Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и правила допуска к управлению самоходными машинами с 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Замена прав тракториста машиниста происходит с соблюдением определенного порядка. Например, если у документа на замену просто истек срок действия, вам не придется повторно сдавать экзамен, чтобы его поменять и водить трактор.
Тракторист-машинист: кто может оформить права
Сдать на права тракториста машиниста и водить трактор можно с определенного возраста. Эта категорияправ может быть получена каждым, если человек отвечает требованиям. Для получения правтракториста машиниста нужно обратиться в Гостехнадзор или ГИБДД, выбрав отделение по месту жительства или пребывания.
Выдать права на трактор могут с момента, когда будущий тракторист-машинист достиг 16 лет. Но есть ограничения согласно выдаваемым категориям. Так в 16 вы сможете получить только права для управления транспортом категории «А I», и только в 22 можно сдавать на категорию «А IV». Если нужно получитьправо управлять самоходными средствами категории «А II» и «А III», ответственные органы должны убедиться, что вам исполнилось 19 лет. Для получения прав категорий «В», «С», «Е», «F» нужно достигнуть 17 лет, а чтобы добавить категорию «D», придется подождать восемнадцатилетия.
Машинист-тракторист должен сдать экзамен и получитьправа особой категории. Успешно сдав экзамены, тракторист-машинистполучит удостоверение УТМ. Выдать его могут в региональном подразделении Гостехнадзора.
Как быть в случае с заменой удостоверений?
Водители вправе сами выбирать подходящий момент, когда они меняют документы старых образцов на новые варианты. В этом плане законодательство почти не предусмотрело ограничений.
Согласно существующим нормам, необходимость менять права возникает при следующих обстоятельствах:
- изменилось состояние здоровья у водителя, что подтверждено медицинской справкой;
- документ испортился;
- корректировка водительских, транспортных категорий;
- срок действия старой справки закончился;
- удостоверение украли;
- утеря прав.
Основной порядок сдачи экзамена
Экзамены на получение прав, предназначенных для управления самоходными машинами, сдаются в определенной последовательности:
- Проверка теоретических знаний по эксплуатации специальных самоходных машин, их безопасной эксплуатации (кроме категории F).
- Теория по эксплуатации самоходных машин и сельскохозяйственного оборудования. Сдается на получение прав категории F и для тех, кто уже получил квалификацию тракториста-машиниста.
- Сдача теории по ПДД.
- Проверка практических знаний по комплексным практическим навыкам вождения, правилам дорожного движения и максимально безопасной эксплуатации машин.
Практика сдается в два этапа. Первая часть сдается на закрытой от движения площадке, которая характеризуется, как трактородром. Вторая часть проводится на заранее выбранном маршруте, при котором создаются реальные условия функционирования самоходной машины.
При сдаче практической части экзамена сотрудник обучающего центра проведет проверку следующих умений и навыков:
- начало движения на подъеме с места;
- разворот на ограниченной по ширине трассе при одноразовом включении передачи;
- заведение машины в бокс задним ходом;
- постановка самоходного транспорта в агрегате с прицепом в бокс задним ходом;
- агрегатирование самоходного авто с навесной машиной и с прицепом;
- остановка и торможение на разных скоростных режимах, отработка экстренной остановки.
При успешной сдаче всех пунктов экзаменов водитель получает под расписку удостоверение тракториста-машиниста на управление самоходными транспортными средствами.
Что нужно для замены прав
Смена свидетельства по какой-либо причине требует наличия обязательных соответствующих документов, заявления и уплаты Госуслуги оформления удостоверения.
Новый сертификат выдаётся после подачи Горгостехнадзору заявления водителя.
Документ содержит установленный законом перечень сведений:
- Наименование организации, производящей замену свидетельства.
- Полная именная формула, место жительства или регистрации, номер сотового телефона, персональные данные заявителя.
- Название самого документа.
- Причина получения прав.
- Сведения о предыдущем разрешении.
- Перечень прикреплённых документов.
- Дата написания заявления, личная подпись.
От того, насколько правильно определен код транспорта, зависит оплату налога за него. Дело в том, что законы субъектов РФ устанавливают сумму налога, опираясь на эти коды. И когда код на транспорт определяют неверно, сумма платежа будет ниже положенной либо, наоборот, окажется завышенной. Это и есть причина скрупулёзного подхода к определению характеристик каждой единицы транспорта и уточнению её кода.
Итак, при определении налогового кода транспорта организации нужно:
- один раз уточнить тип и назначение последнего;
- найти соответствие в таблице, которую мы привели выше;
- сделать соответствующую пометку в декларации.
Такой подход позволит не оставаться в неведении на следующий год. Хотя со временем коды могут быть и пересмотрены, но не так кардинально.
II. Требования к экзаменатору
13. Прием экзаменов на право управления самоходными машинами осуществляется государственным инженером-инспектором гостехнадзора (далее именуется — экзаменатор) при достижении им возраста не менее 23 лет.
На экзамене могут присутствовать представители организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессионального обучения лиц для получения права управления самоходными машинами, военных комиссариатов, воинских частей, военно-учебных заведений и других организаций.
14. Экзаменатор должен иметь:
— документ о высшем (техническом) образовании или документ о среднем профессиональном (техническом) образовании;
— удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) на право управления машинами тех категорий, по которым будет проводиться экзамен.
Скоростные режимы, которые обязаны соблюдать водители на российских дорогах, регламентируются Разделом 10 Правил и зависят от вида ТС и типа дороги.
На основании п. 10.2. Правил, в населенных пунктах действует единое правило для всех – двигаться нужно со скоростью не свыше 60 км/ч. Иное ограничение скорости может быть установлено знаком 3.24.
Максимально разрешенная скорость вне границ населенного пункта будет зависеть от массы самоходной техники и вида дороги, по которой она движется:
Не более 90 км/ч | Если масса менее 3500 кг (аб. 2 п. 10.3. Правил) |
Не более 70 км/ч | Если масса более 3500 кг (аб. 4 п. 10.3. Правил) |
Если самоходная техника транспортирует крупногабаритный, опасный или тяжелый груз, вне зависимости от того, где она движется – в городе или за его пределами, нельзя двигаться со скоростью выше той, которая установлена при согласовании условий перевозки (аб. 2 п. 10.4. Правил).
Методика, применяемая в Гостехнадзоре при сдаче экзамена
Действующая в настоящее время методика по приёму экзаменов в инспекциях Гостехнадзора соответствует Инструкции «О порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утверждённой Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29 ноября 1999 года № 807.
Экзамены сдаются в следующей последовательности:
- по безопасной эксплуатации самоходных машин — теория;
- по эксплуатации машин и оборудования (для категории «F» и для получающих квалификацию тракториста-машиниста) — теория;
- по правилам дорожного движения — теория;
- комплексный (по практическим навыкаем вождения, безопасной эксплуатации машин и правилам дорожного движения) — практика.
Билеты по эксплуатации содержат от 5 до 15 вопросов в зависимости от категории трактора или машины, билеты по ПДД содержат 20 вопросов. На каждый вопрос приведено от двух до шести ответов, один из которых правильный.
Для ответа на каждый билет предоставляется 20 минут. По истечении указанного времени экзамен прекращается.
Оценка «СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители в отведенное время ответил правильно на вопросы всех билетов.
Оценка «НЕ СДАЛ» выставляется, если кандидат в водители не сдал, хотя бы один билет. При этом экзамен прекращается, о чем информируется кандидат в водители.
Билет считается не сданным, если превышено время экзамена или даны неверные ответы на:
- 2 вопроса, если в билете менее 8 вопросов;
- 3 вопроса, если в билете 8 и более вопросов.
Информация о правильности ответов на вопросы билетов будет показана на экране Вашего монитора только по окончании ответа на вопросы билета либо по истечении установленного времени. Одновременно на экран выводится экзаменационный лист с номерами выбранных Вами и правильных ответов, а также затраченное на экзамен время.
В инспекциях Гостехнадзора, повторный экзамен, как теоретический, так и практический, назначается не ранее чем через 7 дней со дня проведения предыдущего. На нашем же сервисе Вы можете начать повторный экзамен в любое время, как после неудачной, так и после успешной попыток сдачи.
Лишают ли прав на трактор при лишении прав на автомобиль?
При получении водительских прав владелец одного или нескольких транспортных средств получает возможность законно использовать свое движущееся имущество по дорогам общественного пользования. При этом в правах четко указаны те категории транспортных средств, которые имеет право водить человек. Так, категория «B «свидетельствует о том, что водитель получает право водить легковые автомобили, весом до 3,5 т. Для транспортных средств в большей массой, в том числе тракторов, должна быть открыта категория «C».
Полученные водительские права дают возможность управлять всеми имеющимися в распоряжении транспортными средствами, но только при условии наличия открытых соответствующих категорий. Соответственно, в случае конфискации водительских прав, человек лишается законного права управлять всеми, без исключения, имеющимися в его собственности, транспортными средствами. В связи с этим можно уверенно утверждать, что при лишении прав на вождения автомобиля, человек автоматически лишается возможности использовать трактор на дорогах общественного пользования.
Характеристики спецтехники
Помимо основных классификационных признаков (по сфере применения, по типу передвижения, по типу машин), спецтехника имеет ряд определенных характеристик, которые необходимо учитывать при ее покупке:
- Размеры (длина, высота, ширина). Особенно важно учитывать размеры при покупке спецтехники для использования в ограниченном пространстве (в городских условиях, в густых лесных насаждениях и пр.).
- Масса. В техпаспорте любого ТС указывается полная масса вес машины с максимальной загрузкой. Соответственно, чем ниже собственная масса спецтехники, тем больший вес груза она может перевезти. Также на многих региональных и федеральных трассах существует ограничение по массе тяжелые ТС не могут самостоятельно передвигаться по этим дорогам.
- Мощность (грузоподъемность).
- КПД. Чем выше КПД, тем лучше. Другими словами, производители стремятся повысить эффективность работы спецтехники, добиваясь максимального результата при минимальных затратах.
- Дополнительное оборудование. Обычный трактор сам по себе не несет особой ценности. Но ситуация кардинально меняется, если использовать его в комплексе со специальным навесным оборудованием с его помощью можно перевозить грузы, обрабатывать землю, убирать урожай и т.д.
- Степень инновации. Чем современнее оборудование, тем оно эффективнее. Новейшие разработки призваны удовлетворять растущие запросы покупателя, повышать эффективность работы машин и агрегатов.
Категории самоходных машин
Разобраться в основных категориях самоходных машинах, а также в удостоверениях, требуемых для управления ими, несложно. За основу в данном случае нужно брать Постановление № 796 от 12.07.1999 г.
В нем вниманию представлена вниманию информация, связанная с управлением машинами и выдачей предназначенных для данного процесса удостоверений.
Документ, который позволяет управлять самоходным автомобилем и выдаваемый водителю, называется в 2020 году, как и раньше, правами тракториста-машиниста.
В полученном удостоверении тракториста-машиниста могут присутствовать записи об определенных категориях современной техники. Каждый пункт классификации самоходных машин по категориям необходимо рассмотреть более подробно.
Подводные камни при сдаче экзаменов
Отправляясь на экзамен, человек может столкнуться с рядом подводных камней, препятствующих его успешной сдаче. Первым из них выступает моральное состояние человека. Накануне экзамена на получение права водить квадроцикл начинают нервничать даже уверенные в своих силах люди. Ситуацию усугубляет волнение. Рекомендуется расслабиться и стараться вести себя так же ровно, как и на обычных занятиях.
Сдача экзамена будет проходить в непривычной обстановке. Гражданину предстоит ответить на вопросы билетов. Напряжение, сопряженное с волнением, может привести к тому, что человек забудет материал, который ранее знал безупречно. Поэтому рекомендуется многократно изучать билеты, попросив их у инструктора. Важно анализировать допущенные ошибки, дабы своевременно восполнять пробелы в знаниях. Обычно во время экзамена на получение права водить квадроцикл предоставляются те же самые билеты, которые человек учил ранее. Поэтому разобраться и найти правильный ответ не составит труда.
Практическая часть считается самым сложным этапом. Человек может растеряться от неожиданных просьб экзаменатора, не рассчитать габариты транспортного средства или угол поворота квадроцикла. Эта часть испытания носит субъективный характер. Ряд моментов можно диктовать двояко. При этом решающее слово всегда остается у экзаменатора. Ученик должен знать свои права и уметь их аргументированно отстаивать в диалоге с представителем Госавтонадзора. Важно проявлять внимательность. На площадке не стоит торопиться. Если есть возможность, лучше сдавать экзамен на транспортном средстве, на котором выполнялось обучение.
В КоАП РФ есть целая главая под номером 12, перечисляющая штрафы ГИБДД за все нарушения на дороге. Но применяется она к транспортным средствам и практически каждая статья подразумевает нарушение именно на таком транспорте: управление ТС в состоянии опьянения, вождение без прав, езда без номеров, вне кабины – тоже на транспортном средстве.
Так вот, раз наш мотоблок не является таковым, то на него не может распространяться ни один штраф – причём, не имеет значения, ведёте ли вы его перед собой и сами идёте пешком, либо же передвигаетесь на прицепе мотоблока… Но это не точно, и вот в чём дело!
Есть теория – о ней мы говорили выше. Но есть и практика. И в 2023 году она совершенно разная. И делится по обсуждаемой нами теме на 2 важных этапа:
- вас останавливает на мотоблоке с прицепом или без него сотрудник МВД на дороге и выписывает штраф, считая его законным,
- вы обжалуете данное наказание в суде – в одной из инстанций, в том числе доходя до Верховного суда (ну или послушно оплачиваете штраф, хоть и считая его незаконным, но не желая тратить время на пусть к истине – такую ситуацию мы рассматривать не будем по понятным причинам).
Так вот, при общении с ДПС или представителем другого отделения полиции с вами может произойти что угодно. Важно понимать законность вынесенного постановления. Иначе его нужно обжаловать. И вот успешность подачи жалобы – главный вопрос в нашем случае, и ответ на него хоть и противоречивый, но простой.
Что означают особые отметки и для чего они нужны
Водитель сельскохозяйственной техники проходят обучение, как и другие автомобилисты. Программа обучения будет значительно отличаться, от обучения вождению обычного транспорта. К примеру, на тракториста-машиниста необходимо пройти обучающий процесс, составляющий 2,5 месяцев. Водителю погрузчика до 4 кВт в этом случае специальные отметки не нужны. Ему вполне достаточно иметь свидетельство автопогрузчика. Стоимость такого документа намного ниже, а срок обучения – короче. Экономия тут, впрочем, относительна. Если обычные права нужно менять каждое 10-тилетие, то для данного документа предусмотрена ежегодное тестирование.
ВНИМАНИЕ !!! Важную роль играет и присвоенный разряд водителю. Его обычно указывают при окончании прохождения курсов. Автомобилисты категории «В» будут иметь 3-й разряд, а категории «С» — 4-й. Отсутствие свидетельства об окончании этих специальных курсов может служить основанием для проверки прав на подлинность.
Восстановление утерянного документа занимает много времени и отнимает порядочно сил. К тому же некоторые автошколы могут со временем закрыться, что значительно усложнит процесс получения дубликата.
Работники склада, занимающиеся управлением погрузчиков, электрических тележек или штабелеров, должны иметь при себе действующие медсправки. В них обязательно должно быть отмечено отсутствие противопоказаний для управления данным видом транспорта.
Проходя обязательную водительскую медкомиссию, водитель должен сообщить комиссии о имеющейся у него соответствующей категории. Это поможет избавить его от многочисленных проверок и неприятностей на рабочем месте.
Расшифровка категорий и подкатегорий
По состоянию на 2020 год тракторные основные категории прав представлены шестью группами – А, В, С, D, E, F и четырьмя подкатегориями — I, II, III, IV.
«А». Автомототранспортные машины, которые ограничены в праве передвижения по дорогам общего использования, либо имеют максимальную скорость передвижения – до 50 км/ч. В этой категории различных тракторов выделяется 4 вида:
- I – мототранспортные внедорожники;
- II – автотранспортные внедорожники с максимальным количеством сидячих мест вместе с водительским – 9, и с максимальной массой в 3,5 т;
- III – автотранспортные внедорожники с массой свыше 3,5 т и с количеством мест для сидения не более 9;
- IV – автотранспортные внедорожники, основное назначение которых – транспортировка людей, имеющие, помимо водительского, свыше 8 мест для сидения.
«В». Тракторы обоих типов (гусеничного и колесного), которые оснащены двигателем мощностью до 25,7 кВт.
«С». Транспортные средства колесного типа, оснащенные двигателями с мощностью 25,7-110,3 кВт.
«D». Колесные трактора с двигателями мощностью свыше 110,3 кВт.