Статья 213 ТК РФ «Государственная экспертиза условий труда»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 213 ТК РФ «Государственная экспертиза условий труда»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если госконтроль заподозрит нарушения ТК РФ в компании, территориальная служба может вынести представление о необходимости в экспертизе условий труда. Ее определение дано в ч. 11 ст. 209 ТК РФ. Это проверка исполнения работодателем закона об охране труда.

. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленностипрописан в статье 366 ТК РФ.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере промышленной безопасности. Государственный надзор вправе следить за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда на объектах угольной, горнорудной, горно-химической, нефтедобывающей и газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. А также при устройстве и эксплуатации подъёмных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, при проведении взрывных работ в промышленности.

Государственный энергетический надзор.

(Положение о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 года № 938 и статья 367 ТК РФ).

Основной задачей Госэнергонадзора в РФ является контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статья 368 ТК РФ) осуществляется Департаментом санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ. В его функции входит надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, а также надзор и контроль в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью (Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности утверждено распоряжением Президента РФ 5 июня 1992года № 283-рп и статья 369 ТК РФ).

Госатомнадзор осуществляет функции по контролю и надзору в сфере безопасности при использовании атомной энергии. Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности на проверяемых объектах.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны:

  • составлять по результатам проведения государственной экспертизы условий труда заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы (при наличии таких представительных органов), государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, организации, проводящие специальную оценку условий труда;
  • обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления государственной экспертизы условий труда, и конфиденциальность содержащихся в них сведений.

Типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда;
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права.

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей – физических лиц);
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством;
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы.
Читайте также:  УСН. Учет НДФЛ с зарплаты работников

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении;
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них.

Этапы проведения экспертизы

Экспертиза, поступивших документов, осуществляется в несколько шагов, которые включают в себя:

  1. Рассмотрение оснований, необходимых для осуществления госэкспертизы условий труда. На этом этапе полномочный орган рассматривает полноту и достаточность, поступивших сведений об объектах, подлежащих экспертной оценке. Для принятия решения ему выделяется 7 рабочих дней. Если будет установлено, что оснований для проведения экспертизы нет, то отказ должен быть направлен в течение 5 дней. В том случае, если приложенных к заявлению документов недостаточно, то у работодателя могут запросить дополнительные бумаги.
  2. Проведение экспертной оценки. На этом этапе оценивается объект экспертизы, а именно, соответствие поступившей документации требованиям охраны труды и нормативно-правовым актам о СОУТ. То есть, по существу, проверяется соблюдение условий труда на рабочем месте.
  3. Проведение обследования, расчетов и испытаний различных факторов производственной среды. Например, могут производиться замеры шума, электромагнитных излучений, изучаться состав воздуха на наличие в нем загрязняющих веществ. Для выполнения этой задачи обычно привлекаются аккредитованные испытательные лаборатории и центры. Сбор необходимой информации может происходить непосредственно на рабочих местах.
  4. Подготовка проекта заключения по результатам проверки. Его форма утверждена в Постановлении № 10 Приказа Минтруда № 756н.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

Цель Пояснение
Проверка правильности спецоценки Если руководитель подошел к этой процедуре формально и результат не соответствует истинному положению дел, ему угрожает административная ответственность
Определение фактических условий организации рабочего процесса на предприятии Проверяют соответствие действующим нормативам и требованиям
Проверка предоставления льготных условий работникам, которые трудятся во вредных условиях Одна из задач такой проверки – выявление фактов нарушения прав работников, связанных с отказом от положенных льготных условий.

Понятно, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным надзорным органом, который имеет полномочия следить за соблюдением положений трудового права. Данную проверку проводят представители Роструда. В том числе территориальные трудовые инспекции – ГИТ.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Согласно положениям ст. 126.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки

Качества проведения специальной оценки условий труда (СОУТ)

Правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда

Фактических условий труда работников

Каковы основания для отказа в предоставлении госуслуги?

Согласно п. 27 Административного регламента законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги.

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неполный состав документов, поданных работодателем, при условии что недостающие документы могут быть дополнительно запрошены у заявителя (п. 28 Административного регламента).

В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):

  • отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 регламента;
  • непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 регламента;
  • поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 Административного регламента;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.
Читайте также:  Сколько составляет штраф за отсутствие детского кресла?

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственные нормативные требования охраны труда изложены в:

1) инструкциях:
• по безопасности отдельных работ;
• межотраслевых;
• типовых;

2) стандартах и их системах:
• государственных;
• отраслевых;
• межотраслевых;

3) правилах:
• организующих безопасные работы или эксплуатацию оборудования;
• санитарных;
• строительных;
• межотраслевых;
•отраслевых;

4) нормах:
• гигиенических;
• санитарных;
• строительных.

Документация, определяющая государственные нормативные требования охраны труда, утверждается:

• Госстандартом;
• Госстроем;
• Минтрудом;
• Минздравсоцразвитием;
• Ростехнадзором.

Основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда

В перечень основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда входят:

• выявление фактического состояния условий труда;
• выяснение, правильно ли назначены льготы, компенсационные выплаты работникам, которые трудятся в неблагоприятных для здоровья условиях;
• оценка качества ранее проведенной спецоценки условий труда.

Если в ходе госэкспертизы госинспектор выявляет нарушения, он выдает работодателям предписание с требованием устранить эти несоответствия нормам законодательства РФ. Если нарушения серьезные, инспектор составляет требование ликвидировать предприятие целиком либо закрыть отдельные структурные подразделения и направляет его в суд.

Реализация основных целей осуществления государственной экспертизы условий труда позволяет добиться полного соблюдения требований трудоохранного законодательства РФ. Ее организаторы и исполнители имеют такие права:

• получать любые материалы, нужные им для качественного проведения экспертных работ;
• осматривать рабочие места, оборудование, территорию любых предприятий;
• поручать проведение специальных исследований либо замеров аккредитованным лабораториям и организациям;
• наблюдать, измерять, вести расчеты, составлять графики, таблицы.

Эти лица обязаны:

• выполнить работы в срок;
• гарантировать конфиденциальность;
• сделать обоснованные и объективные выводы;
• составить заключение;
• направить его заявителю и заинтересованным лицам;
• обеспечить сохранность материалов, которые были переданы на экспертизу;
• предъявлять удостоверение.

Случаи, в которых работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда

Работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы. Проведение госэкспертизы целесообразно, например, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.
Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

  • оплата труда в повышенном размере;
  • оплата ежегодных дополнительных отпусков;
  • затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры.

Зачем проводится госэкспертиза

Ответственность за своевременное проведение спецоценки и организацию безопасной работы сотрудников возложена на руководителя организации. Он обязан своевременно инициировать такую оценку и вносить коррективы в список рабочих мест, где на сотрудников влияют вредные и/или опасные условия.

Законодательно зафиксированы основные цели осуществления государственной экспертизы условий труда:

Цель Пояснение
Проверка правильности спецоценки Если руководитель подошел к этой процедуре формально и результат не соответствует истинному положению дел, ему угрожает административная ответственность
Определение фактических условий организации рабочего процесса на предприятии Проверяют соответствие действующим нормативам и требованиям
Проверка предоставления льготных условий работникам, которые трудятся во вредных условиях Одна из задач такой проверки – выявление фактов нарушения прав работников, связанных с отказом от положенных льготных условий.

Понятно, что государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным надзорным органом, который имеет полномочия следить за соблюдением положений трудового права. Данную проверку проводят представители Роструда. В том числе территориальные трудовые инспекции – ГИТ.

Как проводится госэкспертиза

По установленным правилам, экспертизу качества специальной оценки условий труда организуют по инициативе работодателя, сотрудников, профсоюзов, также ее могут запросить представители страховых организаций и различных государственных органов. При выявлении фактов нарушения законодательства проверка проводится на основании судебного предписания, она должна подтвердить несоблюдение правил безопасности на производстве или отсутствие компенсаций за вредные и опасные факторы.

Вне зависимости от инициатора проведения экспертиза условий труда состоит из ряда обязательных этапов:

Этап Что включает
1 Рассмотрение оснований для проведения госэкспертизы Запрос будет рассмотрен в течение недели. После этого его принимают или отклоняют по решению надзорного органа.
2 Проведение оценки объекта экспертизы Определяют:
  • состав экспертной комиссии;
  • сроки проведения процедуры.
3 Непосредственная проверка ситуации на предприятии Комиссия проводит необходимые замеры, определяет воздействие вредных и опасных факторов на персонал и т. п.
4 Фиксация результатов Оформляют проект заключения, в котором приводят всю собранную информацию.
Читайте также:  Как обжаловать штраф за парковку. Собрали все варианты

В общем случае вся процедура занимает не больше 30 дней. А в особых ситуациях ее срок может быть увеличен. Итоговый срок проведения госэкспертизы составляет не больше 60 дней.

Порядок проведения государственной экспертизы условий труда обязывает руководителя компании предоставить надзорному органу основную документацию о предприятии и его персонале. В перечень бумаг, подлежащих проверке, входят:

  • инструкции должностных обязанностей;
  • список должностей в организации, обязанности которых напрямую связаны с опасными или вредными условиями работы;
  • отчетность о прохождении персоналом медосмотров;
  • отчетность, подтверждающая наличие средств защиты и их упоминания в личных делах персонала;
  • журналы проведения инструктажа;
  • план-схема расположения сотрудников во время производства;
  • копии документов о повышении квалификации работников и их допуске к выполнению своих обязанностей;
  • различные приказы и другие локальные нормативные акты о назначении работников ответственными за проведение инструктажей.

Вся документация должна быть на предприятии в наличии и предоставляться контрольно-надзорным органам по требованию.

Результаты экспертизы

По результатам экспертизы государственным экспертом (экспертной комиссией) составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда, в котором содержатся:

  • наименование органа государственной экспертизы условий труда с указанием почтового адреса, фамилии, имени, отчества (при наличии) руководителя, а также должности, фамилии, имени, отчества государственного эксперта (членов экспертной комиссии), проводивших экспертизу;
  • реквизиты заявления о проведении экспертизы с указанием даты регистрации;
  • данные о заявителе, судебном органе, ГИТ — полное наименование (для организаций), фамилия, имя, отчество (для физических лиц), почтовый адрес;
  • период проведения государственной экспертизы условий труда;
  • объект экспертизы;
  • наименование работодателя или его обособленного подразделения, в отношении условий труда на рабочих местах которого проводится государственная экспертиза;
  • сведения о рабочих местах, в отношении условий труда на которых проводится государственная экспертиза;
  • перечень документов, представленных в соответствии с запросом органа государственной экспертизы.

К сведению. В проекте заключения согласно п. 34 Порядка могут содержаться выводы:

  • о качестве проведения специальной оценки условий труда;
  • об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых гарантий и компенсаций лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • о соответствии фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.

Любой вывод должен быть подробным и обоснованным.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте тут);
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Цели проведения экспертизы

Главной целью проведения ГЭУТ (государственной экспертизы условий труда) является профессиональная и максимально объективная оценка таких моментов, как:

  • проведенная СОУТ;
  • законность и размер назначенных сотрудникам льгот;
  • правильность начисления компенсаций;
  • качество рабочей деятельности по фактической оценке УТ;
  • правильность проведения лабораторного и инструментального контроля на рабочих местах;
  • идентификация ВОПФ;
  • определение класса УТ;
  • наличие или отсутствие оснований для установления гарантий работникам.

Данные цели и предназначение процедуры прописаны в ст. 216.1 ТК РФ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...