Как получить льготы ребенку инвалиду?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как получить льготы ребенку инвалиду?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

Сроки инвалидности и продление инвалидности ребенку

В соответствии с п.10ст.5 Постановления, группа ребенку инвалид с детства присваивается на такие сроки:

  • 1-2 года. Для ситуаций, когда прогнозы на выздоровление благоприятны и есть динамика к улучшению
  • 5 лет. Когда была проведена медицинская комиссия во второй раз (после первого присвоения) и была присвоена повторная инвалидность ребенку (для ситуаций с опухолями, когда происходит ремиссия злокачественного новообразования).

До достижения совершеннолетия. Присваивается в двух случаях:

  1. Не позднее, чем в течении двух лет после первого назначения, если есть не обратимая дисфункция организма
  2. Не позже, чем через 4 года, если ремиссия невозможна при лечебных процедурах.

Понятие «ограниченные возможности здоровья»

Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).

Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.

К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.

Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?

Статус ребёнка Наименование программы Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ АОП или АООП «адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Ребёнок-инвалид ООП Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.

Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»

Ребёнок-инвалид и ОВЗ АОП или АООП «Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов(ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)

Что делать, чтобы получить льготу ребенку инвалиду?

Инвалидность назначают по результатам медико-социальной экспертизы (МСЭ). Направление на экспертизу дает врач в поликлинике или в психиатрическом диспансере.

Читайте также:  Брак: условия заключения брака, права и обязанности супругов

МСЭ принимает детей на комиссию по предварительной записи в порядке очереди. Очередь может составлять от 1 месяца. Приехать в бюро придется лично. По телефону можно узнать только время приема. Если вам требуется повторное прохождение комиссии для продления инвалидности — не дожидайтесь окончания срока инвалидности, а записывайтесь за пару месяцев (но не более), которые уйдут на прохождение специалистов.

Как правило, перед комиссией нужно:

  • пройти ряд специалистов (все индивидуально, подробности уточняйте у доктора, который дает направление);
  • сдать анализы крови и мочи;
  • возможно потребуется ЭКГ.

После прохождения всех врачей педиатр пишет эпикриз. Эпикриз представляет из себя справку, в которую внесены все сведения о перенесенных и текущих заболеваниях, прививках и прочее. Будьте внимательны, справка должна быть заверена подписью и печатью: педиатра и заведующего отделением.

Порядок действий при установлении детской инвалидности

Для того, чтобы становить детскую инвалидность необходимо получить заключение МСЭ (медико-социальной экспертизы) о наличии заболевания, мешающего нормальному функционированию организма. Направление на МСЭ дает врач после проведения обследований.

В таком случае может быть два развития ситуации: врач сам говорит родителям о необходимости прохождения комиссии или родители сообщают врачу о своем намерении добиться инвалидности для ребенка. Такое направление может выписать как врач-педиатр, наблюдающий за ребенком, так и специалист узкого профиля, по направлению которого было выявлено заболевание. Направление на МСЭ могут выписать в органах социальной защиты населения, если родители предоставят необходимые документы о выявленных врачами нарушениях в работе организма.

Дают ли инвалидность ребёнку?

Серьёзные заболевания, необратимо деформирующие привычный образ жизни, бывают у детей как приобретёнными, так и врождёнными. Травматизация дома, на улице, в учреждениях дошкольного и школьного образования, осложнения после перенесённых инфекций и многие другие факторы нередко приводят к значительным нарушениям в работе различных систем организма, существенно ограничивая жизнедеятельность.

Аналогичные последствия могут вызвать и врождённые аномалии, обусловленные наследственными патологиями, неблагоприятное течение беременности, родовые травмы и т.п. Во всех этих случаях ребёнок неизбежно становится инвалидом, что в свою очередь регламентируется российским законодательством.

Основаниями для предоставления несовершеннолетнему гражданину данного юридического статуса являются обнаруженные у него значительные нарушения в работе дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной и других систем организма. Это же касается и выявленных у малыша дисфункций органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Главным критерием здесь, как и в случае со взрослыми инвалидами, является устойчивая резистентность к лечению и развитие острой зависимости от помощи посторонних лиц. Далее запускается сама схема оформления инвалидности, практически полностью идентичная алгоритму, действующему в отношении совершеннолетних граждан.

Ребёнок проходит медкомиссию, и после того, как целы ряд специалистов документально зафиксирует результаты своих консультаций, лечащий врач (в данном случае педиатр) выдаст собственное заключение и эпикриз,. Также в ЛПУ нужно получить справку о предполагаемой индивидуальной программе реабилитации маленького пациента. Эти бумаги в свою очередь должны быть заверены заведующим поликлиникой.

Затем законным представителям малыша (родителям или опекунам) можно уже будет обращаться непосредственно в бюро медико-социальной экспертизы. Делать это придётся вместе с целым пакетом документов, включающим в себя свидетельство о рождении или паспорт, если он уже выдан, соответствующее заявление, амбулаторную карту, форму из поликлиники и школьную характеристику, которая понадобится лишь тогда, когда проблемы со здоровьем у несовершеннолетнего гражданина обнаружились во время обучения в школе.
Ознакомившись с предоставленными сведениями, комиссия МСЭ вынесет решение о присвоении ребёнку статуса «инвалида», а также определении группы и степени ограничений. Когда функции тех или иных органов утрачены частично и вероятность их восстановления высока, справка о наличии ОВЗ может быть выдана на строго определённый срок, после которого придётся пройти повторное переосвидетельствование, где инвалидность будет продлена или, напротив, снята. Если же нарушения носят устойчивый характер, возможности утрачены полностью и лечение неэффективно, малышу может быть оформлена инвалидность сразу до 18 лет.

Читайте также:  Уточнить реквизиты попросит ФНС России

ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:

— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);

— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).

Порядок обжалования решения

Нередко МСЭ может принять отрицательное решение. В таком случае комиссия должна в установленный срок (30 рабочих дней) составить акт освидетельствования и вынести заключение, в котором письменно обосновать причины отказа.

С этим документом родители или опекуны обращаются для обжалования в вышестоящие инстанции в таком порядке:

  • Главное бюро МСЭ – подаются те же самые документы (максимум в течение месяца после получения отказа).
  • Федеральное бюро МСЭ – процедура аналогичная.
  • Суд – если 2 предыдущие инстанции также отказали.

Группы и категории инвалидности у ребенка

Несовершеннолетний пациент получает категорию инвалидности при наличии заболеваний:

  • психоэмоциональные патологии;
  • заболевания органов чувств, приводящее к снижению или отсутствию функции;
  • физические уродства;
  • нарушение речи;
  • сниженная или полностью отсутствующая функция передвижения;
  • серьезные заболевания внутренних органов;
  • патологии кожных покровов.

Для пациента определяют группу инвалидности.

  1. Первая группа. У ребенка серьезные нарушения формирования и развития внутренних органов. Пациент не может существовать без ежедневной помощи. К первой группе также относятся лежачие и серьезно больные дети-инвалиды.
  2. Вторая группа – ребенок способен выполнить минимальные действия по самообслуживанию без присутствия опекуна при наличии медицинской техники.
  3. Третья группа. Дети имеют ограничения из-за наличия заболевания. Они могут восстановить трудоспособность.

Подтверждает наличие заболевания и степень прогрессирования лечащий врач.

Порядок прохождения комиссии МСЭ для получения инвалидности ребенку

Предварительная запись на прохождение медико-социальной экспертизы осуществляется лично в бюро МСЭ, расположенном по месту жительства ребенка. Если Вы оформляете детскую инвалидность повторно, запись на медико-социальную экспертизу можно произвести, не дожидаясь окончания срока ранее установленной инвалидности.

Отметим, что допускается прохождение повторного переосвидетельствования за 2 месяца до окончания действия предыдущего срока установления инвалидности.

В случаях необходимости переноса ранее назначенной даты освидетельствования МСЭ представитель ребенка должен обратиться заранее в бюро. В случаях невозможности предоставления ребенка по состоянию его здоровья на освидетельствование непосредственно в бюро, МСЭ должна быть проведена в стационаре или на дому со специальной отметкой в соответствующем заключении. Также при согласии законного представителя ребенка, медико-социальная экспертиза может быть проведена заочно.

Важно! Порядок получения инвалидности ребенку допускает привлечение любого специалиста с правом совещательного голоса, за счет средств законного представителя освидетельствуемого.

Перечень заболеваний для установления инвалидности детям

Оформление инвалидности детям начинается с прохождение медицинской комиссии и установление заболевания, которое подпадает под категорию инвалидности: 1,2,3 групп. Всего в списке заболеваний, по которым присваивается инвалидность содержится 58 болезней, которые зависят от степени тяжести протекаемого заболевания.

Инвалидность присваивают, если комиссия определяет у несовершеннолетнего болезнь, подпадающую под одну из категорий:

  • Дефекты в анатомическом строении организма;
  • Нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • Проблемы с речью (немота, задержка речевого развития);
  • Нарушения в работе органов чувств (зрения, слуха);
  • Психологические заболевания и нервные расстройства (задержка психического развития);
  • Заболевания внутренних органов.

Каждый человек проходит медико-социальную комиссию для присвоения группы инвалидности. Для детей срок на который ставится диагноз может заключаться: для болезней 1 группы инвалидности 2 года, для 2 и 3 группы – 1 год. Есть ряд заболеваний, при которых комиссия может назначить срок инвалидность до достижения несовершеннолетним 18 лет.

Оформление инвалидности ребенку: особенности

Оформление инвалидности ребенку – это процедура, которая включает в себя несколько этапов и позволяет слабозащищенному несовершеннолетнему лицу получить государственные гарантии ввиду особого состояния здоровья.

Процедура признания инвалидом несовершеннолетнего ребенка полностью аналогична процедуре получения инвалидности взрослым человеком (за исключением того, что с ним должен присутствовать еще и законный представитель).

Многие родители преднамеренно оттягивают возможность оформления указанного статуса для своего ребенка, поскольку считают, что это может повлиять на его последующее пребывание в социуме. Однако такое бездействие лишает и законных представителей, и самого воспитанника множества льгот и государственных гарантий.

Читайте также:  Ваша заявка уже обрабатывается

Инвалидность после 18 лет у детей-инвалидов

Эта статья обращена к родителям детей-инвалидов, желающих максимально помочь детям в отношении их будущих, уже взрослых пенсионных выплат

Всем известно, что до 18 лет детям-инвалидам не определяют группу инвалидности, им устанавливается общая категория «ребёнок-инвалид». До 18 лет ребёнок-инвалид получает максимальную социальную пенсию по инвалидности, приравненную к 1 гр. инвалидности. При вступлении в совершеннолетие данный статус утрачивается и ребёнок проходит переосвидетельствование уже во взрослом МСЭ. Здесь ему устанавливают группу и определяют степени ограничения.

Теперь сумма его социальной пенсии по инвалидности полностью будет зависеть от группы. Если ребёнку установят 1 или 2 группу инвалидности, то на сумму получаемой пенсии будет иметь значение факт инвалидности с детства , при установлении 3 гр. этот факт значения не имеет. ( Для сравнения инвалид 2 гр. получает социальную пенсию 5283,84 р. , а инвалид с детства 2 гр. получает 10567,73 р. ) При 3 гр. не важно с детства или нет установлена инвалидность — пенсия у них общая 4491,30 р.

Таким образом, ребёнок- инвалид став совершеннолетним и получив 3 гр. инвалидности резко теряет в пенсионной выплате в 2 раза. Как правило , 3 гр.- это первая ст. ограничения к труду, т.е. 3 гр. — не имеет серьёзных ограничений в трудовой деятельности, и следовательно впереди предвидится трудовая деятельность. А значит, предвидится переход с социальной пенсии по инвалидности, на страховую по инвалидности.

Право на страховую пенсию по инвалидности от продолжительности страхового стажа не зависит, он может быть как угодно мал — достаточно и одного дня такого стажа. Это, однако, не означает, что страховой стаж не сказывается на пенсии. От его продолжительности зависит ее размер. Страховая пенсия по инвалидности инвалида только что заступившего на работу и инвалида имеющего страховой стаж работы 5 лет — будут отличаться по сумме выплат.

Поэтом у родители могут заранее побеспокоиться о том, чтоб их совершеннолетнее чадо , приступая к работе могло рассчитывать на повышенные суммы страховой пенсии по инвалидности. Для этого им стоит рассмотреть возможность уплаты добровольных страховых взносов начиная с 14 лет ребёнка. 5 лет уплаты добровольных взносов = 5 лет страхового стажа. + к этому хотя бы 1 рабочий день = и Вы обеспечите своему ребёнку повышенную страховую пенсию по инвалидности. Материально она ощутимо выше социальной, которую назначают инвалидам при отсутствии страхового стажа и выше тех, кто только начинает трудиться.

Для уплаты добровольных страховых взносов родителям ребёнка — инвалида необходимо обратиться в пенсионный фонд с заявлением об уплате добровольных страховых взносов, открыть счёт. Срок для перечисления страховых взносов — не позднее 31 декабря текущего года. Платить можно как частями так и одноразово в конце года.

СТОИМОСТЬ СТРАХОВОГО ГОДА = МРОТ х ТАРИФ пенсионных взносов х 12 мес.

Независимо от того, когда конкретно в течение года указанные лица вступили в добровольные правоотношения по обязательному социальному страхованию страховые взносы в бюджет ФСС РФ необходимо уплатить в размере стоимости страхового года . Т.е не важно в марте или в октябре родители откроют счёт на имя ребёнка для уплаты добровольных страховых взносов, уплатить нужно сумму стоимости страхового года.

Лица, добровольно вступившие в правоотношения по добровольному обязаны по итогам календарного года представлять в региональное отделение расчет по исчисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4а ФСС РФ ( п. 11 Правил уплаты страховых взносов). Она утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 26.10.2009 N 847н.

Подать отчет (расчет) по форме 4а ФСС РФ необходимо в срок не позднее 15 января года, следующего за истекшим расчетным периодом ( п. 4 Приложения N 2 к Приказу N 847н).

Необходимые документы

Перед тем, как ребенок будет проходить МСЭ, для специально созданной комиссии потребуется подготовить определенный перечень документов, в том числе:

  1. Паспорт или иной приравненный к нему документ (если ребенок достиг возраста 14 лет);
  2. Свидетельство о рождении;
  3. Справки, указывающие о результатах анализов;
  4. Акты, составленные узкими специалистами;
  5. Выписные эпикризы, подтверждающие отклонение состояния здоровья ребенка от нормы;
  6. Справка, указывающая на предварительный диагноз больного;
  7. Направление на МСЭ;
  8. Медицинская карта пациента;
  9. Характеристика на ребенка из детского сада или общеобразовательного учреждения, заверенная:
  • Воспитателем или классным руководителем;
  • Директором учреждения;
  • Двумя специальными печатями;
  1. Паспорт законного представителя ребенка;
  2. Заявление от родителей, выражающее согласие на проведение МСЭ в отношении воспитанника;
  3. Разовая справка по итогам МСЭ (при последующем прохождении переосвидетельствования).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...