Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Технические регламенты: понятие, виды, порядок разработки и принятия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государственными органами, контролирующими исполнение технических регламентов, являются федеральные органы исполнительной власти, субъектов РФ, различные государственные учреждения, которые имеют право проводит контроль. Должностные лица перечисленных органов осуществляют государственный контроль РФ.
Контроль исполнения требований ТР
К объектам государственного контроля относится продукция, производственные процессы, эксплуатация, условия хранения, характер перевозов, реализации и утилизации продукции.
Предмет контроля – это соблюдение требований ТР к данной продукции и т.п.
Государственный контроль продукции проводится только на этапе ее обращения.
Контролирующие органы вправе:
- Требовать предъявления продавцом декларации о соответствии или же сертификата соответствия, которые могут подтвердить соответствие товаров требованиям ТР;
- Выдавать предписания на устранение выявленных нарушений;
- Принимать обоснованные решения о запрете реализации товаров и приостановлении их производства в случаях, когда невозможно устранить выявленные нарушения требований ТР другими способами;
- Приостанавливать действие сертификата соответствия или декларации и соответствии;
- Привлекать продавца к ответственности, предусмотренной законом РФ.
Во всех случаях субъекты ответственности – это производитель, поставщик и продавец. Если нарушаются требования к продукции, то имеет место гражданско-правовая ответственность, которую определяет не само нарушение, а его последствия. Например, причинение вреда здоровью и жизни людей. Реализация ответственности проводится посредством возмещения всех убытков, а также взыскания неустойки. В некоторых случаях за нарушение требований ТР к товарам наступает уголовная ответственность. Такими случаями являются производство и обращение продукции, которая не отвечает требованиям безопасности.
К ним относятся такие документы:
- На продукцию табачную (ФЗ от 22.12. 2008 г. № 268).Данный закон содержит необходимые требования к табачной продукции, правила ее идентификации на территории России, а также содержит инструкции по проведению оценивания соответствия продукции установленным государством нормам.
- О требованиях по обеспечению пожарной безопасности (ФЗ от 22.07. 2008 г. № 123). Регулирует техническое обеспечение пожарной безопасности, содержит требования к объектам защиты.
- О безопасности сетей газораспределения и газопотребления (от 29.10.2010 г. № 870). Закон содержит требования к сети газораспределения и сети газопотребления, с целью защиты человеческого здоровья и жизни, сохранности физического и юридического имущества, а также для охраны окружающей среды. Данный закон не имеет распространение на газовые сети расположенные в жилых помещениях.
- О безопасности объектов для использования во внутренних водах(от 12.08.2010 г. № 623). Требования приняты правительством РФ к объектам внутреннего водного транспорта, к процессам проектирования, строительства и монтажа связанные с водным транспортом, к объектам инфраструктуры связанные с водным транспортом, процессы проектирования, строительства, монтажа связанные с инфраструктурой водного транспорта.
- О безопасности объектов морского транспорта (от 12.08.2010 г. № 620). Регламент принят постановлением правительства РФ в отношении морского транспорта, выпущенного на территории РФ, процессов связанных с эксплуатацией, утилизацией транспорта, а также с инфраструктурой, которая его обслуживает.
- О требованиях к безопасности крови, ее продуктов, кровозаменяющих растворов и применяемых технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии (от 26.01.2010 г. № 29). Регламент принят постановлением правительства и содержит требования к безопасности техрегулирования, правила по идентификации крови донора и ее компонентов, правила применяемые к упаковке донорской крови и ее компонентов. Объектами регулирования является кровь, полученная от донора, препараты, изготовленные из донорской крови, растворы для замещения крови, процессы по транспортировке, хранению крови, а также инструменты, используемые в процессе трансфузионно-инфузионной терапии.
- О безопасности зданий и сооружений (ФЗ от 30.12.2009 г. № 384). Объектом регулирования данного закона являются здания и сооружения для любого назначения, а также все процессы связанные с проектированием, монтажом, эксплуатацией, наладкой, утилизацией зданий.
Правительство РФ постепенно вводит в действие техрегламенты на продукцию, чтобы сделать систему стандартизации и техрегулирования более удобной и подробной. Специалисты сертификационного центра «Ростест» разъяснят все аспекты в данной сфере и окажут помощь в оформлении подтверждающей документации.
Органы власти не должны препятствовать свободному перемещению на рынке продукции, соответствующей требованиям технических регламентов.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 27. Знак обращения на рынке
1. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством Российской Федерации. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.
2. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.
Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.
В общем случае оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов может быть основана на следующих положениях:
— выполнение требований национальных стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований регламентов, соответствующих международным или региональным стандартам (презумпция соответствия);
— если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответствие требованиям технического регламента;
— с целью информирования о соответствии продукции требованиям технического регламента изготовитель или его официальный представитель (например, импортер) маркирует продукцию соответствующим знаком.
Технический регламент, принятый правительственным постановлением либо Федеральным законом, вступает в действие не раньше шести месяцев с даты официального опубликования. Утвержденный документ обязателен для исполнения на всей территории страны, всеми категориями граждан и организациями разных форм собственности. За нарушение принятых норм и стандартов законодательством предусматривается ответственность. Российская Федерация подписала международный договор о техрегламенте, который был ратифицирован внутригосударственными нормативными актами. Это значит, что вопрос соответствия стандартам регулируется не только в пределах страны, но и за ее границами. Это, в частности, актуально для предприятий, занимающихся поставками своей продукции за рубеж, а также импортирующих товар в Россию. Принятие техрегламентов в некоторой степени ужесточило контроль над качеством, сделав при этом нормы и стандарты более доступными для понимания. Благодаря этому реализация предписаний стала более четкой. Эффективность исполнения требований достигается за счет установленных мер ответственности за те или другие нарушения.
Порядок разработки технических регламентов
Порядок разработки технических регламентов определяется в ст. 9 и 9.1 закона № 184-ФЗ.
ТР, принятый международным соглашением РФ, разрабатывается по предусмотренной в нем процедуре. В том случае, если начало действия такого ТР отложено на определенный период, до наступления данного срока может быть разработан временный ТР, утвержденный подзаконным актом одного из следующих лиц (органов):
- главы государства;
- Правительства;
- Росстандарта.
Разработка ТР обычно происходит по следующей схеме:
- Проект ТР публикуется в «Вестнике Росстандарта» для его дальнейшей публичной критики.
- В течение 2 месяцев заинтересованные лица направляют свои комментарии и предложения по проекту.
- Проект корректируется на основании полученных комментариев и предложений.
- В «Вестнике Росстандарта» публикуется сообщение об окончании публичной критики проекта ТР.
- Проект ТР проходит проверку в экспертной группе.
- Проект постановления Правительства об утверждении ТР или заключение экспертной группы о возможности утверждения ТР (если он принимается актом Росстандарта) публикуется в «Вестнике Росстандарта».
- ТР принимается на заседании Правительства или Росстандарта.
- Текст утвержденного ТР раскрывается в «Вестнике Росстандарта».
К ним относятся такие документы:
- На продукцию табачную (ФЗ от 22.12. 2008 г. № 268).Данный закон содержит необходимые требования к табачной продукции, правила ее идентификации на территории России, а также содержит инструкции по проведению оценивания соответствия продукции установленным государством нормам.
- О требованиях по обеспечению пожарной безопасности (ФЗ от 22.07. 2008 г. № 123). Регулирует техническое обеспечение пожарной безопасности, содержит требования к объектам защиты.
- О безопасности сетей газораспределения и газопотребления (от 29.10.2010 г. № 870). Закон содержит требования к сети газораспределения и сети газопотребления, с целью защиты человеческого здоровья и жизни, сохранности физического и юридического имущества, а также для охраны окружающей среды. Данный закон не имеет распространение на газовые сети расположенные в жилых помещениях.
- О безопасности объектов для использования во внутренних водах(от 12.08.2010 г. № 623). Требования приняты правительством РФ к объектам внутреннего водного транспорта, к процессам проектирования, строительства и монтажа связанные с водным транспортом, к объектам инфраструктуры связанные с водным транспортом, процессы проектирования, строительства, монтажа связанные с инфраструктурой водного транспорта.
- О безопасности объектов морского транспорта (от 12.08.2010 г. № 620). Регламент принят постановлением правительства РФ в отношении морского транспорта, выпущенного на территории РФ, процессов связанных с эксплуатацией, утилизацией транспорта, а также с инфраструктурой, которая его обслуживает.
- О требованиях к безопасности крови, ее продуктов, кровозаменяющих растворов и применяемых технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии (от 26.01.2010 г. № 29). Регламент принят постановлением правительства и содержит требования к безопасности техрегулирования, правила по идентификации крови донора и ее компонентов, правила применяемые к упаковке донорской крови и ее компонентов. Объектами регулирования является кровь, полученная от донора, препараты, изготовленные из донорской крови, растворы для замещения крови, процессы по транспортировке, хранению крови, а также инструменты, используемые в процессе трансфузионно-инфузионной терапии.
- О безопасности зданий и сооружений (ФЗ от 30.12.2009 г. № 384). Объектом регулирования данного закона являются здания и сооружения для любого назначения, а также все процессы связанные с проектированием, монтажом, эксплуатацией, наладкой, утилизацией зданий.
Правительство РФ постепенно вводит в действие техрегламенты на продукцию, чтобы сделать систему стандартизации и техрегулирования более удобной и подробной. Специалисты сертификационного центра «Ростест» разъяснят все аспекты в данной сфере и окажут помощь в оформлении подтверждающей документации.
Основополагающие принципы при принятии решения о необходимости разработки технического регламента, как правило, включают в себя:
— идентификацию проблемы (в том числе ее природу и значимость);
— рассмотрение всех возможных вариантов подхода к проблеме;
— изучение возможного влияния на барьеры в торговле в случае признания технических регламентов как наиболее предпочтительного варианта;
— изучение возможности приоритетного принятия стандартов на конечную продукцию (например, эксплуатационные характеристики) вместо принятия предписывающих стандартов (например, конструкционные характеристики);
— изучение степени гармонизации с международными и региональными регламентами и международными и региональными стандартами;
— рассмотрение механизма оценки соответствия;
— изучение возможности пересмотра и контроля технических регламентов;
— обеспечение проведения необходимых консультаций;
— соблюдение правил разработки и принятия технических регламентов.
Продукция не может быть реализована на рынке, если она может оказать вредное воздействие на людей, домашних животных или имущество при ее использовании по назначению.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 29. Условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия
1. Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.
Для целей таможенного оформления продукции списки продукции, на которую распространяется действие абзаца первого настоящего пункта, с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов.
2. Продукция, определяемая в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления указанных в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи документов о соответствии.
3. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия и определяемой в соответствии с положениями абзаца второго пункта 1 настоящей статьи и с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.
Глава 3 Закона регулирует процесс стандартизации.
Под стандартизацией понимается процесс формирования правил и характеристик, которые подлежат неоднократному применению на добровольной основе, где целью является организация порядка в вопросах производства, оборота продукции, повышения конкурентоспособности.
Добровольный характер стандартов – результат реализации реформы ранее существующей системы стандартизации и сертификации.
Применяемые стандарты не должны вступать в противоречие с утвержденными техническими регламентами.
В общем случае оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов может быть основана на следующих положениях:
— выполнение требований национальных стандартов, являющихся доказательной базой выполнения требований регламентов, соответствующих международным или региональным стандартам (презумпция соответствия);
— если продукция не удовлетворяет требованиям таких стандартов или такие стандарты отсутствуют, то ее следует оценивать непосредственно на соответствие требованиям технического регламента;
— с целью информирования о соответствии продукции требованиям технического регламента изготовитель или его официальный представитель (например, импортер) маркирует продукцию соответствующим знаком.
В общем виде оценка соответствия включает государственный контроль (надзор), аккредитацию, испытания, регистрацию, подтверждение соответствия, приемку и ввод в эксплуатацию объекта и иные формы.
В техническом регламенте, как правило, содержатся требования по подтверждению соответствия продукции и осуществлению за ней государственного контроля (надзора). Вопросы, связанные с конкретным применением этих форм оценки соответствия в технических регламентах, приведены в 3.7 и в разделе 5 настоящих рекомендаций.
Другие формы оценки соответствия могут отражаться в техническом регламенте в случае, когда эти формы необходимы для достижения целей конкретного технического регламента.
Обязательное подтверждение соответствия проводится в формах декларирования соответствия и обязательной сертификации.
Федеральный закон «О техническом регулировании»
Статья 24. Декларирование соответствия
1. Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем: принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра) (далее — третья сторона). При декларировании соответствия заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющееся изготовителем или продавцом, либо выполняющее функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).
Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.
Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.
2. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.
3. При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны доказательств заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам, сформированным в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи:
включает в доказательственные материалы протоколы исследований (испытаний) и измерений, проведенных, в аккредитованной испытательной лаборатории (центре);
предоставляет сертификат системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации.
4. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.
5. Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя;
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
указание на схему декларирования соответствия;
заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
сведения о проведенных исследованиях, (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия декларации о соответствии;
иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.
Форма декларации о соответствии утверждается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.
6. Оформленная по установленным, правилам декларация о соответствии подлежит регистрации федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней.
Для регистрации декларации о соответствии заявитель представляет в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию оформленную в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей статьи декларацию о соответствии.
Порядок ведения реестра деклараций о соответствии, порядок предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и порядок оплаты за предоставление содержащихся в указанном реестре сведений определяются Правительством Российской Федерации.
7. Декларация о соответствии и составляющие доказательственные материалы документы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации о соответствии хранится в федеральном органе исполнительной власти по техническому регулированию.
Статья 25. Обязательная сертификация
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом.
2. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Установление обязательных требований
Раздел II. Формирование требований к объектам технического регулирования
Глава 4.Технические регламенты и установление обязательных требований
Технические регламенты
Понятия, цели и виды технических регламентов
Технический регламент (ТР)– документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам тех.регулирования и принятый:
или международным договором РФ,
или межправительственным соглашением,
или федеральным законом,
или указом Президента РФ,
или постановлением правительства РФ.
ТР принимаются в целях:
–обеспечения безопасности жизни, здоровья, имущества, и т.д.,
–обеспечения охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и т.д.
–предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Примечание: в последней редакции закона о техническом регулировании появилась еще одна цель: энергосбережение.
Объектами ТР являются:
–продукция,
–связанные с требованиями к продукции процессы её проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки утилизации т.д. (ЖЦП).
ТР должен содержать необходимые требования к указанным объектам, обеспечивающие выполнение целей ТР.
В ТР концентрируются все требования, обеспечивающие безопасность и направленные на защиту прав приобретателей.
По способу установления требований технические регламенты подразделяют на предписывающие и основополагающие.
Технические регламенты, непосредственно содержащие технические требования называют предписывающими.
Технические регламенты, в которых конкретные числовые характеристики устанавливаются путём ссылок на стандарт или свод правил, называют основополагающими.
Они являются наиболее эффективными в формировании единого рыночного пространства, о чём свидетельствует опыт стран ЕС и АТЭС.
В подготавливаемом к принятию проекте технического регламента «о безопасности низковольтного оборудования» имеются ссылки на 390 стандартов РФ.
Преимущества основополагающих технических регламентов заключается в возможности принятия разных технических решений при условии, что результаты оценки соответствия будут эквивалентны, что позволяет внедрять новые технологии.