Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица штрафов для поставщиков за нарушения по 44-ФЗ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность в сфере учреждения и проведения торгов регламентируется законодательством и обязывает их организатора выполнять ряд требований:
• опубликовать извещение о проведении аукциона не позже чем за 30 дней до его начала;
• в случае отказа от проведения торгов возместить убытки их участникам, при этом отказ от аукциона должен быть зарегистрирован не позднее чем за 3 дня до начала, от конкурса – не позже чем за 30 дней;
• подписать протокол, равносильный договору, с победителем торгов в день их проведения;
• в случае уклонения от подписания договора возместить убытки в размере, превышающем сумму задатка, внесенного победителем для оплаты своего участия.
Ответственность поставщика при отказе от заключения контракта по 44-ФЗ
Победивший в тендере поставщик обязан подписать договор на предоставление ТРУ, даже если у него нет товаров или финансов для предоставления обеспечения либо не функционирует оборудование, используемое в процессе производства.
К серьезным причинам для выхода из сделки не относят изменение изначально запланированных условий. Под последним понимается резкий скачок курса валюты, лишающей исполнителя выгоды при закупке зарубежной продукции. Также это может быть ситуация, когда у продавца нет ресурсов для выполнения условий.
Покупатель не станет заставлять вторую сторону соглашения закрепить сделку в случае отказа последнего от заключения контракта по 44-ФЗ после проведения, например, аукциона. Однако продавцу нужно понимать, что за подобным его решением последует наказание:
- Присвоение организатором тендера обеспечения поданной на торги заявки.
- Включение компании исполнителя в РНП. В таком случае она не сможет участвовать в государственных и муниципальных закупках. Дело в том, что организаторы торгов подобного уровня обычно работают только с претендентами, отсутствующими в данном реестре.
Ответственность за нарушения правил проведения торгов
Государством регулируется не только организация и проведения торгов. Законодательные акты предписывают применение штрафных санкций к юридическим лицам, нарушившим требования государственных норм. Размеры штрафов прописаны в Кодексе РФ об административных правонарушениях и различаются в зависимости от характера совершенных действий:
1. От 300 до 500 тыс. руб.:
• нарушение требований законодательства в сфере организации и проведения торгов;
• нарушение договора, заключенного не на торгах, установленных сроков предоставления информации о таком договоре, непредоставление или предоставление недостоверных сведений;
• нарушение учредителем порядка проведения торгов;
• нарушение порядка создания биржевой секции.
2. От 500 до 700 тыс. руб. – использование юридическим лицом понятий «организатор торговли», «биржа», «торговая система» и производных от них слов и словосочетаний в названии компании или рекламных текстах на незаконных основаниях.
3. От 700 тыс. до 1 млн руб.:
• нарушение учредителем торгов установленного законодательными актами порядка предоставления информации в общий доступ;
• уклонение или воспрепятствование проверкам органов Банка России со стороны организатора торгов;
• нарушение установленного государственными нормативными актами порядка совмещения деятельности по организации и ведению торгов с другими видами работ;
• невыполнение обязательств учредителя торгов по контролю над его участниками, проводимыми операциями, задействованными ценными бумагами и их эмитентами.
Кроме того, нарушения законодательства о проведении аукционов (торгов) может привести и к попаданию юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков, а его учредителей или исполнительного органа (генерального директора) – к дисквалификации на срок до 2 лет.
Юридическая помощь по привлечению к ответственности за статьи 7.32.4, 14.24 и 14.40 КоАП
Юридическая помощь в сфере проведения торгов может понадобиться как их организатору, так и участникам. Финансовый юрист фирмы «Мадрок» обеспечит подготовку всей необходимой документации, проконсультирует в интересующих вопросах и поможет клиенту обезопасить себя от последствий возможных махинаций со стороны других лиц, участвующих в аукционе. Если вы полагаете, что привлечение к ответственности по статьям 7.32.4, 14.24 и 14.40 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), наши юристы с радостью проверят ваши доводы и помогут разрешить сложившуюся проблему.
Как снизить риски при заключении госконтракта
Закупка, как неотъемлемый элемент бизнеса, сопровождается рисками. Неблагоприятные события приводят к упущенной выгоде, финансовым потерям, безрезультативности, потере репутации и прочим неприятным последствиям. Предупрежден – значит вооружен. Рассмотрим риски, которые могут возникнуть у подрядной компании при участии в торгах и заключении госконтракта:
- Организационные. Подача неполного пакета документов, заявки с неверной и неактуальной информацией или неправильным оформлением, просрочка подачи заявки. Все это влечет за собой снятие с закупка. Также сюда относится увеличение стоимости контракта, которое способствует росту потенциального дохода, но вместе с тем повышает риск проиграть. Это связано с ошибочными прогнозами ценовых конкурентских предложений, издержками по выплате зарплаты работникам и так далее.
- Финансовые (внутренние и внешние). Невыполнение гарантийных обязательств и финансовая неустойчивость компании. Главный критерий для всех закупок – отсутствие задолженностей. Внешние риски включают недобросовестность контрагента и упущенную выгоду, возникающую вследствие срыва какого-либо мероприятия.
- Кадровые. Помимо халатности и некомпетентности сотрудников сюда можно отнести отсутствие необходимых кадров в месте производства работ. Привлечение специалистов из других регионов влечет за собой дополнительные расходы.
- Инфляционные. Крупные закупки могут длиться до двух месяцев. Подписание контракта тоже занимает много времени, а выполнение договора порой длится не один год. Поскольку утвержденная цена не подлежит изменениям, важно предусмотреть инфляционный риск на стадии формирования предложения.
- Логистические. Такие риски сопровождаются сложностью и финансовыми затратами на доставку оборудования и материалов в труднодоступные регионы.
- Коррупционные. Торги проводятся формально, а условия уже прописаны для определенного юридического лица. Заказчик может быть в сговоре с будущим исполнителем и намеренно выставлять убыточную цену, чтобы позже применить пункт об изменении цены в случае обстоятельств непреодоленной силы и поднять стоимость. Если закупка составляется для конкретной организации, документация обычно включает требования, присущие нужному подрядчику.
- Природно-климатические. Риски связаны с географическим местоположением объекта и жесткими климатическими условиями, способными негативно повлиять на реализацию проекта.
- Репутационные. Угроза для компании попасть в реестр недобросовестных поставщиков в случае невыполнения в срок своих обязательств.
- Форс-мажорные. Нанесение вреда оборудованию, здоровью физических лиц вследствие непредвиденных обстоятельств, халатности других работников, стихийных бедствий.
- Политические. Изменения государственной политики, законодательства внутри страны или за ее пределами приводит к убыткам или недополучению прибыли.
- Информационные. Искажение сведений со стороны заказчика или организатора закупки.
Любой государственный контракт первым делом ориентирован на защиту интересов заказчика. Исполнители не могут включать в контракт свои условия или корректировать предложенные госзаказчиком, иначе рискуют потерять репутацию. Чтобы успешно работать с госзакупками, нужно внимательно подходить к таким сделкам и скрупулезно анализировать все возможные риски.
Под отменой подразумевается прекращение процедуры закупки и информирование об этом решении всех участников, которые успели подать заявки. Если процедура открытая, необходимо также разместить в Единой информационной системе извещение об отказе проводить закупку.
Отмена электронного аукциона возможна в следующих случаях:
- Изменение существенных условий контракта, когда для их корректировки требуется большее время, чем позволяет срок подачи заявок.
- Сокращение лимитов бюджетных обязательств, т.е. отсутствие финансирования на оплату необходимых товаров, услуг.
- Отпала необходимость в поставке, в оказании услуг.
- Предписание антимонопольного органа.
- Решение по результатам общественных обсуждений.
- Форсмажорные обстоятельства.
Добавим, что 44-ФЗ не регламентирует случаи, вследствие которых возможна отмена извещения о проведении электронного аукциона, т.е. законом не предусмотрен закрытый перечень причин. Заказчику не обязательно придерживаться перечисленных оснований, он вправе сам определить разумность дальнейшего проведения процедуры и принять решение отказаться от нее.
Как отменить электронный аукцион ?
Если нарушите порядок отмены аукциона, ФАС обяжет заказчика провести закупку, а контрактный управляющий заплатит штраф в 30 000 руб. Рассказываю, как отменить аукцион правильно с учетом практики ФАС и судебных споров. Заказчик вправе отменить электронный аукцион.
Объяснять причину контрольным органам или участникам заказчик не обязан. Главное, вовремя разместить решение об отмене в ЕИС (ст. 36 Закона № 44-ФЗ).
Аукцион отменяют:
- при нехватке средств;
- из-за ошибок в документации;
- по итогам общественного обсуждения закупки;
- по предписанию контрольного органа;
- по решению суда.
Пример: отмена электронного аукциона по предписанию ФАС
Заказчик объявил электронный аукцион на поставку дизельного топлива. Комиссия Алтайского УФАС по жалобе одного из участников установила, что заказчик проводит закупку с нарушениями. В частности, заказчик:
- установил срок для подачи заявок в 14 дней вместо 15;
- составил аукционную документацию по старой редакции Закона № 44-ФЗ;
- прописал в техзадании требования к химическому составу дизтоплива;
- указал штраф из расчета цены контракта в 3 млн руб., тогда как НМЦК составила 4,3 млн руб.
Комиссия УФАС предписала заказчику отменить аукцион, исправить документацию и при необходимости провести новую закупку (решение Алтайского УФАС от 03.03.2017 № 11-К/17).
Можно ли отменить закупку на этапе заключения контракта на основании протеста прокурора?
Да, можно. Об этом Арбитражный суд Северо-Кавказского округа сообщил в постановлении от 17.04.2015 № Ф08-1960/2015. Позицию поддержал Верховный суд в определении от 14.07.2015 № 308-КГ15-8594.
Заказчик провел закупку на разработку проектной документации. Победитель не подписал контракт, и заказчик направил проект контракта второму участнику. В это же время прокурор вынес протест, в котором потребовал отменить закупку, так как выявил нарушения. Заказчик на основании протеста отменил закупку. Второй участник счел действия заказчика незаконными и подал жалобу в УФАС. Управление признало, что заказчик нарушил части 4 и 9 статьи 54 Закона № 44-ФЗ, и вынесло решение направить сведения о победителе в РНП. Дело дошло до суда.
Суд постановил признать действия заказчика по отмене закупки законными. Суд пояснил, что в Законе № 44-ФЗ не сказано, что нужно делать в случае, когда после проведения закупки и направления проекта контракта участнику выявлены несоответствия конкурсной документации законодательству. При этом в случаях, когда отношения прямо не урегулированы законом и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям применяют гражданское законодательство, которое регулирует сходные отношения. Если невозможно использовать аналогию закона, права и обязанности сторон определяют исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.
На этом основании суд признал, что действия заказчика по отмене закупки по протесту прокурора до подписания контракта соответствуют требованиям добросовестности, разумности и справедливости. На решение суда повлиял тот факт, что возможность изменить существенные условия контрактом не предусмотрена, а заключение контракта для его последующего расторжения не соответствует требованиям разумности.
Можно ли отменить отдельный лот закрытого аукциона?
Да, заказчик вправе отменить всю закупку, один или несколько лотов. В любом случае в день отмены закупки или на следующий день измените план-график. Такой вывод следует из части 1 статьи 36 Закона № 44-ФЗ.
Разбить закупку на лоты заказчики вправе, когда проводят конкурсы и закрытые аукционы (ч. 6 ст. 24 Закона № 44-ФЗ).
Должен ли заказчик, который отменил аукцион, возмещать участнику расходы на банковскую гарантию?
Нет, не должен, если заказчик отменил закупку в сроки и по правилам. При отмене аукциона заказчик не отвечает перед участниками закупки, которые подали заявки. Исключение – случаи, когда претендент понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика (ч. 4 ст. 36 Закона № 44-ФЗ).
Вывод подтверждает и судебная практика. Участник подал на аукцион заявку и банковскую гарантию, за которую заплатил комиссию в 192,5 тыс. руб. Заказчик по предписанию ФАС отменил закупку, и участник в суде потребовал возместить убытки. Суд отказал участнику закупки, так как претендент сам выбрал обеспечение заявки в виде банковской гарантии и сознательно шел на риск (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2015 № А53-20379/2015). Отменить аукцион заказчик может за пять дней до того, как выйдет срок подачи заявок. Например, если заканчиваете принимать заявки 22 мая 2017 года, то отменить закупку можно до 16 мая. Отменить закупку можно и позже сроков, которые указаны в законе, если возникли непреодолимые обстоятельства – стихийные бедствия, пожары, эпидемии, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничения перевозок, санкции и другие обстоятельства, которые не зависят от заказчика (постановление Правления ТПП от 23.12.2015 № 173-14). Совет: как отменить аукцион, если вышел срок
Если пропустили срок для отмены аукциона, измените извещение. При этом необходимо продлить срок для подачи заявок, и вы получите необходимые пять дней, чтобы отменить закупки. Менять извещение можно за два дня до того, как закончите принимать заявки. Подробнее об этом читайте в рекомендации.
Сроки, в которые заказчик вправе отменить закупку, указаны в частях 1 и 2 статьи 36 Закона № 44-ФЗ. Пример: о нарушении срока отмены закупки
1. В Челябинске заказчик отменил аукцион на ремонт дороги позже установленного срока. Один из участников подал жалобу в УФАС.
Представитель заказчика на заседании комиссии антимонопольной службы пояснил, что отменил закупку из-за аномально большого количества снега зимой 2016–2017 года.
По мнению заказчика, причина относится к обстоятельствам непреодолимой силы, так как контракт нужно заключить до 21 марта и с этого дня подрядчик должен приступить к работам.
Специалисты УФАС решили, что заказчик не вправе отменять закупку позже срока по трем причинам:
- заказчик не смог доказать, что количество снега аномально большое;
- заказчик знал, что до апреля в регионе лежит снег, поэтому аукцион мог объявить позже;
- подрядчик должен отремонтировать дорогу до 25 октября, то есть в теплое время года.
Комиссия УФАС выдала заказчику предписание провести аукцион (решение Челябинского УФАС от 28.03.2017 № 99-ж/2017).
2. Контрактный управляющий университета объявил аукцион на ремонт спортзала. Заявки принимал до 29 марта 2016 года, однако в этот день отменил закупку. Участники аукциона обжаловали решение заказчика в антимонопольной службе.
Представитель заказчика пояснил, что отменил аукцион, так как не включил в техзадание необходимые работы и закупки нет в плане-графике на 2016 год.
Неправильное оформление товарных карточек
На некоторых площадках предусмотрена особая ответственность за оформление карточек товара в соответствии с установленными правилами.
Чтобы избежать ненужных санкций, стоит обратить внимание на такие нюансы:
- нет ли значимых расхождений между изображениями на фотографии и реальным товаром. Нарушением считаются отличия по цвету, фактуре и так далее;
- достоверная ли информация указана в описании. Нельзя вводить покупателей в заблуждение: неверно истолковывать назначение, упоминать функции, которых нет, вписывать не те материалы. В описаниях и изображениях запрещено использовать ненормативную лексику;
- правильно ли оформлена и заполнена карточка. Стандарты и правила относительно заполнения есть на каждом маркетплейсе.
Манипуляции поисковой выдачей
Поисковые алгоритмы маркетплейсов основаны на ключевых запросах. Их нужно использовать корректно, исключая негативное влияние на покупательский опыт. В основном алгоритмы ориентируются на ключевые слова в названии товара. Поэтому важно оформлять его по правилам.
Вот каких основных правил следует придерживаться:
- не переполнять название ключевыми словами;
- не искажать реальное представление о продукте;
- не указывать заведомо неверную категорию;
- не включать в название бренды, на использование которых нет права;
- указывать такое количество, которое соответствует фактическому;
- не писать одно и то же слово по несколько раз.
Есть и еще одна возможность, которой умело пользуются опытные поставщики — это ч.18 ст. 34 44-ФЗ. Согласно этой части при заключении контракта Заказчик по согласованию с победителем, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой победителя и начальной (максимальной) ценой контракта при условии, что это право заказчика было прописано в документации о закупке.
Например, Заказчик проводит закупку на поставку 100 калькуляторов на общую сумму 50 000 рублей. В закупке побеждает участник с ценой 35 000 рублей. Если заказчик в документации предусмотрел возможность докупить дополнительное количество товара на разницу между ценой победителя и НМЦК, то он может приобрести дополнительно еще 15 000 / 350 = 42 калькулятора и подписать контракт с победителем на 49 700 рублей.
Письмо отказ от предложения (образцы)
Если вашим оппонентом к его предложению были приложены какие-то дополнительные бумаги, обозначьте то, что вы с ними ознакомились.
- При возможности, выскажите в письме выражение надежды на то, что сотрудничество все же состоится, не преминув внести условия, которые для этого должны быть выполнены.
- В заключение подпишите письмо и датируйте.
Письмо-отказ от участия в мероприятии При составлении письма-отказа от участия в мероприятии, воспользуйтесь вышеприведенными рекомендациями в отношении письма-отказа от сотрудничества. В письме все стандартно, но обязательно: информация об отправителе и адресате, затем — обращение, сам отказ с упоминанием поступившего предложения об участии в мероприятии и обязательно указание обстоятельств, послуживших поводом к отрицательному ответу, затем — подпись и дата.
вся информация о нем открыта для ее членов;
со всеми участниками проводится разъяснительная работа;
все заявки рассматриваю строго в соответствии с ФЗ.
Оценив выше изложенную информацию, компания может оценить свои силы и возможности своих конкурентов.
Заказчик описывает условия для фирм, участвующих в тендере. На подготовку к нему дается компаниям от 3 недель.
Что нужно для написания письма-отказа от участия в тендере? У каждой компании есть специальные бланки, которые заполняются в такой ситуации.
Для написания письма к организатору тендера необходимы:
- документация компании, которой пришло приглашение;
- реквизиты организатора торгов.
условия для фирм, что будут участвовать;
информация с уведомления;
Если ваша компания еще не принимала участия в различных тендерах, или по каким-либо причинам вы не можете этого делать сейчас, вы просто не разбираетесь в этом, то можно обратиться за консультацией к специалисту. Он правильно сформулирует и заполнит бланк. Тогда ваш отказ будет выглядеть правильно, и репутация фирмы не будет задета.
Ответственность за нарушение условий контракта
Поставщики обязаны в полной мере соблюдать условия, которые указаны в договоре. Не допускаются отклонения, поскольку они считаются нарушением. Расчет суммы штрафа происходит в процентном соотношении от стоимости самого тендера или применяются фиксированные взыскания.
Незащищенной до последних изменений в законодательстве оставалась сфера государственных торгов. Согласно поправкам теперь предусмотрена ответственность для:
- должностных лиц официальных ведомств;
- специализированных компаний;
- лиц, включенных в состав комиссии по реализации государственных закупок;
- операторов электронных площадок;
- всех участников сделки.
Нарушения суммируются, и сумма штрафа растет. Возможно расторжение контракта в случае несоблюдения его условий.
Отказ от участия в тендере
Госзакупки РК Так, по мнению авторов Научно-практического комментария к Закону N 223-ФЗ под ред. Помимо этого, возможно возникновение случаев, препятствующих заключению договора: неодобрение компетентным органом (со стороны заказчика) крупной сделки или сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, для тех видов заказчиков, для которых в действующем законодательстве выделяются указанные выше особые категории сделок. ФАЙЛЫ Рассмотрение того или иного письма никоим образом не гарантирует того, что получивший его представитель организации в обязательном порядке ответит согласием на предложение, запрос или претензию, содержащуюся в нем. Нам достался тендер по 223-ФЗ, где пакет определяет заказчик.
Согласно 44-ФЗ в госконтракте должна быть предусмотрена сумма штрафных санкций, которую стороны закупки должны будут перечислить на счета друг друга в случае некачественного исполнения обязательств. Штраф выплачивается виновником, даже если он не был указан в договоре. В этой ситуации сумма является фиксированной и зависит от стоимости товара (ст. 332 ГК РФ).
Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.
В ч.4 ст.34 говорится об обязательном включении в договор условия об ответственности, как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили, либо некачественно исполнили свои договорные обязательства.
В договор необходимо вносить все случаи, по которым возможно наложение штрафа во избежание уклонения от ответственности со стороны исполнителя.
В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.
Типичные нарушения и взыскания
Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:
- просрочка исполнения условий контракта;
- поставка товаров или оказание услуг низкого качества.
При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.
Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей.
Заказчики допускают следующие нарушения:
- нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
- незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
- нарушение порядка приемки товара.