Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Схема создания контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов зависит от того, кому принадлежит место, предназначенное для ее размещения. Если собственник земельного участка — муниципалитет, то орган местного самоуправления принимает решение о создании места накопления отходов и сам оборудует на этом месте контейнерную площадку. Сделайте это по муниципальным правилам благоустройства территории. Кроме того, соблюдайте требования Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Кто устанавливает контейнеры?

В этой сфере широкое распространение получили различные мифы, поскольку тема находится у многих на слуху. Серьезный ажиотаж поднялся после митингов в 2018 году, которые проходили в столице. Тогда сознательные граждане разделились на несколько лагерей, каждый из которых отстаивал свою позицию. Всеобщая неразбериха и привела к появлению следующих мифов:

  1. Площадки для контейнеров оборудуются по указанию администрации, а средства выделяются из бюджета. В казне не заложены средства под такие мероприятия, хотя в ст.8 закона «Об отходах» указано, что органы местного самоуправления обязаны создать и обеспечить обслуживание участка, на котором расположены мусорные баки. Исключением являются случаи, когда на законодательном уровне эти обязанности возлагаются на другие лица и инстанции. Из этого следует, что администрации легче переложить ответственность на кого-то другого, чем заниматься этим самостоятельно.
  2. Второй миф появился под предводительством Минприроды, когда в одном письме за 2019 год отмечалось, что контейнеры могут покупать собственники земельных участков, на территории которых оборудованы площадки, а также органами самоуправления, создавшими места накопления ТКО. К этим категориям можно отнести региональных операторов, управляющих домами многоквартирного типа и даже непосредственно потребителями. Из этого письма можно сделать вывод, что политика Министерства Природы функционирует по принципу: «вам надо – вы и берите».
  3. Контейнеры покупают управляющие организации и собственники. Данная модель существовала ранее, контейнерные площадки оборудовали и отвечали за их исправность собственники территорий, где находятся эти площадки. Управляющие компании обладали такими же полномочиями, но на участках с многоквартирными домами. На ответственных лиц даже накладывались штрафные санкции, если мусор вывозился с опозданием либо площадки были грязными. Сейчас управляющие компании также привлекаются к финансовым взысканиям и другим административным наказаниям.

За последние несколько лет законодательство претерпело изменения, во многом это заслуга Постановления Правительства №1572, опубликованное в 2018 году. Некоторые пункты полностью модифицировались, но большинство остались неизменными.

Таблица. Как разнести данные по разделам реестра

Раздел реестра Какие сведения и документы внести
Данные о нахождении мест накопления ТКО 1. Об адресе и (или) географических координатах мест накопления ТКО. 2. Схему размещения мест накопления ТКО*
Данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов 1. Об используемом покрытии. 2. О площади места накопления ТКО. 3. О количестве размещенных и планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема**
Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов 1. Для юридических лиц – полное наименование и номер записи в ЕГРЮЛ, фактический адрес. 2. Для индивидуальных предпринимателей – Ф. И. О., государственный регистрационный номер записи в ЕГРИП, адрес регистрации по месту жительства. 3. Для физических лиц – Ф. И. О., серию, номер и дату выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с российским законодательством, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные
Данные об источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО Об одном или нескольких объектах капитального строительства, территории (части территории) поселения, при осуществлении деятельности на которых у физических и юридических лиц образуются отходы, складируемые в местах накопления ТКО

* Схема размещения мест накопления ТКО отражает данные о нахождении мест накопления ТКО на карте муниципального образования масштаба 1:2000 (абз. 2 п. 16 постановления № 1039). ** Информацию о планируемых к размещению контейнерах орган местного самоуправления определяет с учетом предложений регионального оператора (абз. 3 п. 17 постановления № 1039).

Меры безопасности, ограждение контейнерной площадки

Железные баки часто похищаются асоциальными элементами для сдачи в пункты приема металлолома. Во избежание подобных инцидентов управляющие компании вынуждены прибегать к защитным мерам:

  • Возводятся ограждения с воротами на участках. Жильцы могут беспрепятственно выбрасывать мусор, но возможности вынести бак нет.
  • Устанавливаются замки. Ключи есть только у водителей специализированных автомобилей, занимающихся вывозом ТБО и ТКО.
  • На баках устанавливается клеймо управляющей компании. Это защищает от использования контейнеров в других местах или сдачи их в металлолом.
  • Устанавливается сигнализация.
  • Ведется видеонаблюдение.
Читайте также:  Что произойдет, если наследник по закону умер до принятия наследства

Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками

Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2017 г. по делу № 2-3247/2016).

Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов или нерегулярного вывоза ТКО.

Требования к мусоросборникам и контейнерам для сбора ТКО

Приказом Минстройдормаша СССР от 29.08.1985 № 601 утверждён Отраслевой стандарт 22-1643-85 «Мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия» (далее — ОСТ 22-1643-85), согласно которому мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке (пункту 2.1).

В силу пункта 2.8 ОСТ 22-1643-85. мусоросборники и контейнеры металлические для бытового мусора и пищевых отходов. Общие технические условия крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными.

Пункт 2.9 ОСТ 22-1643-85 предусматривает, что крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом — не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.

Однако в силу положений Федерального закона «О техническом регулировании» требования государственных и отраслевых стандартов носят рекомендательный характер и не обязательны к исполнению. Поэтому допускается установка контейнеров любой конструкции.

Таким образом, на федеральном уровне нет конкретных жестких требований к контейнерам для сбора мусора.

Должны ли контейнеры обязательно закрываться крышками

Несмотря на то, что ОСТ 22-1643-85 фактически перечисляет рекомендуемые конструкции контейнеров для накопления мусора, некоторые суды посчитали, что отсутствие крышек на контейнерах является нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (Решение Холмского городского суда (Сахалинская область) от 3 февраля 2017 г. по делу № 2-3247/2016).

Решение суда выглядит странным на фоне того, что в большинстве регионов страны используются простые контейнеры без крышек. С другой стороны, управляющая компания действительно должна следить за санитарным состоянием площадки. Наличие крышки само по себе не обеспечит порядок, если контейнеры переполняются из-за неверно рассчитанного норматива накопления твердых коммунальных отходов или нерегулярного вывоза ТКО.

Кто покупает контейнеры?

Коммунальный мусор накапливается в специальных емкостях – контейнерах или баках. Регулярно их очищает мусоровоз и отправляет отхода на свалку либо на перерабатывающую станцию. Во многих городах наблюдается острая нехватка контейнеров, что свидетельствует о недостатке финансирования или халатности администрации.

Перед тем, как установить емкость для твердых коммунальных отходов, её необходимо купить. Этот процесс возлагается на нескольких ответственных лиц, в их число могут входить:

  • Представители органов местного самоуправления, которые оборудовали специальные места для скопления ТКО с учетом норм, прописанных в действующем законодательстве.
  • Собственники территорий, где установлены места сбора ТКО.
  • Компании, управляющие многоквартирными домами.
  • Региональный оператор, если действует единая тарификация с включением установленных расходов.
  • Потребители.

Для того, чтобы ознакомиться с юридическими и правовыми нормами, следует изучить закон под номером 7 от 10.01.02 «Об охране окружающей среды». Совсем недавно в него внесли ряд изменений, после которых длился период перехода от одной системы к другой.

Что такое реестр контейнерных площадок

Помимо этого, Правительством РФ было принято решение о создании единого реестра контейнерных площадок. Реестр представляет собой базу данных, включающую всю информацию о каждой контейнерной площадке, размещенной в черте города.

  1. Расположение: адресные данные, географические координаты и схема размещения в масштабе на карте.
  2. Технические характеристики: материал, из которого изготовлено ограждение; занимаемая площадь, число мусорных баков.
  3. Информация о владельце территории.

Собственники предоставляют следующие данные:

  • Юридические лица, указывают название организации (полностью), регистрационные данные и фактический адрес.
  • Индивидуальные предприниматели, указывают паспортные данные, регистрационный номер и адрес проживания.
  • Физические лица предоставляют сведения о фактическом адресе проживания, контактную информацию и паспортные данные.

В реестр вносится информация об источниках возникновения отходов.

Требования к организации площадки

Нормативы для оборудования мест накопления ТКО и их обслуживания регламентированы документами СанПиНа.

  1. Чтобы оборудовать место сбора отходов, требуется получить согласие муниципального образования города, СЭС службы и компании, занимающейся обслуживанием территории.
  2. От количества проживающих в жилом комплексе людей зависит число устанавливаемых на территории мусорных баков. Правила установки ограничивают данное количество 5-ю контейнерами.
  3. Контейнерная площадка должна оборудоваться бетонным основанием и находиться под уклоном, для облегчения перемещения мусорных баков.
  4. Ограждение контейнерной площадки выполняется с 3-х сторон, не исключаются варианты изготовления навеса. Места накопления мусора ограждаются конструкцией из металла или насаждениями, которые позволяют удержать мусор в пределах выделенной территории.
  5. Контейнеры предназначены исключительно для накопления твердых коммунальных отходов, запрещается выброс строительных и производственных отходов.
  6. Мусорные баки оснащаются плотно прилегающими крышками, которые выполняют функции: защищает от влаги, при выпадении осадков, исключают распространение мусора при сильном ветре, препятствуют проникновению животных
Читайте также:  Минимальный стаж для выхода на пенсию мужчинам и женщинам

Необходимость сортировки мусора

С каждым годом мусора на планете становится всё больше. Власти стран выделяют огромные средства на строительство полигонов для сборки бытовых отходов, под которые отводится огромная территория чистой земли. Совершенствуется оборудование и технологии по переработке вторичного сырья.

Однако, «мусорная проблема» остаётся. Под солнечными лучами и ливнями, смешанные отходы гниют и выделяют ядовитые вещества, отравляя атмосферу, землю и грунтовые воды. Зачастую происходит самовозгорание этой «гремучей» смеси, нанося окружающей среде ещё больший вред.

Проводя «мусорную» реформу, с 1 января 2019 года вступил в действие новый закон о сортировке мусора перед утилизацией. В это же время был подписан приказ президента о создании компании «Российский региональный оператор». Таким образом, государство взяло под свой контроль процессы сбора, хранения и утилизации бытовых отходов.

Многие страны уже не первый год успешно применяют систему сортировки отходов. Граждан обязали сортировать мусор, сбрасывая его в соответствующие контейнеры. Хорошо себя зарекомендовала система маркировки баков для разных отходов. В зависимости от назначения, они могут иметь различную окраску или надписи. Соответствующие службы ЖКХ обязали устанавливать такие контейнеры с разделением по типу отходов.

На бытовом уровне принято сортировать отходы по назначению:

  • изделия из стекла;
  • упаковки и бутылки от соков, консервов из металла;
  • упаковочную бумагу, газеты, картон и другие предметы из целлюлозы;
  • изделия из текстиля;
  • остатки пищи;
  • пришедшие в негодность, аккумуляторы, батарейки, светодиодные лампы и пр.

Для удобства, чтобы поход к контейнеру не превращался в неприятную процедуру, лучше сортировать мусор дома, заранее разложив его по пакетам или контейнерам.

Процесс сортировки мусора можно назвать благородным делом, так как, потратив немного времени, каждый внесёт свою частичку заботы об окружающей среде и планете в целом.

Размеры и объём контейнеров

С 01. 01. 1986 года ГОСТ 12917-70 отменён и сейчас действует ОСТ 22-1643-85, по которому стандартные всем знакомые мусоросборники выпускают сейчас. Но вот технические характеристики ГОСТ 12917-70:

  • размер верхней части – 900х900 мм;
  • размер днища – 700х700 мм;
  • общая высота мусорного контейнера – 1100 мм;
  • материал изготовления – сталь толщиной 2 мм согласно ГОСТ 19904-90.

Характеристики присущи открытому мусорному контейнеру, объём в кубах которого составляет 0,75 м. куб.

Различающиеся объёмом мусорные баки на улице встречаются таких типов:

  1. Переносные контейнеры для частного сектора отличаются компактностью. Объём варьируется от 60 до 300 л.

  2. Евроконтейнеры встречаются в крупных городах. Они отличаются презентабельным видом. В среднем объём мусорного контейнера ТБО составляет 1,1-1,3 м3.
  3. Колокола востребованы при раздельном сборе. Вместимость варьируется от 2,5 до 5 м3.
  4. Лодочки устанавливают возле многоэтажных домов. Размеры такого мусорного контейнера на 8 м3 представлены на рисунке. Объём контейнеров ТКО иногда достигает 15 м3.
  5. Ещё большие габариты у мусорного бункера под тросовый или крюковой захват. Объём тары варьируется от 20 до 40 м3, а ставят её на строительных площадках под крупногабаритные отходы.

Размеры мусорных баков, которые подбирают в зависимости от их предназначения и типа ТКО. Самые распространённые габариты: металлических моделей – 1270х850х1170 мм, пластиковых – 530х530х560 мм.

Сразу оговорюсь, что случай не единичный, проблема системная и в последнее время приобретает все большую остроту. Так вот, поскольку садоводческие товарищества расположены чаще всего возле леса, в подавляющем большинстве случаев земля за их границами находится в ведении спецлесхозов, а расположение на этих землях той самой площадки, по сути просто места, где стоит пара контейнеров, — это уже нецелевое использование земли.

В принципе, спецлесхозы сами заинтересованы в централизованном вывозе мусора, чтобы он не расползался по лесам, вот только поменять целевое назначение даже самого маленького участка земли в пару квадратных метров полномочий у них нет.

Следовательно, размещение контейнеров за территорией товарищества будет незаконным.

Казалось бы, свои контейнеры можно поставить на своей земле и не выносить их за границы товариществ. Люди в целом не против: ходить ближе. Но тут в игру вступает еще одна любопытная законодательная закавыка.

Дело в том, что по санитарным нормам расположить такую площадку можно только на некотором отдалении от жилья, и если в границах товарищества нет некого пустыря или поляны, то и обустроить там площадку нельзя.

Но это еще полбеды. Спецтехника зачастую просто физически не может забрать контейнеры с внутренней территории: не хватает места для маневров.

Итого, в настоящее время располагать контейнеры снаружи нельзя из-за нецелевого использования земли, а внутри — из-за санитарных норм и невозможности использования спецтехники! На практике контейнеры располагают снаружи, на тех же местах, где они и стояли последние десятилетия, получают штрафы от лесхозов, ходят в суды, где показывают санитарные нормы, — и все начинается по новой. Возникла ситуация, когда любой вариант будет идти вразрез с законодательством, снаружи — нельзя, внутри — нельзя. Если вывоз мусора прекратить (что, к слову, тоже нельзя, потому как есть Закон Республики Беларусь «Об обращении с отходами»), люди опять теплыми летними вечерами потащат отходы в лес. Допустить этого, естественно, нельзя. Тем более вопрос, по сути, пустяковый, система уже давно создана, отлажена и работает, просто надо урегулировать административные вопросы, возникшие в связи с изменениями в законодательстве. И вот тут мы подходим к самому интересному моменту во всей этой истории.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

Требования к организации площадок под мусорные контейнеры

Мусорные контейнеры размещают на прилегающих к домам территории, предварительно обустроив под них площадку. Оборудование площадок – начальный этап работ по организации сбора ТКО. Требований к обустройству мест мусоросборников несколько:

  • Размер площадки должен точно соответствовать количеству контейнеров, которые предполагается на нее ставить – не больше и не меньше.
  • С трех сторон ставятся ограждения, возле которых желательно дополнительно высадить зеленые насаждения.
  • С неогражденной стороны предусматривается подъезд автотранспорта, удобный для выгрузки мусора.
  • Основание площадки делают твердым, ровным, влагонепроницаемым. Чаще под мусоросборники укладывают асфальт или бетонируют поверхность.
  • Если контейнеры без крышки, то ограждение желательно сделать с верхним перекрытием, чтобы внутрь емкостей не попадал дождь, снег.

Правительство РФ запустило реформы, в рамках которых предусмотрен раздельный сбор ТКО. Ассортимент выпускаемых контейнеров значительно расширился. Условно все мусоросборники делят на два вида по типу установки:

    Баки надземного типа установки считаются мобильными. Маленькие ёмкости переносят руками, перекатывают на колёсиках, если таковые предусмотрены конструкцией. Отличительной чертой является небольшая площадь мусорного контейнера, который занимает около 1 м 2 места. Объёмные тяжёлые мусоросборники стационарные. Коммунальные службы их опустошают с применением спецмашин.

Наземные виды контейнеров для мусора различаются конструкцией. Они бывают:

  • стандартные в виде ёмкости без крышки, колёс, ручек;
  • с ручками для транспортировки (обычно баки маленького объёма);
  • с крышкой, которая предотвращает распространение неприятных запахов, намокание отходов во время дождя, ограничивает доступ животных и птиц;
  • с колёсами, обеспечивающими простоту передвижения контейнера по территории;
  • комбинированные модели – с колёсами и крышкой.

Баки, имеющие увеличенный объём мусорного бункера, а также изменённую конструкцию, называют бункерами-накопителями. Они выше обычных мусоросборников, но имеют один заниженный борт. Предназначен бункер-накопитель ТБО для ручного заполнения крупногабаритным мусором.

Как правильно установить мусорные контейнеры около частных домов

Если учесть все без исключения правила, выбрать место, которое одновременно устроит жителей частного сектора, и не будет противоречить параграфам СанПиН, довольно сложно. И в этом случае одним из решений могут стать индивидуальные мусорные баки небольшой вместимости, поставленные у каждого частного домовладения.

Не стоит забывать и о реформе, проводящейся в России – раздельный сбор твердых коммунальных и бытовых отходов подразумевает установку двух баков минимум: для сухих (синие контейнеры) и пищевых, органических видов ТБО (серые накопители). Сортировка непищевых видов отходов также может производиться в отдельные накопители.

Но ещё один важный аспект, который стоит помнить – наличие в частном секторе возможности самостоятельной утилизации большей части пищевых отходов. Основную часть органических остатков используют для производства компоста, натурального удобрения. Это главная причина, по которой пропорции в составе мусорной массы существенно отличаются для собственников ИЖС и жителей городских многоквартирных товариществ. Такая особенность ведения хозяйства является весомым основанием к расположению около каждого дома только одного, личного мусорного контейнера, для органических отходов.

В «ТоргКомс-Групп» можно заказать любой из представленных баков разной вместимости

Если вариант с расположением малых индивидуальных накопителей для пищевых отходов устраивает жителей улицы, для сбора сухих видов ТБО – стекло, пластик, бумага и картон, металл – стоит организовать установку соответствующих (синих) баков в удобном для всех месте. Обратите внимание, что санитарные нормы не будут нарушены, даже если контейнеры для непищевых видов ТБО будут удалены от домов менее чем на 20 метров.

Сухие отходы не разлагаются, не привлекают уличных животных, насекомых в теплые сезоны, не имеют характерного гнилостного запаха.

Требования СанПиН к контейнерным площадкам для мусора

Согласно актам СанПиН утвержден ряд правил, которые выполняют при обустройстве нового участка для сбора отходов.

В них входят следующие положения:

  • При выборе места жильцы получают разрешение от архитектора, сотрудника СЭС и ЖКХ.
  • СанПиНом установлено, что количество баков на одной площадке не может быть больше 5. Дополнительная установка контейнеров запрещена, так как сложно поддерживать чистоту вокруг и проводить регулярные санобработки. Число баков определяется количеством жильцов и объемом отходов.
  • Участок должен быть забетонирован или заасфальтирован, расположен под минимальным углом для упрощения транспортировки баков. Подъезд освобождают для беспрепятственного движения спецтранспорта.
  • Участок должен быть огорожен. С 3 сторон устанавливаются бордюры, зеленые насаждения, ограда высотой больше 1 м.
  • Обязательное условие — наличие крышки. Она должна плотно прилегать к бакам, не допуская попадания осадков, а также защищать содержимое от животных и ветра.
  • Дистанция от места хранения мусора до зданий — 20-100 м.

Постановление No 1039 вступило в силу 1.01.2019. Согласно ему подобные сооружения должны быть внесены в единый реестр. Издержки за исполнение обязательств несут ОМС. Согласно закону участки выделяются на государственной земле.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...