Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.3. ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сельскохозяйственное производство не ограничивается определенными размерами, формой собственности. Производителями сельхозпродукции могут быть и небольшие крестьянско-фермерские хозяйства и крупные агропромышленные комплексы. Вместе с тем можно выделить общие особенности производственного процесса и рассмотреть их во взаимосвязи с бухгалтерским учетом.
Особенности производства и особенности учета
Основой сельского хозяйства, важнейшим средством производства в аграрном секторе выступают земельные наделы. Земля относится к основным средствам и является основным предметом, на который направлен труд. Однако у этого ОС есть особенности:
- не подвергается износу и не амортизируется;
- сама по себе не является результатом труда человека;
- участок физически нельзя куда-либо переместить;
- земельный фонд ограничен и уникален, его нельзя заменить другими, прогрессивными средствами производства, модернизировать, как другие основные средства.
Однако понятно, что границы земельных наделов могут быть изменены, а материальные затраты могут улучшить ее качества и производственную эффективность.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете».
4. Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н.
6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н.
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально–производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное в ред. приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 156н, от 26 марта 2007 г. № 26н.
8. План счетов бухгалтерского учета финансово–хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.
9. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: Аскери–АССА, 2007.
10. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.
Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348–I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрена обязанность владельцев хозяйства учитывать результаты своей работы. Федеральным законом «О бухгалтерском учете» подтверждена обязанность организации и ведения бухгалтерского учета для хозяйствующих субъектов всех форм собственности.
Крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) – это малая экономическая структура сельского хозяйства, которая зачастую решает серьезные продовольственные вопросы в определенном районе.
КФХ разрешено руководствоваться Рекомендациями по ведению учета производственной деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, разработанными Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) по согласованию с Минфином России (письмо от 21 апреля 1993 г. № 9–2–13).
Учет в КФХ ведется только в интересах фермера (собственника) и по его усмотрению. Фермеры могут использовать рекомендованные действующие и рекомендованные в настоящее время регистры, например книгу учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства (форма № 1–КХ), книгу учета продукции и материалов (форма № 2–КХ), книгу учета труда (форма № 3–КХ), журнал учета хозяйственных операций (форма № 4–КХ), ведомость финансовых результатов (форма № 5–КХ).
КФХ (ассоциациям) с большим объемом производства и реализации сельскохозяйственной продукции рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением единой журнально–ордерной формы учета.
Ведение бухгалтерского учета в КФХ нередко служит показателем высокой культуры деятельности. Правильно поставленный учет:
• способствует охране имущественных прав и законных интересов фермеров;
• обеспечивает необходимый объем информации для принятия своевременных управленческих решений;
• позволяет проводить анализ деятельности и оценку уровня рентабельности хозяйства;
• создает условия для контроля со стороны государственных органов за деятельностью КФХ по использованию кредитов, оплате и охране труда, уплате налогов и др.
Для организации и ведения бухгалтерского учета КФХ осуществляют следующее:
• самостоятельно устанавливают форму бухгалтерской работы исходя из условий хозяйствования;
• определяют формы и методы бухгалтерского учета, основываясь на действующих в Российской Федерации формах и методах (при соблюдении общих принципов), установленных Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, а также технологию обработки учетной информации;
• обеспечивают применение установленных правил ведения бухгалтерского учета, в том числе порядка документирования хозяйственных операций, и их отражение в учетных регистрах, оценки имущества и хозяйственных операций, инвентаризации;
• разрабатывают систему внутрихозяйственного контроля;
• устанавливают метод определения выручки от реализации сельскохозяйственной продукции (работ, услуг) и т.д.
При ведении бухгалтерского учета должны соблюдаться требования объективности, точности, оперативности, простоты и доступности, экономичности, методического единства.
Фермеры при осуществлении бухгалтерского учета используют общепринятые приемы и способы: документацию, счета, инвентаризацию, двойную запись, баланс, оценку, калькуляцию.
Вместе с тем в соответствии с правом, предоставленным законодательством российским фермерам, они могут организовать оформление первичных бухгалтерских документов и составление отчетности в книге учета доходов и расходов без применения принципа двойной записи, Плана счетов и не составлять балансовый отчет.
Основная проблема для фермера – выбор наиболее приемлемого из возможных вариантов ведения учета, а также системы налогообложения и аудита.
В России на сегодняшний день существуют следующие формы организации бухгалтерского учета в КФХ.
1. Журнально–ордерная форма учета (см. рисунок).
Алгоритм формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций по МСФО: а — процесс формирования учетной политики по МСФО; б — анализ норм МСФО
----------------------------------------------------¬
¦ Процесс формирования учетной политики по МСФО ¦
L------------------------¬ -------------------------
- L/
/
/
----------------------------------------¬
¦/ ¦/
-----------------+----------------¬ ------------------+----------------¬
¦ Определение объектов ¦ ¦Определение масштабов деятельности¦
¦бухгалтерского учета, в отношении¦ ¦ сельскохозяйственных организаций ¦
¦ которых должна быть разработана ¦ ¦ (объем производства и реализации ¦
¦ учетная политика ¦ ¦ сельскохозяйственной продукции, ¦
¦ сельскохозяйственных организаций¦ ¦ численность работающих, стоимость¦
L------------------------T--------- ¦ имущества и т.д.) ¦
¦ L-----------------T-----------------
¦/ ¦/
----------------¬ -------+-------------------------------+----------------¬
¦ ¦ ¦-----------------------¬ ---------------------------¬ ¦
¦ ¦ ¦¦ Определение возможных¦ ¦Анализ факторов, влияющих ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ способов и форм ¦ ¦ на форму ведения ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ведения бухгалтерского¦ ¦ бухгалтерского учета ¦ ¦
¦ ¦ ¦¦ учета, организации +->¦ сельскохозяйственных +>¦
¦ ¦ ¦¦ учетной работы и ¦ ¦ предприятий и порядок ¦ ¦
¦ Формирование ¦ ¦¦ учетных процессов ¦ ¦организации учетной работы¦ ¦
¦организационно-¦ ¦¦ ¦ ¦ и учетных процессов ¦ ¦
¦ технических ¦ ¦L----------------------- L--------------------------- ¦
¦ положений +>¦ --------------------------¬ -----------------------¬¦
¦ учетной ¦ ¦ ¦ Выбор, разработка и ¦ ¦Описание формы ведения¦¦
¦ политики ¦ ¦ ¦определение формы ведения¦ ¦ бухгалтерского учета ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ бухгалтерского учета на ¦ ¦ сельскохозяйственног
¦ ¦ ¦->¦ сельскохозяйственном +->¦ предприятия, порядка ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ предприятии, порядка ¦ ¦ организации учетной ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ организации учетной ¦ ¦ работы и учетных ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ работы и учетных ¦ ¦ процессов ¦¦
¦ ¦ ¦ ¦ процессов ¦ ¦ ¦¦
¦ ¦ ¦ L-------------------------- L-----------------------¦
L---------------- L--------------------------------------------------------
-----------------------------------------------------------------¬
¦ Анализ норм Международных стандартов финансовой отчетности ¦
L--------------------------------T--------------------------------
-----------------+----T---------------------¬
¦/ ¦/ ¦/
-----------------¬---+-----------¬---------+--------¬------------+--------¬
¦ ¦¦ Выявление ¦¦ Выявление ¦¦ Выявление ¦
¦ ¦¦ способов ¦¦ способов учета, ¦¦ способов учета, ¦
¦ ¦¦ учета, ¦¦ вариантность ¦¦ которые требуют ¦
¦ ¦¦ по которым ¦¦ которых ¦¦ самостоятельной ¦
¦ ¦¦ МСФО ¦¦ обусловлена ¦¦ разработки ¦
¦ ¦¦ предусмотрены¦¦противоречивостью¦¦сельскохозяйственной¦
¦ ¦¦ варианты ¦¦ МСФО ¦¦ организацией ¦
¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦(отсутствуют в МСФО)¦
¦ ¦L------T--------L--------T---------L----------T----------
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/
¦ ¦-------+-------¬---------+--------¬-----------+---------¬
¦ ¦¦ Определение ¦¦ Сравнительный ¦¦Разработка возможных¦
¦ ¦¦ факторов и ¦¦ анализ ¦¦ вариантов способа ¦
¦ ¦¦ критериев ¦¦ приоритетности ¦¦бухгалтерского учета¦
¦ ¦¦ выбора ¦¦ противоречащих ¦¦ ¦
¦ ¦¦ способов ¦¦ друг другу норм ¦¦ ¦
¦ ¦¦бухгалтерског МСФО ¦¦ ¦
¦ Формирование ¦¦ учета ¦¦ ¦¦ ¦
¦методологических¦¦ из возможных ¦¦ ¦¦ ¦
¦ положений ¦¦ вариантов ¦¦ ¦¦ ¦
¦ учетной ¦L------T--------L--------T---------L----------T----------
¦ политики ¦ ¦/ ¦/ ¦/
¦ ¦-------+-------¬---------+--------¬-----------+---------¬
¦ ¦¦ Анализ ¦¦ Обоснование ¦¦ Анализ возможных ¦
¦ ¦¦альтернативных¦¦ способа ¦¦ вариантов способа ¦
¦ ¦¦ способов ¦¦ бухгалтерского ¦¦ бухгалтерского ¦
¦ ¦¦бухгалтерскогучета, выбранног учета, обоснование ¦
¦ ¦¦ учета, ¦¦из противоречащих¦¦ выбора ¦
¦ ¦¦ экономическо妦 друг другу норм ¦¦ разработанного ¦
¦ ¦¦ обоснование ¦¦ МСФО ¦¦ способа ¦
¦ ¦L------T--------L--------T---------L----------T----------
¦ ¦ ¦/ ¦/ ¦/
¦ ¦-------+-------¬---------+--------¬-----------+---------¬
¦ ¦¦ Выбо𠦦 Закрепление ¦¦ Закрепление ¦
¦ ¦¦ конкретного ¦¦ выбранного ¦¦ разработанного ¦
¦ ¦¦ способа ¦¦ способа ¦¦ способа ¦
¦ ¦¦бухгалтерског бухгалтерского ¦¦бухгалтерского учета¦
¦ ¦¦ учета из ¦¦ учета ¦¦ ¦
¦ ¦¦ возможных ¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦ вариантов ¦¦ ¦¦ ¦
L-----------------L---------------L------------------L---------------------
Рис. 2
Составлено автором.
Процесс формирования учетной политики должен основываться на анализе большого количества нормативных документов в области международного регулирования бухгалтерского учета и постоянном мониторинге их изменений.
Учетная политика сельскохозяйственных организаций предполагает целостность системы бухгалтерского учета в организации и охватывает все ее составляющие: методическую, техническую и организационную стороны (рис. 3).
Особенности формирования учетной политики предприятий сельского хозяйства
Учетная политика организации — принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. Особенности формирования учетной политики сельскохозяйственными товаропроизводителями рассмотрим в настоящей статье.
При разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденными Минсельхозом РФ 16 мая 2005 г. (далее — Методические рекомендации по разработке учетной политике). Как мы видим, данный документ разработан достаточно давно. Поэтому наряду с данным документом следует учитывать Методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельском хозяйстве в связи с принятием Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (утв. Минсельхозом России).
В соответствии со статьей 8 Закона о бухгалтерском учете экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, в которой в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ его ведения из способов, допускаемых стандартами. До введения соответствующего федерального стандарта конкретный порядок формирования учетной политики, установленный ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», применяется и с вступлением в силу этого Федерального закона, что сохраняет ранее определенный состав указанных документов, а именно: рабочий план счетов бухгалтерского учета; индивидуальные формы первичных учетных документов и внутренней отчетности; порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; правила (график) документооборота; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения (в частности, организационная структура бухгалтерской службы, распределение обязанностей между ее работниками, взаимоотношения бухгалтерской службы с другими службами и структурными подразделениями).
При формировании учетной политики в сельскохозяйственных организациях следует руководствоваться, наряду с Федеральным законом и другими общефедеральными законодательно-нормативными актами, также отраслевыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета, в том числе и Методическими рекомендациями по формированию учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденными Департаментом финансов и бюджетной политики Министерства сельского хозяйства Российской Федерации 28 мая 2011 г., в части, не противоречащей этому Федеральному закону, федеральным стандартам и иным общефедеральным нормативным актам.
Начиная с разработки учетной политики на 2013 г., в полной мере должны быть отражены вступающие в силу с 1 января 2013 г. соответствующие нормы вышеуказанного Федерального закона, а в установленных им случаях и других федеральных законов, правовых и иных нормативных актов, затрагивающие как организационно-технические, так и методические решения, принимаемые сельскохозяйственной организацией (иным сельскохозяйственным товаропроизводителем).
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке учетной политики, учетная политика — это документ, ежегодно составляемый главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемый руководителем организации. Он должен содержать основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета.
В соответствии со ст.7 Закона о бухгалтерском учете ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено Законом о бухгалтерском учете.
Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами. При этом стоит отметить, что данное требование не распространяется на лиц, возложение ответственности за ведение бухгалтерского учета было возложено до 1 января 2013 года.
Если организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с физическим лицом, то такое лицо должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 ст.7 Закона о бухгалтерском учете:
— иметь высшее образование;
— иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
— не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.
Если договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета заключается с юридическим лицом, то такая организация должна иметь не менее одного работника, с которым заключен трудовой договор, при этом отвечающим выше установленным требованиям.
С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.
Первым шагом при формировании учетной политики сельхозпредприятия является утверждение рабочего плана счетов. Он составляется на основе типового Плана счетов, утвержденного Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, а также на основании Методических рекомендаций, которые утверждены Приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. N 792.
Грамотно продуманный план счетов значительно повышает уровень точности учетной информации и сокращает трудозатраты на всех участках бухучета.
Если в типовом Плане отсутствуют счета бухгалтерского учета, необходимые для деятельности сельскохозяйственной организации, она может ввести в рабочий план дополнительные синтетические счета самостоятельно, используя свободные коды. Но при этом введение таких счетов должно быть согласовано с Минфином России.
А вот перечень субсчетов носит рекомендательный характер, поэтому вводить их дополнительно предприятия могут самостоятельно, как, впрочем, и исключать некоторые из них из рабочего плана.
Утверждаем учетную политику
Рассматриваемый документ формируется и принимается до наступления нового финансового года и применяется последовательно из года в год.
Потому что, например, ПБУ 1/98 не содержит требования о ежегодном составлении учетной политики или ежегодном продлении действующей новым приказом. То есть если ваше предприятие не вносит никаких изменений в учетную политику, то утверждать новую политику нет необходимости.
Что же с налоговым учетом? По правилам ст. 313 Налогового кодекса РФ сельхозпредприятие должно самостоятельно организовать учет исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета.
Бухгалтерскую и налоговую учетную политику можно утвердить одним приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации. Приведем примерную форму такого приказа.
——————————————————————¬
¦ Утверждено ¦
¦ Решение совета директоров¦
¦ ОАО «Содружество» ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦ от «—» ——- 20— г. ¦
¦ ¦
¦ Приказ N 132 ¦
¦ 31 декабря 06 ¦
¦Москва от «—» ——- 20— г.¦
¦ ¦
¦»Об утверждении Положения ¦
¦об учетной политике для целей ¦
¦бухгалтерского учета и налогообложения» ¦
¦ ¦
¦Руководствуясь положениями п. 3 ст. 6 Федерального закона от¦
¦21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 5 ПБУ¦
¦1/98 «Учетная политика организации», утвержденного Приказом¦
¦Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н, а также частью второй¦
¦Налогового кодекса РФ, ¦
¦ приказываю: ¦
¦ ¦
¦утвердить прилагаемое положение об учетной политике для целей¦
¦бухгалтерского и налогового учета на 2007 г. в¦
¦ОАО «Содружество». ¦
¦ ¦
¦Генеральный директор Грибков ¦
¦ОАО «Содружество» ——- (В.И. Грибков)¦
L—————————————————————— Примечание. Приказ об утверждении положения об учетной политике принимается решением совета директоров сельскохозяйственной организации, если уставом или другим внутренним документом такая процедура предусмотрена.
Учетная политика сельскохозяйственного предприятия образец
В учетной политике утверждаются: · рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; · формы первичных документов, применяемые для отражения фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; · порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; · методы оценки активов и обязательств; · правила документооборота и технология обработки учетной информации; · порядок контроля за хозяйственными операциями; · другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Введение
1. Сущность и значение понятия «учетная политика» 12
1.1. Понятие учетной политики организаций 12
1.2. Финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций как информационная база для проведения анализа 26
1.2.1. Сущность, структура и особенности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 26
1.2.2. Влияние положений учетной политики на формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности 38
1.3. Значение финансовой отчетности предприятий для основных пользователей финансовой отчетности 48
2. Влияние специфики сельскохозяйственного производства на учетную политику организаций 57
2.1. Влияние особенностей отрасли на учет и налогообложение 57
2.2. Учетная политика сельскохозяйственной организации и ее влияние на информационное обеспечение финансового анализа 65
2.2.1. Разделы учетной политики, не оказывающие влияния на показатели отчетности 65
2.2.2. Разделы учетной политики, оказывающие влияние на показатели отчетности 69
2.2.2.1. Способ оценки (переоценки) объектов бухгалтерского учета 70
2.2.2.2. Порядок амортизации активов 74
2.2.2.3. Порядок списания стоимости материально-производственных запасов 82
2.2.2.4. Механизм формирования и списания затрат в расходы будущих периодов 87
2.2.2.5. Порядок создания резервов 88
2.2.2.6. Механизм калькуляционного учета 92
2.2.2.7. Оценка незавершенного производства 97
2.2.2.8. Порядок учета доходов будущих периодов 99
2.2.2.9. Разделение материальных средств труда на основные средства и инвентарь, учитываемый в составе материально-производственных запасов 100
2.3. Влияние учетной политики на финансовое состояние сельскохозяйственных организаций 105
3. Особенности формирования учетной политики (на примере сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области) 114
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области 115
3.2. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 122
3.2.1. Горизонтальный и вертикальный анализ балансов сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 123
3.2.2. Анализ финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 133
3.2.3. Анализ ликвидности баланса сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 139
3.3. Учетная политика сельскохозяйственных организаций Клетского района Волгоградской области 144
Выводы и предложения 167
Список литературы 172
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Постепенный переход экономики России к условиям рынка привел к тому, что коренным образом изменились требования, предъявляемые к бухгалтерской отчетности, а значит и к системе бухгалтерского учета в целом.
Прежде всего, это связано с тем, что изменился состав пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности. Если раньше основными пользователями отчетности предприятий были контролирующие ведомства, как правило, государственные, то в рыночных условиях к органам контроля добавились пользователи социального характера: экологические формирования, общественные объединения и т.п. Однако наиболее заинтересованные пользователи финансовой отчетности в настоящее время -это потенциальные инвесторы. Если в отношении первых двух категорий пользователей экономические субъекты не испытывают никакой заинтересованности, то интерес третьей группы является одной из главных целей формирования финансовой отчетности предприятий. Именно на эту категорию пользователей ориентирована отчетность организаций и система ее формирования. Основой составления финансовой (бухгалтерской) отчетности является бухгалтерский учет, который может быть отрегулирован путем применения такого инструмента как учетная политика.
Сельскохозяйственные организации, как показывает сложившаяся практика, уделяют мало внимания учетной политике. Однако использование данного инструмента может дать возможность повысить привлекательность экономических субъектов, работающих в агропромышленном комплексе, и тем самым, активизировать поток капиталовложений в отрасль. Учетная политика сельскохозяйственных организаций, в которой будут учтены особенности отраслевого производства в целом, региональная специфика, свойства, присущие отрасли, позволит представить финансово-экономическое положение хозяйства в наиболее выгодном для них свете.
Вышеперечисленные обстоятельства предопределяют актуальность темы диссертационного исследования и позволяют сформулировать его основные цели и задачи.
Степень изученности проблемы. Вопросом влияния учетной политики на показатели финансовой отчетности в разное время занимались Ж. Бурнисьен, Р. Делапорт, Ж. Дюмарше, П. Лассек, Р. Обер, Ж. Савари, Ж. Фламминк, В. Зомбарт, В. Ригер В. Швайкер, И. Шер, О. Шмаленбах, Б. Нидлз, X. Андерсон, Д. Колдуэлл, Р. Энтони, Дж. Рис, Э.С. Хендриксен, М.Ф. Ван Бреда, М.Р. Мэтьюс, М.Х.Б. Перера и др.
В теоретической школе и бухгалтерской практике России данная проблема исследовалась в трудах И.Р. Николаева, А.П. Рудановского и др. Среди современных отечественных авторов особо следует выделить работы Я.В. Соколова, Л.З. Шнейдмана, С.А. Николаевой, М.З. Пизенгольца. Кроме того, проблемы учетной политики в той или иной степени отражены в работах и изданиях последних лет таких авторов, как: Р.А. Алборов, А.С. Бакаев, П.С. Безруких, СМ. Бычкова, Н.Г. Волков, В.В. Ковалев, Н.П. Кондраков, М.И. Кутер, А.Д. Ларионов, В.А. Луговой, В.И. Макарьева, Д.В. Маслова, Е.А. Мизиковский, В.Д. Новодворский, В.Ф. Палий, В.В. Патров, В.И. Петрова, М.Л. Пятов, П.В. Смекалов, А.Я. Фридланд, Л.П. Хабарова, Л.С. Ханамирова, А.Н. Хорин, Т.А. Шнайдерман и др.
Цель и задачи диссертационной работы. Целью исследования является изучение вариантов ведения бухгалтерского учета на сельскохозяйственных предприятиях в соответствии с принятой учетной политикой для формирования в финансовой отчетности наиболее объективной информации об организации; анализ влияния учетной политики на формирование отдельных показателей бухгалтерской отчетности как информационной базы для проведения финансового анализа и выработки объективных управленческих решений. Достижение указанной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
Изучение и систематизация факторов, определяющих учетную политику,
раскрытие предпосылок ее возникновения и аспектов формирования;
Исследование принципов, лежащих в основе построения учетной политики;
Изучение финансовой (бухгалтерской) отчетности как информационной базы для проведения анализа;
Оценка влияния выбора учетной политики на финансовую отчетность сельскохозяйственных предприятий;
Исследование взаимосвязи положений учетной политики и показателей анализа финансовой отчетности;
анализ применяемой сельскохозяйственными предприятиями учетной политики в целях определения ее недостатков и формирования наиболее обоснованной для данных хозяйств учетной политики.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования выступает разработка критериев формирования учетной политики для сельскохозяйственных организаций. Объектом исследования являются предприятия Клетского района Волгоградской области как экономические субъекты, заинтересованные в улучшении финансового положения и следовательно, повышении инвестиционной привлекательности.
Учетная политика ЕСХН
ЕСХН — специальный налоговый режим, поэтому, начиная разговор об учетной политике (УП) для применяющих ЕСХН коммерсантов, необходимо исходить из общих требований Налогового кодекса.
ВАЖНО! В соответствии со ст. 313 НК РФ в своей УП для целей налогообложения налогоплательщик устанавливает правила ведения налогового учета при осуществлении своей деятельности.
При этом от коммерсанта потребуется:
- разработать УП еще до начала своей работы;
- утвердить УП приказом руководителя;
- применять последовательно из периода в период;
- корректировать УП в необходимых случаях (при изменении законодательства, при осуществлении новых видов деятельности и др.).
Формируя УП и определяя правила налогового учета, спецрежимнику-сельхозтоваропроизводителю необходимо учесть требования ст. 346.5 НК РФ.
В п. 8 указанной статьи сформулировано основное требование к форме налогового учета сельхозкоммерсантов на ЕСХН. Необходимую для расчета сельхозналога информацию они обязаны отражать следующим образом:
- фирмы на ЕСХН — на основании данных бухучета с учетом требований гл. 26.1 НК РФ;
- ИП на ЕСХН — в специальной книге учета доходов и расходов ИП, утвержденной приказом Минфина России от 11.12.2006 № 169н.
Какие особенности учета имущества коммерсанта на ЕСХН отразить в учетной политике?
Применение ЕСХН отличается строгой регламентацией доходов и расходов, учитываемых при расчете сельхозналога. В том числе это касается и учетных тонкостей в отношении используемого в сельхоздеятельности имущества.
Однако и в таких строгих условиях остаются отдельные вопросы, требующие самостоятельного решения (в том числе отражения в УП) со стороны применяющего ЕСХН коммерсанта.
Рассмотрим, например, нюансы отражения в УП алгоритма учета стоимости земельных участков. Действия коммерсанта при покупке земли регламентированы п. 4.1 ст. 346.5 НК РФ и предусматривают учет стоимости земли в расходах:
- после фактической оплаты «земельных» прав;
- при наличии документально подтвержденного факта подачи документов на госрегистрацию указанного права;
- равномерно в течение определенного периода (не менее 7 лет).
Законодатель установил минимальную временную границу в 7 лет, и с ее учетом сельхозтоваропроизводитель в УП прописывает свой временной период. Он может быть равен как минимально разрешенному, так и любому временному отрезку, превышающему эту границу (8, 9, 10 и более лет).
Помимо земельных участков, в УП могут найти отражение особенности установления сроков полезного использования ОС и НМА сельхозкоммерсанта.
Это актуально для следующих сельхозтоваропроизводителей на ЕСХН:
- перешедших на ЕСХН с иного налогового режима;
- имеющих на момент перехода ОС и НМА с остаточной стоимостью.
Поскольку списание указанного имущества не может производиться единовременно, а зависит от сроков полезного использования ОС и НМА, в УП необходимо закрепить порядок его определения — если в общеприменяемой классификации (утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1) такая информация отсутствует.
Общий механизм оформления УП см. в материале «Как составить учетную политику организации (2021)?».
Готовая учетная политика — образец для организации
Учетная политика — это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техники ведения и организации бухгалтерского учета исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности (организационных, технологических, численности и квалификации учетных кадров, уровня технического оснащения учетных работников и др). Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия», утвержденным приказом Минфина России от 28.
07. 1994 г..№ 100. В Положении под учетной политикой организации понимается выбранная ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итоговые обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Организационно-экономическая характеристика предприятий Клетского района Волгоградской области
Специфика экономики АПК текущего десятилетия такова, что большинство субъектов отрасли претерпели ряд экономических и организационных реформ, которые затрагивали как изменение форм собственности и распределения земельных, материальных ресурсов, так и организационные моменты: выбор и смена организационно-правовых форм, управленческие решения, взаимоотношения с государством.
Одна из тенденции реформирования сельскохозяйственных предприятий в эпоху экономических преобразований, связанная с приведением финансового состояния хозяйств в более привлекательное для инвесторов, — это различного рода разделения, выделения и слияния юридических и физических субъектов экономики. Подобные действия руководства, как правило, имеют под собой несколько мотивов и преследуют следующие цели:
1. Разделение крупных, территориально разобщенных предприятий с целью более эффективной управляемости подразделений, контроля за производством, и как следствие — улучшение финансового состояния.
2. Слияние сельскохозяйственных предприятий с предприятиями пищевой и перерабатывающей промышленности, торговыми, снабженческими организациями и т.д с целью создания замкнутого цикла «производство потребление».
3. Выделение из коллективных организаций фермерских хозяйств и личных подсобных хозяйств.
4. Создание нового предприятия с выделением части имущества и необходимых ресурсов из уже давно функционирующего хозяйства.
Анализ деятельности предприятий Клетского района Волгоградской области показал, что за период с 1998 по 2002 гг. практически в каждом из десяти коллективных сельскохозяйственных предприятий произошло реформирование.
Часть активного, необходимого в производстве и наименее затратного имущества была передана по разделительным балансам вновь созданным хозяйствам. При этом основная часть долгосрочных и краткосрочных активов осталась на балансе старых предприятий. Такие действия позволили сельскохозяйственным организациям создать более приемлемые условия для привлечения капитала в отрасль и дальнейшего эффективного их функционирования.
Основная масса реформ произошла в 2001 году. Наиболее приемлемой организационно-правовой формой большинство предприятий избрали сельскохозяйственные производственные кооперативы и общества с ограниченной ответственностью (Таблица 3.1.)
Для решения поставленных в исследовании задач был проведен экспресс-анализ по трем основным категориям, которые могут повлиять на решения руководства о тех или иных положениях учетной политики. К таким категориям относятся:
1. Структура реализации продукции каждого из хозяйств района; специализация предприятий, оказывающая влияние на временные характеристики бухгалтерских показателей (например, таких, как признание доходов и расходов, порядок формирования резервов, списание ТМЦ и т.д.)
2. Структура основных фондов предприятия, которая существенно влияет на структуру актива баланса и на себестоимость продукции.
3. Структура затрат продукции по элементам, которая влияет на формирование финансового результата, порядок списания ТМЦ, начисление амортизации.
Неформальный подход к разработке учетной политики позволит организовать оптимальную систему ведения бухгалтерского и налогового учета и, как следствие, избежать сельскохозяйственной организации возможных негативных последствий.
Учетная политика…
Утверждать следует две учетные политики: бухгалтерскую и налоговую.
… для целей бухгалтерского учета
Определение учетной политики для целей бухгалтерского учета дается в ПБУ 1/98. Там сказано, что учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. В этом документе раскрываются методы оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
… для целей налогового учета
Учетная политика для целей налогового учета – это совокупность способов первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной деятельности для отражения в расчете налогооблагаемой базы. К способам ведения учета относится систематизация данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных по правилам главы 25 Налогового кодекса РФ с применением аналитических регистров учета.
Составляем учетную политику
Можно ли менять учетную политику?
В течение года учетную политику можно изменить, если:
– изменяется законодательство РФ или нормативные акты по бухгалтерскому учету;
– сельскохозяйственная организация разработала новые способы ведения бухгалтерского учета, применение которых предполагает более достоверное отражение фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности этой организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
– существенно изменились условия деятельности, что, в свою очередь, может быть связано со сменой собственников, с реорганизацией, с изменением видов деятельности.
Внимание: вам помогут предыдущие номера
О том, какие моменты следует учесть при составлении учетной политики, мы писали в прошлых номерах журнала «Учет в сельском хозяйстве» за 2006 год.
Так, о том, какие нюансы нужно отразить при формировании резервного фонда предстоящих расходов на ремонт основных средств, вы можете найти в статье, которая опубликована в третьем номере журнала на странице 28. А о том, что нужно предусмотреть при определении момента и сроков полезного использования для амортизации активов, мы рассказали в статье второго номера журнала на странице 53.
Следует ли восстанавливать НДС при смене спецрежима? Это также зависит от того, как составлена учетная политика сельхозпредприятия. Подробно об этом написан материал, опубликованный во втором номере на странице 44.
Какие обстоятельства следует оговорить в учетной политике в разделе формирования себестоимости бухгалтеру мукомольного производства, рассказано в статье первого номера журнала на странице 69.
1. Учетная политика — это документ, ежегодно составляемый главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждаемый руководителем организации. Он должен содержать основные правила ведения организацией бухгалтерского и налогового учета.
С одной стороны, учетная политика является документом для внутрифирменного использования, практическим руководством для всех сотрудников бухгалтерии. В то же время часть учетной политики представляется в налоговые органы в составе пояснительной записки при сдаче годовой бухгалтерской отчетности. Таким образом, учетная политика имеет очень важное значение как для самой организации, так и для внешних пользователей (государства в лице налоговых органов). Четко и грамотно составленная учетная политика считается показателем высокой бухгалтерской квалификации.
2. Основные принципы учетной политики:
1) Полнота. Этот принцип состоит в том, что в бухгалтерском учете должны отражаться абсолютно все хозяйственные операции.
2) Своевременность. Данный принцип предполагает, что каждую операцию следует учитывать в том периоде, в котором она совершена, независимо от времени фактического получения или выплаты денег.
3) Непротиворечивость, состоящая в необходимости совпадения данных аналитического и синтетического учета.
4) Рациональность. Затраты на ведение бухгалтерского учета должны быть обоснованными, осуществляемыми соразмерно условиям хозяйственной деятельности и количеству сотрудников организации.
5) Последовательность. Принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. При этом учетная политика на предстоящий год подлежит ежегодному раскрытию в Пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за отчетный год. Промежуточная бухгалтерская отчетность может не содержать информацию об учетной политике, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, раскрывшей учетную политику.
Изменения в учетной политике возможны лишь в случаях изменения законодательства, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности (реорганизации, смены собственников, изменения видов деятельности и др.).
6) Сопоставимость. В целях соблюдения данного принципа изменения учетной политики должны вводиться с начала финансового года.
3. Разработка учетной политики регулируется следующей нормативной базой:
— Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденным приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н;
— Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 91н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. № 33н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденным приказом Минфина России от 2 августа 2001 г. № 60н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000, утвержденным приказом Минфина России от 10 января 2000 г. № 2н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденным приказом Минфина России от 27 января 2000 г. № 11;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000, утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. № 43н;
— приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
— Положением по бухгалтерскому учету «Информация об аффилированных лицах» ПБУ 11/2000, утвержденным приказом Минфина России от 13 января 2000 г. № 5н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденным приказом Минфина России от 28 ноября 2001 г. № 96н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02, утвержденным приказом Минфина России от 2 июля 2002 г. № 66н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н,
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» ПБУ 17/02, утвержденным приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 115н;
— Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденным приказом Минфина России от 10 декабря 2002 г. № 126н;
— Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49;
— Налоговым кодексом Российской Федерации.
4. Образец приказа об утверждении учетной политики организации для целей бухгалтерского учета приведен в приложении № 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
- Рис. 1.1. Алгоритм формирования учетной политики сельскохозяйственных организаций.
- Учетная Политика — Основа Организации Бухгалтерского Учета.
- Формирование и изменение учетной политики.
- Организационно-технические Аспекты Учетной Политики В Ооо «якты Юл» Балтасинского Района Рт.
- При формировании учетной политики сельскохозяйственной организации основополагающими являются.
- Изменение учетной политики организации может производиться в случаях [35, с.24].
- В системе бухгалтерского учета: ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
- На выбор учетной политики влияют следующие факторы (таблица 1.1) [43, с.122] .
- Понятие учетной политики и ее нормативная регламентация.
- 2 Организация документооборота и технология обработки учетной информации.
Учетная политика бюджетного учреждения на 2020 год: образец
С 1 января вступят в силу новые федеральные стандарты учета, поэтому внесите изменения в учетную политику бюджетного учреждения на 2020 год до конца декабря. Образец и подробные разъяснения опубликованы в статье.
Учетная политика должна быть у любой бюджетной организации, независимо от ее вида. Штрафа за отсутствие учетной политики не будет. Но на проверке налоговики вправе запросить ее. И за непредставление документа могут оштрафовать:
- учреждение – на 200 руб.;
- руководителя – на 300–500 руб.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен |