Либерализация валютного контроля приказала долго ждать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Либерализация валютного контроля приказала долго ждать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Ответственность за нарушение валютного контроля может быть не только административной, но и уголовной. Например, крупными штрафами и лишением свободы предпринимателю грозит статья 193 УК РФ. В ней речь идет о невозврате из-за рубежа крупных сумм денег в иностранной валюте.

Ответственность за нерепатриацию выручки в валюте

Репатриация валютной выручки — это поступление зарубежной валюты на расчетные счета отечественных компаний, которые открыты на территории России. Обязанность по репатриации накладывается на резидентов на основании федерального валютного законодательства. При ведении внешнеторговой деятельности резидент должен обеспечивать (ст. 19 Закона от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ):

  • получение от нерезидентов на свои расчетные счета в уполномоченных отечественных банках валюты в счет оплаты за проданные нерезидентам товары, работы, услуги;
  • возврат в Россию денег, уплаченных нерезидентами за неввезенные в РФ товары, неисполненные работы и неоказанные услуги;
  • получение от нерезидентов на свои расчетные счета в уполномоченных отечественных банках валюты, которая причитается им согласно условиям договора займа.

Виды нарушений валютного законодательства

Правонарушения в области валютного контроля можно разделить на несколько направлений:

  1. Несоблюдение сроков предоставления отчетности (справок)
  2. Предоставление ложных данных, неверное заполнение документов
  3. Несоблюдение сроков зачисления валюты на счет. Предприниматель будет вынужден заплатить штраф даже в том случае, если его иностранный партнер не оплатит в срок выставленные ему счета
  4. Невыполнение обязанности по возврату в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентами

Ответственность за нарушения порядка валютных операций бывает:

  • Гражданско-правовая (аннулирование сделки)
  • Административная (штрафные санкции)
  • Уголовная (вплоть до лишения свободы)

Кто штрафует за нарушение валютного контроля? Ведущими государственными органами, проводящими наблюдение за операциями между российскими и иностранными банками, являются Центробанк, ФТС и ФНС. Санкции, как правило, накладывает именно налоговая, ФТС может оштрафовать за нарушения во время таможенных операций.

К незаконным валютным операциям относятся:

  • Купля-продажа иностранной валюты и чеков с номинальной стоимостью в валюте не в банке
  • Проведение операций в валюте без использования банковских счетов
  • Осуществление переводов в валюте без открытия банковского счета

Изменения в законодательстве

В июле 2022 года внесены поправки в статью 15.25 КоАП РФ (Федеральный закон от 13 июля 2022 года № 235-ФЗ). Речь идет о снижении штрафов для всех участников внешнеэкономической деятельности за проведение незаконных валютных операций с 75-100% до 20-40% от суммы нелегальной операции. Штраф за нерепатриацию валютной выручки сокращен с 3-10% до 3-5% от суммы средств, зачисленных несвоевременно. Исключение составляют контракты, связанные с экспортом леса и лесоматериалов. Здесь максимальный штраф за незачисление в срок выручки составит 10%.

Также в статью 15.25 КоАП РФ внесено примечание №10 об отмене ответственности за нарушение валютного законодательства для юридических лиц и ИП, вызванных антироссийскими санкциями. Мораторий действует на операции, проведенные с 23 февраля по 31 декабря 2022 года. Правило распространяется на следующие виды правонарушений:

  • Проведение незаконных валютных операций
  • Нерепатриация средств по валютным контрактам
  • Несвоевременное исполнение или прекращение обязательств по договорам с иностранными партнерами
  • Несвоевременный возврат средств, уплаченных по договору поставки или оказания услуг нерезидентам

Кто осуществляет валютный контроль?

Регулирование в этой области осуществляют:

  1. Органы валютного контроля: Центральный банк РФ и Правительство РФ.
    ЦБ РФ осуществляет свои контрольные обязанности непосредственно, а Правительство – наделяет соответствующими полномочиями государственные органы. На сегодня это – налоговая и таможенная службы. Органы валютного контроля (ОВК) не только занимаются проверками, но и могут издавать нормативные акты.
  2. Агенты валютного контроля (АВК) – это структуры, которые непосредственно работают с бизнесменами.
    В первую очередь – это уполномоченные банки, т.е. российские кредитные организации, которые имеют право работать с валютой. Также к категории АВК относятся профучастники рынка ценных бумаг и госкорпорация ВЭБ.РФ.
Читайте также:  Как оформить дарение квартиры?

Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:

  • экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
  • неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
  • единство внешней и внутренней валютной политики государства;
  • единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
  • обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:

  • обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
  • проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
  • выявление и пресечение противозаконных операций.

Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:

  • проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
  • проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
  • запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
  • выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
  • применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.

Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • органы валютного контроля;
  • агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):

  • Банк России;
  • подразделения валютного контроля таможни;
  • подразделения валютного контроля налоговой службы.

Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».

В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:

  • Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
  • Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.

Функции органов валютного контроля:

  • в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
  • органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).

Кто такие валютные резиденты и нерезиденты

Понятие налоговой и валютной резидентности не тождественные. В случае с валютными операциями статус резидента получают:

  • физлица-граждане РФ;
  • физлица-иностранцы, имеющие вид на жительство и лица без гражданства;
  • юрлица, созданные в соответствии с российским корпоративным законодательством;
  • заграничные представительства российских компаний;
  • дипломатические учреждения, представительства в международных организациях;
  • РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Как видно, чтобы стать валютным резидентом не нужно находиться в стране более 183 дней. Статус валютного резидентства присваивается исходя из места регистрации компании и места длительного проживания физлиц, привязанности лица к стране.

В свою к нерезидентам в соответствии с валютным законодательством относят:

  • всех остальных физлиц, которые не соответствуют критериям резидента;
  • юрлиц, зарегистрированным в за границей;
  • консульства и дипломатические представительства иностранных государств;
  • филиалы и постоянные представительства иностранных организаций;
  • иностранные организации, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О международных компаниях».

Изменения в данной области законодательства 2023 года

Пени, штрафы КОСГУ и КВР в 2023

В августе 2023 года произошло ужесточение мер наказания в данной сфере. Нарушение валютного законодательства штрафы 2023 будут выплачиваться в разных ситуациях. Во-первых, была увеличена нижняя ценовая планка за нарушение законодательства – с 10% до 75% от общей суммы сделки. Основным возможным штрафом может стать сумма 500 тысяч рублей*.

Во-вторых, при поступлении валюты (ее проводке и просрочке) в банк необходимо предоставлять информацию о точных сроках ее получения. Если раньше банки пропускали любые операции с валютой, то теперь при нарушении законодательства РФ будет производиться отказ от этих услуг. Обязательным пунктом любой валютной операции станет оформление паспорта сделки, а еще ужесточается наказание (вплоть до лишения свободы) за несвоевременное уведомление об открытии производства физическим лицом или предприятием.

Читайте также:  Теоретический материал к теме 3

Ненаказуемая несвоевременность

До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.

Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.

Налоговики начали использовать «спящую» норму валютного контроля

Как сформулирована оговорка

Спорная норма звучит так: резиденты России вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных (российских) банках иностранную валюту «при оплате или возмещении заказчиками (нерезидентами) и (или) иными третьими лицами (нерезидентами) местных расходов резидентов по заключенным ими договорам (контрактам) с нерезидентами при осуществлении деятельности таких резидентов, возникающих в связи с сооружением, реконструкцией или модернизацией резидентами объектов за пределами территории Российской Федерации, — на период строительства, реконструкции или модернизации, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

Разрешительная оговорка была уточнена в июле 2021 года поправками в закон (например, добавилось слово «возмещение»), до того она формулировалась так: «при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, — на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках».

Формы и принципы валютного контроля

Базовые формы и принципы, по которым осуществляется валютный контроль в стране, также регламентированы Законом № 173-ФЗ. Реализация следующих принципов направлена, прежде всего, на защиту государственных интересов:

  1. приоритет мер экономического характера в сфере государственной политики (это означает, что введение жестких мер и санкций допускается в исключительных случаях и только нормативными актами);
  2. запрет на неоправданное вмешательство госорганов в операции граждан и юридических лиц, совершенные в валюте;
  3. единство госполитики РФ во внутренней и внешней сфере;
  4. единство систем регулирования и контроля валютных правоотношений;
  5. гарантия защиты со стороны государства при реализации валютных операций (такие гарантии даются не только резидентам, но и субъектам иностранных юрисдикций).

Документы в банк для валютного контроля

Точный перечень документации для осуществления контроля при обороте валюты будет зависеть от вида сделки или операции, статуса их участников:

  • паспорта физических лиц;
  • доверенности на представителей;
  • регистрационная документация юридических лиц и ИП (лист записи ЕГРЮЛ или ЕГРИП, свидетельство ИНН, приказ о назначении руководителя, иные обязательные идентификаторы);
  • лицензии и разрешения на совершение сделок, если это требуется по закону (например, это требуется для импорта или экспорта товаров двойного назначения);
  • документы о таможенном декларировании;
  • договорная документация (контракты, договоры, акты, инвойсы и т.д.);
  • паспорт сделки (для разовых операций это требуется не всегда);
  • иные документы, предусмотренные для совершения отдельных видов операций и сделок.

Возвращать выручку на родину это общее правило. Однако из каждого правила есть исключения. Итак, резиденты могут не осуществлять зачисление национальной и валютной выручки, если выручка:

  1. Зачислена на счет юридического лица-резидента в иностранном банке для исполнения его обязательств по кредитным или долговым обязательствам перед правительственными агентами других стран, а также резидентами государств – членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
  2. Связана с расходами резидента по возведению сооружений в иностранном государства, но только на время строительства.
  3. Получена от проведения выставок, спортивных, культурных и иных мероприятий за пределами РФ, и направлена для покрытие расходов по их проведению, но на период проведения этих мероприятий.
  4. Является взаимозачетом по обязательствам агентов в области рыбной и транспортной отраслях, по обязательствам перестрахования, по обязательствам в газовой отрасли, в том числе связанных с транзитом газа.
  5. Зачислена транспортным организациям на их иностранные счета, но только для целей выполнения их функций за пределами РФ.
Читайте также:  Собственник квартиры и «прописанный»: отличия в правовом статусе

Обязанность по зачислению на счета резидентов валютной выручки

Помимо того что такая обязанность предусмотрена в законах, регулирующих валютные правоотношения в РФ, существует методика контроля со стороны органов и агентов валютного контроля.

Основными «инструментами» контроля со стороны государства являются:

  • Меры, налагающие ограничения на резидентов — участников внешнеторговой деятельности в части проведения транзакций по банковским счетам за рубежом. Например, российские юрлица не могут получать деньги за экспортированный товар напрямую на счета, открытые в иностранных банках. Для контроля за транзакциями резидентов по зарубежным счетам действует обязательный порядок информирования российских банков об открытых счетах и транзакциях (ст. 12 ФЗ № 173-ФЗ). Большинство ограничений отражено в федеральных законах и действует в отношении всех резидентов РФ.
  • Меры, связанные с оформлением сделок в банках — агентах валютного контроля в РФ. В первую очередь — это обязанность резидента по оформлению паспорта сделки в своем банке. Паспорт оформляется на каждый контракт и служит контрольной информацией не только для банка, но и для других сторон валютного контроля. Например, паспорт обязательно потребуют на таможне.

Мораторий на наказания за валютные нарушения

Федеральный закон от 13.07.2022 № 235-ФЗ ввел мораторий на привлечение резидентов к административной ответственности за следующие валютные нарушения:

  • незаконные валютные операции (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ);
  • невозврат валютной выручки (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ), в т.ч. на счета в зарубежных банках в доле, определяемой Правительством (ч. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ);
  • ненадлежащее исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговому контракту иными разрешенными законодательством РФ способами (ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ);
  • непредставление в ЦБ РФ информации о получении денежных средств от нерезидентов (ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ), если они не смогли выполнить требования валютного законодательства из-за санкций.

Мораторий распространяется на правоотношения, возникшие в период с 23 февраля по 31 декабря 2022 года.

Какой срок исковой давности есть у органов валютного контроля для привлечения к ответственности

Срок давности по привлечению к ответственности за нарушение валютного законодательства в 2021 году составляет 2 года. Этот временной промежуток установлен в 2016 году, до этого момента он не превышал 1 год.

Увеличение потребовалось по той причине, что документы таможенных органов или банков о нарушении законодательства зачастую поступали в Росфиннадзор, а после его упразднения — в ФНС уже после того, как истекал срок, в течение которого можно было привлекать к ответственности нарушителей.

Указанный двухлетний срок давности распространяется на привлечение к ответственности по всем валютным нарушениям, указанным в ст. 15.25 КоАП РФ. Например, это положение коснется и отсутствия перечисления на счет резидента валютной выручки за реализованный товар, и несвоевременной отчетности за проведение валютной операции, и т. д. Срок давности во всех случаях исчисляют со дня (даты), когда совершили незаконную валютную операцию.

Ответственность за противоправные операции с валютой

На основании Закона от 13.07.2022 г. № 235-ФЗ существенно уменьшили величину административных штрафов, выписываемых компаниям, ИП и физлицам в связи с проведением противозаконных валютных операций. Под ними подразумевают все валютные операции, которые прямо запрещены законодательством или нарушают его требования. Незаконными операциями считаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП):

  • купля-продажа зарубежной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указывается в зарубежной валюте, минуя уполномоченные банки;
  • проведение валютных операций, минуя счет в уполномоченных банках;
  • проведение переводов денег без открытия счета в банке.

На данный момент штрафные санкции за совершение этих нарушений составляют 75%-100% величины незаконной валютной операции или объема денег, которые переведены без открытия счета в банке. С 24.07.2022 г., когда вступят в действие новые нормы закона, штрафные санкции будут назначаться в размере 20%-40% от величины противозаконной валютной операции.

Штрафные санкции для должностных лиц компаний за совершение подобных правонарушений также 20%-40% от величины противозаконной валютной операции, но не больше 30 тыс. руб. На сегодняшний день штраф для должностных лиц — 20-30 тыс. руб.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...