Как обучить работников требованиям охраны труда по новым правилам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как обучить работников требованиям охраны труда по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В современных экономических условиях проблема охраны труда или безопасности условий труда работников приобрела первостепенное значение. Она достаточно актуальна и остра как для организаций (в том числе воинских частей и военных организаций), использующих труд наемных и иных работников в своей хозяйственной деятельности, так и для государства, осуществляющего правовое регулирование условий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.

Комментарий к ст. 349 ТК РФ

1. Особенности регулирования труда работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, определяются спецификой военной службы, проходящей в особом режиме, в тяжелых условиях и нередко связанной с непосредственной опасностью для жизни и здоровья.

2. Дополнительные затраты, связанные со специфическими условиями работы компенсируются повышением размеров оплаты труда, установлением определенных преимуществ, касающихся рабочего времени и времени отдыха, а также предоставлением иных дополнительных гарантий, компенсаций и льгот.

3. Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации утвержден Приказом Минобороны России от 13.10.2008 N 520 и введен в действие с 01.12.2008. Перечень предназначен для установления в Вооруженных Силах РФ единых наименований должностей гражданского персонала, а также для обеспечения машинной обработки штатной информации по лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и состоит из четырех разделов:

раздел I — Общие положения;

раздел II — Классификатор профессий рабочих;

раздел III — Классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей;

раздел IV — Таблица признаков производных должностей.

В классификаторы включены основные (базовые и приравненные к ним) наименования профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей и предусмотрена возможность образования и кодирования производных от них наименований (заместитель, помощник, дежурный, сменный и др.) с использованием таблицы признаков производных должностей.

4. В Приказе Минобороны России от 29.12.2012 N 3910 «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» предусмотрено, что трудовые договоры с работниками воинских частей (организаций) необходимо заключать в воинских частях (организациях), находящихся на территории РФ, в соответствии с ТК, а в воинских частях (организациях), находящихся за пределами территории Российской Федерации, — в соответствии с законодательством страны пребывания, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями).

5. Особенности оплаты труда гражданского персонала предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» и изданным в соответствии с ним Приказом Минобороны России от 10.11.2008 N 555 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583». Указанным Приказом утверждены, во-первых, Размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской деятельности, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ, во-вторых, Положение о системе оплаты труда гражданского персонала указанных учреждений, воинских частей и организаций и, в-третьих, Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда данной категории работников.

Профессиональные квалификационные группы должностей гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 29.04.2008 N 201н.

Профессиональные квалификационные группы должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 394н.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 396н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников Студии военных художников имени М.Б. Грекова и Военно-художественной студии писателей Министерства обороны Российской Федерации утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 397н.

Профессиональная квалификационная группа должностей работников учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 398н.

Профессиональные квалификационные группы должностей и профессий командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 399н.

Профессиональная квалификационная группа должностей работников культурно-просветительных учреждений Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 401н.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Министерства обороны Российской Федерации утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 08.08.2008 N 402н.

Шаг 3. СОУТ, СИЗ, медосмотры

Если производственные факторы на рабочих местах еще не оценили, начните процедуру по проведению специальной оценки условий труда. Ее проводят эксперты независимой аккредитованной организации, с которой работодатель заключает договор. Непосредственно в компании за организацию СОУТ отвечает комиссия, которую утверждают приказом по предприятию. Эксперты лаборатории делают исследования на рабочих местах предприятия и готовят отчет с рекомендациями для работодателя. Отчет отображает, какие вредные и опасные факторы присутствуют на рабочих местах организации (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», далее — Закон № 426-ФЗ).

Если СОУТ провели до вашего прихода в организацию, ознакомьтесь с результатами и используйте их в работе. Проверьте, нет ли необходимости провести внеплановую спецоценку из-за введения новых рабочих мест или по другим причинам из статьи 17 Закона № 426-ФЗ.

Предварительные и периодические медосмотры проводите на основании перечней вредных и опасных производственных факторов и видов работ (Перечни, утв. приказом Минздрава от 12.04.2011 № 302н; далее — Приказ № 302н). Вредные и опасные факторы на рабочем месте устанавливают по результатам спецоценки.

Если результатов СОУТ пока нет, можно определить производственные факторы с помощью эксплуатационной, технологической и другой документации на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, которые применяют в организации при производственной деятельности.

Также проверьте, как на предприятии организовали работу со средствами индивидуальной защиты. Порядок выдачи, учета и хранения СИЗ определен Трудовым кодексом и Межотраслевыми правилами (утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н).

Если в компании есть работы с вредными или опасными условиями труда, работы, которые выполняют в особых температурных условиях или которые связаны с загрязнением, обязательно контролируйте работу со средствами индивидуальной защиты в организации. Для этого в положении о СУОТ между должностными лицами организации распределите обязанности по закупке, хранению, выдаче и уходу за СИЗ.

Проведите в первое полугодие своей работы медосмотр, обучение по охране труда и спецоценку, во втором полугодии организуйте производственный контроль за санитарно-гигиеническими условиями. Также периодически проверяйте, чтобы работников обеспечивали СИЗ в полном объеме.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Перечень документов по охране труда

В организации по охране труда должны заполняться следующие документы:

приказ о создании службы охраны труда;

положение о службе охраны труда;

должностные инструкции работников;

комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации;

перечень инструкций по охране труда по должностям, профессиям или видам работ;

инструкции по охране труда;

журнал учета инструкций по охране труда и журнал учета выдачи инструкций по охране труда;

журнал регистрации вводного инструктажа, программа вводного инструктажа.

протоколы проверки знаний рабочих по безопасности труда, удостоверения, журналы регистрации протоколов и удостоверений;

личные карточки учета выдаваемых СИЗ;

журнал регистрации несчастных случаев на производстве;

сведения о прохождении медицинских осмотров работников;

материалы по специальной оценке условий труда;

Нормы, предусматривающие организацию охраны труда гражданского персонала

Состояние условий и охраны труда гражданского персонала во многом зависит от организации охраны труда. Об этом свидетельствуют, в частности, данные о причинах несчастных случаев, связанных с производством в Вооруженных Силах в 1996 — 1997 гг. Согласно этим данным значительная доля указанных несчастных случаев обусловлена неисполнением или ненадлежащим исполнением должностными лицами своих обязанностей по осуществлению разного рода организационных мероприятий в области охраны труда. Причем эта доля имеет тенденцию к увеличению1. На состояние условий и охраны труда отрицательно влияют недостатки в организации деятельности по охране труда, в проведении мероприятий организационного характера, наличие нерешенных проблем в области организации охраны труда. Как отмечается в ФЦП, неблагоприятная ситуация с состоянием условий и охраны труда во многом связана с тем, что до настоящего времени не создана государственная система управления охраной труда, соответствующая новым экономическим и трудовым отношениям, не на должным уровне находится система обучения работников безопасным приемам работы. Изложенное свидетельствует о большом значении организационных мероприятий по охране труда для состояния условий и охраны труда. На проведение указанных мероприятий существенное влияние оказывают нормы права. Поэтому целесообразно рассмотреть нормы, предусматривающие организацию охраны труда гражданского персонала.

Читайте также:  Поток гастарбайтеров с семьями стал стратегическим фактором

В соответствии с частью і ст. 8 Основ отраслевые министерства и ведомства обязаны создавать службы охраны труда.В целях исполнения Основ в Вооруженных Силах пунктом 2 приказа Министра обороны 1993 г. № 602 «О мерах по исполнению в Вооруженных Силах Российской Федерации Основ законодательства Российской Федерации об охране труда» предписано создать службу охраны труда Вооруженных Сил в составе УТЗП1. Однако, до настоящего времени в Вооруженных Силах стройной и сильной системы органов управления охраной труда гражданского персонала не создано. Процесс их создания имеет недостаточно организованный характер. Создание указанных органов в настоящее время во многом зависит от наличия возможностей для их создания, прежде всего-финансовых. Имеющаяся система органов управления охраной труда в Вооруженных Силах неоднородна. Так, в УТЗП действует отдел охраны труда, в видах Вооруженных Сил- службы охраны труда, группы и отделы охраны труда и техники безопасности, в главных и центральных управлениях Министерства обороны-гругты, отделы и отделения охраны труда, в некоторых округах- отделения охраны труда. Органы управления охраной труда гражданского персонала действуют, как правило, в составе органов управления по труду и заработной плате. Например, в ВМФ система органов управления охраной труда состоит из отдела охраны труда и техники безопасностив составе группы труда и заработной платы гражданского персонала ВМФ, действующего на основании положения о нем, утвержденного Главнокомандующим ВМФ 8 мая 1998 г., инженеров охраны труда ВМФ на флотах, Ленинградской воєнно- морской базе и Каспийской флотилии. Очевидно, что настоятельно необходимо упорядочить процесс создания системы органов управления охраной труда гражданского персонала. Однако этим проблема создания последних не исчерпывается. Необходимо решить принципиальный вопрос о том, какие именно органы в Вооруженных Силах должны ведать охраной труда гражданского персонала.

Как отмечалось, труд гражданского персонала тесно переплетается с военно-служебной деятельностью военнослужащих. Лица гражданского персонала в процессе труда в военных организациях могут быть вовлечены в сферу возможного проявления опасностей, связанных с жизнедеятельностью Вооруженных Сил. В некоторых случаях военнослужащие могут привлекаться к работе на предприятиях и в связи с этим подвергаться воздействию вредных и опасных производственных факторов. В подобных случаях деятельность по обеспечению безопасности военной службы имеет много общего с мероприятиями по охране труда. Данное обстоятельство в определенной степени нашло свое отражение в Основах. Согласно ст. 2 Основ их действие распространено, в том числе на военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях. Возможны и другие случаи, когда нормы об охране труда действуют как в отношении гражданского персонала, так и в отношении военнослужащих. Например, в соответствии с Нормой № 39 снабжения специальной одеждой военнослужащих Вооруженных Сил, занятых на выполнении разных специальных работ военнослужащие, занятые на выполнении работ, не вошедших в данную норму, обеспечиваются специальной одеждой применительно к нормам бесплатной выдачи специальной одежды гражданскому персоналу. Причем такие нормы об охране труда действуют не только в отношении военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях, то есть согласно ст. 2 Основ, но и в отношении иных военнослужащих, постоянно исполняющих обязанности военной службы в военных организациях. То есть, при определенных условиях нормы об охране труда могут действовать как в отношении лиц гражданского персонала, так и в отношении военнослужащих. С учетом изложенного, вряд ли является плодотворным раздельное решение взаимосвязанных задач обеспечения безопасности военной службы и охраны труда гражданского персонала, как в концептуальном, так и в структурном плане. Необходимо в комплексе решать данные задачи.

IV. Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест

47. На рабочих местах безопасность оборудования и производственных процессов должна обеспечиваться в соответствии с требованиями эксплуатационно-технической документации, а условия труда должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда.

48. При организации рабочих мест безопасность работников должна обеспечиваться:

  • Защитой работников от опасности, создаваемой движущимися частями технологического оборудования, изделиями, заготовками и материалами, отлетающими частицами обрабатываемого материала и брызгами смазочно-охлаждающих жидкостей
  • Соблюдением требований безопасной эксплуатации подъемных сооружений, кранов-манипуляторов, кранов-трубоукладчиков, подъемников с рабочими платформами, строительных подъемников, лифтов, паровых и водогрейных котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды, установок газового оборудования
  • Рациональным размещением технологического оборудования в производственных помещениях и вне их и обеспечением безопасного расстояния между оборудованием и стенами, колоннами, безопасной ширины проходов и проездов

49. Места временного или постоянного нахождения работников, не участвующих непосредственно в проведении строительного производства, должны располагаться за пределами опасных зон.

50. При организации рабочих мест, связанных с использованием строительных машин и иного технологического оборудования, в целях устранения вредного воздействия шума должны применяться:

  • Технические средства (уменьшение шума машин в источнике его образования, применение технологических процессов, при которых уровень звукового давления на рабочих местах не превышает допустимый)
  • Строительно-акустические мероприятия
  • Дистанционное управление шумными машинами, средства индивидуальной защиты
  • Организационные мероприятия (выбор рационального режима труда и отдыха, сокращение времени нахождения в шумных условиях, лечебно-профилактические и другие мероприятия)

Рабочие зоны с превышенным допустимым уровнем шума должны быть обозначены знаками безопасности. Работа в этих зонах без использования средств индивидуальной защиты запрещается.

51. Для снижения вредного воздействия общей вибрации на работников при организации рабочих мест следует предусмотреть возможность реализации защитных мер, включая (в порядке приоритетности): замену оборудования, применение конструктивных мер снижения уровней вибрации, уменьшение времени контакта с вибрирующими поверхностями, применение средств коллективной защиты, а для защиты от локальной вибрации — применение средств индивидуальной защиты.

52. При осуществлении производственных процессов в условиях повышенной запыленности, соответствующей вредным (опасным) условиям труда, работодатель обязан принять меры к снижению концентрации пыли до допустимых уровней или обеспечить работников средствами индивидуальной защиты органов дыхания.

53. Места проведения строительного производства с использованием пылевидных материалов, а также рабочие места у машин для дробления, размола и просеивания этих материалов должны быть обеспечены аспирационными или вентиляционными системами (проветриванием).

Управление затворами, питателями и механизмами на установках для переработки извести, цемента, гипса и других пылевых материалов следует осуществлять с выносных пультов.

54. Проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего проема менее 0,7 м.

55. Проходы на рабочих местах и к рабочим местам должны отвечать следующим требованиям:

  • Ширина одиночных проходов к рабочим местам и на рабочих местах должна быть не менее 0,8 м
  • Высота проходов в свету должна быть не менее 2 м

56. При расположении рабочих мест на перекрытиях воздействие нагрузок на перекрытие от размещенных строительных материалов, оборудования, оснастки и людей не должно превышать расчетные нагрузки на перекрытие, предусмотренные организационно-технологической документацией на производство работ.

57. Опасные зоны, находящиеся внизу под местом выполнения работ на высоте, необходимо определять, обозначать и ограждать в соответствии с правилами по охране труда при работе на высоте, утверждаемыми Минтрудом России в соответствии с подпунктом 5.2.28 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

58. Перекрытие лифтовых шахт должно производиться на каждом этаже.

59. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, необходимо устраивать трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы должны быть закреплены.

60. При использовании в строительном производстве на территории строительного объекта мобильных строительных машин должна обеспечиваться обзорность рабочей и опасной зон с рабочего места машиниста. В случаях, когда машинист, управляющий мобильной строительной машиной, не имеет достаточного обзора, ему должен быть выделен сигнальщик.

Со значением сигналов, подаваемых в процессе работы и передвижения мобильной строительной машины, должны быть ознакомлены работники, связанные с ее работой. Опасные зоны, которые возникают или могут возникнуть во время работы мобильной строительной машины, должны быть обозначены знаками безопасности и (или) предупредительными надписями.

61. Расположение станков, механизмов, верстаков, столов, козел, стеллажей и другого оборудования, используемых при транспортировании строительных материалов и конструкций, не должно создавать петель, встречных, перекрещивающихся и возвратных движений. При расположении технологического оборудования необходимо учитывать вес и габариты обрабатываемых материалов, характер работы и тип оборудования, обеспечивая прямоточность движения и безопасность работ.

62. Размещение на производственной территории строительных объектов стационарного технологического оборудования должно осуществляться в соответствии с проектно-технической документацией.

При этом ширина проходов в цехах не должна быть менее:

  • Для магистральных проходов – 1,5 м
  • Для проходов между оборудованием – 1,2 м
  • Для проходов между стенами производственных зданий и оборудованием – 1,0 м
  • Для проходов к оборудованию, предназначенных для его обслуживания и ремонта – 0,8 м
  • Ширина проходов у рабочих мест должна быть увеличена не менее чем на 0,75 м при одностороннем расположении рабочих мест от проходов и проездов и не менее чем на 1,5 м при расположении рабочих мест по обе стороны проходов и проездов
Читайте также:  Ставки транспортного налога в Красноярском крае на 2024 для юридических лиц

63. Установка стационарного технологического оборудования на фундаментах или на межэтажных перекрытиях осуществляется в соответствии с проектной документацией с учетом веса оборудования и действия динамических нагрузок оборудования на перекрытие.

64. Технологическое оборудование, объединенное в единый технологический комплекс с числом работающих более одного, должно снабжаться системами сигнализации, предупреждающими рабочих о пуске. Дистанционный пуск должен производиться после подачи предупредительного звукового или светового сигнала и получения ответного сигнала с мест обслуживания оборудования о возможности пуска.

Сигнальные элементы (звонки, сирены, лампы) должны быть защищены от механических повреждений и расположены так, чтобы обеспечивались надежная слышимость и видимость сигнала в зоне обслуживающего персонала.

На рабочих местах должны быть вывешены таблицы сигналов и инструкции о порядке пуска и остановки технологического оборудования.

65. Размещение в производственных зданиях, галереях и на эстакадах конвейеров должно производиться в соответствии с требованиями охраны труда.

66. При наличии в конструкции бункеров-накопителей люков и иных отверстий, в которые возможно несанкционированное или случайное попадание (падение) человека, должны быть приняты меры, исключающие возможность наступления такой ситуации.

67. Шаровые мельницы и другое дробильное оборудование должно быть оборудовано системами звуковой и световой сигнализации, обеспечивающей двухстороннюю сигнальную связь площадок для обслуживания приемных и транспортирующих устройств с пультом управления дробилок.

68. Работники, обслуживающие дробильные машины, должны быть обеспечены специальными приспособлениями (крючками, клещами и другими) для извлечения из камеры дробилки кусков материалов или случайно попавших недробимых предметов и защитными очками.

69. При эксплуатации строительных подъемников на площадках, с которых производится загрузка или разгрузка кабины (платформы) строительного подъемника, должны быть вывешены правила пользования строительным подъемником, определяющие способ загрузки, способ сигнализации, порядок обслуживания дверей дежурными работниками, запрещение выхода людей на платформу строительного подъемника и указания по его обслуживанию. У мест загрузки или разгрузки кабины или платформы строительного подъемника должны быть сделаны надписи, указывающие вес предельного груза, допускаемого к подъему или спуску.

70. Над местом загрузки строительного подъемника с открытой платформой на высоте от 2,5 м до 5 м должен быть установлен защитный двойной настил из досок толщиной не менее 40 мм.

71. Для обслуживания технологического оборудования, на котором устанавливаются технологическая оснастка и детали массой более 15 кг, должны применяться соответствующие подъемные сооружения или устройства, при помощи которых должны производиться установка и снятие обрабатываемых деталей, технологической оснастки.

72. Опасные зоны видов технологического оборудования, установок и устройств должны быть ограждены, экранированы или иметь устройства, исключающие контакт работников с опасными и вредными производственными факторами.

73. Обрабатываемые движущиеся строительные материалы, выступающие за габариты оборудования, должны быть ограждены и иметь надежные устойчивые поддерживающие приспособления.

74. Подвижные защитные устройства (экраны), установленные на оборудовании для ограждения опасных зон, должны быть сблокированы с пуском оборудования. Переносные ограждения должны быть устойчивы.

Для закрывания и открывания ограждений должны быть предусмотрены ручки, скобы и другие устройства.

75. Ограждения и защитные устройства должны окрашиваться в цвета безопасности.

76. Для обслуживания оборудования на высоте 1 м и более от уровня пола должны устраиваться специальные площадки с перилами и лестницами с поручнями.

77. Устройства для пуска, отключения и остановки технологического оборудования должны быть расположены так, чтобы ими можно было пользоваться непосредственно с рабочего места и чтобы была исключена возможность самопроизвольного включения оборудования и механизмов, травмирования работников.

78. Органы управления эксплуатируемого технологического оборудования (рычаги, рукоятки, маховики, штурвалы, кнопки и другие) должны быть сосредоточены в удобных для работника местах и иметь надписи или символы, указывающие их назначение.

79. Рабочие места с применением технологического оборудования, пуск которого осуществляется извне, должны иметь сигнализацию, предупреждающую о пуске, а в необходимых случаях – связь с оператором.

80. Для общего внутреннего и наружного освещения должно применяться напряжение не выше 220 В переменного или постоянного тока. В помещениях без повышенной опасности напряжение 220 В может применяться для стационарно установленных осветительных приборов вне зависимости от высоты установки.

При высоте подвески менее 2,5 м должны применяться светильники специальной конструкции классов защиты 2 или 3 либо с напряжением не выше 50 В.

Питание светильников напряжением до 50 В должно осуществляться от понижающих трансформаторов, машинных преобразователей, аккумуляторных батарей. Применять для указанных целей автотрансформаторы, дроссели и реостаты запрещается. Корпуса понижающих трансформаторов и их вторичные обмотки должны быть заземлены.

Применять стационарные светильники в качестве переносных запрещается. Следует пользоваться переносными светильниками только промышленного изготовления.

81. Металлические строительные леса, металлические ограждения места работ, полки и лотки для прокладки кабелей и проводов, рельсовые пути подъемных сооружений и транспортных средств с электрическим приводом, корпуса оборудования, машин и механизмов с электроприводом должны быть заземлены (занулены) сразу после их установки на место, до начала каких-либо работ.

82. Разводка временных электросетей напряжением до 1000 В, используемых при электроснабжении объектов строительства, должна быть выполнена изолированными проводами или кабелями на опорах или конструкциях, рассчитанных на механическую прочность при прокладке по ним проводов и кабелей, на высоте над уровнем земли, настила не менее:

  • 3,5 м – над проходами
  • 6,0 м – над проездами
  • 2,5 м – над рабочими местами

83. Выключатели, рубильники и другие коммутационные электрические аппараты, применяемые на открытом воздухе или во влажных цехах, должны быть в защищенном исполнении.

84. Электропусковые устройства должны быть размещены так, чтобы исключалась возможность пуска машин, механизмов и оборудования посторонними лицами. Запрещается включение нескольких токоприемников одним пусковым устройством.

Распределительные щиты и рубильники должны быть оборудованы запирающими устройствами.

VIII. Требования охраны труда при устройстве искусственных оснований и проведении буровых работ

151. Работодатель обязан в рамках СУОТ с учетом пункта 5 Правил проанализировать следующие опасности и их источники, представляющие угрозу жизни и здоровью работников при устройстве искусственных оснований и выполнении буровых работ:

152. При наличии профессиональных рисков, вызванных установленными опасностями, безопасность устройства искусственных оснований и буровых работ должна быть обеспечена на основе выполнения требований по охране труда, содержащихся в организационно-технологической документации на производство работ:

  • Определение способов и выбор средств механизации для проведения работ
  • Установление последовательности выполнения работ
  • Разработка схемы монтажа и демонтажа оборудования, а также его перемещения на площадке
  • Определение номенклатуры и необходимого количества средств коллективной защиты, необходимых для применения в конструкции машин, а также при организации рабочих мест

153. Расстояние между установленными сваебойными или буровыми машинами и расположенными в непосредственной близости строениями определяется организационно-технологической документацией. При работе указанных машин следует установить опасную зону на расстоянии не менее 15 м от устья скважины или места забивки сваи.

154. Передвижку сваебойных и буровых машин следует производить по заранее спланированному горизонтальному пути при нахождении конструкции машин в транспортном положении.

155. При забивке свай плавучим копром необходимо обеспечить его надежное причаливание к якорям, закрепленным на берегу или на дне, а также связь с берегом при помощи дежурных судов или пешеходного мостика.

Плавучий копер должен быть обеспечен спасательными кругами и лодкой.

Не допускается производить свайные работы на реках и водоемах при волнении воды более 2 баллов.

156. Забивка свай со льда разрешается в тех случаях, когда в организационно-технологической документации предусмотрены специальные мероприятия по обеспечению прочности ледяного покрова.

157. Пробуренные скважины при прекращении работ должны быть закрыты щитами или ограждены. На щитах и ограждениях должны быть установлены предупреждающие знаки безопасности и сигнальное освещение.

158. Вибропогружатели необходимо оборудовать подвесными инвентарными площадками для размещения рабочих, выполняющих присоединение наголовника вибропогружателя к оболочке.

Ширина настила площадки должна быть не менее 0,8 м. Настил площадки должен быть огражден.

159. Стены опускного колодца изнутри должны быть оборудованы не менее чем двумя закрепленными навесными лестницами.

160. По внутреннему периметру опускного колодца необходимо устраивать защитные козырьки. Размеры, прочность и порядок установки козырьков должны быть определены в организационно-технологической документации.

161. Помещения, в которых приготовляются растворы для химического закрепления грунта, должны быть оборудованы вентиляцией и соответствующими емкостями для хранения растворов.

162. Монтаж, демонтаж и перемещение сваебойных и буровых машин при ветре 10 м/с и более или грозе не допускаются.

163. Техническое состояние сваебойных и буровых машин (надежность крепления узлов, исправность связей и рабочих настилов) необходимо проверять перед началом каждой смены.

164. Перед подъемом конструкций сваебойных или буровых машин их элементы должны быть закреплены, а инструмент и незакрепленные предметы удалены.

При подъеме конструкции, собранной в горизонтальном положении, должны быть прекращены другие работы в радиусе, превышающем длину конструкции на 5 м.

165. В период работы сваебойных или буровых машин работники, непосредственно не участвующие в выполнении данных работ, не допускаются к машинам на расстояние менее высоты стрелы + 5 м.

166. Перед началом буровых или сваебойных работ необходимо проверить:

  • Исправность звуковых и световых сигнальных устройств, ограничителя высоты подъема грузозахватного органа
  • Состояние канатов для подъема механизмов, а также состояние грузозахватных устройств
  • Исправность механизмов и металлоконструкций

167. Перед началом осмотра, смазки, чистки или устранения каких-либо неисправностей буровой машины или копра буровой инструмент или сваебойный механизм должны быть опущены и поставлены в устойчивое положение, а двигатель остановлен и выключен.

168. Спуск и подъем бурового инструмента или сваи производится после подачи предупредительного сигнала.

Во время подъема или спуска бурового инструмента запрещается производить на копре или буровой машине работы, не имеющие отношения к указанным процессам.

Читайте также:  Какие льготы положены казахстанцам, пострадавшим от радиации

169. Подъем сваи (шпунта) и сваебойного молота необходимо производить отдельными крюками. При наличии на копре только одного крюка для установки сваи сваебойный молот должен быть снят с крюка и установлен на надежный стопорный болт.

При подъеме свая должна удерживаться от раскачивания и кручения при помощи расчалок.

Одновременный подъем сваебойного молота и сваи не допускается.

170. Сваи разрешается подтягивать по прямой линии в пределах видимости машиниста копра только через отводной блок, закрепленный у основания копра. Запрещается подтягивать копром сваи на расстояние более 10 м и с отклонением их от продольной оси.

171. Установка свай и сваебойного оборудования производится без перерыва до полного их закрепления.

Оставлять сваи и сваебойное оборудование на весу не допускается.

172. При погружении свай с помощью вибропогружателей необходимо обеспечить плотное и надежное соединение вибропогружателя с наголовником сваи, а также свободное состояние поддерживающих вибропогружатель канатов.

173. Вибропогружатель следует включать только после закрепления его на свае и ослабления поддерживающих полиспастов. Ослабленное состояние полиспастов должно сохраняться в течение времени работы вибропогружателя.

При каждом перерыве в работе вибропогружатель следует выключать.

174. При погружении свай-оболочек доступ работников на подвесную площадку для присоединения к погружаемой свае-оболочке наголовника вибропогружателя или следующей секции сваи-оболочки разрешается только после того, как подаваемая конструкция опущена краном на расстояние не более 30 см от верха погружаемой сваи-оболочки.

175. При срезке (обрубке) голов забитых в грунт свай необходимо предусматривать следующие меры безопасности, исключающие внезапное падение убираемой части:

  • Срезку (обрубку) голов свай следует начинать после завершения работ по погружению свай и составления акта приемки-сдачи работ с обязательным приложением исполнительной схемы
  • При срезке (обрубке) голов свай, выступающих над настилом на высоту более 1 м, необходимо применять инвентарные металлические подмости, а при проведении указанных работ на высоте более 1,8 м должно быть установлено ограждение высотой не менее 1,1 м
  • При большой высоте срубаемой части сваи, когда возникает угроза деформации арматурных стержней и падения сваи, перед началом работ верхняя часть сваи должна быть застропована выше центра тяжести срубаемой части, а стропы и грузовые тросы крана должны быть натянуты
  • Одновременно срезка (обрубка) голов двух соседних свай запрещается

176. Последовательность разработки грунта под кромкой ножа опускного колодца должна обеспечивать его устойчивость. Глубина разработки грунта от кромки ножа колодца определяется согласно организационно-технологической документации.

Не допускается разрабатывать грунт ниже 1 м от кромки ножа колодца.

177. При разработке подвижных грунтов с водоотливом или при наличии прослойки таких грунтов выше ножа колодца должны быть предусмотрены меры по обеспечению быстрой эвакуации людей на случай внезапного прорыва грунта и затопления колодца.

Кого назначить ответственным за охрану труда на предприятии

Охрана труда работников может входить в обязанности непосредственного работодателя, специалиста по ОТ или работников службы. В ст. 217 ТК РФ сказано, что вводить штатную единицу или отдел нужно лишь в том случае, если в компании работает более 50 человек.

Сотрудник, назначенный на роль инспектора по ОТ, должен соответствовать квалификационным требованиям профстандарта «Специалист в области охраны труда», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты от 4 августа 2014 года № 524н. Перед допуском к работе его нужно направить на обучение по охране труда. Подойдут 40-часовые курсы в учебном центре — об этом сказано в п. 2.3.2 Порядка обучения и проверки знаний требований охраны труда работников организации от 13.01.2003 № 1/29.

➤ Скачать профстандарт специалиста по охране труда

Если специалист по охране труда не справляется в одиночку, создают службу из нескольких человек. Предварительно вносят изменение в штатное расписание, разрабатывают должностные инструкции, корректируют положение о СУОТ.

Существуют различные мнения по поводу включения в состав должностных обязанностей специалиста по охране труда обязанностей по пожарной безопасности, электробезопасности, работы по экологии. Теоретически, каждое из этих направлений отдельная сфера деятельности, требующая специальных знаний и квалификации. Однако, на практике, в связи с оптимизацией расходов, кризисными явлениями в экономике, особенностями производственной деятельности компании, тем не менее, работа по перечисленным выше направлениям также возложена на специалиста (отдел) по охране труда.

Документооборот по охране труда может содержать специфические положения, приказы, инструкции в зависимости от особенностей производственной деятельности компании, речь идет о работе с грузоподъемными кранами, тепловыми энергоустановками, котлами, сосудами под давлением, химическими веществами и так далее.

Отдельным направлением по охране труда является деятельность по безопасному проведению работ подрядчиками, для них также разрабатывают инструкции, правила и требования включают в текст договора на выполнение работ, оказание услуг. Существует система выдачи нарядов-допусков для производства огневых, сварочных работ, работ повышенной опасности. Особое место в системе документооборота по охране труда занимает работа по антитеррористической защите, документы по ГО и ЧС.

Таким образом, документооборот по охране труда является сложноорганизованной системой, полный перечень документов всегда будет отличаться в зависимости от особенностей производственной деятельности различных компаний. Корпоративные документы по охране труда закрепляют нормы и правила охраны труда, обязательные для всех работников компании, фиксируют сложившиеся на определенный момент времени события, факты по охране труда.

Где и как долго хранить инструкции по охране труда?

Места хранения ИОТ руководитель предприятия определяет самостоятельно, с учетом их доступности для работников, а также своих технических и финансовых возможностей. Бумажные оригиналы ИОТ хранят как правило:

  • в службе охраны труда (у специалиста по охране труда) — 1 экз.;
  • у руководителя структурного подразделения — разработчика;
  • в архиве — отмененные инструкции.

Копии ИОТ направляют во все структурные подразделения, работников которых нужно ознакомить с их требованиями. Ответственность за информирование персонала возлагают на руководителей.

Срок хранения отмененных ИОТ определяют по Приказу Росархива от 20.12.2019 № 236. Согласно п. 8 и 19а) Перечня типовых управленческих документов…, корпоративные инструкции и приказы об их утверждении хранят «постоянно»:

  • не менее 10 лет в организациях, которые не отдают документы в госархивы;
  • в определенные руководителем сроки до передачи в государственный или муниципальный архив.

Основные отличия гражданско-правового договора от трудового договора

  1. В трудовом договоре указывают, что сотрудник подрядчика выполняет работу по определенной специальности, квалификации или должности. В гражданско-правовом договоре указывают только характер работ и ожидаемый результат.
  2. По трудовому договору работа выполняется только лично подрядчиком, а сотрудник подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка. В гражданско-правовом договоре подрядчик может выполнять работы как лично, так и перепоручить их субподрядчику. При этом он не подчиняется внутренним правилам заказчика.
  3. Оплата труда по трудовому договору происходит не реже, чем каждые полмесяца. В договоре подряда оплата также возможна частями, но только после выполнения определенного этапа работ и оформления акта приема-сдачи.

Какая документация необходима специалисту по охране труда

Документация по охране труда, которую работодателю необходимо вести, может охватывать:

а) политику и цели организации по охране труда;
б) распределение ключевых управленческих ролей (функций) по охране труда и обязанностей;
в) наиболее значительные опасности / риски, вытекающие из деятельности организации, и мероприятия по их предупреждению и регулированию;
г) положения, методики, инструкции или другие внутренние документы, используемые в системе управления охраной труда.

Такие рекомендации даны в Руководстве МОТ-СУОТ 2001 и стандартах по системам управления охраной труда (межгосударственный ГОСТ 12.0.230-2007, национальный (российский) ГОСТ Р 12.0.007-2009).

Из всего разнообразия документов можно выделить несколько основных типов.

Во-первых, это локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие организационно-управленческие правила соблюдения работниками требований охраны труда. К ним относятся:

  • правила внутреннего трудового распорядка;

  • коллективный договор;

  • должностные инструкции;

  • инструкции по охране труда;

  • различные приказы, связанные с вопросами охраны труда;

  • программы обучения, инструктажей и т. п.

Во-вторых, это различные фиксирующие документы, так называемые «записи». Это самый большой тип документов по охране труда у работодателя. Он документирует всю конкретную деятельность, а главное – мероприятия по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

К такой документации следует отнести также и результаты специальной оценки условий труда (ранее – аттестация рабочих мест), и материалы расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В-третьих, Трудовой кодекс обязывает каждого работодателя иметь документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда. Это комплект нормативной документации по специфике своей деятельности. Все они нужны не только для их выполнения и для информирования работников об условиях труда, их правах и обязанностях, но и для разработки локальных нормативных актов работодателя.

Грамотно оформленная документация по охране труда при спорных ситуациях между работником и работодателем всегда станет надежным помощником в разрешении возникших разногласий. А если произойдет несчастный случай, работодатель всегда сможет объяснить сотруднику, что произошло, что нарушено, по чьей вине и что делать на основе документации по охране труда.

Какими нормативными актами определены правила оформления учетных документов

Общие требования к оформлению управленческой (организационно-распорядительной) документации содержатся в:

ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержден постановлением Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст);

Методических рекомендациях по внедрению ГОСТР 6.30-2003, утвержденных Росархивом.

Оформление документов по различным направлениям охраны труда регламентируется нормативными актами. В них, как правило, содержатся и формы самих документов.

Так, разработке и оформлению инструкций по охране труда посвящен раздел 5 Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. В приложении 8 к названному постановлению приведен примерный вид титульного листа инструкции по охране труда для работника.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...