Чем грозит неверный код ТН ВЭД в декларации?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит неверный код ТН ВЭД в декларации?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Избежать ошибок при декларировании товаров поможет квалифицированный таможенный брокер. Компания ТАЙСУ-ТБ имеет 20-ти летний опыт работы в сфере таможенного оформления. У нас есть собственный штат квалифицированных декларантов, которые знают все тонкости проведения таможенного контроля. Мы заранее готовим все необходимые документы для таможни, чтобы выпуск товара прошел без замечаний.

Недекларирование товаров

Недекларирование товаров при перемещении их через границу подразумевает под собой фактическое отсутствие действий, направленных на фактическое декларирование товара или его части. То есть, физическое или юридическое лицо не предприняли никаких действий для того, чтобы задекларировать товар. По сути, при недекларировании речь идет о бездействии лица, которое должно было задекларировать товар.

Самым распространенным примером недекларирования товаров физическим лицом является ситуация, в которой пассажир, пересекая границу по «зеленому коридору», имел при себе товар, подлежащий декларированию. Например, дорогостоящий товар, стоимость которого превышала установленные лимиты. В таком случае таможенные органы возбуждают дело по недекларированию товара.

Примером недекларирования товара юридическим лицом может быть ситуация, в которой при поставке товара в адрес декларанта помимо заявленных товара в ходе досмотра таможня обнаруживает еще иной товар. Достаточно часто подобные ситуации возникают, когда отправитель по своей инициативе направляет комплетуарный или промотовар. Например, несколько образцов другой продукции. Зачастую декларант может и не знать о таком «подарке», за недекларирование которого ему придется нести ответственность, предусмотренную КоАП РФ.

Далеко не все импортеры знают, что по закону у таможни есть право проводить проверки в течение трех лет с момента, когда товар прошел пограничный контроль. При этом таможенники в одностороннем порядке могут пересматривать результаты проверки и доначислять пошлину. В таком случае предприниматели узнают об увеличении платежа после того, как реализовали товар, и включить дополнительные издержки в наценку уже не могут.

— Наша компания импортирует из Китая электродвигатели для зернодробилок, — рассказывает коммерческий директор челябинской фирмы Павел Гончаров. — В сентябре текущего года таможня инициировала досмотр нашей продукции. Вскрыли контейнер, изъяли двигатели на экспертизу, а спустя примерно месяц вынесли решение о том, что товар неправильно классифицирован.

По его словам, почти три года фирма ввозит и декларирует продукцию под одним и тем же таможенным кодом (ТНВЭД — товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. — Прим. ред.). Проверив партию, таможенный орган неожиданно классифицировал товар иначе — и обложил 11-процентной пошлиной.

Если таможенники посчитают, что декларант указал не все важные сведения о товаре, ему грозят не только доначисления за весь период поставки товара, но и серьезные санкции

— Мы уже понесли ощутимые потери: убытки в связи с задержкой товара, удержание с расчетного счета предприятия таможенным органом доначисленной пошлины за очередную партию. Но самая большая проблема в том, что таможенный орган может задним числом доначислить пошлину за поставленные ранее партии товара, — говорит Павел Гончаров. — Таможенники подняли декларации за весь период поставок, и сейчас проводится камеральная проверка. Ввиду того что сумма доплаты может составить 7-10 миллионов рублей, нам можно сразу сворачивать бизнес.

По утверждениям представителей таможни, доначислять платежи они имеют право за последние три года. И, если посчитают, что декларант указал не все важные сведения о товаре, в связи с чем продукция проходила по другому коду ТНВЭД, предпринимателю грозят не только доначисления за весь период поставки товара, но и серьезные санкции.

— Таможенный орган обращает внимание на то, насколько детально товар описан в 31-й графе декларации, и только после этого оценивает правильность классификации, — рассказывает заместитель начальника Челябинской таможни по экономической деятельности Станислав Васев. — Если товар описан достоверно, но участник внешнеэкономической деятельности ошибся с кодом, то код меняется, доначисляются платежи. Если же ключевые технические или качественные характеристики товара указаны неверно, что повлияло на его классификацию, то это можно расценивать как административное правонарушение, санкции по которому могут составлять до двух неуплаченных в бюджет суммовых разниц. Когда разница существенная, декларант рискует попасть и под уголовную ответственность.

Впрочем, ошибки порой допускают и сами инспекторы.

— Бывают товары, которые можно классифицировать по-разному. Речь в первую очередь идет о сложном технологическом оборудовании, когда мало определить его основную функцию, нужно еще и доказать, что оборудование представляет собой единый комплекс, который классифицируется отдельным кодом, — поясняет бывший начальник отдела таможенного контроля Наталья Сумина. — Проверить, выносились ли классификационные решения по конкретному товару, можно на сайте Таможенного союза. Если принципиальные решения в отношении конкретного товара уже принимались, то доказать иное и уменьшить тем самым таможенные платежи предпринимателю будет крайне сложно.

Другим способом избежать спорных ситуаций, по мнению таможенников, можно, получив предварительное решение. Его оформляют в любом таможенном управлении после оплаты госпошлины в размере 5000 рублей. Этот документ гарантирует, что ни у одного таможенного органа не возникнет сомнений в правильности данных, указанных в декларации. Однако, ввиду того что оформление такого разрешения занимает 90 дней, этот вариант подойдет только тем предпринимателям, которые ввозят регулярно один и тот же товар.

— Предварительное решение выдает вышестоящий таможенный орган, — поясняет управляющий партнер юридической компании Петр Лесников, — и его позиция будет соответствовать позиции таможни — выберут код товара, по которому ставка выше, с целью повышения собираемости таможенных платежей. В этом случае вариантов у участника ВЭД нет — не обжаловать же предварительное решение!

— Если декларант принципиально не согласен с мнением таможенных органов, необходима независимая экспертиза. Ее можно провести самому в любой экспертной организации. Если на одной чаше весов будет заключение таможни, таможенной лаборатории, то на другую чашу весов должны лечь две другие независимые экспертизы. И когда речь идет о больших суммах, нужно спорить и доказывать, — советует Наталья Сумина. — В этом случае только суд поможет. Если он встанет на сторону предпринимателя, то убытки ему возместит федеральный бюджет.

Комментарий к статье.

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц декларировать перемещаемые товары и транспортные средства через таможенную границу ТС.

Объективная сторона рассматриваемого состава административного правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством ТС. Противоправное деяние, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (ценные бумаги, денежные обязательства, фьючерсы, опционы и т.п.), не может быть квалифицировано по ч. 1 настоящей статьи. Под декларированием, в соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 4 ТК ТС, понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Декларантом, в свою очередь, признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (п. 6 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Приведенные положения позволяют признать, что недекларированием товаров является уклонение декларанта или лица, действующего от имени декларанта, от заявления таможенному органу сведений о перемещаемом через таможенную границу ТС товаре, подлежащего декларированию.

Субъекты — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

Читайте также:  Нарушение режима труда и отдыха водителей – нормы и штрафы

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

2. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 настоящей статьи, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу ТС достоверно декларировать указанные товары.

Объективная сторона рассматриваемого состава правонарушения характеризуется противоправным деянием, выразившимся во внесении в таможенную декларацию недостоверных сведений о наименовании товара, его описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения товара, об их таможенной стоимости либо других сведений. Причем данная недостоверная информация должна служить или может служить цели освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Это означает, что цель является важным квалификационным признаком объективной стороны рассматриваемого состава административного правонарушения. Классификационный код единой ТН ВЭД представляет собой применяемую таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности систему классификации товаров, предназначенных для их кодирования и идентификации в целях проведения таможенных операций. Страной происхождения товара в соответствии с ч. 1 ст. 58 ТК ТС считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством ТС. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров. Таможенной стоимостью признается стоимость товара, определяемая в соответствии с международными соглашениями государств-участников ТС и используемая для целей обложения товара пошлиной, внешнеэкономической и таможенной статистики, применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Пункт 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 предусматривает положения о разграничении ч. ч. 1 и 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Приведенный документ отмечает, что ч. 1 комментируемой статьи установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, т.е. таможенному органу не заявлен весь товар либо его часть. Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 комментируемой статьи, при условии что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Субъектами рассматриваемого состава правонарушения являются физические и юридические лица — декларанты и юридические лица — таможенные представители и их должностные лица. Таможенным представителем признается юридическое лицо государства — члена ТС, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС (п. 34 ч. 1 ст. 4 ТК ТС). Физические лица — субъекты данного состава административного правонарушения могут быть как граждане РФ, иностранные граждане, так и лица без гражданства, достигшие 16-ти летнего возраста, а также индивидуальные предприниматели, которые несут ответственность наравне с юридическими лицами.

Субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

3. Комментируемый состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 настоящей статьи, закрепляет следующий признак объективной стороны, который заключается в противоправности деяния, выраженного в недостоверности внесения в таможенную декларацию сведений о товаре или представления недействительных документов (п. 2 примечания к ст. 16.1 КоАП РФ). Сообщение недостоверных сведений или предоставление недействительных документов должно служить цели несоблюдения установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии ТС и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС, запретов и ограничений (см. комментарий к ч. 4 ст. 16.1 КоАП РФ).

Субъект и субъективная сторона — см. комментарий к ч. 1 ст. 16.1 КоАП РФ.

4. Примечание к комментируемой статье посвящено исчислению размера административного наказания в виде административного штрафа. Части 1 и 2 комментируемой статьи предусматривает относительно неопределенную санкцию в виде административного штрафа, размер которого зависит от размера стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, или суммы, подлежащей уплате таможенных пошлин или налогов. Закрепленное в примечании положение касается расчета санкций, закрепленных в ч. 1 комментируемой статьи. Примечание предусматривает правило, в соответствии с которым административный штраф, налагаемый на граждан РФ, иностранных граждан или лиц без гражданства, определяется посредством вычитания из суммы цены товара, являющегося предметом административного правонарушения, стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС с освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, предусмотренных законодательством государств-участников ТС.

Взаимосвязанные положения ч. 1 ст. 16.2 и ч. 2 ст. 27.11 КоАП РФ признаны непротиворечащими Конституции РФ в той мере, в какой они предполагают возможность применения более высоких штрафных административных санкций в отношении юридических лиц, устанавливая тем самым для них повышенную ответственность за соблюдение таможенных правил при ввозе на таможенную территорию товаров, подлежащих декларированию, по сравнению с ответственностью физических лиц, ввозящих товары для личного пользования (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2012 N 28-П).

Юридическая помощь адвоката при привлечении к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» , по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей»

Привлечение к ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров» и по ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей» наиболее распространено таможенными органами.

Условно разграничить привлечение к административной либо уголовной ответственности можно по сумме неуплаченных таможенных платежей, которые возникли в результате недекларирования либо недостоверного декларирования товара, так как вследствие недекларирования либо недостоверного декларирования товара таможня осуществляет расчет этой суммы неуплаченных таможенных платежей.
Расчет суммы неуплаченных таможенных платежей может быть осуществлен как до выпуска товара, так и после его выпуска.

Неуплаченные таможенные платежи могут возникнуть в результате «корректировки таможенной стоимости» , решения о классификации товара и изменения кода товара по ТН ВЭД, отмены преференции по уплате таможенных платежей и применения сертификата формы «А» и .т.п., что влечет вынесения таможней решения о внесении дополнений/ изменений в сведения таможенной декларации.

Для определения стоимости товара, ввозимых физическими лицами, таможенные органы назначают проведение таможенной экспертизы, как правило в «своих» экспертных учреждениях – ЦЭКТУ ФТС — Центральное Экспертно-Криминалистическое таможенное управление Федеральной таможенной службы. Соответственно заключение по стоимости товара по экспертизе ЦЭКТУ в большинстве случаев бывает существенно завышенным относительно фактической стоимости товара.

Примечанием к статье 194 УК РФ определено , что уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Принципы классификации

Код ТН ВЭД состоит из 10 цифр, объединенных в группы. Каждая из них имеет свое значение:

  1. 2 первые цифры — группа.
  2. 4 первые цифры — позиция.
  3. 6 первых цифр — субпозиция.
  4. 8 первых цифр — подсубпозиция.
  5. 10 цифр — полный код товара.

Чтобы определить, к какой категории относится товар, необходимо знать его признаки. На их основе можно выбрать раздел и группу. Формирование разделов в ТН ВЭД основывается на:

  • происхождении товара;
  • его принадлежности к определенной отрасли производства;
  • предназначении;
  • химическом (компонентном) составе.

Для определения группы по ТН ВЭД следует опираться на:

  • функционал;
  • степень обработки;
  • химический и компонентный состав;
  • материал;
  • технологию производства.

Комментарий к ст. 16.2 КоАП РФ

1. О статусе товаров и транспортных средств см. п. 2 комментария к ст. 16.1.

2. Товары подлежат декларированию таможенным органам при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима, а также в других случаях, установленных ст. 183, 184, 391 Таможенного кодекса РФ.

Читайте также:  Собственник квартиры и «прописанный»: отличия в правовом статусе

Декларирование товаров производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным способом, предусмотренным Таможенным кодексом РФ в письменной, устной, электронной или конклюдентной форме, сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей. Декларирование товаров производится декларантом либо таможенным брокером (представителем) по выбору декларанта (ст. 123, 124 Таможенного кодекса РФ). Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в таможенной декларации, определен п. 3 ст. 124 Таможенного кодекса РФ. Место декларирования товаров и сроки подачи таможенной декларации установлены соответственно ст. 125, 129 Таможенного кодекса РФ, об особенностях статуса декларанта см. ст. 126 Таможенного кодекса РФ.

Согласно Методическим рекомендациям по квалификации административных правонарушений в области таможенного дела (нарушений таможенных правил) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП, выражается в недостоверном декларировании, т.е. в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 данной статьи КоАП, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об их таможенном режиме, однако этот перечень не является исчерпывающим.

Противоправным согласно диспозиции данной части статьи признается заявление недостоверных сведений только в таможенной декларации или в документе иной формы декларирования. Таким образом, данная статья применима при ненадлежащем выполнении обязанности по декларированию товаров и транспортных средств только в случаях, если установленная форма декларирования предполагает наличие документа. При этом представляется, что такой документ может содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме, например электронной, установленной Временными правилами таможенного оформления и таможенного контроля при заявлении в электронной форме сведений о товарах и транспортных средствах, утвержденными Приказом ГТК России от 29 июля 2002 г. N 801.

Предметом правонарушения при недекларировании выступают те товары и транспортные средства, сведения о которых заявлены не были, а при недостоверном декларировании — те товары и транспортные средства, сведения о которых были заявлены недостоверно. При этом необходимо учитывать, что в случае заявления недостоверных сведений о количестве товаров предметом административного правонарушения следует признавать только ту часть товара, в отношении которой не были выполнены требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению, т.е. не указанную в таможенной декларации часть товара. Иной подход с точки зрения негативных для лица последствий в виде имущественных санкций не будет обеспечивать соблюдение конституционно закрепленного принципа справедливости наказания и его соразмерности совершенному деянию, на необходимость соблюдения которого неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации.

Субъектом ответственности при недекларировании является физическое или юридическое лицо, на которое в соответствии с таможенным законодательством возложена обязанность декларировать товары и транспортные средства.

В соответствии со ст. 126 Таможенного кодекса РФ в качестве декларанта имеют право выступать лица, указанные в ст. 16 Таможенного кодекса, а также любые иные лица, правомочные в соответствии с гражданским законодательством РФ распоряжаться товарами на таможенной территории РФ, при соблюдении условия, предусмотренного п. 2 ст. 126 Таможенного кодекса.

Субъектом нарушения таможенных правил, выражающегося в недостоверном декларировании, является лицо, выступавшее в качестве декларанта, поскольку именно оно заявляет таможенному органу недостоверные сведения о товарах, чем совершает противоправное деяние.

3. О перечне документов, используемых в качестве таможенных деклараций при декларировании товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, товаров и транспортных средств, таможенный режим которых изменяется, а также, в случаях, определяемых актами законодательства РФ, при декларировании других товаров и транспортных средств см. письмо ГТК России от 30 сентября 1998 г. N 01-15/20413. О декларировании иностранных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, см. письмо ГТК России от 13 марта 1998 г. N 11-06/4963.

Правила заполнения грузовой таможенной декларации при декларировании товаров, помещаемых под таможенные режимы, отличные от таможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, свободной таможенной зоны и транзита, утверждены Приказом ГТК России от 1 июня 1999 г. N 330 (зарегистрирован в Минюсте России 5 августа 1999 г. N 1857).

Согласно ст. 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории РФ, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона. Представление данных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства (см. также подп. А — В п. 7 комментария к ст. 13.12).

4. Порядок подачи декларантом и принятия таможенным органом грузовых таможенных деклараций (ГТД), в том числе временных, неполных, временных периодических, заполненных на бланке формы ТД1 (основной лист) и на дополнительных бланках формы ТД2 (далее — добавочный лист), которые используются при декларировании в одной таможенной декларации товаров разных наименований; перечень документов для проверки сведений, заявленных в ГТД, а также порядок их представления; порядок оформления запроса таможенного органа о представлении дополнительных документов, необходимых для таможенных целей; условия внесения изменений и дополнений в ГТД или ее изъятия определены Правилами приема грузовых таможенных деклараций, утвержденными Приказом ГТК России от 29 ноября 2002 г. N 1284 (зарегистрирован в Минюсте России 3 февраля 2003 г. N 4167).

Согласно п. 2, 4 — 7 указанных Правил декларирование товаров с подачей ГТД производится тому таможенному органу (таможенному посту, таможне), который уполномочен принимать ГТД и в котором в соответствии с законодательством РФ о таможенном деле, в том числе с нормативными правовыми актами ГТК России, производится таможенное оформление товаров.

На ввозимые товары ГТД должна подаваться в сроки, не превышающие 15 дней со дня представления товаров и транспортных средств указанному таможенному органу.

Как компании сэкономить, но в рамках закона?

Самый верный способ — чётко следовать требованиям законодательства. Административные штрафы за несоблюдение установленных правил весьма внушительные. Существует ряд правил, соблюдая которые можно избежать чрезмерных расходов и проблем с законом:

  • Вопросами сертификации должны заниматься профессионалы. Это могут быть штатные сотрудники либо специалисты сертификационного центра.
  • Мониторинг рынка услуг. Прейскуранты в лабораториях и органах по сертификации могут значительно отличаться.
  • Осторожное отношение к низким ценам, быстрым срокам. Если реклама компании обещает получение протокола без предоставления образцов, испытания и оценку соответствия за 1-2 дня, документация будет поддельной. Когда данный факт раскроется, ответственность понесёт заявитель.
  • Сомнения в подлинности документов, порядочности партнёра стоит проверять сразу. Любое заинтересованное лицо вправе подтвердить подлинность документа в реестре ФСА.

Согласно ст. 20 ТК ЕАЭС классификацию товаров осуществляет декларант и иные лица. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенным органом.

Под иными лицами в соответствии с законодательством понимаются как таможенные органы, так и таможенный представитель, которому декларант может поручить осуществление классификации товаров.

При этом субъектом, принимающим решения о классификации товаров в Республике Беларусь и осуществляющим проверку достоверности сведений, указанных в декларации на товары, в том числе о классификационном коде товара, является исключительно таможенный орган Республики Беларусь.

В силу пункта 4 статьи 20 ТК ЕАЭС коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, для классификации товаров обязательными не являются.

Поэтому указанный в товаросопроводительных документах (например, инвойсе) код товара не будет являться основанием для его принятия таможенным органом.

Классификация товаров осуществляется исходя из сведений о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации с учетом:

  • Основных правил интерпретации ТН ВЭД;
  • Примечаний и Пояснений к ТН ВЭД;
  • Рекомендаций и разъяснений по классификации товаров, которые даны Всемирной таможенной организацией;
  • Решений (разъяснений) Евразийской экономической комиссии.
Читайте также:  Как переселиться из аварийного дома

Комментарий к Статье 16.2 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.

В соответствии с Таможенным кодексом декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ либо таможенный режим которых изменяется. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах. Форма, порядок декларирования, перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Федеральной таможенной службой РФ.

Достоверное декларирование товаров означает их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Субъектом правонарушения является декларант (лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер).

3. Дела по комментируемой статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа, а в случае назначения конфискации дело подлежит рассмотрению судьей. По данной статье предусмотрены следующие административные наказания:

— основное наказание в виде административного штрафа для граждан и юридических лиц — от одной второй до двукратной стоимости товаров или транспортных средств, для должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

— основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом занижения налоговой базы (ст. 122 Налогового кодекса). Таким образом, одно и то же деяние одновременно может порождать ответственность и по Налоговому кодексу, и по КоАП.

Как производится неполное декларирование

В НТД разрешено указывать не все сведения о товаре, но без некоторых данных таможенники ее все же не примут. К таким данным относятся:

  • документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;
  • документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в том числе в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по ТН ВЭД;
  • документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;
  • документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В случаях, когда декларант имеет право на получение льгот по уплате таможенных платежей или неприменение к товарам запретов и ограничений, установленных законодательством ТС, такие условия обязательно подтверждаются документально и предоставляются в таможенный орган.

Классификация товаров (стр. 1 из 2)

1. Классификация товаров

Классификация товаров — это разделение множества товаров на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект классификации — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким множеством выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, а для производителей продукции и/или исполнителей услуг — товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности.

Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация (назначение, сырье, материал изготовления, способ производства, отделки, обработки, конструкция, вид, размер, сорт).

Целью классификации являются систематизация, а также идентификация и прогнозирование свойств товаров. Систематизация достигается путем установления последовательности и взаимосвязей определенных классификационных группировок, полученных конкретным методом классификации

Существуют два метода классификации: иерархический и фасетный.

Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Особенностью метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. Основой деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа признаку является ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделены по своему основополагающему признаку. Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. а глубина классификации иерархическим методом равна 3. На практике глубина классификации не превышает 10.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации — это параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки.

Особенностью метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Благодаря этому фасетная система отличается большей гибкостью, возможностью ограничивать число признаков и группировок. Примером фасетного метода может служить классификация вин: по срокам выдержки — молодые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные. (таблица 1)

Таким образом, преимущества одного метода классификации выступают в качестве недостатков другого, т.е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в некоторых случаях их используют совместно. При классификации разными методами применяются общие и специфические правила. В этом случае можно говорить о системе классификации как о совокупности методов, правил, результатов классификации.

Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.

К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:

1) первоочередность наиболее общих признаков при делении множества на подмножества;

2) использование на каждой ступени только одного признака, имеющего принципиальное значение для этого этапа;

3) разделение объектов последовательно — от большого к меньшему, от общего к частному;

4) выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного;

5) необходимость установления оптимального числа признаков и ступеней, а также глубины.

К специфичным правилам классификации объектов при фасетном методе относятся:

1) примерно одинаковая значимость и независимость используемых классификационных признаков;

2) отсутствие общности классификационных признаков;

3) возможность дополнения количества признаков.

Комментарий к статье 16.2 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения является установленный таможенным законодательством порядок декларирования.

В соответствии с Таможенным кодексом декларированию таможенному органу подлежат товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ либо таможенный режим которых изменяется. Декларированием является заявление таможенному органу по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах. Форма, порядок декларирования, перечень сведений, необходимых для таможенных целей, определяются Федеральной таможенной службой РФ.

Достоверное декларирование товаров означает их точное описание, которое позволяет идентифицировать такие товары для таможенных целей и однозначно относить их к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

2. Субъектом правонарушения является декларант (лицо, перемещающее товары, и таможенный брокер).

3. Дела по комментируемой статье рассматривает таможенный орган в случае назначения административного наказания в виде административного штрафа, а в случае назначения конфискации дело подлежит рассмотрению судьей. По данной статье предусмотрены следующие административные наказания:

— основное наказание в виде административного штрафа для граждан и юридических лиц — от одной второй до двукратной стоимости товаров или транспортных средств, для должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

— основное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Указание в таможенной декларации недостоверных сведений о таможенной стоимости товара является, кроме того, фактом занижения налоговой базы (ст. 122 Налогового кодекса). Таким образом, одно и то же деяние одновременно может порождать ответственность и по Налоговому кодексу, и по КоАП.

Для чего определяется код ТН ВЭД

Каждому товару, заявленному в таможенной декларации, в зависимости от его химических характеристик, физических свойств, области его применения декларант должен присвоить соответствующий код по ТН ВЭД. Этот процесс является одним из ключевых при таможенном декларировании. Дело в том, что код ТН ВЭД определяет ставку ввозной/вывозной таможенной пошлины для товара и, соответственно, размер уплачиваемых таможенных платежей. Кроме того, от кода ТН ВЭД зависит применение к товару нетарифных мер, запретов и ограничений (иначе говоря, необходимость представления различных разрешительных документов). Еще один немаловажный момент: именно по коду ТН ВЭД таможенный орган контролирует уровень заявленной таможенной стоимости.

Вот почему декларант должен правильно определить код декларируемого товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...