Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые риски при продаже металлолома, образовавшего в результате ремонта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Когда ИП или компания покупает или получает металлолом, они становятся налоговыми агентами, если поставщим — плательщик НДС. И неважно, какой налоговый режим применяют покупатели: УСН, патент — даже если они освобождены от НДС по ст. 145 НК РФ — при работе с металлоломом придется рассчитать и уплатить НДС. Это не касается только посредников (агентов, комиссионеров), которые покупают лом для других компаний (принципалов, комитентов).
Подлежит ли обложению НДС реализация металлолома и макулатуры?
При реализации лома и отходов черных и цветных металлов, а также макулатуры, полученных при переработке имущества, являющегося государственной (муниципальной) собственностью и закрепленного за налогоплательщиком на праве оперативного управления, применяется порядок исчисления НДС, предусмотренный п. 8 ст. 161 НК РФ, согласно которому НДС исчисляют и уплачивают покупатели (получатели) указанного имущества – налоговые агенты. Они обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.
При этом согласно абз. 2 п. 8 ст. 161 НК РФ при реализации данных товаров, а также при получении предварительной оплаты (частичной оплаты) продавец (государственное учреждение) этих товаров составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм НДС. В указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом». В договоре также должна быть сделана соответствующая запись.
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, № 03-07-11/26184, от 30.08.2019 № 03-07-11/66759.
Как работать со счетами-фактурами при покупке и продаже металлолома
В законодательстве нет особых правил оформления и регистрации счетов-фактур при работе со вторсырьем (постановление Правительства от 26.12.2011 № 1137). В качестве инструкции возьмите письмо ФНС от 16.01.2018 № СД-4-3/480 с приложениями. В них есть коды операций, которые понадобятся при внесении счетов-фактур в книги покупок и продаж и журнал учета.
Шаг 1. Покупатель перечисляет аванс и выполняет некоторые действия за продавца. Налоговый агент рассчитывает НДС с аванса, регистрирует счет-фактуру от продавца на аванс в книге продаж, указывает сумму НДС, свой счет-фактуру не составляет.
Шаг 2. Теперь налоговый агент действует как покупатель. Принимает к вычету НДС с аванса. Регистрирует счет-фактуру от продавца на аванс в книге покупок с указанием суммы НДС. Свой счет-фактуру не составляет. Покупатели на спецрежимах или освобожденные от НДС могут внести такой счет-фактуру в книгу продаж со знаком “минус” (письмо ФНС от 19.04.2018 № СД-4-3/7484).
Шаг 3. Прошла отгрузка, покупатель выполняет некоторые действия за продавца. Начисляет НДС с отгрузки, вносит в книгу продаж счет-фактуру от продавца на отгрузку с суммой НДС. Свой счет-фактуру не составляет.
Принимает НДС с аванса к вычету, регистрирует в книге покупок счет-фактуру от продавца на аванс с указанием НДС.
Шаг 4. Теперь налоговый агент действует как покупатель. Если налоговый агент — плательщик НДС, он принимает сумму НДС с отгрузки к вычету, вносит в книгу покупок счет-фактуру на отгрузку от продавца, с указанным НДС.
Если налоговый агент не является плательщиком НДС, он не имеет права на вычет и в книгу покупок ничего не вносит.
После этого налоговый агент (и плательщик, и не плательщик НДС) восстанавливает НДС, принятый к вычету с аванса и вносит в книгу продаж счет-фактуру от продавца на аванс с указанием суммы НДС. Свой счет-фактуру не составляет.
НДС при реализации лома и отходов металлов учреждениями
Автор: Зарипова М., эксперт журнала
Комментарий к Письму Минфина РФ № 03-07-11-26057.
Согласно положениям Инструкции № 157н[1] отходы в виде металлолома не являются основными средствами и квалифицируются как материальные запасы.
В пункте 34 Инструкции № 174н[2] предложено две проводки по оприходованию прочих материалов, остающихся в распоряжении учреждения:
Первый способ
Второй способ
Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»
Кредит счета 0 401 10 172 «Доходы текущего финансового года от операций с активами»
Дебет счета 0 105 36 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)»
Кредит счета 0 401 10 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления»
Первый способ учреждение применяет при оприходовании материальных запасов, образующихся в результате ликвидации основных средств (например, списания автомобилей), а второй – в случае, когда материалы (макулатура, металлолом, ветошь и т. д.) образуются в процессе проведения ремонтных работ.
Поскольку отражение хозяйственных операций по оприходованию металлолома с применением счетов 0 401 10 172 и 0 401 10 199 не противоречит действующим положениям Инструкции № 174н, способ отражения в учете данного нефинансового актива должен быть закреплен в учетной политике организации.
Как отмечено в комментируемом Письме Минфина РФ от 12.04.2019 № 03-07-11/26057, реализация лома учреждением на территории РФ признается объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146, п. 3 ст. 38 НК РФ). В соответствии с п. 8 ст. 161, п. 3.1 ст. 166 НК РФ НДС при реализации лома и отходов черных и цветных металлов, вторичного алюминия и его сплавов исчисляют и уплачивают налоговые агенты – покупатели лома и отходов. Налоговая база рассчитывается ими исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой на основании ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога.
При реализация лома учреждением выставление счетов-фактур налоговыми агентами гл. 21 НК РФ не предусмотрено. Продавец металлолома (в данном случае – учреждение) должен составить счет-фактуру без учета сумм налога с указанием: «НДС исчисляется налоговым агентом» (ст. 168 НК РФ). Аналогичные разъяснения были ранее приведены в Письме ФНС РФ от 16.01.2018 № СД-4-3/480@.
Согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ от НДС освобождается реализация лома и отходов черных и цветных металлов. В силу пункта 6 статьи 149 НК РФ налогоплательщики, совершающие перечисленные в статье 149 НК РФ операции, освобождаются от уплаты НДС при наличии у них соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой согласно законодательству.
По мнению Минфина России (письмо от 02.09.2015 № 03-07-07/50555), реализация на территории РФ лома черных металлов, образовавшегося у налогоплательщика в процессе собственного производства, не подлежит обложению НДС независимо от наличия лицензии.
Таким образом, реализация лома черных и цветных металлов освобождается от обложения НДС.
В январе 2018 года признано утратившим силу положение о предоставлении льготы по НДС при реализации металлического лома. Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ недействителен в соответствии с Федеральным законом № 335 от 27 ноября 2017. Поэтому учет реализации металлолома и расчеты налоговой базы теперь производят по новым правилам.
Сумму НДС удерживают с налоговых агентов, которыми согласно со ст. 161 НК РФ признаются всех покупателей металлического лома, за исключение физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, пункты приема – налоговые агенты, которые рассчитывают и уплачивают НДС в бюджет, вне зависимости от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и прочих обязательств, установленных гл. 21 НК РФ. Подобный налоговый учет металлолома обязателен даже для плательщиков, применяющих специальный режим (ст. 26 НК РФ).
Выбор системы налогообложения
Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.
Налоговый учет металлолома в 2019 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль. Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов. Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.
Каким образом происходит расчет налога к уплате в бюджет у налогового агента?
НДС к уплате в бюджет за квартал, который является налоговым периодом для оговариваемого налога, покупатель металлолома — налоговый агент должен рассчитать по следующей формуле:
Про начисление НДС мы уже рассказали. Остановимся на двух других показателях формулы.
Восстанавливать НДС покупателю нужно (абз. 4 подп. 3 п. 3 и абз. 6 подп. 4 п. 3 ст. 170 НК):
- при получении металлического лома, в счет которого ранее перечислялся аванс и принимался НДС к вычету;
- возврате аванса;
- уменьшении стоимости/количества лома по соглашению с продавцом, т. е. при корректировке суммы налога, ранее предъявленной к вычету.
Вычеты по НДС приобретателя лома описаны в п. 4.1 ст. 173 НК.
При продаже металлического лома нужно ли платить НДФЛ
Уплачивается ли налог на сдачу металлолома физ лица, рассматривается в статьях 228, 217 НК.
Уплата НДФЛ осуществляется при невозможности доказать факт владения от трех лет.
НДФЛ не платится в следующих случаях:
- если продавец — резидент РФ;
- право на собственность подтверждено документально (чеки, акты приема-передачи, договоры отчуждения);
- владение от 3 лет.
Право на собственность может фиксироваться актом приема-передачи в месте сбора металлических отходов (п.10 №369 «Об утверждении правил обращения с ломом»).
Различия у экспортеров товаров
У экспортеров товаров показатели деклараций по налогу на прибыль и по НДС не могут совпадать, поскольку экспортная выручка учитывается и отражается в них в разные периоды.
Так, по налогу на прибыль экспортная выручка учитывается в периоде реализации товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 249, п. 3 ст. 271 НК РФ).
А по НДС в периоде (п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ):
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Причины расхождений придется объяснять налоговикам. Заметим, что пояснения инспекция запросит и в случае ошибок в декларации по НДС. Но в любом случае пояснения нужно представлять в электронном виде. Срок – в течение 5 дней после получения от инспекции требования об их представлении.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
электронное издание
100 БУХГАЛТЕРСКИХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ ЭКСПЕРТОВ
Полезное издание с вопросами ваших коллег и подробными ответами
наших экспертов. Не совершайте чужих ошибок в своей работе!
Свежий выпуск издания доступен подписчикам бератора бесплатно.
Законны ли требования налоговой? Позиция судов
Налогоплательщики неоднократно пытались оспорить законность отправки данных требований.
Судебная практика на стороне налоговой и подтверждает, что требования законны. Точку в этом вопросе поставил Верховный Суд РФ, в Определении от 26.07.2018 № 307-КГ18-10196. Отметив, что «оспариваемое требование инспекции направлено на установление правильности заполнения обществом налоговой декларации по НДС, имеет целью устранение сомнений о возможных ошибках и противоречий в представленной им отчетности, требование не нарушает права и законные интересы общества».
Суды указывают, что налоговые органы выносят требования в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ, чтобы устранить сомнения в возможных ошибках в отчётности при выявлении в процессе камеральной проверки расхождений данных в рамках одной отчётной формы, или при сравнении аналогичных показателей в нескольких документах.
Поэтому требование о предоставлении пояснений при расхождении налоговой базы по НДС и прибыли законно. В большинстве случаев оно не требует представления уточнённых деклараций, а нужно лишь для проверки правильности заполнения деклараций по НДС и прибыли.
Реализация металлолома
Казенные учреждения могут реализовать материальные ценности (в т. ч. металлолом) только с согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298 ГК РФ).
В случае передачи объектов нефинансовых активов, предназначенных к утилизации, организации-переработчику, документальное оформление переработки должно осуществляться в соответствии с заключенным договором.
Согласно пункту 11 Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 (далее — Правила) прием лома и отходов цветных металлов осуществляется с обязательным составлением организацией, осуществляющей прием лома и отходов цветных металлов, на каждую партию лома и отходов приемосдаточного акта по форме согласно Приложению № 1 к Правилам. Приемосдаточный акт составляется в 2-х экземплярах (один передается лицу, сдающему лом и отходы цветных металлов, второй остается у лица, осуществляющего прием).
В учете казенного учреждения начисление доходов, полученных от реализации металлолома, следует отразить в момент перехода права собственности согласно условиям заключенных договоров бухгалтерскими записями (п. 78 Инструкции № 162н):
Дебет 1 205 74 560 «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от операций с материальными запасами» Кредит 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами»
Согласно пункту 26 Инструкции № 162н списание металлолома при реализации перерабатывающей организации отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 1 401 10 172 «Доходы от операций с активами» Кредит 1 105 00 000 «Материальные запасы» (010531440 — 010536440)
При реализации металлолома организации-переработчику оформляется Накладная на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205) (Приложение № 5 к Приказу № 52н). Средства за металлолом покупатель должен перечислить в доход бюджета (п. 3 ст. 41, п. 1 ст. 51, ст. 57, ст. 62, п. 3 ст. 161 БК РФ), для этого учреждение передает покупателю реквизиты, включая код доходов по бюджетной классификации.
Кпс В 2020 Году Доходы От Сдачи Металллоломадля Бюджетных Учреждений
» Автор Дарья Александровна На чтение 10 мин. Опубликовано 08/26/2020 Также на практике проведения закупок по нескольким КВР возникают вопросы с правильным отражением кодов, что определяется применением классификации.
Для этого случая 34-36 разряды идентификационного кода закупки формируются особым образом: в 34-36 разрядах ставится «0», если эти траты подлежат отражению по нескольким КВР.КВР и КОСГУ — это специальные шифры, которые необходимы для работы бухгалтеров бюджетной сферы.
Поговорим об изменениях 2020 года в применении кодов видов расходов (КВР) и классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ).8 ст. 161 НК РФ). То есть реализация лома черных и цветных металлов больше не числится в списке операций, освобожденных от обложения НДС, как это было ранее (пп.
25 п. 2 ст. 149 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2018). И отмена льготы по НДС при реализации металлолома – это уже свершившийся факт.
Кроме того, федеральные бюджетные и автономные учреждения вправе принимать самостоятельно решение о списании ОЦДИ, находящегося у них на праве оперативного управления и приобретенного за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности (пп. «к» п. 4 Положения № 834). Однако списание недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и ОЦДИ, закрепленного учредителем за федеральными бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления либо приобретенного ими за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества, эти учреждения обязаны согласовывать с федеральными органами государственной власти (федеральными государственными органами), осуществляющими функции и полномочия учредителя (пп.Планирование расходов организации бюджетной сферы также составляется в разрезе кодов ОСГУ.
Рекомендуем прочесть: Лготы ветеранам боевых действий в хабаровске
После составления плана затрат учреждение готовит план закупок и план-график на соответствующий финансовый период. Это документы в сфере закупок также готовятся на основании классификаторов кодов ОСГУ.Чтобы
Декларация по налогу на прибыль
Целесообразно списание понесенных затрат на увеличение стоимости переработанного вторсырья, которое в дальнейшем будет задействовано на производстве или реализовано. Максимально удобный вариант – сотрудничество со специализированными пунктами приема лома, выстроенное так, чтобы производственное предприятие оплачивало стоимость отходов, их заготовку и транспортировку.
В этом случае расходы включают в закупочную стоимость, не выделяя отдельно при оценке металлического лома. Расходы, сопряженные с переработкой, записывают на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». При этом затраты не повлияют на стоимость металлолома, который отражен в виде материально-производственных запасов.
В январе 2018 года признано утратившим силу положение о предоставлении льготы по НДС при реализации металлического лома. Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ недействителен в соответствии с Федеральным законом № 335 от 27 ноября 2017. Поэтому учет реализации металлолома и расчеты налоговой базы теперь производят по новым правилам.
Сумму НДС удерживают с налоговых агентов, которыми согласно со ст. 161 НК РФ признаются всех покупателей металлического лома, за исключение физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, пункты приема – налоговые агенты, которые рассчитывают и уплачивают НДС в бюджет, вне зависимости от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и прочих обязательств, установленных гл. 21 НК РФ. Подобный налоговый учет металлолома обязателен даже для плательщиков, применяющих специальный режим (ст. 26 НК РФ).
Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.
Налоговый учет металлолома в 2019 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль. Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов. Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.
Основные преимущества «упрощенки»:
- простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
- предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
- УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.
Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.
До 2021 года продажа лома черных и цветных металлов являлась операцией, освобожденной от начисления и уплаты НДС. Однако начиная с 01.01.2018 подп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ был упразднен, вследствие чего реализация лома подпала под обложение НДС.
Произошло это с введением в действие закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ. Его положения не только отменили льготу по лому, но и определили совершенно новую категорию налоговых агентов. Теперь таковыми выступают те, кто приобретает металлический лом, будь то цветной металл или черный, алюминий вторичный и его сплавы, а также сырые шкуры.
ВАЖНО! Операции, связанные с продажами сырых шкур животных, ранее не льготировались. НДС с них исчислял и уплачивал продавец в обычном порядке.
Далее разберем, каким образом на приобретающего лом хозсубъекта лягут функции налогового агента по НДС и как ему с ними справиться.
Основное изменение — переход обязанности по уплате НДС при реализации металлолома от продавцов к покупателям. Это означает, что с 01.01.2018 покупатели лома признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исполнять все обязанности в связи с этим (по уплате налога и подаче декларации).
Сразу возникает два вопроса: почему это коснулось продавцов металлолома (а не какого-то другого материала или товара) и почему это произошло именно с 01.01.2018?
Выполнить агентские функции по НДС придется экономическим субъектам — приобретателям лома, но лишь если продавцы находятся на общем режиме и не применяют никаких освобождений по налогу. В подобных ситуациях совершенно неважно, является ли агент плательщиком НДС или нет.
ВАЖНО! Посредники, приобретающие металлолом и пр. для третьих лиц, налоговыми агентами не выступают. Все обязательства, связанные с подсчетом и уплатой налога, должны будут исполнить именно покупатели указанного товара — комитенты и принципалы.
Порядок действий при оформлении сделки будет следующим:
- При получении аванса или выписке отгрузочных документов продавец делает особую пометку на счете-фактуре «НДС исчисляется налоговым агентом».
- Принимающая лом сторона при получении приведенного выше документа от продавца высчитывает базу и начисляет налог к уплате.
Когда же лом приобретается у спецрежимников, лиц освобожденных от уплаты НДС, физлиц без предпринимательского статуса — одним словом, неплательщиков НДС, покупателю не нужно выполнять функции агента по НДС. Спецрежимники и «освобожденцы» выставляют счет-фактуру с о. При его невыставлении данная отметка должна присутствовать в передаточном документе (накладной, закупочном акте) либо же в договоре прописывается отдельное условие.
Об особенностях выставления и оформления всей необходимой документации более подробно в каждой из приведенных ситуаций мы остановимся в разделах ниже, а далее расскажем о случаях, когда продающая металлолома сторона самостоятельно рассчитывает и перечисляет НДС в бюджет.
Налоговый агент – это агент, на которого возлагается обязанность за удержание у налогоплательщика и перечисления налога в бюджет государства.
Налоговые агенты обязаны рассчитать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС независимо от того, исполняют ли они обязанности плательщика НДС или нет.
Обязанности налогового агента у покупателя возникают только тогда когда покупается лом или цветной металл у плательщиков НДС.
Для того, что бы покупатель лома знал, что приобретает товар у неплательщика НДС, продавец в обязательном порядке должен сделать запись в договоре и в первичном учетном документе «Без налога НДС» или хотя бы поставить такую отметку.
Продавец должен оплачивать НДС в следующих случаях:
- При продаже металлолома физическому лицу;
- Отправка металлолома за границу, то есть на экспорт;
- Продавец теряет право на специальный налоговый режим или освобождается от НДС.
Налог на прибыль при реализации металлолома
При выставлении счетов-фактур на отгрузку отгружающая сторона должна зафиксировать их в книге продаж. Существуют определенные нюансы заполнения этого налогового регистра в данной ситуации:
- В гр. 2 «Код вида операции» должен быть отражен код либо 33, либо 34 — в зависимости от того, при совершении какого события выписывается счет-фактура (получение аванса или осуществление отгрузки).
- В гр. 14 «Стоимость без НДС» находит свое отражение или сумма полученного аванса без налога, либо стоимость отгруженного лома. И тот и другой показатель отражаются, соответственно, без учета налога.
- Гр. 13б «Стоимость с НДС» и 17 «НДС» прочеркиваются или же заполняются нулевым значением.
Заполнение книги покупок продавцом будет происходить, только если последний выписал корректировочный счет-фактуру на уменьшение поставки. В гр. 2 пойдет код 34, в гр. 15 — разность в стоимости с НДС, в гр. 16 «НДС к вычету» — 0 или прочерк.
ВНИМАНИЕ! С 01.07.2021 книги продаж и покупок оформляются по новым формам. Подробности см. здесь.
Каждую счет-фактуру, полученную от продавца, принимающая лом сторона должна занести в книгу продаж, ведь по сделке она выступает налоговым агентом по исчислению и уплате налога. Сразу оговоримся, что ею ведется единый регистр, несмотря на то что она действует и в качестве продавца в части исчисления и уплаты НДС, и в качестве покупателя.
В гр. 2 при операциях с ломом нужно занести один из кодов для соответствующей ситуации:
- 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного документа, чтобы исчислить НДС с аванса/отгрузки вместо продавца;
- 43 — при отражении авансового счета-фактуры, чтобы после отгрузки лома продавцом восстановить вычет НДС с аванса в качестве покупателя.
Также возможно приведение и других кодов.
Гр. 13б (стоимость с НДС) заполняется или суммой аванса с НДС, или суммой, отражающей стоимость товаров с НДС. Всё зависит от того, происходит ли регистрация авансового или отгрузочного документа.
В гр. 14 (стоимость без НДС) проставляется или сумма аванса без НДС, или стоимость товаров без НДС.
Для внесения значения в гр. 17 сумма НДС с аванса или с отгрузки определяется расчетным методом по формулам, представленным нами выше.
Сторона, приобретающая лом у налогоплательщика НДС, вносит в книгу покупок полученные авансовые и отгрузочные счета-фактуры. Так же, как и книга продаж, книга покупок у налогового агента одна, хотя действует он и вместо продавца, и как покупатель.
В гр. 2 книги покупок покупатель отражает коды:
- 41/42 — при регистрации авансового/отгрузочного счета-фактуры для вычета НДС с аванса/покупки в качестве покупателя;
- 43 — при фиксации авансового счета-фактуры для вычета НДС с аванса вместо продавца.
Возможно отражение и других кодов.
Гр. 15 (стоимость с НДС) будет служить для указания либо аванса за лом с НДС либо стоимости самого лома с НДС.
Для отражения значения в гр. 16 (сумма НДС) книги покупок налоговый агент — покупатель металлолома должен вычислить величину налога расчетным методом.
Декларация по налогу на прибыль
Целесообразно списание понесенных затрат на увеличение стоимости переработанного вторсырья, которое в дальнейшем будет задействовано на производстве или реализовано. Максимально удобный вариант – сотрудничество со специализированными пунктами приема лома, выстроенное так, чтобы производственное предприятие оплачивало стоимость отходов, их заготовку и транспортировку.
В этом случае расходы включают в закупочную стоимость, не выделяя отдельно при оценке металлического лома. Расходы, сопряженные с переработкой, записывают на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». При этом затраты не повлияют на стоимость металлолома, который отражен в виде материально-производственных запасов.
В январе 2018 года признано утратившим силу положение о предоставлении льготы по НДС при реализации металлического лома. Подпункт 25 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ недействителен в соответствии с Федеральным законом № 335 от 27 ноября 2017. Поэтому учет реализации металлолома и расчеты налоговой базы теперь производят по новым правилам.
Сумму НДС удерживают с налоговых агентов, которыми согласно со ст. 161 НК РФ признаются всех покупателей металлического лома, за исключение физлиц, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.
Соответственно, пункты приема – налоговые агенты, которые рассчитывают и уплачивают НДС в бюджет, вне зависимости от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость и прочих обязательств, установленных гл. 21 НК РФ. Подобный налоговый учет металлолома обязателен даже для плательщиков, применяющих специальный режим (ст. 26 НК РФ).
Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.
Налоговый учет металлолома в 2019 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль. Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов. Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.
Основные преимущества «упрощенки»:
- простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
- предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
- УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.
Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.