Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Социально-экономическое значение налога на доходы физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С момента возникновения государства, налоги являются неотъемлемым элементом экономических отношений. Вместе с государством налоговая система изменяется и развивается. Она является необходимой для государства, так как это важнейший инструмент реализации экономической политики государства, а так же с её помощью государство реализует свои функции, в том числе и социально значимые.

Значимую роль в налоговой системе России играет налогообложение физических лиц, т. к. оно является одним из главных инструментов реализации политики государства по перераспределению доходов между различными социальными группами населения.

Налоги, уплачиваемые физическими липами, являются не только большой статьей доходов государства, но и помогают государству в регулировании существующего уровня дифференциации доходов населения.

Сохранению данного инструмента регулирования государства, а также недопущении уменьшения доли налогов, поступающих от налогоплательщиков-физических лиц, способствует налоговое администрирование. Оно представляет собой организационную и управленческую деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению поступления налогов, сборов и других налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, определенную законами и другими правовыми и нормативными актами.

Цель курсовой работы – проанализировать экономическое значение налогов с физических лиц.

Задачи курсовой работы:

  • Установить социально-экономическое значение налогов с физических лиц
  • Ознакомиться с видами налогов с физических лиц и их характеристикой
  • Проанализировать роль налогов с физических лиц в бюджете РФ
  • Охарактеризовать особенности налогов с физических лиц на примере НДФЛ
  • Проанализировать поступления основных налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ.

Предмет курсовой работы – установление причинно-следственную связь между экономическим значением налога с физических лиц и его практической реализацией.

Методологическую основу исследования составляют системный, экономический и статистический анализ.

Практическая значимость исследования заключается в выделении современных тенденций сбора НДФЛ.

Принятие в России нового Налогового кодекса выявило ряд острых проблем, требующих решения в ближайшее время. Многие из них связаны с введением новых ставок и льгот на доходы физических лиц. Существующий подход к налогообложению граждан не изменил коренным образом имеющиеся недостатки законодательства.

Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан.

В условиях рыночной экономики роль и значение налогов резко возрастает. Налоговая система оказывает существенное воздействие на экономику в целом. Она играет регулирующую роль в финансово-хозяйственной деятельности отдельных предприятий и в целом по стране.

Налоги в Российской Федерации уплачивают физические и юридические лица. Основными видами налогов, обеспечивающих большую долю поступлений в бюджет являются: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и налог на доходы физических лиц.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является основным в системе налогообложения населения. Налог на доходы физических лиц входит в пятерку налогов, обеспечивающих свыше 90% поступлений в федеральный бюджет России. Его уплачивают десятки миллионов российских граждан — более половины всего населения страны.

Налог с доходов физических лиц является одним из экономических рычагов в руках государства, с помощью которого оно должно решать зачастую трудно совместимые задачи: обеспечивать достаточные поступления в бюджеты всех уровней; регулировать уровень доходов населения и соответственно структуру личного потребления и сбережения граждан; стимулировать наиболее рациональное использование получаемых доходов; помогать наименее защищенным категориям граждан. Налогообложение доходов физических лиц обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать предпринимательскую деятельность, обеспечивать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Ведущая роль в налоговой системе налогообложения личных доходов граждан объясняется и тем, что тяжесть индивидуального налога на доходы физических лиц во многом определяет уровень обложения и другими налогами.

Налогообложение физических лиц чрезвычайно многообразно. Подоходное налогообложение получило наибольшее распространение после Первой мировой войны. Подоходный налог в каждой стране имеет свои особенности, обусловленные историческими, политическими, экономическими и иными факторами.

Объектом изучения в работе выступает налоговая система Российской Федерации и, в частности, налогообложение физических лиц.

Целью данной работы является выработка мероприятий по совершенствованию системы налогообложения физических лиц.

Читайте также:  Что является доказательством трудового и страхового стажа

К задачам следует отнести следующие:

— раскрыть налог на доходы физических лиц в экономической системе общества;

— исследовать порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;

— выявить пути совершенствования налога на доходы физических лиц.

Ставки налога по совокупному доходу, полученному в 1999 году (информация по состоянию на 8 января 2000 г.)

Размер совокупного облагаемого дохода, полученного в календарном году Ставка налога
в федеральный бюджет
Ставка налога в бюджеты субъектов Российской Федерации Общая сумма налога
До 30 000 руб. 3% 9% 12%
От 30 001 до
60 000 руб.
3% 2 700 р. + 12% с суммы, превышающей 30 000 р. 3 600 р. + 15% с суммы, превышающей 30 000 р.
От 60 001 до
90 000 руб.
3% 6 300 р. + 17% с суммы, превышающей 60 000 р. 8 100 р. + 20% с суммы, превышающей 60 000 р.
От 90 001 до
150 000 руб.
3% 11 400 р. + 22% с суммы, превышающей 90 000 р. 14 100 р. + 25% с суммы, превышающей 90 000 р.
От 150 001 руб. и
выше
3% 24 600 р. + 32% с суммы, превышающей 150 000 р. 29 100 р. + 35% с суммы, превышающей 150 000 р.

Шкала исчисления налога на наследство

При стоимости имущества от 850 до 1700 ММОТ
Ставка налога для наследников первой очереди (дети, родители) 5 процентов от суммы, превышающей 850 ММОТ
Ставка налога для наследников второй очереди (другие родственники) 10 процентов от суммы, превышающей 850 ММОТ
Ставка налога для других наследников 20 процентов от суммы, превышающей 850 ММОТ

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

  • Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).

Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.

Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.

Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:

  • владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;

  • пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.

Правила установления налоговых ставок:

  • налоговую ставку устанавливают в размере 13% в случае, если другое не установлено иными положениями главы 23 Налогового Кодекса Российской Федерации;
  • налоговую ставку устанавливают в размере 35% по отношению к следующим доходам:
    • стоимости абсолютно любых выигрышей и призов, полученных в конкурсах, играх и иных мероприятиях с целью рекламы товарной продукции, работ и услуг, по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (пункт 28 статьи 217);
    • доходов в % по банковским вкладам по части превышения суммы, исчисленной исходя из актуальной ставки рефинансирования Центрального Банка России, на протяжении периода, за который начислены % по вкладам в рублях (кроме срочных пенсионных вкладов, которые внесены на срок не меньше 6 месяцев) и 9% годовых по валютным вкладам;
    • суммы экономии на % в случае получения налогоплательщиком заемных средств по части превышения размеров, установленных в Налоговом Кодексе Российской Федерации (9% годовых по валютным вкладам);
  • налоговую ставку устанавливают в размере 30% по отношению ко всем доходам, получаемым физ. лицами, которые не являются налоговыми резидентами России, кроме доходов, полученных в качестве дивидендов от долевого участия в деятельности местных предприятий, по отношению к которым налоговая ставка устанавливается на уровне 15%;
  • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам от долевого участия в работе учреждений, полученных в качестве дивидендов физ. лицами, которые являются налоговыми резидентами России;
  • налоговую ставку устанавливают в размере 9% по отношению к доходам в качестве процентов по облигациям с ипотечным покрытием, выпущенным до 1 января 2007-го г., и доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основе покупки ипотечных сертификатов участия, которые были выданы управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007-го г.
Читайте также:  Налоговые вычеты на образование

Сумма налога при установлении налоговой базы рассчитывается в качестве соответствующей налоговой ставки %-ной доли налоговой базы.

Совокупность действующих в государстве налоговых платежей образует налоговую систему. Ее элементами являются:

  • виды налогов – принимаются и утверждаются законодательно на различных уровнях государственного управления;
  • субъекты налогообложения – круг лиц, уплачивающих налоги и сборы;
  • законодательная база – законы, постановления, распоряжения, инструкции о правах, обязанностях и ответственности субъектов налоговых взаимоотношений;
  • институты изъятия и контроля – налоговая служба, таможенная служба.

Многообразие видов налогов классифицируют по различным основаниям:

  • по способу взиманияпрямые, выплачиваемые субъектами налога, и косвенные, переносимые на потребителя товаров и услуг;
  • по уровню налогообложения – в России принята трехуровневая система налогообложения, различают налоги федеральные, региональные и местные;
  • по субъекту налоги с граждан, с предприятий и организаций, смешанные налоги;
  • по порядку введенияобщеобязательные, взимаемые на всей территории страны, и факультативные, вводимые органами местного самоуправления;
  • по целевой направленностиобщие, формирующие бюджет, и специальные, вводимые для финансирования конкретных государственных затрат;
  • по методу исчисленияпрогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые;
  • по периодичности выплатрегулярные, взимаемые с определенной периодичностью, и разовые, связанные с определенными событиями.

Состав и социально – экономическое значение налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Состав и социально – экономическое значение налогов, уплачиваемых физическими лицами.

Особенности исчисления и уплаты физ. лицами государственной пошлины.

Налог на доходы физических лиц: экономическая сущность и значение.

Порядок и условия предоставления социальных налоговых вычетов.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Отдельные категории физических лиц уплачивают налог по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом авансовые платежи уплачиваются такими налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений:

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере 1/2 годовой суммы авансовых платежей

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей.

Налогоплательщики, получившие доходы, при выплате которых налоговыми агентами не была удержана сумма налога, уплачивают налог равными долями в два платежа: первый — не позднее 30 календарных дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй — не позднее 30 календарных дней после первого срока уплаты.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговые агенты перечисляют суммы налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода или дня перечисления дохода на счет налогоплательщика в банке.

Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

Основные функции налогов

Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

Читайте также:  Закрытие 19 счета, это как? #737711

Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

Сущность и признаки налогов, элементы налогообложения

Налоги — основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.

Состав и социально-экономическое значение налогов и сборов с физических лиц.

Ключевая группировка подразумевает разделение всех фискальных обязательств на три группы:

  1. Федеральные — платежи, условия и нормы налогообложения по которым утверждаются на высшем уровне — Правительством Российской Федерации. Например НДФЛ, налог на прибыль, НДС. Региональные и муниципальные власти не могут ставить дополнительные условия, нормы и порядок налогообложения по таким платежам.
  2. Региональные — обязательства, условия применения которых устанавливаются законодательными властями региона, субъекта, автономной области. Например транспортный сбор.
  3. Местные или муниципальные — это сборы, которые регулируются на уровне муниципальных образований. Например земельный сбор.

ВАЖНО! Полный перечень налогов и их виды, принципы налогообложения закреплен в НК РФ, то есть на федеральном уровне. Региональные и местные власти не могут вводить новые обязательства, однако вправе регулировать порядок обложения по отдельным обязательствам (ставки, объекты обложения, льготы, вычеты, отчетные периоды, авансовые расчеты).

Вторая по значимости группировка — классификация по способу изъятия. Выделяют прямые и косвенные обязательства. К прямым относят те сборы, которые налогоплательщики уплачивают напрямую с полученного дохода, прибыли, имущества. К примеру, НДФЛ, имущественный, земельный, транспортный сбор.

Косвенные — это надбавка определенного рода, которая включается в стоимость товара, работы или услуги. Например, НДС или акциз.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства: · находящихся в РФ не менее 183 дней в календарном году — по доходу от источников в РФ и за ее пределами · находящихся в РФ менее 183 дней в календарном году — только по доходу от источников в РФ

Совокупный облагаемый доход, полученный в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датой получения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либо перечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход в иностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ на день получения.

Стандартные вычеты производятся по месту основной работы, а при отсутствии таковой – любым другим источником доходов по заявлению налогоплательщика, либо самим налогоплательщиком по окончании года. Не применяются при наличии 3- и 5-кратных льгот и льгот в пределах дохода, облагаемого по минимальной ставке.

Размер дохода, нарастающим итогом с начала года Размер вычета в месяц
До 5 тыс. руб. 2 размера ММОТ
От 5 до 20 тыс. руб. 1 размер ММОТ
Свыше 20 тыс. руб. Вычета нет

— Суммы в пределах дохода, перечисляемые налогоплательщиком на благотворительные цели предприятиям , организациям и учреждениям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из бюджета. Вычитаются основным источником дохода или самим налогоплательщиком по окончании года.

Система налогов и сборов — это совокупность законно установленных налогов и сборов на территории страны. Основой системы налогов и сборов в Российской Федерации является НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Полный перечень взимаемых на территории Российской Федерации налогов и сборов закреплен в гл.2 НК РФ.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...