Ответственность детей и родителей за непосещение ребенком школы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность детей и родителей за непосещение ребенком школы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Посещение контролируют школы и органы управления образования. Это прописано в разделе 2 письма Минпросвещения России от 20 августа 2020 года № 07-4977. Школы следят за посещаемостью с помощью журналов и отмечают, почему ребёнок не пришёл на учёбу.

Пропустить школу без справки по семейным обстоятельствам: сколько дней можно отсутствовать?

  • Во многих школах, действует процедура составления заявления от родителей на имя директора школы, о намеренном отсутствии школьника на занятиях – по семейным обстоятельствам. В заявлении должны быть указаны: срок пропуска занятий и краткое изложение причины отсутствия ученика в школе. Надо учесть, что ответственность за успеваемость ученика в период отсутствия в школе возлагается на родителей ребенка.

Родителям рекомендуется, уточнить перечень важных занятий в данный период и при возможности самостоятельно позаниматься с ребенком, изучить текущий материал, чтобы избежать пробелов в образовательном регламенте школьника.

  • На территории Московской области, действуют дополнительные требования для учеников — пропустить школу без справки разрешено не более трех дней.
  • В случае, если школьник на протяжении этих трех дней, покидал пределы страны – справка от врача предоставляется в обязательном порядке. То же касается и периода карантина с учетом постановлений Роспотребнадзора.
  • В такой ситуации, медицинская справка необходима, если в школе объявлен карантин и было присутствие инфекционного заболевания среди учеников школьного заведения.

Пропустить школу без справки: что считается незаконным прогулом?

  • Как и в вышеупомянутом постановлении, закон РФ не дает четких определений этому вопросу. Но, отталкиваясь от приказа №579 Московского Департамента образования от 27.07.2007 г. «О системе введения в государственных образовательных учреждениях порядка Московского Департамента образования учета учащихся, постоянно пропускающих или не посещающих без уважительных причин занятия в образовательных учреждениях», следует считать прогульщиком ученика – умышленно и без разрешения, избегающего школьное обучение.
  • Представленное постановление содержит директивы, в которых сказано, что необходимо контролировать всякое посещение занятий, для каждого учащегося. И в случае пропуска школы без справки своевременно реагировать. Ученики, систематически прогуливающие занятия, нуждаются в пристальном внимании со стороны педагогического состава школы.

Прекращение военных действий

— Сын мой, мы бесконечно устали, — сказал Витьке отец. — К тому же ведущаяся у нас в доме война не приносит никаких результатов, кроме всеобщего озлобления и изнеможения. По совету моей однокурсницы-психолога мы прекращаем военные действия. Если ты не станешь учиться, мы будем тебя еще пару лет кормить, как положено по закону, а потом пойдешь работать в кафе, на автозаправку, ну, или куда тебя там возьмут.

— Отец, ты что, прикалываешься? — спросил удивленный Витька (вообще-то у Мишки с чувством юмора не очень).

— Нет, я говорю абсолютно серьезно. С матерью и Константином мы не без труда, но пришли к консенсусу.

На выразительно молчавших мать со старшим братом на следующий день Витька глядел с подозрением. Но в школу не пошел.

Сидел, смотрел телевизор, читал, потом пошел гулять — не терпелось рассказать друзьям о поразительных изменениях в его жизни. Друзья, как и ожидалось, пришли в неописуемый восторг и буквально изошли на зависть. Только один приятель из прошлой школы сказал по телефону: «Кажется, Витек, ты попал».

Прошло несколько дней, наполненных событиями для всех, кроме Витьки. Матери позвонила возмущенная классная руководительница, которой, конечно же, всё рассказали Витькины одноклассники, сослалась чуть ли не на статью Конституции. Бывшая аспирантка холодно и отстраненно ответила: «Мы действуем в соответствии с рекомендациями психолога». «А вам не кажется, что ваш психолог — идиот?!» — рявкнула учительница из дворовой школы, не привыкшая к церемониям. «Идиотка», — педантично уточнила университетский доцент.

Встревоженный Костик искал в интернете, «где работают люди с незаконченным средним образованием». Узнал много нового для себя, делился с отцом.

Через неделю новизна Витькиной ситуации улеглась, в школе накопились новые новости, к которым Витька уже не имел отношения. Утром Витьку никто не будил, но он неожиданно стал сам просыпаться и слушать, как домашние собираются на службу. Выглядывал из своей комнаты в коридор, ему приветливо кивали: «Доброе утро, Витя!» — и он прятался обратно. Брал книгу, но слова не складывались в строчки. Включал приставку, но быстро откладывал пульт.

Сходил в школу на два урока математики (любил ее в принципе плюс в дворовой школе после математической легко блистал). Там старый математик сказал: удивительное дело по нашим временам, Виктор, но, если уж так сложилось и на тебе ответственность, тебе надо принять решение — или ты учишься, или не учишься. Как говорили во времена моего детства: «Не давши слова — крепись, а давши — держись».

Читайте также:  Вид на жительство в Черногории для россиян в 2023 году

— Учащиеся, не прошедшие итоговую аттестацию в установленный срок как по уважительным, так и по неуважительным причинам или получившие годовые отметки 0 баллов, «не зачтено», «не аттестован(а)» по одному или двум учебным предметам, получают учебные задания на лето и проходят итоговую аттестацию в другой срок (п. 18 Правил проведения аттестации).

Школьники, успешно прошедшие итоговую аттестацию в другой срок, переводятся в следующий класс до 30 августа на основании решения педагогического совета учреждения образования.

В cлучае, если ребенок, получивший при проведении итоговой аттестации в другой срок отметку 0 баллов по одному учебному предмету либо не явившийся без уважительных причин на итоговую аттестацию в другой срок, он остается на повторный год обучения. Но если для отсутствия была уважительная причина, на основании решения педагогического совета школьник может быть переведен в следующий класс с условием усвоения учебного материала по этим предметам в течение месяца.

Вывод: Ученика могут не аттестовать за учебный год, но он получит задания на лето и сможет пройти итоговую аттестацию в другой срок. Если и тут родители с детьми проигнорируют школу (или ребенок получит 0 во время аттестации), тогда да — придется остаться на второй год. Но согласитесь, для этого нужно еще постараться.

— Во-первых, есть определенные риски остаться на второй год в случае непрохождения аттестации. Во-вторых, у нас действует Декрет № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». В 2019 году было принято Постановление Совета министров №22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении». В П. 1. говорится о родителях, которые не удовлетворяют основные жизненные потребности ребенка (детей), и там есть пункт о «препятствии получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)».

Запустить работу по механизму СОП не так просто — это довольно трудоемкая задача для руководства школы. Но если это будет делом принципа, вполне возможно, что ребенка, который не ходил в школу, могут признать находящимся в социально опасном положении.

Вывод: Если школа грозит СОП, стоит задуматься и попробовать донести свою позицию до руководства школы с четкими аргументами, почему вы считаете важным оставить ребенка дома и таким образом защищаете его интересы. Или же действовать сообща с другими родителями, поскольку признать половину класса находящимися в социально опасном положении органам опеки будет сложно.

Можно ли пропустить школу без справки: ситуация на практике

  • В повседневных реалиях, допустимо пропустить школу без справки по установлению руководителя класса, именно преподаватель является ответственным лицом за посещение школы учениками. В его обязанности входит своевременное уведомление руководства школы, об отсутствии того или иного школьника.
  • Родителям, желающим оставить своего ребенка дома не более чем на 3 дня, необходимо достичь устного соглашения с классным руководителем. Если количество дней отсутствия, предполагает более длительный срок – преподаватель подскажет, как правильно составить заявление для руководителя школы.
  • Ребенок, который пропускал учебные дни по причине стационарной госпитализации, должен возобновлять посещение школы, представив справку от врача. Это поможет избежать перегрузки детского организма в период восстановления, при занятии физкультурой и отсрочит прививки.
  • Медицинская справка или заявление от родителей – являются уважительным документом и поводом для того, чтобы ребенку не выставляли прогулы. Игнорирование подобных формальностей, может привести школьника к отчислению из школы, не допуску в следующий класс или отказу выдачи аттестата об окончании школьного учреждения.

Ребенок впервые сказал «нет», а родители в ужасе

— С чем сталкивается родитель внутри себя, когда слышит такое «нет»? Он уже привык, что ребенок старается понравиться родителям и ходит охотно. Дальше какой-то другой возраст наступает. Что с родителем?

— Внутри него кричит кто-то с картины Мунка. Потому что это внутренний ужас. Все было упорядоченно, ребенок был если не послушный, то хотя бы — родители говорят такое слово — управляемый. Тут вдруг получается, что эта управляемость ставится под вопрос.

Что такое управляемость? Это основа безопасности.

Если родитель слышит первое «нет», причем яркое, он уже думает в ужасе про все — «теперь он дорогу будет на красный свет переходить», «теперь он в подворотню пойдет что-нибудь курить».

Теперь все, моего контроля над ним нет, соответственно, он в опасности. «Ребенок в опасности» — вот что происходит с родителем. Ужас! Большое сочувствие, это сложно.

— Когда ребенку можно дать возможность выбирать, что он хочет, а что нет? Он может в 16 лет сказать «нет» и отвечать за это? А в 14 или в 12? Возраст разный, и не всегда дети осознанно принимают решения и понимают, что будет дальше. Некоторые даже говорят родителям, когда они вырастают: «Спасибо, мама, что заставила доходить в музыкальную школу». В каком возрасте ребенок может решать это, по-вашему?

— Если это речь про какое-то дополнительное образование, как по мне, тут больше степени свободы все-таки у ребенка, если он осознанно к этому подходит. Если они поговорили о причинах, то это решение может быть принято в 9 или 10 лет, почему же нет.

Когда давать выбирать ребенку? Уже с двух лет можно учить его делать выбор. Тогда к 16 годам он неплохо научится.

— Что делать тем родителям, которые вроде этой бабушки — обнаружили, что ребенок может выбрать свое, только в его 14 лет?

Читайте также:  Льготы малоимущим семьям в 2024 во Владимирской области

— Проживать эту ситуацию. Она проживается как потеря — потеря контакта, потеря будущего, его желаемой картины. По сути, это горевание со всеми его стадиями — шоком, неверием, злостью, попытками договориться, депрессивностью, когда мама или бабушка говорит: «Не подходи ко мне. У меня нет сил больше с тобой бороться». Правильно, нет сил бороться, организм срабатывает правильно. Уже идет принятие. Иногда это процесс длительный, значит, там была значимость для взрослых.

Останьтесь дома, если пережили какое-то потрясение

Например, если вы недавно потеряли члена семьи, друга или другого человека, с которым вы были близки, ваше горе – это уважительная причина, чтобы остаться дома и не идти в школу. Будьте честны со своими родителями о том, насколько сильно на вас повлияла потеря.

  • Если трагедия постигла вас, но не ваших родителей, вы можете подумать, что им будет сложно понять вас. Горе – универсальное чувство, и большинство людей может поставить себя на ваше место, и дать вам время пережить утрату.
  • Однако вам стоит понять, что период печали должен когда-то закончиться. Интенсивная печаль может длиться довольно долго, и вам может быть сложно выпутаться из этой ситуации самостоятельно. Если вы чувствуете, что по прошествии от нескольких дней до недели вы все еще не можете идти в школу, вам стоит пообщаться с психологом и попросить его помочь пережить ваше горе.

Специально опаздывайте

Включите некоторые задержки в свой утренний режим, завершите утренние дела на несколько минут позже, чтобы у вас не было возможности прийти в школу вовремя.

  • Очень медленно одевайтесь. Заляпайтесь завтраком, чтобы вам пришлось переодеваться. Оденьтесь снова…очень медленно.
  • Притворитесь, что вы не можете найти чего-то, что вам необходимо, например, один ботинок или спортивную форму. Найдите это, в конце концов, но пусть это отнимет у вас 5-10 минут.
  • Громко жалуйтесь на то, что у вас плохой день; пустите слезу, если необходимо. Если вам повезет, родитель посочувствует вам и позволит остаться дома.
  • Поймите, что ваше опоздание влияет и на других, например, на ваших родителей, которые должны быть на работе вовремя. Осознайте, что вы ставите их работу под угрозу, и решите, стоит ли пропуск школы этого.

Профилактика депрессий подросткового возраста

Психогенная депрессия, в отличие от эндогенной, поддается профилактике без применения медикаментов. Среди общедоступных рецептов профилактики стоит выделить два направления: физическая активность и психическая устойчивость.

Физические нагрузки, как бы удивительно это не звучало, используются для «преодоления уныния» еще со времен Горация: каждый день бег трусцой по часу, таков древнегреческий рецепт терапии легких форм депрессий и их профилактики. Физическая активность действительно помогает повышать и сохранять хорошее настроение, работая на биохимическом уровне: насыщая ткани и органы кислородом и способствуя выработке эндорфина, «гормона счастья».

Вид физической активности можно подбирать в соответствии с предпочтениями тинейджера: модные танцевальные секции, гимнастика цигун, йога, занятия боксом или прогулки с собаками. Что угодно, лишь бы подросток двигался сам, а не картинкой на экране.

Второй фактор профилактики — формирование психической устойчивости к негативным событиям. «Не обращать внимания на слова этих дураков», «не бояться, а просто ответить у доски» и прочие умения не позволять окружающему миру оказывать сильное влияние на собственное настроение не формируются после родительских императивов. Для устойчивой позиции необходимы психические ресурсы. Чем помогает себе восстанавливаться родитель после конфликта на работе или финансовых неурядиц? Есть ли у ребёнка такой же круг общения, как у папы с друзьями на футболе? Знает ли тинейджер, что его способности к программированию намного более значимы, чем «кривые руки» при сколачивании табуретки на уроке труда, поэтому на такие замечания можно реагировать не обидой, а недоумением?

Уважительное отношение, выделение главного и второстепенного в возможностях и ограничениях подростка и предоставление ему возможности выбирать свой вариант самореализации вместо навязываемой школой и сверстниками системы оценки личности помогают восстанавливать ресурсы и спокойнее относиться к учебным неурядицам. Да, может быть, в школу первого сентября тинейджер, предпочитающий внеучебные виды деятельности, не побежит с радостью, но категорического отказа тоже уже не выскажет. У него будут силы и ресурсы закончить процесс учебы и выдержать это испытание на взрослость.

Зачем нужна школа ребенку и зачем она родителям?

Работающим родителям очень удобно сдать ребенка в камеру хранения под минимальный присмотр, утешая себя тем, что все так делают. Более странной выглядит позиция неработающих мам с обеспеченным мужем, которых настолько напрягают собственные дети, что они даже в продлёнку отдают их… Такое впечатление, что этих детей рожали только как способ обеспечить себя материально, и если бы была возможность сдать их в интернат, не теряя в деньгах и общественном мнении, то почти все они так бы и сделали.

Ребенку же школа не нужна практически никогда. Я не встречала ещё ни одного ребенка, который захотел бы в конце октября вместо каникул продолжить ходить в школу. Да, конечно, ребенок хочет пообщаться или поиграть с друзьями, но не сидеть на уроках. То есть, если обеспечить ребенку комфортное общение вне школы, посещение школы полностью теряет для ребенка смысл.

Как родитель может помочь?

Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.

Читайте также:  Замена водительского удостоверения

1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?

Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка – гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции – очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.

2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать чего-то или не успевать. Тут нечего стыдиться. Пусть ребенок не стесняется говорить, если устал или физически не успевает выполнить задание. К сожалению, современные школьники зачастую перегружены.

В каком возрасте начинать

Нередко с началом школьного периода в жизни ребенка у родителей будто переключается тумблер: «Теперь он взрослый и все должен уметь делать сам». Вчерашний детсадовец, которому грели по утрам кашу и помогали завязывать шнурки, теперь должен сам собирать портфель и ходить в школу. Неудивительно, что внезапно свалившаяся самостоятельность дается ему нелегко.

Передавать ребенку ответственность нужно постепенно. Примерно с шести (иногда — с пяти с половиной) лет можно аккуратно готовить его к будущей самостоятельности: расширять круг домашних задач, обучать правилам безопасности. Хотя, строго говоря, этот процесс начинается еще раньше: уже с двух-трех лет, когда ребенок начинает познавать мир, взрослые либо закладывают в нем самостоятельность, либо, наоборот, ограничивают ее.

Важно помнить, что каждый случай индивидуален. Одни дети готовы сами ходить в школу в шесть лет, а другие не готовы ни в восемь, ни в девять. Родителю следует ориентироваться не на возраст ребенка, а на его личные особенности. Обратите внимание, может ли он выполнить простые поручения вроде выгула собаки и покупки молока в соседнем магазине, насколько четко он соблюдает установленные договоренности и тому подобное. С самостоятельными походами в школу стоит повременить, если ребенок:

  • начал грызть ногти или качать ногой;
  • стал больше кричать, скандалить, капризничать;
  • больше устает и выглядит вялым;
  • в целом демонстрирует повышенный уровень тревожности.

Причины возникающих конфликтов

Насмешки над сверстниками не редкое явление в школе или в компании детей одного возраста, но не каждая подобная ситуация способна привести к побоям.

Некоторые дети весьма зажаты в обществе, потому что в семье их приучили быть послушными, и не научили высказывать собственное мнение или постоять за себя.

Другим же, наоборот, внушили вседозволенность, которая негативным образом сказывает на межличностном общении между ровесниками. Дети знают, что существуют определенные границы, которые нельзя нарушать при выяснении отношений, но все же делают это.

В подростковой среде, многие считают, что драка – это решение проблемы, которое могут оценить девушки или друзья, поэтому преступают дозволенные границы общения.

Дети после школы играют в компьютерные игры или смотрят фильмы, несущие явный элемент агрессии и нередко они переносят негатив на сверстников, что в итоге выливается в сложные ситуации, приводящие к травмам сверстников и конфликтам между родителями.

Как правильно написать заявление

Основанием для проведения проверки является официальное заявление со стороны родителей или других законных представителей, а также администрации школы. Ребенок, не достигший возраста 18 лет, может самостоятельно подать заявление, его также обязаны рассмотреть, но представлять его интересы могут только родители или законные представители. Дети, не достигшие 18 лет, фактически считаются недееспособными.

Заявление должно быть написано на официальный орган: школу, КПДН или органы опеки. В нем должна содержаться подробная информация о ребенке, месте обучения, дате и месте происшествия, при возможности, информация о потенциальных виновниках. Также, если ребенок проходил медицинское освидетельствование, его необходимо приложить к заявлению.

Даже если произошло мелкое хулиганство и причинен легкий вред здоровью, если вы обратились в официальный орган, они обязаны провести проверку и принять меры в отношении виновных.

В случае, если нанесен серьезный вред здоровью, родители вправе обратиться в суд для получения компенсации.

Если дело дошло до полиции и в избиении участвовал школьник, не достигший 16 лет, к ответственности будут привлечены родители.

Родители должны запомнить главное, ни в коем случае нельзя игнорировать такие происшествия, тем более, если они происходят систематически. Если вы не хотите обращаться в полицию, постарайтесь решить вопрос на уровне школы. В свою очередь, администрация школы должна поставить виновников на внутришкольный контроль, а также систематически проводить с ними профилактические беседы.

Понятие и суть постановки на учет в ПНД

Что значит стоять на учете в школе или полиции? Существует несколько возможностей осуществлять контроль, надзор и профилактику действий трудных подростков. Прежде всего, к такой деятельности относится внутришкольный учет (далее ВШУ). Он проводится в учебном заведении самостоятельно, полиция и другие органы привлекаются только в случае серьезных нарушений либо необходимости помощи.

В работе с подростком задействуются классный руководитель, учителя, социальный педагог, психолог, заместитель директора по воспитательной работе. Работа ведется воспитательного характера, проводятся беседы с психологом, социальным педагогом, ведется учет прогулов, посещается семья подростка, обследуются условия его проживания. Причем беседы ведутся как с несовершеннолетним, так и с его родителями, а иногда с другими близкими, друзьями.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...