Разъясняющая информация по обращению с твердыми коммунальными отходами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъясняющая информация по обращению с твердыми коммунальными отходами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Как отмечалось выше начало деятельности регионального оператора ТКО по Ленобласти после его отбора было отложено в рамках заключения дополнительного соглашения к соглашению об организации деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами от 24 апреля 2018 года, заключенным между Управлением Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами и АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области».

Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области

Переход отложен в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2018 г. № 483-ФЗ «О внесении изменений в статью 291 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», позволяющим субъектам РФ постепенно переходить на новые правила обращения с ТКО.

Соответственно, до обозначенного перехода на новую систему обращения с ТКО и запуска деятельности регионального оператора ТКО по Ленинградской области действует прежняя система обращения с ТКО.

Ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России

Заключение договора о вывозе мусора стало обязанностью собственников

В апреле 2018 года в результате конкурсного отбора был определен единственный региональный оператор, который будет отвечать за сбор и вывоз мусора на территории Ленинградской области. Им стало акционерное общество «Управляющая компания по обращению с отходами Ленинградской области». С ним заключено соглашение, на основании которого эти полномочия даны на 10 лет.

На второе полугодие 2019 года на территории Ленинградской области действуют следующие тарифы на захоронение ТБО (руб. за тонну) по полигонам:

  • д. Кути – 984,08;
  • г. Ивангород – 753,27;
  • г. Сланцы – 1024,81;
  • пос. Тракторное – 691,61.

Тариф регионального оператора на этот период составляет 4652,91 руб. за тонну и 874,75 руб. за квадратный метр. Не забываем, что тарифы — индексируемая величина, поэтому через несколько месяцев эта цифра уже будет другой.

Этот тариф включает в себя расходы на оплату услуг полигонов, собственные расходы оператора, обслуживание договоров с собственниками ТКО, сбытовые расходы оператора.

В 2020 году планируется ряд изменений в правила расчета тарифов. Так, из факторов, принимаемых во внимание при определении ставок будет исключены плата за негативное воздействие на окружающую среду и налог на прибыль.

Кроме этого, предполагается изменение порядка расчета амортизации основных средств, а также нематериальных активов. Амортизационные отчисления будут определяется из наибольшего срока полезного использования активов.

Не будет приниматься во внимание амортизация по тем объектам, которые были построены за государственный счет.

Российский экологический оператор считает, что планируемые изменения уменьшат рентабельность деятельности предприятий, занятых в этой отрасли. Расчетное значение достаточно мало, всего 4%. Кроме того, есть мнение, что такие нововведения негативно скажутся на инвестициях в отрасль. В плановых документах не учтены расходы на контроль качества и ремонт контейнерных площадок.

Тарифы оператора в разных регионах могут отличаться по ряду причин:

  • разная плотность населения;
  • состояние дорожного полотна, протяженности дорог;
  • территория региона;
  • расположение полигонов, инфраструктуры.

Однако законодательно устанавливаются тарифы, превышать которые региональный оператор не имеет права. Максимально допустимые значения можно найти на официальном сайте.

Если случилось так, что оператор самовольно завысил размер оплаты, то следует обращаться в управляющую компанию, ЖСК, ТСЖ, диспетчерскую службу, управление по вопросам ЖКХ в своем регионе, Государственную жилищную инспекцию, Роспотребнадзор.

Действовать нужно следующим образом.

  1. Написать жалобу в произвольной форме, но с четким описанием проблемы и нарушений, а также данными заявителя и органа, куда жалоба подается;
  2. Передать документ лично в организацию либо отправить заказным письмом.
  3. Можно воспользоваться интернет-сервисом, расположенным на официальном сайте органа, в который жалоба направляется.
Читайте также:  Как купить ОСАГО онлайн дешевле – скидка на страховку

Документы будут рассмотрены в 30-дневный срок с момента их регистрации.

— Планируем вводить двухконтейнерный раздельный сбор — пищевые отходы и все остальные. В связи с этим пищевые отходы планируются к компостированию. Посмотрим, как это пойдет. Пока планируем в рамках реконструкции Приозерского полигона сделать карты для компостирования и начинать вводить раздельный сбор именно с Приозерского района, когда эти карты будут готовы. Соответственно, далее мы оценим качество полученного компоста. И уже тогда будем делать выводы, на что его направлять. При первом рассмотрении, скорее всего, этот компост пойдет на пересыпку тех отходов, которые поступают на полигон. А можно ли будет его использовать, например, в сельском хозяйстве — будем решать уже в процессе, ориентируясь на качество. После внедрения этой системы КПД сортировочной линии увеличится в несколько раз. Ведь если от отходов изначально будет отделена пищевка, будет проще и эффективнее распределять отходы на полезные перерабатываемые фракции.

— Конечно, каждый субъект специфичен с точки зрения обращения с отходами. У кого–то была хорошо развита система сбора и транспортировки. Они входили в реформу без особых трудностей. Мы считаем, что и в Ленинградской области эта система изначально была хорошо развита — что сейчас и наблюдаем на примере пилотных районов. Посмотрим, что будет с другими районами, но я предполагаю, что будет примерно так же. Потому что жалобы в работе регионального оператора присутствуют, но они достаточно быстро исправляются. Сейчас в основном жалобы поступают относительно вывоза и транспортировки твердых коммунальных отходов в других районах (не вошедших на данный момент в реформу). Там проблемы устраняются немного медленнее. С точки зрения контроля: в рамках соглашения я перенаправляю жалобу региональному оператору и контролирую ее исправление. По другим районам я этого сделать не могу. И вот на сегодняшний день мы видим, что институт регионального оператора чрезвычайно эффективен. Потому что жалобы от населения можно отрабатывать в течение 2–3 часов. У регионального оператора есть единый центр, который собирает жалобы от граждан. По соглашению, у него выделено время, в рамках которого он должен реагировать на обращения, — это происходит достаточно быстро. Отправляется машина, и проблема ликвидируется.

Вывоз бытовых отходов по правилам 2021

Органы местного самоуправления обязаны организовать контейнерные площадки. Они должны иметь бетонное или асфальтовое покрытие с уклоном для более комфортного перемещения мусорных баков, бордюрное ограждение по периметру, подъездной путь для транспорта (требования регламентируются СанПиНом 2.1.2.2645-10). Мусорные площадки должны быть удалены от жилых домов, спортивных и детских площадок, зон отдыха не менее чем на 20 метров. Максимальное количество контейнеров – 5.

Кроме этого, местные власти разрабатывают схемы размещения и реестры мест со всеми техническими характеристиками.

Придомовая территория, прилегающая к многоэтажкам, является собственностью всех жильцов дома. Работы по уборке осуществляются управляющими компаниями или сторонними обслуживающими фирмами, с которыми участники ТСЖ заключили договор. Они не только подметают, но и поливают растения, завозят песок, красят и ремонтируют малые архитектурные формы.

В их обязанности входит и обеспечение порядка на мусорных площадках. Они должны следить за их чистотой, целостностью ограждений и контейнеров, наличием освещения и доступа техники к бакам.

Перечень работ утвержден Постановлением Правительства №290 от 2013 года. Выполнение этих требований проверяют местная администрация и Роспотребнадзор.

При недовольстве качеством уборки можно написать жалобу в органы местного управления, которые обязаны провести проверку в течение 5 рабочих дней. За несоблюдение КоАП (ст.6.4) предусматривает наказание.

Для должностных лиц штраф в размере 2000 рублей, для организаций – 20000 рублей. В некоторых случаях суд на 90 дней может приостановить деятельность УК.

За обращение с ТКО отвечают региональные операторы. Они обязаны установить контейнеры для сухого и мокрого мусора. Мусоровозы обязательно оснащаются датчиками веса и GPS-маяками. Такая мера направлена на предотвращение образования стихийных свалок. Подобные гаджеты позволяют контролировать передвижение отходов до полигонов захоронения.

Оператор не обязан убирать контейнерные площадки (Постановление Правительства №1156 от 2016 г). Ответственность наступает только с момента выгрузки контейнера. Но, если отходы были просыпаны по вине регоператора, рабочие обязаны убрать их и оставить место в чистоте. Также при нарушении графика вывоза ответственность за уборку территории, на которой располагаются бункеры, в радиусе 4-х метров возлагается на компанию по работе с ТКО.

Особую проблему создавала ситуация, когда на одной площадке были контейнера разных ТСЖ и управляющих компаний. Каждый старался заказать меньше контейнеров, что бы снизить плату за мусор, а жители валили мусор в любой контейнер, не разбираясь где чей.
В результате, когда контейнера были переполнены, мусор складывали рядом. Вопрос кто должен убирать площадку выяснялся с руганью и скандалами. Да и вывоз осуществляли разные подрядчики.
Не редкими были случаи появления бесхозных площадок, на которые валили мусор со всех окрестных домов. Часто причиной этому были фиктивные договора в ничтожных объемах.

Читайте также:  Расчет зарплаты иностранным гражданам в 2021 году

Что изменилось в результате Мусорной реформы в 2021 году

Было Стало
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор.
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти.
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений.
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора.
Сортировка мусора не предусмотрена. Установлена необходимость сортировки мусора.

Как сэкономить на плате за вывоз мусора

Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.

Мнение эксперта

Куртов Михаил Сергеевич

Юрист-практик с 15-летним стажем. Специализируется на гражданском и семейном праве. Автор десятков статей на юридическую тематику.

Ещё один способ экономии — это раздельный сбор мусора. Если на общем собрании жильцов многоквартирного дома будет принято решение о раздельном сборе мусора и будут созданы для этого необходимые условия, то в договоре с оператором можно предусмотреть оплату не за количество проживающих человек, а за фактический объём вывезенного мусора в тоннах или кубических метрах. В результате применения такого подхода экономия может составить до 50%. Однако ещё не во всех регионах имеется необходимая инфраструктура для переработки отсортированного мусора.

Проведение мусорной реформы

Согласно сведениям, которые поступили из законодательного комитета, на данный момент на территории Российской Федерации объем твердого мусора превышает 30 миллиардов тонн. При этом из этого огромного количества перерабатывается только десять процентов отходов, а все остальное вывозится на перегоны для постоянного хранения.

Читать так же: Закон о геодезии и картографии в 2021 году

Соответственно, площадь специальных мусорных полигонов ежегодно увеличивается.

Если одна причина для реформирования системы заключается в том, что последние изменения в эту часть законодательства вносились в 90 годы.

Правительство считает, что единственным реальным способом бороться с мусорной проблемой, является строительство специальных мусороперерабатывающих предприятий, и закрытие полигонов с возложением на их владельцев обязанности по очищению территории за свой счет.

Для перехода области на новую методику утилизации отходов была разработана дорожная карта. По состоянию на конец 2019 года руководство управления Ленобласти по организации и контролю деятельности по обращению с отходами оценило результаты этой работы как удовлетворительные. Так, 272 мусоровоза были оснащены системой ГЛОНАСС. Это составляет 95% от общей численности автопарка. Планируется до конца года закрыть вопрос полностью. Также введены в действие четыре полигона и построен новый мусоросортировочный комплекс.

Есть положительные результаты и в сборе платежей за вывоз мусора. Если в начале реформы за собственники квартир оплачивала 22% расходов за вывоз мусора, то к концу года эта цифра стала составлять 28%

Однако полностью назвать область готовой к внедрению новой системы нельзя. Перед тем, как ввести новые правила, органы местного самоуправления занизили реальные объемы мусора. Поэтому уже на октябрь 2019 года фактические объемы оказались превышены в 1,5 раза.

Отмечена проблема и с вывозом мусора из частного сектора. Не все территории оборудованы площадками для накопления отходов. Либо они есть, но расположены далеко от домов. Руководство управления оценило возможность решения этой проблемы в течение 3 лет. Для этого был сформирован перечень для организации контейнерных площадок и принята программа финансирования муниципальных образований на указанный период.

Что произошло с приходом регоператоров в других российских регионах?

  • Почти во всех регионах России имевшаяся инфраструктура раздельного сбора отходов была свёрнута. Это связано с конфликтом интересов: поскольку регоператоры получают оплату исходя из количества образующихся у населения смешанных отходов, они не заинтересованы в том, чтобы часть отходов собиралась раздельно (и не попадала в смешанные).
  • Если регоператоры организуют свой раздельный сбор отходов, внедряется он по двухпоточной (а не многофракционной) системе.
  • Перевозчики отходов почти полностью поменялись, количество игроков на рынке уменьшилось. В результате многие компании вынуждены были закрыться, рынок был фактически монополизирован.
  • Компании, управляющие МКД (многоквартирными домами), потеряли возможность выбирать поставщиков услуг по обращению с ТКО. Исчезновение конкуренции привело к падению качества услуги.
  • Плата за обращение с отходами сильно выросла, особенно для юридических лиц. В некоторых случаях плата для юрлиц выросла в тысячу (тысячу, это не опечатка) раз.
Читайте также:  Изготовление технического паспорта

Как правильно установить мусорные контейнеры около частных домов

Если учесть все без исключения правила, выбрать место, которое одновременно устроит жителей частного сектора, и не будет противоречить параграфам СанПиН, довольно сложно. И в этом случае одним из решений могут стать индивидуальные мусорные баки небольшой вместимости, поставленные у каждого частного домовладения.

Не стоит забывать и о реформе, проводящейся в России – раздельный сбор твердых коммунальных и бытовых отходов подразумевает установку двух баков минимум: для сухих (синие контейнеры) и пищевых, органических видов ТБО (серые накопители). Сортировка непищевых видов отходов также может производиться в отдельные накопители.

Но ещё один важный аспект, который стоит помнить – наличие в частном секторе возможности самостоятельной утилизации большей части пищевых отходов. Основную часть органических остатков используют для производства компоста, натурального удобрения. Это главная причина, по которой пропорции в составе мусорной массы существенно отличаются для собственников ИЖС и жителей городских многоквартирных товариществ. Такая особенность ведения хозяйства является весомым основанием к расположению около каждого дома только одного, личного мусорного контейнера, для органических отходов.

В «ТоргКомс-Групп» можно заказать любой из представленных баков разной вместимости

120 литров 140 литров 240 литров 360 литров

Если вариант с расположением малых индивидуальных накопителей для пищевых отходов устраивает жителей улицы, для сбора сухих видов ТБО – стекло, пластик, бумага и картон, металл – стоит организовать установку соответствующих (синих) баков в удобном для всех месте. Обратите внимание, что санитарные нормы не будут нарушены, даже если контейнеры для непищевых видов ТБО будут удалены от домов менее чем на 20 метров.

Сухие отходы не разлагаются, не привлекают уличных животных, насекомых в теплые сезоны, не имеют характерного гнилостного запаха.

Создайте места накопления ТКО

Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Мусор можно накапливать путем его раздельного складирования по видам и группам отходов, а также по группам однородных отходов (п. 2 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ). Для организации раздельного сбора мусора понадобятся несколько контейнеров: для пластика, стекла, бумаги и пищевых отходов. Все они должны быть подписаны.

Изменения в 2020 году

Кроме изменения статуса услуги, есть и еще несколько нововведений:

  • На местные органы управления возлагается ответственность за формирование мусорных свалок и выбор на конкурсной основе оператора для каждого региона.
  • Теперь размер оплаты зависит не от площади жилья, а от количества проживаемых в квартире жильцов.
  • В оплату входят расходы на транспортировку.
  • Раздельный сбор мусора для облегчения утилизации или получения вторичного сырья. За участие в программе распределения отходов на пищевые и непищевые предоставляются льготы. Их размер может достигать 50% (но не более) от всей суммы.

Как платить за вывоз мусора в Санкт-Петербурге и Ленобласти?

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры
  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России
  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ
  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Мусор — это всё, что осталось ненужным после потребления, производства, приготовления еды, оказания услуг или торговли. Это коробка от пиццы, обрезок доски, банка с остатками краски, остриженные волосы, картофельные очистки и стопка накладных от поставщика за прошлую пятилетку.

Закон называет мусор отходами. А всё, что выносят на мусорку из помещения — твёрдыми коммунальными отходами или ТКО.

Государство следит, чтобы отходы не вредили природе и человеку. Для этого специальные организации — региональные операторы по обращению с ТКО — собирают отходы из контейнеров и вывозят на свалку. Потом утилизируют или перерабатывают.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...