Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог на электромобиль в России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.
Что будет, если не заплатить налог на роскошь
Если начисленный налог не уплачен вовремя, он превращается в налоговую задолженность. На эту сумму начисляется пеня. Порядок расчета пени по налогам закреплен в Налоговом кодексе Штраф. Также налоговая может начислить штраф — 20%. А если докажет, что вы не уплатили или занизили налог умышленно, то начислят 40% от недоимки.
В дальнейшем налоговая пришлет извещение с требованием оплатить. Там будут указаны суммы недоимки, пеня и срок, до которого нужно погасить задолженность взыскание. Если не заплатить налог даже после требования, начнется процедура взыскания. Налоговая обратится в суд за судебным приказом. Это упрощенный порядок взыскания, когда не нужно вызывать налогоплательщика и запрашивать у него документы. Судья единолично рассматривает заявление налоговой и выносит судебный приказ. Он имеет силу исполнительного листа — например, его можно отнести в банк или к приставам, чтобы списать деньги со счета автособственника.
Как подтвердить право на льготу по транспортному налогу?
Чтобы воспользоваться законным правом не платить транспортный налог или уплачивать его в сокращенном объеме, необходимо подать соответствующее заявление ИФНС. При заполнении заявления нужно указать, предоставите ли вы документы, подтверждающие вашу льготную категорию, лично или просто укажете их реквизиты для проверки соответствующими службами.
Если документов на руках нет, то по реквизитам налоговая инспекция самостоятельно направит запрос. Это может занять чуть больше времени.
Подать заявление можно онлайн через сайт налоговой службы. Также можно обратиться в многофункциональный центр. Через Госуслуги подтвердить льготу невозможно, такая функция сервисом не предусмотрена.
Возможна ли отмена для владельцев электротранспорта?
Переговоры об отмене налога для владельцев электромобилей ведутся уже долгое время. Еще в 2018 году вносился законопроект для этих целей, однако по состоянию на май 2019 года никаких сдвигов не произошло.
Депутаты заявляют, что отмена важна для стимулирования граждан выбирать транспорт с электрическим двигателем. Все эти действия должны привести к уменьшению выбросов вредных веществ в воздух и улучшению экологии.
Важно! Автолюбителей останавливает малое количество станций для подзарядки, хоть государство и стремится увеличивать их количество. По планам, такие станции должны располагаться на каждой автозаправке. Этот факт депутаты также указали в своем законопроекте.
Отмена платежа для владельцев электротранспорта возможна и нужна, однако на это потребуется некоторое время, правительство должно обеспечить все условия для развития и популяризации электрокаров в РФ.
Растущая популярность электрокаров в России еще не успела создать условия для отдельного налогообложения, поэтому транспортный налог на транспорт с электрическим двигателем исчисляется по общему правилу и зависит от мощности двигателя и ставки. С 1 января 2020 года транспортный налог для владельцев электрокаров отменен в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких регионах. Но воспользоваться этой льготой возможно лишь при условии, что машина зарегистрирована как электрокар, а ее владелец проживает на территории, где эта льгота распространяется.
Ассоциация европейского бизнеса обеспокоена
Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин на ввоз в РФ электромобилей выразила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем традиционном автомобильном пресс-релизе, который вышел накануне.
«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», — отметила АЕБ со ссылкой на главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.
От лица комитета Штэрцель заявил, что «продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».
Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год
В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.
Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:
- Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
- Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.
Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:
- с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
- расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.
Региональные власти наделили следующими правами:
- предоставлять льготы по уплате налога;
- изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
- изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).
Почему в России не хотят пользоваться электромобилями
Несмотря на экологичность электромобиля при его использовании и экономическую эффективность, среди россиян он не пользуется большим спросом. Низкий уровень потребительского спроса на электротранспорт обусловлен следующими причинами:
- По стоимости приобретения электрокар — довольно дорогое ТС по сравнению с автомобилем на ДВС. В России не действуют льготные программы для приобретения электрокаров (в Германии предусмотрена субсидия на такую покупку).
- Условия российского климата не совсем подходящие для передвижения на электротранспорте.
- Нет развитой инфраструктуры (заправок для зарядки аккумуляторов).
- Автомобили на ДВС пока опережают в плане запаса хода. В этом направлении производители ведут постоянные работы.
Помимо перечисленных обстоятельств, россияне не спешат пересаживаться на электрические ТС из-за значительных пошлин, которые необходимо оплатить при ввозе таких авто на территорию РФ.
Насколько популярен в России
Хоть данный вид транспорта и до сих пор является инновационным, все же его количество из года в год со временем увеличивается. В Москве по распоряжению мэра в 2007 г. была введена разработка электромобиля. А именно – правительство закупило 8 не очень больших грузовиков и 2 автобуса для предоставления перевозки пассажиров по городу и транспортировки грузов.
Лишь со временем незначительное количество электрокаров стало приобретаться гражданами для их личного применения. Тенденция к сохранению окружающей среды пришла из Европы и Японии, в связи с этим и модели подобных транспортных средств в основном принадлежат производителям Nissan, Mitsubishi, Renault и Tesla.
После этого был изобретен и отечественный электромобиль – Лада Эллада. Хотя стоимость на автомобиль отечественного автопрома и поменьше, но все же пользователи отдают предпочтение непосредственно автомобилям иностранных производителей.
Прошлой осенью в Министерстве энергетики предусматривали, что к завершению 2021 года на территории Российской Федерации будут введены в эксплуатацию 200 000 электрокаров. Если проводить параллель с существующей тенденцией на данный момент, то цифра выглядит утопически.
Отличие электромобилей
Изначально транспортные средства с электрическим приводом создавались с целью уменьшения количества вредных газов, выбрасываемых в атмосферу при работе ДВЗ. Но на сегодняшний день такие кары считаются еще и намного экономнее обычных автомобилей. Ведь за полный заряд батареи владельцу экологического ТС придется заплатить всего 200-300 рублей, в то время как за бак бензина, залитый до краев, с автолюбителя потребуют от 3000 до 5000 руб.
Однако на этом преимущества электрических машин заканчиваются. А вот из недостатков такого транспортного средства следует подчеркнуть:
- Высокую стоимость;
- Проблемное обслуживание (далеко не все технические станции берутся за ремонт Леафа, Теслы и других аналогичных каров, так как в них присутствует тяжелая электроника, для которой требуются специальные стенды);
- Ограниченный пробег (полного заряда батареи хватает на 250-300 км хода. Ну а специализированные заправки с экологическим топливом существуют далеко не в каждом городе).
При этом растаможка электромобилей стала преимущественной совсем недавно. Вплоть до 2021 года спрос на такой тип ТС достигал минимальной отметки.
Платят ли транспортный налог владельцы электрокаров Тесла?
Российское Правительство внесло в Госдуму предложение о пересмотре некоторых положений налогового законодательства для тех владельцев автотранспорта, кто пользуется электромобилями: для них может быть отменена сроком на 5 лет уплата транспортного налога с января 2021 года.
Но депутаты решили изучить предложение и внести в него свои корректировки – многим не понравилось, что для владельцев не только отечественных машин вносится льгота, но и собственники дорогих электромобилей иностранного производства так же окажутся в числе льготных категорий.
К тому же, средства, уплаченные налогоплательщиками за транспортные средства, поступают в региональные бюджеты. Федеральным законом установить отмену налога на этот вид экологически чистого транспорта будет неправильно.
Но депутаты из комитета по бюджетной и налоговой политике так и поддержали предложение Правительства. Второе чтение Закона осталось без внесения изменений в политику налогообложений для владельцев электрокаров.
Однако налоговики ведут расчет, в том числе, и от стоимости транспорта, ведь подобные модели стоят от 3 и более миллионов рублей, что считается роскошью, а это может служить поводом для повышения ставки налогообложения.
Но и массового производства электромобилей в нашей стране не отмечается, хотя эксплуатация подобных машин владельцу должно обходиться намного дешевле, чем их аналоги на дизельном или бензиновом топливе.
Коротко об инфраструктуре для электрокаров в России
Сегодня отдельных заправочных станций для электрокаров в России не так много. Одна единственная занимается созданием подобных мест по всей стране и за минувший год ей удалось запустить 22 АЗС для электрокаров. Тем не менее, известные организации, которые предоставляют бензин на своих заправках, начали устанавливать и зарядки для машин с электронными двигателями. Среди них Татнефть, Роснефть, ТНК и другие.
Ранее власти планировали построить и ввести в эксплуатацию множество подобных заправочных пунктов на всех трассах федерального значения по всей стране. Планировалось, что каждые 20 км будет стоять заправка или зарядочный пункт с возможностью пополнить заряд электроэнергии в вашем авто. Как сегодня обстоят дела с этим, пока не известно.
Действующее законодательство о налоге на электромобили и перспективные законы
На сегодня транспортный налог на электромобили в России не установлен. Налогоплательщиком, согласно ст. 357 НК, признается то лицо, на которое зарегистрирован электрокар. Для электрокаров применяется стандартный перечень нормативных документов, которые применяются по отношению к обычным автомобилям, работающим от двигателя внутреннего сгорания. Перечень правовых актов из налогового кодекса РФ:
- П. 1 ст. 359;
- ст. 360;
- ст. 361;
- ст. 358.
Пункт первый ст.359 определяет налоговую базу. В пп.1.1. говорится, что налоговая база зависит от мощности двигателя транспортного средства, а в п.2 — о том, что определение налоговой базы происходит для каждого отдельно взятого технического устройства для перевозки. Мощность рассчитывается в лошадиных силах, а единица измерения — киловатт-час.
Примерные значения для разных типов авто приведены в таблице.
Мощность (кВт), вид авто | Размер налоговой ставки (руб., коп.) |
Грузовики | |
макс. 73,55 | 2 руб. 50 коп. |
73,55 – 110,33 | 4 руб. |
110,33 – 147,1 | 5 руб. |
147,1 – 183,9 | 6 руб. 5 коп. |
183,9 | 8 руб. 50 коп. |
Автобусы | |
макс. 147,1 | 5 руб. |
мин. 147,1 | 10 руб. |
Легковой автотранспорт | |
макс. 73,55 | 2 руб. 50 коп. |
73,55 – 110,33 | 3 руб. 50 коп. |
110,33 – 147,1 | 5 руб. |
147,1 – 183,9 | 7 руб. 50 коп. |
мин. 183,9 | 15 руб. |
В п. 1 ст. 358 НК РФ говорится о том, что автомобили и иные механические средства передвижения являются объектами, подлежащими налогообложению. Ст. 360 определяет сроки уплаты налогов. Основной налоговый период — это год (12 месяцев, 365 дней), а отчеты ведутся по кварталам.
В ст.361 НК РФ указан размер дифференцированной налоговой ставки для каждого вида транспорта. Также в статье говорится, что ставки могут быть снижены или подняты максимум в 10 раз в соответствии с налоговыми законами определенного субъекта РФ. Эта поправка не распространяется на автомобили, чья мощность доходит до 110,33 кВт (каждая лошадиная сила).
Когда концепция начнет действовать?
Уже начала. Вместе с документом представлена «Дорожная карта», предусматривающая некоторые действия уже в ближайшие месяцы. Так до конца года должны быть проработаны финансовые вопросы, связанные с субсидиями, определены регионы для реализации пилотных программ и выработаны стандарты безопасности для установки зарядных станций на закрытых паркингах.
Но на деле российские автомобилисты вряд ли ощутят изменения раньше 2022 года. Да и тогда в лучшем случае в ряде городов будет отменен транспортный налог, а платная парковка и проезд по платным трассам станут бесплатными.
К концу 2022 года в рамках проекта должны открыться первые новые зарядные станции и все же начаться какой-то выпуск электромобилей, на которые будут положены льготы. Пусть даже методом крупноузловой сборки. Ну а что выйдет из идеи выпуска у нас аккумуляторов мы поймем ближе к середине десятилетия. К слову чиновники обязались публиковать ежегодные доклады о выполнении концепции не позднее 31 мая каждого года и на основании этих отчетов корректировать план. Надеемся, что не в сторону сокращения.
Новые программы льготного автокредитования в 2022 году
Субсидии предоставляются в целях обеспечения удовлетворения российскими производителями потребности граждан в конкурентоспособной технике, соответствующей современному уровню международных требований по безопасности, экологичности и экономичности в соответствии с подпрограммой «Развитие транспортного и специального машиностроения» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», на возмещение выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления скидок при выдаче заемщикам кредитов в 2015 — 2017 годах, а также на возмещение затрат на уплату первоначального взноса по кредитам, выданным в 2018 — 2023 годах, в размере 10 процентов стоимости автомобиля (25 процентов стоимости автомобиля, приобретаемого на территории Дальневосточного федерального округа, либо 25 процентов стоимости электромобиля), приобретаемого гражданами Российской Федерации, имеющими водительское удостоверение и отвечающими одновременно следующим условиям:
имеют несовершеннолетнего ребенка (детей), в том числе находящегося под опекой или под попечительством, либо до даты заключения кредитного договора не имели в собственности автомобиль, либо являются работниками медицинских организаций государственной системы здравоохранения, либо в счет уплаты части первоначального взноса продают свой автомобиль, возраст которого согласно сведениям паспорта транспортного средства превышает 6 лет и который находится в собственности у заемщика не менее 1 года;
Субсидии предоставляются в целях обеспечения удовлетворения потребности граждан в конкурентоспособной технике, соответствующей современному уровню международных требований по безопасности, экологичности и экономичности, в соответствии с государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Субсидии предоставляются кредитным организациям на возмещение выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления скидок при выдаче заемщикам кредитов в 2015 — 2017 годах, а также на возмещение части затрат по кредитам, выданным в 2018 — 2023 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, включающих затраты на уплату первоначального взноса по таким кредитам либо затраты на списание основного долга по кредитам, полученным с 1 января 2022 г., в размере 10 процентов стоимости автомобиля, либо 25 процентов стоимости автомобиля, приобретаемого на территории Дальневосточного федерального округа, либо 25 процентов (но не более 625 тыс. рублей) стоимости электромобиля (далее — затраты по кредитам), приобретаемых гражданами Российской Федерации, имеющими водительское удостоверение и отвечающими одновременно следующим условиям:
имеют несовершеннолетнего ребенка (детей), в том числе находящегося под опекой или под попечительством, либо до даты заключения кредитного договора не имели в собственности автомобиль, либо являются работниками медицинских организаций государственной системы здравоохранения, либо работниками государственных и муниципальных образовательных организаций, либо в счет уплаты части первоначального взноса по кредиту продают свой автомобиль, возраст которого согласно сведениям паспорта транспортного средства превышает 6 лет и который находится в собственности у заемщика не менее 1 года, либо заключают кредит на приобретение электромобиля;
Первое важное изменение — это введение двух «новых программ» льготного автокредитования:
- Автомобиль учителя. По данной программе льготный кредит может получить любой работник государственной или муниципальной образовательной организации. То есть, речь идет не только об учителях, но и о любых других сотрудниках образовательных организаций (ВУЗов, школ, детских садов, техникумов, колледжей, училищ и т.д.).
- Электромобиль. Льготный кредит на покупку электромобиля может получить абсолютно любой желающий.
Второе важное нововведение — это введение максимальной суммы скидки при покупке электромобиля. С 8 января 2022 года она составляет 625 000 рублей.
Отмена максимальной стоимости для электромобилей
4. Субсидии предоставляются кредитным организациям в размере выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления скидок при выдаче заемщикам кредитов в 2015 — 2017 годах на приобретение автомобилей и страхование предмета залога, а также в размере понесенных кредитной организацией затрат на предоставление заемщику скидки на уплату первоначального взноса в рамках кредитов, выданных в 2018 — 2023 годах, при выполнении следующих условий:
не более 1500 тыс. рублей — для автомобилей, приобретаемых с 1 марта 2020 г.;
4. Субсидии предоставляются кредитным организациям в размере выпадающих доходов, возникших вследствие предоставления скидок при выдаче заемщикам кредитов в 2015 — 2017 годах на приобретение автомобилей и страхование предмета залога, а также в размере понесенных кредитной организацией затрат по кредитам при выполнении следующих условий:
не более 1500 тыс. рублей — для автомобилей (за исключением электромобилей), приобретаемых с 1 марта 2020 г.;
Суть данного пункта сводится к тому, что льготный автокредит теперь можно получить на электромобиль любой стоимости. При этом скидка составит:
- 25% при стоимости электромобиля менее 2 500 000 рублей.
- 625 000 рублей при стоимости электромобиля 2 500 000 рублей или более