82. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «82. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ И ЗАЩИТА ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Осуществление защиты юридических лиц и частных предпринимателей осуществляется в соответствии с предусмотренными законом принципами. Согласно ст. 3 ФЗ № 294-ФЗ установлено несколько основных начал, позволяющих обеспечить интересы субъектов бизнеса.

Способы защиты прав бизнесменов и компаний

Под такими способами понимаются предусмотренные общеобязательными нормативными документами меры, направленные на восстановление нарушенных правомочий и охрану юридических лиц и ИП.

В правовой теории принято выделять материально-правовые и процессуальные способы охраны статуса предпринимателей. Использование каждого из них возможно только при условии соблюдения всех требований законодательства. Выбор же конкретного способа защиты зависит от целого ряда факторов, среди которых:

  • размер причиненного ущерба;
  • статус лица, нарушившего права субъекта коммерческой деятельности (государственный орган, гражданин или крупная компания);
  • готовность понести расходы ввиду того, что обращение в арбитражный суд требует уплаты госпошлины, размер которой часто зависит от цены иска.

Ключевые методы защиты прав

Для права на предпринимательскую деятельность свойственно быть конституционным и подлежать охране.

Ст.45 Конституции содержит информацию относительно того, что для каждого допустимо осуществлять защиту своих прав и свобод при помощи всех методов, которые не противоречат закону. На основании ст.46 для каждого гарантируется судебная защита его свобод и прав.

Существует официальная государственная классификация методов и средств защиты прав и законных интересов предпринимателей.

Определение 1

В качестве способов защиты прав выступает ряд процессуальных и материально-правовых мер принудительного характера, которые предусмотрены в законах.

При их помощи происходит восстановление прав, которые нарушили, и воздействие на правонарушителей.

Основаниями для классификации материально-правовых способов защиты выступают условия, характер, отраслевая принадлежность, вид защищаемых прав, субъектный состав и др.

Определение 2

В качестве пресекательных выступает ряд действий относительно признания актов государственных органов или органов местного самоуправления недействительными; неприменение судом актов государственных органов или органов местного самоуправления, которые противоречат закону и др.

Для восстановительных способов свойственно быть ориентированными на закрепление за субъектами конкретных прав и на восстановление положений, которые имели место до того, как было нарушено право.

Для штрафных же способов свойственно быть нацеленными на использование против нарушителей нормативно установленных санкций за факт противоправного поведения. Речь идет о взысканиях неустоек, процентов за эксплуатацию чужих денежных средств и др.

Определение 3

Под процессуальными способами защиты понимается осуществление компетенции юрисдикционных органов, которая законодательно установлена, в качестве издания актов, которые необходимы для установления, признания и подтверждения прав и фактов, имеющих юридическую значимость, а также возобновление законных интересов субъектов правоотношений, которые были нарушены.

Классификация процессуальных способов защиты происходит на основании цели, характера процессуальной деятельности, вида властных актов и разновидностей юрисдикционных органов.

На основании цели данные способы защиты прав можно разделить на действия по признанию прав, принуждению к осуществлению определенных действий и на действия по преобразованию правоотношений.

Самозащита выступает в качестве самостоятельного способа защиты прав. Для предпринимателя допустимо производить ряд охранительных действий, которые обеспечивают защиту его интересов от вероятных посягательств.

В каких ситуациях споры разрешаются в порядке третейского разбирательства?

На основании законодательства допустимо рассматривать споры не только в арбитражном суде, но и в порядке третейского разбирательства. Иными словами, рядом особых судов, которые рассматривают возникшие между участниками споры, только имея добровольное согласие двух сторон на то, чтобы спор был передан такому суду. В третейский суд допустимо передавать споры, которые уже возникли между участниками или споры, которые возможно появятся в будущем во время исполнения ими обязательств. И тут, важно обратить внимание, что для соглашения относительно передачи споров в третейский суд допустимо затрагивать все или определенные споры, возникшие или те, которые возможно появятся между участниками.

На основании этого, важно видеть разницу между третейскими судами, которые создаются для того, чтобы рассматривать конкретные споры, и те, что действуют на постоянной основе.

В первой ситуации формирование третейских судов происходит самими участниками, а их работа завершается рассмотрением конкретного спора. Вторая ситуация подразумевает постоянные (институциональные) третейские суды, формируемые в торговых палатах, ассоциациях, биржах и др.

Замечание 6

Ключевым преимуществом данных судов является то, что они предстают в качестве организационно оформленных органов, которые дают возможность решить спор даже в тех ситуациях, когда один из участников спора уходит от избрания третейского судьи.

Таким образом, имея соответствующее соглашение, ряд споров, в которых участвуют компании с иностранным капиталом и международные компании, созданные в России, между собой, с их участниками и ряд их споров с иными субъектами права, а также ряд споров, которые возникают во время осуществления внешнеторговых и иных типов международных экономических связей, подлежат разрешению в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ.

Морская арбитражная комиссия выступает в качестве еще одного постоянного третейского суда, который работает при Торгово-промышленной палате РФ. Она разрешает споры относительно договорных и других гражданско-правовых отношений, которые возникают в торговом мореплавании. Ряд споров относительно морских перевозок грузов в смешанных плаваниях, фрахтование судов, морское страхование и перестрахование – все это дела, которые относятся к области деятельности данной комиссии.

Читайте также:  Как правильно составить и куда подать исковое заявление в 2022 году

Анализируя данный вопрос, важно помнить, что то, что стороны достигли соглашения относительно передачи спора в разрешение третейского суда, имеет пресккательную роль. Данное соглашение не дает сторонам возможность в будущем обращаться в целях защиты своих требований в арбитражные суды. Исключением является ситуации, когда имея взаимное соглашение, стороны аннулируют третейскую запись.

Формы защиты прав предпринимателей

Спорные ситуации решают без обращения в суды или в судебном порядке. Свои особенности имеет и защита предпринимателей при проведении проверок – это мероприятие вызывает у многих ИП беспокойство. Здесь предпринимательские права и интересы закреплены в федеральном законе № 294 «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля». Госконтроль должен осуществляться после уведомления, недопустимы проверки одного типа различными органами, а все необходимые предпринимателю в ведении бизнеса правовые акты должны быть доступны.

Судебная форма защиты проходит через следующие инстанции:

  • Конституционный Суд Российской Федерации. В Конституционный Суд ИП может обратиться, когда властные органы и органы самоуправления на местах нарушают его права и свободы, закрепленные в российской конституции.
  • Арбитражные суды. Обратиться в арбитражный суд можно, если спор возник между предпринимателем и вторым юридическим лицом, но только в целях защиты экономических прав, деятельности ИП.
  • Суды общей юрисдикции. В компетенцию судов общей юрисдикции входят вопросы, касающиеся нотариальных действий, в том числе в случае отказа их совершения, а также восстановления прав по ценным бумагам, которые были утрачены.

Если спор решают без судебного разбирательства, актуальны такие формы:

  • Третейский суд. Любые спорные ситуации, вытекающие из гражданских правовых отношений, рассматриваются в третейском суде.
  • Нотариальная защита. Такая защита проходит согласно «Основам законодательства Российской Федерации о нотариате» – в ее процессе закрепляют гражданские права или восстанавливают право, которое было нарушено.
  • Досудебное урегулирование. Принципы защиты здесь следующие: ИП должен выступить с письменной претензией к нарушителю, перед тем как обратиться в суд. В подавляющем большинстве договоров этот пункт прописывают.

Защита прав предпринимателей

Защита прав предпринимателей в России состоит из двух вещей: законов, которые защищают права предпринимателей при проверках, и органов по защите от коррупции, шантажа, вымогательства и незаконного уголовного преследования. В статье рассказываем, какие законы описывают права бизнеса во время проверок и кто кроме адвоката поможет защититься в остальных случаях.

Проверки бизнеса проводят тридцать ведомств: от привычных налоговой и Роспотребнадзора до комиссии по делам несовершеннолетних, военных комиссариатов и лесного надзора. Как эти проверки должны проводиться и какие права есть у бизнеса, описывает закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля», он же 294 ФЗ.

Кто проверяет бизнес в России

294 ФЗ описывает, что предприниматель вправе делать:

  • присутствовать при проверке;
  • получать информацию о документах, которые проверяющий запрашивает у других органов;
  • Права предпринимателей во время проверок — глава 3, 294 ФЗ

  • ознакомиться с протоколом или актом сразу после проверки, внести в него замечания и получить копию. Если проверяющий говорит, что копию протокола отдаст завтра, потому что не успел дописать, — это нарушение прав и результаты такой проверки можно обжаловать;
  • предоставлять дополнительные документы, если считает нужным;
  • вступать в саморегулируемые организации и подавать коллективные иски;
  • взыскивать вред, который органы причинили во время проверки. С такими исками на практике мы не сталкивались, потому что вред сложно доказать и бизнес обычно не хочет ввязываться в дополнительные разбирательства с проверяющими;
  • обжаловать результаты проверок.

Этот же закон описывает, как должны себя вести проверяющие, что они могут делать, а что — нет. Например, нельзя брать плату за проведение проверки; раскрывать коммерческую тайну компании, если узнали ее во время проверки; требовать документы, которых нет в распоряжении.

Если проверка прошла с нарушениями, ее можно обжаловать. Здесь два варианта:

  • проверяющий сам выносит решение о привлечении к ответственности, например о штрафе. Тогда нужно подать жалобу в суд и попросить отменить решение, потому что проверку провели с нарушениями;
  • проверяющий передает протокол проверки в суд, и уже суд принимает решение о наказании. Тогда предприниматель в суде доказывает, что проверка была с нарушением 294 ФЗ, и просит признать протокол недопустимым доказательством.

Защита прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности

  • Таганская межрайонная прокуратура г. Москвы разъясняет, что защита прав и интересов субъектов предпринимательства представляется необходимой в следующих основных сферах:
  • отношениях с контрагентами при нарушении договорных условий (потребителями, иными приобретателями и партнерами), иных гражданско-правовых отношениях;
  • воздействия со стороны конкурентов на товарном рынке в случае нарушений правил добросовестной конкуренции;
  • отношениях с органами власти и управления по государственному регулированию и контролю за предпринимательской деятельностью при необоснованном ограничении или ином нарушении прав и свобод в сфере предпринимательской деятельности.

Нарушения прав в отношениях с контрагентами и иные гражданско-правовые нарушения регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, в ст. 12 которого закрепляются способы защиты нарушенных прав, а в ст. 11 — судебный порядок защиты.

Защита имущественных прав может осуществляться всеми способами, перечисленными в законе.

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

  1. презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  2. соблюдение международных договоров Российской Федерации;
  3. открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  4. установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
  5. проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  6. соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  7. периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
  8. учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
  9. возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
  10. признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
  11. устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судомжалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
  12. ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  13. недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  14. недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.
Читайте также:  Что лучше открыть для таксопарка — ООО или ИП

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  3. требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  4. требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  5. распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  6. превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);
  3. знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).

Риски и угрозы для предпринимателей

Предпринимательство всегда несет за собой определенные риски и угрозы и их можно разделить на группы, в которых могут происходить нарушения в отношении к бизнесу:

  1. Государственные структуры и их сотрудники;
  2. Учредители и партнеры;
  3. Потребители и клиенты;
  4. Люди, нарушающие закон.

Чаще всего риск образуется в состоянии неопределенности, когда владелец бизнеса только пришел на рынок или внедрил неизученные технологии. Это может произойти и в результате ошибочной информации, которой владеют руководители или незнания текущего положения дел. Эксперты отмечают основные причины того, почему это может произойти:

  1. Новые законы страны;
  2. Ухудшение политической структуры;
  3. Высокая конкуренция;
  4. Низкий спрос на товар или услугу;
  5. Ненадежные партнеры;
  6. Климат региона.

К внешним рискам относят все то, на что предприниматель повлиять не в состоянии:

  • Политические

Связаны с ситуацией в стране и работой органов власти (конфискация имущества, война, революционные действия и т.д.)

  • Природные

Возможные стихийные бедствия, потопы, пожары и землетрясения.

  • Законодательные

Изменения действующих законов, которые способны ухудшить положения компаний.

  • Макроэкономические

Связаны с развитием экономики в стране и мире. Несут за собой валютные, инфляционные и процентные риски.

Внутренние риски можно разделить на три категории:

  • Коммерческие

Появляются в результате ошибочного маркетингового анализа, из-за которого компания не может реализовать всю продукцию и в случае недооценки конкурентов на рынке.

  • Производственные

Связаны с технологическими процессами и с уровнем квалификации сотрудников. Могут возникнуть и в процессе проверки и анализа контрагентов.

  • Кадровые

Связаны с некомпетентными сотрудниками, которые затрудняют работу из-за своей некомпетентности.

  • Финансовые

Связаны с платежеспособностью потребителей или с изменением курса валют.

  • Риски по времени существования

Способы защиты прав предпринимателей

Согласно нормам действующего законодательства существует три способа защитить нарушенные или оспариваемые права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  1. Защита материального права — материально-правовой способ, который подразделяется на пресекающий, направленный на прекращение незаконных действий, восстановительный, когда происходит признание оспариваемых прав и штрафной, когда взыскивается материальная компенсация за незаконные действия.
  2. Процессуальный способ – защита прав предпринимателей осуществляется соответствующими органами судопроизводства.
  3. Самозащита – как правило, применяется предпринимателями заранее, не дожидаясь нарушения прав, при условии соблюдения соразмерности предполагаемого нарушения.
Читайте также:  Подача жалобы на врача в Министерство здравоохранения

Различают две формы защиты прав предпринимателей. Это:

  • судебные – восстановление и сохранения прав судебными органами судов общей юрисдикции, арбитражных судов и конституционных Судов РФ;
  • внесудебными – третейский суд, нотариальная помощь, досудебное мировое соглашение.

Обязанности должностных лиц контролирующего органа при проведении проверки

В соответствии со статьей 18 Закона, должностные лица органов государственного или муниципального контроля при проведении проверки предпринимателя обязаны:

  1. своевременно и в полной мере осуществлять предоставленные им полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
  2. соблюдать законодательство РФ, не нарушать права и законные интересы участников предпринимательской деятельности;
  3. осуществлять проверку на основании приказа или распоряжения руководителя соответствующего контролирующего органа;
  4. осуществлять проверку только во время исполнения служебных обязанностей, выездную – при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя;
  5. не препятствовать, присутствовать при проведении проверки предпринимателя или его представителя, задавать вопросы и давать разъяснения по вопросам, которые относятся к предмету проверки;
  6. предоставлять лицам, присутствующим при проверке, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки;
  7. знакомить с результатами проверки и документами, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия уполномоченного представителя проверяемой организации или индивидуального предпринимателя, а также руководителя, или иное должностное лицо;
  8. строго учитывать при определении мер, которые принимаются по фактам выявленных нарушений, соответствие этих мер тяжести нарушения, их опасности для жизни и здоровья человека, для растений и животных, для окружающей среды, объектов культурного наследия музейных предметов и другое;
  9. строго соблюдать сроки проведения проверки;
  10. доказывать обоснованность своих действий при необходимости;
  11. не требовать от проверяемого предпринимателя документов и сведений, предоставление которых законодательство не предусматривает;
  12. при необходимости до начала проведения проверки ознакомить участников с административным регламентом, в соответствии с которым проводится проверка;
  13. произвести запись о проверке в специальном журнале учета проверок, если таковые есть у организации или индивидуального предпринимателя.

В качестве примера досудебного урегулирования споров в публичных отношениях можно привести налоговые отношения.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте выездной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки (п. 5 ст. 100 НК РФ).

Следует учитывать, что сам по себе акт выездной налоговой проверки до принятия по нему решения руководителем налогового органа или его заместителем еще не влечет для налогоплательщика каких-либо правовых последствий. Поэтому в данном случае можно говорить о том, что подобным образом устраняется нарушение его интересов в том, чтобы платить только законно установленные налоги, а также угроза нарушения его прав.

Такой способ защиты применим и в отношениях с другими государственными и муниципальными органами.

Сама защита прав малого бизнеса должна идти как на внутренние факторы, так и на внешние.

  • Внутренними факторами можно считать недоработки в юридической сфере работы предприятия, что может повлечь за собой финансовые потери различного характера. К таким обстоятельствам можно отнести плохую квалификацию юридического отдела, незнание всех аспектов деятельности предприятия и законов рынка. Также сюда можно отнести финансовые ошибки отдела (плохо составленный план развития), неправильно составленную бухгалтерскую отчетность или ошибки в налоговых и социальных выплатах.
  • Внешние. К этой группе факторов относятся отношения с различными контрагентами бизнеса, поставщиками, конкурентами и государством. Здесь имеется опасность нарушения законодательства в отношениях с государством, ошибки и неточности в договорах поставки или деловых отношений, а также некорректные отношения с конкурентами. Поскольку многие предприятия готовы на все, велика возможность подвергнуться черному пиару от конкурентов. Также важно следить за соблюдением антимонопольного законодательства.

Всю подготовительную деятельность можно разделить на три этапа:

  • Подготовка. На этом этапе важно определить все основные моменты вашего будущего договора, его важность, преимущества и недостатки. В гражданском кодексе Российской Федерации прописан пункт о том, что никто не может принудить предпринимателя к заключению соглашения, это является свободным решением. Основной деятельностью на данном этапе также является сбор информации о будущем партнере. После этого проводится анализ надежности будущего участника договора и потенциальные риски для возможной защиты интересов бизнеса. На данном этапе также нужно предусмотреть возможный разрыв соглашения и его потенциальные последствия.

Арбитражный суд занимается делами, связанными с расторжением, изменением или прекращением договора, с верным признанием собственности всех форм, а также вопросами о возмещении различного рода убытков. Дела могут рассматривается в арбитражном суде городов, краев, республик и других регионов.

Суд общей юрисдикции рассматривает дела, связанные с нарушением законов и прав предпринимателя со стороны третьих лиц.

Дело в суде может подаваться как самим юридическим лицом, так и представителем. Чаще всего оно рассматривается в течении двух месяцев, но в случае сложных ситуаций срок может быть увеличен. Если от имени юридического лица действует представитель, то ему необходима доверенность, а если адвокат или адвокатская контора, то необходим ордер юридической консультации.

После рассмотрения дела, суд принимает решение, которое реализуется в течении 1 месяца после его принятия, в исключительных случаях этот срок могут продлить. Такое происходит в случаях, если виновная сторона не успевает реализовать неустойку в установленный судом срок.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...