Чем отличаются налоговое и валютное резидентство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем отличаются налоговое и валютное резидентство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За последние 20 лет традиционно сложилось, что российским законоположениям фактически никак не удается самостоятельно правоприменяться без каких-либо дополнительных разъяснений Минфина России, ФНС России или высших судебных органов РФ, которые в таких случаях обязательно (уже десятилетиями) ссылаются на какие-либо доктрины. Некоторые несправедливо полагают, что при разработке законоположений такая процедура предусматривается специально с тем, чтобы в дальнейшем, при необходимости, обеспечить возможность их вольного толкования в зависимости от обстоятельств. Не миновала такая участь и тех правовых норм, которые касаются налогового и валютного резидентства в России, что является очевидным также и из настоящего Анализа.

Каков порядок определения времени пребывания в РФ?

Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:

1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;

Обратите внимание :

Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.

2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:

  • дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);

  • время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.

Статус физического лица: налоговый и валютный резидент – разные цели, обязанности и последствия

Автор статьи: Тудачкова Ксения Александровна – ведущий специалист 1 категории Департамента консалтинга ООО «Аудиторская фирма «АВУАР»

Статус валютного резидента и статус налогового резидента устанавливаются на основе разных нормативно-правовых актов:

— относится ли какое-либо лицо к валютным резидентам РФ, следует определять, согласно нормам закона «О валютном регулировании» от 10.12.2003 № 173-ФЗ;

— является ли какое-либо лицо налоговым резидентом РФ, следует уточнять, согласно норм НК РФ.

Из разницы нормативных актов и самих понятий можно сделать вывод: валютные и налоговые резиденты — не идентичные категории. Присвоение (или отмена) соответствующего статуса преследует разные цели и налагает на владельца статуса разные обязанности по выполнению законов РФ.

Определение налогового статуса налогоплательщика является основополагающим для определения порядка обложения налогом на доходы физических лиц при получении дохода физическим лицом, то есть порядка определения налоговой базы, ставки, права на применение налоговых вычетов, обязанности и сроков представления отчетности и последствий за их неисполнение.

Признание статуса валютного резидента РФ для физического лица для целей валютного законодательства налагает на данное лицо перечень обязанностей и ответственности в случае их нарушения.


Налоговый резидент

Согласно НК РФ, статус получателя дохода нужно определять, по общему правилу, по количеству календарных дней, которые человек фактически находится на территории России.

В соответствии с п.2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

При этом согласно вышеуказанной статье период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды:

— его выезда за пределы территории Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

— для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.

Таким образом, 183 дня пребывания в Российской Федерации, по достижении которых физическое лицо будет признано налоговым резидентом Российской Федерации, исчисляются путем суммирования всех календарных дней, в которые физическое лицо находилось в Российской Федерации в течение 12 следующих подряд месяцев.

Налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, устанавливается по итогам налогового периода, то есть по итогам календарного года. При этом окончательный налоговый статус физического лица, определяющий налогообложение его доходов, полученных за налоговый период, уточняется по итогам налогового периода с учетом времени нахождения в Российской Федерации (за ее пределами) в данном налоговом периоде (Письма Минфина от 31.03.2015г. №3-04-05/17664, письмо ФНС России от 15.10.2015г. №ОА-3-17/3850@).

При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в Российской Федерации, то есть учитываются все дни, когда физическое лицо находилось на территории Российской Федерации, включая дни приезда и дни отъезда.

Применение положения ст.6.1 НК РФ в целях установления наличия у физического лица статуса налогового резидента Российской Федерации не требуется.

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 20.04.2012г. №03-04-05/6-534, ФНС России от 19.03.2013г. №ЕД-3-3/945@.

Это означает, что отсчет срока фактического нахождения физического лица на российской территории начинается в тот же день, когда этот человек прибыл в Россию. А отсчет срока нахождения физического лица за пределами территории Российской Федерации начинается в день его отъезда за границу. Такой порядок расчета подтверждают контролирующие ведомства (письма Минфина России от 21.03.2011г. №03-04-05/6-157, ФНС России от 24.04.2015г. №ОА-3-17/1702). При этом периоды выезда физического лица за пределы Российской Федерации в случае краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения для целей определения его налогового статуса включаются в дни пребывания такого лица в России.

Налоговый кодекс РФ не устанавливает перечня документов, подтверждающих нахождение физических лиц на территории Российской Федерации.

Такими документами могут являться:

— проездные документы о въезде и выезде из РФ;

— копия паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы.

В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:

В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.

Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.

Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).

Читайте также:  Какими привилегиями обладает инвалид военной службы в 2023 году

Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.

Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.

Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.

Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.

Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.

То есть — опять ничего страшного.

Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.

Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.

Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.

Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.

Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.

Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.

А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.

Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.

Но!

Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:

  • По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
  • РФР
  • Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
  • При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).

А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.

Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не 2-х миллионов граждан РФ, которые по данным ЦИК России проживают за рубежом, а не менее 10-ти миллионов, как это следует из источников, заслуживающих доверия.

Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.

Кто должен платить налоги в России со своих доходов (НДФЛ)?

Налоговый кодекс Российской Федерации («НК РФ») определяет две категории налогоплательщиков НДФЛ:

  1. Резиденты России; и
  2. Нерезиденты России.

Резиденты платят НДФЛ (13% по общему правилу) со всех своих доходов от источников по всему миру.

Нерезиденты платят НДФЛ (30% по общему правилу, исключения см. в следующих разделах) только с доходов от источников в России, перечисленных в ст. 208 НК РФ. К ним, например, относятся:

  1. Дивиденды и проценты от российских организаций, российских индивидуальных предпринимателей, иностранных организаций в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в РФ;
  2. Страховые выплаты;
  3. Доходы, полученные от использования в Российской Федерации авторских или смежных прав;
  4. Доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в Российской Федерации, и т.д.

(№ 10) Участник общества с ограниченной ответственностью (ООО) утратил налоговое резиденство РФ — последствия

Если физическое лицо, приобрело статус налогового резидента в иностранной юрисдикции, после утраты налогового резиденства РФ, то в таком случае его ООО в РФ вполне может стать КИК в иностранной юрисдикции, с обязанностью платить налоги с прибыли организации по правилам юрисдикции где было приобретено налоговое резиденство, советую на этот момент обратить максимум внимания.

Основное последствие, утраты налогового резиденства РФ, для участника ООО, это уплата повышенного НДФЛ с дивидендов с 13% до 15%, но есть ситуации, при которых можно снизить налог у источника, применив положения соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) иностранной юрисдикции с РФ (если оно есть) где участник ООО в РФ является налоговым резидентом.

Кто такие нерезиденты РФ? К ним относятся:

  • Физлица, не являющиеся резидентами.
  • Физлица, беспрестанно проживающие за границами РФ, в том числе временно пребывающие на ее территории.
  • Юрлица, созданные согласно канонам зарубежных стран и местонахождению за границами РФ.
  • Организации и предприятия, не являющиеся юрлицами, созданные согласно канонам иноземных стран и местонахождению за границами РФ.
  • Аккредитованные в РФ консульские, дипломатические учреждения иноземных стран и беспрестанные представительства этих стран при межправительственных и межгосударственных организациях.
  • Межправительственные и межгосударственные организации, их представительства и филиалы в РФ.
  • Иные лица, не указанные в виде резидентов.

Полтора года назад правительство приняло решение о внесении поправок в Федеральный Закон, согласно которым, нерезиденты получили значительные поблажки, уравнивающие их по правам с резидентами, если речь идёт о продаже имущества, но, далеко не все об этом знали и боялись продавать недвижимость. В 2018 году был принят Федеральный Закон №424, в котором произошло освобождение нерезидентов РФ от уплаты НДФЛ по ставке 30% при сделке на продажу принадлежащей им недвижимости, находящейся в России.

Также это означает, что в данном случае они будут пользоваться теми же правами, что и резиденты. Нерезидент – это необязательно не гражданин России. Как говорилось выше, этот статус присваивается в том случае, если за пределами страны человек провел 183 дня и более от 365 в году. Такая ситуация часто случается при оформлении ВНЖ на основе программы «золотой визы», которая выдается при выезде со страны на лечение или обучение.

До 2019 года, если нерезидент продавал имущество, находящееся в России, после сделки он был обязан отдавать государству 30% от полученной в результате суммы. Эти правила могли применяться тогда, когда на момент сделки владелец имущества был резидентом, а к концу года получил статус нерезидента поскольку число дней пребывания в другой стране превысило необходимый период нахождения в России.

Единственная лазейка – это договоры о невозможности применять двойное налогообложение для нерезидентов, которые были заключены Россией с несколькими другими странами. Это означает, что нерезидент мог воспользоваться правом платить налог по закону того государства, резидентом которого он является. На данный момент, каждый нерезидент может продавать свою недвижимость в РФ, не опасаясь ставки НДФЛ в 30%.

Кроме этого, как и резиденты, они освобождены от уплаты данного сбора, если недвижимость пребывала в собственности больше 5-ти лет. Если человек владел продаваемым объектом меньше данного периода, независимо от резидентства, он оплатит налог 13%. Нововведения вступили в силу 1 января 2019 года. Сделки, которые были проведены до этого, облагались налогами по установленным до этого момента правилам, то есть в размере 30% от суммы проведённой сделки купли-продажи.

Как подтвердить резидентский статус?

Чтобы иметь приятную ставку по подоходному сбору или же претендовать на налоговые послабления, нужно быть уверенным в собственном статусе резидента РФ. Статус этот не только должен подходить под нужное число дней пребывания в стране, но и отвечать критериям, характерным для резидента.

В первую очередь, резидент должен быть организованным и законопослушным работником, регулярно отчисляющим в казну подоходные налоги. При официальном трудоустройстве статус резидента подтверждается справкой 2-НДФЛ из бухгалтерского отдела, где указан статус гражданина и его налоговая ставка. Поэтому работающие граждане беспокоиться о подтверждении резидентства не должны.

Если плательщик гражданином страны не является, или же получает доход самостоятельно, или имеет отношение к иным категориям жителей России, ему придётся подтвердить статус резидента, так сказать, вручную. Для этого следует направиться в ФНС с соответствующим заявлением. Документ хоть и не имеет чёткой структуры и формата, утверждённых законодательно, в нём нужно отразить следующее:

  • данные обращающегося (ФИО, место жительства, адрес проживания);
  • год, за который требуется подтверждение резидентства;
  • копия ИНН;
  • документы, прилагаемые к заявлению (например, справки об отчисленных налогах или ксерокопия загранпаспорта);
  • контактные данные (номер телефона).

Помимо указанных документов потребуется приложить ксерокопию контракта с работодателем, подтверждающего трудоустройство человека в фирме, осуществляющей деятельность в стране, таблицу, где рассчитаны дни непрерывного пребывания в России (напоминаем, не менее, чем 183 дня). Документами, подтверждающими этот факт, могут быть выписки из журнала труда, табель учёта времени сотрудников или справка с рабочего места, заверенная отделом кадров.

Конкретный список бумаг, по которым устанавливается срок нахождения гражданина в стране и вне её, официально законом не утверждён. Поэтому можно использовать любые документы: паспорт и загранпаспорт, дипломатические документы, миграционную карту, удостоверения личности работников и подобное. Единственным документом, могущим подтвердить статус резидента по закону, является свидетельство из налоговой. Специалисты могут рассматривать заявление о просьбе подтвердить статус в течение сорока дней.

Юридическое лицо в РФ: как определить статус – резидент или нерезидент

Такое отличие сказывается и на правах и обязанностях резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Например, согласно части 1 статьи 14 Федерального закона « О валютном регулировании и валютном контроле», резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета ( банковские вклады) в иностранной валюте, если иное не установлено указанным Федеральным законом.

Отсюда делаем вывод относительно ставки налога на доходы физических лиц: гражданин РФ, который не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд находится вне РФ, является налоговым нерезидентом и должен платить НДФЛ в размере 30% со всех доходов ( по общему правилу) ( пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ).

  • Основной ставкой налогообложения для налоговых резидентов страны является 13%. Однако, это относится к зарплате и большинству обычных доходов.
  • Но есть и исключения. Например, если физическое лицо получает выигрыш, например, в лотерею или выгоду по тому или иному займу, то ставка налогообложения для резидентов уже составит 30%.
  • Если речь идёт об иностранных гражданах, которые, согласно законодательству, являются налоговыми резидентами, то их налогообложение такое же, как и у граждан России. При этом требуется подтверждение соответствующего статуса.
  • Статус резидента состоит в том, что человек проживает на территории страны не менее 183 суток на протяжении последних двенадцати месяцев. Как мы видим, этот статус может измениться в течение одного месяца.
  • Если речь идёт не о проживании, а о командировках военных или госслужащих на любой срок за пределы РФ, то это не нарушает их статуса в качестве резидента.
  • Все остальные граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства являются нерезидентами.

Резиденты и нерезиденты страны — кто это, Финансовый гений

Эти понятия очень актуальны во многих финансовых сферах, например, в банковском обслуживании, при уплате налогов, выводе средств за границу, оформлении наследства и в других случаях, поэтому нужно очень четко понимать, кто такой резидент, кто такой нерезидент, и в чем между ними разница. Об этом, применительно к физическим лицам, и пойдет речь в сегодняшней статье.

Начать хочу с того, что, скажем так, “средний обыватель”, далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты – это граждане страны, а нерезиденты – это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент – это не обязательно гражданин страны, а нерезидент – это не обязательно иностранец. Далее – подробнее.

Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран.

Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле – другие.

Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.

Кто такие резиденты и нерезиденты в России

На территории РФ на законных основаниях находятся не только граждане страны, но также иностранцы, люди, не имеющие подданства определенного государства. Упомянутые лица делятся на резидентов и нерезидентов. Юридически эта классификация влияет на многие сферы общественной жизни.

Нерезидентами и резидентами могут считаться как граждане, так и предприятия. Градация может быть важна для выполнения норм международных соглашений, устанавливающих правила налогообложения, гражданства, правовой помощи по иностранным спорам.

Читайте также:  Как воспользоваться материнским капиталом на покупку жилья без ипотеки?

Кто является резидентом, а кто нерезидентом?

В соответствии с законодательством применительно к гражданам понятие «резидент» означает, что человек находится в РФ на законных основаниях более чем 6 месяцев на протяжении одного календарного года.

Нормативно-правовая база

Детальное определение дается в ФЗ №173 от 10 марта 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле». В соответствии с данной нормой, резиденты – это:

  • физические лица, являющиеся гражданами России, за исключением лиц, живущих на постоянной основе в другой стране;
  • иностранцы и лица, не имеющие конкретного гражданства, постоянно находящиеся на территории страны на основании вида на жительство;
  • организации, которые прошли официальную процедуру государственной регистрации в соответствии с законами РФ;
  • филиалы, подразделения, официальные представительства юридических лиц, созданные на территории российского государства, находящиеся в подчинении его законов;
  • представительства (дипломатические), консульские организации, расположенные территориально за пределами страны;
  • субъекты РФ, муниципальные структуры, состоящие в отношениях, регламентируемых ФЗ №173 и иными аналогичными нормативно-правовыми актами.

В п. 7 ст. 1 ФЗ №173 указано, что нерезиденты РФ – это:

  • граждане, которые не относятся к первой категории;
  • компании и их филиалы, создание которых на территории РФ происходило согласно законам других стран;
  • фирмы, не являющиеся ЮЛ, созданные по законам других стран, расположенные за их пределами;
  • дипломатические структуры и консульства иностранных держав, получившие аккредитацию в РФ (а также их официальные представительства);
  • компании межгосударственного и межправительственного уровня;
  • обособленные подразделения, относящиеся к нерезидентам.

В целях определения НДФЛ физические лица подразделяются на резидентов и нерезидентов (гл. 23 НК РФ). В качестве резидента выступает человек, который пребывал на территории РФ от 183 календарных дней на протяжении 12 месяцев подряд (п. 2 ст. 207 НК РФ).

Резиденты и нерезиденты страны — кто это, Финансовый гений

Эти понятия очень актуальны во многих финансовых сферах, например, в банковском обслуживании, при уплате налогов, выводе средств за границу, оформлении наследства и в других случаях, поэтому нужно очень четко понимать, кто такой резидент, кто такой нерезидент, и в чем между ними разница. Об этом, применительно к физическим лицам, и пойдет речь в сегодняшней статье.

Начать хочу с того, что, скажем так, “средний обыватель”, далекий от финансовых вопросов, когда слышит понятия резиденты и нерезиденты, полагает, что резиденты – это граждане страны, а нерезиденты – это иностранцы. Так вот, это очень серьезная ошибка! На самом деле понятие резиденства имеет определенную связь с понятием гражданства, но при этом имеет и существенные отличия. То есть, резидент – это не обязательно гражданин страны, а нерезидент – это не обязательно иностранец. Далее – подробнее.

Определения резидентов и нерезидентов даются в законодательных актах каждого государства, и могут иметь определенные отличия для разных стран.

Мало того, в России, например, понятие резидента и нерезидента даже отличается внутри страны: при осуществлении валютного контроля действуют одни определения, а при налоговом контроле – другие.

Эти определения могут меняться, путем внесения соответствующих изменений в законодательную базу, поэтому всегда нужно для верности просматривать законы с последними внесенными изменениями.

Гражданин РФ может быть налоговым нерезидентом РФ и наоборот – иностранный гражданин может быть налоговым резидентом РФ.

В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 207 Налогового кодекса РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев(период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного(менее шести месяцев) лечения или обучения).

Отсюда делаем вывод относительно ставки налога на доходы физических лиц: гражданин РФ, который не менее 183 дней в течение 12 месяцев подряд находится вне РФ, является налоговым нерезидентом и должен платить НДФЛ в размере 30% со всех доходов(по общему правилу)(пункт 3 статьи 224 Налогового кодекса РФ). А если иностранный гражданин находится в РФ не менее 183 дней в течение тех же 12 месяцев, тогда он является налоговым резидентом РФ и его налоговая ставка составляет 13%(пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ).

Валютное законодательство РФ вводит другие понятия«резидент» и«нерезидент».

Например, в соответствии с подпунктами«а» и«б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле», резидентами, в частности, являются физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года; постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

А нерезидентами являются физические лица, не являющиеся резидентами в соответствии с подпунктами«а» и«б» пункта 6 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле»(подпункт«а» пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона«О валютном регулировании и валютном контроле»).

Такое отличие сказывается и на правах и обязанностях резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Порядок подтверждения статуса налогового резидента РФ

Для того чтобы подтвердить резидентство, формируется пакет документов и направляется в инспекцию.

По результатам рассмотрения выдается одна из следующих бумаг:

  • справка, оформленная согласно форме, рекомендуемой в РФ, подписанная должностным лицом, скрепленная гербовой печатью.
  • если предусмотрено, то оформление происходит по правилам и формам, действующим в иностранном государстве, для которого выдается бумага. Такой вариант возможен только тогда, когда оно уведомило российскую сторону о наличии таких форм.

Выдается всего лишь 1 копия справки, кроме случаев:

  • когда по закону другой страны необходимо 2 и больше экземпляров (если компетентные органы своевременно уведомили своих российских коллег);
  • когда заявителю требуется справка для каждого контрагента, то она выдается по количеству последних.

Можно получить подтверждение за предыдущие годы. Для этого необходимы соответствующие документальные подтверждения. Если срок составляет более 3 лет (например, за 4-й год от текущего), то дополнительно направляются письменные свидетельства уплаты налога (к примеру, декларация с отметками о принятии и квитанции об уплате).

Каким образом осуществляется подсчет количества дней пребывания на территории страны

При осуществлении этой операции могут возникнуть такие вопросы, как:

  1. Составляют ли 12 месяцев календарный год?
  2. Срок в 12 месяцев – календарный?

Касаемо 1-го вопроса следует принять во внимание рекомендации контролирующих органов. Многочисленные разъяснения Министерства финансов указывают, что основное условие для получения статуса – непрерывное следование периода, определенного в 12 месяцев. Календарный он или нет, никакого значения не имеет.

К примеру, для определения статуса на 1 сентября следует принимать во внимание период с 31 августа года предыдущего по 31 августа года текущего (обе даты включаются).

Отвечая на второй вопрос, следует отметить, что подобных требований налоговым законодательством не предусмотрено.

Решив вопрос с 12-ю месяцами, следует переходить к подсчету количества дней нахождения в России. Здесь также возникает несколько вопросов:

  1. Последовательные ли это дни?
  2. Считаются ли дни фактического прибытия и отбытия?

Отвечая на 1-й вопрос, следует отметить, что законом таких условий не установлено. Указанный период может быть прерван на небольшой срок, не превышающий полугода, когда лицо выезжает заграницу для:

  • лечения;
  • учебы;
  • отдыха;
  • выполнения трудовых функций (командировка).


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...