Проблемы пенсионного обеспечения в России. Часть 2.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проблемы пенсионного обеспечения в России. Часть 2.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Индексация пенсионных выплат военным пенсионерам осуществляется по специальным правилам, описанных в Законе №4468.1. Автоматический перерасчет пенсионных выплат осуществляется в соответствии с денежным довольствием военного в зависимости от занимаемой должности и звания.

Закон об индексации пенсии военным пенсионерам

На сегодняшний день известно, что индексация пенсионных выплат для военных пенсионеров будет проводиться в октябре месяце 2022 года. По предварительным данным размер индексации составит 4 процента, но более точная информация будет известна позже.

Об изменениях и начислениях информация предоставляется на официальном сайте Пенсионного фонда РФ.

Если вам необходимо узнать, когда будет проводиться инфляция, обращайтесь в региональное пенсионное отделение. Контактные данные отделения можно узнать на официальном сайте Пенсионного фонда Российской Федерации.

Индексация социальных пенсий

Порядок их увеличения закреплен в ст. 25 ФЗ № 166 от 15.01.2001г. – ежегодно 1 апреля. Значение индекса рассчитывается исключительно на основе темпов роста прожиточного минимума за прошлый год.

Таблица 2 Индексация в 2013-2016 гг.

Год

Вид выплаты

2013

2014

2015

2016

Государственная

1,81%

17,1%

10,3%

4%

Статья 22. Установление пенсии

(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Установление пенсии производится по заявлению гражданина, за исключением социальной пенсии по инвалидности гражданам из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет, а также социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями страховой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста (пункт 2 части 10 статьи 22Федерального закона «О страховых пенсиях»). Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение 10 рабочих дней со дня вынесения решения о назначении социальной пенсии извещает гражданина о назначении ему социальной пенсии по инвалидности или социальной пенсии по старости.

Обращение за установлением пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на ее установление без ограничения каким-либо сроком.

2. Перерасчет размера пенсии может производиться в связи с изменением группы инвалидности, причины инвалидности, количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера, категории нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца или условий назначения социальной пенсии.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим может производиться с применением положений статей 14 и 21настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности стажа государственной гражданской службы в связи с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной гражданской службы Российской Федерации или должности муниципальной службы и (или) замещения должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев с более высоким должностным окладом.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет граждан из числа космонавтов может производиться с применением положений статьи 17.1 настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности выслуги лет, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет. Перерасчет размера пенсий за выслугу лет и по инвалидности граждан из числа космонавтов может производиться по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 4 и 6 статьи 17.1 настоящего Федерального закона.

Перерасчет размера пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников летно-испытательного состава может производиться с применением положений статьи 17.2настоящего Федерального закона в случае последующего после назначения пенсии за выслугу лет увеличения продолжительности выслуги лет, с учетом которой определяется размер пенсии за выслугу лет, а также по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 17.2 настоящего Федерального закона.

В других случаях производится перевод с одного вида пенсии на другой вид пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Исчисление страховых пенсий с 2015 года

С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», который ввел, в том числе, новую формулу исчисления пенсии, устанавливаемой в рамках распределительной системы обязательного пенсионного страхования.

Указанная формула основана на системе с применением величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) или на так называемой балльной системе.

Порядок определения размера страховых пенсий по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца несколько различаются, поэтому рассмотрим их по отдельности.

Страховая пенсия по старости

Общая формула определения размера страховой пенсии по старости согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ имеет следующий вид:

СПст = ИПК х СПК,

где СПст — размер страховой пенсии по старости;

ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Таким образом, для того, чтобы подсчитать размер пенсии, необходимо знать величину ИПК и величину СПК.

Отметим, что величина ИПК для каждого гражданина рассчитывается отдельно, а величина СПК в каждом конкретном году является одинаковой (на одну и ту же дату) для всех пенсионеров.

В частности, стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года установлена частью 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ и равна 64 рублям 10 копейкам1 и в дальнейшем подлежит индексации (смотрите соответствующий параграф настоящей главы).

Таким образом стоимость одного пенсионного коэффициента не зависит от каких-либо показателей, связанных с трудовой и иной деятельностью конкретного гражданина (продолжительности его страхового стажа, величины заработка, факта рождения и ухода за детьми и т.д.). На одну и ту же дату она является одинаковой для всех пенсионеров.

Величина ИПК, в отличие от величины СПК, исчисляется для каждого гражданина отдельно в зависимости от результатов его трудовой и иной деятельности.

Величина ИПК, если у гражданина имелся факт трудовой или иной деятельности как до 1 января 2015 года, так и после, подсчитывается по разным правилам (по разным формулам) применительно к периоду до 1 января 2015 года и после указанной даты.

Величина ИПК за период с 1 января 2015 года (ИПКн) подсчитывается путем сложения индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый календарный год (за 2015 год, за 2016 год, за 2017 год, за 2018 год и т.д.), в котором гражданин осуществлял трудовую и иную деятельность. Сумма всех пенсионных коэффициентов за каждый календарный год составляет общую величину ИПК за период с 1 января 2015 года.

Величина ИПК за конкретный год зависит от того, осуществлял ли гражданин в этом году трудовую (иную) деятельность, на которой он подлежал обязательному пенсионному страхованию (за него уплачивались взносы в Пенсионный фонд РФ), или в этом году имели место так называемые нестраховые периоды, то есть те периоды деятельности, когда гражданин не подлежал обязательному пенсионному страхованию, но которые согласно пенсионному законодательству включаются в страховой стаж.

Указанные нестраховые периоды перечислены непосредственно в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (статья 12). При этом применительно к каждому периоду в Законе указана величина ИПК, которая применяется при расчете страховой пенсии. Соответственно в данном случае специально рассчитывать величину ИПК по какой-либо формуле не требуется.

К нестраховым периодам относятся:

1) периоды, к которым применяется коэффициент ИПК (за полный календарный год) в размере 1,8: военная служба по призыву:

служба и (или) деятельность (работа), предусмотренная Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» (военная служба по контракту, служба в органах внутренних дел и т.д.);

уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;

проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;

2) период ухода за детьми. Коэффициент ИПК (за полный календарный год) в данном случае зависит от количества детей и устанавливается в следующем размере:

1,8 — в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

3,6 — в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет;

5,4 — в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет.

В случае, если продолжительность нестрахового периода в соответствующем календарном году составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего периода. При этом один месяц периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день — 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Величина ИПК за периоды, когда гражданин подлежал обязательному пенсионному страхованию (за него уплачивались страховые взносы), за каждый календарный год рассчитывается отдельно, и она может различаться.

Величина ИПК в данном случае определяется с учетом ежегодных отчислений на данного гражданина страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Подсчет ИПК производится следующим образом:

Читайте также:  Переход из СНТ в поселок. Есть ли будущее у проекта?

1) по данным персонифицированного (индивидуального) учета страховых взносов (данные имеются в органах Пенсионного фонда РФ) определяется сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов (установлен законом) на финансирование страховой пенсии по старости, которые были начислены и уплачены в календарном году за конкретного гражданина;

2) определяется нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, который рассчитывается как произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы (установлена законом) для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за соответствующий календарный год.

Например, в соответствии с законодательством тариф страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен в размере 22,0 % (тариф временно снижен до данной величины, в соответствующем законе он установлен в отдаленной перспективе в размере 26%).Этот размер является общим тарифом страхового взноса. Предположим, что за гражданина не уплачиваются взносы на накопительную пенсию. Указанный общий тариф (22%) состоит из солидарной части тарифа страховых взносов (6 %) и индивидуальной части тарифа (16 %), которая учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.

Соответственно величина нормативного размера страховых взносов на страховую пенсию по старости равна 16 % от предельной величины базы для начисления страховых взносов в данном календарном году в Пенсионный фонд Российской Федерации;

3)начисленная и уплаченная сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости за конкретного гражданина в соответствующем году (1)делится на нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости (2) в этом же году. Полученный результат умножается на 10.

Исчисленный таким образом показатель является величиной ИПК за этот конкретный календарный год.

Подсчитаем на условном примере величину ИПК за три года. Для упрощения определимся, что в течение этих лет предельная величина базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не изменялась и равнялась 900000 руб., не изменялся и размер индивидуальной части тарифа страховых взносов (16%).

Предположим, что у гражданина годовой заработок в эти три года был разный и составил за каждый год соответственно: 1100000 руб.; 900000 руб.; 450000 руб.

Нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости с учетом предельной величины 900000 руб. равняется 144000 руб. (16 % от 900000 руб.).

За гражданина были уплачены страховые взносы (в части индивидуального тарифа):

с заработка 1100000 в год — 144000 руб. (на заработок свыше 900000 руб. индивидуальный тариф не начисляется);

с 900000 руб. — 144000 руб.;

с 400000 руб. — 72000 руб.

Соответственно ИПК за эти календарные годы в зависимости от величины заработка составит:

144000/144000 х 10 = 10 144000/144000 х 10 = 10 72000/144000 х 10 = 5.

Общий ИПК за три года равен 25 (10 + 10 + 5).

При определении величины ИПК за период с 1 января 2015 года также необходимо учитывать, уплачивались ли за соответствующее лицо страховые взносы на накопительную пенсию или нет. Согласно части 19 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента зависит от этого факта и различается по своей величине. Если у застрахованного лица в соответствующем году не формировались пенсионные накопления, то максимальная величина ИПК в этом году составляет не свыше 10, а если формировались — то не свыше 6,25.

Кроме того, максимальный размер ИПК за каждый календарный год в указанных размерах (10 или 6.25) вводится поэтапно. В соответствии с частью 4 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ в период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год определяется согласно приложению 4 к указанному Федеральному закону.

Например, в 2016 году максимальная величина ИПК для застрахованных лиц составляет 7,83, а у застрахованных лиц, у которых формируются такие накопления, — 4,89.

Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента
Год Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии не начисляются и не уплачиваются Для застрахованных лиц, за которых страховые взносы на формирование накопительной пенсии начисляются и уплачиваются
2015 7,39 7,39
2016 7,83 4,89
2017 8,26 5,16
2018 8,70 5,43
2019 9,13 5,71
2020 9,57 5,98
2021 и последующие годы 10,00 6,25

Летом пенсионеры надеются на прибавку. Размер ее незначителен, но и таковой они ждут для минимизации инфляции за предыдущий год. Прибавка осуществляется в соответствии с ежегодным перерасчетом пенсионного обеспечения с учетом прибавки заработка пенсионного балла.

В Пенсионном фонде России на индивидуальном лицевом счете пенсионера всегда сохраняется информация о перечислениях компании страховых взносов. Соответственно, величина пенсионных баллов также отображается во внутренней системе.

К началу августа будет перерасчет всех величин прибавок для конкретного человека. И пенсионное обеспечение за счет данного действия станет несколько выше, но не более установленной максимальной величины.

Работающий пенсионеры в августе уже получат повышенный размер в соответствии с проведенной корректировкой. Проводить действие будет автоматически Пенсионный Фонд России.

Если сравнивать традиционную индексацию, то у них повышается на определенный процент доход, а при работающем населении проводится действие в индивидуальном режиме, в зависимости от отработанного времени и дохода.

Фактически, чем дольше человек трудоустроен и находится на пенсии, тем больше период времени, на который делится уплаченный взнос. Соответственно, прибавка будет несколько выше.

Пенсионеры уже не надеялись на прибавку после отмены индексации в 2016 году. Затем уже выяснилось, что речь шла о повышении за счет перерасчета, который будет проводиться на ежегодной основе. И представленный период не будет исключением из правил. Каждый работающий человек получит долгожданную прибавку к пенсионному обеспечению.

Как и когда он проводится

Перерасчетом пенсии является изменение ее размера в результате изменения тех обстоятельств, которые способны повлиять на объем пенсионных выплат. Они могут быть как у работающих пенсионеров, так и у неработающих. Перерасчет проводится после предоставления соответствующих документов и возможен во время начисления трудовой пенсии:

  • в связи с инвалидностью;
  • по старости (страховая часть);
  • в связи с утратой кормильца.

Пенсионные выплаты подлежат перерасчету при:

  • получении другой группы инвалидности;
  • достижении пенсионером восьмидесяти лет;
  • изменившемся количестве или категории лиц, которые при потере кормильца получают трудовую пенсию;
  • приобретении стажа, который положен для начисления повышенной пенсии людям, трудившимся на Крайнем Севере и в подобных по условиям регионах. Основанием для начисления служит:
      проживание в данных районах;
  • календарный стаж работы в перечисленных регионах (Крайний Север — от 15 лет, и не меньше 20 лет для регионов, приравненных к северным);
  • продолжении рабочей деятельности после факта назначения страховой части пенсионных выплат, поскольку растет общий трудовой стаж. В этот период может увеличиваться также заработок. Данная трудовая деятельность может длиться любой отрезок времени (даже один день);
  • в остальных случаях, указанных в пенсионном законодательстве (если обнаружена ошибка и др.).

Куда обращаться с документами, подтверждающими выше изложенные факты, вы можете узнать в территориальном отделении пенсионного фонда.

Перерасчет пенсий для трудящихся пенсионеров

Плановой корректировке ежегодно подвергается страховая часть пенсионных начислений по старости. У работающих пенсионеров ежегодно увеличивается трудовой стаж, на протяжении которого пенсионный фонд получает страховые взносы, выплачиваемые работодателем и оказывающие влияние на размер начисляемой пенсии. На пересмотр размера пенсии трудящийся пенсионер получает право спустя календарный год после ее назначения (перерасчета).

Порядок перерасчета пенсий для работающих пенсионеров на примере:

Корректировку пенсионных выплат (страховой части) проводят только при перечислении страховых взносов. Она может быть:

  • Заявительной, при которой гражданин после получения права на перерасчет выплат пишет заявление, подаваемое в Пенсионный фонд (отсутствуют ограничения по срокам подачи);
  • Беззаявительной (более распространенный вариант) — корректировка проводится ежегодно после 1-го августа с помощью данных персонифицированного учета.

Прибавка к пенсии корректируется в зависимости от:

  • временного периода, длящегося с момента назначения пенсионных выплат;
  • длительности периода работы после предыдущей корректировки;
  • размера получаемой в данный период заработной платы (она влияет на сумму поступивших в фонд страховых взносов).

После принятых в пенсионном законодательстве изменений расчет пенсии будет проводиться с учетом личного пенсионного коэффициента (ПК), а затем автоматически конвертироваться в баллы.

Минимальная сумма балов при учете возраста, в котором пенсионер ушел на заслуженный отдых, зафиксированной выплаты и общего рабочего стажа составляет 30 баллов.

При корректировке пенсии для продолжающих работать пенсионеров:

  • при нулевой накопительной части пенсии максимальное количество дополнительных баллов не будет превышать 3 балла;
  • при формирующейся накопительной части количество баллов не должно превышать 1,875 балл.

Устанавливаться пенсионный балл будет ежегодно, поскольку по установленному порядку уровень инфляции периодически обновляется.

Или работа, или индексация

К примеру, многие творческие личности продолжают работать и после выхода на пенсию. Но если вы, к примеру, напечатались в газете и вам выплатили гонорар, вы будете считаться работающим пенсионером, даже если размер этого вознаграждения минимален.

Единственная возможность обойти это правило — задействование «серых» схем, когда деньги не проводятся через бухгалтерию, а выдаются в конверте. Но такие хитрости опасны для самого работодателя.

Также нужно помнить, что возобновление индексации пенсии, связанное с увольнением, происходит лишь в месяце, следующем за месяцем увольнения, а выплачивается она еще позже. Иными словами, если вы ушли с работы в марте, то в апреле вы получите пенсию в прежнем, еще не проиндексированном размере.

Работающих пенсионеров ждут важнейшие изменения

В 2022 году работающие пенсионеры столкнутся с рядом важных изменений.

В России повысилась предельная величина базы для начисления взносов в ПФР. Теперь она составляет 1 565 000 рублей. Это значит, что работающему пенсионеру с зарплатой в 30 тысяч рублей за этот год могут начислить 2,3 пенсионных балла.

В 2021 году при такой же зарплате можно было получить 2,5 балла, а в 2020 — аж целых 2,8. Это обусловлено тем, что чем выше предельная величина базы для взносов в ПФР, тем меньше баллов с каждым годом может заработать человек при неизменной зарплате.

Ещё одним изменением станет то, что работающим пенсионерам пересчитают пенсию с учётом баллов 2021 года. Стоимость одного балла в этом году выросла до 104,69 рублей. Поэтому максимальная прибавка, которую начислят в августе 2022 года, составит 314,07 рублей.

Что касается индексации пенсии, то, согласно закону, официально работающие пенсионеры имеют на неё право только, если им назначена не страховая пенсия, а социальная или государственная пенсия. Её увеличат на 7,7% 1 апреля этого года.

Читайте также:  Дольщик и застройщик: как разрешать их споры о дефектах новостроек

Другой важной новеллой станет более быстрое оформление налоговых вычетов. Теперь их можно будет получить в том же году, когда были оплачены медицинские или образовательные услуги. Для этого нужно подать в ФНС заявление о подтверждении права на налоговый вычет.

Индексация страховой части пенсии по годам

Для современной экономики, как в Российской Федерации, так и во многих других странах со свободным рынком, во многом неизбежным является такое явление как инфляция. Не вдаваясь в экономическую теорию, стоит отметить, что это выражается, как последовательное увеличение цен на товары потребительской корзины.

Одним из государственных инструментов социальной защиты населения как раз и выступает индексация – т.е. повышение размера выплаты на индекс, пропорциональный росту инфляции. Под данный механизм подпадают зарплаты, пособия и, что важно, страховые пенсионные накопления. Согласно пенсионному правилу, принятому с января 2015 года индикационная корректировка страховой части осуществляется 1-го февраля каждого года с учетом инфляционного индекса – т.е. того самого индекса роста цен на продукты потребительской корзины.

Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Что включается в стаж государственной гражданской службы

Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):

  1. Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
  2. Должности прокурорских работников.
  3. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
  4. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
  5. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
  7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
  8. Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
  9. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
  10. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
  11. Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
  12. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Как рассчитывается стаж

Стаж нужен, чтобы замещать определенные группы должностей, для расчета ежемесячной надбавки к пособию по выслуге лет при гражданской службе, при расчете ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за стаж и при назначении пенсии по выслуге лет.

Чтобы замещать определенные группы должностей, нужно иметь определенное количество стажа. Перечень требований указан в Указе Президента РФ №1131 от 27.09.2005 года. Стаж учитывается в зависимости от группы должности: высшей, главной, ведущей, старшей и младшей.

Стаж

Должность

Надбавка к пенсии также зависит от стажа. Она составляет от 10 до 30% в зависимости от количества отработанных лет :

  1. 1-5 лет – 10% за выслугу лет.
  2. 5-10 лет – 15%.
  3. 10-15 лет – 20%.
  4. Более 15 лет – 30%.

Дополнительный оплачиваемый отпуск государственным гражданским служащим считается исходя из 1 дополнительного календарного дня отпуска за каждый год работы. Для высших и главных должностей есть ограничения: совокупный размер основного и дополнительного ежегодного отпуска не должен превышать 45 дней. Для ведущих, старших и младших должностей порог составляет 40 календарных дней.

Порядок обращения за пенсией предусмотрен специальным нормативным актом — Правилами обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 27.02.2002 г.

Указанные Правила обращения за пенсией являются нормативным правовым актом, регулирующим

-процедурные вопросы по установлению пенсий, возникающих при обращении гражданина за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) и за пенсией по государственному пенсионному обеспечению;

-процедуру рассмотрения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, заявлений и документов, представленных в подтверждение права на пенсию;

-процедуру назначения пенсии, перерасчета размера пенсии, перехода с одного вида на другой и ведения пенсионного дела получателя пенсии.

Правила не содержат положений в отношении порядка установления пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим, поскольку по этому вопросу предполагается принятие специального нормативного правового акта — Правилами обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты от 30.06.2003 г.

Структурно Правила состоят из шести глав:- Общие положения;- Порядок обращения за пенсией;- Порядок рассмотрения заявления об установлении пенсии;- Порядок назначения пенсии и перевода с одной пенсии на другую;- Порядок перерасчета размера пенсии;- Правила учета пенсионных дел.

В гл. I «Общие положения» содержатся положения и понятия, относящиеся ко всем последующим главам нормативного правового акта. В частности, определен круг лиц, на который распространяется действие настоящих Правил:

-граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории России;

-граждане РФ, не имеющие постоянного места жительства на территории России, при наличии у них права на пенсию по законодательству РФ.

В составе понятий, предусмотренных Правилами, раскрыто понятие органа, к компетенции которого относится установление пенсии гражданам.

Статьей 18 Закона о трудовых пенсиях определено, что назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с ФЗ РФ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В ст. 5 данного Закона предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ. Пенсионный фонд является самостоятельным финансово — кредитным учреждением. Фонд и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат (Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации от 27.12.1991 г.)

ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Обязанности ПФР как страховщика изложены в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании. В частности, страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать обязательное страховое обеспечение (трудовые пенсии) на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета, а также предусмотренные законодательством РФ другие виды пенсий, социальные пособия на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Кроме вышеуказанных Правил обращения за пенсией действует специальный Административный регламент от 12.12.2011 г., который определяет порядок предоставления Пенсионным фондом РФ и его территориальными органами государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий.

Административный регламент разработан в целях повышения качества предоставления ПФР государственной услуги, доступности результатов ее исполнения и создания комфортных условий для граждан при обращении в территориальные органы ПФР по вопросу подачи заявлений об установлении пенсий.

Обращение за пенсией — подача гражданином заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о назначении пенсии, перерасчете размера пенсии, переводе с одной пенсии на другую.

Для оформления пенсии гражданам необходимо подать заявление (лично, либо через представителя) о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту жительства.

При этом:

-Если граждане РФ не имеют регистрации по месту жительства, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.

-Если граждане РФ, не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии в территориальный орган ПФР по месту фактического проживания.

-Если граждане РФ выехали на постоянное жительство за пределы РФ и не имеют регистрации по месту жительства и месту пребывания на территории РФ, то они имеют право подать заявление о назначении пенсии непосредственно в ПФР.

Читайте также:  Как повысят пенсии военным пенсионерам в 2024 году

Исключением является назначение социальной пенсии по инвалидности гражданам:

-Из числа инвалидов с детства, не достигшим возраста 19 лет, ранее являвшимся получателями социальной пенсии по инвалидности, предусмотренной для детей-инвалидов, выплата которой была прекращена в связи с достижением возраста 18 лет;

-Социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста.

Указанным гражданам соответствующая социальная пенсия устанавливается без истребования от них заявления о назначении социальной пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за 1 месяц до возникновения права на эту пенсию.

В тех случаях, когда лицо, которому назначается пенсия, является несовершеннолетним или недееспособным, заявление подается по месту жительства его родителя (усыновителя, опекуна, попечителя). При этом, если родители (усыновители) ребенка проживают раздельно, то заявление подается по месту жительства того из родителей (усыновителей), с которым проживает ребенок.

В том случае, если законным представителем несовершеннолетнего или недееспособного лица является соответствующее учреждение, в котором несовершеннолетнее или недееспособное лицо пребывает, заявление подается в территориальный орган ПФР по месту нахождения этого учреждения.

Несовершеннолетний, достигший 14 лет, вправе обратиться за назначением пенсии самостоятельно.

Каждый вид пенсии предполагает определенный пакет документов.

По общему правилу пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Но имеются следующие исключения (ч. 4 ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ»):

— трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за указанной пенсией (указанной частью трудовой пенсии) последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы;

— трудовая пенсия по инвалидности — назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока — на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

В случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения пенсии сведений решение о назначении пенсии принимается по имеющимся в распоряжении территориального органа ПФР сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

После представления страхователем необходимых для назначения пенсии сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования территориальный орган ПФР производит доплату пенсии.

По результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган ПФР производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

В случае отказа в удовлетворении заявления гражданина территориальный орган ПФР не позднее чем через 5 дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причин отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все документы.

Трудовые пенсии (части трудовых пенсий) назначаются на следующие сроки:

— трудовая пенсия по старости (часть указанной трудовой пенсии) — бессрочно;

— трудовая пенсия по инвалидности (часть указанной трудовой пенсии) — на срок, в течение которого соответствующее лицо признано инвалидом, в т.ч. и бессрочно;

— трудовая пенсия по случаю потери кормильца — на срок, в течение которого соответствующее лицо считается нетрудоспособным, в т.ч. и бессрочно (ст. 19 Закона о трудовых пенсиях).

Перевод с одного вида трудовой пенсии на другой, а также с другой пенсии, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, на трудовую пенсию производится с 1-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором пенсионером подано заявление о переводе с одного вида трудовой пенсии на другой либо с другой пенсии на трудовую пенсию со всеми необходимыми документами (если их нет в его пенсионном деле), но не ранее дня приобретения права на трудовую пенсию либо другую пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в соответствии с п. 2 — 4 ст. 17 Закона о трудовых пенсиях, за исключением случаев, указанных ниже, производится:

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения;

— с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

Статус пенсионера подтверждается пенсионным удостоверением, которое выдается пенсионеру территориальным органом ПФР в подтверждение факта назначения пенсии в определенном размере и со сроков, предусмотренных законодательством.

Для выплаты пенсии на каждого пенсионера территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации открывает лицевой счет. Выплата трудовой пенсии, в том числе работающим пенсионерам, производится в установленном размере без каких-либо ограничений непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией федеральной почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера.

Решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.

Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

Начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Конвертация пенсионных прав граждан

Суть преобразований в системе пенсионного обеспечения, которые начались в январе 2002 года, — переход на страховые принципы формирования пенсий. В итоге право на получение трудовой пенсии, ее размер будут напрямую зависеть от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд.

Для тех, кто начал отсчет своего трудового стажа с 2002 года, пенсия – далекая перспектива. И понятна заинтересованность людей, у которых трудовая деятельность заняла достаточно большой период их жизни. Поэтому сохранение пенсионных прав этой категории граждан – одна из особенностей пенсионной реформы.

На сегодняшний день размер трудовой пенсии напрямую зависит от величины расчетного пенсионного капитала, который формируется из начального пенсионного капитала с учетом трудового стажа и заработка за период до 1 января 2002 года и от общей суммы страховых взносов, уплаченных с 1 января 2002 года.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» началось преобразование пенсионных прав граждан, приобретенных ими в период до 1 января 2002 года, в пенсионный капитал.

Этот процесс получил название конвертация. Иными словами, конвертация – это пенсионные права граждан, которые формируются с учетом их трудового стажа и заработка по состоянию на 1 января 2002 года, выраженные в денежном эквиваленте.

Конвертация коснулась всех категорий граждан: и тех, кто уже на пенсии, и тех, кто продолжает трудиться до достижения пенсионного возраста или достигнув его.

И, естественно, разным категориям граждан пенсионные права конвертируются по-разному.

При этом пенсионный капитал определяется в соответствии с индивидуальным коэффициентом пенсионера, который определяется, исходя из продолжительности трудового стажа и среднего заработка.

Сведения о трудовом стаже каждого работника работодатели представляли в Пенсионный фонд. По состоянию на 1 января 2010 года в территориальных органах ПФР по Мордовии представлены сведения о трудовом стаже за период до 1 января 2002 года на 267516 человек, в том числе сведения о стаже на соответствующих видах работ – на 55161 человека.

Все поступившие индивидуальные сведения о трудовом стаже подвергаются правовой оценке, которая продолжается и в настоящее время. Она заключается в проверке полноты и достоверности данных, предоставленных в свое время в управления ПФР бухгалтериями и кадровыми службами предприятий и организаций. Сотрудники управлений ПФР проводят как документальные, так и камеральные проверки этих сведений.

По итогам проверок с работодателей истребовано 55748 корректирующих форм, содержащих сведения о трудовом стаже застрахованных лиц за период до 1 января 2002 года.

В прошлом году был принят закон, согласно которому срок оценки пенсионных прав лиц, работа которых связана с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста, сокращен на два года, до 1 января 2011 года. Работу по оценке пенсионных прав остальных граждан предусмотрено завершить не позднее 1 января 2013 года.

Конечный результат работы по оценке пенсионных прав – отражение в индивидуальных лицевых счетах граждан сведений о страховом стаже и стаже на соответствующих видах работ.

Формирование базы данных, содержащей лицевые счета со сведениями об общем трудовом стаже до 1 января 2002 года, позволит наиболее полно проинформировать граждан о результатах оценки их пенсионных прав.

Это поможет людям принять меры по представлению сведений, недостающих для своевременного и правильного назначения трудовой пенсии.

Кстати, аналог такого информирования – рассылка застрахованным лицам извещений ПФР о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

Территориальные органы ПФР также информируют граждан о необходимости представления ими документов на определенные части трудового стажа и заработной платы за период до 1 января 2002 года, которые повлияют на величину расчетного пенсионного капитала.

Если гражданин обнаружил, что в результате оценки его пенсионных прав учтены не все периоды его трудовой деятельности, был выбран не самый выгодный размер среднемесячной заработной платы, то ему необходимо побеспокоиться о представлении в органы Пенсионного фонда дополнительных документов о трудовом стаже и заработной плате. Единственное требование к этим документам – они должны содержать информацию о событиях, имевших место до 1 января 2002 года. И тогда его пенсионные права будут реализованы в полном объеме.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...