Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 1С отразить уплату НДС по решению выездной налоговой проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По результатам проверки может возникнуть необходимость внести исправления в первичные учетные документы. Так, может потребоваться исправление авансового отчета, если налоговый орган не принял к учету часть указанных в нем сумм.
Предварительные итоги
Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.
Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.
Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.
При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).
Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.
Комментарий к ст. 100 НК РФ
Комментируемая статья регулирует составление, порядок и срок вручения акта по результатам налоговой проверки.
Статьей 100 НК РФ регламентировано оформление результатов налоговой проверки.
Пункт 1 данной статьи закрепляет обязанность составления акта выездной налоговой проверки в любом случае (в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке) и обязанность составления акта камеральной налоговой проверки только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (в течение десяти дней после окончания проверки).
НК РФ не предусматривает составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также распространение положений о представлении письменных объяснений в отношении этих результатов.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58.
Пункт 2 статьи 100 НК РФ устанавливает требования к подписям как должностных лиц налогового органа, так и налогоплательщика (его представителя) в акте проверки.
Отсутствие в акте проверки подписей должностных лиц, проводивших проверку, является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика, в связи с которым решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, подлежит признанию недействительным.
Равным образом подписание акта проверки лицом, не проводившим данную проверку, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, прежде всего право налогоплательщика на проведение налоговой проверки и оформление ее результатов в установленном законом порядке.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 N А29-4799/2010 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2010 N А58-7038/09).
Исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат указанию в акте проверки, приведен в пункте 3 статьи 100 НК РФ.
Налоговый орган, в случае выявления нарушений налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, обязан составить акт камеральной налоговой проверки, в котором помимо прочего обязан указать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, а также указать суммы налогов (сборов) и пеней, рекомендуемых к взысканию.
В Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2012 N А40-77391/11-99-349 указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 100 НК РФ все обстоятельства (установленные факты) со ссылкой на подтверждающие документы указываются в акте проверки.
В связи с чем в решении налогового органа не может быть изложено иных обстоятельств, иного расчета и иного правового обоснования, кроме тех, которые были отражены в акте налоговой проверки.
Пункт 3.1 данной статьи определяет, какие документы подлежат и не подлежат приложению к акту проверки.
ВАС РФ в решении от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 указывает, что данной нормой для налогового органа введена обязанность, ранее отсутствовавшая в НК РФ и заключающаяся в том, что к акту налоговой проверки, экземпляр которого передается проверяемому налогоплательщику, прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Следовательно, налоговый орган обязан в силу прямого указания в НК РФ без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.
Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А19-17630/2011, с момента введения в действие положений пункта 3.1 статьи 100 НК РФ инспекция обязана в силу прямого указания в НК РФ без обращения к ней проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны. Такими документами могут выступать: копии документов, которые непосредственно являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе проверки; материалы, собранные при проверке (протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы, ответы нотариуса и т.п.).
Судом установлено, что налоговый орган в нарушение статей 100, 101 НК РФ лишил организацию возможности в полной мере реализовать свое право по защите своих интересов, а именно право на представление своих возражений и обоснований и на получение копии акта налоговой проверки со всеми прилагаемыми документами, что является в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения инспекции.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10 для решения вопроса о допущенных инспекцией нарушениях и их влиянии на законность вынесения оспариваемого решения подлежит установлению вопрос, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.
Формы акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки, акта камеральной налоговой проверки, а также Требования к составлению акта налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
НК РФ и названным Приказом ФНС России не предусмотрено обязательное указание в акте выездной налоговой проверки подстрочных пояснений.
На это указано в письме Минфина России от 07.04.2011 N 03-02-08/40.
Обязанность налогового органа по передаче акта налоговой проверки налогоплательщику регулируется пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Сначала вас обрадуем: по налогам, доначисленным инспекторами по итогам проверки (выездной или камеральной), подавать уточненные декларации/расчеты не нужн№ АС-4-2/12705 Ведь ошибки нашли не вы, а налоговики.
О том, что такое оценочные обязательства и как их надо отражать в бухгалтерском учете, читайте:
Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах сумм
- доначисленного налога на прибыль/налога при УСН/ЕНВД/НДФЛ;
- пеней и штрафов.
А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:
- организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверк Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решени
- предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налого
- организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налого
Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:
- НДС, который вы не начислили при реализации.
По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расходах. Ведь получается, что этот НДС:
- покупателю не выставлялся/не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
- исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.
Имейте в виду, что включать сумму доначисленного с реализации НДС в расходы вы можете, если готовы отстаивать свою позицию в суде;
- входной НДС, который вы неправомерно приняли к вычету:
- по дефектному счету-фактуре;
- по счету-фактуре от недобросовестного контрагента;
- из-за превышения норматива «прибыльных» расходов.
Напомним, к вычету можно принять только ту сумму входного НДС, которая относится к представительским расходам, учитываемым при исчислении налога на прибыль в пределах норматива — не более 4% от расходов на оплату труда за отчетный/налоговый период. А поскольку представительские расходы сверх этого норматива в «прибыльные» расходы не включаются, то и сумму НДС, относящуюся к ним, к вычету заявить нельзя;
- НДС, который вы не восстановили, хотя должны были это сделать в таких случаях:
- вы передали имущество в качестве вклада в уставный капитал;
- НДС принят к вычету с уплаченного аванса, а впоследствии вы приняли к вычету НДС и при оприходовании товаров (работ, услуг), полученных в счет этого аванса.
Возможные последствия проверки
Если налоговая находит нарушения по итогам проверки, предпринимателя могут привлечь к трем видам ответственности:
- налоговой;
- административной;
- уголовной.
Налоговая ответственность. Если компания или ИП не платит налоги вовремя и в полном объеме, это считается налоговым правонарушением. В этом случае предусмотрены штрафы.
Обычно штраф составляет от 20 до 40% от суммы неуплаченных налогов. Если не заплатить недоимку, пени и штрафы добровольно, налоговая выставляет инкассовое поручение на расчетный счет. Тогда банк станет автоматически списывать все поступающие деньги в счет погашения недоимки, пени, штрафа, пока он не будет выплачен.
Если денег на счете не хватит, налоговая может взыскать недоимку с имущества компании или ИП, которые они используют в предпринимательских целях, через службу судебных приставов. Например, наличные деньги, деньги и драгоценные металлы в банках, машину или офис.
Если на расчетном счете компании нет денег на уплату налогов, штрафов и пеней, налоговая может привлечь к субсидиарной ответственности: взыскать деньги с учредителя, директора или главного бухгалтера.
Административная ответственность. Наступает при нарушении сроков подачи декларации, непредставлении сведений, ошибках в заполнении бухгалтерской отчетности. В этом случае предусмотрен штраф от 300 до 20 000 ₽.
Уголовная ответственность. Компанию или ИП могут привлечь к уголовной ответственности только в одном случае — при налоговой задолженности от 15 млн рублей для компании и от 2,7 млн рублей для ИП. Задолженность считается за период в течение трех лет.
Варианты наказания зависят от тяжести нарушения. Это может быть:
- штраф от 100 до 300 тысяч рублей;
- штраф в размере заработной платы за период от одного до двух лет;
- принудительные работы до двух лет;
- арест до шести месяцев;
- лишение свободы: до двух лет — для должностного лица компании, сроком до одного года — для ИП.
Компания или ИП могут избежать уголовной ответственности, если совершили налоговое преступление впервые и полностью уплатили задолженность, пени и штрафы до того, как будет назначено заседание суда.
Обычно за ведение первичной документации и расчет налогов отвечает бухгалтер. Но по закону ответственность за организацию и ведение бухучета лежит на директоре. Если в документации будут ошибки, в первую очередь налоговая предъявит претензии директору или предпринимателю. Чтобы снизить риски в работе с первичной документацией, нанимайте бухгалтера с опытом проверки и подготовки документов к налоговым проверкам.
— при согласии — доначисленных налогов
Если налогоплательщик не намерен оспаривать решение по выездной налоговой проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ в силу ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» будет служить основанием для внесения исправлений в учет.
Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном Положением по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете» (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).
Примечание. Требование об уплате налога, пеней, штрафа по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения (п. 2 ст. 70 НК РФ).
Бухгалтерский учет налогов и сборов
Основной обязанностью бухгалтера, состоящего в штате любой организации или временно сотрудничающего с ИП, ООО и прочими юридическими лицами, является составление налоговых деклараций и проведение всех платежей. Обязанность по бух.учету налагается на компании, действующие на территории РФ, Федеральным законом № 129-ФЗ. Освобождаются от ведения бухгалтерской документации адвокаты, занимающиеся частной практикой, индивидуальные предприниматели. Таким образом, все ЮЛ должны уплачивать налоги, но не всем вменяется в обязанность вести бух.учет.
Бухгалтерский учет налогов и сборов контролируется на нескольких уровнях.
Федеральные законы являются определяющими, именно от них необходимо отталкиваться в сложных спорных ситуациях. Положения о бухгалтерском учете являются скорее упорядочивающими деятельность специалистов. Рекомендации и указания находятся в методичках, выпускаемых Министерством Финансов. Самым последним уровнем можно назвать внутренние постановления компании, распоряжение директоров и учредителей. Налоги и сборы также отдельно контролируются сводом законов НК РФ. При противоречии их Федеральным законам, больший вес имеют последние.
Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете
Налоги, начисленные инспекторами при проверке, это, по сути, обнаруженные ошибки. Исправлять их в бухгалтерском учете нужно в зависимости от периода, к которому они относятся.
Если это налоги за текущий год, то их нужно начислить на дату решения по проверке.
Если налоги относятся к прошлому году, а годовой баланс еще не утвержден, то доначисление нужно показать декабрем прошлого года.
Если доначисления относятся к прошлым периодам, отчетность за которые уже утверждена, то бухгалтеру предстоит разобраться, является ли сумма существенной.
Для несущественных ошибок установлено правило: их показывают на дату обнаружения (в данном случае на дату решения по проверке). Отражать несущественные ошибки следует как убытки прошлых лет, выявленные в отчетном периоде, по дебету счета 91 (в случае налога на прибыль — по дебету счета 99).
Что касается существенных ошибок, то их следует показать по дебету счета 84 и пересчитать сравнительные показатели прошлых лет в отчетности за текущий период. Таково требование ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Кроме того, для разных налогов существуют свои тонкости учета. Рассмотрим в отдельности каждый из них.
Причин, по которым проверяющие доначисляют налог на прибыль, всего две: либо занижены доходы, либо завышены расходы. Соответственно, по итогам ревизии бухгалтеру нужно исправить ситуацию: аннулировать «лишние» затраты или показать недостающие доходы.
При корректировке расходов надо иметь в виду следующее. Поскольку затраты занижены в прошлом налоговом периоде, то никаких исправлений в налоговом учете текущего года делать не нужно. Подавать уточненную декларацию также не требуется, ведь инспекторы и без того начислили дополнительную сумму налога и отразили ее в карточке расчетов с бюджетом.
Иногда расходы, не принятые в налоговом учете, нужно аннулировать и в бухгалтерском учете (например, при неверном начислении амортизации основных средств). Тогда в бухучете текущего периода необходимо показать прибыль прошлых лет. Из-за этого образуется постоянная отрицательная разница, которая порождает постоянный налоговый актив (ПНА).
Чаще затраты, аннулированные в налоговом учете, можно сохранить в бухгалтерском учете. В частности, это относится к суммам, перечисленным на счета сомнительных контрагентов, которых ревизоры посчитали «однодневками». В этом случае в бухучете текущего периода корректировок не будет.
Пример 2
В 2011 году в организации прошла выездная проверка. В решении по ее итогам говорится, что в 2010 году организация перевела на счета сомнительных поставщиков 300 000 руб. Данная сумма исключена из состава расходов, а доначисленный налог на прибыль составил 60 000 руб.(300 000 руб. х 20%). Кроме того, в 2009 году и в налоговом и в бухгалтерском учете компания завысила амортизацию основных средств на 70 000 руб. В связи с этим инспекторы доначислили налог на прибыль в размере 14 000 руб.(70 000 руб. х 20%).
Бухгалтер установил, что данные суммы являются несущественными.
В регистрах за 2011 год появились проводки:
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 60 000 руб. — доначислен налога прибыль за 2010 год по итогам проверки;
ДЕБЕТ 02 КРЕДИТ 91
– 70 000 руб. — отражена прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;
ДЕБЕТ 99 субсчет «условный расход по налогу на прибыль» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен условный расход по налогу на прибыль;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 99 субсчет «ПНА»
– 14 000 руб. (70 000 руб. х 20%) — отражен постоянный налоговый актив;
ДЕБЕТ 99 субсчет «убытки прошлых лет» КРЕДИТ 68
– 14 000 руб. — доначислен налог на прибыль за 2009 год по итогам проверки;
Корректировать доходы прошлых периодов следует по тем же правилам, что и расходы. Так, в налоговом учете текущего периода никаких исправлений делать не надо (равно как и подавать «уточненку»).
Как учесть налоги, доначисленные по итогам проверки?
Для отражения результатов проверки следует пользоваться Методическими рекомендациями №117.
В строке 6 «Начислено по актам, всего» указываются суммы доначисленных взносов из фонда оплаты труда и других выплат, которые обнаружены во время проверки плательщика и сверки правильности начисления и перечисления страховых взносов, а также суммы начисленной пени и штрафа.
В строке 7 «Не принято в зачисление расходов» указываются суммы неправильно начисленных расходов по социальному страхованию, а также суммы зачисленных расходов на выплаты по социальному страхованию, которые фактически не выплачены пострадавшим, но дела которых приняты Фондом, и долг пострадавшим выплачивается рабочими органами исполнительной дирекции Фонда.
В строке 8 «Доначисленные суммы страховых взносов» указываются суммы доначисленных взносов из ФОП и других выплат, которые обнаружены во время проверки плательщика и сверки правильности начисления и перечисления страховых взносов.
В строке 9 «Начислено пени» указывается пеня, начисленная с сумм недоимки за каждый просроченный день и исчисляемая исходя из 120% годовых учетной ставки Национального банка Украины (далее — НБУ), действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь период. Расчет суммы пени осуществляется по формуле:
где УС — учетная ставка НБУ на момент уплаты;
365 — количество дней года;
Н — недоимка по взносам;
Кпд — количество просроченных дней неуплаты взносов.
Пеня начисляется со следующего дня после получения заработной платы и по день уплаты платежа. Пеня на пеню не начисляется.
В строке 10 «Начислено по актам штрафа» указывается сумма штрафа за несвоевременную уплату страховых взносов и пени.
Заметим, что сумму доначисленных взносов в фонды обязательного государственного социального страхования в части начислений на фонд оплаты труда предприятие — плательщик налога на прибыль может включить в состав валовых расходов на основании пп. 5.2.7 Закона о прибыли. Для отражения расходов, не учтенных в предыдущих налоговых периодах в связи с допущенной ошибкой и обнаруженных в отчетном периоде, в декларации о прибыли предусмотрена строка 05.2.
Это же касается и случаев, когда по результатам проверки обнаружено завышение налогов или сборов, ранее включенных в состав валовых расходов. В случае если завышение валовых расходов привело к занижению налога на прибыль, нужно подать уточненную декларацию о прибыли и заплатить штраф в размере 5% суммы заниженного налога за самостоятельно обнаруженную ошибку.
При отражении результатов проверки в бухгалтерском учете на основании акта и полученных уведомлений-решений (разумеется, когда плательщик не начинает процедуру апелляционного обжалования таких решений) необходимо:
1) устранить допущенные искажения и ошибки: провести корректировку сумм расходов и доходов, финансовых результатов, использования прибыли, расчетов и других статей баланса;
2) отразить в учете суммы доначисленных налогов и сборов, примененных финансовых санкций и начисленную пеню (в периоде согласования налоговых обязательств).
14.07.2016Автор: Т. М. Медведева
Редкая выездная налоговая проверка обходится без доначислений НДС. Помимо самого налога инспекторы, разумеется, начисляют соответствующие суммы пеней и штрафов. При этом у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. Если налогоплательщик согласен с решением контролеров и в дальнейшем не намерен его оспаривать (в том числе в суде), он просто уплатит указанные суммы и отразит их в учете на дату вступления в силу решения по проверке. Но на практике налогоплательщики, как правило, не спешат соглашаться с контролерами и используют все законные способы снижения размера доначислений: сначала обращаются с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, а затем (при необходимости) в арбитражный суд. В каком порядке отражаются в бухгалтерском учете доначисленные по результатам налоговой проверки суммы НДС (а также соответствующие пени и штрафы), поясним в рамках данного материала.
На основании акта проверки налоговики выставляют штрафы и пени. Данные санкции отражаются проводкой
Д-т 99 К-т 68
В какой момент отражаются штрафы и пени в учете? Проводку делаем в периоде подписания решения по налоговой проверке.
Ни штрафы, ни пени в данном случае не уменьшают базу по налогу на прибыль, поэтому они всегда формируются за счет чистой прибыли компании (пп. 2 ст. 270 НК РФ). А поскольку данные суммы в расходах не учитываются, то разницы между налоговым и бухгалтерским учетом не возникает.
Пример 1.
Доначисление налога на прибыль может произойти только в двух случаях: либо вы занизили доходы, либо завысили расходы, соответственно при обнаружении ошибок, вам следует либо показать доходы, либо уменьшить затраты.
Если вы занизили затраты в прошлом налоговом периоде, то исправлений в налоговом учете за текущий год делать не нужно. Подавать уточненную декларацию вам не нужно – по результатам проверки инспекторы сделают это сами: доначислят сумму налога и отразят ее в карточке учета расчетов с бюджетом.
Предъявленные компании штрафы и пени, в отличие от недоимки, не являются бухгалтерской ошибкой (п. 2 ПБУ 22/2010).
Их следует признавать новой информацией и отражать в учете по общим правилам, которые установлены в ПБУ 10/99 «Расходы организации» и ПБУ 7/98 «События после отчетной даты».
Недоимку по налогу нужно отражать по тем же правилам, по которым компания исправляет ошибки в бухучете (ПБУ 22/2010).
Если недоимка относится к текущему году, то доначислить налог в учете нужно стандартными проводками — так, как вы обычно отражаете начисление налога. Например:
ДЕБЕТ 90 субсчет «НДС» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— начислен НДС на реализацию товаров, работ или услуг.
Возможно, налоговики выявили ошибки за 2014 год и отчетность за этот период еще не подписана. Тогда проводки нужно сделать декабрем прошлого года.
Если руководитель подписал годовую отчетность, то порядок учета зависит от существенности недоимки.
Критерии, по которым ошибка относится к существенным, компании обычно устанавливают в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Пени и штрафы к расходам в налоговом учете не относятся. Также на затраты нельзя списать недоимку по налогу на прибыль А вот, например, транспортный или земельный налог можно списать на затраты в текущем периоде на основании решения инспекторов (см. таблицу ниже).
Какие доначисления можно списать в налоговом учете, а какие нельзя
Какой налог доначислен | Можно ли включить доначисленные суммы в расходы |
Налог на прибыль или упрощенный налог | Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ) |
НДС | |
Инспекторы начислили налог по реализации товаров, работ, услуг | Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ). Но налог, который компания ошибочно не предъявила сверх цены товаров, можно попробовать взыскать с покупателя (постановление ФАС Дальневосточного округа от 12 декабря 2011 г. № Ф03-6075/2011) |
Налоговики сняли вычеты НДС | Если компания приняла НДС к вычету неправомерно, включить его сумму в расходы нельзя. Исключение — инспекторы отказали в вычете налога, который относится к необлагаемым операциям. Тогда эту сумму НДС можно отнести на расходы текущего периода. Или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), если компания еще не учла их в расходах (п. 2 ст. 170 НК РФ) |
Инспекторы доначислили суммы налога, которые нужно восстановить | В расходы можно включить только налог по товарам, работам, услугам, которые компания начала использовать для необлагаемых операций. Или если компания получила субсидию из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом налога (подп. 2 , 6 п. 3 ст. 170 НК РФ) |
Налог на имущество, транспортный или земельный налог | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
НДФЛ | Нет, налог нужно удержать из доходов физлица. Если компания не выплачивает физлицу какие-либо суммы, то надо сообщить инспекторам о том, что налог удержать невозможно (п. 5 ст. 226 НК РФ) |
Пени и штрафы | Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ) |
Обратите внимание: если компания применяет кассовый метод, то учесть доначисленные суммы (скажем, транспортный налог) можно только после их фактической уплаты. Аналогичные правила применяются и для компаний на упрощенке, которые платят налог с разницы между доходами и расходами.
Налоговый учет по НДС
Если субъект экономической деятельности относится к плательщикам НДС, то придется вести не только бухгалтерский учет, но и налоговый. Чтобы не ошибаться в ведении налогового учета по НДС, следует применять актуальные положения двадцать первой главы НК РФ.
Понятие налогового учета по отношении к НДС
Как вести бухучет понятно всем, необходимо опираться на разработанные и актуальные ПБУ, которые и регулируются процедуру учета на различных участках бухгалтерии.
Как вести налоговый учет, конкретно нигде не расписано, однако следует исходить из того, что является объектом налогообложения и налоговой базой для расчета добавленного налога, а также из чего складывается конечная величина налога к уплате. На основании этих данных и строится налоговый учет.
Объект налогообложения – это те операции, которые ежедневно совершает компания по продаже ТМЦ, оказанию работ, выполнению услуг.
Налоговая база представляет собой стоимость этих операций.
НДС к уплате составляют:
- налог, начисленный с операций по реализации
- налог, выделенный для возмещения
- восстановленный налог
Итоговая сумма НДС для перечисления в бюджет – п.1 – п.2 + п.3.
Исходя из этих данных, следует вывод о том, что нужно вести налоговый учет операций, связанных с реализацией, поступлением от поставщиков и восстановлением добавленного налога.
Если налогоплательщик согласен с решением по проверке
В ситуации, когда налогоплательщик не намерен оспаривать решение по проверке, ее результаты он может отразить в учете сразу после его получения. Данный документ и будет служить основанием для внесения исправлений в учет (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете[2]).
Доначисление налогов по результатам налоговой проверки в бухгалтерском учете отражается как исправление ошибок в порядке, установленном ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете»[3].
Датой обнаружения ошибки следует считать дату вступления в силу решения по проверке. От данной даты, а также от того, насколько существенна допущенная ошибка, зависит период исправления ошибки. Напомним, согласно п. 3 ПБУ 22/2010 ошибка признается существенной, если она в отдельности или в совокупности с другими ошибками за один и тот же отчетный период может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые ими на основе бухгалтерской отчетности, составленной за этот период. Уровень существенности организация определяет самостоятельно и закрепляет в учетной политике критерии, по которым будет устанавливаться такой уровень (данный вопрос выходит за рамки статьи, поэтому вникать в его нюансы мы не будем).
Итак, порядок отражения в бухучете доначисленных сумм НДС зависит от причины ошибок и периода, в котором они были допущены.
Если недоимка возникла в результате занижения налоговой базы или неправильного применения налоговой ставки (например, вместо ставки 18% применена ставка 10%), то доначисленная сумма НДС, начисленная с реализации:
- текущего года (года проведения проверки), включается в себестоимость реализованной продукции и отражается по дебету счета 90 «Продажи» (субсчет 90-3);
- прошлых лет, учитывается в составе прочих расходов по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет «Прочие расходы») (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»[4]).
В свою очередь, последний вариант записи применяется в двух случаях:
- если недоимка предыдущего года выявлена до утверждения годовой отчетности – запись в учете делается на 31 декабря предыдущего года;
- если недоимка прошлых лет выявлена после утверждения годовой отчетности и признана несущественной.
Если же сумма недоимки прошлых лет, выявленная после утверждения годовой отчетности, является существенной, в учете делается другая запись: Дебет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» Кредит 68-НДС.
Проверка формирования финансовых результатов
В соответствии с положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» ПБУ 10/99 и в зависимости от характера, условий и направлений деятельности предприятия доходы и расходы подразделяются следующим образом (таблица 48).
Таблица 48
Доходы | Расходы |
Доходы от обычных видов деятельности | Расходы по обычным видам деятельности |
Операционные доходы | Операционные расходы |
Внереализационные доходы | Внереализационные расходы |
Прочие доходы | Прочие расходы |