Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление лицензии на отходы I-IV класса опасности в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Было бы не совсем корректно говорить о лицензировании без уточнения конкретных параметров планируемой деятельности, потому как процедуры контроля и глубина оценки напрямую зависит от потенциальной экологической опасности предприятия. Для сравнения: лицензия ТБО на перевозку мусора IV класса оформляется около 4.5 месяцев (или за 2,5 месяца в срочном порядке) и предполагает лишь две проверки соискателя, а в случае с обезвреживанием показатели совсем иные – 6 месяцев (3 месяца в срочном порядке при поддержке специалистов «Нева Консалт») и не менее 4 проверок. Лишь две процедуры актуальны для всех без исключения видов деятельности – получение СЭЗ на деятельность и основная лицензионная проверка Росприроднадзора.
Лицензия на отходы с «Нева Консалт» в г.Санкт-Петербург
Для соискателя лицензии на обращение с отходами заключение договора с «Нева Консалт» – это возможность пройти оформление в срочном порядке и стать лицензиатом в сжатые сроки.
Специалисты обеспечивают консультационную поддержку или лично занимаются координированием работ на объекте и представлением интересов предприятия. При необходимости соискателю на правах аренды предоставляется оборудование и земельный участок для лицензирования отходов. Оборудование – от мусоровозов, которые требуются, когда оформляется лицензия ТБО, до мобильных дистилляторов, инсинераторов и установок пиролиза. Имеется возможность быстрого обучения технических и руководящих сотрудников по программам обращения с опасными отходами на территории собственного учебного центра в Москве и Санкт-Петербурге. Вкупе все это позволяет оперативно обеспечить предприятие всем необходимым наполнением – имуществом и документами, необходимых в соответствии с нормами действующего лицензионного законодательства. Данное предложение может применяться в комплексе с сопровождением лицензирования или отдельно. Работаем с соискателями из всех регионов РФ. Подробности по телефону.
Какие нужны документы
• Cвидетельство о регистрации юридического лица или ИП
• Cвидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, выписка из ЕГРЮЛ, коды Государственного комитета статистики
• Документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность
• Паспорта и сертификаты, которые могут подтвердить уровень квалификации персонала, отвечающего за работу с вредными веществами или остатками переработки
• Экологическая и санитарная документация
• Сертификаты на сырье, продукцию, оборудование
• Перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности
• Информация о арендаторах
• Оплата государственной пошлины предоставление лицензии (7 500 рублей)
Сроки получения и действия лицензии
Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.
С 01.07.2015 вступили в силу ряд положений Федерального закона от 29.12.2014 г № 458 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» (в редакции ФЗ от 29.06.2015 № 203-ФЗ), которые внесли изменения в лицензирование деятельности по обращению с отходами I — IV классов опасности:
• Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I — IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление или переоформить ранее выданную до 1 июля 2016 года
• Лицензии на обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности, выданные до 01.07.2015, сохраняют свое действие до 1 января 2019 года
Сроки получения лицензии зависят от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно.
Нормативная база лицензии на отходы
В связи с важностью проблемы утилизации отходов, данный вопрос подробно рассмотрен в действующих нормативах, ведомственных документах и государственных законодательных актах. Основными документами, регламентирующими получение лицензии на отходы, являются:
- Федеральные законы:
- 174-ФЗ, датированный 23.11.95 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 29.12.15);
- 52-ФЗ, датированный 30.03.99 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 03.07.16);
- 7-ФЗ, датированный 10.01.02 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 03.07.16);
- 89-ФЗ, датированный 24.06.98 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 03.07.16);
- 99-ФЗ, датированный 04.05.11 (Актуальная версия документа включает изменения, внесённые 30.12.15);
- № 957, датированное 21.11.11 (с изменениями, внесёнными по состоянию на 23.09.16);
- № 1062, датированное 03.10.15
- Приказ № 379, изданный Минприроды РФ 01.07.16, которым был утверждён текст «Административного регламента»;
- Приказ № 792, изданный Минприроды РФ 30.09.11.
Какие есть противоречия в новых правилах
«Ростех», «РТ-Инвест» и эксперты отраслевых бизнес-объединений обнаружили несколько противоречий в новых правилах по выдаче лицензий, которые подготовило Минприроды:
- Для того чтобы объект попал в госреестр объектов размещения отходов (ГРОРО), он должен пройти инвентаризацию, для прохождения которой необходимо указывать реквизиты полученной лицензии. «Возникает ситуация, когда застройщик не сможет получить ни лицензию на объект размещения, ни включить объект в ГРОРО. Поэтому данные документы нужно синхронизировать», — говорит представитель «РТ-Инвест».
- В части проведения государственной экологической экспертизы необходимо установить четкие критерии: что считать новой технологией и когда такая экспертиза действительно необходима, добавил представитель «Ростеха». По его словам, эта позиция госкорпорации доведена до Минпромторга.
- В проекте постановления правительства не прописано, как будет контролироваться количество мощностей у утилизаторов, если оно не указывается при получении лицензии. «Власти хотят бороться с фейковыми историями об утилизации отходов, но прописывают только сам факт нахождения мощностей в собственности, что не исключает торговли актами утилизации в количестве, превышающем эти мощности», — сказала исполнительный директор ассоциации «РусПЭК» (объединяет, в частности, Coca-Cola, Procter & Gamble, Tetra Pak и «Балтику») Любовь Меланевская.
- Механизм контроля за выполнением условий лицензий в документе также не прописан. «Запрещено нескольким лицензиатам использовать одно и то же транспортное средство. А ведь есть транспорт, который можно брать в аренду на почасовую или сдельную работу», — замечает Беляева из «Деловой России». Она предупреждает, что принятие поправок приведет к простою дорогостоящего оборудования, которое уже нельзя будет взять в аренду на небольшой срок.
- Новые правила создадут проблемы и для сделок купли-продажи мусоровозов. Сейчас не нужно уведомлять власти о таких сделках. Но если покупатель техники не уведомил о покупке техники, то ему могут отказать в получении лицензии, добавила Беляева.
Получение экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения
Для получения экспертного заключения и СЭЗ необходимо собрать пакет документов для экспертизы (экспертиза платная). Заметим, что ни в одном официальном документе не определен исчерпывающий список документов для получения СЭЗ на соответствие установленным санитарным нормам зданий, сооружений и объектов размещения отходов. Поэтому здесь у экспертов полная свобода действий, так как соответствие санитарным нормам – понятие обширное.
Ранее мы привели ориентировочный перечень документации, которая может понадобиться на данном этапе. Вполне возможно, что в конкретном субъекте РФ перечень будет значительно отличаться. Здесь необходимо соблюдать осторожность.
Желательно заранее уточнить перечень и требования, так как в случае выдачи СЭЗ о несоответствии данных зданий, сооружений и объектов будет довольно трудно исправить положение.
Получение лицензии Росприроднадзора
Организациям, получающим лицензию впервые, мы рекомендуем уже сегодня начать подготовительный процесс, чтобы своевременно оформить документы, без которых обращение в Росприроднадзор нецелесообразно. В частности, мы готовы помочь вам:
- Подготовить паспорта опасных отходов.
- Разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР).
- Пройти проверку во ФБУЗе и получить Экспертное заключение на обращение с отходами в соответствии с выбранным видом деятельности.
- Оформить санитарно-эпидемиологическое заключение. Обратите внимание! СЭЗ — важнейший документ, без которого невозможно получить лицензию.
- Организовать и провести обучение сотрудников.
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 мая 2021 г. N МК-02-00-34/14218 “О направлении разъяснений”
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования рассмотрела обращение ООО “Онлайн Экология” от 19.04.2021 N 16/2021, поступившее на официальный сайт Росприроднадзора 19.04.2021, о возможности подачи документов в электронном виде для получения государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности и сообщает следующее.
В настоящее время на едином портале государственных услуг Российской Федерации не реализована функция подачи заявления в электронном виде на предоставление государственной услуги по лицензированию деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.
Дополнительно сообщаем, что подать документы в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, возможно воспользовавшись сервисом сайта Росприроднадзора “Направить обращение”. Заявление и документы, необходимые для оказания государственной услуги, рекомендуется разместить на облачное хранение. Ссылка на облачное хранение указывается в обращении. Обращаем Ваше внимание, что подписанию усиленной квалифицированной электронной подписью подлежат также все документы, прилагаемые к заявлению о предоставлении государственной услуги. Заявителями на получение лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Полномочия представителей, действующих от имени Заявителей, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
При рассмотрении заявительных документов заявителям будут обеспечены все права, установленные Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”, а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, устанавливающими требования к предоставлению соответствующих государственных услуг.
Законодательством о лицензировании не предусмотрено представление заявителем нотариально заверенных копий документов. В случае направления заявителем копий документов, необходимость представления которых установлена требованиями статей 13 и 18 Федерального закона от 04.056.2011 N 99-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290, и Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденным приказом Росприроднадзора от 29.05.2020 N 585, они должны быть заверены заявителем надлежащим образом.
Срок осуществления работ с отходами
Согласно статье 1 89-ФЗ накоплением считают складирование производственного или бытового отхода на конкретной площадке на срок не больше 11 месяцев. При этом не важно значения, для чего здесь осуществляется складирование отходов: они могут использоваться для обработки, утилизации, размещения, обезвреживания и проч. Если предприятие позаботится о том, чтобы осуществить вывоз с площадки в рамках этого периода, лицензии не потребуется.
Получить лицензию обязательно нужно, если Ваша компания проводит любые виды работ с материалами I-IV категорий, за исключением их складирования на срок меньше 11 месяцев.
Рассмотрением лицензионных заявок и оформлением лицензий в России занимается Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
Чтобы соблюсти требования действующего законодательства и оперативно оформить лицензии на работу с отходами, обратитесь в центр «Аттэк». Мы выполняем сопровождение лицензионных заявок в межрегиональных управлениях Росприроднадзора для компаний, выполняющих разные виды работ с любыми типами отходов. Комплексная услуга сопровождения включает:
- консультацию эксперта относительно необходимого вида лицензии на конкретный вид отхода и правил ее получения;
- содействие в сборе и оформлении необходимых документов;
- подачу лицензионной заявки в межрегиональное управление Росприроднадзора;
- контроль обработки заявки, включая соблюдение сроков рассмотрения в соответствии с требованиями приказа № 2290;
- при необходимости – оформление дополнительных документов и внесение корректировок;
- проверку сведений, содержащихся в оформленной лицензии на отход;
- контроль внесения данных о выданном разрешении в Единый реестр лицензий, дающих право выполнять сбор, транспортировку, работы по обработке, утилизации, обезвреживанию или размещению отходов, отнесенных к I-IV категориям опасности.
Наши эксперты прошли подготовку в сфере лицензирования обработки отходов и имеют большой опыт взаимодействия с контролирующими органами. Благодаря этому мы обеспечиваем своим клиентам быстрое оформление нужных документов.
Какая деятельность подлежит лицензированию?
Собственно, лицензия по отходам представляет из себя специализированный документ, являющийся для предприятий соответствующим разрешением на проведение определенных видов работ с опасными отходами, таких, как утилизация, транспортирование, обработка, сбор и т.п.
В свою очередь к опасным отходам можно отнести такие вещества, которые заведомо могут быть опасными как для здоровья человека, так и для окружающей среды, посредством своих вредоносных свойств.
Не подлежат лицензированию только два вида работ в сфере управления отходами. К ним относятся накопление и деятельность с отходами 5 класса опасности.
Выданные лицензии в последующем действуют на предприятиях бессрочно.
Также лицензированию подлежат такие услуги в сфере управления отходами, как размещение и обезвреживание опасных отходов. Здесь существует определенное условие, согласно которому срок действия данных лицензий, если они были выданы ранее, продлевается до 1.01.2019 года. Остальные же лицензии, даже если они были выданы ранее требовалось переоформить до 1.06.2016. После указанной даты без лицензии деятельность, связанную с транспортировкой, сбором, утилизацией и обработкой отходов производить не допускается с согласно закона №458-ФЗ от 29.12.2014, а именно его 23 статьи.
Сроки разработки лицензий в коммерческой специализированной организации составляют до 45 рабочих дней, при этом стоимость составляет от 190 тысяч рублей за лицензию. Стоимость может изменяться в зависимости от стоимости услуги на рынке, требований исполнителя, наименования деятельности и т.п. факторов.
Наказание (штрафы) за отсутствие лицензии по отходам
В соответствии со статьей 8.2 КОАП России отсутствие лицензии предполагает наказания:
- для физических лиц — штраф в размерах 1000-2000 рублей;
- для должностных лиц — штраф в размере от 10 000 до 30 000 рублей;
- для ИП штраф 30 000 — 50 000 рублей или запрет деятельности на 90 суток;
- для юридических лиц — штраф 100 000 — 250 000 рублей или запрет работать на 90 суток.
В соответствии со статьей 247 ГОАП России нарушение правил с отходами и веществами, опасными для экологии, предусматривается:
- угроза здоровью либо окружающей среде — штраф до 200 000 рублей или в объеме 18-месячной заработной платы или другого дохода, или лишение свободы на 2 года, или двухлетние принудительные работы;
- те же действия, повлекшие загрязнение среды, гибель животных в массовых размерах — штраф 100 000 — 300 000 рублей или в размере зарплаты за 1-2 года, или ограничение свободы на 5 лет, или принудительные пятилетние работы;
- те же действие, приведшие к массовым заболеваниям или смерти людей — лишение свободы на 8 лет.
Примерный пакет документов для получения лицензии
-
Cвидетельство о регистрации юридического лица или ИП
-
Cвидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, выписка из ЕГРЮЛ, коды Государственного комитета статистики
-
Документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность
-
Паспорта и сертификаты, которые могут подтвердить уровень квалификации персонала, отвечающего за работу с вредными веществами или остатками переработки
-
Экологическая и санитарная документация
-
Сертификаты на сырье, продукцию, оборудование
-
Перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности
-
Информация о арендаторах
-
Оплата государственной пошлины предоставление лицензии (на 2017 год — 7 500 рублей)
Обучение персонала обращению с отходами
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Статья 15. «Требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности»:
-
Лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I — IV классов опасности.
-
Ответственность за допуск работников к работе с отходами I — IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации.