Административное и гражданское право разница и сходство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Административное и гражданское право разница и сходство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обе из описываемых правовых отраслей регулируют общественные взаимоотношения с точки зрения закона, но с разных сторон. Административное право регулирует отношения граждан с различными органами власти, а гражданское призвано для регулирования отношений граждан между собой.

  1. Законодательство и нормативные акты
    Как в административном, так и в гражданском праве, существуют законы и нормативные акты, которыми регулируются общественные отношения. Оба эти вида права имеют свои нормативные акты и подзаконные акты, определяющие права и обязанности субъектов.

  2. Защита прав и интересов
    Как гражданское право, так и административное право предоставляют механизмы для защиты прав и интересов субъектов. Граждане и коммерческие организации имеют право на судебную защиту в гражданском судопроизводстве, государственные органы также могут обратиться в административные суды для защиты своих прав.

  3. Ответственность
    Оба вида права предусматривают ответственность за нарушение законодательства. В гражданском праве это может привести к применению гражданско-правовых механизмов возмещения ущерба, в административном праве также возможны различные административные наказания.

В заключение, административное право и гражданское право — две важные отрасли права, которые имеют свои собственные особенности и принципы. Гражданское право регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, административное право регулирует отношения между государством и его гражданами. Они имеют некоторые отличия и сходства в терминах субъектов права, характера отношений, судебного взаимодействия, законодательства, защиты прав и ответственности.

Особенности административного права

Особенности АП:

  • предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
  • деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
  • главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
  • принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
  • функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
  • субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
  • объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.

Конфликт стандартов доказывания в административном и гражданском праве

Размышления Р.С. Бевзенко о моделях возникновения деликтной ответственности в случае падение крыши снега[1] и Будылина С.В.[2] о стандартах доказывания в рамках российского права, натолкнули на следующий сугубо умозрительный казус, в вопросах применяемых стандартов доказывания в спорах, связанных с причинением вреда.

Вопрос – имеет ли в этом случае лицо В право на иск против лица А о возмещении вреда.

Предлагаю обратиться к следующей таблице:

Стандарт доказывания «вне всяких разумных сомнений».

Сомнения толкуются в пользу обвиняемого (п.4 ст.1.5 КоАП РФ).

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (п.3 ст.1.5 КоАП РФ).

Стандарт доказывания «баланс вероятностей»/ «внутреннее убеждение».

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2 ст. 1064 ГК РФ).

Возможность предъявления иска в рамках гражданского процесса закреплена «между строк» и в Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19.12.2003 №23 – так на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, по аналогии с частью 4 статьи 61 ГПК РФ, следует также определять значение вступившего в законную силу постановления и (или) решения судьи по делу об административном правонарушении при рассмотрении и разрешении судом дела о гражданско-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесено это постановление (решение).

Т.е. в рамках гражданско-правовых взаимоотношений – значение постановления по делу об административном правонарушении определяет суд, оно не обладает 100% преюдициальным эффектом, но может обладать таковым, если суд сочтет это необходимым.

Мне представляется логичным, что установленный факт попытки сокрытия доказательств будет являться основанием установления виновности причинителя вреда в рамках гражданского процесса.

Таким образом – в рамках одного и того же случая, лицо А может быть признано невиновным в совершении административного правонарушения, но это не обязательно будет означать отказ в иске в рамках гражданского процесса о возмещении вреда.

Административное и трудовое право

Административное и трудовое право имеют много точек соприкосновения и различаются по предме­ту правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров). Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, права на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, т. к. представляют собой проявление управленческих функций. Административ­ное право непосредственно регулирует государственно-служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.). Трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Таким образом, трудовое право регулирует те общественные отношения, которые непосредственно связаны с характеристикой правового положения сторон в трудовом процессе. Административное право регулирует отношения, связанные с установлением в государственно-властном порядке полномочий по ор­ганизации трудового процесса, а также государственно-служебные отношения.

Правовая система государства основывается как на ГП, так и на АП. Обе эти отрасли посредством законодательных актов регулируют правоотношения в обществе, только разного характера. В круг интересов ГП входят материальные, нематериальные блага. В АП представлены правоотношения в сфере реализации государственного (муниципального) управления.

В ГП все участники имеют равный статус и свободу выбора. В АП органы власти устанавливают правила, которым обязаны следовать физические, юридические лица, в том числе люди, разработавшие эти правила.

Взаимоотношения между участниками ГП и АП регулируются на основе законов, но разного ранга. Совокупность юридических норм, определяющих частные взаимоотношения отдельных лиц в обществе, представлена в Гражданском кодексе. Правила, регулирующие общественные правоотношения в сфере реализации исполнительной власти, изложены в КоАП РФ, законодательных актах органов власти, нормативах местного самоуправления. В отличие от АП, нормы права, касающиеся ГП, изложены исключительно в законах федерального уровня.

Читайте также:  Размеры государственных пошлин, банковские реквизиты для ее уплаты

Правоведение для чайников – 6. Система права (часть 2)

Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.

В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.

В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.

Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

Читать дальше Узаконить проем в несущей стене панельного дома

Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.

Все отрасли права РФ по назначению делятся на два типа:

  1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:

    • конституционное право,
    • гражданское право,
    • уголовное право,
    • финансовое право,
    • административное право,
    • семейное право,
    • трудовое право.
  2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:

    • уголовно-процессуальное право,
    • гражданско-процессуальное право,
    • административно-процессуальное право.

Процессуальное право представляет собой системы норм, которые регламентируют правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли права делятся на следующие виды:

  • Основные (первичные, фундаментальные) — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).
  • Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права; уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).
  • Комплексные — в юридической литературе с 40-х годов XX в. есть идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.

По регулируемым отношениям (по сфере интересов) отрасли права делятся на следующие типы:

  1. Публичное право — совокупность отраслей права, которые защищают общий интерес всего государства.

  2. Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.

Критерии, по которым право разделяют на публичное и частное:

  • Сфера интересов правовой защиты. Публичное право отвечает за государственные интересы, а частное право — за индивидуальные.
  • Способ судебной защиты. Публичное право защищается в рамках уголовного дела, которое по своей инициативе возбуждает государственный орган. Частное право защищается по инициативе юридического или физического лица в рамках гражданского дела.
  • Способ принятия решений. В рамках публичного права государственными нормами определены права, обязанности и место субъекта по отношению к государству как к образованию. В рамках частного права юридические решения принимаются группой лиц, которые действуют самостоятельно.

Отдельно выделяют международное право, ко­торое не входит в систему права ни одного государства. Оно представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между государствами. Это своего рода наднациональная отрасль права.

В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница

В гражданском праве также существует ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других участников. При нарушении прав других участников, лицо, причинившее вред, несет ответственность в пределах причиненного вреда и упущенной выгоды.

Одним из главных принципов уникальной «системы Физтеха», заложенной в основу образования в МФТИ, является тщательный отбор одаренных и склонных к творческой работе представителей молодежи.

Добросовестное незаконное владение означает, что владелец не знал и не мог знать о том, что его владение незаконно.

Обычно в конкретном государстве преобладает какой-то определенный вид источников права. Например, в древних государствах, когда еще не сложились специальные органы, уполномоченные разрабатывать и принимать нормативные акты, преобладающим видом являлся правовой обычай.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, осуществления государственного управления.

Это её внутреннее строение, определённый порядок взаимосвязи, взаимообусловленности основных частей, элементов нормы.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

Вместе с тем, согласно ст.3 ГК (п.1), органы исполнительной власти, республиканские органы государственного управления, местные органы управления и самоуправления издают правовые акты, содержащие нормы гражданского права. ГК предусматривает также, что гражданские права могут защищаться в административном порядке (п.3 ст.10).

Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая срока, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

В гражданском праве используются приемы координации поведения равных участников. Административное право как отрасль современного права появилась тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, гарантии от административного произвола.

Гуманизация всех институтов государства и общества, перенос центра внимания на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, которые рассматриваются как высшая ценность (ст. 2 Конституции РФ), привели к пересмотру концепции взаимоотношений государства и гражданина.

Правила подачи административных исков

Во взаимоотношениях этих отраслей права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения имущественного характера, возникающие в хозяйственной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права.

Даже у органов, должностных лиц, находящихся на одном уровне управленческой иерархии, не одинаковы права и обязанности. Например, различно правовое положение областного управления внутренних дел, областного комитета по управлению имуществом и областного финансового отдела. Не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбоохраны.

Читайте также:  Наказание за езду без соответствующей категории

Гражданское право объединяет правовые нормы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения между гражданами, а также между гражданами и организациями. Предметом данной отрасли являются материальные и нематериальные блага, в отношении которых возникают гражданские взаимоотношения.

В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

Отношения, регулируемые административным правом, обусловлены исполнительно-распорядительной деятельностью субъектов государственного управления. Исполнительной эта деятельность является потому, что направлена на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов.

С 15.09.2015 введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), принятие которого обусловлено необходимостью повышения уровня доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Дело в том, что далеко не всякое общественное отношение в сфере деятельности органов государственного управления и с их участием является управленческим. Как уже говорилось выше, эти органы могут совершать и такие действия, которые регулируются нормами других отраслей права. Например, они могут заключать имущественные сделки.

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Устанавливая такие правила, государство по существу создает определенный правовой режим реализации управленческих функций и возникающих в этой связи отношений. Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому и подпадает под регламентирующее воздействие административного права в следующих случаях.

Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что в рамках этого подхода государственное управление рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.).

Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами точно определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон.

Закон для чайников — 6-я система права (часть 2)

Отмечается, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий из законного депонирования, не могут напрямую предъявлять иски издателям на получение копий соответствующих публикаций.

По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.

Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, с таким подходом трудно согласиться.

Появление указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.

С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.

Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.

Такие имущественно-стоимостные отношения связаны с организационными отношениями между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии.

Но характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления, который выдает обязательные для исполнения заказы строительной компании.

Различие между гражданским и административным правом проводится путем определения взаимосвязи между отношениями юридического равенства и отношениями власти и подчинения, а также имущественно-стоимостными и организационными отношениями.

В отличие от отношений юридического равенства участников гражданских отношений, которые участвуют в них по своей воле и осуществляют свои частные права по своему усмотрению, административные правоотношения возникают между государством и гражданами в сфере государственного (публичного) управления, когда субъект власти осуществляет публичную компетенцию государственного органа в целях реализации публичного интереса. Соответственно, между гражданами и государством формируются отношения власти-подчинения.

Автор вопроса: Артемьев Л. Создано: 27.07.22

В более близких к Казахстану странах бывшего постсоветского пространства, и главным образом в России, административное право зародилось и развивалось в основном под влиянием Западной Европы. Как и в Западной Европе, административное право началось с полицейского права, и его генезис связывают с началом 19 века. 27.07.22

В теории административного права существуют различные точки зрения на концепцию административной ответственности. Одним из них является концепция «санкционированной» административной ответственности. О. М. Якуба определяет это понятие как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления и, в определенных законом случаях, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение публично-административных и правовых норм, выражающаяся в применении к правонарушителям установленных административных санкций.

Предприниматели, как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота, в первую очередь подлежат гражданско-правовой ответственности, которая представляет собой установленные гражданским законодательством правовые последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписанных обязанностей и обязательств. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) или государства установленных законом или договором мер воздействия, вызывающих для него отрицательные имущественные (финансовые) последствия в виде уплаты неустойки, компенсации, изъятия имущества, возмещения вреда.
Для возникновения реальной ответственности необходимо наличие всех трех предпосылок, причем именно в таком порядке. Во-первых, должно быть положение, устанавливающее обязательство и санкцию за его невыполнение. Затем может возникнуть фактическая основа — правонарушение.

Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм

Общие: 1) Общеобязательность 2) устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 3) Формальная определённость 4) Носят общеобязательный характер

Отличительные черты
Гражданско-правовые Административно-правовые нормы
Использование, помимо императивного, диспозитивного метода Преимущественное использование императивного метода
Регулируют отношения субъектов в сфере отношений между равноправными субъектами права Регулируют отношения субъектов в сфере государственного управления
Предназначены для обеспечения беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав Предназначены для обеспечеиия эффективного исполнения требований законов
В случае нарушения норм наступает гражданско-правовая ответственность В случае нарушения наступает административно-правовая ответственность

Сравнение административной и гражданско правовой ответственности

Следует учесть, что в уголовном законодательстве должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК РФ), т.е. только лица, перечисленные в п. «а», «б» и «в».
Кроме возмещения убытков при договорной ответственности используется и другая форма взыскания — неустойка. Ее разно­видностями являются штраф и пеня.

Читайте также:  Заявление в орган опеки и попечительства общение с ребенком от отца

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Уголовной — преступление; дис­циплинарной — дисциплинарный проступок; материальной — причи­нение материального вреда (ущерба) или гражданско-правовой деликт; в) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования. Уголовной — фи­зические лица; вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным.

Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения.

Отличие административной ответственности от дисциплинарной ответственности. Ключевой критерий разграничения состоит в том, что дисциплинарная ответственность связана с исполнением служебных обязанностей по месту работы, а административная – независимо от трудовых правоотношений.

В примечании к этой статье под должностным лицом понимают – лицо, постоянно или временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти.

В зависимости от характера совершенного правонарушения выделяют следующие виды юридической ответственности: гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную, административную и уголовную.

Должностные лица как субъекты административной ответственности обладают специальным административно-правовым статусом, предполагающим наличие специальных признаков, таких как особенности служебного положения. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо, в случае совершения им административного правонарушения, выраженного в виде неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Гражданско-правовая ответственность за неисполнение дого­ворных обязательств наступает в двух основных формах: возме­щения убытков и уплаты неустойки.

Действует презумпция невиновности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Что такое административный иск?

Впервые признанное законом понятие административного иска, появляется со вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Под административным иском понимается спорное требование административного истца к административному ответчику, которое вытекает из материального правового юридического факта и предъявляется в суд для разрешения в конкретном порядке, закрепленном в КАС РФ.

Административное исковое заявление необходимо отличать от административного иска.

Административное исковое заявление, содержащие несколько оснований, на которых базируется его одно материальное правовое требование либо несколько требований, может заключаться в одном административном иске. Элементы административного иска могут меняться и сам административный иск может измениться, тогда как административное исковое заявление постоянно.

Гражданское право — одна из отраслей частного права.

Это система правовых норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения, связанные с ними, основанные на самостоятельности и независимости их участников. Это право занимает центральное место среди остальных отраслей права, регулирующих имущественные отношения. Именно нормы гражданского права применяются к семейным, трудовым и другим отношениям в случае пробелов в соответствующем специальном законодательстве (семейном или трудовом).

Субъекты административного и гражданского права

Административное право и гражданское право представляют две отдельные отрасли права, которые регулируют различные сферы общественных отношений. При этом обе эти отрасли имеют своих субъектов, то есть лиц, которые участвуют в правоотношениях в соответствии с нормами административного или гражданского законодательства.

Однако, несмотря на то, что оба правовых института имеют субъектов, характер этих субъектов отличается. В гражданском праве субъектами выступают физические и юридические лица, то есть граждане и организации. Гражданское право регулирует отношения между равноправными участниками, где каждая сторона имеет определенные права и обязанности.

В административном праве субъектами выступают органы государственной власти и местного самоуправления, а также должностные лица, осуществляющие свои полномочия от имени государства. Административное право направлено на защиту интересов государства и общества, поэтому субъекты в данной отрасли обладают особыми полномочиями и преимуществами перед гражданами и организациями.

Таким образом, разница между субъектами административного и гражданского права заключается в их статусе и роли в правоотношениях. Гражданское право регулирует отношения между участниками с равными правами, в то время как административное право обеспечивает исполнение государственной власти и защиту общественных интересов.

Роль административного и гражданского права в обществе

Административное и гражданское право играют важную роль в обществе, поскольку оба направления регулируют различные сферы жизни граждан и содействуют поддержанию порядка и справедливости.

Административное право, в первую очередь, направлено на регулирование отношений между государством и его гражданами. Оно определяет правила и процедуры, которые должны соблюдаться государственными органами при выполнении своих функций и решении вопросов, связанных с государственным управлением. Административное право включает в себя нормы, регулирующие государственные службы, государственные закупки, учет и контроль за исполнением государственных функций, а также установление ответственности за нарушения законодательства.

Гражданское право, в свою очередь, устанавливает нормы регулирования отношений между гражданами, юридическими лицами и государством. Оно определяет права и обязанности сторон, устанавливает порядок заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, а также регулирует вопросы владения, пользования и распоряжения имуществом.

Административное и гражданское право имеют множество сходств и различий. Они оба являются составными частями общего гражданского правопорядка и влияют на жизнь граждан и функционирование государства. Оба направления предусматривают ответственность за нарушения правил и норм, но в административном праве эта ответственность обычно закреплена в виде административных наказаний, а в гражданском праве — в виде компенсаций и возмещений ущерба.

В целом, роль административного и гражданского права в обществе заключается в обеспечении защиты прав и интересов граждан, регулировании отношений в социально-экономической сфере и поддержании порядка и справедливости. Оба направления права работают взаимодейственно и важны для стабильного функционирования государства и общества в целом.

Чем отличается административное право от гражданского?

Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.

Читать дальше Узаконить проем в несущей стене панельного дома

Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...