Безвозмездная помощь пожилым людям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Безвозмездная помощь пожилым людям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При выборе между государственным и частным пансионатом для престарелых за пенсию, предпочтение чаще всего отдается последнему. Это связано не только с разницей в условиях проживания и уровнем комфорта, но и с процедурой оформления в пансионат.

Оформление в частный пансионат за пенсию

Что бы пожилого пенсионера определили в государственный дом престарелых, ему необходимо пройти множество инстанций:

  1. В первую очередь пройти обязательное медицинское обследование: получить необходимые документы о психическом здоровье и отсутствии опасных инфекционных заболеваний.
  2. Проинформировать социальные службы о своем переезде в дом престарелых и подать соответствующее заявление.
  3. Получить справку о наличии движимого и недвижимого имущества (если таковое имеется).
  4. После получения направления в дом престарелых, переоформить пенсию, чтобы без задержек получать ее в пансионате.

При оформлении в частный пансионат для пожилых за пенсию, пакет необходимых документов значительно сокращен. Обязательным в данном случае является предоставление данных о физическом и психическом состоянии пожилого человека, для предварительного оценивания его потребностей, во время проживания в пансионате.

Родные пожилого постояльца могут сами выбирать опции, которыми они могут воспользоваться при определении стоимости, правил и условий проживания в доме престарелых:

  • Тип комнаты (проживание в одноместной или общей)
  • Питание (количество приемов пищи в день, индивидуальный план питания)
  • Наличие гигиенических и косметологических услуг
  • Необходимость программы реабилитации после травм, заболеваний или операций.

Если пожилой человек одинок и его пенсии не достаточно для оплаты проживания в частном пансионате, он может решить данную проблему обратившись в агентство по недвижимости и сдать свое имущество в аренду. Часть полученных средств можно откладывать, а основной суммой покрывать недостающую долю для оплаты проживания.

«Она не верила, что маме положена субсидия»: как добиться помощи в оформлении льгот?

Астрид: «Оба моих родителя с тяжелыми психическими заболеваниями. У папы была шизофрения, у мамы — МДП [маниакально-депрессивный психоз], сейчас такого диагноза нет, его заменили на биполярку. Мой папа умер три года назад. Они были очень привязаны друг к другу, и из-за потрясения мама стала очень много путать, забывать. Я просто забрала ее к себе, потому что сама она уже не справлялась.

Я сама соцработник, я выбила все, что только можно. Удалось ее [соцработника] заставить оформить хотя бы субсидию. Субсидия — это когда возвращается часть денег за коммунальные платежи. Она мне не верила, что маме положена субсидия, а у нас бешеная квартплата. Маме надо принимать кучу лекарств, и они дорого стоят».

Какие должны соблюдаться условия социального обслуживания пожилых людей

Социальное обслуживание считается необходимым для лиц, в жизни которых присутствуют обстоятельства, резко ухудшающие ее качество:

  • невозможность осуществлять простейшие действия по дому, обслуживать самого себя, самостоятельно изменять положение тела и передвигаться из-за серьезных заболеваний или получения травматических повреждений;

  • наличие в семье человека с группой инвалидности, которому необходим ежедневный уход и забота;

  • присутствие в семье детей, у которых возникли трудности с адаптацией в социуме;

  • невозможность ежедневного наблюдения и ухода и отсутствие попечения над инвалидами и детьми;

  • конфликт внутри семьи из-за насилия или с людьми, которые страдают тяжелыми психическими заболеваниями, имеют алкогольную или же наркотическую зависимость;

  • отсутствие у человека постоянного места проживания, в том числе у того, кто еще не достиг возраста 23 лет и уже завершил свое пребывание в домах для детей-сирот;

  • отсутствие у человека места работы и денежных ресурсов для существования.

Законодательная база социального обеспечения

Разработан свод законов и деклараций, которые регулируют социальный уход за пожилыми людьми. Такие нормативные акты могут иметь силу, как на уровне государства, так и на международном уровне.

Уход за пожилыми людьми на международном уровне регулируется нормативно-правовыми актами, действие которых распространяется на территории всех стран, это:

  • Всеобщая декларация прав человека, в ней говорится о том, что люди всех возрастов и социальных групп имеют равные права;
  • Европейская Социальная Хартия была принята еще в 1961 году, одно из ее положений гарантирует полное социальное обеспечение нуждающимся в нем людям;
  • Международный (Венский) план действий по проблемам старения включает рекомендации по организации должного ухода за пожилыми людьми.

Эти законопроекты содержат основные положения по обеспечению достойной жизни любым слоям населения, в том числе пожилым, одиноким, малообеспеченным, инвалидам и другим социально зависимым людям. Любое демократическое государство руководствуется подобными принципами при принятии законов, регулирующих работу специальных служб, и в планировании социальных программ на уровне государства.

Правовые акты и законы, регулирующие социальную деятельность внутри государства, относятся ко второму, федеральному, уровню. Основным законодательным актом в России является Конституция Российской Федерации. Этот документ регулирует отношения между государством и людьми, как и многие другие сферы нашей жизни. Согласно Конституции, всем пожилым людям гарантируются такие же права и свободы, как и другим гражданам страны. На основе главного законодательного акта страны разработан свод законов, регулирующих деятельность социальных служб по уходу за пожилыми людьми и инвалидами на уровне государства.

Обязанности соцработника

Социальный работник может приходить к лежачему старику несколько раз в неделю или ежедневно. В перечень его обязанностей входит:

· покупка продуктов питания, лекарств и т. д., а также их доставка;

· приготовление еды и кормление лежачего пациента;

· уборка и помощь в ремонте жилплощади;

· стирка или сдача одежды в химчистку;

· оплата коммунальных услуг;

· помощь в написании писем;

· посещение общественных мест, а также поликлиник;

· проведение гигиенических процедур;

· первая медицинская помощь;

· моральная поддержка (разговоры, чтение книг и т. д.);

· помощь в получении образования или профессии;

Читайте также:  Льготы по транспортному налогу для многодетных семей в 2022 году

· помощь в оформлении документов, заполнении специальных форм анкет и т. д.;

· помощь в получении путёвок в санаторий или же иных медицинских услуг;

· оформление документов для получения ритуальных услуг.

И это только основные обязанности социального работника.

В каждом регионе у социального работника установлен свой перечень обязанностей, причём, на бесплатной основе. Если пожилому лежачему требуются дополнительные услуги, то они оказываются за определённую плату.

К тому же абсолютно каждый социальный работник ведёт журнал, куда записывает все совершённые покупки, а также оказанные услуги. В этом журнале обязательно ставится подпись, после чего все записи проверяются организацией.

Также социальные работники могут оказывать и разовые услуги. Например, отвести детей с ограниченными возможностями в садик, а также их потом оттуда забрать.

Документы для оформления

Чтобы получить государственную помощь, необходимо обратиться в территориальную социальную организацию с заявлением о предоставлении услуги. Подать комплект документов человек может самостоятельно или через доверенное лицо. Доверенность оформляется нотариально.

Комплект документов, необходимый при подаче заявления на услуги бесплатной сиделки:

  • паспорт нуждающегося в помощи;
  • пенсионное удостоверение;
  • справка из поликлиники с указанием возможности самостоятельного обслуживания, для инвалидов – с приложением ИПР (индивидуальной программы реабилитации);
  • удостоверение ветерана ВОВ или инвалида;
  • выписка из паспортного стола о месте постоянного проживания;
  • доверенность, если бумаги подает иное лицо;
  • заявление.

Оставлять ли сиделку на время пандемии?

Ольга Ткачева, директор российского геронтологического научно-клинического центра, главный гериатр Минздрава России, объясняет, что нельзя останавливать работу сиделки во время пандемии, потому что люди нуждаются в уходе

Но, по ее словам, необходимо уделять особое внимание мерам безопасности. Эксперт отмечает, что семье необходимо контролировать состояние здоровья работника, измерять его температуру.

«Суть работы с пожилыми людьми — это близкий контакт, тактильность, общение. И когда вы приходите к пожилому человеку, дистанцию два метра соблюдать сложно», — признает гендиректор сети гериатрических пансионатов Senior Group Алексей Сиднев. По его мнению, из средств индивидуальной защиты сиделка должна обязательно использовать резиновые перчатки и пластиковый экран, который закрывает лицо, и, конечно, не использовать один и тот же комплекс защиты у разных подопечных.

когда вы приходите к пожилому человеку, дистанцию в два метра соблюдать сложно

Если есть возможность ухаживать за пожилым человеком самостоятельно, Ольга Ткачева все же советует отказаться от услуг сиделки на время пандемии. «Для всех опасно, когда заходит чужой человек в квартиру, извне — в данном случае», — говорит специалист.

В квартире, где живут несколько человек, пожилым людям все равно необходимо соблюдать режим самоизоляции. «Если вы, например, вынуждены работать, то нужно стараться соблюдать максимальный режим изоляции: с дистанцией, с мытьем рук, — перечисляет Ольга Ткачева. — Может быть, в разное время принимать еду и каждому завести свою посуду. Правила — это дистанция, это повязка, это мытье рук, это обработка поверхностей».

Утвержден профессиональный стандарт «Социальный работник». Он применяется при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, при разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2015 г.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления профессиональной деятельности. В данном случае — для оказания социальных услуг. Последние подразделяются на социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-экономические.

Для каждого вида социальных услуг приведен перечень трудовых действий, указаны необходимые умения и знания.

У социального работника должно быть среднее профессиональное либо среднее общее образование. Требуется пройти профессиональную подготовку (стажировку) на рабочем месте, а также учебный курс по оказанию первой помощи до оказания медицинской помощи.

К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством. Нужно проходить медосмотры.

Социальный работник обязан сохранять конфиденциальность сведений о клиенте и соблюдать требования этического кодекса.

Стационарные социальные учреждения для совершеннолетних

В данные учреждения помещаются лица пожилого возраста и инвалиды в возрасте от 18 лет, не владеющие возможностью полностью или частично обслуживать себя в быту и имеющие потребность в постоянном постороннем уходе.

Замечание 1

Выдачей путевок на размещение в учреждения социального обслуживания занимается служба социального обеспечения на основании заявления и данных медицинской карты.

В стационарных учреждениях для пожилых и инвалидов осуществляются меры по организации адекватных уровню здоровья и возрасту условий, проведению мероприятий по социально-медицинской реабилитации, уходу, медицинских процедур, а также организации досуга.

Размещению в специальные дома-интернаты (специальные отделения) подлежат пожилые и инвалиды, за которыми установлен административный надзор (например, закончившие отбывать срок в местах лишения свободы), судимые, привлекаемые за бродяжничество и попрошайничество и пр. Указанные категории лиц принимаются на проживание в стационарные учреждения по их личному желанию (по направлению органами внутренних дел) и при отсутствии медицинских противопоказаний согласно порядку, установленному органами исполнительной власти.

Одинокие престарелые могут быть помещены в специальные дома для престарелых – учреждения, где на постоянной основе проживают одинокие граждане или супружеские пары пенсионного возраста, имеющие полностью или частично возможность самообслуживания, но испытывающие потребность в подходящих жизненных условиях.

Замечание 2

Если лицам, находящимся в стационарных социальных учреждениях, требуются специализированные медицинские услуги, они направляются в соответствующие государственные медицинские организации, при этом оплата за оказанную медицинскую помощь происходит за счет бюджета и средств медицинского страхования.

Граждане, помещенные в стационарные социальные учреждения, имеют право заключать трудовые договора на выполнение посильной работы. Проживающие в стационарных учреждениях также могут по собственному желанию принимать участие в лечебно-трудовой деятельности: принудительные меры в данном вопросе недопустимы.

В декабре 2017 г. по поручению Президента Правительство Российской Федерации разработало и утвердило Комплекс мер по созданию системы долговременного ухода (СДУ) за гражданами пожилого возраста и инвалидами. Данная система включает в себя сбалансированную медицинскую помощь и социальное обслуживание в стационарной, полустационарной формах и на дому с привлечением сиделок и патронажной службы, а также по поддержке ухода в семье[19]. Организаторы проекта: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерство здравоохранения Российской Федерации, Агентство стратегических инициатив и региональных администраций. Благотворительный Фонд «Старость в радость» отвечает за разработку методологии, на основе которой будет реализовываться данный комплекс мер.

Апробация данной системы в 2018 г. была в шести регионах Российской Федерации (Волгоградской, Костромской, Новгородской, Псковской, Рязанской и Тульской областях).

В 2019 г. еще шесть регионов включены в пилотный проект по созданию СДУ (Республика Мордовия и Татарстан, Камчатский край, Кемеровская и Кировская области, Ставропольский край). Стоит отметить, что к 2022 г. данная практика распространится по всей территории Российской Федерации. Пилотный проект будет реализовываться в течение трех лет.

Читайте также:  Ответственность за перевозку наркотиков + что грозит перевозчику

Предоставление услуг в полустационарной форме осуществляется специальными организациями социального обслуживания граждан. Их предоставление возможно в определенное время суток (п. 2 ст. 19), при этом законом не детализируется порядок их предоставления.

Минтруд России разрабатывает примерный порядок оказания данных услуг на основе Федерального закона № 442-ФЗ, а конкретная детализация порядка оказания данных услуг осуществляется субъектами РФ и зависит от категории поставщика, формы социального обслуживания и вида социальных услуг (ч. 2 ст. 27 Федерального закона № 442-ФЗ). Так, имеется Приказ Минтруда России от 24.11.2014 № 938н[20], в котором определяется примерный порядок, установленный для предоставления социальных услуг в полустационарной форме.

Круг получателей социальной услуги в полустационарной форме довольно широк. Услуги могут получить граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории России. Данный вид услуг может быть предоставлен также беженцам, которые признаны нуждающимися именно в таком виде социального обслуживания.

Прежде чем решить вопрос о предоставлении услуг, обязательно определяется нуждаемость гражданина именно в таком обслуживании, для этого гражданин подает заявление (письменно или в электронной форме). Примерный порядок для предоставления социальных услуг в полустационарной форме следующий. После принятия заявления от нуждающегося гражданина он должен быть проинформирован о порядке предоставления социальных услуг, о видах, сроках, условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги, о возможности их получения бесплатно. Получателю услуг (или его законному представителю) должен быть разъяснен порядок приема документов, которые необходимы для принятия решения о предоставлении ему такой услуги, затем сообщаются результаты принятого решения. Обязательным моментом является составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг для дальнейшего заключения договора. В договоре, как следует из его примерной формы, должны быть данные о предмете договора, о порядке взаимодействия сторон, о стоимости услуг и порядке их оплаты, об основаниях изменения договора или его расторжения, а также ответственность сторон, которая наступает за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора.

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания (ч. 2 ст. 31 Федерального закона № 442-ФЗ) должны предоставляться бесплатно, если материальное положение получателя услуги соответствует требованиям закона. Требования состоят в том, что на момент обращения за услугой среднедушевой доход получателя должен быть ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода, установленной законодательством субъекта РФ.

По вопросам оплаты полустационарных услуг граждане часто обращаются в суды, считая, что их права на получение бесплатного обслуживания нарушены. В некоторых случаях их не устраивает стоимость услуг. Так, в результате дорожно-транспортного происшествия истец Г. О.[21] получил телесные повреждения, квалифицирующиеся как тяжкий вред здоровью. В связи с полученной травмой истец полностью утратил трудоспособность, нуждается в постороннем уходе, медикаментах. Ему были оказаны лечебно-диагностические услуги и им были приобретены лекарственные средства, а также были произведены затраты на транспортировку в медицинские учреждения, в санаторий-профилакторий. В связи с необходимостью постоянного постороннего ухода им затрачены средства на услуги сиделки. Г. О. нуждался в лечении, приобретении лекарственных средств и медикаментов, постоянном постороннем уходе, санаторно-курортном лечении и при этом не имел права на получение этих видов помощи бесплатно. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ связывает условия бесплатного предоставления и получения социальных услуг с моментом обращения гражданина в уполномоченный орган субъекта РФ с соответствующим заявлением.

То обстоятельство, что своевременно истец не воспользовался правом на обращение в уполномоченный орган субъекта РФ с заявлением о предоставлении ему социально-бытовых услуг, не должно лишать его права на возмещение понесенных расходов. На момент возникновения у Г.О. необходимости в указанных видах помощи он не имел права на их бесплатное получение, что было исследовано судом первой инстанции и отражено в судебном решении, поскольку его доход превышал прожиточный минимум, установленный в субъекте Федерации.

При получении услуг в полустационарной форме гражданин нуждается не только в медицинских услугах, но и в получении питания. Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 954н[22] утверждены нормы питания, которые носят рекомендательный характер и которые предусмотрены для полустационарной формы социального обслуживания. Централизованный порядок установления таких норм, безусловно, способствует единообразию правоприменения. Варьироваться данные нормы могут только в сторону улучшения и разнообразия.

Количество организаций полустационарного обслуживания зависит от потребностей субъектов РФ. Расчеты производятся, исходя из численности получателей социальных услуг, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых полустационарной организацией.

Например, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних целесообразно открывать, исходя из таких показателей: одна организация на 10 тыс. детей (лиц до достижения возраста 18 лет). Центр социального обслуживания населения рекомендуется открывать из расчета один центр на 50 тыс. населения. Данные показатели установлены Приказом Минтруда России от 24.11.2014 № 934 н[23].

Министерством труда РФ[24] установлены единые требования общего характера в вопросах обеспеченности субъектов РФ организациями социального обслуживания. Среди критериев указаны: приближенность к месту жительства получателей социальных услуг, а также транспортная доступность организаций, в том числе для инвалидов, включая граждан с ограничениями возможности передвижения.

Важным и обязательным показателем является размещение таких организаций с учетом потребностей населения. Порядок предоставления социальных услуг на дому[25] во многом схож с порядком предоставления полустационарных услуг. Также заключается договор, при заключении которого получателей социальных услуг (или их представителей) следует ознакомить с условиями предоставления услуг на дому, с правилами внутреннего распорядка для получателей услуг. Получатели услуг имеют право на получение информации о своих правах, обязанностях, о возможных вариантах предоставления социальных услуг, а также о сроках и порядке их предоставления.

Что входит в данный вид государственной поддержки

Согласно действующему законодательству, социальная помощь на дому может проявляться в следующем:

  • оказание помощи в организации питания, досуга или быта;
  • оказание посильной помощи в приобретении продуктов питания, средств личной гигиены и другой бытовой химии;
  • оказание помощи в закупке лекарственных препаратов;
  • в случае если нуждающийся проживает в доме без центрального отопления (в частном доме), то может быть оказана помощь в разжигании печи либо же доставки питьевой воды (если отсутствует водопровод);
  • оказание помощи по уборке в доме, включая помощь при косметическом ремонте;
  • помощь в оплате коммунальных услуг, совместный поход в различные места отдыха, включая санаторно-курортные лечения;
  • предоставление помощи в вызове лечащего врача на дом.
Читайте также:  Как оформить «прирезку» по новому Земельному кодексу?

Большая часть граждан с ограниченными возможностями не могут сами себя обслуживать в полном объеме, включая элементарную гигиену. По этой причине социальный работник в обязательном порядке должен обеспечивать должный уход за такой категорией граждан с учетом его непосредственного состояния здоровья.

Как подать заявку о бесплатном помещении в дом престарелых?

Для приёма в социальный (государственный) дом престарелых пенсионер должен получить официальное направление в службе социальной защиты.

Департамент труда и социальной защиты населения отвечает за меры социальной поддержки, выплаты, социальные и реабилитационные услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Существенными обстоятельствами для помещения пенсионера в дом престарелых могут быть:

  • выявленное слабоумие (различные деменции пожилого возраста);
  • трудные жизненные условия, проживание вдали от родственников;
  • прохождение курса реабилитации после болезни, который невозможно пройти в домашних условиях.

Первым делом, нужно зарегистрироваться в органах социального обеспечения по месту жительства. Для этого, вместе с самостоятельно и добровольно подписанным заявлением подаются:

  • паспорт,
  • СНИЛС,
  • полис ОМС,
  • пенсионное удостоверение,
  • медицинская карта.

Кроме самого заявления и документов, подтверждающих личность заявителя, в органы соц. защиты необходимо представить целый пакет документов:

  • Справка из БТИ (ПИБ) о наличии у пенсионера жилья;
  • Заключение Медико-социальной экспертизы (МСЭ) о потребности человека в определённых мерах социальной защиты;
  • Результаты медицинского осмотра разных специалистов (терапевт, кардиолог, невролог, дерматолог, нарколог, онколог, психиатр);
  • Результаты флюорографии, общий анализ крови, анализ мочи.

Кроме того:

  • Ветераны должны предоставить соответствующие удостоверения.
  • Инвалиды 1 и 2 групп предъявляют свидетельство врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).
  • Если пенсия используется для платы размещения ухода в доме престарелых, к документам прилагается справка о размере пенсионных накоплений и размере ежемесячных платежей.

Типы учреждений социального обслуживания лиц преклонного возраста и инвалидов:

  • Учреждения социального обслуживания для пожилых граждан и инвалидов, предоставляющие помощь в условиях стационара. Допускается как постоянное нахождение в центре, так и непродолжительное (обычно до полугода). Либо пользование услугами заведения только по будням.
  • Учреждения, дающие в распоряжение жилье, имеющее статус фонда социального пользования.
  • Заведения, работающие на неполном стационаре с набором услуг только в то время, пока человек находится в центре.
  • Надомная помощь пожилому гражданину.
  • Оказание нуждающимся неотложной помощи социальной направленности в виде предоставления единоразовых услуг.
  • Учреждения комплексного типа, работающие в следующих вариантах: стационар, полустационар, надомные.
  • Организации социальной помощи, в которые можно обратиться за юридическим сопровождением и консультацией.

Варианты пансионатов, работающих по типу стационара:

  • дом-интернат для престарелых и инвалидов;
  • геронтологический центр;
  • учреждения стационарного социального обслуживания пожилых и инвалидов (дома-интернаты);
  • психоневрологический интернат;
  • учреждение восстановительной терапии инвалидов молодого возраста;
  • пансионаты, направленные на поддержание здоровья;
  • дом-интернат интенсивного обслуживания для престарелых и инвалидов;
  • учреждения для непродолжительного пребывания уязвимой прослойки общества.

Законы о порядке расчета нормативов денежного финансирования мероприятий, оказываемых в России в сфере социальной помощи, описывают критерии распределения расходов на следующие типы:

  • Обслуживание пожилых и инвалидов в домашних условиях, если им требуется ежедневный либо временный уход вне стационарной организации.
  • Присмотр в стационаре за пожилыми и инвалидами (исключая людей с психическими отклонениями), которые не имеют возможности ухаживать за собой или утратили ее полностью.
  • Стационарное обслуживание пожилых и инвалидов, имеющих психические отклонения, которые не способны к самостоятельному уходу за собой и нуждаются в постоянном присмотре.
  • Предоставление временного жилья:
    • детям-сиротам;
    • детям, законные представители которых лишены прав на них;
    • беспризорным лицам, которым не исполнилось 18 лет;
    • людям, не имеющим своего дома, испытывающим трудности, потерявшим работу;
    • лицам, к которым применили насилие в любой форме;
    • пострадавшим от природных катаклизмов, от военных действий, межэтнических споров;
    • другим категориям, нуждающимся в реабилитации и краткосрочном предоставлении жилища.
  • Оказание консультаций в разрешении трудностей, связанных с улучшением бытовых условий, получением медицинского обеспечения жизненно необходимыми препаратами, психологической поддержки, юридического сопровождения.
  • Услуги реабилитации и восстановления, содействие в следующих сферах: социальная, психологическая помощь инвалидам, людям, имеющим ограничение физической активности, помощь семьям, испытывающим угрозу жизни и здоровья. Также на поддержку вправе рассчитывать каждый человек, попавший в тяжелую жизненную ситуацию.

Самой распространенной формой в области стационарного обслуживания являются дома-интернаты для пожилых людей. Большая часть граждан, которые там живут, имеют одну или несколько хронических болезней. Значительную группу таких людей составляют престарелые лица, не состоявшие в брачных отношениях и не имеющие детей. Некоторые граждане оказываются в подобных центрах по решению родных и по причине произошедшего конфликта в семье. Исходя из данных этой статистики получается, что основная масса помощи предоставляется старикам, которые остались в одиночестве и не способны самостоятельно позаботиться о себе.

Учреждения социального обслуживания пожилых и инвалидов гарантируют положенное на уровне государства обеспечение услугами. Дополнительно они получают на руки 20 % собственной пенсии для личных нужд (доля, выдаваемая людям, являющимся участниками и инвалидами войны, составляет 25 %). Любая помощь и поддержка в домах-интернатах оказывается на безвозмездной основе. Кроме предоставления постоянного проживания, есть еще один вид помощи престарелым: временное нахождение их в указанных учреждениях.

Пансионаты оснащены собственным медицинским блоком, имеющим специализированные кабинеты врачей, аптечный пункт. В домах малой вместимости (до 50 койко-мест) медицинское обслуживание оказывается в ближайших медицинских организациях.

Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство

Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.

Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.

В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:

№ п/п. Проблема системы социального обслуживания Причина возникновения проблемы
1 Недостаточное финансирование
  1. Постоянно увеличивающееся количество инвалидов и пенсионеров, желающих получить услугу социального обслуживания.
  2. Недостаток средств в бюджете регионов и страны на расширение системы соцобслуживания.
2 Плохо развития нормативно-правовая база Недостаток унификации документации на законодательном уровне.
3 Недостаток профессиональных кадров
  1. Тяжелая моральная и психологическая нагрузка на сотрудников.
  2. Маленькая зарплата работников сферы социального обслуживания.
4 Медленное развитие системы КЦСОН (комплексных центров социального обслуживания населения) Необходимость доработки системы КЦСОН связана со сравнительно недавним появлением в нашей стране негосударственных центров соцобслуживания.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...