Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как Роструд проверяет работодателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если инспекторы нашли нарушения, они составят предписание об их устранении в определённый срок. Устраняйте нарушения вовремя, тогда у вас будет шанс обойтись без штрафа и получить только предупреждение.
Виды проверок трудовой инспекцией
Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. О плановой проверке работодатель может узнать заранее либо на сайте Генпрокуратуры, либо на сайте Федеральной службы по труду и занятости. Не позднее, чем за три дня до начала проверки, инспекция труда уведомляет об этом работодателя (п. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).
Как плановые, так и внеплановые проверки могут быть выездными или документарными. Выездной вид проверки предполагает личное присутствие инспектора. При такой проверке сотрудники Федеральной службы по труду и занятости вправе запросить по теме проверки документы за любой период
При документарной проверке инспекция запрашивает заверенные копии документов для исключения возможных нарушений. В случае возникновения у инспекции подозрений в правомерности действий со стороны работодателя, последнему нужно будет отправить заверенные копии необходимых подтверждающих документов.
При этом если к плановой проверке можно подготовиться заранее, то от внеплановых не застрахован ни один работодатель. Одна из наиболее частых причин такой проверки – жалобы самих же сотрудников на нарушение их трудовых прав.
Сообщите письмом в ГИТ, что исполнили предписание и приложите копии подтверждающих документов по каждому пункту. Если этого не сделать, вам назначат повторную внеплановую проверку.
Если не можете устранить нарушение в срок, направьте в ГИТ ходатайство о продлении. Это нужно сделать не позднее, чем за 5 рабочих дней до истечения срока, который указан в предписании. В ходатайстве пропишите причины задержки и перечислите, что уже выполнили. В этом случае ГИТ может продлить срок.
Плановые проверки работодателей
23 июля 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230, утвердившее новое положение о порядке и правилах проведения плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки работодателей, проведение которых запланировано на текущий год и дата начала которых наступает после 23 июля 2021 года, проводятся уже по новым правилам.
Плановые проверки проводятся на основании плана проведения плановых контрольных мероприятий на очередной календарный год, согласованного с органами прокуратуры.
Согласно новому порядку, который основывается на риск-ориентированном подходе, периодичность проведения плановых проверок напрямую зависит от того, к какой группе риска отнесен работодатель. Всего новые правила выделяют 5 групп риска: высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Отнесение работодателя к той или иной группе риска осуществляется на основании решения государственного инспектора труда.
С учетом присвоенной работодателю степени риска плановые проверки проводятся со следующей периодичностью (п. 15 Положения):
- 1 раз в 2 года – при высоком риске;
- 1 раз в 3 года – при значительном риске;
- 1 раз в 5 лет – при среднем риске;
- 1 раз в 6 лет – при умеренном риске.
Новые сроки проверок трудовой инспекции с 2021 года
Как мы уже говорили выше, сроки проведения трудовых проверок по сравнению с ранее действовавшими были существенным образом сокращены.
Так, срок проведения документарной проверки по новым правилам не может превышать 10 рабочих дней (ранее указанный срок составлял 20 рабочих дней). В указанный срок не включается период с момента направления ГИТ требования представить необходимые документы до момента их представления в инспекцию.
Также в общий срок не включается период с момента направления работодателю информации о выявлении ошибок и противоречий в представленных документах до момента представления соответствующих пояснений (п. 46 Положения).
Одновременно вдвое (с 20 до 10 рабочих дней) были сокращены предельные сроки проведения выездных проверок работодателей. При этом новые правила отдельно оговаривают, что в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок выездной проверки не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия.
Если выездная проверка проводится в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких регионов, то срок проверки устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации-работодателя (п. 49 Положения).
Срок проведения инспекционного визита на одном производственном объекте (территории) составляет один рабочий день (ст. 70 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
Что же касается рейдового осмотра, то предельный срок его проведения составляет 10 рабочих дней, а проверка отдельного работодателя в период проведения рейдового осмотра не может занимать более одного рабочего дня.
Плановые проверки работодателей
23 июля 2021 года начало действовать Постановление Правительства от 21.07.2021 г. № 1230, согласно которому утверждено новое положение о правилах и механизме осуществления плановых и внеплановых проверок работодателей. Плановые проверки в текущем году, дата которых была позже 23 июля, проводились уже по обновленным правилам.
Плановые проверки осуществляются согласно плану проведения контрольных мероприятий на будущий календарный год, который согласовывается с прокуратурой.
В соответствии с новым порядком, основанным на риск-ориентированном подходе, на периодичность осуществления плановых проверок влияет группа риска, к которой отнесен работодатель. Всего выделено 5 групп риска — высокий, значительный, средний, умеренный и низкий. Решение о том, к какой группе риска относится работодатель, принимается инспектором по труду.
Когда работодателю присвоена та или иная группа риска, плановые проверки осуществляются по такой периодичности:
- высокий — раз в 2 года;
- значительный — раз в 3 года;
- средний — раз в 5 лет;
- умеренный — раз в 6 лет.
Новые способы контроля работодателей
При проведении контрольного мероприятия (планового или внепланового) инспекторы могут применять документарные или выездные проверки. В данном случае нет никаких изменений в части механизма осуществления контроля. Однако при этом сократили сроки проведения этих проверок.
Но теперь трудовая инспекция может использовать новые способы контроля работодателей в сфере трудовых правоотношений — инспекционный визит и рейдовый осмотр.
Инспекционный визит представляет собой краткосрочную проверку в течение 1-го дня, проводимую на территории работодателя. В ходе данного контрольного мероприятия проводится осмотр производств и помещений, осуществляется опрос сотрудников и начальства, а также получение письменных пояснений и истребование документации. Инспекционный визит не предусматривает предварительное уведомление работодателя о его проведении, однако он должен обеспечить беспрепятственный доступ сотрудников трудовой инспекции к своей территории.
Рейдовый осмотр представляет собой краткосрочную проверку работодателей, находящихся на конкретной территории. К примеру, это может быть район муниципального образования или областного центра. При проведении рейдового осмотра специалисты ГИТ имеют право не только проводить осмотр, но и опрашивать работников, получать письменные объяснения, требовать документы для проверки и назначать экспертизу.
При рейдовом осмотре работодатели должны обеспечить специалистам ГИТ доступ к производственным объектам и помещениям (исключение — жилые), которые указаны в решении о проведении рейдового осмотра.
Важно! Инспекционный визит и рейдовый осмотр имеют только внеплановый характер. Данные контрольные мероприятия осуществляются по согласованию с прокуратурой, а работодателей уведомлять не требуется.
Возможность исключения организации из реестра проверок
Как говорилось ранее, в настоящее время компаниям присваиваются степени риска, в зависимости от которых определяется частота проводимых проверочных мероприятий.
Степень риска оценивается, в основном, по экономическим показаниям, налоговым, пенсионным, социальным отчётам, своевременности сдачи отчётности.
Так, например, организации с высоким уровнем риска могут проверять до 2 раз в год, а при чрезвычайном уровне проверки проводятся не чаще 1 раза в год.
В обязательном порядке проверкам подвергнуться организации важнейших для населения направлений: здравоохранение, обучение, социальная сфера и т.д.
Если организация не относится к социальной сфере деятельности, то освободить от проверок и исключить из реестра проверок возможно путём подтверждения низкого уровня риска при ведении бизнеса.
Для этого нужно:
- Собрать пакет документов, состоящий из:
- заявления на отказ от проверок по установленной форме;
- отчета с финансовыми результатами деятельности организации;
- отчёта о страховых взносах.
- Направить пакет документов в адрес контролирующих органов.
Срок ответа на заявление не может превышать 10 дней. В случае отрицательного ответа в нём должны содержаться мотивированные обоснования такого решения.
Таким образом, в 2023 году проверки возобновляются, но с применением определённых принципов и ограничений, позволяющим предпринимателям свободно вести свою деятельность при условии соблюдения законодательства.
Формы проверок. Полномочия ГИТ в рамках документарных проверок
Любая проверка ГИТ (как плановая, так и внеплановая) может проводиться в документарной или выездной форме. Форма контроля указывается в плане и распоряжении на ее проведение (по внеплановым проверкам — только в распоряжении).
ВАЖНО! Фактические действия инспекторов должны соответствовать форме проверки. Они не вправе явиться на предприятие, если проверка определена в распоряжении как документарная.
Осуществляемая Рострудом проверка по документам состоит из нескольких этапов:
- Инспекция направляет в адрес предприятия письменный запрос с указанием перечня требуемых документов.
- В течение 10 рабочих дней работодатель исполняет запрос.
- При выявлении в документах ошибок, неточностей, противоречий ГИТ предлагает работодателю предоставить пояснения и дополнительные документы.
- Если выявленные ошибки, неточности и противоречия не устранены, проверка трансформируется в выездную.
Полномочия инспекторов при проведении проверок
Права государственных инспекторов труда закреплены в ст. 357 ТК РФ. Так, в рамках проверки они могут:
- в любое время суток беспрепятственно посещать территорию любых работодателей (в том числе и физических лиц);
- запрашивать у работодателей документы, объяснения и иную информацию;
- отбирать для анализа образцы обрабатываемых и используемых веществ и материалов и т. д.
Кроме того, на основании ст. 12 Конвенции МОТ инспектора ГИТ могут задавать вопросы непосредственно персоналу предприятия.
Вместе с тем проверяющие должны неукоснительно соблюдать требования закона (ст. 358 ТК РФ). Работодателю необходимо изучить, какие обязанности и ограничения установлены для инспекторов. В случае нарушений следует обжаловать их действия. Так, пройти на территорию работодателя инспектора могут только при предъявлении служебных удостоверений и приказа о проверке (п. 47 Регламента).
Ограничения для проверяющих установлены в ст. 15 закона 294-ФЗ. Например, запрещено:
- проводить проверку в отсутствие руководителя предприятия, предпринимателя, другого должностного лица или уполномоченных ими представителей;
- запрашивать сведения, не относящиеся к предмету проверки;
- распространять полученную в ходе проверки информацию, составляющую охраняемую законом тайну;
- предлагать оплатить контрольные мероприятия;
- требовать информацию до начала проверки и т. д.
Безосновательное воспрепятствование проверяющим или уклонение от проверки грозит работодателю штрафами по ч. 1 ст. 19.4 и/или ст. 19.7 КоАП РФ.
Ограничения и требования, установленные законом для ГИТ
Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:
Ограничение | Комментарий |
По срокам извещения о начале проведения проверки | Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов. |
По продолжительности проверки | Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок – для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов. |
По запрашиваемым документам | Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено). |
Как проводится внеплановая проверка ГИТ. Что проверяет
Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.
Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:
- запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
- заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
- сведения, полученные из СМИ;
- информацию, поступившую от органов гос. власти.
Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:
- в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
- было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.
Какие изменения в порядке проверки работодателей утвердил Роструд
Приказ Роструда от 13.06.2019 № 160, зарегистрированный в Минюсте России 10 октября 2019 года регламентирует алгоритм назначения и проведения контрольных мероприятий, обязательный для каждого инспектора ГИТ. Новый регламент проверок ГИТ написан по нормам международных конвенций, Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Никаких новых правил для работодателя в нем нет, но есть новые требования для инспекторов, о которых полезно знать каждому работодателю и специалисту по охране труда.
- Информацию о плановых проверках теперь должны публиковать гораздо раньше, чем в начале января того года, в котором должна быть проведена проверка, и не позже 10 ноября года, предыдущего проверке. Сделано это, возможно для того, чтобы работодатели смогли тщательнее подготовиться к проверке (п .41 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160).
- Инспектору прямо запрещено требовать выполнения нормативных актов советского периода и документов Российской Федерации, не прошедших соответствующую регистрацию в Минюсте России и не опубликованных на официальном портале нормативно-правовой документации. (п. 8 приказа Роструда от 13.06.2019 № 160).
Например, в предписании инспектор не может больше указывать работодателю завести журнал учета выдачи инструкций по охране труда, или журнал их учета, а также журнал учета направлений на медосмотр.
Также, если предприятие не указало в своих ЛНА, что следует определенным ГОСТам, инспектору запрещено требовать от работодателя ведения документации или бланков по форме этих ГОСТ.
КАК ГИТ БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В 2021 ГОДУ?
Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.
Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:
- запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
- заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
- сведения, полученные из СМИ;
- информацию, поступившую от органов гос. власти.
Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:
- в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
- было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.
Ошибка: Работник подает анонимное заявление о нарушении своих трудовых прав работодателем. Он рассчитывается на то, что будет проведена внеплановая проверка руководителя.
Комментарий: Анонимные обращения граждан не могут служить поводом к проведению внеплановой проверки ГИТ.
Ошибка: Предприниматель предоставляет инспекторам ГИТ документы на проверку, которые не относятся к предмету проверки.
Комментарий: Несмотря на то, что закрытого перечня документов, которые ГИТ вправе потребовать предъявить в ходе проверки, не определено законом, предприниматель не обязан предоставлять бумаги, не относящиеся к предмету проверки.
Вопрос №1: Можно ли избежать плановой проверки ГИТ?
Ответ: Положениями ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определена возможность для предпринимателей и юрлиц, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, избежать проверки Государственной инспекции труда РФ путем подачи заявления с требованием исключить фирму из плана предстоящих проверок.
Вопрос №2: Как часто Государственная инспекция труда имеет право организовывать плановые проверки?
Ответ: Закон позволяет проводить подобные проверки максимум 1 раз в 3 года.
Как установило постановление Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969, продление моратория на проверки коснулось в 2021 году не всех, а только малых предприятий.
Однако и здесь есть исключение, если СМП относится к категории высокого риска, то проверка трудовой инспекции все равно нагрянет.
Поэтому плановые проверки ожидают и малые предприятия, и средние, и крупные, а также некоммерческие организации с численностью сотрудников до 200 человек, на которых высок риск пожаров, несчастных случаев, экологического ущерба и нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
Кроме того, уточняется, что запрет действует только для плановых проверок и не распространяется на административные расследования, которые проводятся по статье 28.7 КоАП.
Таким образом, инспектор ГИТ имеет право провести расследование при установлении нарушений трудового законодательства.
Напомним: для начала расследования достаточно только информации, указывающей на него: например, обращение работника.
При этом, инспекторы не обязаны уведомлять работодателя, а также согласовывать проведение расследования с прокуратурой.
Поэтому в рамках ограничений инспекторы использовали административные расследования без взаимодействия с работодателями.
Например: Роструд имеет право проводить мероприятия без взаимодействия, чтобы проверить, как организация провела специальную оценку условий труда (СОУТ) и оформила ее результаты (приказ Минтруда от 16.01.2019 № 13н).
При проверке инспекторы могут запросить только определенный перечень документов: он не вправе запрашивать документы и информацию, которые не относятся к предмету проверки.
Плановые проверки проводятся на основе чек-листов – это списки контрольных вопросов. То есть иных вопросов, кроме указанных в проверочных листах, инспекторы задавать не вправе. На текущий момент всего утверждено 133 чек-листа (приказ Роструда от 10.11.2017 № 655 в ред. Приказа Роструда № 201 от 11.04.2018 г. и № 153 от 3 августа 2020 г.).
Однако не все чек-листы утверждены на данный момент: например, Ростехнадзор пока не утвердил чек-лист по сосудам под давлением
Правовые основы проведения проверок Государственной инспекцией труда содержатся в следующих нормативных актах:
- конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда…» от 11.07.1947 № 81 (далее — Конвенция МОТ);
- глава 57 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ);
- закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон 294-ФЗ);
- Положение о надзоре за соблюдением трудового законодательства, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 (далее — Положение);
- Административный регламент исполнения ГИТ функции по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н (далее — Регламент);
- Методические рекомендации по планированию ГИТ в субъектах РФ мероприятий по надзору за соблюдением трудового законодательства, утв. приказом Роструда от 28.10.2010 № 455 (далее — Методические рекомендации).
Надзорная деятельность трудовой инспекции направлена на обнаружение любых нарушений законодательства о труде и привлечение виновных в них лиц к ответственности. Для этого законом как раз и предусмотрена такая форма надзора, как проведение плановых и внеплановых проверок (ст. 356 ТК РФ).
Методические рекомендации (подп. 2.6 п. 2) выделяют комплексные и тематические плановые проверки ГИТ. Предмет первых — соблюдение трудового законодательства в целом (по основным институтам трудового права). Тематические проверки могут касаться определенного аспекта трудовых отношений, например:
- их надлежащего оформления;
- оплаты труда;
- заключения коллективного договора;
- рабочего времени и времени отдыха;
- предоставления гарантий и компенсаций;
- обеспечения средствами индивидуальной защиты;
- оформления и расследования несчастных случаев на производстве;
- соблюдения трудовых прав женщин и т. д.
На практике в планах в качестве цели проверки указывается «соблюдение законодательства о труде и об охране труда». Предугадать заранее, что именно будет интересовать инспекторов, вряд ли возможно.
ГИТ также вправе проверять выполнение предписаний об устранении нарушений и проведении мероприятий по их предотвращению, выданных по результатам ранее проведенных проверок.
Соблюдение работодателем условий локальных нормативных актов (ЛНА), коллективных и трудовых договоров прямо не включено в предмет проверок ГИТ. Но обязанность по их исполнению установлена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ. Поэтому проверки проводятся и в этой части.
Как узнать, когда будет проверка трудовой инспекции? Сделать это можно 2 способами:
- Во-первых, трудовые инспекции по субъектам РФ обязаны публиковать планы на официальном сайте в интернете (ч. 5 ст. 9 закона 294-ФЗ). Обычно план размещается в виде файла в формате Excel. Среди прочих сведений указывается и месяц начала проверки. Срок размещения — до 1 декабря года, предшествующего году проверки (п. 40 Регламента).
- Во-вторых, в срок до 31 декабря каждого года сведения о проверках на будущий год включаются в единый сводный план проверок субъектов предпринимательства (ч. 7 ст. 9 закона 294-ФЗ).
На сайте Генеральной прокуратуры РФ имеется сервис, позволяющий выяснить наличие запланированных в отношении предприятия проверок (причем не только со стороны ГИТ). Для этого достаточно ввести хотя бы ИНН организации или предпринимателя. В результате будут показаны:
- проверяющие органы;
- предмет проверки;
- месяц начала проверки;
- срок проверочных мероприятий.
Конкретную дату начала проверки заранее узнать невозможно. Однако, согласно ч. 12 ст. 9 закона 294-ФЗ, о начале контрольных мероприятий предприятие уведомляется не позднее чем за 3 рабочих дня до начала проведения путем направления копии соответствующего приказа.
Особенности проверки работодателей трудинспекцией в 2021 году
- невыплата (задержка) или неполная выплата заработной платы в установленный срок;
- установление зарплаты в размере меньшем, чем это предусмотрено трудовым законодательством, то есть ниже МРОТ;
- невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
- поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
- жалоба работника на нарушение трудовых прав;
- запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте;
- приказ руководителей трудовой инспекции или Федеральной службы по труду, изданный на основании поручения Правительства РФ, Президента РФ или прокурора.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Роструд или в его территориальный орган, а также обращения и заявления, в которых отсутствуют сведения об указанных фактах, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки работодателя.
О проведении внеплановой проверки работодатель уведомляется уполномоченным должностным лицом Роструда или его территориального органа, которому поручено проведение проверки, не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Внеплановая проверка работодателя может проводиться в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
Плановая проверка возможна в отношении любых организаций и выполняется один раз в три года.
Для ее осуществления достаточно наличие оснований, указанных в Федеральном Законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ:
- прошло три года со дня государственной регистрации работодателя;
- вышел трехлетний срок с момента завершения последней плановой проверки;
- работодатель фактически осуществляет свою предпринимательскую деятельность в течение трех лет (с момента подачи особого извещения в уполномоченный орган).
Данный список оснований является закрытым, то есть проверяющие не имеют права называть иные причины для осуществления запланированных проверок соблюдения норм трудового права.
Проверку государственной инспекции труда в организации можно разделить на 2 направления:
- Проверка кадровых документов.
- Проверка безопасности выполняемых работ.
К ней относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о защите персональных данных, положение о коммерческой тайне. Перечисленные документы должны соответствовать закону, не должны противоречить друг другу и не ухудшать положение сотрудников предприятия в сравнении с правилами закона.
Следует сопоставить все эти документы с трудовыми договорами, часто в них находятся разные режимы работы. Также с трудовым договором необходимо сопоставить штатное расписание, Положение об оплате труда и премировании, для исключения разных систем оплаты труда и разных дат получения зарплаты.
Инспекторы непременно обратят внимание на то, как выдается заработная плата (по закону необходимо выплачивать ее два раза в месяц). В Правилах внутреннего распорядка, коллективном и трудовом договорах должна быть отражена информация о времени и месте выдачи зарплаты.
Ошибка: Работник подает анонимное заявление о нарушении своих трудовых прав работодателем. Он рассчитывается на то, что будет проведена внеплановая проверка руководителя.
Комментарий: Анонимные обращения граждан не могут служить поводом к проведению внеплановой проверки ГИТ.
Ошибка: Предприниматель предоставляет инспекторам ГИТ документы на проверку, которые не относятся к предмету проверки.
Комментарий: Несмотря на то, что закрытого перечня документов, которые ГИТ вправе потребовать предъявить в ходе проверки, не определено законом, предприниматель не обязан предоставлять бумаги, не относящиеся к предмету проверки.
Права инспекторов ГИТ при выездной проверке
Выездные проверки трудовая инспекция проводит по месту нахождения предприятия. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона 294-ФЗ ее проводят, если по документам оценить соответствие деятельности работодателя закону не представляется возможным.
Мнение о том, что ГИТ всегда обязана начинать только с документарной проверки, ошибочно. Однако если инспектора могли оценить отсутствие или наличие нарушений по документам, выездную проверку можно признать неправомерной через суд. В основном это касается внеплановых проверок по жалобам работников, то есть проверок, имеющих узкий предмет. В ежегодных планах обычно все проверки определены как выездные, оспорить их на этом основании невозможно.
При выездной проверке инспектора вправе (ст. 357 ТК РФ, ст. 12 Конвенция МОТ от 11.07.1947 №81 «Об инспекции труда…»):
- при наличии распоряжения на проверку и служебных удостоверений в любое время беспрепятственно проходить на территорию предприятия и проверять состояние используемых зданий, сооружений, оборудования, транспорта и т. д.;
- запрашивать для ознакомления документы (причем инспектора вправе просить изготовить для них копии на безвозмездной основе), иную информацию;
- беседовать с сотрудниками предприятия;
- на месте выдавать предписания;
- запрещать использование средств индивидуальной защиты, не соответствующих нормативам;
- расследовать несчастные случаи на производстве и т. д.
Препятствование проверке будет расценено как административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.4.1 КоАП РФ.