Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездные проверки ИФНС: все о сроках». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая проверка проводится редко, а главное только в соответствии с планом выездных проверок, который составляется налоговой. При выездной проверке инспекторы могут проверить период, который не превышает трех календарных лет, не считая года проверки.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Как пройти налоговую проверку: оцениваем свои риски
Компания может самостоятельно оценить свои риски подпасть под выездную налоговую проверку. Для этого можно использовать общедоступные критерии из приложения 2 к Приказу № ММ-3-06/333@.
Вероятность попасть в план выездных проверок повышается у компаний, которые:
- имеют низкую налоговую нагрузку;
- низкорентабельны;
- указывают размеры зарплат сотрудников ниже отраслевого уровня в регионе;
- на протяжении двух и более лет отражают убытки в налоговой отчётности;
- имеют значительные суммы налоговых вычетов за отчётные периоды (свыше 89% от НДС);
- динамика роста расходов компании выше динамики роста доходов;
- компания неоднократно приближается к предельным показателям, позволяющим применять налоговый спецрежим;
- компания неоднократно снималась с учёта и ставилась на учёт в разных налоговых органах.
Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки
Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.
По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.
Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:
-
налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;
-
убытки в течение 2-х лет подряд;
-
высокая доля вычетов НДС (более 89%);
-
расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);
-
среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе
-
частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);
-
расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;
-
всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;
-
непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);
-
смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;
-
существенное отклонение уровня рентабельности;
-
ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).
На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Как проводится выездная налоговая проверка
Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.
Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.
В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:
- выемка документов и предметов;
- допрос свидетелей;
- назначение экспертизы;
- осмотр;
- инвентаризация имущества;
- привлечение специалиста, переводчика.
Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).
Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.
В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.
Выездная проверка может быть продлена на срок до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 (письмо Минфина от 20.11.2009 № 03-02-07/1-516). Примером такого случая является наличие у организации 10 и более обособленных подразделений. Что касается прочих оснований для продления проверки на 6 месяцев, то закон их точно не определяет. То есть в каждой конкретной ситуации специалисты ФНС принимают решение самостоятельно.
Но это не значит, что продлевать проверку можно безосновательно. Если налогоплательщик усомнился в целесообразности такого решения ФНС, он может обратиться в суд. В практике есть примеры, когда арбитры подтверждали — оснований для продления проверки нет (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013 по № А43-17631/2012).
Как налоговая проверяет доходы ИП на УСН 6, 15 и ЕНВД
Стоит понимать, что упрощенная ставка – это словно «красная тряпка» для налоговиков. Ведь отчисления в пользу бюджета в таком ракурсе серьезно сокращаются. И они будут проверять законность этой формы всеми доступными способами. Вот почему нелишним будет привлечение экспертов к заполнению деклараций, а также профессиональных юристов, которые смогут проконсультировать вас по всем аспектам этого формата налогообложения.
Если же у вас в штате компетентных специалистов нет, то заплатите аутсорсинговым компаниям. Стоимость их услуг будет несоизмеримо меньше, чем потенциальный размер санкций, которые наложат налоговики, если смогут найти хотя бы малейшее несоответствие. И не забываем про правильное программное обеспечение, которое также позволит защитить отчетность от ошибок.
Отмена плановых проверок по онлайн-кассам
Федеральный закон №170 от 11 июня 2021 года вносит изменения в Федеральный закон №54 об онлайн-кассах. Поправки касаются изменений правил контроля применения кассовой дисциплины, в том числе полноты учета выручки по онлайн-кассам. Изменения вступают в силу в марте 2022 года. Сами по себе проверки контрольно-кассовой техники (ККТ) получают другое название: «контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о применении ККТ». Такой порядок означает, что контролировать применение кассовой дисциплины с марта 2022 года будет не 54 ФЗ, а 248 ФЗ от 31.07.2020. Осуществлять проверки по-прежнему будет ИФНС. Плановые проверки больше проводиться не будут. Они станут внеплановыми. О проведении контрольных выездных мероприятиях предупреждать больше не будут. Помимо вышесказанного добавился еще один пункт: теперь налоговые проверки могут производиться по месту нахождения налогоплательщика и онлайн-кассы, даже в жилых помещениях.
Период камеральной налоговой проверки
При осуществлении налоговой камеральной проверки контрольные мероприятия осуществляются на основании анализа документации, имеющейся в распоряжении ФНС. При этом камеральные проверочные мероприятия могут осуществляться исключительно в отношении периода, за который налогоплательщик документы предоставил. То есть в том случае, когда предприятие направило декларацию по НДС за 2-й квартал 2017 года, в рамках камеральных проверочных процедур ФНС может проконтролировать правильность расчета рассматриваемого налога только за данный квартал. В то же время для проведения проверочных мероприятий специалисты ФНС имеют право использовать данные иных отчетных периодов.
Если по итогам камеральных проверочных процедур налоговая служба делает заключение, не относящееся к периоду, за который была направлена декларация или расчет, это является нарушением и поводом подать возражения на акт проверки ФНС. Такое решение по результатам проверочных процедур должно быть аннулировано в части, выходящей за рамки допустимого для осуществления проверки периода.
Период за пределами трех лет
Увеличение глубины проверки допускается, если плательщик:
- Подал уточненку за период, который выходит за рамки стандартной глубины ВП (п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом допускается и повторная ВП этого периода, если в уточненке окажется снижен налог к уплате или прирастет убыток или сумма налога (сбора) к возмещению;
- Участник РИП (в том числе бывший). Изучать с ВП могут отрезок глубиной до 5 лет, если по проекту капвложения должны были сделать в течение 5 лет со дня включения в реестр участников РИП;
- Инвестор или оператор по соглашению о разделе продукции (СРП). Смотреть могут любой период в течение срока действия СРП (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
- Исключен из реестра резидентов ОЭЗ в Калининградской области. За пределами трехлетнего периода могут ревизовать (п. 10 ст. 288.1, п. 7 ст. 385.1 НК РФ):
- налог на прибыль — в части прибыли от реализации инвестпроекта;
- налог на имущество — по имуществу, которое было создано или приобретено при реализации инвестпроекта.
Как назначается выездная проверка
ВП назначает своим решением руководитель налогового органа или его заместитель (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 89.1 НК РФ).
Копию решения должны вручить проверяемому.
Назначить ВП могут любому юрлицу, ИП или физлицу, кого ИФНС сочтет нужным проверить, но в рамках условий, о которых мы рассказали выше (ограничений по предмету, проверяемому периоду и т.д.).
Если налогоплательщик поменял специальный правовой статус, начал или прекратил заниматься определенной деятельностью, перешел под действие специальных налоговых режимов, это не будет препятствием для назначения проверки. Например, можно проводить ВП в отношении «закрывшегося» ИП, если проверка укладывается в параметры общих ограничений (Письмо Минфина России от 16.11.2020 N 03-02-08/99520).
Напомним, что ФНС не выкладывает в публичный доступ никаких планов по ВНП. О назначенной ВП плательщик может узнать только тогда, когда инспектора предъявят ему решение.
С вопросом, какой период проверяет выездная налоговая проверка, тесно связан другой – о сроке назначения выездных мероприятий.
Момент назначения выездной ревизии отдан на откуп налоговой практике. Обычно это происходит, когда прошли сроки сдачи итоговой отчетности по налогам, которые интересуют ИФНС. Кроме того, инспекторы всегда стараются выездной налоговой проверкой охватить периоды по налогу целиком. То есть, завершенные. Иначе опять же – нечего проверять.
Имейте в виду: старые «налоговые грехи», выходящие за рамки трех лет, которые вдруг обнаружат инспекторы, не должны вести за собой негативных налоговых последствий. Застарелые недочеты и т. п. не могут стать причиной доначислений.
ПРИМЕР
Инспекторы в рамках выездной проверки имели право изучить период с 2014 по 2016 год. В то же время, они нашли у фирмы кредиторскую задолженность, с которой нужно было решить вопрос в налоговом учете еще в 2012 году. При таком исходе, доначисление налога будет незаконным. Фирма может обратиться к вышестоящим налоговикам, в суд и рассчитывать на свою победу.
В этом свете напомним об уточненной отчетности. Инспекторы могут вынудить подать такую декларацию за период ошибки, который выездная проверка уже не охватывает. Следовательно, тем самым они обеспечат себе возможность выйти за давность текущей проверки. Так что, будьте бдительны.
Когда и в течение какого времени проводится повторная ВНП
Законодательством не установлены специальные сроки для повторной ВНП. Из п. 6 ст. 89 НК РФ можно сделать вывод о том, что повторная выездная налоговая проверка проводится в течение 2 месяцев. Срок при наличии исключительных обстоятельств может быть продлен до 4–6 месяцев. Повторная ВНП может быть приостановлена, продлена по основаниям и в порядке, рассмотренным в настоящей статье ранее.
Согласно подп. 1 п. 10 ст. 89 НК РФ в ходе повторной ВНП вышестоящий орган проверяет как налогоплательщика, так и подчиненный налоговый орган. В этом выражается ее двуединая природа (см. постановление КС РФ от 17.03.2009 № 5-П). Данное обстоятельство послужило причиной возникновения мнения о том, что ее назначение возможно только после вынесения решения нижестоящим органом, проводившим предыдущую проверку. Однако суды его не восприняли.
ВАЖНО! Сложившаяся практика не связывает возможность проведения повторной ВНП с предварительным вынесением решения нижестоящим налоговым органом. Суды считают, что новая проверка может быть назначена и проведена до окончания рассмотрения результатов предыдущей (постановления АС МО от 21.12.2015 по делу № А40-57636/2015, АС ДВО от 23.03.2016 по делу № А80-231/2015).
Какими документами оформляется изменение сроков
Для приостановления/возобновления/продления сроков контрольных мероприятий необходимо составление документов в соответствии с регламентированной формой.
Решение |
Основание |
Форма |
О продлении |
П. 6 ст. 89 НК РФ, приложение 4 к приказу № ММВ-7-2/189@ |
Приложение 2 к приказу № ММ-3-06/281@ |
О приостановлении |
П. 9 ст. 89 НК РФ |
Приложения 5, 6 к приказу № ММВ-7-2/189@ |
О возобновлении |
Как предпринимателю вести себя в случае проверки
Запомните одну важную деталь: инспектор ФНС может прийти в ваш офис только с решением вышестоящего руководства, причем не допускается только указание фамилии руководителя, обязательна расшифровка.
Кроме этого, вам следует:
- Попросить у инспектора перечень вопросов, которые имеются к вам. Это информация несекретного характера, поэтому вы имеете право ознакомиться с ней;
- Постарайтесь дать разъяснения по всем нюансам, которые неясны для инспектора;
- Внимательно относитесь к требованиям проверяющего, обдумывайте, какие последствия могут быть в будущем;
- По возможности исправьте все мелкие недочеты;
- Фиксируйте нарушения, которые допускают ревизоры;
- Сохраняйте максимальное спокойствие, не стоит нервничать, а тем более грубить проверяющим.