Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минобороны возвращает офицерские погоны гражданскому персоналу». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одной из основных целей Приказа Министра обороны Российской Федерации № 1010 является дополнительное стимулирование военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ к добросовестному исполнению их обязанностей за счет их премирования по итогам года (квартала). Параллельно с этим данный Приказ имеет и другую важную цель — повышение общей эффективности использования фондов денежного довольствия контрактников.
Премирование «по 1010» вызывает вопросы у многих военнослужащих, потому что производится не автоматически, через Единый расчетный центр Министерства обороны РФ, а с некоторой степенью «непрозрачности» — непосредственно финансовыми службами воинских частей (подразделений ВС РФ) по согласованию с их командирами. Примеры таких вопросов приведены ниже:
Мой воинский стаж больше 15 лет, звание — старший прапорщик. Три года назад мне прооперировали сустав на колене, сейчас состою на диспансерном наблюдении. В прошлом году при выплате 1010-й премии мне срезали четверть расчетной суммы, обосновав это группой ДДН. Законно ли это? Ведь в позапрошлом году всё было нормально.
Ответ: Нет, если Вы выполняете свои должностные обязанности полностью и не имеете грубых взысканий, то лишать Вас части премии по ДДН командование не имело права. Единственное объяснение случившемуся — возможно, ваш командир все-таки посчитал, что вследствие перенесенной Вами операции в прошлом году снизилась эффективность Вашей работы (по сравнению с позапрошлым годом). Тогда уменьшение размера выплаты понятно.
У нас в части премия 1010 используется командованием как «кнут». Тем контрактникам, которые на протяжении года не соглашаются работать сверхурочно, не сбрасываются из своих денег на ремонт помещений штаба и т. д., осенью влепляют выговор и лишают выплаты. Как бороться с такой несправедливостью?
Ответ: Здесь можно дать 2 совета. Либо переводиться в другую в/ч, где командование не нарушает законы, либо (если Вы хотите остаться в своей части) собирать заявления от всех «нелояльных» вашему командиру офицеров и совместно обращаться в прокуратуру.
После прохождения срочной службы остался служить по контракту в «своей» части. Служу водителем второй год, звание — сержант. В прошлом году, как и все, получил премию «по 1010», но не могу понять, с каким коэффициентом. Знакомая служащая-финансистка сказала, что никакого коэффициента для меня нет. Но ведь для офицеров он предусмотрен? Может, меня как-то обманывают?
Ответ: Если Вы имеете в виду повышающий коэффициент, то для рядового и сержантского состава его действительно нет (вернее, формально он составляет 1 единицу), т. е. размер выписываемой Вам премии должен быть равным 1 расчетной сумме.
Однако коэффициент может быть и понижающим (например, 0,5). Если Вы получили выплату меньше 1 расчетной суммы, значит, командование решило на Вас сэкономить. Причина этого может быть как в Вас (есть какие-то недостатки по службе), так и в том, что общий бюджет на премирование личного состава в прошлом году в вашей в/ч был ограничен.
К сожалению, многие служащие ВС РФ воспринимают премию 1010 как обязательную доплату к своему денежному довольствию и, мягко говоря, обижаются, когда командование резко срезает им размер данной выплаты или вообще лишает ее. Таким недовольным можно сказать одно: не стоит забывать о том, что эту премию нужно еще заслужить. При этом Приказ 1010 не требует от контрактников чего-то экстраординарного.
Необходимо всего лишь добросовестно выполнять свои воинские и служебные обязанности, следуя Уставу и должностным инструкциям, — тогда и дополнительную денежную «благодарность» от Минобороны военнослужащий (гражданский) будет получать регулярно и в полагающемся ему объеме.
Размер и сроки выплаты военнослужащим премии 1010 в 2023 г.
Согласно Приказу 1010, одноименная премия выдается военнослужащим в конце года, вместе с декабрьской зарплатой. При этом ее начисление происходит, как правило, до 3-й декады ноября 2023г., а размер не является фиксированным. Минимальный порог выплаты зависит от:
- числа военнослужащих-контрактников и лиц гражданского персонала, которым ее выписывают по итогам года (квартала);
- общей суммы средств, выделенных в/ч на премирование личного состава в текущем году;
- денег, сэкономленных финансистами части на протяжении последних 12 месяцев — за счет сокращения численности военнослужащих (гражданских лиц) и невыплаты ежемесячной премии имеющим взыскания по службе.
Чем больший процент личного состава поощряется премией по Приказу 1010, тем меньше средств приходится на одного человека. И наоборот, чем больше сэкономленных и выделенных части средств оказывается в распоряжении командира и чем меньшее число подчиненных он премирует, тем большим оказывается размер выплаты. Однако верхний порог у нее существует — он определяется так называемым коэффициентом к расчетной сумме (единицей) и зависит от звания военнослужащего-контрактника:
- так, для офицеров от лейтенанта до капитана верхняя граница ограничивается тремя единицами;
- для майора и подполковника — четырьмя;
- для полковника и генерал-майора — пятью;
- от генерал-лейтенанта и выше — десятью.
Приказ 1010 для гражданского персонала
Лица, служащие в Минобороны Российской Федерации, но не имеющие воинского звания, тоже поощряются премией 1010. Условия ее начисления и лишения для них те же, что и для их военных коллег. Для того чтобы получить данную выплату, гражданский служащий должен ответственно выполнять свои должностные обязанности и не иметь взысканий по службе за период премирования.
При этом одно значительное отличие между премиями для лиц с воинскими званиями и без таковых все-таки существует — выплата «по 1010» лицам гражданского персонала производится не раз в год, а в конце каждого квартала. Разумеется, размер ежеквартальной премии для гражданских значительно меньше ежегодной выплаты для военнослужащих, однако общие суммы выплат «по 1010» за год для обеих категорий служащих примерно сопоставимы.
Также важно отметить, что для гражданского персонала предусмотрены собственные повышающие коэффициенты к расчетной сумме премии. Они установлены в размере от 3 до 5 единиц — в зависимости от должности гражданского лица. Так, минимальный коэффициент применяется для заместителей начальников структурных воинских подразделений, максимальный — для руководителей организаций ВС РФ.
Как было в прошлом 2022 году?
Примерное распределение премии 1010 в в/ч. Вариант одной из реальных частей, где уже принято решение по распределению денег по 1010. Сколько получат денежной премии на руки офицеры, прапорщики, солдаты и сержанты.
Расчетная сумма, как и говорили ранее в этой статье подтвердилась — 20 000 рублей.
Пример начисления 1010 в 2022 году. Расчёта сумма 20 000. В/ч на 100 человек (по списку контрактников 100).
Командир полковник, три зама подполковники, шесть майором и десять младших офицеров.
На часть пришло 20х100 то есть 2000 000. Командир возьмёт себе х5 (100 тыс) подполковники х4 (80х3=2400) майоры по х3 (60х6 майоров =360) офицерам по 2, но дадут по 1.5(30х10=300) сколько же получать прапорщика, сержант и контрактники?
100 человек — 1-3-6-10=80 2 000 000 — 100000 — 240000 — 360000 — 250000 = 1050000 1050/80=13 125. То есть по 11 тыс контрактнику, 13 тыс сержант и 14 прапорщика. Вот примерный процесс начисления 1010 в обычной части без лишенцев. При наличии лишенцев сумма на человека может быть чуть выше.
Кого лишат 1010 в 2022 году
Согласно п. 11 «Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» Приказа Министра обороны РФ от 26 июля 2010 г. N 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации»
Цитата:
Не представляются к дополнительному материальному стимулированию:военнослужащие, получающие дополнительное денежное стимулирование в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;
военнослужащие, имеющие дисциплинарное взыскание за совершенные грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительная выплата, а также имеющие неудовлетворительные результаты по профессионально-должностной (командирской) и физической подготовке;
лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;
военнослужащие и лица гражданского персонала, допустившие нарушения в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекшие ущерб для Вооруженных Сил и отраженные в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности, а также командиры (начальники, руководители), не принявшие решение по числящимся по учету нарушениям в указанной деятельности и мер к возмещению ущерба в соответствии с должностными полномочиями.
Таблица окладов по воинскому званию
Размеры ОЗ для военнослужащих по контракту в ВС РФ были установлены еще в Приложении № 3 к Постановлению Правительства РФ № 992 от 05.12.2011 г. — все они указаны в Таблице 1:
№ п/п | Воинские звания в сухопутных войсках, военно-морских силах | Оклад, руб. |
---|---|---|
1 | Рядовой, матрос | 6026 |
2 | Ефрейтор, старший матрос | 6628 |
3 | Младший сержант, старшина 2 статьи | 7232 |
4 | Сержант, старшина 1 статьи | 7834 |
5 | Старший сержант, главный старшина | 8436 |
6 | Старшина, главный корабельный старшина | 9039 |
7 | Прапорщик, мичман | 9641 |
8 | Старший прапорщик, старший мичман | 10244 |
9 | Младший лейтенант | 11449 |
10 | Лейтенант | 12051 |
11 | Старший лейтенант | 12653 |
12 | Капитан, капитан-лейтенант | 13255 |
13 | Майор, капитан 3 ранга | 13859 |
14 | Подполковник, капитан 2 ранга | 14461 |
15 | Полковник, капитан 1 ранга | 15667 |
16 | Генерал-майор, контр-адмирал | 24100 |
17 | Генерал-лейтенант, вице-адмирал | 26510 |
18 | Генерал-полковник, адмирал | 30125 |
19 | Генерал армии, адмирал флота | 32535 |
20 | Маршал Российской Федерации | 36140 |
Оклады по званию приведены с учетом индексации 2022.
Нас уже не хватает в шеренгах по восемь …
Новости в сфере соцзащиты. Пенсии, пособия и льготы, детские пособия, налоги и вычеты. Защита прав разных групп граждан. Аналитика и мнение экспертов.
Руководителям госпиталей, имеющих в своем составе поликлиники (диспансеры, имеющие стационары), где по количеству врачебных должностей руководителю поликлиники размер должностного оклада устанавливается выше, чем руководителю госпиталя, размер должностного оклада устанавливается на одну группу показателя «количество коек по штату» выше.
Оклады служащим Минобороны поднимаются на тот же процент и в те же сроки, что и у военных. В начале прошлого года произошла первая индексация за крайние 5 лет.
Размер приведенной общей площади определяется путем увеличения эксплуатируемой общей площади жилых помещений и площади нежилых помещений в жилых и нежилых строениях (с учетом коэффициента) на коэффициент (процент) износа, рассчитанный по балансовой стоимости зданий и сумме износа.
По решению Правительства РФ каждый год происходит изменение размера премий. В 2021 году выплата составила 48 тысяч рублей.
Напомним, во время предвыборной кампании Путин изложил свою программу в семи статьях. Первая стала вступительной частью, вторая была посвящена национальному вопросу, третья – экономике, четвертая – развитию демократии и совершенствованию государственных институтов, пятая – социальной политике, шестая – армейской реформе, седьмая – внешней политике и международным отношениям.
На фоне сердюковской кампании эта заява выглядит очень прикольно! Нет бы там уравновесить в зарплате гарем сердюковский и жену лейтенанта или майора, в ночных сменах ленты бумажные с телеметрией перепахивающую, фиг нам, прокукарекал, и этим вышестоящим прибавят сотку тысяч, а нижестоящим — 700 рублей к зарплате.
План конспекты по общественно-государственной подготовке
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Новый документ по оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ
В 2021 году денежное довольствие военнослужащих будет начисляться с учетом октябрьского повышения, т.е. с коэффициентом 1.03. По воинским званиям новые оклады установлены в следующих размерах.
Воинские звания | Размеры окладов по воинским званиям
с 01.10.2020 г. по октябрь 2021 года |
Коэффициент увеличения | 1,03 |
Рядовой, матрос | 5 587 |
Ефрейтор, старший матрос | 6 145 |
Младший сержант, старшина второй статьи | 6 705 |
Сержант, старшина первой статьи | 7 263 |
Старший сержант, главный старшина | 7 822 |
Старшина, главный корабельный старшина | 8 381 |
Прапорщик, мичман | 8 939 |
Старший прапорщик, старший мичман | 9 498 |
Младший лейтенант | 10 615 |
Лейтенант | 11 174 |
Старший лейтенант | 11 732 |
Капитан, капитан-лейтенант | 12 290 |
Майор, капитан 3 ранга | 12 850 |
Подполковник, капитан 2 ранга | 13 408 |
Полковник, капитан 1 ранга | 14 526 |
Генерал-майор, контр-адмирал | 22 346 |
Генерал-лейтенант, вице-адмирал | 24 580 |
Генерал-полковник, адмирал | 27 933 |
Генерал армии, адмирал флота | 30 167 |
Маршал Российской Федерации | 33 519 |
Гражданский персонал Минобороны — это огромное количество врачей, электриков, сантехников, водителей, бухгалтеров, инженеров и представителей многих других профессий, которые в армии занимают люди без погон. В последние годы штат гражданского персонала Министерства обороны заметно увеличился — государство пошло на “военную хитрость” и заменило многие военные специальности гражданскими.
Это позволило платить людям за ту же работу меньшие деньги. Что будет с зарплатой гражданского персонала МО РФ в 2021 году — последние новости о том, когда и насколько повысят оклады вольнонаемных работников воинских частей и штабов. Заработные платы гражданских работников российской армии индексируются тогда же, когда и оклады самих военнослужащих.
И на тот же процент. В начале 2021 года индексация зарплат в армии прошла впервые за пять лет. До этого были заморожены и оклады военнослужащих, и зарплаты гражданских специалистов.
Повышение зарплаты военнослужащим в 2021 году
Приложение
1. Общественно-государственная подготовка (далее именуется — ОГП) является одним из основных предметов обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации (далее в тексте настоящего Руководства, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Министерство обороны Российской Федерации — Министерством обороны, Вооруженные Силы Российской Федерации — Вооруженными Силами, органы военного управления, объединения, соединения, воинские части (корабли), подразделения, организации Вооруженных Сил Российской Федерации, военные комиссариаты — воинскими частями) и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания.
2. ОГП проводится во всех видах учебно-боевой деятельности войск (сил).
В ходе занятий по ОГП основное внимание уделяется изучению военнослужащими вопросов отечественной истории, традиций армии и флота, проблем государственного и военного строительства, военной педагогики и психологии, законодательства Российской Федерации, норм международного гуманитарного права, практики обучения и воспитания личного состава.
3. Общее руководство ОГП возлагается на командиров (начальников) воинских частей, а планирование ОГП — на соответствующих начальников штабов воинских частей. Непосредственную организацию и контроль за проведением занятий по ОГП осуществляют органы воспитательной работы Вооруженных Сил.
4. ОГП проводится:
с солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками, мичманами и офицерами — в системе боевой, командирской и профессионально-должностной подготовки;
с курсантами (слушателями) военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны — при изучении предусмотренных учебными планами и программами гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
с лицами гражданского персонала — по планам командиров (начальников) воинских частей по социально-политическим, экономическим и правовым вопросам методом информирования.
Планирование ОГП осуществляется на учебный год.
Заведующая кафедрой экономики труда и персонала экономического факультета МГУ Татьяна Разумова в разговоре с Москвой 24 подчеркнула, что проблема с трудоустройством обострилась не только в России, но и в других странах. По мнению эксперта, к вопросу возможного сокращения штата бизнес будет подходить с точки зрения своего благополучия и состояния сферы деятельности в посткризисный период.
«Если компания испытывает временные трудности и рассчитывает в обозримом будущем восстановить деятельность, то она будет стремиться сохранить ключевых сотрудников. Если компания видит, что спрос есть, но мы не справляемся с затратами, возможно, дорогих сотрудников заменят на дешевых. Плюс сокращения и слияния отделов, сокращение управленческого персонала», – объясняет Разумова.
В свою очередь, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков в беседе с Москвой 24 отметил, что в оценках ожиданий от ситуации с работой в 2021 году нужно проявлять осторожность. По его словам, положение дел на рынке труда можно охарактеризовать как восстановление.
«В какой-то мере это позитивное движение. Но все-таки это не развитие отраслей, а восстановление утерянных позиций, и о прогрессе речь пока не идет. Поэтому у меня смешанные предположения на 2021 год», – подчеркнул Щербаков.
Найти работу в будущем году будет не легче, чем раньше. Многим предприятиям, особенно малым и бизнесу в сфере услуг, нужно находить средства на восстановление, а этот процесс пройдет, на мой взгляд, не очень оперативно. Рабочие места будут заполняться, но не больше, чем в прошлые периоды, и хорошо, если на том же уровне.
Александр Щербаковпрофессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС
Уже трудоустроенным в 2021 году не стоит беспокоиться за свои рабочие места, считает Щербаков. В процессе восстановления экономики условия для деятельности компаний будут улучшаться, предпосылки к оптимизации штатов отпадут.
«Но если попытаться уловить тенденцию, за счет кого могут произойти сокращения, если руководство компании примет такое решение, то, на мой взгляд, в первую очередь это коснется младшего обслуживающего персонала, который занимается уборкой помещений. Плюс сфер, связанных с бухгалтерским обслуживанием, так как эти услуги можно заменить с помощью информационных технологий», – поделился профессор.
С Щербаковым соглашается и руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов.
В будущем году на рынок труда будет влиять цифровизация процессов. Она способна обеспечить рост эффективности за счет сокращения штата и практически всех операций в офисе. И вот, к примеру, убираться в офисах надо, но потребность в самих помещениях у компаний может отпасть. А значит, потребность в обслуживающем персонале сократится.
Константин Ордовруководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ
Кроме того, спрос в 2021 году может упасть на кассиров и охранников. Ситуация с первой профессией связана с тем, что во многих супермаркетах все чаще появляются автоматы самообслуживания. Охранников же успешно заменяют новейшие системы безопасности, сказал эксперт в беседе с Москвой 24.
Каждый офицер, прапорщик (мичман), сержант (старшина) и солдат (матрос) на занятиях по ОГП (за выступления с рефератом, по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, проведение информации, выполнение логических и практических заданий, письменных работ и т.д.) получает индивидуальные оценки. На основании текущих оценок военнослужащему выставляется итоговая оценка за месяц, квартал, период обучения и учебный год. При этом учитывается не только его успеваемость, но и моральный облик, дисциплинированность, отношение к выполнению служебных обязанностей.
Оценка военнослужащих, групп, подразделений и воинских частей (кораблей) по общественно-государственной подготовке носит комплексный характер и включает в себя:
- ⎯ Оценку объема и глубины знаний изученного материала в соответствии с тематикой ОГП.
- ⎯ Оценку понимания изученного, самостоятельности суждений и убежденности в излагаемом.
- ⎯ Оценку умения реализовать полученные знания при выполнении служебных обязанностей, в соблюдении требований законов РФ и воинских уставов.
Таким образом, оценка ОГП – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программы. Она должна быть объективной и справедливой, носить стимулирующую функцию.
Оценка может выражаться и в форме эмоционального отношения («Молодец – отлично!»), и в форме оценочного суждения («Хорошо, но можно лучше…»), но обязательно в виде отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Выставляется:
- ⎯ «отлично» – если в совершенстве овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, строго соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
- ⎯ «хорошо» – если овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
- ⎯ «удовлетворительно» – если овладел основными положениями учебной программы, выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
- ⎯ «неудовлетворительно» – если не овладел основными положениями учебной программы или имеет серьезные упущения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые нарушения воинской дисциплины.
При оценке офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, имеющих подчиненных, учитываются применение ими правовых и психолого-педагогических знаний в обучении и воспитании личного состава.
Уровень общественно-государственной подготовки гражданского персонала воинских частей оценивается «усвоил» и «не усвоил».
Оценка группам, подразделениям и воинским частям по общественно-государственной подготовке определяется на основе индивидуальных оценок:
- ⎯ «отлично» – если не менее 90 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 процентов – отличные;
- ⎯ «хорошо» – если не менее 80 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 процентов отличные и хорошие;
- ⎯ «удовлетворительно» – если не менее 70 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки.
Оценка руководителя группы определяется с учетом уровня его знаний по программе общественно-государственной подготовки и общей оценки руководимой группы.
Профессионально-должностная подготовка – это комплекс учебновоспитательных мероприятий, нацеленных на повышение военнопрофессиональной квалификации, воинского мастерства, духовного,
культурного и физического совершенствования офицеров.
Сущность профессионально-должностной подготовки заключается в
овладении должностными лицами всех уровней необходимыми знаниями,
умениями, навыками и командирскими (профессиональными) качествами
для исполнения обязанностей по занимаемой должности и на одну ступень
выше.
Сборы руководящего (командного) состава с офицерами проводятся в
целях поддержания знаний, совершенствования умений, закрепления
навыков, необходимых для выполнения своих должностных обязанностей,
а также для повышения методического мастерства при проведении занятий
с подчиненным личным сотовом, изучения руководящих документов,
обучения
вопросам
управления
повседневной
деятельностью
подразделений.
1. Наставление по боевой подготовке в ВС РФ, утвержденное приказом 2013 года № 760дсп МО РФ (издание
второе, исправленное и дополненное).
2. Приказ МО РФ 2013 года № 878 «О правовом обучении в ВС РФ».
3. Приказ МО РФ 2005 года № 170 «Об организации общественно-государственной подготовки в ВС РФ».
4. Приказ МО РФ 2013 года № 255дсп «О совершенствовании работы по обеспечению безопасности военной
службы в ВС РФ».
5. Приказ МО РФ 2000 года № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения проверок военно-учебных
заведений МО РФ».
6. Приказ командующего Войсками ВКО 2015 года № 69 «Об организации профессионально-должностной
подготовки и внутренней службы в Командовании Войск ВКО в летнем периоде обучения 2015 учебного года».
7. Наставление по боевой подготовке Войск ВКО, введенное приказом командующего Войсками ВКО 2012 года
№ 82дсп.
8. Организационно-методические указания по оперативной и боевой подготовке органов военного управления и
Войск ВКО в 2015 учебном году.
9. Программа мобилизационной подготовки военнослужащих органов управления и войск (сил) Западного военного
округа на 2015 учебный год.
10. Приказ начальника академии от 2015 года № 31дсп «Об итогах профессионально-должностной подготовки
постоянного состава академии в 2014/2015 учебном году и задачах по профессионально-должностной
подготовке на 2015/2016 учебный год».
Профессионально-должностная подготовка
1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.
2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.
При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.
3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.
6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:
а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.
30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:
а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);
б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;
в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;
г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.
31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.
36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.
Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.
Национальный центр управления обороной Российской Федерации на плановом собрании в мае 2020 года рассмотрел предложение Сергея Шойгу о поэтапном повышении размеров довольствия военнослужащих с 2020 года. Уже в январе этого года состоялось увеличение на 4%, для чего понадобилось дополнительных 66 млрд. рублей.
Ведомство утвердило предложение, и в проект государственного бюджета на 2021 год были внесены дополнительные статьи, предусматривающие рост доходов военнослужащих. Для проведения индексаций, повышающих оклады военных, запланировано выделить из бюджета:
- в 2020 г. – 66 млрд. рублей;
- в 2021 г. – 84 млрд. рублей;
- в 2022 г. – 148 млрд. рублей.
Совет РФ по вопросам безопасности и обороноспособности в лице Виктора Бондарева сделал официальное заявление. В нем утверждалось, что предстоящая индексация перекроет отсутствие повышения доходов за последние 5 лет.
Переход части оборонительной системы РФ на контрактную форму прохождения службы образовал некоторую разницу в оплате военнослужащим, пребывающим на строчной службе, и защитникам, которые подписали военный контракт.
Денежное вознаграждение контрактника состоит из:
- ежемесячного оклада, соответствующего военному званию;
- ежемесячного оклада, соответствующего занимаемой должности в военной части;
- ежемесячных дополнительных выплат (за выслугу военных лет, квалификационную категорию, работу с секретными документами, пребывание на территории с опасными или тяжелыми климатическими условиями, несение военного долга за пределами РФ).
Зарплата служащего по призыву не предусматривает надбавки по званию и имеет некоторые отличия в дополнительных выплатах.
Предстоящее повышение окладов военнослужащих в 2021 году основывается на двух показателях:
- занимаемая должность;
- присвоенное звание.
Поэтому увеличение зарплаты состоится у срочников и у контрактников.
Гражданский персонал МО РФ, так же как и военнослужащие по контракту, получают выплаты по приказу 1010, соответственно, на них также всецело распространяется действие данного нормативно-правового акта.
То же самое относится и к гражданскому персоналу Министерства обороны РФ. Так, если у работника за отчетный период имеются дисциплинарные взыскания, он вряд ли сможет рассчитывать на прибавку к своей зарплате, и об этом прямо указано в тексте приказа:
Не представляются к дополнительному материальному стимулированию лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей;
Отличие здесь только в том, что гражданские служащие получают премию по приказу 1010 ежеквартально, то есть премия выплачивается в 1,2,3 и 4 квартал каждого года.
Выплата премии по приказу 1010 предоставляются ежеквартально (для гражданского персонала) и в конце года (для военнослужащих). При этом суммы по приказу 1010 в целом зависят от того, сколько денежных средств было распределено в ту или иную воинскую часть.
В 2021 году денежное довольствие военнослужащих будет начисляться с учетом октябрьского повышения, т.е. с коэффициентом 1.03. По воинским званиям новые оклады установлены в следующих размерах.
Воинские звания | Размеры окладов по воинским званиям
с 01.10.2020 г. по октябрь 2021 года |
Коэффициент увеличения | 1,03 |
Рядовой, матрос | 5 587 |
Ефрейтор, старший матрос | 6 145 |
Младший сержант, старшина второй статьи | 6 705 |
Сержант, старшина первой статьи | 7 263 |
Старший сержант, главный старшина | 7 822 |
Старшина, главный корабельный старшина | 8 381 |
Прапорщик, мичман | 8 939 |
Старший прапорщик, старший мичман | 9 498 |
Младший лейтенант | 10 615 |
Лейтенант | 11 174 |
Старший лейтенант | 11 732 |
Капитан, капитан-лейтенант | 12 290 |
Майор, капитан 3 ранга | 12 850 |
Подполковник, капитан 2 ранга | 13 408 |
Полковник, капитан 1 ранга | 14 526 |
Генерал-майор, контр-адмирал | 22 346 |
Генерал-лейтенант, вице-адмирал | 24 580 |
Генерал-полковник, адмирал | 27 933 |
Генерал армии, адмирал флота | 30 167 |
Маршал Российской Федерации | 33 519 |
Гражданский персонал Минобороны — это огромное количество врачей, электриков, сантехников, водителей, бухгалтеров, инженеров и представителей многих других профессий, которые в армии занимают люди без погон. В последние годы штат гражданского персонала Министерства обороны заметно увеличился — государство пошло на “военную хитрость” и заменило многие военные специальности гражданскими.
Это позволило платить людям за ту же работу меньшие деньги. Что будет с зарплатой гражданского персонала МО РФ в 2021 году — последние новости о том, когда и насколько повысят оклады вольнонаемных работников воинских частей и штабов. Заработные платы гражданских работников российской армии индексируются тогда же, когда и оклады самих военнослужащих.
И на тот же процент. В начале 2021 года индексация зарплат в армии прошла впервые за пять лет. До этого были заморожены и оклады военнослужащих, и зарплаты гражданских специалистов.
Премия 1010 гражданскому персоналу в 2019 году
Так точно можно узнать сколько примерно придет денежного довольствия к концу года. Согласно положениям рассматриваемого приказа, полномочия по распределению премии делегированы начальству, которое передает рапорт вышестоящему составу о распределении материального поощрения. На основании поданного документа издается соответствующий приказ.
Порядок распределения материального вознаграждения зачастую становится предметом споров, поскольку по мнению получателей премии, не всегда руководство справедливо распределяет выделенные денежные средства.
Чтобы точнее передать смысл руководящего документа, обратимся к тексту самого приказа. Итак: Расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Общественно государственная подготовка на 2021 год офицеры
Утверждены Основы госполитики в области пожарной безопасности на период до 2030 г.
Цель госполитики – обеспечить необходимый уровень защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Необходимо оценить пожарные риски на территории страны, определить комплекс задач по их предотвращению. Нормативно-правовая база нуждается в совершенствовании. Так, будут развивать систему профилактики пожаров, внедрять техрегламенты ЕАЭС. Установят требования к обеспечению пожарной безопасности зданий и сооружений с учетом оценки риска причинения вреда (ущерба) третьим лицам в результате пожара.
Будут обучать население мерам пожарной безопасности и действиям при пожаре. Необходимы профилактические плановые (рейдовые) осмотры территорий населенных пунктов, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, граничащих с лесными участками.
Внедряется принцип приоритетности профилактических мероприятий и риск-ориентированный подход с учетом индикаторов риска нарушения обязательных требований пожарной безопасности. Необходимо развивать систему негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности. Нужно повышать качество обучения личного состава подразделений всех видов пожарной охраны.
Определены механизмы реализации госполитики в области пожарной безопасности.
ПЛАН-КОНСПЕКТ проведения занятия по общественно-государственной подготовке ТЕМА 1: «Россия в современном мире и основные направления ее военной политики.
Задачи личного состава по поддержанию боевой готовности, укреплению воинской дисциплины и правопорядка в летнем периоде обучения». Воспитательные цели: — воспитать у военнослужащих готовность к достойному и самоотверженному служению Отечеству; — формировать у них чувство любви и преданности Родине, гордость за принадлежность к великому российскому народу. Учебные цели: — поощрять стремление военнослужащих эффективно выполнять свои служебные обязанности, совершенствовать профессиональные навыки; — ознакомить военнослужащих с основными тенденциями развития международной обстановки и военной политикой России.
Вопросы: 1.Основные тенденции развития международной обстановки.
- Угрозы безопасности России и ее военная политика.
АКТУАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
- РОССИЙСКИЕ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ: НА ПОРОГЕ НОВОГО ЭТАПА.
За прошедшие после обретения Россией суверенитета годы российские Вооруженные Силы прошли сложный путь. Они, как и страна в целом, находились в процессе активного реформирования, связанном с коренным изменением геополитических условий в мире и становлением обновленной российской государственности.
Профессионально-должностная подготовка
Сайт для пожарных! Сайт создан специально для помощи тем, кому необходимы материалы по пожарной тематике.
Документы, нормативные акты, конспекты по программе подготовки, приказы МЧС, приказы других ведомств.
Тема: Россия в современном мире. Задачи МЧС России на 2016 год в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Вид занятия: лекция Отводимое время: 2 (ч).
Цель занятия: Довести до слушателей информацию о положении России в системе международных отношений. Задачи МЧС России на 2016 год в вопросах гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Используемая литература:
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Интернет-портал Президента Российской Федерации.
Концепция внешней политики Российской Федерации // Интернет-портал Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Оно стало некой попыткой представить основательный и концептуальный план развития России, который все это время В. Путин и сам продвигал, и который еще предстоит реализовывать в следующие после его ухода годы.
На данном этапе истории В. Путин видит национальную идею в подъеме и укреплении России. Он высказал свой взгляд на то, что может сплотить страну: «Мы разные, однако есть нечто такое, что объединяет всех без исключения.
Все хотят, чтобы это были перемены к лучшему».
В результате многолетней работы по преодолению тяжелых последствий переходного периода ситуация в стране начала меняться к лучшему.
Сейчас Россия не только преодолела длительный спад производства, но и вошла в десятку крупнейших экономик мира. За период с 2000 года более чем в 2 раза увеличились реальные доходы населения, вдвое сократились масштабы бедности в стране. Однако мы находимся в самом начале пути к подлинному возрождению России.
Бескровный Л.Г.
Хрестоматия по русской военной истории. – М., 1947. 2. Гордиевский А., Стрельников В. История развития организационной структуры и вооружения российских вооруженных сил (от русских дружин и ополчений до современной армии и флота)// Ориентир.
– 2002. — № 2. 3. А.Чаевич «Государственно-политическое развитие и конституционные основы РФ (Ориентир – 2000, № 8). ХОД ЗАНЯТИЯ Российское государство провозглашено и строится как демократическое, федеративное, правовое, с республиканской формой правления. Эти исходные положения отражают наиболее важные и принципиальные черты нашего государства и составляют основы его конституционного строя.
Конституция РФ устанавливает целостную систему принципов конституционного строя:
К цветным революциям ряд исследователей относят и события так называемой «Арабской весны». В одних случаях они поддерживают действующие правительства и режимы, а в других, наоборот, поддерживают протестующих Существует мнение, что США, пользующиеся своим положением лидера в однополярном мире, не принимают во внимание долговременные интересы, культурные традиции и ценности народов самих государств или сопряжённые с революционными переменами экономические, политические и социальные издержки.Цель подобных акций состоит не в обеспечении политической и социально-экономической стабильности вовлечённых государств, а скорее в том, чтобы возникающие политические режимы лучше вписывались в глобальную структуру американских интересов.Член коллегии адвокатов Кроме конспирологических теорий цветных революций, существует также точка зрения, что цветные революции являются естественным (хотя и необязательным) результатом развития общества на индустриальном этапе.Происходит это в том случае, когда существующий режим ограничивает гражданские свободы, а политические условия препятствуют устранению этих ограничений.
У оппозиции появляется возможность расширить свое представительство в законодательных органах власти.
Новый порядок выборов не только усилит влияние партий на формирование демократической власти, но и будет способствовать росту конкуренции между ними, т. о. улучшая качество российской политической системы.
По итогам выборов партии получат право на государственное финансирование. Налогоплательщики вправе рассчитывать, что их деньги не будут потрачены на раздувание пустых обещаний или раскачивание основ государственного строя.
Один из главных критериев политической культуры и развития общества – увеличение объема полномочий региональных и местных властей. Сегодня децентрализация полномочий в сфере государственного управления достигла в России самого высокого за ее историю уровня.
Только за 2007 год субъектам Федерации были переданы важнейшие полномочия в области градостроительства, лесного хозяйства, земельных и водных отношений, охраны животного мира и занятости населения.
Общественно-государственную подготовка организовывается и проводиться в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации 2005 года № 170, на основе учебных планов и программы.
Охарактеризуем более подробно некоторые из наиболее известных террористических организаций. «Аль-Каида» (араб, «основа», «база», «фундамент», «принцип») — одна из самых крупных ультрарадикальных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама. Была создана 11 августа 1988 года.
Целью организации является свержение светских режимов в. Психологическая и физиологическая сущность методов психической саморегуляции.
На практике ПСР чаще всего представляет собой совокупность техник активного психического самовоздействия на поток сознания (текущие мысли и образы представлений), скелетные и дыхательные мышцы.
Последующие, вторичные, изменения наступают в кровеносных сосудах и внутренних.
На указанный период предусматривается изучение военно-политической обстановки, причин конфликта, истории, государственно-политического и военного устройства, законодательства, географии, обычаев народов, правил поведения военнослужащих в стране (регионе), где предстоит выполнять задачи, а также основ международного гуманитарного права. При проведении занятий по другим предметам боевой подготовки должны использоваться исторические примеры.
В ходе учений, полевых выходов, при выполнении миротворческих, контртеррористических и других специальных задач, а также при нахождении подразделений в отрыве от пунктов постоянной дислокации ВПП организуется и проводится по отдельному плану не менее 1 часа в неделю. В этот период в дни, когда не проводится ВПП, перед началом занятий по боевой подготовке командирами (начальниками) ежедневно в течение 15-20 минут проводится военно-политическое, правовое,
Она проводится в соответствии с приказом Минобороны РФ №170 и по специальной программе № 172/3/3513 от 9 августа 2011, разработанной заместителем Министра обороны. Программа обучения В программу обучения включены теоретические и практические занятия, которые призваны не только сформировать уважительное отношение к Вооруженным Силам Российской Федерации, но и отработать реальные приемы тактики, стратегии и координации, так необходимые во время службы.
Во время занятий военнослужащие прослушают лекции, посвященные: Истории развития русской и российской армии, начиная с истоков и заканчивая военными победами за последние несколько десятилетий.
Особое внимание уделяется Второй мировой, которая стала наиболее значимым военным подвигом миллионов солдат СССР.
Также подробно изучается история создания отдельных подразделений современной армии РФ.