Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет по защите прав ребенка в России — порядок обращения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мало кто не согласится с тем, что образование лежит в центре социального развития и экономического роста, и, действительно, содействие образованию зачастую увязывается с достижением этих более широких целей. Однако Конвенция подходит с другой точки зрения, она концентрируется на ребенке. Цель образования в соответствии с пунктом 1(а) статьи 29 — «развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». В отношении образования, как и других аспектов жизни ребенка, Конвенция предлагает подход, при котором центральное место занимает ребенок.
Комитет по правам ребенка
Дети, их благосостояние и их права были в центре внимания ООН, начиная с ее создания в 1945 г. Одним из первых действий ООН было создание Генеральной Ассамблеей 11 декабря 1946 г. Детского Фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), который и сегодня остается главным столпом международной помощи детям.
Кроме того, положения Всеобщей декларации прав человека и Международных пактов по правам человека 1966 г. признают, что права детей должны быть защищены.
Конвенция о правах ребенка
Первым стандартом, создавшим инструмент ООН и посвященным исключительно правам детей, была Декларация прав ребенка 1959 г. Подтверждая, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», Декларация предложила прочную моральную структуру прав ребенка, состоящую из десяти принципов.30лет спустя, 20 ноября 1989 г., была принята Конвенция о правах ребенка.61государство (рекордное число!) подписало Конвенцию в первый же день, когда она была открыта для подписания, 26 января 1990 г.
Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 г.
По состоянию на апрель 2003 г. число государств-участников насчитывало 191 — удивительно большое число за короткий период: достигнута почти всеобщая ратификация. Среди государств-членов ООН только Сомали и Соединенные Штаты еще не ратифицировали Конвенцию.
Следует, однако, отметить, что 69 государств-участников сделали при ратификации Конвенции заявления или оговорки. К началу 2003 г.10государств полностью или частично сняли свои заявления или оговорки.
Конвенция — наиболее полное провозглашение прав детей, сделанное когда-либо. Она идет дальше Декларации, связывая государства, принимающие Конвенцию, юридической ответственностью за их действия по отношению к детям.
В июне 2000 г. были открыты для подписания два факультативных протокола к Конвенции о правах ребенка: «О вовлечении детей в вооруженные конфликты» и «О торговле детьми, детской проституции и детской порнографии». Оба протокола вступили в силу в начале 2002 г.
По данным «Международной амнистии» около 300 тыс. детей из более чем 35 стран мира в настоящее время принуждаются к службе в армии; примерно в 85 государствах дети до 18 лет находятся на военной службе. Факультативный протокол запрещает мобилизацию детей до 18 лет, хотя из-за уступки, сделанной главным образом в пользу Соединенных Штатов, допускается добровольный призыв детей 16 и 17 лет.
Экономические, социальные и культурные права призваны обеспечить защиту людей как полноценных личностей на основе концепции, гарантирующей человеку возможность одновременного пользования правами, свободами и благами социальной справедливости. В мире, где по данным Программы Организации Объединенных Наций в области развития (ПРООН), «пятая часть населения развивающихся стран ложится спать с чувством голода, четвертая часть не имеет возможности удовлетворить даже такую первоочередную потребность, как потребность в очищенной питьевой воде, а третья часть живет на грани выживания в условиях такой ужасающей нищеты, которую невозможно описать словами. Хотя с момента создания Организации Объединенных Наций было немало сделано для облегчения положения населения планеты, до сих пор свыше 1 млрд. людей живет в условиях крайней нищеты, не имеют жилья, страдают от голода и недоедания, безработицы, неграмотности и хронических заболеваний. Более 1,5 млрд. людей лишены возможности пить очищенную питьевую воду и пользоваться системами водоснабжения и канализации; около 500 млн. детей не могут получить даже начальное образование, а более 1 млрд. людей не умеют читать и писать.
Комитет является несудебным контрольным органом, которому поручено наблюдение за надлежащим осуществлением Конвенции. В силу этого он обладает юрисдикцией, обязательной для всех государств, подписавших Конвенцию (ст. 44).
- Конвенцию о правах ребенка подписало 193 государства. Каждое из них обязано представить Комитету первоначальный доклад через два года после ее вступления в силу, затем каждые пять лет представляется периодический доклад. В докладах государств содержится отчет о применении Конвенции во внутригосударственном правопорядке и о возможных трудностях в его осуществлении.
- Рабочая группа Комитета собирается за два или три месяца до начала сессии и начинает изучение докладов для определения проблем, требующих углубленного обсуждения в ходе официальной сессии Комитета. На этом этапе наиболее активными являются НПО, т. к. их часто приглашают для участия в работе этой группы. Кроме того, это единственный этап в изучении докладов, когда им разрешается взять слово.
- Процедура изучения Комитетом докладов является открытой и включает устный и письменный этап.
- Комитет может запросить у государств дополнительную информацию. Зачастую им направляется перечень вопросов, на которые они должны дать письменные ответы.
- Один из часто поднимаемых Комитетом вопросов касается определения понятия ребенка во внутригосударственном праве. Этот пункт является важным для понимания возраста, с которого ребенок начинает нести уголовную ответственность, и доступных ему средств правовой защиты.
Отдел по защите прав детей
Отрадно, что в последнее время стали появляться отделы по защите прав детства в рамках полномочий аппарата по правам человека. К главным задачам, которые предстоит решать такому отделу, относятся:
- рассмотрение устных и письменных жалоб;
- правовое просвещение и консультирование граждан по вопросам прав детства;
- проведение правовой экспертизы, принимаемых муниципальных правовых актов;
- внесение предложений по совершенствованию законодательства в рамках своей компетенции.
Возможно, эта практика повлечет за собой тенденцию развития самостоятельного института уполномоченного в субъектах РФ.
Права несовершеннолетних защищают:
- органы опеки и попечительства (такая служба обычно находится при Администрациях районов или при отделах образования);
- прокуратура;
- инспекция по делам несовершеннолетних при районных ОВД;
- комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальных образованиях.
Международная защита прав детей
В мире действует особая Конвенция, ратифицированная практически всеми странами, кроме Сомали и США. Этот документ не только признает ребенка лицом, наделенным определенными правами. Конвенция дает возможность ему утверждать свои свободы, используя национальные административные и судебные процедуры. Сегодня Россия обязана представлять периодически в Комитет по защите прав ребенка Организации ОН доклады. В них отражается положение лиц, не достигших 18 лет, в стране. Комитет по защите прав ребенка выступает в качестве механизма реализации Конвенции. Ее положения считаются универсальными. Как отмечают многие специалисты, одним из наиболее существенных вкладов Конвенции в законодательство о правах человека является внедрение принципа перевода ребенка из «пассивного» объекта в активный субъект защиты.
Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин
Ещё в 1946 г. Экономическим и социальным советом была учреждена Комиссия по положению женщин. Она занималась подготовкой докладов и рекомендаций Совету, которые касаются поощрения прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной и учебной областях, а также разработкой рекомендаций и предложений о принятии мер в отношении неотложных проблем в области прав женщин с целью осуществления принципа равноправия женщин и мужчин. В 1972 г. Генеральный секретарь ООН просил Комиссию запросить мнения государств, членов ООН относительно возможного договора о правах женщин. В 1974 г. Комиссия по положению женщин приступила к разработке Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин. Работе этой Комиссии способствовали итоги Всемирной конференции в рамках Международного года женщин, которая состоялась в 1975 г. в Мехико. На этой конференции был принят новый план действий, в котором отмечалась необходимость уделить первоочередное внимание разработке и принятию Конвенции о ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также эффективным методам её выполнения.
Такая конвенция была принята Генеральной ассамблеей в 1979 г. В 1981 г., после того как были получены первые 20 ратификационных грамот, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин вступила в силу и был учреждён Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин. Задачей его является наблюдение за осуществлением положений конвенции государствами участниками. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин излагаются в юридически императивной форме согласованные на международном уровне принципы о правах женщин, которые применимы ко всем женщинам во всех областях. Основополагающей правовой нормой Конвенции является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин. Осуществление этой нормы не может быть обеспечено лишь посредством принятия нейтральных с точки зрения статуса мужчин и женщин законов. Помимо требования о том, чтобы женщинам предоставлялись равные по сравнению с мужчинами права, в Конвенции предписывается также принятие определенных мер для обеспечения того, чтобы повсюду женщины могли пользоваться признанными за ними правами.
10 декабря 1999 г. для подписания был открыт Факультативный протокол к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Тем самым была предложена процедура для рассмотрения Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин индивидуальных или межгосударственных жалоб, разработка которой была рекомендована Всемирной конференцией по правам человека 1993 г., а также Четвертой Всемирной конференцией женщин в 1995 г.
Государство участник Протокола признает компетенцию Комитета принимать и рассматривать сообщения от подпадающих под его юрисдикцию лиц или групп лиц или от их имени, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения этим государством участником какого либо из прав, изложенных в Конвенции.
Конвенция о правах ребенка
В договорных документах о правах человека содержится определение ребенка как любого человека в возрасте до 18 лет. В 2005 году ЮНИСЕФ оценил общее количество детей в мире в 2,2 миллиарда человек. В Европе дети составляют, вероятно, десятую часть населения – около 200 миллионов.
Ребенок должен знать, что он чудо, что с начала мира не было и до конца мира не будет другого ребенка, такого же, как он.
Пабло Касальс
Дети – это люди, то есть у них точно такие же права человека, как и у взрослых. Однако дети были признаны как особо нуждающиеся в уходе и помощи, и поэтому у них есть и их «собственный» правозащитный договор – Конвенция о правах ребенка (КПР). КПР была принята Организацией Объединенных Наций в 1989 году и вступила в силу 2 сентября 1990 года. КПР распространяется на всех детей в возрасте до 18 лет в тех странах, которые ее приняли – а почти все страны мира уже это сделали. Эту Конвенцию не ратифицировали только Соединенные Штаты Америки и Сомали.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Права ребенка в России
У каждого человека есть набор личных, социально-экономических, политических и духовных прав. Дети – это люди, не достигшие совершеннолетия. Эти люди имеют те же права, что и взрослые, за исключением политических прав. Особое внимание следует уделить личным правам ребенка. В этом и заключается цель деятельности Уполномоченного по правам ребенка в России: защита личных свобод и интересов детей.
Так какие права есть у русского несовершеннолетнего? Следует выделить самые основные из них, включенные в Декларацию прав ребенка:
- Право на семью. Ребенок не может быть разлучен со своей семьей, за исключением случаев, когда родители нарушают его законные права.
- Право на жизнь, здоровье и защиту.
- Право на собственное мнение. В России дети, достигшие 10-летнего возраста, могут принимать решения относительно действий органов опеки и попечительства (например, с кем из родителей оставаться при разводе).
- Право на общение. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, если это не запрещено судом.
- Право на имя, фамилию и отчество.
Все эти нормы содержатся в Международной декларации прав ребенка. Они также продублированы в Семейном кодексе Российской Федерации. Защиту прав детей в Российской Федерации осуществляют органы опеки, судебной системы и прокуратуры. В 2009 году к этому списку добавился федеральный уполномоченный по правам ребенка. Деятельность уполномоченного по правам ребенка будет подробно описана ниже. В первую очередь будут рассмотрены общие данные, а также его непосредственные функции и задачи.
Деятельность региональных детских омбудсменов
Разобрав на примере деятельности уполномоченного по правам ребенка на федеральном уровне, необходимо уделить немного внимания региональным омбудсменам. В 1998 году Минтруда предложило проект, согласно которому была образована должность уполномоченного по делам детей в регионах России. В то время процедура осуществлялась при содействии ЮНИСЕФ. Все должности постепенно появились в разных уголках страны. Чуть позже должность была утверждена на муниципальном уровне.
Правовой статус региональных омбудсменов в последнее время стал равнозначным. Каждый представитель относился к системе исполнительной власти и назначался на должность главой местной администрации. Изменения произошли в 2011 году. Каждый уполномоченный по правам ребенка получил парламентский статус. В результате повысилась и эффективность их работы.
Следует сразу отметить, что выявление нарушений, связанных с правами несовершеннолетних, не является деятельностью Уполномоченного по правам ребенка. Этим занимается полиция, прокуратура и другие правоохранительные органы. Задача детских защитников в регионах – обеспечить соблюдение интересов детей.
Дополнительная нагрузка
Более того, многие регионы, где изначально правозащитные институты были созданы с достаточно широкими полномочиями, сейчас их сокращают, приводя свой закон в соответствие с федеральным. Например, как рассказал уполномоченный по правам ребенка в Кировской области Владимир Шабардин, если раньше его аппарат мог самостоятельно собрать полный пакет документов, связанных с нарушением прав ребенка, чтобы направить его в прокуратуру, то сейчас приходится просить эту же прокуратуру запрашивать некоторые документы, так как сам он такое право потерял. Конечно, это сказывается на сроках и качестве подготовки материалов.
Вопрос полномочий бурно обсуждался на прошедшей в конце ноября 2019 года в Санкт-Петербурге Всероссийской научно-практической конференции «Институт уполномоченного по правам ребенка в РФ — итоги становления и перспективы развития». Именно недостаточность полномочий дает повод для критики института детских омбудсменов, заявил мурманский омбудсмен Борис Коган. С другой стороны, не все оказались согласны с необходимостью участвовать в судебных процессах: по словам уполномоченного по правам человека Пермского края Павла Микова, это дополнительная нагрузка, которую далеко не все могут осилить.