Учетная политика для целей налогообложения: нужна ли она упрощенцам и как ее составить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика для целей налогообложения: нужна ли она упрощенцам и как ее составить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учетная политика не относится к числу обязательных документов, которые нужно сдавать в налоговую инспекцию. Однако при прохождении проверок инспекторы запрашивают этот документ, чтобы убедиться в том, что учет ведется в соответствии с закрепленными в учетной политике способами. Чтобы уменьшить число вопросов налоговиков к способам учета, организации могут добровольно включить учетную политику в состав годовой отчетности.

Как следует подходить к составлению учетной политики?

В качестве исходной должна быть информация о том, какой режим налогообложения будет применять организация: общий, специальный или их совмещение. Помимо этого нужно знать структуру организации, так как наличие или отсутствие обособленных подразделений влияет на порядок уплаты налогов и требует отражения в учетной политике. Кроме того, при наличии обособленных подразделений в учетной политике закрепляется порядок нумерации, составления и оформления счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, а также ведения журнала учета счетов-фактур и книги продаж.

Нужно проанализировать виды деятельности, которыми организация фактически занимается. В случае начала осуществления новых видов деятельности учетная политика может быть дополнена порядком отражения этих видов деятельности для целей налогообложения. При необходимости такие дополнения вносятся в течение налогового периода.

Следует удостовериться в обладании специальным статусом. Например, для профессиональных участников рынка ценных бумаг действуют особенности определения налоговой базы, в частности, возможность включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Необходимо проверить принадлежность организации объектов (земля, транспорт, имущество), которые признают ее налогоплательщиком соответствующего налога.
В итоге для организации, применяющей общий режим налогообложения, в учетной политике способы (методы) учета показателей для налогообложения можно будет установить только в отношении налога на прибыль организаций и НДС. Для исчисления иных налогов дополнительных положений, помимо законодательства о налогах и сборах, не потребуется. В этом случае структура учетной политики может выглядеть следующим образом: общие положения, НДС, налог на прибыль, формы регистров.

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Может ли быть разная учетная политика для обособленных подразделений общества?

Принятая учетная политика для целей налогообложения является обязательной для всех обособленных подразделений организации. Это значит, что в организации не может быть нескольких учетных политик для целей налогообложения.

Но в организации, в состав которой входят обособленные подразделения, возможно предусмотреть особенности применения методов учета. Так, при реализации покупных товаров налогоплательщик уменьшает доходы от таких операций на стоимость приобретения товаров, которая определяется в соответствии с учетной политикой. Налогоплательщик, выбирая метод списания стоимости покупных товаров, вправе в учетной политике определить, будет ли соответствующий метод применяться по каждому обособленному подразделению или по организации в целом (письмо Минфина России от 16.02.2012 № 03-03-06/1/88).

Нужна ли учетная политика при УСН

Действующее законодательство не содержит прямых норм относительно обязательств составления учетной политики для субъектов предпринимательства, использующих УСН. Однако в силу определенных условий «упрощенцу» все же требуется составление учетной политики. К примеру, учетную политику следует оформлять для утверждения выбранной схемы УСН («Доходы 6%» или «Доходы минус расходы 15»), а также для описания особенностей учета в рамках данной схемы. Кроме того, учетную политику целесообразно составлять в следующих случаях:

  • Ваша компания совмещает «упрощенку» и ЕНВД. В данной ситуации в документе следует описать нормы раздельного учета доходов и расходов по каждому из налоговых режимов, а также порядок расчета и уплаты «вмененного» налога и единого налога УСН;
  • Фирма-«упрощенец» получает средства целевого финансирования. Если Ваша организация получает субсидии и дотации как из государственных, так и из частных источников, то порядок их распределения и использования обязательно должен быть прописан в учетной политике.

На практике могут встречаться и дополнительные ситуации, когда «упрощенцу» требуется наличие учетной политики. Для того, чтобы определить необходимость составления документа, учитывайте специфику работы компании и сферу деятельности.

Методы учета доходов и расходов

Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учете доходы и расходы методом начисления (разд. IV Положений по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно).

Но из этого правила есть исключение. Абзац 9 п. 12 ПБУ 9/99, абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99 и разд. 4 упомянутых Типовых рекомендаций позволяют субъектам малого предпринимательства вести учет доходов и расходов кассовым методом. Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета разъяснены в Типовых рекомендациях.

Читайте также:  Как открыть хостел в нежилом помещении

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ (ст. 346.17) предусмотрено, что «упрощенцы» ведут учет доходов и расходов только кассовым методом.

Как видим, нормативные правовые документы позволяют «упрощенцу» использовать кассовый метод в обоих учетах. Однако такой выбор не приведет к уменьшению работы бухгалтера. Дело в том, что в ряде случаев различий между учетами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учета доходов и расходов.

Так, например, в бухгалтерском учете при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учете при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.

Зачем нужна учетная политика организации

Учетная политика — это совокупность правил, положений и формуляров по ведению бухгалтерского и налогового учета на предприятии.

Компании вправе устанавливать для себя любые удобные регистры учета и отчетности, но они не должны противоречить российскому законодательству.

Небольшие компании обычно разрабатывают одну упрощенную учетную политику, охватывающую абсолютно все уровни учета. Средние и крупные фирмы с большим валовым объемом выручки, акционерные общества, составляют отдельно документы для бухгалтерского учета и для целей налогобложения, соответствующие «Закону о бухгалтерском учете» 402-ФЗ, ПБУ и Налоговому кодексу РФ. Эти документы фирма обязана представить в ИФНС одновременно со сдачей финансового отчета за прошедший год.

Принимает и утверждает политику генеральный директор компании, ответственность за разработку и исполнение обычно несет главный бухгалтер. Учетную политику организации на 2021 год необходимо принять в 2021 году по специальному приказу руководителя.

Подробно о том, как правильно составить приказ об утверждении учетной политики ООО и образцы их заполнения в 2021 году читайте здесь.

Санкции за отсутствие учетной политики

Учетная политика, как уже было сказано, это внутренний нормативный документ организации. Даже учитывая тот факт, что какой-либо статьи, предусматривающей штраф за ее отсутствие, не существует, ее отсутствие может быть поводом для штрафных санкций со стороны налоговых органов. Самым элементарным может оказаться штраф за непредставление документов. Оштрафовать по этому основанию можно по статье 126 Налогового Кодекса РФ. Второй момент, который могут рассмотреть налоговые органы, это то, что отсутствие учетной политике может повлиять на расчет налогов. Соответственно можно оштрафовать за занижение налоговой базы или привести к неправильному расчету налогов. В этом случае организацию могут оштрафовать по статье 120 Налогового Кодекса РФ. При этом должностные лица будут оштрафованы по статье 15.11 КоАП РФ.

Объект налогообложения «доходы»

Если фирма считает единый налог с доходов, то в учетной политике ей следует закрепить:

  1. Объект налогообложения. Фирма вправе самостоятельно его выбрать, а также ежегодно изменять (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
  2. Величину налоговой ставки. Дело в том, что до 2021 года для данного объекта налогообложения была установлена только одна налоговая ставка – 6%.

С 2021 года законами субъектов РФ могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6% в зависимости от категорий налогоплательщиков. Особые условия предусмотрены для «упрощенцев» Республики Крым и Севастополя, а также для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной или научной сферах, а также в сфере оказания бытовых услуг населению. Для них региональными законами налоговая ставка может быть снижена до 0%.

Если «упрощенец» хочет воспользоваться таким правом, он должна зафиксировать это в учетной политике со ссылкой на региональный закон.

  1. Способ ведения книги учета доходов и расходов. Фирма может вести книгу учета доходов и расходов на бумажных носителях или в электронном виде (п. 1.4 приложения № 2 к Порядку заполнения книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения» (приказ Минфина РФ от 22 октября 2012 г. № 135н)).

Отметим, что по ныне действующим правилам все «упрощенцы» ведут книгу учета доходов и расходов в обязательном порядке. В письме от 13 ноября 2015 года № 03-11-11/65814 Минфин России высказался против ведения этого документа добровольно, по желанию. Свою позицию финансисты объясняют так.

Поскольку в книге учета отражаются все доходы и расходы «упрощенца», ее ведение необходимо, прежде всего, для расчета налогооблагаемой базы по единому налогу.

Кроме того, одними из критериев, дающих возможность применения УСН, являются (п. 4 ст. 346.13 НК РФ):

  • величина дохода. По итогам отчетного (налогового) периода она не должна превышать 60 млн. рублей с учетом коэффициента-дефлятора;
  • остаточная стоимость имущества. По данным бухгалтерского учета она не должна быть больше 100 млн. рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Если в течение отчетного (налогового) периода доход «упрощенца» превысит 60 млн. рублей с учетом индексации, или стоимость основных средств, рассчитанная для целей бухучета, окажется выше 100 млн. рублей, он утрачивает право на применение спецрежима.

Нужно ли учетную политику ежегодно пересматривать

Организации не обязаны ежегодно пересматривать учетную политику, если способы учета у них не меняются (п. 9 ПБУ 1/2008, п. 1 ст. 11 НК). Однако с 2022 года начали действовать новые ФСБУ, поэтому политику в любом случае придется обновить под новые правила. Также политику придется пересмотреть, если утвердили ее на определенный год. Например, в прошлогоднем приказе вы указали «утвердить учетную политику на 2021 год», тогда на 2022 год нужен новый документ.
Чтобы не переутверждать каждый год политику, в приказе можно использовать формулировку «утвердить, начиная с 1 января 2022 года». Тогда получится применять документ последовательно из года в год, пока не поменяете способы учета.

Читайте также:  На какие ком услуги распространяется льготы ветерана труда в Оренбургской области в 2024 году

Насколько объемной должна быть описательная часть учетной политики?

На мой взгляд, не следует подходить к составлению учетной политики как сборнику цитат из Налогового кодекса, комментариев и судебной практики по вопросам налогообложения. Учетная политика не является методичкой о порядке исчисления и уплаты налогов.

В учетной политике излишне воспроизводить, дублировать положения Налогового кодекса, которые не предусматривают для налогоплательщика выбора варианта поведения или не нужны для описания выбранного организацией способа (метода) учета показателей.

Хотя на практике встречаются учетные политики, текст которых составляет более 100 страниц без учета приложений. При этом в учетную политику помимо налогов включают положения о страховых взносах во внебюджетные фонды, иных платежах, не являющихся налогами, что не относится к предмету учетной политики.

Что такое налоговая политика и зачем она нужна?

Учетная политика для целей налогообложения – выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) установления доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Из этого определения нужно уяснить главное: налоговая политика – сделанный налогоплательщиком выбор. Если права выбора нет, то при исчислении налогов нужно следовать однозначным требованиям НК РФ. Если же ситуация нестандартная и налогообложение ее неоднозначно, то принятое налогоплательщиком решение придется отразить в налоговой политике.

Повторим: в налоговую политику нет необходимости переписывать нормативные акты (НК РФ). Нужно лишь указать моменты, в отношении которых налогоплательщику предоставлено право выбора, описать правила налогового учета в не урегулированных налоговым законодательством ситуациях. Причем описывать нужно именно то, с чем сталкивается налогоплательщик. Так, если говорить об автономном учреждении, то при применении общего режима оно является плательщиком следующих основных налогов: НДС, на прибыль и на имущество организаций.

Рассмотрим, что может указать бухгалтер АУ в налоговой политике по этим налогам.

В расчетах с бюджетом по данному налогу возможностей для «маневра» у налогоплательщика не много – в гл. 21 НК РФ все нюансы исчисления налога прописаны достаточно четко и ясно. Тем не менее есть несколько вопросов, отданных на откуп налогоплательщику.

Нумерация счетов-фактур. В общем случае документы по НДС нумеруются в хронологическом порядке, как и другие документы бухгалтерского и налогового учета. Задача усложняется, если налогоплательщик реализует товары (работы, услуги) через обособленные подразделения. При составлении данными обособленными подразделениями счетов-фактур порядковый номер счета-фактуры через разделительный знак «/» (разделительная черта, слэш) дополняется цифровым индексом обособленного подразделения, установленным в приказе об учетной политике для целей налогообложения. Такие указания содержатся в п. 1 Правил заполнения счета-фактуры[2]>. При этом нумерацию счетов-фактур до разделительной черты целесообразно осуществлять в порядке возрастания номеров по соответствующему обособленному подразделению, что отмечается в Письме Минфина РФ от 11.10.2013 № 03-07-09/42466.

К сведению:

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации.

Необлагаемые и облагаемые операции. Совмещение налогоплательщиком таких операций говорит о том, что необходим раздельный учет для верного расчета НДС. От ведения такого учета может отказаться налогоплательщик, если у него доля расходов необлагаемых операций не более 5% от общего бюджета затрат. В то же время Налоговым кодексом не предусмотрена преференция в обратной ситуации, когда небольшая доля расходов (не более 5%) приходится на облагаемые операции. В связи с этим налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для операций как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению (Письмо Минфина РФ от 19.08.2016 № 03-07-11/48590). Сделанный вывод уместен для АУ, которое предоставляет населению необлагаемые НДС услуги социальной направленности и имеет небольшую долю облагаемых операций (преимущественно от дополнительных источников дохода).

В учетной политике автономного учреждения нет необходимости перечислять облагаемые и необлагаемые операции, это можно сделать в отдельном приложении. В самой же политике важно описать порядок ведения раздельного учета. На самом деле базовые правила его описаны в гл. 21 НК РФ и их не нужно дублировать в налоговой политике. В ней необходимо указать способ разделения предъявленного НДС поставщиками по товарам (работам, услугам), в том числе ОС и НМА, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению операций.

Авансы и предоплаты. Неурегулированным вопросом ведения раздельного учета по НДС является начисление налога с получаемых налогоплательщиками обезличенных предоплат (под осуществление облагаемых и необлагаемых операций). Чаще всего такие авансы получают продавцы товаров, с реализации которых НДС начисляется по разным налоговым ставкам. Целевое финансирование и поступления от приносящей доходы деятельности не могут быть объединены или обезличены. При оказании услуг, как правило, указывается наименование конкретной услуги, под которую перечисляются деньги, поэтому бухгалтер может установить налоговую природу аванса (необлагаемый или необлагаемый). Следовательно, весь его раздельный учет заключается в том, чтобы оформлять правильно документы (договоры, счета на предоплату и т. д.), не допуская неопределенности в квалификации «авансовой» операции для целей налогообложения.

Итак, в статье обращено внимание на наиболее важные вопросы о налоговой политике автономного учреждения, применяющего традиционную систему налогообложения и являющегося плательщиком налога на прибыль, НДС, налога на имущество. Если учреждение пользуется преимуществами спецрежима, в частности «упрощенки», то взамен перечисленных налогов оно уплачивает единый налог на УСНО. Его расчет строго регламентирован нормами гл. 26.2 НК РФ, и налогоплательщику мало из чего можно выбрать. Разве что объект налогообложения: «доходы» либо «доходы минус расходы», – о чем «упрощенец» уведомляет налоговый орган специальным документом[3]. Для отражения сделанного выбора лишь по этому вопросу, по нашему мнению, нет нужды в составлении налоговой политики, которая даже не упоминается в «упрощенной» главе НК РФ. Но не исключено, что в нестандартных ситуациях налоговая политика может понадобиться.

Читайте также:  Как через ФСС возместить пособие и расходы на погребение: порядок с 13.09.2022



[1] Утвержден Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.

[2] Раздел II приложения 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[3] Приказы ФНС РФ от 16.11.2012 № ММВ-7-6/878@, от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@.

И. Дубовик, эксперт журнала

«Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение» № 5, май, 2017 год.

Пунктом 8 ПБУ 1/98 разрешено при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществлять выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

В качестве примера можно привести Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н (далее — ПБУ 5/01). В соответствии с п. 16 данного ПБУ отпуск МПЗ (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и иное выбытие производятся одним из следующих способов:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Нужна ли учетная политика при УСН

Действующее законодательство не содержит прямых норм относительно обязательств составления учетной политики для субъектов предпринимательства, использующих УСН. Однако в силу определенных условий «упрощенцу» все же требуется составление учетной политики. К примеру, учетную политику следует оформлять для утверждения выбранной схемы УСН («Доходы 6%» или «Доходы минус расходы 15»), а также для описания особенностей учета в рамках данной схемы. Кроме того, учетную политику целесообразно составлять в следующих случаях:

  • Ваша компания совмещает «упрощенку» и ЕНВД. В данной ситуации в документе следует описать нормы раздельного учета доходов и расходов по каждому из налоговых режимов, а также порядок расчета и уплаты «вмененного» налога и единого налога УСН;
  • Фирма-«упрощенец» получает средства целевого финансирования. Если Ваша организация получает субсидии и дотации как из государственных, так и из частных источников, то порядок их распределения и использования обязательно должен быть прописан в учетной политике.

На практике могут встречаться и дополнительные ситуации, когда «упрощенцу» требуется наличие учетной политики. Для того, чтобы определить необходимость составления документа, учитывайте специфику работы компании и сферу деятельности.

Рабочий план счетов в учетной политике организации

План счетов и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, содержат счета, которые используются для ведения бухгалтерского учета. Синтетические счета из Плана изменению не подлежат, а субсчета можно использовать свои.

Чем может отличаться рабочий план счетов в учетной политике организации от Плана счетов:

  • В Рабочем плане счетов должна быть детализация по субсчетам, в зависимости от особенностей деятельности. Причем субсчета могут быть не только первого, но и второго, третьего и сотого порядка. Все зависит от ваших потребностей в детализации учета и возможностей их осуществления.
  • В Рабочем плане счетов может не быть счетов, которыми организация не пользуется, например, 15, 16, 23, 29, 40 и т.д.
  • Кроме того, если бухгалтерии нужно составлять какие-либо внутренние отчеты, например, для принятия управленческих решений, то это также нужно учитывать в рабочем плане счетов.

Рабочий план счетов обычно имеет вид таблицы, например, такой:

Номер и наименование счета Номер и наименование субсчета
20 «Основное производство» 20-1 «Выпуск продукции А»
20-2 «Выпуск продукции Б»

Учет основных средств в учетной политике

Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.

1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.

В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.

2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).

3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)

4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).

5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).

6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).

7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.

8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...