Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выездная налоговая проверка: в чем суть и когда риски компании растут». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В первую очередь нужно выявить те сделки, по которым предположительно могут быть доначисления. Например, совершенные без явной экономической выгоды, с ценой, значительно отличающейся от рыночной или исключительно с целью налоговой экономии, а также заключенные с фирмами-однодневками или взаимозависимыми лицами.
Необоснованно продлевают проверку
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.04.2013г. по делу №А43-17631/2012. Налоговики решили продлить выездную проверку до 6 месяцев. Почему?
-
Потому что, для квалификации проведенных строительно-монтажных работ нужно привлечь специалиста. Налоговики искали-искали недорогого профи в этой области и нашли, но он не мог сиюминутно приступить к своей работе, а только после окончания выездной проверки. Стоимость услуг аналогичных специалистов в других компаниях в 4 раза дороже, поэтому проверяющие решили, что целесообразно подождать экономного эксперта и продлить проверку;
-
Потому что, налоговики не могли провести допрос сотрудников на рабочих местах, т.к. они либо уволены, либо находились в административном отпуске.
Лишают возможности представить возражения
Постановление ФАС ДВО от 28.04.2014г. №Ф03-1579/2014. Сотрудники фискальной службы не представили компании материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, поэтому общество не смогло заявить возражения, что нарушает права налогоплательщика.
Постановление ФАС ВВО от 17.06.2014г. №А17-162/2013. «Сверскоростные» налоговики решили, что 1 дня достаточно для прочтения и изучения 285 листов материалов дополнительных мероприятий. Успеть за 24 часа изучить 285 листов – задача для очень быстро читающих и переваривающих информацию людей… Как бизнесмен не просил в письменной форме предоставить ему отсрочку по изучению, проверяющие оказались беспощадны и вынесли решение о привлечении к ответственности. Суд занял позицию налогоплательщика.
ДЛЯ ПРОВЕРКИ НЕ БЫЛО ОСНОВАНИЙ
Для начала решите, имели ли в принципе налоговики право проверять вашу компанию по тем налогам и периодам, которые отражены в решении? При отрицательном ответе на поставленный вопрос решение инспекции можно успешно оспорить.
Для проведения камеральной проверки основанием для ее проведения является подача налоговой декларации (расчета) (п.1 ст.88) .
В этой связи если компания не представила в инспекцию декларацию (расчет), и налоговая провела камеральную проверку на основе иных имеющихся у них документов и (или) полученных у третьих лиц сведений, то решение о доначислении недоимки, пеней и штрафов по итогам такой проверки неправомерно . В этом случае налоговики вправе проводить иные мероприятия налогового контроля, но только не камеральную проверку .
Основанием для выездной налоговой проверки (далее – ВНП) является вынесение решения о ее проведении руководителем (заместителем руководителя) налоговой с учетом следующих ограничений (п.5 ст.89 НК РФ) :
- не допускаются две и более ВНП за один и тот же период по конкретному налогу;
- не допускается проводить ВНП более одного раза за календарный год в отношении конкретного налогоплательщика.
ИСТРЕБОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ
1) истребование налоговиками документов у налогоплательщика после истечения сроков проведения налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст. 88, п. 6 ст. 89 и п. 6 ст. 101 НК РФ, абз. 1, 2 п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
2) истребование налоговиками документов в рамках камеральной налоговой проверки без предусмотренных ст.88 НК РФ оснований, в частности:
- в отсутствие выявленных ошибок, противоречий или несоответствий в налоговой декларации (расчете), сведениях и документах ;
- в отсутствие применения налогоплательщиком льгот, что актуально при истребовании налоговиками документов, подтверждающих операции, которые:не являются объектом обложения НДС в силу п. 2 ст. 146 НК РФ, местом реализации которых не является РФ, или освобождаются от обложения НДС на основании ст.149 НК РФ, когда такое освобождение не имеет своей целью предоставление определенной категории лиц преимуществ по сравнению с другими лицами, совершающими такие же операции, а представляет собой специальные правила налогообложения соответствующих операций ;
- для подтверждения применения ставки НДС 10 процентов ;
- для подтверждения вычетов по НДС в отсутствие суммы налога к возмещению, противоречивости сведений в налоговой декларации и несоответствия со сведениями по тем же операциям у контрагента .
Распространенные заблуждения
Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.
Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.
Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.
Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.
Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).
Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).
А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить
Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.
Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.
Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.
В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…
Чем отличаются камеральные и выездные налоговые проверки
Камеральные и выездные проверки разнятся по многим параметрам. Два из них упомянули выше. Это место проведения и возможность изъятия документов и активов компании. Другие характерные черты обобщили в таблице 1.
Таблица 1. Отличие камеральной проверки от выездной
Критерий сравнения |
Вид налоговой проверки |
|
Камеральная |
Выездная |
|
В чем цель |
В текущем режиме находить ошибки в налоговой отчетности и уведомлять о них налогоплательщика |
Углубленно изучать, правильно ли компания считает налоги и вовремя ли их платит |
Сколько налогов проверяются |
Один – тот, по которому предприятие сдало декларацию (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Один или сразу несколько (п. 3, 4 ст. 89 НК РФ) |
За какой период |
За тот, который указан в декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Максимум за три или даже за пять предыдущих лет (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 89.2 НК РФ) |
Как долго длится |
В течение трех месяцев после сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) |
Обычно до двух месяцев. Иногда продляется до четырех месяцев и даже до полугода (п. 6 ст. 89 НК РФ) |
Может ли приостанавливаться |
Нет |
Да. Максимальный срок приостановки – шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ) |
Как часто проводится |
В текущем режиме после сдачи декларации, в том числе уточненной (п. 1 ст. 88 НК РФ) |
Обычно не больше двух раз за один календарный год (п. 5 ст. 89 НК РФ) |
Бывает ли повторной |
Нет |
Да (п. 10 ст. 89 НК РФ). Повторная проверка бывает в двух случаях: · вышестоящий налоговый орган контролирует качество работы нижестоящего. Поэтому заново проверяет уже инспектированные компании; · организация сдала уточненную декларацию с суммой налога, которая уменьшилась по сравнению с предыдущей |
Существует строго определенный перечень критериев, которые сотрудники налоговой службы используют при планировании выездных проверок. Этот перечень содержится в приложении №2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок». При совпадении нескольких из них компанию может ожидать выездная налоговая проверка.
- Во-первых, некоторые показатели, находящиеся значительно ниже среднего по отрасли уровня. Налоговую службу могут насторожить слишком низкие налоговые выплаты, уровень зарплат или рентабельности компании.
- Во-вторых, вопросы могут возникнуть, если расходы компании увеличиваются быстрее, чем доходы, или компания является убыточной два года и более.
- В-третьих, одним из поводов к назначению проверки может послужить заключение неоднозначных сделок — без очевидной выгоды либо с высокими налоговыми рисками.
- Выездную проверку могут назначить, если компания вовремя не предоставила ответ на запрос из налоговой службы, неоднократно меняла юридический адрес (если в результате изменений нужно менять место постановки на налоговый учет) или имеет большие налоговые вычеты (доля вычетов по НДС от общей суммы начисленного налога составляет от 89% за год). Для компаний, применяющих специальные режимы налогообложения, таким критерием также является приближение к предельному значению (менее чем на 5%), два и более раз за год, для ИП — сумма расходов, составляющая более 83% от суммы доходов.
Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки
По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:
- привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
- отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).
Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:
- акт налоговой проверки;
- материалы, представленные в ходе проверки;
- возражения налогоплательщика.
При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:
- Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
- Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
- Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?
Судебные акты в пользу налоговиков.
Доказательство этому утверждению – Постановление ФАС ЦО от 13.02.2014 № А09-4108/2013. Проблемы налогового органа начались уже на стадии вручения акта выездной проверки. Направленный предпринимателю вызов явиться в налоговый орган для вручения акта возвратился в инспекцию. Тогда контролеры решили сами навестить налогоплательщика и вышли по адресу его регистрации. Но напрасно: предпринимателя там не оказалось. Поскольку акт вручить лично не удалось, его направили по почте. И эта корреспонденция тоже вернулась в налоговый орган.
Аналогичные действия контролеры предприняли и для вручения налогоплательщику уведомления о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Налоговики выходили по месту регистрации проверяемого лица, направляли заказные письма, посылали телеграммы. Все безуспешно. Поэтому контролерам не оставалось ничего иного, кроме как рассмотреть результаты проверки и вынести соответствующее решение в отсутствие предпринимателя.
По мнению налогоплательщика, подобными действиями налоговый орган нарушил процедуру привлечения к налоговой ответственности, поскольку решение было вынесено без его участия и без доказательств надлежащего извещения о дате и времени рассмотрения материалов выездной проверки. Суды трех инстанций пришли к выводу, что налоговый орган закон не нарушил. Аргументируя такое решение, арбитры указали следующее.
Уведомление о вызове налогоплательщика на рассмотрение материалов проверки инспекция направила по надлежащему адресу. Ведь предприниматель не вносил в ЕГРИП сведения об изменении места жительства, не уведомлял налоговый орган о фактическом месте жительства, ходатайств о направлении ему корреспонденции по каким-либо иным адресам, в частности по адресу его представителя, в налоговый орган не представлял. Поэтому неполучение налогоплательщиком почтовой корреспонденции, направляемой в его адрес, обусловлено не действиями инспекции или органа почтовой связи, а действиями самого налогоплательщика и его фактическим отсутствием по месту регистрации. Судьи подчеркнули: обязанность получения корреспонденции по адресу, который является местом регистрации, возложена на предпринимателя, вне зависимости от фактического проживания по данному адресу.
В итоге арбитры решили: налоговый орган надлежащим образом известил налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, следовательно, процедура привлечения предпринимателя к налоговой ответственности не нарушена.
И это не единственный судебный акт. Например, в Постановлении ФАС СКО от 22.02.2013 № А22-1744/2011 арбитры отклонили довод налогоплательщика о неполучении им какой-либо корреспонденции по юридическому адресу. Неполучение заказных писем является риском налогоплательщика, и он несет неблагоприятные последствия, связанные с недобросовестным отношением к своим обязанностям. По мнению судей, общество, не находясь по своему юридическому адресу и не заявив об изменении места его нахождения, целенаправленно создало условия, препятствующие инспекции осуществлять налоговый контроль, чем нарушило требования пп. 7 п. 1 ст. 23 НК РФ. Поэтому на заявителя не распространяются предусмотренные п. 14 ст. 101 НК РФ гарантии защиты прав добросовестных налогоплательщиков.
Аналогичный подход применен судьями в постановлениях ФАС ДВО от 31.01.2014 № Ф03-6884/2013, ФАС ВСО от 04.12.2013 № А19-3547/2013 [1] , ФАС СЗО от 02.12.2013 №А42-7899/2011, ФАС МО от 12.09.2013 № А40-60523/12 и др.
Кто принимает решение о проведении выездной проверки
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.
Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.
Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.
В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:
- полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
- предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Кто оказывается в зоне риска
В первую очередь, инспекторы обращают внимание на разрывы по НДС. Если компания допускает такое, то тематическая выездная проверка с большой вероятностью будет, вопрос лишь в сроках. Поэтому если вы проверили себя и нашли слабое место, стоит заранее готовиться, сразу же обращаться к юристам, а не ждать, когда к вам нагрянут.
Размер разрыва может составлять и несколько сотен тысяч рублей. В 2018 году этого достаточно, чтобы заинтересовать ФНС РФ. Сами инспекторы говорят, что в первую очередь при принятии решения о назначении тематической выездной налоговой проверки они ориентируются на:
-
данные, полученные в результате использования программы АСК НДС;
-
сведения, поступившие от МВД;
-
информацию от Росфинмониторинга.
Любой «нормальный человек», общаясь с другими «нормальными людьми» и делая им те или иные полезные/приятные вещи, помогая, оказывая знаки внимания, вполне резонно ждет того же в свой адрес.
Как правило, состоя на налоговом учете в той или иной налоговой инспекции, в какой-то период времени начинают складываться «хорошие» отношения с инспекторами.
Камеральные налоговые проверки, налоговые разрывы, запрос той или иной информации — и бухгалтер (главный бухгалтер) с коробками документов улыбается «хмурому дяденьке» или «хмурой тетеньке» с ФНС. Проходит какое-то время и вот уже есть сотовый телефон, хмурость ушла.
Еще какое-то время и в инспекцию относятся шоколад/кофе/мартини/виски/коньяк и так далее. Возникает иллюзия того, что в случае угрозы «Алла Николаевна» предупредит.
Нет, не предупредит. В хороших отношениях нет ничего плохого, но нужно отдавать себе отчет в объемах и пропорциях этих отношений.
Два основных заблуждения предпринимателей относительно налоговых проверок, которые выходят боком
Заблуждение N1
Считать, что ФНС объективна при налоговой проверке. Нет, не объективна. Цель налоговой — доказать уклонение от уплаты налогов, и, как следствие, доначислить недоимку, пени и штрафы
ФНС и Следственный комитет РФ выпустили письмо от 13 июля 2017 года. В этом письме прямо сказано, что в ходе проверки требуется доказать умысел на неуплату налогов. В этом случае, штраф возрастает с 20 до 40 %.
Также, сразу готовится основа для возбуждения уголовного дела. ФНС в своей проверке имеет обвинительный уклон.
Поэтому беспристрастного исследования ваших доказательств не будет. Если посмотрите на форму акта налоговой проверки, то увидите, что там указываются только факты нарушений. О том, как у вас в компании все хорошо, в акте вы не найдете ни слова. Это создает для суда нелицеприятную картину.
Заблуждение N2
Дожидаться выводов ФНС по проверке и, если налоговая найдёт нарушения, начинать обжалование результатов (акта) налоговой проверки. Так делать нельзя. Почему?
Потому, что к тому времени у ФНС уже будут доказательства неуплаты налогов. Будут допрошены свидетели, изъяты документы и компьютеры.
У ФНС будет всё для доначислений. А они, как вы помните, в Москве в 2018 году составляют 56 млн руб с одной компании.
Из этого один вывод: вам нужен грамотный и опытный юрист по сопровождению налоговых проверок. Привлекать его надо сразу после того, как вы получили решение о проведении выездной проверки или первое требование в ходе камеральной проверки.
Ошибки при налоговых проверках
Поскольку на проведение камеральных налоговых проверок предприниматель практически никак повлиять не может, здесь мы рассмотрим правила поведения во время выездной проверки ФНС. Нужно понимать, что любая выездная проверка налоговой – это сюрприз для компании. О ней никто не предупреждает.
О выездных проверках налоговая не предупреждает. В отличие от тех проверок, которые есть на сайтах Генпрокуратуры и других ведомств, выездные проверки – это тайна. Поэтому подготовиться к ним заранее мы не можем. Соответственно, мы можем лишь вести правильный учёт, заранее нанять аудиторов, которые будут проверять наш учёт на постоянной основе или раз в какой-то период, либо мы можем иметь внутреннюю службу контроля. Если мы выявляем свои ошибки, то мы сдаём уточнённую декларацию. Нам лишь нужно доплатить сумму налога и пени. Тогда в случае выездной проверки к нам не применят штраф.
Итак, выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении совершенно различных юридических лиц. Но если посмотреть на статистику, то ИП на упрощенке – самые реальные кандидаты. Почему так происходит? Да, в первую очередь дело в том, что подобных фирм просто больше, чем полноценных ООО, ОАО или ЗАО. Да и каждый предприниматель, при наличии условий, всегда будет пытаться перейти на УСН, ведь это просто выгодно. Да и даже если не все требования выполнены, зачастую руководитель стремится к этой системе. Это и есть второй аспект, проверка законности этого своеобразного перехода.
Что же касается самого понятия, то четкого определения в НК РФ не зафиксировано. Но его без проблем можно вывести. Подобный форматы, в отличие от камерального аналога всегда носит специальный характер. То есть, это не рядовой процесс, который проходит по итогам каждого отчетного периода, месяца или года. Нет, систематически подобное исследование не проводится уже с 2018 года, не считая некоторых предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения или социальной.