Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внеплановая СОУТ или льготы по результатам АРМ? Судебная практика.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская ЦРБ» (далее — Больница) провела специальную оценку условий труда, по результатам которой был определен итоговый класс биологического фактора производственной среды и трудового процесса — 3.1 (прим: вредные условия труда 1 степени). В связи с этим такие гарантии как ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и право на досрочное назначение страховой пенсии были исключены из коллективного договора. Далее Больница уведомила своих работников об изменении условий их трудовых договоров по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, на основании ст. 74 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Работникам Больницы сообщили, что спустя два месяца с момента получения указанного уведомления они будут лишены права на дополнительный отпуск за вредные условия труда. В случае несогласия им может быть предложена иная работа, а в случае отказа от такой работы трудовой договор будет прекращен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Обстоятельства дела и что помогло медработникам
Разрешая возникший спор и удовлетворяя исковые требования о признании результатов СОУТ незаконными, суды учитывали совокупность факторов:
- Больница не доказала наличие оснований для проведения внеочередной СОУТ (предыдущая СОУТ проводилась в 2015 году, а плановая должна была состояться только в 2020, в то время как новая СОУТ была проведена в 2018)
- СОУТ проведена привлеченной Больницей экспертной организацией с грубыми нарушениями требований законодательства РФ, а именно: эксперт, уполномоченный проводить СОУТ, на объект (в Больницу) не приезжал, не обследовал рабочие места, не ознакомился с работами, фактически выполняемыми на рабочих местах, не провел иные мероприятия, согласно методике проведения СОУТ, комиссия Больницы при проведении СОУТ не участвовала
- Больница не потребовала от экспертной организации, проводящей СОУТ, документы, подтверждающие ее соответствие требованиям ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», допустила к проведению СОУТ лицо, не указанное в государственном контракте на проведение СОУТ и не предоставившее документы, подтверждающие наличие у него полномочий, специальных знаний, навыков, квалификации, специального оборудования для проведения СОУТ
- Работники доказали, что они не уведомлялись о проведении СОУТ, участие в обследовании их рабочих мест не принимали
- Работники показали, что в Больнице имело место ухудшение условий труда, а именно убрана защитная стена в рентгенкабинете, появилось дополнительное рентгеноборудование; сотрудники отделения скорой медицинской помощи заявили о сокращении их штатной численности и возросшей в связи с этим нагрузке, медсестра процедурного кабинета пояснила об отключении после ремонта поликлиники вытяжной системы в процедурном кабинете
- Больница не представила доказательств улучшения условий труда работников после проведения СОУТ в апреле 2015 года
Изменение трудового договора по результатам спецоценки условий труда
Министерство труда и социальной защиты РФ в Письме от 14 июля 2016 г. № 15-1/ООГ-2516 разъяснило, в каком порядке возможно изменение условий трудовых договоров в связи с проведением СОУТ.
Напомним, что по правилам ст. 57 ТК РФ условия предоставления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте являются обязательными для включения в трудовой договор.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Это означает, что изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
При этом нужно понимать, что уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами специальной оценки условий труда. Работник должен быть ознакомлен под роспись с картой СОУТ на его рабочем месте.
Что делать, чтобы этого не допустить? Работникам – активно участвовать в определении мест пребывания и времени нахождения. Представителям профсоюзов – жестко контролировать все этапы и процедуры СОУТ, включая проверку всех сведений, предоставляемых работодателями в оценивающие организации; проводить обучение работников и их представителей по вопросам СОУТ.
И еще раз обращаю внимание профсоюзов на время воздействия вредных факторов. Важно контролировать утверждение перечня таких факторов, с указанием времени их воздействия, до начала проведения замеров. Это позволяет исключить в последующем возможные «корректировки» результатов в пользу работодателя.
Последствия некачественной СОУТ известны всем: это ущемление прав работников, это проблемы с государственной инспекцией труда. А вот качественно проведенная спецоценка – это результат тесной, слаженной работы соответствующей комиссии, оценивающей организации и работников (в т. ч. в лице профсоюзов). Только в этом случае будут учтены интересы всех участников: работник – получит справедливые компенсации, работодатель – избежит социальной напряженности в коллективах, будет иметь кадровую стабильность и меньше внеплановых проверок контролирующих инстанций, а оценивающей организации не придется быть арбитром между профсоюзом и комиссией в спорных ситуациях.
Обязан ли работодатель организовать управление профрисками
Вопрос: Обязана ли организация проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков и предусмотрена ли ответственность за ее непроведение? В какие сроки проводится данная оценка?
Ответ: Да, по нашему мнению, организации следует проводить идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков в рамках управления охраной труда.
Порядок проведения оценки профессиональных рисков, включая сроки проведения такой оценки, определяется работодателем самостоятельно. Непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность, что подтверждается судебной практикой.
Обоснование. В соответствии со статьями 209, 212 ТК работодатель обязан обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда (комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей). Типовое положение о системе управления охраной труда, утвержденное приказом
Минтруда от 19.08.2016 № 438н (далее – Типовое положение), содержит типовую структуру системы управления охраной труда, включая перечень процедур, направленных на достижение целей работодателя в области охраны труда.
Согласно пункту 33 Типового положения, работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок реализации мероприятий по управлению профессиональными рисками, в том числе выявления опасностей и оценки уровня профессиональных рисков.
Пунктами 34–38 Типового положения установлены типовые решения для организации указанных процессов по управлению профессиональными рисками.
При этом согласно части 14 статьи 209 ТК, порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Однако в настоящее время он не установлен. Существует стандарт, направленный на реализацию нормы раздела X «Охрана труда» ТК. Так, при создании системы управления охраной труда рабочая группа определяет опасности и проводит оценку рисков, вытекающих из существующей или предполагаемой производственной среды и организации труда (п. 6.1.5 ГОСТ Р 12.0.007-2009. «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», утв. приказом Ростехрегулирования от 21.04.2009 № 138-ст; далее – ГОСТ Р 12.0.007-2009). Определять опасности и оценивать риски следует постоянно (пп. 8.5.1.1, 9.4.1–9.4.2 ГОСТ Р 12.0.007-2009).
Учитывая отнесение в соответствии с трудовым законодательством вопросов обеспечения и функционирования системы управления охраной труда к исключительной компетенции работодателя, им самостоятельно определяются набор и порядок реализации мероприятий по управлению охраной труда с учетом необходимости соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Конкретный срок, в который необходимо произвести идентификацию опасностей и оценку профессиональных рисков, законом не определен. При этом непроведение оценки профессиональных рисков может повлечь административную ответственность по части 1 статьи 5.27.1 КоАП, что подтверждается судебной практикой (например, решением Санкт-Петербургского городского суда от 28.11.2019 № 7-2071/2019 по делу № 12-587/2019, где должностное лицо ГИТ пояснило, что несмотря на отсутствие нормативной базы, четко регламентирующей порядок расчета рисков, работодатель не освобождается от этой обязанности положениями ТК). Также организации не нужно самостоятельно производить расчет рисков, она может обратиться в специальную организацию.
Заработная плата сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда:
- оплата труда работников, выполняющих свою деятельность на рабочих местах с опасными или вредными условиями труда, происходит в повышенном размере;
- работникам, работающим на производствах с вредными или опасными условиями, оплата труда вырастает минимум на 4% оклада (тарифной ставки), выплачиваемого при выполнении различных работ на местах с нормальными условиями труда;
- точные размеры увеличения оплаты труда регулируются работодателем, принимающего во внимание мнение органа, представляющего интересы сотрудников предприятия в порядке, прописанном ст. 372 действующего Кодекса для утверждения местных нормативных актов, или путем составления коллективного, трудового договора.
В большинстве случаев чиновники признают, что их разъяснения не являются окончательной трактовкой законодательных норм. Правоприменительная практика строится все-таки на решениях судов. В каких же случаях, по мнению судей, работодатель должен провести внеплановую СОУТ в связи с введением в эксплуатацию нового рабочего места?
Исходя из Постановления Самарского областного суда от 12.02.2016 по делу № 4А-75/2016, ввод в эксплуатацию рабочего места — это дата утверждения штатного расписания с указанием должности сотрудника либо даты принятия иных документов, подтверждающих наличие рабочего места (например, утверждения инструкции по охране труда или должностной инструкции). Если руководствоваться этим правилом, то с даты появления в штатном расписании работодателя нового рабочего места надо начинать отсчет 12 месяцев, предоставленных на проведение спецоценки условий труда.
При этом суды считают, что не является поводом для внепланового проведения СОУТ следующие ситуации (см. Решение Тамбовского областного суда от 09.11.2015 по делу № 7-353/2015, Решение Красноярского краевого суда от 24.12.2015 по делу № 7р-1262/2015):
- работник фактически осуществляет свои трудовые функции на прежнем рабочем месте, но наименование его должности было изменено и внесены поправки в штатное расписание;
- организация-работодатель была переименована или реорганизована.
Сроки проведения спецоценки.
Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?
Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.
Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.
Однако из правила есть исключения.
1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).
Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
К сведению
До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.
2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, предусмотренный Законом № 426-ФЗ.
Обратите внимание
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.
Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.
Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест | ||
---|---|---|
Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости |
В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда |
Обращение Минтруда России на проведение СОУТ
В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд, в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Минтруда РФ в письме от 1 июня 2018 года №15-4/10/В-4010 просит обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса РФ.
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
ОТ 1 ИЮНЯ 2018 Г. № 15-4/10/В-4010
ОБ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426 «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников.
Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г.
По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.
По состоянию на апрель 2018 г. специальная оценка условий труда в Российской Федерации проведена лишь на 65% рабочих мест.
В то же время в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действуют до окончания срока их действия, но не позднее, чем 31 декабря 2018 г.
В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ обязанность по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагается на работодателя.
Исходя из этого в целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, прошу Вас обратить особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона № 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее, чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта Российской Федерации.
М.А. ТОПИЛИН
Непроведение внеплановой спецоценки. Что касается ее проведения, здесь работодатели допускают разнообразные ошибки, в результате чего и привлекаются к ответственности.
Так, Постановлением Новосибирского областного суда от 06.04.2016 по делу № 4а-262-2016 были оставлены без изменений постановление инспектора ГИТ и решения судов о привлечении ОАО к административной ответственности в виде штрафа в размере 60 000 руб. за непроведение внеплановой специальной оценки при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест в течение шести месяцев с момента их ввода согласно п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
Приказом от 04.08.2014 в штатное расписание ОАО была введена должность машиниста зернопогрузочных машин, на которую приказом от 09.10.2014 был переведен один из работников. Таким образом, до 04.02.2015 ОАО должно было провести спецоценку данного рабочего места. Но поскольку на момент истечения шестимесячного срока данная должность из штатного расписания была исключена, работодатель посчитал, что и спецоценку данного рабочего места можно не проводить. Тем не менее он уже нарушил п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
Суд сделал вывод, что последующее исключение должности машиниста зернопогрузочных машин из штатного расписания не освобождает ОАО от ответственности за совершение правонарушения.
В другом случае в ходе проверки инспектор ГИТ выявил нарушения, допущенные МБОУ, в том числе не была проведена внеплановая специальная оценка условий труда на рабочих местах, на которых производилась замена производственного оборудования (светильники освещения), что могло оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников. Постановление о признании работодателя виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного на тот момент ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 руб. суд только изменил в части размера штрафа (Постановление Челябинского областного суда от 25.06.2015 № 4а15-439).
Нарушен порядок проведения спецоценки. Это может послужить основанием не только для привлечения работодателя к административной ответственности. Кроме того, работник, чьи права из-за ее проведения были нарушены, в силу ст. 5 Закона № 426-ФЗ вправе обжаловать ее результаты в судебном порядке.
Так, работница (врач-нейрохирург) обратилась с иском к МАУ «Центральная городская клиническая больница» (далее – ЦГКБ) о признании результатов спецоценки условий труда ее рабочего места недействительными.
Работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
По результатам этой оценки ей был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.1, что исключало право на предоставление ей дополнительного отпуска. При этом в карте специальной оценки отсутствовала оценка условий труда по такому вредному (опасному) фактору, как напряженность трудового процесса, который согласно пп. 2 п. 1 ст. 13 Закона № 426-ФЗ подлежит обязательному исследованию (испытанию) и измерению. Кроме этого, ранее в результате аттестации ее рабочему месту был установлен класс (подкласс) вредности условий труда 3.3, в связи с чем предоставлялся ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 дней. Условия ее труда не изменялись.
Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований работнице было отказано, поскольку суд посчитал, что при спецоценке не подлежал оценке такой фактор, как напряженность трудового процесса: согласно должностной инструкции трудовая деятельность истицы не соответствует перечню особенностей трудового процесса работников, содержащемуся в п. 23 ч. 3 ст. 13 Закона № 426-ФЗ. Поэтому оснований для признания результатов специальной оценки условий труда недействительными не имеется.
Однако судебная коллегия с данным выводом не согласилась. В первую очередь было отмечено, что в силу ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ спецоценка является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов условий труда и осуществляется в соответствии с определенной методикой.
К сведению
Методика проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика), классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 13 Закона № 426-ФЗ и п. 4 Методики в целях проведения специальной оценки условий труда исследованию (испытанию) и измерению подлежат вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, в том числе напряженность трудового процесса – показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Кроме этого, при реализации в отношении лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, денежная компенсация) порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер на день вступления в силу Закона № 426-ФЗ, если условия труда на рабочем месте остались прежними. Об этом говорится в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ[1].
И наконец, нарушения, допущенные при проведении оценки, были установлены главным специалистом отдела охраны труда, который сделал государственную экспертизу качества спецоценки условий труда рабочего места врача-нейрохирурга на основании определения судебной коллегии.
Результаты специальной оценки были признаны недействительными (Апелляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016).
Неправильное применение результатов проведения специальной оценки. Возможны ситуации, когда работодатель при предоставлении работнику компенсаций за труд во вредных условиях руководствуется только результатами специальной оценки. Но не во всех случаях этого достаточно. Следует учитывать и требования иных федеральных законов.
Работница обратилась в суд с иском к ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее – ФКУЗ) о предоставлении ей дополнительного оплачиваемого отпуска за 2015 год в связи с исполнением обязанностей среднего медицинского персонала, работой во вредных условиях и согласно Закону РФ от 02.07.1992 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее – Закон № 3185-1).
Работодатель, обосновывая свой отказ в предоставлении отпуска, указал, что согласно карте специальной оценки рабочее место истицы имеет 2-й класс условий труда, которые в силу закона являются безопасными, соответственно дополнительный отпуск ей не полагается. Кроме этого, должность работницы не включена в перечень работников, оказывающих психиатрическую помощь, которым установлены дополнительные отпуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.06.2013 № 482[2] (далее – Постановление № 482).
Однако решением суда иск был удовлетворен и на ФКУЗ была возложена обязанность предоставить данной медицинской работнице, участвующей в оказании психиатрической помощи, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за 2015 год, и вот почему.
Указанный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки отнесены к вредным 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасным (ст. 117 ТК РФ).
В силу ч. 3 ст. 350 ТК РФ отдельным категориям медицинских работников может быть предоставлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством РФ.
В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
- при введении нового рабочего места;
- при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
- при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
- если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
- если выявлено профессиональное заболевание;
- если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Нарушение порядка проведения спецоценки
Итак, за непроведение специальной оценки условий труда или нарушение порядка ее проведения работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Ответственность по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ |
||
Должностные лица |
Юридические лица |
|
Предупреждение или штраф в размере от 5 000 до 10 000 руб. |
Штраф в размере от 60 000 до 80 000 руб. |
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Что представляет собой спецоценка условий труда?
СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.
Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.
- Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
- Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
- Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
- Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
- Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
- Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
- Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.
ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ
Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.
- Список работников и номера их СНИЛС.
- Штатное расписание с перечнем должностей.
- Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
- Должностные инструкции для каждой должности.
- График работы.
- Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
- Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
- Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.
За последнее время, СОУТ полностью заменил существовавшую раньше аттестацию рабочих мест по условиям труда, тем самым мы все более приближаемся к практике, принятой во всем мире.
1 января 2014 в силу вступил закон №426-ФЗ О специальной оценки условий труда, в котором прописаны все основные критерии проведения проверки.
Главное отличие спецоценки условий труда являются гарантии и компенсации, которые теперь возможно предоставить сотруднику «вредного производства». На сегодняшний день учитывается различные негативные влиянии на организм, каждого сотрудника.
Так же, не стоит забывать про такое преимущество для работодателей, как отчисления страховых взносов за работников, занятых в благоприятных условиях труда, для работодателей с нормальными условиями труда, больше нет необходимости в регулярных отчисления страховых взносов.
Применительно к владельцам «вредных» рабочих мест, напротив, произошло ужесточение требований и усиление контроля, которые направленны для улучшения условий труда и максимального сокращения доли рабочих мест с неблагоприятной производственной обстановкой.
Обзор судебной практики по специальной оценке условий труда
Форма декларации – согласно приложению N 1 к Приказу Минтруда России от 07.02.2014 N 80н (в ред. Приказа Минтруда России от 14 ноября 2016 г. N 642н).
Декларация подается работодателем в государственную инспекцию труда в субъекте РФ по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении. Допускается отправление декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной ЭЦП работодателя, путем заполнения соответствующей формы на официальном сайте Роструда (доступно не для всех субъектов РФ).
Антон Хабиров 30.11.2016 Нет комментариев
Приветствую, уважаемые друзья! Какая она, внеплановая специальная оценка условий труда в случаях реорганизации работодателя? В каких случаях проводится внеплановая СОУТ? На эти вопросы даёт разъяснения батюшка-Минтруд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой специальной оценки условий труда на указанных рабочих местах.
Полагаем, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.
С учётом положений статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, изменением состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не изменились, внеплановую специальную оценку условий труда можно не проводить.
Соответствующие организационные изменения у работодателя, а также решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должны быть приняты комиссией по проведению специальной оценки условий труда и оформлены протоколом.
При этом работники, вновь принимаемые на работу, должны быть под роспись в карте специальной оценки условий труда ознакомлены с результатами ранее проведенной специальной оценки условий труда на их рабочем месте и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.
С 1 января 2014 года появились основания для дифференциации гарантий и компенсаций по разным классам/подклассам условий труда. При этом в силу закона у некоторых работодателей, предоставлявших гарантии по результатам аттестации рабочих мест, возникла необходимость гарантировать работникам больший объем компенсаций, чем предполагает текущий законодательный минимум.
Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала «Охрана труда: просто и понятно»
Не только работники и работодатели ошибаются по поводу предоставления льгот по результатам спецоценки. Случается, и инспекторы Государственной трудовой инспекции неверно толкуют закон. Так, на одном из рудников Магаданской области по результатам спецоценки работникам не предоставили сокращенную рабочую неделю.
Хотя условия труда не изменились и до спецоценки продолжительность недели составляла 36 часов. Трудовой инспектор оформил работодателю предписание об устранении закона, считая, что длительность рабочей недели не могла быть увеличена. Но работодатель обратился в суд и доказал, что с 1 января 2014 года данная льгота не может быть предоставлена работникам, поскольку условия труда, отнесенные к подклассу 3.2, ее не предусматривают.
Ключевые проблемы: • Споры по поводу процедуры спецоценки • Конфликты из-за предоставленных компенсаций • Роль трудовой инспекции в спорах по поводу результатов спецоценки
Введенная с начала 2014 года процедура специальной оценки условий труда до сих пор вызывает немало вопросов – некоторые аспекты ее проведения четко не урегулированы, отсутствуют или противоречивы разъяснения Минтруда России, Роструда, других государственных органов.
Поэтому в процессе спецоценки, а также по ее результатам нередко возникают конфликтные ситуации между работником и работодателем, работодателем и организацией, проводящей спецоценку. В основном споры работников и работодателей связаны с результатами специальной оценки в части занижения класса (подкласса) условий труда.
Причиной тому становятся нарушения процедуры проведения спецоценки и непредоставление причитающихся работникам компенсаций. В настоящей статье будут рассмотрены примеры судебных споров по указанным вопросам и выявлены некоторые основные проблемы, с которыми на практике сталкиваются работники и работодатели.