Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 60.1. Ротация гражданских служащих». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего отметим, что ротация федерального гражданского служащего проводится по согласованию между руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти. А если орган находится в ведении федерального министерства, то ротация подлежит согласованию и с федеральным министром (ч. 4 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ).
Подготовительный этап
Поскольку ротация входит в число кадровых технологий, вопросы, связанные с реализацией ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, относятся к компетенции кадровой службы федерального органа исполнительной власти.
В силу п. 2.7 Рекомендаций в целях обеспечения процессов введения и реализации механизма ротации гражданских служащих в федеральном органе исполнительной власти подготовительный этап начинается с разработки и утверждения перечней должностей гражданской службы, по которым предусматривается такая ротация. При разработке перечня территориальным органам федеральных органов исполнительной власти следует руководствоваться разд. 11 Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента РФ от 31.12.2005 N 1574, в котором перечислены должности гражданской службы категории «руководители». При этом должности, включаемые в перечень, рекомендуется классифицировать по группам.
Примечание. Проект плана готовится кадровой службой федерального органа исполнительной власти на основании перечня и предусматривает проведение ротации по всем должностям, включенным в данный перечень.
Сформированный перечень позволяет определить общее количество должностей гражданской службы, по которым будет осуществляться ротация в федеральном органе исполнительной власти.
Перечень утверждается в порядке, установленном ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ. Нормативный правовой акт, утверждающий перечень, подлежит регистрации в Минюсте.
Среди изменений, произошедших практически за год после вступления в силу механизма проведения ротации, можно выделить основное — появление возможности проведения ротации в иных федеральных органах государственной власти. Но поскольку для этого необходимо принятие Президентом РФ нормативного акта, устанавливающего перечень должностей, подлежащих ротации, и порядок ее проведения, данное положение пока не работает.
Кардинальных изменений из-за Закона N 53-ФЗ в порядке проведения ротации не произошло, а некоторые вопросы так и остались нерешенными. Например: в каком порядке осуществляется согласование ротации между руководителями государственных органов, какую запись вносить в трудовую книжку служащего при прекращении срочного трудового договора перед осуществлением ротации, может ли служащий отказаться от ротации по иным причинам, не указанным в ч. 8 ст. 60.1 Закона N 79-ФЗ, в каком порядке будет прекращаться служебный контракт в этих случаях и т.д.
Поэтому на сегодня механизм ротации еще не в полной мере работает и требует доработки и принятия новых нормативных правовых актов или разъяснений.
Ротация госслужащих: что это значит?
Ротация – это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на другую должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация.
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентируют следующие законы:
В Закон № 79-ФЗ внесли поправки.
Сейчас статья 60.1 Закона № 79-ФЗ устанавливает так.
Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность, размер должностного оклада по которой ниже размера оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности.
Должность в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от 3 до 5 лет.
С письменного согласия служащего его можно будет назначить в порядке ротации на должность с более низким окладом.
Кроме того, его можно назначить на должность в порядке ротации в течение последнего года действия срочного служебного контракта в сроки, предусмотренные планом проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих.
По срокам замещения законодатели добавили:
Расширили гарантии для служащих, отказывающихся от ротации
Гражданский служащий может отказаться от замещения иной должности в порядке ротации по таким причинам:
1) наличие заболевания, препятствующего проживанию гражданского служащего и (или) членов его семьи в местности, куда гражданский служащий назначается в порядке ротации.
К членам семьи относятся супруг (а), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся по очной форме обучения, родители, лица, находящихся на иждивении и проживающих совместно с ним.
2) необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном гособеспечении и нуждающимися в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
В связи с этим в Закон о соцзащите внесли поправку, что заключение о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе должны будут выдавать госслужащему.
Эти две причины установлены пунктом 8 статьи 60.1 Закона № 79-ФЗ.
Сейчас в случае отказа служащего от предложенной должности по другим причинам, т.е. не указанным в пункте 8, служебный контракт с ним прекращают и его увольняют.
Комментируемый закон добавил, что такому служащему в письменной форме можно предложить другую должность, в том числе должность с более низким окладом, в том же или другом государственном органе.
Нововведения вступают в силу с 27 августа 2022 года.
Внесение законопроектов в Государственную Думу
Ротация федеральных государственных гражданских служащих может проводиться:
-
в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ:
-
по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;
-
-
в федеральных органах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:
-
по утверждаемым Правительством РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений этих федеральных органов исполнительной власти;
-
-
в других федеральных государственных органах:
-
по утверждаемым Президентом РФ перечням должностей федеральной государственной гражданской службы, сформированным на основе предложений руководителей этих федеральных государственных органов, в порядке, установленном Президентом РФ.
-
ч. 2.2 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Ротация федеральных государственных гражданских служащих проводится:
-
по плану, который утверждается руководителем соответствующего федерального государственного органа;
-
установить форму плана и порядок его утверждения уполномочен Минтруд России.
Приказ Минтруда России от 29.03.2019 № 195н «Об утверждении формы плана проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих и порядка его утверждения»
План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих разрабатывается:
-
подразделением федерального государственного органа по вопросам государственной службы и кадров
-
на период от 3 до 5 лет по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 29.03.2019 № 195н.
В плане проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих указываются:
-
наименования должностей федеральной государственной гражданской службы федерального государственного органа, по которым предусматривается ротация государственных гражданских служащих;
-
ФИО государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы в порядке ротации, срок действия заключенных с ними служебных контрактов с указанием дат начала и окончания срока их действия;
-
ФИО гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации, планируемый срок действия их служебных контрактов, с указанием дат начала и истечения планируемого срока их действия;
-
сведения о потребности в переезде государственных гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации, в другую местность в пределах РФ в связи с их ротацией, с указанием населенных пунктов, в которые планируется переезд данных государственных гражданских служащих, а также населенных пунктов, в которых они проживают;
-
состав семей государственных гражданских служащих, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации.;
-
перечень государственных гарантий, предоставляемых государственным гражданским служащим, которых планируется назначить на должности государственной гражданской службы в порядке ротации в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах РФ, и членам их семей.
План проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих:
-
утверждается руководителем федерального государственного органа;
-
после утверждения плана проведения ротации (изменений в план проведения ротации) выписка из него в месячный срок направляется для ознакомления государственному гражданскому служащему, который включен в данный план.
Период ротации федеральных государственных гражданских служащих определяется:
-
предельным сроком замещения должности, на которую государственный гражданский служащий был назначен в порядке ротации;
-
согласно законодательству, этот срок составляет от 3 до 5 лет.
ч. 6 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Таким образом, при назначении государственного гражданского служащего (гражданина) на должность государственной гражданской службы, по которой предусматривается ротация:
-
с ним заключается срочный служебный контракт,
-
срок действия которого должен находиться в диапазоне от 3 до 5 лет.
При этом при исчислении срока замещения должности государственной гражданской службы в порядке ротации:
- учитываются периоды временной нетрудоспособности государственного гражданского служащего, нахождения его в ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске по беременности и родам.
На практике нередко возникает потребность в корректировке сроков проведения ротации:
-
отдельных государственных гражданских служащих, установленных планом проведения ротации,
-
в том числе при необходимости состыковки дат переназначения на иные должности государственных гражданских служащих в порядке ротации или
-
оперативного замещения государственным гражданским служащим в порядке ротации ставшей вакантной должности государственной гражданской службы в ином территориальном органе.
В этом случае при обоюдном согласии представителя нанимателя и государственного гражданского служащего, замещающего ротационную должность государственной гражданской службы на условиях срочного служебного контракта:
-
срок действия данного контракта с учетом установленной предельной продолжительности ее замещения (5 лет) может быть изменен
-
посредством заключения дополнительного соглашения к нему, содержащего новый срок его действия;
-
при этом продолжительность замещения одним и тем же государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, по которой предусматривается ротация, не может превышать 5 лет.
Перечень должностей государственной гражданской службы субъекта РФ, по которым предусматривается ротация, и план ее проведения:
- утверждаются нормативными правовыми актами субъекта РФ.
При назначении государственного гражданского служащего на другую должность в порядке ротации должно учитываться:
-
уровень его квалификации;
-
специальность, направление подготовки;
-
стаж государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
ч. 5 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
При этом государственный гражданский служащий:
-
не может быть назначен в порядке ротации на должность с меньшим размером должностного оклада и
-
назначение на должность в ходе ротации не должно создавать конфликта интересов.
Представитель нанимателя должен:
-
письменно уведомить государственного гражданского служащего, замещающего должность в порядке ротации, о предстоящем назначении на другую должность в порядке ротации;
-
сделать это необходимо под подпись в течение последнего года действия срочного служебного контракта, но не позднее чем за 6 месяцев (при определенных обстоятельствах — не менее чем за 3 месяца) до окончания срока его действия;
-
в уведомлении должны быть указаны условия служебного контракта по новой должности.
ч. 7 статьи 60.1 «Ротация гражданских служащих» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Перевод государственного гражданского служащего в порядке ротации в другой государственный орган:
- возможен только с его письменного согласия в соответствии.
- Поступление на государственную службу и государственную гражданскую службу
- Замещение должности государственной гражданской службы по конкурсу
- Государственная служба и система государственной службы в РФ
- Принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ. Органы государственной власти РФ
- Государственная гражданская служба в РФ. Порядок прохождения государственными гражданскими служащими гражданской службы
Отметим, что ротация в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) (п. 3 ч. 2 ст. 60).
Однако каких-либо норм, регулирующих проведение ротации, указанный Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого не был создан механизм ротации государственных гражданских служащих. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период проводилась, но не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы была «добровольно-принудительной».
Ситуация начала меняться, когда в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261, в качестве одного из направлений реформы было названо внедрение и совершенствование механизмов ротации государственных служащих.
Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568, подготовило и внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе».
В результате для правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация, определяются федеральными законами о видах государственной службы.
В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких законах.
НА № 4‘2012Сначала в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены нормы о ротации сотрудников органов внутренних дел. Спустя неделю Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее — Закон № 395-ФЗ), которым соответствующие изменения были внесены в Закон о гражданской службе. Отметим, что вопросы ротации государственных гражданских служащих прописаны более детально, чем нормы о ротации сотрудников ОВД. Далее в настоящей статье мы будем рассматривать только вопросы ротации гражданских служащих.
Положения Закона № 395-ФЗ, принятого в декабре 2011 г., вступают в силу только в будущем году. Почему был предусмотрен такой большой срок для вступления Закона в силу?
Ротация государственных служащих — это достаточно сложный и затратный во всех смыслах механизм, поэтому вступление в силу новых положений о ротации было отложено более чем на год. За этот период Министерством труда и социальной защиты РФ были подготовлены еще два документа, призванные облегчить жизнь сотрудникам кадровых служб федеральных государственных органов, на чьи плечи в 2013 г. ляжет необходимость решения новых вопросов, связанных с ротацией:
НА № 11‘2012
- письмо Минтруда России от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Письмо);
НА № 11‘2012
- Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Методические рекомендации).
Исходя из п. 2.2 Методических рекомендаций под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями ст. 60.1 Закона о гражданской службе, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.
Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в ст. 60.1 Закона о гражданской службе. Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
Законом предусмотрено, что ротация государственных гражданских служащих производится в соответствии со следующими условиями.
1. Ротация проводится внутри органа государственного управления и между органами государственного управления.
2. Ротация требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.
Ротация — периодическое перемещение между различными должностями. Ротация гражданского служащего — предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в установленном законом порядке назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности. |
НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ РОТАЦИИ
Отметим, что ротация в качестве одного из приоритетных направлений формирования кадрового состава гражданской службы была закреплена еще в 2004 г. Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) (п. 3 ч. 2 ст. 60).
Однако каких-либо норм, регулирующих проведение ротации, указанный Закон в первоначальной редакции не содержал. В силу этого не был создан механизм ротации государственных гражданских служащих. В некоторых государственных органах внутриведомственная ротация в этот период проводилась, но не носила системного характера и в отсутствие законодательной основы была «добровольно-принудительной».
Ситуация начала меняться, когда в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утв. Указом Президента РФ от 10.03.2009 № 261, в качестве одного из направлений реформы было названо внедрение и совершенствование механизмов ротации государственных служащих.
Минздравсоцразвития России во исполнение поручения, содержащегося в подп. «б» п. 2 Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утв. Президентом РФ от 31.07.2008 № Пр-1568, подготовило и внесло в Правительство РФ проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе».
В результате для правового обеспечения функционирования института ротации государственных служащих ст. 11 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» была дополнена положениями, согласно которым ротация государственных служащих обеспечивает формирование кадрового состава государственной службы, а особенности, порядок ее проведения и перечень должностей, по которым предусматривается ротация, определяются федеральными законами о видах государственной службы.
В настоящее время нормы о ротации государственных служащих можно найти в двух таких законах.
НА № 4‘2012Сначала в Федеральном законе от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были закреплены нормы о ротации сотрудников органов внутренних дел. Спустя неделю Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 06.12.2011 № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» (далее — Закон № 395-ФЗ), которым соответствующие изменения были внесены в Закон о гражданской службе. Отметим, что вопросы ротации государственных гражданских служащих прописаны более детально, чем нормы о ротации сотрудников ОВД. Далее в настоящей статье мы будем рассматривать только вопросы ротации гражданских служащих.
Положения Закона № 395-ФЗ, принятого в декабре 2011 г., вступают в силу только в будущем году. Почему был предусмотрен такой большой срок для вступления Закона в силу?
Ротация государственных служащих — это достаточно сложный и затратный во всех смыслах механизм, поэтому вступление в силу новых положений о ротации было отложено более чем на год. За этот период Министерством труда и социальной защиты РФ были подготовлены еще два документа, призванные облегчить жизнь сотрудникам кадровых служб федеральных государственных органов, на чьи плечи в 2013 г. ляжет необходимость решения новых вопросов, связанных с ротацией:
НА № 11‘2012
- письмо Минтруда России от 16.08.2012 № 18-0/10/1-1105 «Об организации и проведении с 1 января 2013 г. ротации федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Письмо);
НА № 11‘2012
- Методические рекомендации Минтруда России от 18.09.2012 «Организация ротации федеральных государственных гражданских служащих в федеральных органах исполнительной власти» (далее — Методические рекомендации).
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ВИДЫ РОТАЦИИ
Исходя из п. 2.2 Методических рекомендаций под ротацией гражданского служащего понимается предусмотренное служебным контрактом и осуществляемое в соответствии с планом проведения ротации в порядке, установленном положениями ст. 60.1 Закона о гражданской службе, назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация, в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной службы или стажа работы (службы) по специальности.
Основные положения о ротации государственных гражданских служащих содержатся в ст. 60.1 Закона о гражданской службе. Часть 1 данной статьи устанавливает, что ротация гражданских служащих проводится в целях повышения эффективности гражданской службы и противодействия коррупции путем назначения гражданских служащих на иные должности гражданской службы в том же или другом государственном органе.
Законом предусмотрено, что ротация государственных гражданских служащих производится в соответствии со следующими условиями.
1. Ротация проводится внутри органа государственного управления и между органами государственного управления.
2. Ротация требует согласованных решений руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, либо руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по согласованию с федеральными министрами.
Законодательством о службе в органах внутренних дел предусмотрена система переводов в качестве механизма осуществления ротации. При этом в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, должно включаться положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел. Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД «авансом» дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной приказом МВД России от 19.01.2012 № 34 Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ: «Сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел». |
Таким образом, ротация на государственной гражданской службе не является системой переводов гражданских служащих, а представляет собой механизм заключения и расторжения срочных служебных контрактов.
Это не означает, что согласие гражданских служащих на «перезаключение» срочного служебного контракта при ротации не требуется. Заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, конечно, невозможно. Однако если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт заключен не будет, и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.
В связи с этим кадровым службам федеральных государственных органов при осуществлении мероприятий, связанных с ротацией, следует особое внимание уделять получению письменного согласия ротируемых гражданских служащих на всех этапах совершения таких мероприятий (п. 7.2-7.5 Методических рекомендаций).
Ротация кадров на государственной гражданской службе
А что такое ротация кадров на госслужбе? Ротация гражданского служащего представляет собой перемещение работника в соответствии с трудовым контрактом и выполняемое в соответствии с планом проведения ротации.
Основной целью осуществления кадровой ротации на госслужбе является повышение результативности гражданской службы, а также противодействие коррупции.
Действующее законодательство предусмотрело, что ротация гос. работников должна осуществляться в соответствии с такими условиями:
- Процедура осуществляется внутри органа гос. управления, а также между органами гос. управления;
- Процедура требует согласованных решений управляющих соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Основными положениями процедуры ротации на гос. гражданской службе являются:
- С того времени, как в силу вступили положения о ротации, все ротируемые должности должны быть замещены на основании срочного трудового контракта. Его срок составляет от 3-х до 5-и лет.
- За три месяца до того, как контракт истечет, служащему будет предложено заключение нового контракта на новую должность гражданской службы.
Действия работодателя до начала ротации
После утверждения перечня и плана до начала ротации следует направить служащим, подлежащим ротации, в силу п. 10 ч. 3 ст. 24 Закона N 79-ФЗ уведомления об изменении существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно в письменной форме и не позднее чем за два месяца до введения изменений (ч. 2 ст. 29 Закона N 79-ФЗ).
В уведомлении об изменении существенных условий служебного контракта следует указать на:
- изменение существенного условия служебного контракта, связанного с нахождением должности, замещаемой гражданским служащим, в перечне, а также срока служебного контракта в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе»;
- срок действия срочного служебного контракта, включая дату истечения указанного срока;
- основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее (п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ) в случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта.
Если служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя предлагает ему для замещения иную должность гражданской службы. В случае письменного отказа служащего от данной должности представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить со службы на основании п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ.
Если служащий согласен, с ним заключается письменное дополнительное соглашение к служебному контракту. Соглашение должно содержать условие о нахождении замещаемой служащим должности гражданской службы в перечне и новый срок ее замещения.
Указанные изменения и дополнения вносятся в служебный контракт по соглашению сторон, и с этого момента начнет отсчитываться период ротации гражданских служащих. Если контракт ранее был заключен на неопределенный срок, то на основании изменений он становится срочным.
Ротация госслужащих: что это значит?
Ротация – это назначение гражданского служащего в том же или в другом федеральном органе исполнительной власти либо его территориальном органе на другую должность, включенную в перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация.
Порядок проведения ротации на федеральной государственной гражданской службе регламентируют следующие законы:
- Федеральный закон от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации;
- Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее Закон № 79-ФЗ).
В Закон № 79-ФЗ внесли поправки.
Как было
Сейчас статья 60.1 Закона № 79-ФЗ устанавливает так.
Гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность, размер должностного оклада по которой ниже размера оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности.
Должность в порядке ротации гражданских служащих замещается на срок от 3 до 5 лет.
Как стало
С письменного согласия служащего его можно будет назначить в порядке ротации на должность с более низким окладом.
Кроме того, его можно назначить на должность в порядке ротации в течение последнего года действия срочного служебного контракта в сроки, предусмотренные планом проведения ротации федеральных государственных гражданских служащих.
По срокам замещения законодатели добавили:
- срок замещения должности в порядке ротации может быть продлен по решению представителя нанимателя и с его письменного согласия;
- нельзя замещать одну и ту же должность гражданской службы, на которую он назначен в порядке ротации, более десяти лет;
- не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия контракта по ротации служащего должны уведомить о предстоящем назначении на другую должность или о предстоящем продлении срока замещения.
Ротация гражданских служащих: что нового?
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 30.10.2018)»О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Федеральным законом от 11.12.2018 г. № 461-ФЗ был внесен ряд изменений в ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в некоторые другие статьи, затрагивающие вопросы ротации гражданских служащих.
В частности, был изменен подход к определению гражданских служащих, подлежащих ротации. Старая редакция устанавливала, что к таковым относятся все, замещающие должности категории «руководители» в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольные и надзорные функции, исполнение должностных обязанностей по которым непосредственно связано с осуществлением указанных функций. Внесенные изменения предусматривают обязательную ротацию лишь для руководителей указанных органов (должности категории «руководители» не тождественны собственно руководителям государственных органов). Что касается иных гражданских служащих, замещающих должности категории «руководители», исполнение должностных обязанностей по которым связано с осуществлением контрольных или надзорных функций, то их ротация теперь также может проводиться (то есть, может и не проводиться), по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти, а в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении федерального министерства, — по перечню должностей, утверждаемому руководителем федерального органа исполнительной власти по согласованию с федеральным министром.
Таким образом, перечень гражданских служащих, подлежащих безусловной ротации, сокращен. Данные изменения не имеют обратной силы, по прямому указанию закона федеральные государственные гражданские служащие, на которых условие о ротации продолжает распространяться после дня вступления в силу 461-ФЗ, подлежат ротации в сроки, установленные их служебными контрактами, заключенными до дня вступления в силу указанного закона.
В законе о гражданской службе также появилось новое требование относительно формы плана проведения ротации и порядка его утверждения – теперь они должны устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В части 5 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось четкое указание, на то, что гражданский служащий не может быть назначен в порядке ротации на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой ниже размера должностного оклада по замещаемой этим гражданским служащим должности гражданской службы (ранее используемая редакция допускала неоднозначное толкование).
Законодатель также изменил сроки предупреждения гражданских служащих о назначении их на другую должность гражданской службы в порядке ротации с указанием условий служебного контракта по новой должности гражданской службы. Теперь это необходимо сделать в течение последнего года действия срочного служебного контракта с гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы в порядке ротации, но не менее чем за шесть месяцев до окончания срока действия служебного контракта (ранее действующая редакция устанавливала точный срок – за три месяца). И это изменение также не имеет обратной силы – если до истечения срока срочного служебного контракта государственного гражданского служащего о замещении должности государственной гражданской службы в порядке ротации осталось менее чем шесть месяцев – он должен быть уведомлен в старом порядке — за три месяца.
Назначение гражданских служащих на другую должность в порядке ротации может осуществляться только с их согласия. При этом ранее действующая редакция ст. 60.1 не устанавливала – в какой форме должно быть выражено это согласие. Пункт 7.5 Методических рекомендаций по организации ротации федеральных государственных гражданских служащих (версия — 4.0) (утв. Минтрудом России) устанавливал, что согласие гражданского служащего должно быть получено в письменной форме и рекомендовал предоставить гражданскому служащему возможность выразить согласие на назначение и заверить его личной подписью непосредственно на уведомлении (собственно, все эти указания носили рекомендательный характер).
Теперь закон о гражданской службе прямо требует получать у гражданского служащего письменное согласие на назначение на другую должность в порядке ротации в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 (то есть, в той же форме, что и согласие на перевод на другую должность).
Был изменен перечень уважительных причин отказа гражданских служащих от замещения иной должности гражданской службы в порядке ротации. В ранее действовавшей редакции закон предусматривал возможность такого отказа только в связи с состоянием здоровья самого гражданского служащего, а также членов его семьи. Это основание было сохранено. Однако теперь, согласно ч. 8 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» не требуется получать специальное медицинское заключение (заключение медико-социальной экспертизы) с прямым указанием на этот факт – достаточно подтвержденного диагноза о наличии заболевания, включенного в Перечень таких заболеваний, который должен быть утвержден уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Кроме того, в законе появилось вторая уважительная причина для отказа: необходимость постоянного ухода за проживающими отдельно отцом, матерью, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, не находящимися на полном государственном обеспечении и нуждающимися в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре).
Отказ от ротации не по уважительной причине по прямому указанию новой ч. 9.1 ст. 60.1 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» влечет увольнение с гражданской службы по пункту 2 части 1 статьи 33 (истечение срока действия срочного служебного контракта).
Наконец, в ст. 53 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» появилось указание на то, что нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации гражданским служащим, назначенным (назначаемым) в порядке ротации на должности гражданской службы в государственные органы, расположенные в другой местности в пределах Российской Федерации, наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 9.1 и 9.2 части 1 указанной статьи, могут предоставляться иные гарантии. В настоящее время таких «иных гарантий» пока нет.
Правовое регулирование ротации государственных гражданских служащих в городе Москве
В соответствии со ст.71 Конституции Российской Федерации федеральная государственная служба отнесена К ведению Российской Федерации. Вследствие этого управление персоналом гражданской службы на федеральном и региональном уровне относительно обособлено. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а её организация — в ведении субъекта Российской Федерации. На этой основе субъекты Российской Федерации могут принимать законы о своей гражданской службе в целом, а также по более частным вопросам — об аттестации, квалификационном экзамене, кадровом резерве, ротации служащих и другие.32 Субъекты Российской Федерации принимают региональные законы о гражданской службе, в которых отражаются особенности управления персоналом на региональном уровне.
Одним из наиболее сложных вопросов при разработке норм о ротации государственных служащих, был вопрос о механизмах ее проведения. Дело в том, что ротация по своей сути представляет собой перевод государственного служащего на иную должность государственной службы. Однако общим принципом и трудового законодательства, и законодательства о государственной службе является недопустимость постоянных переводов на другую должность без согласия работника (служащего).
В частности, ч. 1 ст. 28 Закона о гражданской службе устанавливает, что перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в том же государственном органе либо в другом государственном органе либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего.
Возникает вопрос: каким образом осуществлять ротацию государственных служащих (по сути, периодические переводы), если они откажутся давать на нее согласие?
На государственной гражданской службе использован принципиально иной подход по сравнению с механизмом ротации в органах внутренних дел. Основные положения этого подхода следующие.
1. С момента вступления в силу положений о ротации все ротируемые должности должны замещаться только на основе срочного служебного контракта. Срок такого контракта будет составлять от трех до пяти лет.
2. За три месяца до истечения срока служебного контракта гражданскому служащему будет предлагаться заключение нового служебного контракта уже на новую должность гражданской службы.
3. Назначение гражданского служащего с его согласия на иную должность гражданской службы в порядке ротации должно быть произведено в день, следующий за днем прекращения срочного служебного контракта и освобождения от замещаемой должности гражданской службы.
Как правильно провести и оформить ротацию кадров
В основе любой успешной ротации — анализ и тщательное планирование. Только действуя по заранее разработанному плану, руководитель может получить экономический эффект от кадровых перестановок. Это с точки зрения управления.
Но не менее важно все правильно оформить. Необходимо учесть положения статей 72–74 Трудового Кодекса, которые посвящены переводам сотрудников . Самое главное требование — получение согласия работника на перевод. Без согласия можно переводить только по острой производственной необходимости и не более, чем на месяц. Но эти случаи не имеют ничего общего с ротацией.
Практический опыт показывает, что ротирование персонала наиболее эффективно в организациях с большим штатом — более 500 человек.
Законодательством о службе в органах внутренних дел предусмотрена система переводов в качестве механизма осуществления ротации. При этом в контракт, заключаемый с сотрудником органов внутренних дел, назначенным на должность, по которой предусмотрена ротация, должно включаться положение о возможности перевода сотрудника в установленном порядке на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — о возможности перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел. Таким образом, как бы соблюдается принцип переводов только с согласия служащих: при заключении контракта сотрудник ОВД «авансом» дает согласие на все будущие переводы. Формулировка такого согласия уже получила закрепление в п. 9 утвержденной приказом МВД России от 19.01.2012 № 34 Примерной формы контракта о прохождении службы в органах внутренних дел РФ: «Сотрудник согласен с возможностью перевода в порядке ротации на иную равнозначную должность, в том числе в другую местность, а в случае его отказа — с возможностью перевода в установленном порядке на нижестоящую должность или увольнения со службы в органах внутренних дел». |
Таким образом, ротация на государственной гражданской службе не является системой переводов гражданских служащих, а представляет собой механизм заключения и расторжения срочных служебных контрактов.
Это не означает, что согласие гражданских служащих на «перезаключение» срочного служебного контракта при ротации не требуется. Заключить служебный контракт о замещении новой должности гражданской службы без согласия самого служащего будет, конечно, невозможно. Однако если такое согласие не будет получено (за исключением определенных в законе случаев), новый служебный контракт заключен не будет, и служащий будет уволен с гражданской службы в связи с истечением срока срочного служебного контракта.
В связи с этим кадровым службам федеральных государственных органов при осуществлении мероприятий, связанных с ротацией, следует особое внимание уделять получению письменного согласия ротируемых гражданских служащих на всех этапах совершения таких мероприятий (п. 7.2-7.5 Методических рекомендаций).