Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какое расстояние между столбами освещения в метрах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.
Расстояние между опорами для разных типов освещаемых зон
Стандартное расстояние между столбами освещения на трассе или в городе может варьироваться от 39 до 65 метров. Пролёт рассчитывается индивидуально в зависимости от факторов, описанных выше. Кроме того, расстояние может корректироваться в случае, если основным назначением опор является монтаж силовых линий электропередачи.
Кроме того, на трассах и в городах учитывается соблюдение следующих норм:
- на трассах расстояние от опоры освещения до дороги должно быть не менее 1 метра;
- для городских дорог — не менее 0,5 метра;
- при осевом расположении опор ширина разделительной полосы должна быть не менее 5 метров;
- при организации освещения дорог вблизи жилых домов, воздушные линии электропередачи не должны быть ближе, чем 1 метр к окнам и балконам.
Расстояние между фонарями уличного освещения в парках, как правило, подбирается, исходя из требуемой функциональности. При выборе опор и источников света добиваются освещения, не ниже 5 люкс. В зонах, где проложены дорожки для велосипедистов, расчёту освещения уделяют особое внимание. В целом, расстояние между фонарями в парках варьируется в очень широком диапазоне, зависит от назначения, требуемой функциональности, а также учитывается наличие элементов декора (фонтанов, например) и выделенных зон.
Расстояние между фонарными столбами во дворах определяется индивидуально в зависимости от их конфигурации. К примеру, высота устанавливаемых опор зависит от того, возможно ли обеспечить доступ к ним подъёмной техники для обслуживания. Если нет, то высота столбов будет не более 4 метров, и в соответствии с этим рассчитываются пролёты.
Перед размещением опорных конструкций проводят следующие работы:
1. Обследуют дорогу. Определяют тип дорожного покрытия, составляют план улицы с указанием всех дорог, пешеходных переходов, пересечений, трамвайных путей, остановок общественного транспорта. Важно, чтобы в каждом месте, где может оказаться пешеход, была установлена опора. Только так удастся обеспечить достаточный уровень освещенности в темное время суток.
2. Определяют категорию улицы или дороги. Все зависит от назначения, возможной скорости движения транспорта, количества полос и других транспортных характеристик. Различают несколько категорий улиц и дорог: А1-А4 – магистральные и общегородские, Б1-Б2 – районные, В1-В3 – местные.
3. Подбирают нормируемую освещенность. Все зависит от вида дороги, которая подразделяется на городскую, сельскую улицы, участок под АЗС, стоянку, пешеходный переход, трамвайный путь, велодорожку.
4. Выбирают схему размещения светильников. Она может быть одно-, двухсторонней шахматной или прямоугольной, осевой, двухрядной по осям улицы или движения.
5. Рассчитывают яркость, освещенность и другие параметры. При составлении проектной документации учитывают регламентированные стандарты.
Виды опор фонарных столбов
Монтаж прямостоечных и фланцевых опор ведется по-разному. Первые заглубляют в грунт на определенную глубину, вторые – крепят на основание из железобетона. После окончания монтажа устанавливают систему управления освещением, монтируют светильники на опоры освещения и подключают, делают заземление, проверяют исправность проводки. Если требуется подводка силового кабеля под землей, сначала роют траншею глубиной, равной глубине закладки опоры, протягивают кабель, бурят котлован, соединяют его с траншеей, устанавливают и подключают опору. Порядок проведения работ может варьироваться.
Высота фонаря уличного освещения зависит от назначения опоры, которая может быть:
- Декоративной (3-6 м). Чаще представлена опорой торшерного типа. Имеет самую небольшую высоту, устанавливается в парках, на аллеях, возле культурных объектов;
- Уличной (6-12 м). Это стандартная опора освещения, применяемая в городе и пригороде. Может быть оснащена кронштейном с разным количеством рожков, которое определяется числом устанавливаемых светильников;
- Специальной (12-50 м). Это мачта освещения, применяемая для установки на крупных объектах: стадионах, площадях, строительных площадках, вокзалах и пр.
Какое должно быть расстояние между фонарными столбами?
Реализация уличного освещения намного сложнее бытового. Это связано с существованием множества правил и требований. В первую очередь, освещение должно быть как можно более функциональным, а приборы, в нем задействованные, иметь длительный срок службы. При несоблюдении всех норм уличное освещение не будет эффективным. Для его успешной реализации самым важным моментом считается расчет интервала между будущими столбами для светильников. Расстановка осветительных опор в центре города намного проще, нежели на его окраинах или в частном секторе, не говоря уже о деревнях.
- Основные принципы уличного освещения
- Расстояние между фонарными столбами
- Второстепенные параметры при монтаже опор
- Расчет параметров размещения осветительных опор
- Польза от правильно проведенных расчетов
Расстояние между фонарными столбами
Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.
Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно. Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной. При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:
- необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
- количество установленных светильников на столбе;
- мощность и тип осветительного прибора;
- высота установки фонарей на опорах;
- вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.
Источники света, установка осветительных приборов и опор
6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. п. 6.1.11).
Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.
6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для такого освещения опорах, а также на опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.
6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:
1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.
2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.
6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.
6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.
При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильников должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5 м.
6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.
Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований п. 6.1.15.
Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.
6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т.п.).
Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из негорючих материалов на высоте 0,9-1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.
6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75 м.
На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.
6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.
6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.
Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.
6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.
6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т.п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.
6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.
6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.
При параллельной прокладке расстояние по горизонтали в свету от кабельных линий напряжением до 35 кВ и маслонаполненных кабельных линий до трубопроводов, водопровода, канализации и дренажа должно быть не менее 1 м; до газопроводов низкого (0,0049 МПа), среднего (0,294 МПа) и высокого давления (более 0,294 до 0,588 МПа) — не менее 1 м; до газопроводов высокого давления (более 0,588 до 1,176 МПа) — не менее 2 м; до теплопроводов — см. 2.3.89.
В стесненных условиях допускается уменьшение указанных расстояний для кабельных линий до 35 кВ, за исключением расстояний до трубопроводов с горючими жидкостями и газами, до 0,5 м без специальной защиты кабелей и до 0,25 м при прокладке кабелей в трубах. Для маслонаполненных кабельных линий 110-220 кВ на участке сближения длиной не более 50 м допускается уменьшение расстояния по горизонтали в свету до трубопроводов, за исключением трубопроводов с горючими жидкостями и газами, до 0,5 м при условии устройства между маслонаполненными кабелями и трубопроводом защитной стенки, исключающей возможность механических повреждений. Параллельная прокладка кабелей над и под трубопроводами не допускается.
Особенности подземных ЛЭП
Некоторые технологии подразумевают укладку высоковольтных линий глубоко под землёй. В результате на такой территории можно возводить любой тип строений, которое может быть использовано в хозяйственных и личных целях.
- Специалисты рекомендуют учитывать тот факт, что в любом случае потребуется соблюдение определенного расстояния, позволяющего возможность проведения монтажных и ремонтных работ.
- Согласно требованиям СНиП эти параметры должны быть не менее 100 см от забора строения.
- Следует учитывать, что прокладка высоковольтных линий под землёй потребует больших финансовых вложений. Такой тип монтажа применяется в городских условиях.
Расстояние между столбами освещения в городе
Расстояние между фонарными столбами в городе и любом другом месте именуется пролетом. Его величину регламентируют специализированные документы: СНиП и ГОСТ. В них четко прописываются величины пролета для разной местности, в том числе городской, сельской или частной территории. При расчете пролетов учитывается специфика опор, состоящих из двух частей:
- Источника света. Осветительный прибор располагается, как правило, наверху опоры. Мощность источника подбирается с учетом местности, где он будет располагаться. Так, для автодорог требуются светильники большой мощности, а в парковых зонах могут устанавливаться менее мощные модели.
- Столба. Его главная характеристика – высота. Также важно учитывать, что фонарные столбы одновременно могут выступать и опорой для ЛЭП (линии электропередач).
В условиях города чаще устанавливают опоры высотой 20 м, поскольку эта величина наиболее оптимальна в отношении удобства обслуживания.
Монтаж столбов уличного освещения
Способ установки опор освещения бывает двух видов, в зависимости от того, какая опора фиксируется – прямостоячая или фланцевая.
- Прямостоячая. Суть установки – «вогнать» опору в грунт. Для этого роется котлован как минимум 1,2 м в длину. В него загоняется опора, заливается бетоном, уплотняется и оставляется до полного затвердевания. В случае если устанавливаются опоры освещения металлические, то их дополнительно укрепляют при помощи железных арматур. После застывания бетонной массы проводятся электромонтажные и установочные работы.
- Фланцевая. Установка отличается от вышеизложенной тем, что опора фиксируется не в вырытом котловане, а в бетонном основании. Его изготавливают следующим образом: роется котлован 90-100 см длиной, в него выкладывается закладная основа, конструкция заливается бетоном. После застывания производят установку самой опоры. Крепится она на болтах, вкрученных в бетонную основу и закрепленных гайками.
Завершающий этап установки – это монтаж кабелей, проводки, подключение осветительных элементов. Здесь крайне важным является качественность используемых материалов и профессиональность укрепления. Для продления срока эксплуатации конструкции применяется клеммник для опор уличного освещения. Он помогает создать надежный хороший контакт без нанесения вреда проводам.
Количество и тип светильника, на одной опоре |
Высота установки светильника, метр |
Расстояние между опорами освещения, м |
Тип осветительной лампы мощность, Вт |
Установленная мощность освещения на 1 км, кВт |
---|---|---|---|---|
4 Х ЖКУ 50-400-001 | 20 (ВМО20, ОГКС 20) | 65 | ДНаТ 400 | 30 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 16,5 |
2 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 31 | ДНаТ 250 | 19,5 |
2 Х ЖКУ 50-150-001 | 11,3 | 35 | ДНаТ 150 | 10 |
1 Х ЖКУ 30-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 33 | ДНаТ 250 | 18 |
1 Х ЖКУ 50-250-001 | 12 | 45 | ДНаТ 250 | 13,5 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 36 | ДНаТ 250 | 8 |
1 Х ЖКУ 30-150-001 | 12 | 39 | ДНаТ 150 | 9 |
1 Х ЖКУ 40-250-001 | 12 | 39 | ДНаТ 250 | 15,5 |
Типы используемых светильников
Типы приборов освещения для дачи подразделяются на несколько категорий. Наиболее актуальными является разделение по форме и внешнему дизайну, по типу ламп и по способу монтажа светильника. Разделение по дизайну наиболее сложное, так как видов существует бессчетное количество, и разобрать их не представляется возможным, поэтому выбор внешних характеристик мы оставим на ваше усмотрение.
По типу ламп освещение на даче подразделяется на такие
- лампы накаливания – отличаются малой себестоимостью, но быстро выходят со строя и выдают самую малую светоотдачу – порядка 5 – 10Вт/Лм;
- газоразрядные – также имеют невысокую стоимость, немного превосходят модели с нитью накала в светоотдаче 12 – 15Лм/Вт, незначительно больший срок эксплуатации;
- люминесцентные – характеризуются светоотдачей в 25 – 50Лм/Вт, но их основной недостаток в том, что они начинают барахлить при температуре ниже нуля;
- светодиодные лампочки наиболее выгодный вариант, несмотря на высокую стоимость устройств светодиодного типа, они выдают порядка 90 – 120Лм/Вт и обладают самым продолжительным сроком службы.
Как организуют уличное освещение?
Что влияет на расстояние между осветительными столбами? Пересечение соседних световых конусов.
Осветительным конусом называют световой пучок, за счет которого и освещается территория. При пересечении соседних пучков должен получиться такой минимальный уровень освещенности, который бы соответствовал установленным требованиям. Для этого и необходимо проводить специальные расчеты, помогающие определить расстояние между осветительными опорами.
При увеличении высоты самой опоры осветительный конус увеличивается, становясь шире, однако при этом он теряет свою интенсивность. Как это можно регулировать?
- Подбор мощности освещения;
- Коррекция высоты столбов;
- Крепление дополнительного светильника.
Высота опор воздушных линий электропередачи
Высота опор зависит от стрелы провеса провода, расстояния от провода до поверхности земли, типа опоры и т. п. Высоту опоры при горизонтальном расположении проводов на линиях без защитных тросов
(рис. 1) определяют следующие величины:
1. Требуемое расстояние hг провода от земли (габарит приближения провода к земле).
Провода «воздушных линий должны быть подвешены на такой высоте, чтобы от низших их точек до поверхности земли оставалось расстояние, обеспечивающее безопасность движения. Под проводами могут не только проходить люди, но и проезжать автомобили, груженные громоздкими предметами, высокие сельскохозяйственные машины, краны и т. п. На них не должно произойти электрического разряда с провода линии.
Рис. 1. Высота опоры
Наименьшие допускаемые расстояния от проводов до земли и некоторых инженерных сооружений приведены в табл. 1.
Таблица 1. Габариты приближения проводов к земле и инженерным сооружениям
Характеристики местностей и пересечений | Напряжения линий, кВ | |||
ниже 1 кВ | 1 — 20 | 35 — 110 | 220 | |
Ненаселенная местность, часто посещаемая людьми и доступная для транспорта и сельскохозяйственных машин. Расстояние до земли, м | 5 | 6 | 6 | 7 |
Населенные местности и территории промышленных предприятий. Расстояния до земли, м | 6 | 7 | 7 | 8 |
При пересечениях железных дорог постоянного пользования. Расстояние до головки рельсов, м | 7,5 | 7,5 | 7,5 | 8,5 |
При пересечениях автогужевых дорог. Расстояние до полотна дороги, м | 6 | 7 | 7 | 8 |
Приведенные расстояния должны быть выдержаны при нормальных режимах работы линий. В некоторых случаях для линий с подвесными изоляторами нужно произвести проверку расстояний, получающихся при обрыве одного из проводов.
2. Запас в расстоянии от провода до земли Δh.
При трассировке воздушных линий поперечные профили снимаются только в пересеченных местностях. Продольные профили трассы линий, по которым производится проектная расстановка опор, вычерчиваются в масштабе по вертикали 1 : 200 — 1 : 500. Неточности съемки и чертежей могут привести к расстояниям проводов над землей при сооружении линий, меньшим предписываемых «Правилами устройства электроустановк».
Материалы для стоек и разновидности заборов
Схема с указанием расстояния между опорами кирпичного ограждения
Домашние мастера наиболее часто ставят деревянные, металлические, каменные, бетонные или кирпичные столбы. Деревянные – самые дешевые, но и наименее прочные. Применяются в основном для ограждений из того же материала.
Металл более прочный, но дешевый материал и по этой причине очень популярен. Столбы из него используются для всех видов заборов за исключением особо тяжелых кирпичных и каменных конструкций.
Бетонные, каменные – самые прочные, но сложные в установке и дорогие. Их использование оправдано в случае, когда строится тяжелый забор из камня, бетона, кирпича или же солидное металлическое кованое ограждение. Кирпичные – любимые всеми домашними мастерами. О них более подробно ниже.
Технические особенности фонарного столба
Фонарные столбы изготавливаются из металла, имеют трубчатую или граненую форму.
Наиболее распространенный тип уличных осветительных опор – традиционный фонарный столб. Конструкция собирается из металлических деталей, которые отличаются конфигурацией. Составляющими элементами фонарного столба являются стойки, кронштейны и крепежи. Внутри полого вытянутого цилиндра проходят кабели электропитания, а светильники крепятся при помощи кронштейнов к опоре.
Конструкция фонарного столба отличается сложностью схемы, в которой каждый составляющий элемент отвечает за надежность, устойчивость, соответствие нормативам, эстетику и безопасность. От сложности конструкции, высоты опоры, типа и количества светильников, вида внешней защитной отделки зависит стоимость готового изделия.
Фонарные столбы выдерживают сильные ветровые нагрузки и украшают своим обликом городскую инфраструктуру.
Перейти в галерею Ответственный менеджер по запросу: Александр Пайщиков доб.104
Центральная часть фонарного столба принимает на себя основную часть нагрузок и защищает от повреждения размещенные внутри кабели. Внешнее покрытие выполняет декоративную функцию, как и светильники.
Кронштейны (переходники) фиксируют светильники и плотно закрепляются на самой опоре. На рынке представлены кронштейны для разного количества светильников: одного, двух, четырех, каскадного шатра и т.д. На опоры устанавливаются также прожектора, если освещение устраивается для объекта просторной площади. Мачтовые стойки изготавливаются высотой до 50 м, а их конструкция рассчитывается для выдерживания солидного веса осветительных элементов и тяжелых крепежей.
Фонарные столбы изготавливаются из металла, имеют трубчатую или граненую форму.
Под термином «городское население» подразумеваются жители, которые проживают непосредственно в городах. Город – крупный населенный пункт, большая часть жителей которого, работает либо на крупных промышленных предприятиях, либо в экономической, образовательной, медицинской и других сферах. Данный статус получают населенные пункты с определенным числом жителей, который меняется в зависимости от страны. В Российской Федерации, например, число жителей должно превышать десять тысяч человек.
Под «сельским населением» подразумеваются жители, живущие в сельское местности. Сельские населенные пункты отличаются от городских небольшим числом жителей, а также основной сферой деятельности, которой обычно является скотоводство и сельское хозяйство.