Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Организация и правовое регулирование валютных операций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сотрудничество резидента и нерезидента РФ происходят без каких-либо ущемлений, за исключением валютных сделок движения капитальных средств, в отношении которых выставляются ограничения с целью предупреждения значительного уменьшения золотовалютных резервов, внезапных колебаний курса отечественной валюты, а также для подстраховки стабильности платежного баланса.
Правовое регулирование валютных операций в Российской Федерации
Легального определения валютных операций в действующем законодательстве нет. При этом ст. 1 Закона № 173-ФЭ содержит их закрытый перечень из девяти пунктов:
1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
4) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;
6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ;
7) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый на территории РФ, и со счета резидента, открытого на территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
8) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет другого резидента, открытый за пределами территории РФ;
9) перевод валюты РФ со счета резидента, открытого за пределами территории РФ, на счет того же резидента, открытый за пределами территории РФ.
Особенностью валютных операций является либо наличие среди субъектного состава нерезидента, либо присутствие в объектном составе валютных ценностей.
Условно приведенный перечень можно сгруппировать следующим образом: операции между двумя резидентами, двумя нерезидентами, резидентом и нерезидентом по приобретению и распоряжению объектами валютных правоотношений либо их использование в качестве платежа при совершении любой сделки, т.е. заключения любого договора, который существует в рамках гражданского законодательства.
Отдельной операцией является любое перемещение через таможенную границу Таможенного союза объектов валютных правоотношений. Третью группу составляют операции по счетам, имеющие иностранный элемент в субъектном или объектном составе.
Таким образом, валютная операция — это определенное действие, совершаемое резидентами либо нерезидентами по приобретению, отчуждению, перемещению через таможенную границу либо по счетам валютных ценностей, валюты РФ, внутренних ценных бумаг, регулируемое валютным законодательством, а также актами органов валютного регулирования.
Валютные операции можно классифицировать по различным основаниям.
Что относится к валютным операциям на законодательном уровне
Закон «О валютном госрегулировании и контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ определяет валютные операции путем перечисления их видов.
В статье 1 173-го Закона раскрываются основные понятия и термины, используемые в Законе, в том числе и понятие валютных операций.
В соответствии с законодательством РФ к валютным операциям относятся:
-
приобретение либо отчуждение валютных ценностей резидентами между собой (купля-продажа, дарение, наследование и так далее) либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение резидентом у нерезидента и наоборот валюты или ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для осуществления оплаты;
-
приобретение либо отчуждение между нерезидентами валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, либо их использование для оплаты;
-
ввоз и вывоз в Россию и из России валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте;
-
перевод валюты и ценных бумаг, в том числе в российской валюте, со счета в России на счет того же лица за рубежом и наоборот;
-
перевод нерезидентом ценных бумаг, российской валюты со счета в России на счет за рубежом;
-
перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот, а также совершение такого перевода со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям причислены следующие действия:
-
перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
-
выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
-
перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
-
перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
-
инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
-
перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
Классификация валютных операций
Классификация операций с валютой проводится по разным критериям. По объекту выделяют операции с рублями, иностранной валютой, иностранными и российскими ценными бумагами. Классификация операций по субъекту проходит:
- между нерезидентами;
- между валютными резидентами;
- между валютными резидентами и нерезидентами.
Валютные операции разделяются на группы по характеру сделки:
- экспортно-импортные операции;
- операции по банковскому валютному счету клиента;
- торговля иностранной валютой;
- кредитование международного уровня;
- приобретение страной иностранной валюты.
Существует еще одна классификация выполняемых валютных операций:
- по срокам выполнения (текущие, капитальные, кассовые операции с валютой);
- активные и пассивные операции (в соответствие с ведением бухгалтерского учета);
- операции, которые выполняются резидентами и нерезидентами;
- направленные на достижение разных целей (выполняемые в собственных интересах предпринимателя или в интересах клиентов).
Есть другие виды валютных операций:
- такие операции, которые проходят через банк или кассу;
- покупка за валюту нематериальных активов, основных средств, материально-производственных запасов;
- расходы и доходы в валюте;
- внеоборотные активы.
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
- Поддержка разных систем налогообложения, ведение бухгалтерского и налогового учета, сдача отчетности;
- Учет МПЗ, партионный учет, расчеты с контрагентами, выписка первичных документов;
- Расчет зарплаты, учет денежных операций;
- Интеграция с другими программами 1С и сайтами;
- Работа с электронными листами нетрудоспособности (ЭЛН).
Текущие валютные операции
К текущим валютным операциям причислены следующие действия:
- перевод в Россию и из России денежных средств в иностранной валюте для осуществления экспортных и импортных операций;
- выдача и получение ссуд в иностранной валюте;
- перевод в Россию и из России процентов и других выплат, которые связаны с получением доходов;
- перевод в Россию и из России денежных средств в виде заработной платы, премий, пенсий и прочих выплат;
- инвестирование, которое осуществляется в виде приобретения долей в уставном капитале компаний или через покупку ценных бумаг;
- перевод денежных средств с целью покупки имущественных объектов и неимущественных прав.
При этом, все операции, которые не вошли в этот список не являются текущими валютными операциями.
Переводы иностранной валюты: нормы и принципы
Перечисленные притеснения не дискриминируют участников, а в некоторых случаях могут быть расторжены уполномоченными представителями координации валюты сообразно ликвидации условий, которые вызвали их необходимость.
Валютные манипуляции между резидентами, выполняемые на основе правил, зафиксированных ч.1 ст.9 Закона о валютном регулировании, попадают под запрет. Но в правилах есть исключения, в которых перечислены условия, благодаря которым выполнение валютных сделок возможно на законодательном уровне. Подобные правила имеют собственную классификацию, поэтому разделены на несколько категорий.
Валютные сделки физических и юридических лиц-резидентов:
- сделки, которые непосредственно связаны с расчетами в торговых беспошлинных точках, а также с расчетами при продаже товаров и предоставление услуг пассажирам, находящимся в пути при международном транзите;
- сделки между участниками-представителями и потребителями при предоставлении посредниками предложений, которые связаны с соглашением и выполнением договорных обязательств с нерезидентами о перемещении имущества, осуществлении конкретных работ, предоставлении услуг, передачи информации или научных трудов, проектов и других итогов умственной работы, специальных разрешений на них, включая сделки по возвращению комитентам (доверителям и принципалам) денег (другого имущества);
- сделки на основе договорных отношений транспортной экспедиции, фрахтования и перевозок при предоставлении экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком комплекса услуг, которые связаны с транспортировкой вывозимого из РФ или ввозимого на территорию страны груза, транзитной грузовой перевозкой по стране, а также по условиям страхования конкретных грузов;
- манипуляции с внешними ценными бумагами, которые выполняются на организованных торгах, при выполнении договоренностей таксации полномочий на документы, имеющие ценность в депозитариях, которые контролируют соответствующие органы власти РФ;
- сделки с внешними ценными бумагами при выполнении условий ведения учета прав на подобные ЦБ в депозитариях, которые созданы для контроля соответствующими органами РФ, и выполнение расчетов в государственной валюте;
- сделки, которые связаны с выполнением обязательных платежей (сборов, налогов и других видов) в федеральный бюджет, бюджет лица РФ, местный бюджет в инвалюте;
- сделки, которые связаны с осуществлением оплаты по внешним ценным бумагам (кроме векселей);
- сделки, осуществляемые в случае оплаты или возмещения расходных средств физлица, которые связаны со служебной поездкой за границу РФ, а также сделки в случае погашения неиспользованных авансовых средств, которые были выданы в связи со служебной поездке;
- сделки, тесно связанные с выполнением расчетов и переводов инвалюты при выполнении бюджетов бюджетной системы РФ сообразно с бюджетным законодательством РФ;
- сделки, которые предусматривают расчет и перевод инвалюты для реализации деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений РФ, а также других официальных отечественных представительств, которые находятся за границей территории РФ, а также постоянных представительств страны при межгосударственных и межправительственных организациях;
- возможности перевести физлицом – резидентом инвалюты из РФ в пользу других физлиц – резидентов на их счет в банках, которые расположены за границей РФ, в количестве, которое не превышает в течение 24 часов через одно уполномоченное банковское учреждение суммы, которая равна 5 тыс. долларов США согласно официального курса, который установлен Банком РФ на момент перечисления денежной суммы со счетов физлица – резидента;
- возможность перевести физлицом – резидентом инвалюты в РФ с расчетов, учитывающихся банковскимиу учреждениями за границей РФ, в пользу других физлиц – резидентов на их расчетный счет в поверенном банковском учреждении;
- сделки по выплате или компенсация расходов, которые связаны с командировками за пределы РФ сотрудников компаний, рабочая деятельность которых связана с поездками или выполняется в процессе пути следования;
- сделки, перечисленные выше, должны заключаться только доверительными управляющими.
Валютные сделки физлиц – резидентов:
- право переводить физлицом – резидентом валютные ценные бумаги в виде подарка РФ, ее субъекту или государственному образованию;
- можно переводить валютные ценные бумаги человеку, с которым находишься в браке, и тем, с кем состоишь в близком родстве также в виде подарка;
- описание валютных ценных бумаг или получение их по праву владения;
- получение или конфискация в целях сбора коллекции уникальных денежных знаков и монет;
- осуществление перевода физлицом – резидентом из РФ и получение в РФ физлицом – резидентом денежного перевода без потребности открывать лицевой счет в банковском учреждении, процедура осуществляется согласно установленным этапам, которые могут предусматривать только ограниченные суммы денежных переводов, а также почтового перевода;
- приобретение у уполномоченного банковского учреждения или продажа уполномоченному банковскому учреждению физлицом – резидентом инвалютной наличности, обменивание иностранных денежных средств , а также получение для перенаправления на инкассацию в банковские учреждения за границей РФ наличной инвалюты;
- выполнение расчетов физлиц – резидентов в инвалюте в пунктах свободной торговли, а также при продаже товаров и предоставление услуг физлицам – резидентам в процессе международного передвижения транспорта при перевозках.
Манипуляции с валютой относительно соглашений между банками-доверителями – резидентами, выполняемые ими под своим именем и за свой расчет:
- сделки, которые имеют непосредственное отношение к банковским операциям;
- сделки, которые связаны с выполнением обязательств по выплате инвалюты в соответствии с договорными отношениями между поручителем и договором залога, а также выполнение регрессных требований поручителей;
- сделки, которые связаны с покупкой у сторонних особ – банковскими учреждениями-доверителями, а также с уступкой третьим лицам – уполномоченными банковскими учреждениями за инвалюту потребностей выполнения договорных условий в денежной форме;
- сделки, которые связаны с произведением расчетов в инвалюте согласно договорным обязательствам относительно лизинга;
- сделки, производимые с внешними ценными бумагами;
- сделки, которые связаны с выполнением денежных платежей в инвалюте по сделкам с внутренними и внешними ценными бумагами;
- сделки, которые связаны с привлечением финансовых средств в инвалюте в виде кредитных средств;
- сделки, которые связаны с доверительным управлением финансовых средств;
- сделки, которые связаны с выплатой комиссионного денежного поощрения (оплатой услуг уполномоченного банковского учреждения) по вышеперечисленным соглашениям.
Нерезиденты имеют право осуществлять сделки без каких-либо ограничений:
- осуществление переводов иностранной и отечественной валюты с расчетных счетов (вкладов) в банковских учреждениях за границей РФ на счета (вклады) в банковских учреждениях-доверителей или с банковских счетов в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банковских учреждениях за границей РФ или в уполномоченных банковских учреждениях;
- на территории РФ осуществление переводов иностранной и отечественной валюты без открытия банковского счета, а также выполнять переводы иностранной и отечественной валюты без расчета с территории РФ и получать на территории РФ перечисления иностранной и отечественной валюты без открытия счетов в банке;
- валютные сделки с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом норм и требований, которые установлены правовыми нормами и законом, действующем на рынке ценных бумаг.
Валютные соглашения между нерезидентами на территории РФ в отечественной валюте выполняются исключительно через банковские счета, которые уже открыты на территории РФ.
Нерезиденты на территории РФ имеют право воспользоваться следующими полномочиями:
- открывать счета в банковских учреждениях (банковские вклады) в иностранной и отечественной валюте, но при условии, что это будут уполномоченные банковские учреждения;
- отсутствуют ограничения по перечислению иностранной и отечественной валюты с банковских учреждений, в которых открыты свои счета или сделаны вклады в банковские учреждения за границей РФ на своим расчетные счета или вклады в уполномоченных банковских учреждениях;
- отсутствуют ограничения по перечислению инвалюты со своих расчетных счетов в уполномоченных банковских учреждениях на свои счета или вклады в банковские учреждения за границей РФ.
Правовой режим расчетных счетов юрлиц – резидентов в банковских учреждениях, которые расположены за границей РФ
Юрлица – резиденты обладают полномочиями открывать без каких-либо ограничений счета (вклады) в инвалюте в банковских учреждениях, которые расположены на территории иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ. Резиденты обязуются направлять уведомления в налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее 30 дней с момента заключения (расторжения) договорных обязательств об открытии счета (вклада) с банковским учреждением, которое расположено за пределами территории РФ. Юрлица – резиденты предоставляют налоговым органам по месту своего учета отчетные данные о передвижении финансовых средств по счетам (вкладам) в банках за границей РФ с подтверждающей банковской документацией в порядке, который был установлен Правительством РФ по согласованию с Банком России.
Перечисленные субъекты обладают полномочиями без каких-либо ограничений выполнять валютные сделки со средствами, которые были зачислены согласно с Законом о валютном регулировании на расчетные счета (во вклады), которые открыты в банковских учреждениях за пределами территории РФ, исключение составляют валютные сделки между резидентами.
С финансовыми средствами, которые были зачислены согласно Закона на счета (во вклады), которые открыты в банковских учреждениях за границей РФ между резидентами без ограничений выполняются ряд валютных сделок, среди которых следует выделить:
- Сделки по выдаче зарплаты работающим в дипломатических организациях, консульствах и других официальных представительств, которые находятся за границами РФ, а также регулярных членов в межгосударственных или межправительственных учреждениях;
- Сделки по выдаче зарплаты членам представительств юрлица – резидента, который находится за пределами РФ;
- Сделки по оплате или компенсации трат командирование членов в другую страну;
- Сделки, которые непосредственно связаны с выполнением перерасчетов и ассигнование при выполнении бюджетных средств бюджетной системы РФ согласно с отечественным бюджетным законодательством;
- Сделки, которые предусматривают выполнение перерасчетов и ассигнований для согласования функций государственных представительств, консульств и других официальных представительств, которые находятся за границей РФ, а также регулярных межгосударственных или межправительственных представительств.
Юрлица – резиденты имеют возможность участвовать в денежных манипуляциях без применения расчетов в банках-доверителях:
- с физлицами – нерезидентами в отечественной валюте по договорам розничной торговли изделий, а также перерасчеты при предоставлении физлицам – нерезидентам на территории РФ всевозможных услуг для населения;
- с нерезидентами иностранной и отечественной наличностью за предоставление обслуживания водного и воздушного транспорта.
В самостоятельный вид валютных сделок следует отнести ввоз и перевод в России, вывоз и перевод из России валютных ценностей, отечественной валюты и внутренних ценных бумаг, которые осуществляются резидентами и нерезидентами.
Импорт в РФ и экспорт из РФ иностранной или отечественной валюты, а также дорожных чеков, внешних и внутренних ценных бумаг, документально оформленных, выполняются резидентами и нерезидентами без каких-либо ограничений, согласно требованиям таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства РФ о таможенном деле (ст.15 Закона о контролировании валюты).
В ст.3 Договора о порядке перемещения физлицами финансовых средств или финансовых инструментов через кордон Таможенного союза импорт физлицом наличности или дорожных чеков через кордон Таможенного союза происходит без каких-либо ограничений в следующей последовательности:
- если единовременный ввоз наличных составляет сумму равную или эквивалентную 10 тыс. долларов США, то указанная сумма не подлежит декларированию на таможне в письменной форме;
- если единовременный ввоз наличных составляет сумму, превышающую 10 тыс. долларов США, то указанная сумма подлежит декларированию на таможне в письменном виде (путем подачи пассажирской денежной декларации на всю сумму ввозимых финансовых средств и дорожных чеков).
Важно учесть, что единовременный ввоз физлицом наличных финансовых средств или дорожных чеков на общую сумму, равную или не превышающую 10 тыс. долларов США, может иметь декларацию в письменной форме по желанию физлица.
Ввоз физлицом финансовых инструментов (исключение составляют дорожные чеки) возможен при условии таможенного декларирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.
Согласно ст.4 Договора о вывозе физлицом наличных финансовых средств и дорожных чеков с таможенной территории таможенного союза выполняется без каких-либо притеснений со стороны законодательных органов:
- единовременный вывоз наличных денежных средств и дорожных чеков на общую сумму, равную или не более 10 тыс. долларов США, указанные средства не могут быть задекларированы в письменной форме, процедура не является обязательной;
- единовременный вывоз финансов и дорожных чеков на общую сумму, превышающую 10 тыс. долларов США, указанные средства должны быть задекларированы в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых финансовых средств или дорожных чеков.
Единовременный вывоз физлицом наличных финансов или дорожных чеков в общей сумме, которая равна или не более 10 тыс. долларов США, может быть задекларированной в письменном виде по желанию физлица.
Вывоз физлицом денежных инструментов (исключение составляют дорожные чеки) происходит при соблюдении условий анонсирования в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации.
Валютные сделки подлежат контролю особыми методами, которые установлены в Законе о валютном регулировании. В перечень подобных методов контроля относятся требования о предварительной регистрации и требования о применении специального банковского счета. Методы контроля валютных сделок имеют экономико-административный характер, выраженный в юридической форме предписаний, применяются Банком России и Правительством РФ как главными органами валютного контроля и регулирования.
Другим методом контроля валютных сделок является требование об использовании специального банковского счета. Значение данного метода содержится в законодательном установлении правовых норм подобных счетов. Валютные сделки осуществляются только с применением таких счетов.
Требование о применении резидентом специального счета устанавливается Банком России в качестве контроля валютных операций:
- выполнение расчетов и переводов при предоставлении кредитов и займов в инвалюте;
- выполнение расчетов и переводов при получении кредитов и займов в инвалюте резидентами от нерезидентов;
- сделки с внешними ценными бумагами (подразумеваются расчеты и переводы), которые связаны с передачей внешних ценных бумаг;
- выполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;
- сделки кредитных организаций (исключение составляют банковские операции).
Требования о применении особого счета нерезидентом может быть установлено Банком России в случае контроля валютных сделок:
- выполнение перерасчетов и ассигнований при оформлении кредитных займов РФ резидентами нерезидентам;
- выполнение перерасчетов и ассигнований при оформлении кредитных займов в отечественной валюте резидентами от нерезидентов;
- сделки с внешними ценными бумагами, которые включают перерасчеты и ассигнования, которые связаны с ассигнованием внешних ценных бумаг;
- возложение на резидентов ответственности по внешним ценным бумагам;
- сделки, которые связаны с получением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, в перечень которых входят расчеты и переводы;
- сделки, которые связаны с получением резидентами у нерезидентов полномочий на внутренние ценные бумаги, в перечень которых входят счета и пересчеты, имеющие связь с ассигнованием внутренних ценных бумаг, а также выполнение резидентами ответственности относительно манипуляций с внутренними ценными бумагами.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Виды операций с наличной валютой и чеками
- Покупка наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
- Продажа наличной иностранной валюты за наличную валюту РФ.
- Продажа наличной иностранной валюты одного иностранного государства (группы государств) за наличную иностранную валюту другого иностранного государства (группы государств) (конверсия).
- Размен денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на денежные знаки (денежный знак) того же иностранного государства (группы государств).
- Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) того же иностранного государства (группы государств).
- Замена поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) на неповрежденный денежный знак (денежные знаки) другого иностранного государства (группы государств).
- Покупка поврежденного денежного знака (денежных знаков) иностранного государства (группы государств) за наличную валюту РФ.
- Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств) и денежных знаков Банка России, вызывающих сомнение в их подлинности, для направления на экспертизу.
- Покупка чеков за наличную валюту РФ.
- Покупка чеков за наличную иностранную валюту.
- Продажа чеков за наличную валюту РФ.
- Продажа чеков за наличную иностранную валюту.
- Оплата чеков наличной валютой РФ.
- Оплата чеков наличной иностранной валютой.
- Прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и чеков.
- Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
- Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц с использованием платежных карт.
- Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
- Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц с использованием платежных карт.
- Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в иностранной валюте .
Операции могут совершаться только уполномоченными банками, их филиалами, дополнительными офисами, кредитно-кассовыми офисами, операционными кассами вне кассового узла и иными внутренними структурными подразделениями уполномоченных банков.
- Покупка чеков с зачислением средств на счета физических лиц в валюте РФ .
- Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в иностранной валюте .
- Продажа чеков за счет средств на счетах физических лиц в валюте РФ .
- Прием наличной иностранной валюты для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
- Прием наличной валюты РФ для осуществления перевода из РФ по поручению физического лица без открытия банковского счета (за исключением почтовых переводов) .
- Выплаты наличной иностранной валюты по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
- Выплаты наличной валюты РФ по переводам в РФ без открытия банковского счета в пользу физического лица .
- Прием денежных знаков иностранных государств (группы государств), вызывающих сомнение в их подлинности, для проверки их подлинности .
- Прием поврежденных денежных знаков иностранных государств (группы государств) для зачисления на счета физических лиц .
- Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
- Прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в валюте РФ .
- Прием наличной валюты РФ для зачисления на счета физических лиц в иностранной валюте .
- Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в иностранной валюте .
- Выдача наличной иностранной валюты со счетов физических лиц в валюте РФ .
- Выдача наличной валюты РФ со счетов физических лиц в иностранной валюте .
Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций
Статья 14 Закона о валютном регулировании и валютном контроле устанавливает следующие права и обязанности для резидентов-участников валютных операций:
- Резидент вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета в иностранной валюте без ограничения, если иное не предусмотрено действующим российским законодательством.
- Расчет при осуществлении валютных операций производится организациями — резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, если иное не предусмотрено действующим законодательством (расчеты могут производиться через счета, открытые в соответствии со статьей 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета).
- Расчет при осуществлении валютных операций производится физическими лицами –резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ, за исключением следующих валютных операций:
- передача физическим лицом – резидентом валютных ценностей в дар РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию;
- дарение валютных ценностей близкому родственнику или супругу;
- получение валютных ценностей по праву наследования;
- приобретение и отчуждение физическим лицом — резидентом единичных денежных знаков и монет в целях коллекционирования и другое.
- Расчеты при осуществлении валютных операций производится физическими лицами через счета, открытые согласно ст. 12 Закона в банках за пределами территории Российской Федерации, за счет средств, зачисленных на эти счета.
- Центральный банк РФ не может устанавливать одновременно применительно к одному виду валютных операций требования, предусмотренные п. 1 и 2 ч. 5 ст. 14 Закона.
- Резиденты могут осуществлять расчеты через свои банковские счета в любой иностранной валюте с проведением, в случае необходимости, конверсионной операции по курсу.
- Для учета денежных средств нерезидентов профессиональные участники рынка ценных бумаг открывают специальные брокерские счета в уполномоченных банках.
Регулирование валюты в России сегодня
С тех пор как произошёл распад СССР, систематизация регулирования валютной сферы претерпела массу перемен. При могущественном Советском союзе определяющим фактором было наличие единой государственной монополии. Поэтому ничего удивительного в том, что все права на проведение операционных действий с валютой, в том числе и сам факт владения ею, были только у государства. Ни один платёж или поступление не проходило мимо валютного плана республик. Как и любую другую державную собственность, валюту продавали или покупали у граждан и организаций по официальному установленному курсу, фиксированному Госбанком СССР. К тому же оборот иностранного капитала и ценностей внутри Союза вне государственного контроля преследовался законом. Ответственностью за совершение этого экономического преступления определялись меры по Уголовному кодексу.
После перехода страны к новому этапу развития рыночных отношений в России изменения произошли и в области регулирования валюты. Например, власти предприняли множественные попытки отстранения административных методов. Между тем отойти от них полностью до сих пор не удалось.
Валютное регулирование предполагает использование комплекса мер (законодательных, административных, экономических и организационных), направленных на стабильное изменение или поддержание в определенном (устойчивом) соотношении курса национальной валюты по отношению к иностранным.
К основным методам валютного регулирования, используемым в России, относятся:
- требование проведения валютных операций через уполномоченные банки (ст. 11 Закона);
- лицензирование валютных операций путем выдачи уполномоченным банкам лицензий на проведение валютных операций (п. 8 ст. 1 Закона);
- требование репатриации, т.е. обязательного перевода из-за границы экспортной выручки (ст. 19);
- требование к резидентам оформления паспорта сделки при осуществлении операций с нерезидентами (ст. 20);
- лимитирование вывоза иностранной и национальной валюты из России (ст. 15).
Институционный аспект валютного регулирования
N |
Наименование |
Правовая основа функционирования |
||||
1 |
Центральный банк Российской |
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ |
||||
2 |
Федеральная таможенная |
Положение о Федеральной таможенной |
||||
3 |
Федеральная налоговая |
Положение о Федеральной налоговой службе, |
||||
4 |
Федеральная служба по |
Положение о Федеральной службе по |
||||
5 |
Федеральная служба по |
Положение о Федеральной службе по |
||||
Организации, осуществляющие валютное регулирование
Основными государственными институтами, осуществляющих валютное регулирование, в ряде стран с рыночной экономикой являются Центральный Банк и Правительство страны.
Как правило, данные государственные органы занимаются изданием нормативных актов, обязательных для исполнения для резидентов и нерезидентов страны, осуществляют валютный контроль в рамках проводимой валютной политика государства. Центральный Банк определяет стандартные формы учета и отчетности по валютным сделкам, порядок и сроки их предоставления в государственные органы, подготовку и публикацию статистической информации по валютным сделкам.
В европейских странах валютным регулированием ведают также министерства финансов, центральные эмиссионные банки, специальные правительственные учреждения, регулирующие валютные сделки на фондовых и валютных биржах.