и лед, а также следить, чтобы на них не попадало масло и топливо.
Отдыхать в кабине можно только с выключенным двигателем, в противном случае может наступить отравление оксидом углерода.
Существует отдельный перечень инструкций для заправки автомобиля:
- переливать бензин только с помощью специализированных приборов (ни в коем случае ртом);
- зимой заправочные пистолеты брать в рукавицах;
- следить за попаданием топлива на тело;
- не курить на заправке;
- не заправляться, если работает двигатель.
Следующим подпунктом в инструкции являются правила поведения в аварийных ситуациях. Как правило, водитель должен:
- сообщить о происшествии начальству;
- вызвать пожарных;
- по возможности самому исправить ситуацию.
Перед окончанием работы сотрудник должен предупредить сменщика/руководство о возможных неполадках и проверить транспортное средство на предмет утечки топлива.
Организация проведения первичного инструктажа для нового сотрудника перед началом его работы является обязанностью работодателя и преследует цель обеспечить соблюдение работником правил поведения, направленных на предупреждение возникновения ситуаций, опасных как для жизни и здоровья работника, так и для сохранности имущества работодателя.
Инструкция вводного инструктажа для водителя транспортных средств вновь поступающих на работу
1. РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ И ВРЕМЯ ОТДЫХА ВОДИТЕЛЕЙ
Рабочее время водителей обуславливается ПРИКАЗ-НАРЯДОМ и путевым листом, где указывается время подачи автотранспорта к заказчику. Водитель, получив путевой» лист, обязан подать автомобиль к заказчику на указанное время в ПРИКАЗ-НАРЯДЕ, путевом листе и выполнить задание.
При заезде в гараж водитель обязан зайти к дежурному диспетчеру, сдать путевой лист, подписанный заказчиком и дежурным механиком о приеме автомобиля в гараж на стоянку, получить путевой лист с заданием на следующий день.
ВЫХОДНЫЕ ДНИ — суббота и воскресенье. Отдельные субботы и воскресенья распоряжением администрации по согласованию с профсоюзным комитетом могут быть для отдельных водителей транспортных средств объявлены рабочими. Получив наряд, водитель обязан выйти на работу и отработать согласно ПРИКАЗ-НАРЯДА. За работу в. выходные дни водителю предоставляются отгулы в другие дни или же по его согласию производится оплата согласно законоположения.
2. ВЫПУСК АВТОМАШИН НА ЛИНИЮ И ВПУСК ЕГО В ГАРАЖ НА ХРАНЕНИЕ ( СТОЯНКУ )
Выпуск транспортных средств на линию производится дежурным автомехаником, диспетчером, начальником автоколонны с участием дежурного медработника.
Водитель обязан проверить техническое состояние транспортного средства, особое внимание обратив на исправность узлов и агрегатов, угрожающих безопасности движения. Обязан проверить внешнее состояние автомобиля, состояние шин, крепление дисков колес, а также исправность тормозов и правильность их регулировки, исправность электросигнализации, работу стеклоочистителей, наличие зеркала заднего вида, исправность и пломбировку счетчика спидометра, правильность показания счетчика спидометра с записью в путевом листе. С неисправным и неопломбированным.счетчиком спидометра эксплуатация автомобиля категорически запрещена.
3. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ
Перед запуском двигателя водитель обязан, проверить наличие охлаждающей жид кости в картере двигателя, топлива в баке. За»пуск двигателя стартером должен производиться в.следующей последовательности:
Вывести рычаг КПП в нейтральное положение, рычаг стояночного тормоза (ручной) вывести в положение торможения, выжать сцепление и, убедившись в безопасности для окружающих лиц нажатием на стартер произвести запуск двигателя. При пуске на малых оборотах двигатель прогреть до нормальной его работы на различных режимах. Убедившись в техисправности своего автомобиля, подъехать к КПП, предъявитьт свое удостоверение диспетчеру и получить путевой лист. Путевой лист необходимо прочитать и убедиться в правильности его заполнения: фамилия, имя, отчество, номер и серия госзнака, марка автомобиля и задание. Что не понятно — тут же уточнить у диспетчера. Затем заправить горючим автомобиль. Заправка наливом в гараже.
4. ВЫЕЗД НА ЛИНИЮ
Перед выездом на линию водитель обязан пройти передрейсовый медицинский осмотр с путевым листом к врачу, который, осмотрев водителя, ставит штамп и свою подпись на путевом листе, дающую право на выполнение задания. Затем необходимо предъявить автомобиль дежурному автомеханику, который, проверив техисправность.
автомобиля, ставит свою подпись на путевом.листе, дающую право на выезд их из гаража. Без подписи путевого листа дежурного автомеханика или лица, отвечающего за эксплуатацию транспорта, выезд из гаража категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
При выезде из гаража водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение, путевой лист, регистрационные документы на транспортные средства (автомобиль и прицеп). При убытии в командировку кроме этого свой личный паспорт, командировочное удостоверение, запас топлива в талонах, необходимый для выполнения задания. Пройти инструктаж для водителей, выполняющих задание в командировке. Двигаясь по улицам и дорогам, в населенных пунктах и за их пределами водитель обязан выполнять требования дорожных знаков, дорожной разметки, а также сигналов светофоров и регулировщиков. Строго соблюдать Правила дородного движения. Обязан останавливать и предъявлять для проверки свое водительское удостоверение, регистрационные документы на транспорт, а также документы на груз сотрудникам ГАИ, дружинникам, общественным автоинспекторам и контрольно-ревизионной службе независимо от ведомственной принадлежности.
В обращении с контролирующими лицами, сотрудниками ГАИ водитель обязан вести себя уравновешенно, вежливо. При сомнении представляющегося на право контроля водитель имеет право потребовать предъявление удостоверения для установления личности по занимаемой должности.
5. ВОДИТЕЛЮ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
Управлять транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения или
наркотического состояния;
Управлять транспортным средством в болезненном состоянии или
переутомления, если это может поставить под угрозу безопасность движения;
Передавать управление транспортным средством лицам, не имеющим при себе
удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или не
указанных в путевом листе;
Передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в
состоянии алкогольного опьянения;
Использовать транспортное средство в целях личной наживы;
Изменять или уклоняться от заданного маршрута.
6. СТАЖИРОВАНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ
Водители грузовых автомобилей, поступивших на работу после окончания учебных заведений, автошкол проходят стажировку в течение рабочей недели по 56-ти часовой программе, а водители категории «Д», впервые назначенные для перевозки людей, проходят стажировку в течении 10-ти дней по 80-ти часовой программе.
Стажировка водителей производится :
Не менее 21 часа при перерыве в работе водителем;
21 час при переводе на новые марки автомобилей высшего класса;
7 часов»при переводе на другие марки автомобилей и на новые маршруты.
Стажировка водителей производится под руководством водителя-инструктора. Водитель-стажер при стажировке обязан выполнять требования и команды водителя-, инструктора и иметь при себе стажировочный лист. Без соответствующей стажировки вновь поступившие водители к самостоятельной работе не допускаются.
ЦЕЛЬ СТАЖИРОВКИ — привить практические навыки безопасного вождения транспортных средств вновь поступающих на работу водителей, изучение структуры производства, а также порядок оформления путевых листов и товарно-транспортных документов. Постановка на ТО и заявочные ремонты автомобилей.
7. ПЕРИОДИЧНОСТЬ МЕДИЦИНСКОГО ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ
Приказом Министерства здравоохранения Украины установлены следующие сроки обязательного медицинского переосвидетельствования и действительности справок об их годности:
Для водителей грузовых, легковых и автобусов — 2 года;
Для водителей, достигших 60ти летнего возраста (женщин 55-ти летнего
возраста) — по определению комиссии.
Водители с просроченным сроком годности медсправок к работе не допускаются и направляются на повторное медпереосвидетельствование.
8. ХРАНЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
Водители транспортных средств,» окончившие работу в заказника, обязаны возвратиться в гараж, предъявить транспорт дежурному механику и сделать отметку в путевом листе о приеме автомобиля в гараж под охрану на стоянку.
Командировочные автомобили, водители которых обязаны ставить свой транспорт на ночь на хранение в местах, отведенных под охрану машинонанимателем. В негаражное хранение подвижного состава КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНО.
Практическая часть стажировки.
6.1. Стажировка выпускников водительских курсов и действующих водителей осуществляется под непосредственным руководством водителя — наставника.
Водитель — наставник может назначаться как из штата юридического лица или индивидуального предпринимателя, так и привлекаться со стороны.
Требования к водителю наставнику изложены в пункте 16 приказа Минтранса Рф № 59 от 11 марта 2021 года и они таковы:
— не иметь за последний год работы дорожно-транспортных происшествий по своей вине;
— иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее трех лет (при стажировке на легковом такси или грузовом автомобиле);
— иметь стаж (опыт) работы на соответствующем типе транспортных средств не менее пяти лет (при стажировке на автобусе, трамвае или троллейбусе).
Водитель – наставник постоянно должен находиться в транспортном средстве рядом со стажером.
6.2. Управление транспортными средствами без выезда на дороги общего пользования.
На территориях субъектов транспортной деятельности (внутрипарковые зоны) стажеры под руководством водителя – наставника осуществляют следующие действия:
а) изучают на практике органы управления и особенности устройства и эксплуатации транспортного средства, а также установленного на нем специального оборудования;
б) изучают схему движения по территории субъектов транспортной деятельности;
в) дублируют применение практических приемов, применяющихся при управлении, обслуживании и эксплуатации транспортного средства;
г) управляют на внутренних территориях легковыми и грузовыми (специальными) автомобилями и транспортными средствами для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы и трамваи) без пассажиров.
Продолжительность внутрипарковочной стажировки – одна рабочая смена (рекомендация).
6.3. Стажировка на легковых и грузовых автомобилях на дорогах общего пользования.
Охрана труда водителей / ЦПР Профи, статьи
Общий порядок обучения по охране труда водителей установлен совместным постановлением Минобра и Минтруда от 13 января 2003 года № 1/29, который определяет правила подготовки по ОТ для всех категорий работников. Однако поскольку управление автомобильным транспортом – это отдельный вид деятельности, в организации такого обучения есть свои моменты, которые нужно понимать работодателю.
Обязательные курсы охраны труда водителям предполагают организацию пяти видов инструктажей в зависимости от стажа их работы на предприятии и других обстоятельств:
- вводный инструктаж по охране труда для водителей, который проводится при поступлении на работу в компанию;
- первичный инструктаж, который организуется в условиях конкретного рабочего места для ознакомления с его параметрами либо характеристиками. Вводный и первичный инструктажи сотрудник обязан пройти до того, как приступить к самостоятельной работе;
- повторный инструктаж, который проводится по истечении установленного времени с момента прохождения первичной подготовки. Для большей части сотрудников этот период составляет 6 месяцев, однако водители, как представители профессии, приинадлежащей к категории особенно опасных, обязаны проходить повторный инструктаж водителей по охране труда каждые три месяца. При этом каждые 12 месяцев в дополнение к этой подготовке для них организуется аттестация в целях проверки знаний в сфере охраны труда;
- внеплановый (внеочередной) инструктаж, который организуется при наступлении особых обстоятельств. Например, его потребуется провести, если выяснится, что работник нарушил требования ОТ или имел перерыв в работе по профессии продолжительностью больше 30 календарных дней;
- целевой инструктаж, который нужно будет провести, если потребуется привлечь сотрудника к выполнению дополнительных обязанностей, требующих особых знаний или навыков в сфере охраны труда. При этом сотруднику объясняется программа обучения по охране труда для водителя, учитывающая характер его будущих обязанностей.
Для каждого типа инструктажа разрабатывается отдельная инструкция по охране труда для водителя. Сведения обо всех проведенных обучающих занятиях нужно внести в журнал по охране труда водителей для регистрации организованных инструктажей.
В дополнение к инструктажу на рабочем месте придется организовать стажировку сотрудника. Порядок ее проведения, длительность, условия, другие параметры регулируются локальным правовым документом, который принимает работодатель. Целесообразно применять личностный подход при составлении графика стажировки, который учитывает стаж работы, опыт конкретного водителя, его навыки в управлении данным типом транспорта, другие обстоятельства. В отдельных случаях, например, при полном отсутствии опыта управления тем видом техники, который необходим работодателю, работника имеет смысл направить для прохождения стажировки в уполномоченный обучающий центр.
Любая должностная инструкция водителя по охране труда требует выполнения ряда обязанностей в области безопасности его работы. В соответствии с действующим трудовым законодательством одной из важнейших таких обязанностей становится прохождение подготовки по ОТ в форме инструктажа. Он предполагает знакомство с инструкцией, разработанной для конкретной профессии, должности или специальности.
Типовая инструкция составляется с учетом существующего порядка и обычно включает следующие разделы:
- общие требования охраны труда в организации. Здесь указываются требования к работникам, характер и интенсивность воздействия отрицательных факторов производства, порядок предоставления индивидуальных защитных средств, правила субординации для конкретной должностной позиции, порядок применения ответственности за невыполнение применяемых требований;
- порядок действий перед началом работы. Этот раздел составляется с учетом нормативов, прописанных в приказе Минтруда № 59н, а также особенностей конкретного вида техники, которой будет управлять сотрудник;
- требования ОТ при выполнении должностных обязанностей. Этот блок инструкции обычно посвящен вопросам профилактирования несчастных случаев и аварийных ситуаций: в нем прописывается, каких действий нужно избегать работнику, чтобы не вызвать таких событий;
- порядок действий в случае аварийной ситуации. Этот раздел чаще всего включает два основных блока. Первый из них посвящен правилам поведения самого работника при выявлении неисправности автотранспортного средства или других проблем, мешающих ему выполнять свою работу. Второй блок указывает правила информирования вышестоящих сотрудников об обстоятельствах происшествия;
- порядок действий после окончания работы. Этот блок включает операции, которые необходимы для приведения оборудования в состояние ожидания следующей рабочей смены. В него обычно входят очистка техники, корректное прекращение работы узлов и систем и другие действия.
В соответствии со статьей 23 196-ФЗ водители, привлекаемые к управлению автотранспортными средствами, обязаны проходить следующие виды медицинских осмотров:
- предварительный, который проводится при поступлении на работу с целью убедиться в отсутствии у соискателя противопоказаний медицинского характера к ее выполнению;
- периодические, которые проводятся в ходе работы сотрудника на предприятии для контроля состояния его здоровья в условиях воздействия отрицательных факторов производства;
- предрейсовые, которые проводятся для контроля самочувствия и состояния здоровья водителя в смысле его готовности выйти в рейс. При выявлении состояния опьянения любой этиологии, а также проблем со здоровьем, которые могут спровоцировать дорожное происшествие, выход на линию ему будет запрещен;
- послерейсовые, которые проводятся для контроля уровня воздействия отрицательных факторов на работника в течение трудовой смены.
Общий порядок проведения предварительных и периодических медосмотров определен статьей 213 ТК РФ. Правила организации предрейсовых и послерейсовых обследований определяется приказом Минздрава № 835н. Эти нормативные документы определяют последовательность выполняемых действий, объем и характер контролируемой информации, а также другие правила проведения таких работ. Важно помнить, что во всех ситуациях они могут выполняться только уполномоченной медицинской организацией, имеющей необходимую лицензию. При этом такие меры обязательно финансируются за счет работодателя: по охране труда водителю транспортного средства запрещено участвовать в финансировании такой услуги.
Частный автомобилист сам отвечает за себя, своих пассажиров и перевозимый груз. В организациях все иначе. Если шофер работает по найму, а машина стоит на балансе, ответственность за безопасность участников дорожного движения отчасти ложится и на работодателя.
Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.
Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.
Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:
- Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
- Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
- Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
- Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
- Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.
Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.
Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:
- Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
- Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
- Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.
Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.
Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).
Для учета проведенных тренингов используется журнал.
Данная программа проведения первичного инструктажа по охране труда для водителя автомобиля разработана на основании Правил по охране труда на автомобильном транспорте, а также Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации.
№ п/п | Тема |
1. | Правила внутреннего трудового распорядка |
2. | Особенности и характеристика условий труда водителя автомобиля на геологоразведочном участке. Характерные причины несчастных случаев и заболеваний. |
3. | Порядок допуска к работе. Предварительный и периодический медицинские осмотры. |
4. | Опасные и вредные производственные факторы, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на водителя во время работы. Неблагоприятное воздействие вредных производственных факторов на организм человека. |
5. | Средства индивидуальной защиты водителя автомобиля и правила пользования ими |
6. | Техническое обслуживание, ремонт и проверка технического состояния автотранспортных средств, шиномонтажные работы, эксплуатация автотранспортных средств. |
7. | Требования безопасности при работе с инструментом, приспособлениями и оборудованием, правила электробезопасности |
8. | Основные требования безопасности при нахождении (проживании)на участке работ |
9. | Действия рабочего при возникновении с кем-то из работников несчастного случая |
10. | Пожарная безопасность на участке работ. Оказание первой доврачебной помощи при несчастных случаях |
11. | Изучение инструкций по охране труда: |
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации на работодателя возложена обязанность разработать для работников документацию по охране труда. Первичный инструктаж по охране труда проводится при устройстве на работу и предполагает, в том числе, ознакомление с инструкцией по охране труда. Ознакомление проводится с проставлением подписи работника:
- в журнале ознакомления с инструкциями по охране труда;
- либо в приложении к трудовому контракту;
- либо на листе ознакомления с инструкциями по охране труда.
При замене инструкции ознакомление производят снова.
Для многих профессий на уровне ведомств разработаны типовые инструкции, которые можно использовать при составлении ИОТ для конкретной должности на конкретном предприятии. Для водителей разработаны следующие типовые инструкции:
- ТИ Р М-008-2000. Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей внутризаводского транспорта;
- ТОИ Р-200-01-95 Типовая инструкция по охране труда для водителей автомобилей и другие.
Правила и необходимость проведения предрейсового инструктажа водителей по БДД – образец инструкции и программы
Проведение мероприятий по охране труда и профилактике нарушений правил дорожного движения являются неотъемлемой частью условий осуществления трудовой деятельности профессиональными водителями.
На каждом автотранспортном предприятии существует должность специалиста по охране труда, который должен осуществлять перечень мероприятий, в том числе и предрейсовый инструктаж водительского состава.
Проведение данной процедуры в соответствии с нормами трудового законодательства является одним из важных обстоятельства сохранения жизни не только водителя, но и пассажиров транспортного средства.