Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Внутренний таможенный транзит (ВТТ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сама по себе процедура таможенного транзита бесплатна. Но сложность в том, что уезжая с таможенного поста, вы обязаны предоставить гарантию уплаты всех пошлин и сборов — так называемое «обеспечение таможенного транзита». Теоретически можно самостоятельно внести обеспечительный платёж или оформить залог на товары, но все перечисленные варианты требуют времени, денег и связаны с бюрократической волокитой. На рынке таможенных услуг работают компании, готовые гарантировать ваши обязательства своими средствами. Чтобы воспользоваться ими, достаточно приобрести гарантийный сертификат (ГС). Его стоимость составляет в районе 3000 рублей.
Какие существуют виды таможенного транзита
В зависимости от территориальной принадлежности, выделяют два вида таможенного транзита ЕАЭС:
- Международный. Здесь речь идёт о перемещении импортных товаров по зоне Евразийского экономического союза при наблюдении таможенных органов от места ввоза в ЕАЭС до вывоза с указанной территории. При этом транзите налоги и пошлины не оплачиваются, также к продуктам не применяют финансовые запреты либо ограничения, установленные Таможенным кодексом ТС.
- Внутренний. В данном случае товары перемещаются из точки ввоза в ЕАЭС до конечного пункта, из исходного места нахождения задекларированного груза до места вывоза из указанной экономической зоны, между разными местами для временного хранения и складами, в остальных случаях доставки иностранной продукции в зоне ЕАЭС (при наличии подтверждения необходимых платежей). В этом случае не нужна оплата пошлин на импорт, а также сборов за оформление на таможне, к тому же отсутствует необходимость предоставлять лицензии.
Срок таможенного транзита
При утверждении таможней определенного срока для таможенного перемещения продукции этот период должен соответствовать временным затратам транзитной операции. Во многих случаях сотрудники таможни определяют достаточно продолжительные по времени периоды для того, чтобы транзит совершался без ненужной спешки, чего достаточно для всех участников транспортировки.
При определении сроков основной целью является то, чтобы, способствуя завершению режима таможенного транзита в течение соответствующего временного периода, при необходимости начать расследование, которое обеспечит пополнение госбюджета без неоправданных задержек, затрудняющих другие этапы операций. Единые сроки предусмотрены для продукции, которая не представляет особого риска. При повышенном риске таможня может вводить также специальные сроки.
При объединенных таможенных постах, которые взаимосвязаны договором о таможенном транзите, существует регламент, в соответствии с которым таможенное подразделение отправления при необходимости может установить специальный срок конкретной транзитной операции, при этом другие участники договора должны согласиться с этим сроком и не требовать его изменения.
При определении срока транзита сотрудники таможни должны учитывать все требования, координирующие работу перевозчиков, например, правила, которые контролируют рабочее время и обязательный отдых водителей автотранспортных средств.
Таможенный контроль транзита товаров с помощью новых технологий
Процесс компьютеризации таможенной службы России берет отсчет с начала 1990-х годов. К 1997 году, с окончанием первого этапа внедрения единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС ФТС), были компьютеризованы все наиболее важные функции таможенных органов.
ЕАИС ФТС России имеет следующие уровни иерархии:
-
Федеральный уровень – верхний уровень иерархии, который образуют подразделения Государственного таможенного комитета (ГТК РФ) и Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ ФТС России).
-
Региональный уровень – семь региональных таможенных управлений (РТУ) отдельных Федеральных округов.
-
Таможенный уровень – таможни, зоной деятельности которых являются субъекты Федерации.
-
Территориальный уровень – таможенные посты или подразделения таможенного оформления и контроля.
На современном этапе развития ЕАИС приоритетными задачами являются: разработка подсистем предварительного информирования и декларирования с использованием электронной цифровой подписи, управления рисками, внедрение международных стандартов, обеспечение поддержки безопасных транспортно-логических цепочек поставок.
Таможенные органы всех стран вынуждены непрерывно совершенствовать технологии управления в соответствии с меняющимися условиями мировой торговли. Одновременно они призваны предотвращать правонарушения и преступления в таможенной сфере, обеспечивая безопасность. Чрезвычайно актуальным становится использование инновационных технологий в таможенной сфере.
Новые решения в области информационных таможенных технологий позволят обеспечить к 2020 году:
-
возможность взаимодействия таможенных органов и других ведомств, участвующих в приграничном управлении,
-
полностью открытую, беспроводную и мобильную операционную среду,
-
решения для структурированных и неструктурированных данных.
Электронное декларирование транзита
Согласно приказу Минфина РФ №144н “Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном контроле, таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров…”, с марта 2017 года транзитную декларацию можно и нужно подавать в электронном виде.
Для отправки электронной транзитной декларации в таможенные органы или для получения информации о ходе процедур оформления таможенного транзита в качестве перевозчика необходимо:
- Приобрести программные средства для подготовки документов и ЭТД, например, СТМ ВЭД-Декларант или CTM Fill-Bill.
- Подключиться к автоматизированной системе электронного представления сведений (АС ЭПС) ФТС РФ с помощью информационного оператора «ИнфоДек» и получить идентификатор участника информационного обмена.
- Приобрести СКЗИ CryptoPro CSP.
- Получить электронную подпись.
В числе необходимых документов:
- международная товарно-транспортная накладная (CRM);
- счет-фактура (invoice);
- упаковочный лист (packing list);
- технические паспорта на машину и прицеп;
- паспорт водителя;
- спецификация (если потребуют) с указанием кодов ТН ВЭД и разбивки по стоимости и весу;
- свидетельство таможенного перевозчика (если есть в наличии).
Заняться оформлением можно либо самостоятельно, либо обратившись к таможенному брокеру. Как правило, брокерские организации предоставляют услуги по электронному оформлению Т1 в круглосуточном режиме.
Транзитная торговля: риски и налоговый учет
Передача товаров осуществляется не торговой компанией, а поставщиком при отправке их со своего склада. В таком случае момент вручения может подтверждаться уведомлением. К извещению прилагаются заполненные «Универсальные передаточные документы». При транзитной торговле дата поступления дохода может определяться предприятием по-разному. Это зависит от момента перехода прав собственности на продукцию.
УПД при транзитной торговле подтверждает факт перехода прав собственности на продукцию. Соответственно, в бланке, выписанном на покупателя, отражается отправка изделий. Оформление документов при транзитной торговле осуществляется по установленным правилам. Согласно положениям отраслевых нормативных актов, в накладной должны присутствовать обязательные реквизиты. В бланке, оформляемом поставщиком, заполняются строки:
РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ТРАНЗИТОМ
Организации оптовой торговли могут продавать товары «с колес», не завозя их на собственный склад. Такой способ продажи, чаще именуемый транзитным, очень удобен, так как позволяет значительно сократить затраты продавца в случае, когда у него на еще не приобретенный товар уже имеется свой покупатель. Вместе с тем, реализация товаров транзитом имеет свою специфику, влияющую на порядок оформления договорных отношений сторон и первичных документов, а также на отражение этих операций в бухгалтерском и налоговом учете продавца.
Главной особенностью такого способа продажи товаров выступает тот факт, что у организации торговли (далее — транзитный продавец) момент приобретения товара и момент его продажи своему покупателю совпадают во времени. В силу того, что при реализации товаров транзитом продавец выступает, по сути, связующим звеном между поставщиком товара и его конечным покупателем, довольно часто транзитную продажу приравнивают к сделке, совершенной в рамках посреднического договора. Однако такое мнение является ошибочным и ведет к неправильному отражению операций в бухгалтерском учете, и соответственно, к неправильному исчислению налогов. Напомним, что гражданско-правовые основы посреднических договоров, которые могут использоваться торговыми фирмами с целью продажи своих товаров, урегулированы нормами глав 49 «Поручение», 51 «Комиссия» и 52 «Агентирование» ГК РФ. В соответствии с указанными главами ГК РФ, при реализации товаров в рамках посреднического договора (поручения, комиссии или агентского) посредник может выступать либо от своего имени, либо от имени собственника товаров, но действует всегда в его интересах и за его счет.
Транзитная торговля товарами включает в себя две сделки, независимые друг от друга. Предприятие оформляет соглашение купли-продажи с производителем, импортером и пр. На его основании компания принимает обязательство по оплате продукции. Контрагент, в свою очередь, обязуется отгрузить товар на склад, который укажет фирма.
Вторая сделка заключается с приобретателем. Она предполагает обязательство поставить товар за оговоренную плату. В первом соглашении предприятие выступает в качестве приобретателя, а во втором – продавца. Стоит сказать, что в рамках гражданского оборота все большую популярность приобретает именно транзитная торговля. Документооборот в этой сфере, между тем, имеет ряд особенностей. Предприятия должны четко понимать и исполнять правила заполнения расчетных и сопроводительных бумаг.
Транспортная накладная
Кроме универсальной формы может осуществляться оформление ТТН. При транзитной торговле, как правило, используется общая накладная. В ней присутствует специальное поле, в котором указываются реквизиты бумаг, заполненных в зависимости от вида ТС, осуществляющего доставку. При оформлении транзитной торговли используются:
- Транспортные накладные. Они заполняются при доставке автомобильными ТС.
- Транспортные ж/д накладные. Их заполняют при перевозке по железной дороге.
- Коносамент порта. Он используется при морских перевозках.
- Накладная отправителя и грузовая накладная. Их заполняют при перевозке воздушными судами.
Затраты на оплату услуг перевозчика
Бухгалтерия может учитывать эти расходы одним из следующих способов:
- Затраты на оплату работы перевозчика признаются издержками, связанными с приобретением продукции и включаются в ее стоимость. Соответствующее положение закрепляет пункт 6 ПБУ 5/01.
- Затраты рассматриваются как издержки, связанные с приобретением изделий, но в их стоимость не включаются. Они распределяются между реализованными объектами и их остатками на конец каждого периода по методике, предусмотренной 320 статьей НК.
- Расходы рассматриваются как затраты, связанные с продажей продукции, и относятся на издержки текущего месяца. Этот вариант закреплен в 9 пункте ПБУ 10/99.
В большинстве случаев предприятия используют второй или третий способ учета. Для отражения расходов к 44 счету открывается специальный субсчет. В случае частичного списания затраты должны быть распределены между реализованной продукцией и ее остатком на конец периода (месяца). Выбранный вариант обязательно закрепляется в финансовой политике компании.
Как оформлять документы при транзитной доставке товара
Сегодня очень распространены сделки, в которых участвуют поставщик, оптовик и клиент, а товар доставляется транзитом от поставщика клиенту, минуя склад оптовика. Но действующие формы первичных документов не приспособлены к подобным операциям, что порождает множество проблем для всех участников транзита. Мы рассмотрели возможные варианты заполнения основных документов для случая, когда транзитные поставки не выходят за пределы РФ.
23.03.2012
Определение момента перехода права собственности на товар
При транзитной торговле товарами очень важно правильно определить (исходя из условий конкретного договора купли-продажи) момент перехода права собственности на приобретенные товары от поставщика к организации-перепродавцу и от организации-перепродавца к конечному покупателю. Это позволит сторонам сделки распределить между собой риски утраты имущества, а торговой организации, применяющей метод начисления, даст возможность правильно определить дату реализации товаров.
Право собственности на товар по общему правилу возникает с момента его передачи (п. 1 ст. 223 ГК РФ). Передачей товара является его вручение. Но торговая организация не может непосредственно передать (вручить) товар покупателю, потому что товар на свой склад она фактически не получает.
Если товар нельзя передать лично (вручить), моментом его передачи в соответствии с п. 1 ст. 224 ГК РФ является сдача товара первому перевозчику для доставки на склад получателя. Но при транзитной торговле торговая организация не сдает товар перевозчику. Это делает поставщик при отправке товара со своего склада. Тогда момент передачи товара первому перевозчику может подтверждаться извещением поставщика о передаче товара перевозчику с приложенными к нему товарораспорядительными документами.
В отношении транзитной торговли указанная норма не совсем корректна, так как она осуществляется в рамках двух отдельных договоров купли-продажи и право собственности на товар по ним последовательно переходит от поставщика оптовому продавцу, а затем от последнего — конечному покупателю.
На практике товары нередко передаются поставщиком перевозчику, доставляющему их третьему лицу — конечному покупателю, либо непосредственно конечному третьему лицу — покупателю. И в том, и в другом случае, если в договоре купли-продажи не указан момент перехода права собственности, имеется неопределенность с моментом возникновения этого права у транзитного покупателя, осуществляющего транзитную торговлю. Вследствие этого НДС, предъявленный последним к вычету, может быть оспорен. Поэтому при заключении договоров купли-продажи необходимо четко прописывать момент перехода права собственности.
Существует несколько возможных вариантов определения момента перехода права собственности:
- право собственности на товар переходит к оптовому покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика, а к третьему лицу (конечному покупателю товаров) — в момент поступления товара на его склад. В этом случае доход у торговой организации, применяющей метод начисления, появится в момент передачи товара при его доставке на склад покупателя;
- право собственности на товар переходит к оптовому покупателю в момент отгрузки товара со склада поставщика (например, присутствует представитель оптовой компании) и тут же передается конечному покупателю (через перевозчика или представителя третьего лица — конечного покупателя на складе поставщика). В этом случае доход у торговой организации, применяющей метод начисления, появится сразу после передачи товара перевозчику;
- если в договоре предусмотрено, что доставленный товар поступает покупателю на ответственное хранение, а право собственности переходит к нему (покупателю) только после полной оплаты товара, то доход торговой организации будет считаться полученным после окончательного расчета с покупателем.
В договорах поставки также важно прописать, кто, кого и в какие сроки извещает о движении товара.
Обеспечение уплаты таможенных платежей при транзите
Следует отметить, что внутренний, ввозной и сквозной транзиты хоть и имеют различия, но весьма несущественные и, по сути, подчиняются общим правилам. Чего нельзя сказать о процедуре вывозного транзита: при правильной подаче документов она может быть существенно проще. Все дело в том, что вывозной транзит, как правило, подразумевает экспорт товаров, произведенных в государствах Таможенного союза. А такие грузы, за исключением отдельных случаев, не облагаются таможенными пошлинами. Таким образом, государство не несет убытков, а значит, может существенно упростить оформление транзита.
Другое дело с импортными товарами, ведь, как уже говорилось выше, государство устанавливает специальный таможенный контроль над их перемещением. Одним из способов обезопасить бюджет от недополученных таможенных пошлин и сборов является механизм обеспечения уплаты таможенных платежей. Существует несколько вариантов обеспечения. Самыми распространенными являются поручительство, денежный и имущественный залог, а также банковская гарантия.
Поручителями могут выступать организации, которые заключили специальный договор с таможней. Механизм взаимодействия достаточно прост: поручитель дает банковские гарантии на полную сумму пошлин, сборов и налогов. При этом ФТС зачастую рекомендует определенного поручителя. Это один из самых распространенных способов обеспечения уплаты таможенных сборов и налогов.
Еще один способ — денежный залог. Однако он не подходит в случаях, когда товары осуществляют сквозной транзит и будут «растаможиваться» на территории другого государства. Этот вариант подходит для того груза, который со временем будет проходить процедуру таможенного оформления именно в России. Сам порядок довольно прост: на счет Федерального казначейства вносятся денежные средства, которые будут списаны в момент прохождения таможенного контроля в счет уплаты налогов и пошлин.
Что же касается банковских гарантий, то они весьма близки, по сути, к поручительству. Единственная разница — отсутствие самого поручителя как посредника между ФТС и банками. Финансовые структуры, которые могут давать банковские гарантии, перечислены на сайте Федеральной таможенной службы. Всего их около 200, однако этот список периодически обновляется.
Залог имущества на практике применяется очень редко. Для реализации этого способа необходимо заключить договор в таможне отправления или назначения. Срок его действия — до момента, пока товары не попадут на указанный таможенный орган и не пройдут на нем таможенный контроль.
Транспортная накладная бланк 2021
Ст. 458 п.1 ГК РФ гласит, что поставщик обязан только подготовить товар и уведомить об этом покупателя. Таким образом, он должен лишь оформить ТОРГ-12. Отправителем продукции является покупатель, который становится собственником товара (если это не входит в разрез с договором) во время передачи груза перевозчику от продавца (ст.223 п.1 и ст. 458 п. 2). В связи с этим, оформлением трех экземпляров бланков транспортной накладной должен будет заниматься покупатель.
Необходимость в заполнении накладной появляется в тех ситуациях, когда транспортировкой товара занимается внешний перевозчик или продукция идет прямым путем от поставщика к заказчику. Транспортный документ должен быть заполнен в трех экземплярах : первый бланк ТН забирает себе отправитель, следующий экземпляр – получатель, а третий бланк ТН остается у фирмы-перевозчика, причем, эта компания должна иметь столько образцов, сколько автомобилей задействовано в перевозке продукции (Новые правила, п. 10).
Оформление транзитных грузов
Таможенное оформление транзитных грузов — сложная процедура, к которой следует подходить со всей ответственностью, иначе при малейшей ошибке он не сможет продолжать дальнейшее следование к пункту назначения.
- Оформление транзитных грузов осуществляется в том же порядке, как для грузов, прибывающих на территорию страны.
- Товары перевозятся в опечатанной таре или упаковке, при этом должна отсутствовать возможность извлечения единицы товара без видимых наружных повреждений упаковки.
- Для оформления транзитного груза необходимы такие документы, как внешнеэкономический контракт, платежные документы, подтверждающие участие в договоре представителей третьих лиц, транспортные документы, показывающие, что конечный пункт находится за пределами страны.
- После прохождения таможни оформляется транзитный документ, копия которого направляется в таможню места назначения и после прохождения этой точки, на таможню первого государства сообщается об окончании процедуры транзитной перевозки. Если этого не произошло, перевозчик обязан уплатить таможенные пошлины, как если бы товар был реализован на территории транзитного государства (исключая обстоятельства непреодолимой силы).
- Транзитный груз может быть подвергнут проверке на любом этапе следования и в случае выявления нарушений его дальнейшее перемещение невозможно.