Что первичнее: право или обязанность?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что первичнее: право или обязанность?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Права и обязанности человека — это элементы, дающие каждому возможность взаимодействовать в той или иной сфере жизнедеятельности. Однако все эти элементы нерушимо связаны с одним явлением — правом. Поэтому, прежде чем рассмотреть понятия права, обязанностей, нужно для начала разобраться в сути общего термина.

Как уже говорилось ранее, это явление существует для регуляции В классической теории право — это система общепринятых, общеобязательных, гарантированных государственными органами власти норм, которые непосредственно регулируют отношения общества в той или иной сфере деятельности. В каждой существующей на сегодняшний день стране право имеет свои характерные особенности. Поэтому достаточно сложно выделить две совершенно идентичных системы права. Следует помнить, что этот регулятор общественных отношений является структурированным, поэтому необходимо рассмотреть в отдельности его основополагающие элементы.

Право можно определить как право иметь или делать что-то. Права позволяют людям знать, на что они имеют право, а на что не имеют права. В разных обществах и культурных группах существуют разные права. Они могут подкрепляться социальными, этическими или юридическими границами. Говоря о правах, универсальный набор ценностей применим ко всем людям, независимо от национальности, пола, культуры, религии или этнической группы. Они известны как права человека.

Права человека представлены в форме законов, которые применяются ко всем людям без какой-либо дискриминации. Все государства обязаны реализовывать их и создавать атмосферу, в которой права человека могут быть соблюдены всеми людьми. Некоторые из этих прав включают право на жизнь, право на равенство, свободу выражения мнений, право на образование, право на труд, право на экономические, культурные и социальные привилегии и т. Д.

Считается, что права закладывают основу для эффективного функционирования и стабилизации любого общества. Например, возьмем права детей на образование, на то, чтобы их любили и питали. Если ребенку будет предоставлена ​​возможность пользоваться своими правами, он научится быть хорошим гражданином в будущем. Тогда ребенок также будет выполнять свои обязательства перед другими.

Право на образование — это право человека

Чем объединены права и обязанности

В понятиях много общего.

  • права не существуют без обязанностей. Кроме того взаимосвязь регулируется и в обратном порядке;
  • тесное соотношение позволяет реализовать свои права через соблюдение обязанностей. Это основа правильной жизни каждого человека;
  • при их объединении можно получить социальный статус жителя;
  • в рамках общества нужно понимать, что это огромная система, поэтому должны существовать ограничения, иначе начнет развиваться хаос;
  • призваны обеспечивать порядок и равновесие. При нарушении одного или второго понятия может быть потеряно равновесие, изменится динамика регулирования.

Что такое функции и должностные обязанности

Функции – конкретное поле деятельности сотрудника, идеальный результат его работы, направленный на достижение общеорганизационных целей. К ним относятся, в зависимости от сферы труда, выполнение поручений руководства, кадровое делопроизводство, технический и операционный контроль и многое другое. Это ожидаемый результат, который должен принести работник в результате успешной деятельности.
Должностные обязанности – конкретные действия, выполняемые работником для исполнения функций и достижения поставленных задач. Это исчерпывающий набор процессов, которые сотрудник должен выполнять в установленные сроки и на приемлемом уровне качества. Должностные обязанности должны быть конкретными и очерчивать оптимальный способ выполнения работником поставленных задач.

Определение служебных (должностных) функций сотрудников

Статья посвящена теме создания эффективной организации с четкой функциональной структурой. Автор утверждает, что этому способствуют слаженные действия, которые в значительной мере достигаются благодаря формализации поведения членов команды, если определены и документально закреплены служебные (должностные, рабочие) функции. Служебная функция, или должностная функция, должна быть частью общеорганизационной цели.

Именно указанные служебные функции в качестве главного инструмента конкретизируют стратегию компании на всех уровнях. Решение этой задачи позволяет заложить огромный управленческий ресурс.

Создание эффективной организации с четко функционирующей структурой требует особого внимания к проектированию, или дизайну, индивидуальных должностных позиций. Известный американский исследователь в области менеджмента, исследователь организации, Генри Минцберг [1] отмечает, что одним из важных параметров дизайна должностных позиций является формализация поведения работников. Притом чем выше потребность в координации действий работников, тем выше должен быть уровень формализации поведения.

Например, для быстрого тушения пожара действия членов пожарной команды должны быть четко скоординированы и каждый должен знать: кто управляет машиной, кто подсоединяет рукав брандспойта к гидранту, кто поднимается по пожарной лестнице. Такая слаженность действий достигается в значительной степени благодаря формализации поведения членов этой команды.

Одним из основных средств формализации рабочего поведения сотрудников на всех уровнях организации является определение и документальное закрепление служебных (должностных, рабочих) функций.

Документы, в которых фиксируются служебные функции, могут называться по-разному: функциональные обязанности, должностные обязанности, функциональные задачи и т. п. Служебные функции руководителя часто фиксируются в положении о подразделении, которым он руководит. Они могут быть включены в должностную инструкцию, в которой, кроме функций, обычно фиксируются полномочия (права), ответственность, особенности взаимодействия с другими подразделениями, сотрудниками предприятия и его контрагентами, а также отдельные процедуры (процессы) деятельности. Кроме того, правильно сформулированные служебные функции могут быть включены в тексты трудовых контрактов с работниками.

По признанию многих специалистов, определение служебных функций является главным инструментом конкретизации стратегии компании на всех ее уровнях. Решение этой задачи содержит огромный управленческий ресурс, который, впрочем, на практике зачастую недооценивается. Типичным проявлением такой недооценки является следующая ситуация: должностные функции разработаны, педантично прописаны, подшиты в соответствующие папки и… забыты. Более того, по наблюдениям практиков [2], примерно треть руководителей обеспокоена бесполезностью значительных усилий, затраченных на написание этих текстов. Они даже не догадываются о возможностях повышения управляемости организации, которые содержит в себе разработка и внедрение должностных функций.

Вместе с тем без достаточно четко определенных функций невозможно создание действенных систем мотивации труда, контроля, оценки персонала. «Функции подразделений и работников — одна из самых емких и благодарных точек развития организации. Здесь более или менее грамотный руководитель видит огромные возможности для повышения управляемости организации, для ее интеграции. Но, кроме того, от этой точки идут очень чувствительные связи к изменению мотивации, организационной культуре, к нововведениям» [2]. Немецкие исследователи организации Гельмут Лаукс и Феликс Лирманн [3] также подчеркивают, что определение адекватных с точки зрения организации функций каждого отдельного сотрудника является одной из ее центральных проблем. Несогласованность функций, особенно управленческой вертикали, может стать причиной функционального кризиса организации [4].

В определении понятия служебной функции удобнее всего отталкиваться от понятия цели. Цель — это планируемый результат деятельности. Целью организации является то, чего она планирует достигнуть

в процессе своей деятельности за некоторый период. Так вот служебная функция, или должностная функция, есть та часть общеорганизационной цели, которая возлагается на конкретное подразделение или сотрудника. «…функция есть вклад подразделения и сотрудника в достижение целей фирмы», — пишет Аркадий Пригожин [2]. Эдуард Смирнов дает более расширенное определение данному понятию: «…функция — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления» [4].

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Уфе и Башкирии

Сейчас можно выделить как минимум три подхода к разработке служебных функций: описательный, продуктный и ролевой.

Описательный подход

В настоящее время в определении служебных функций чаще всего используется описательный подход. Он ориентирован на процессы, выступающие составляющими деятельности. Ключевые слова и обороты, которые используются в описании: «контролирует», «координирует», «информирует», «поддерживает», «оценивает», «ведет учет», «несет ответственность», «участвует», «содействует», «вносит предложения» и т. п., отражают эти процессы. Иными словами, описательный подход в определении служебных функций дает перечень действий, а не результат, к которому эти действия должны привести. Притом действия или задания, связанные с определенной должностью, формулируются, как правило, в достаточно общей форме. Более того, Г. Лаукс и Ф. Лирманн считают, что «более точное (детализированное) описание должностных обязанностей является невозможным/ ненужным, особенно тогда, когда эти обязанности плохо структурированы либо сильно варьируются во времени» [4]. Часто служебные функции здесь обозначаются как определенный участок работы.

За счет обобщенного описания должностных обязанностей определяется круг задач, уточнение которых может происходить со временем путем издания дополнительных указаний и инструкций. Такое определение служебных функций, безусловно, должно сочетаться с достаточно детальным и четким планированием. Вместе с тем работнику может предоставляться право самостоятельно конкретизировать стоящие перед ним задачи.

Пример

Описательная формулировка функций главного инженера компании:

Такой подход имеет два существенных недостатка [2]:

А. Пригожин отмечает также, что авторами такого рода документов чаще всего добровольно или принудительно оказываются сами исполнители функций. Они заинтересованы в обтекающих, но ни к чему не обязывающих формулировках.

Продуктный подход

Недостатки описательного подхода, по мнению А. Пригожина, позволяет преодолеть продуктный подход, когда функции отдельного работника или целого подразделения определяются через требуемый продукт деятельности или конкретный вклад работника в решение задач организации. Продуктный подход предполагает ориентацию на «внутреннего клиента», которому каждое подразделение и его сотрудники должны предоставить некоторую услугу или условный товар. В качестве «внутреннего клиента» может выступать вышестоящий руководитель или подразделение организации. При этом внутренний клиент может принять предлагаемый «товар» или потребовать его модификации. Но может и отказаться от него. Те подразделения и работники, чьи продукты деятельности не находят своего «внутреннего клиента», являются ненужными для данной организации.

Продуктный подход в определении должностных функций, по сути, лежит в основе системы управления, которая получила название «управление по целям» (или «управление, нацеленное на результаты»). Появление этого термина чаще всего связывают

с именем известного «гуру» менеджмента, американского ученого Питера Друкера [5]. В системе «управление по целям» индивидуальные служебные функции предстают как цели конкретных работников, которые вносят свой вклад в достижение целей подразделения и организации в целом.

Статус — определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Позиция учителя имеет смысл только в связи с позицией ученика и директора школы, а того — в связи с позицией министра

образования, департамента образования и т.д. Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всей системы образования.

Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп и организаций. К примеру, господин Н. является мужчиной, преподавателем, человеком средних лет, кандидатом наук, ученым секретарем научного совета, заведующим кафедрой, членом профсоюза, членом республиканской партии, православным, из­бирателем, мужем, отцом, дядей и т.д. Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором (этот термин введен известным американским социологом Робертом Мертоном). Статусный набор — совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.

Главный статус

В этом наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с ко­торым они отождествляют его.

Для женщин в традиционном обществе главным чаще всего оказы­вался статус домохозяйки, а для мужчины — и прежде, и теперь — статус, связанный с основным местом работы или занятием: «директор коммерческого банка», «научный сотрудник», «полицейский», «рабочий на промышленном предприятии» и т.д. Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказыва­ется не место работы или род занятий, а ученая степень, а для менед­жеров — должность или иерархический ранг.

Что такое обязательство?

Обязательство можно определить как что-то, что нужно делать по закону, необходимости или потому, что это их долг. Существуют различные формы обязательств, такие как юридическое обязательство, моральное обязательство и т. Д. Например, уважение к взрослым или забота о своих родителях, когда они состарились, не является юридическим обязательством. Нет никаких законов, которые заставляли бы вас их выполнять. Однако это ваш моральный долг. Так же, как права, обязанности играют жизненно важную роль в обществе.

Если люди больше сосредоточены на получении своих прав, но безразличны к своим обязанностям, это создает негативную атмосферу. Следовательно, люди должны понимать, что, пользуясь своими правами, они должны выполнять свои обязательства перед другими.

Для полного и четкого понимания смысла права, его сути необходимо рассмотреть основные признаки:

Нормативность

В первую очередь право состоит правовой нормы, которая является своеобразной «единицей» системы права и, что важно, рассчитана на неопределенное количество случаев, на однократное применение. Специфика нормативности права в том, что оно возведено в ранг закона, его упорядоченность, а сам признак нормативности – это гарантия осуществления субъективного права, то есть тот, кто обладает субъективным правом, свободен в его реализации и защищен государством от его нарушения (в противном случае, имеет право для его защиты в установленном законом пределах).

Воля

Сущность права так или иначе тесно связывают с волеизлиянием, в котором выражаются потребности и нужды как социума, так и отдельных лиц, и организаций. Особо интересно то, что в истории правовой мысли воля рассматривается с двух аспектов: как воля господствующего класса, его выражение для контроля над угнетенными (марксизм) или как свободное изъявление воли всего общества, что обуславливает противоречивый характер, который порождает борьбу двух противоборствующих тенденций (доминантной группы и социального компромисса). В свою очередь данное противостояние заставляет право прогрессировать, становиться более гуманным, цивилизованным и отвечающим потребностям не только отдельных привилегированных групп, но и широких слоев населения, каждого социального класса, семей, организаций, кооперативов.

Формальная определенность

Формальная определенность – один из основополагающих критериев нормы права, так как если в случае с религиозной или моральной нормой могут возникать спорные ситуации, обусловленные противоречием в применении и толковании, то для норм права такие случаи неприемлемы: все правовые нормы должны быть изложены столь четко и ясно, что у адресантов не должно возникать сомнения в действительности и необходимости исполнения требований, жизнеспособность которых признает государство, санкционируя их действие.

Принудительность

Нормы права – единственные нормы, исполнение которых обеспечивается, устанавливается и закрепляется государством, как главным и единственным представителем всего общества (а также единственным легальным «монополистом на насилие», по образному выражению М.Вебера). Однако доминирующая роль государства совершенно не означает полной подчиненности права государству или его несовместимость с естественными человеческими правами, какого-либо их ограничения. Государственное принуждение заключается в двух направлениях деятельности «монополиста на насилие».

  • Цель государства – защита субъективного права, в частности, пострадавшей стороны. Например, ситуация взыскания штрафа за просрочку платежа или возмещение материального и морального вреда является самым явным примером проявления государством данной функции.
  • Государством определены случаи, когда виновный может быть привлечен к ответственности (уголовной, административной, etc.)

Так, государственное принуждение – то, что позволяет провести четкую линию, отделяя право и обязанность, а также определяя границы личной свободы человека.

Читайте также:  Льготы и гарантии для людей с инвалидностью

Родительское благословение важно в любом деле, поэтому детям следует советоваться с родителями о своих делах. Вот как об этом говорится в «Симфонии. »: «Никакого дела вновь без их совету и соизволения не начинать, но о всем у них советоваться и соизволения просить должен ты, да не твоим дерзновением оскорбятся, и без успеха будет начатое твое дело».

Остановимся на некоторых пунктах, требующих уточнения. Как можно объяснить, что значит «любить истинно и чистосердечно»? Обратимся за помощью к святителю Феофану Затворнику. В труде «Начертание христианского нравоучения» читаем: «Дети совестно должны быть обращены к родителям с особенными чувствами и расположениями, сознавать себя к ним обязанными.

Теоретически люди всех стран имеют одинаковые права, однако далеко не каждое государство может обеспечить соблюдение этих прав. На Западе правам людей, включая детей, уделяется больше внимания, чем в мало развитых странах. Сегодня в России права детей обеспечены на законодательном уровне.

Статья 58 СК Российской Федерации регламентирует особенности регистрации младенцев. У каждого должно быть имя, отчество, обязательна и фамилия. Имя ребенку дает тот человек кто регистрирует его в загсе. С отчеством немного сложнее. Если у малыша есть официальный папа, то отчество образовывают от его имени. У Ивана сын будет Иванович, а дочь – Ивановна.

И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах. . В конце концов, людям удалось решить, Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.

Конституция РФ закрепляет ряд политических прав граждан РФ, путем реализации которых осуществляются разные формы участия в управлении делами государства; избирательные права граждан, право участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия.

Права и обязанности главного бухгалтера

В работе бухгалтера есть аспекты, которые не часто встречаются, а могут и совсем не встретиться, что напрямую зависит от подготовленности бухгалтера к данному роду обстоятельствам. Работа бухгалтера в условиях постоянно меняющегося российского финансового и налогового законодательства связана с повышенным риском, так как, работая с финансовыми документами, бухгалтер может оказаться в ситуации, когда к нему будут применены меры юридической ответственности.

Все функции бухгалтерского учета достаточно легко программируются на персональном компьютере, поскольку бухгалтерский учет имеет свой специфический язык кодировки хозяйственной деятельности и хозяйственных средств. Словарем этого языка служит план счетов бухгалтерского учета.

Декларация прав человека

Формирование механизма регулирования в сфере прав человека началось после окончания Второй мировой войны. В этот период произошли ключевые изменения в человеческом восприятии мира. Во всех странах мира поняли, что права человека – это основной приоритет развития всемирной политики. Если смотреть ещё более глобально, то это наиболее правильный и удачный путь в будущее. Поэтому в 1948 году была создана Всеобщая декларация прав человека. Для государств этот документ не является обязательным для исполнения, хотя многие юристы рассматривают его как источник международного права.

Положения декларации являются рекомендационными, хотя именно на их основе были разработаны обязательные для исполнения нормативные акты: Международные пакты о гражданских, политических, культурных, социальных и экономических правах. В декларации присутствует лишь несколько императивных норм о запрете рабства и пыток.

Конечно, помимо декларации прав человека существует ряд иных нормативных актов, которые были изданы Организацией Объединённых Наций по вопросам защиты и реализации прав человека. Таким образом, для мирового сообщества права человека – это наиболее приоритетная сфера развития международной отрасли права в целом.

Проблемы корреляции прав и обязанностей

Важное значение при анализе рассматриваемых проблем имеет не противопоставление прав обязанностям, а рассмотрение их в диалектическом единстве противоположностей. Интересна в этом отношении мысль Р. Иеринга, который считал, что борьба человека за право есть обязанность управомоченного по отношению к самому себе. «Сопротивление наглому, затрагивающему саму личность беззаконию, то есть нарушению прав, носящему по своему приему характер попрания, характер личного оскорбления, есть обязанность. Это обязанность управомоченного по отношению к самому себе, потому что таково поведение нравственного самосохранения, это обязанность по отношению к обществу, потому что таково необходимое условие существования права»

Сказанное говорит о том, что юридическая обязанность не только юридическая, но и важная общественно-политическая категория. Но для того, чтобы обязанность заняла подобающее ей место в правовом регулировании, в правовой системе и обществе в целом, необходимо более глубокое научно-теоретическое исследование ее проблем, внедрение передовых идей в законодательную и правоприменительную практику. Все это будет способствовать укреплению законности и правопорядка, формированию правового государства.

Подчеркивая роль обязанностей в правовом регулировании, мы ни в коей мере не предполагаем снижения в нем роли прав и тем более игнорирование, недооценку последних. Здесь уместно вспомнить справедливое замечание И.В. Михайловского о том, что «общежитие, где бы никто не имел никаких прав, а только нес одни обязанности, немыслимо».

Речь идет о том, что в современных условиях необходимо переосмысление существующих юридических явлений, прежде всего прав.

При этом, как, на наш взгляд, правильно высказался B.C. Шевцов, нужно «не шарахаться от государства при понимании и истолковании основных прав и свобод человека и гражданина в боязни подвергнуться риску быть заподозренным в приверженности к тоталитарно-этатическому образу мышления, а более всесторонне и глубоко проанализировать и понять корневые истоки, обусловливающие с объективной необходимостью сущностные связи и зависимости, существующие между ними».

Вместе с тем недостаточная разработка проблем юридических обязанностей имеет и некоторые методологические основания. Так, по мнению видного венгерского ученого И. Сабо, «обязанности не имеют ни теоретического основания в доктрине естественного права, ни практически-юридических оснований в законодательстве, поэтому разговор об обязанностях наряду с правами не имел ни значения, ни отклика… а в литературе по естественному праву никогда не затрагивался вопрос об обязанностях человека: такого понятия просто не знали». Противоположную позицию по этому вопросу имеет Б.С. Эбзеев, по мнению которого «получившее довольно широкое распространение в правовой литературе представление о равнодушии естественно-правовой доктрины к обязанностям человека и гражданина или даже противостояния им не соответствует действительности. Идея обязанностей человека и гражданина не только изучалась представителями школы естественного права (хотя и в значительно меньшем объеме, чем проблема прав человека), но и наряду с правами получила отражение в конституционной практике находящихся в процессе становления западных демократий».

В современных условиях при достаточно глубокой разработке теории прав человека еще более остро встает вопрос об обязанностях человека.

Прежде всего, наука должна более полно рассмотреть проблемы обязанностей гражданина, обеспечив наиболее полное и эффективное их нормативное закрепление и практическую реализацию. Что касается обязанностей человека, то подобное выражение юридически не безупречно.

Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Индивид (человек) как член общества должен знать и уважать его нормы, ценности и идеалы, сообразовывать свои действия с интересами других. Но такое отношение ответственных зависимостей выступает не как обязанность, а как социальная (не юридическая) ответственность позитивного плана. Полагаем, что указанную позитивную ответственность человека следует отнести к идеальной форме долженствования. Но ее нельзя назвать обязанностью, тем более обязанностью юридической. Ведь, даже получив нормативный характер, такое социально должное поведение не утрачивает морального характера. В свое время Г.Ф. Шершеневич высказывал мысль о нравственном характере обязанности, источник которой находится вне права.

Читайте также:  Что нужно знать о наследстве и завещаниях, чтобы не потерять свою долю

Таким образом, вопрос о наличии обязанностей человека, анализ их с тех же позиций, что и права человека, представляется некорректным ни с социальной, ни с юридической стороны. Правам человека корреспондируют не его юридические обязанности, а социальная ответственность позитивного плана. Но эта ответственность не носит юридического характера и не может характеризоваться ни как юридическая ответственность, ни как юридическая обязанность человека.

Подчеркивая значение и место прав и свобод человека и обязанностей человека и гражданина в правовом регулировании, не следует забывать о роли государства как властвующего субъекта в правовом регулировании. Именно государство выступает важнейшим субъектом правового регулирования. Оно, естественно, несет права и обязанности. На это специально указывается в Конституции РФ, ч. 2 ст. 15 которой закрепляет, что «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы». Из этого следует, что личность и государство приравниваются друг к другу в аспекте соблюдения законов, а значит, и в ответственности, которую они будут нести в случае их нарушения.

Характер ответственности принципиально различается в правовом государстве и в государстве, не являющемся таковым. В государстве, которое не является правовым, признается только ответственность гражданина перед государством. Оно «дарует» ему права и свободы, определяет обязанности, то есть личность здесь понимается как объект власти, а не как субъект права.

В демократическом правовом государстве ответственность в равной степени свойственна и государству, и личности. Еще И. Кант это положение сформулировал так: «Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения к точному и безусловному исполнению закона в отношении властвующего, что и властвующий в отношении к гражданину». Устанавливая права и обязанности граждан как членов общества, общеобязательные правила поведения, государство также принимает на себя конкретные обязанности, основой которых является забота о сохранении общества и его членов. Статья 2 Конституция РФ прямо закрепляет: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

«При осуществлении своих прав и свобод, — говорится в п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., — каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

В отношениях государства и личности они не противопоставляются друг другу, как противоположности: властвующий и подвластный. Их отношения строятся на установлении такого баланса, при котором личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы.

Итак, автор рассмотрел в статье такие понятия, как обязанности и юридическое право. Это позволяет выделить специфические особенности данных конструкций, а также понять механизм их реализации в реальной плоскости.

Права и обязанности

рефлективные понятия для обозначения норм и долженствований, регулирующих стандарты социального и индивидуального поведения, взаимозависимости свобод и ответственности государства и человека друг перед другом. В зависимости от статуса личности выделяют политические и гражданские права и обязанности; первые касаются индивида как подданного государства, вторые — члена гражданского общества. Начало учению о правах и обязанностях положила концепция Аристотеля, для которого обязанность личности означает необходимость участия в общественных (полисных) делах и ответственность его перед ним, а права выделяются естественные (природные), полученные человеком при рождении, и волеустановленные — дарованные ему как гражданину государственного образования. Новое время (Т.Гоббс, Д.Локк, И.Кант и др.), продолжая идею Аристотеля, предложило механизм взаимодействия прав и обязанностей. Постепенно складывается теория естественных прав человека (право на жизнь, свободу и безопасность, равенство всех перед законом, свобода совести и слова, собственности, право на участие в решении общественных дел и пр.), неотъемлемых и неотчуждаемых свобод человека. Политические права возникают и основываются на естественных в процессе появления государства путем заключения общественного договора, в результате чего происходит взаимообмен правами и обязанностями между властью и народом: государство обязуется гарантировать безопасность граждан, их естественные, гражданские и политические права, а те, в свою очередь, добровольно принимают на себя обязанность соблюдать установленное властью законодательство. Важнейшие гражданские права: право собственности, свобода создания организаций, право судебной защиты и т. п.; политические: право избирать и быть избранным, занимать любые государственные должности, свобода собраний и манифестаций и т. д. В демократических государствах существует баланс между правами и обязанностями граждан при иных политических режимах паритет нарушается в сторону ужесточения обязанностей. Представления об основных обязанностях определяются общим моральным климатом в обществе, понятием о должном поведении, следовании гражданскому долгу (библейские «десять заповедей», категорический императив И.Канта, «кодекс чести» дворянина, «моральный кодекс строителя коммунизма» и пр.)

Современная концепция политических и гражданских прав отражена во Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Существенной проблемой цивилизации является приведение национальных законодательств и политических процессов в соответствие с международными стандартами. Социальная симметрия в распределении п. и о. в обществе исходит из господствующих в нем представлений о социальной справедливости и общего взаимоотношения между политическим государством и гражданским обществом.

Доманов В.Г.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Чем объединены права и обязанности

В понятиях много общего.

  • права не существуют без обязанностей. Кроме того взаимосвязь регулируется и в обратном порядке;
  • тесное соотношение позволяет реализовать свои права через соблюдение обязанностей. Это основа правильной жизни каждого человека;
  • при их объединении можно получить социальный статус жителя;
  • в рамках общества нужно понимать, что это огромная система, поэтому должны существовать ограничения, иначе начнет развиваться хаос;
  • призваны обеспечивать порядок и равновесие. При нарушении одного или второго понятия может быть потеряно равновесие, изменится динамика регулирования.
Определение 5

Возникшие жизненные обстоятельства, связанные с правовыми нормами возникновением, изменением или прекращением правоотношения, называют юридическими фактами.

Состояние правоотношения, по сути, является следствием наступления конкретных жизненных ситуаций.

Пример 1

Например, некое физическое лицо (субъект правоотношения) приобретает жилую квартиру (объект правоотношения) в собственность у компании-застройщика (второй субъект правоотношения), юридически подкрепляя сделку заключением договора купли-продажи (юридический факт). Возникшее правоотношение будет включать в себя:

  • для физического лица: субъективное право получить недвижимость в собственность и юридическая обязанность передать денежные средства согласно условиям договора;
  • для компании-застройщика: субъективное право получить денежные средства от физического лица и юридическая обязанность передать в собственность жилое помещение в соответствующем договору состоянии.

После выполнения юридических обязанностей и соблюдения субъективных прав обоих участников (субъектов) правоотношения правоотношение прекращается.

Все юридические факты в зависимости от их связи с личной волей субъекта можно разделить на две большие группы: события и действия.

Определение 6

Событиями называют юридические факты, не связанные непосредственно с индивидуальной волей (стихийные бедствия, изменения в законодательстве, рождение или смерть и т.д.)

Действиями называют юридические факты, непосредственно связанные с индивидуальной волей и сознанием человека (заключение договора, вступление в брак и т.д.)

По признаку законности все действия подразделяют на:

  • правомерные (обеспечивающие соблюдение норм права);
  • неправомерные (нарушающие требования правовых норм).

Правомерные действия в зависимости от того, на что направлена воля человека, бывают двух видов: юридические акты и юридические поступки.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...