Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 217 ТК РФ. Система управления охраной труда (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское законодательство в положениях Трудового кодекса и иных нормативных документов обязывает работодателей обеспечивать функционирование системы охраны труда в организации в соответствии с установленными нормативами. На малых предприятиях при небольшой численности человек, обязанности этой службы может исполнять сам руководитель или какой-либо из сотрудников по принципу совмещения должностей. Чаще всего вопросы охраны труда возлагаются в подобных ситуациях именно на кадровых специалистов.
Комментарий к ст. 217 ТК РФ
1. Основное звено в системе управления охраной труда — служба охраны труда в организации, функции которой непосредственно связаны с производственной или иной трудовой деятельностью. От ее деятельности в первую очередь зависит уровень работы по созданию безопасных и здоровых условий труда.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель, который для организации работы по охране труда в организации создает службу охраны труда.
В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи служба охраны труда создается у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек. Вместо создания службы охраны труда у указанного работодателя допускается введение должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек, принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной деятельности (ч. 2 ст. 217).
Служба охраны труда создается в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
2. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 N 10 утверждены Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях. Данный акт имеет рекомендательный характер и может быть использован в качестве основы для разработки систем нормирования труда, устанавливаемых в организациях.
Списочную численность работников службы охраны труда определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств, количества самостоятельных производственных структурных подразделений организации и других факторов.
В организациях со среднесписочной численностью работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяжелых связанных с вредными и опасными условиями труда работах) до 700 человек функции службы охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью создается бюро охраны труда при штатной численности работников три-пять единиц (включая начальника) или отдел — при штатной численности работников от шести единиц.
В обособленных производственных структурах численностью от 400 человек и свыше численность работников службы охраны труда рассчитывается отдельно для каждой структуры. Под такой структурой понимаются предприятия, цехи, управления автомобильного транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, входящие в структуру организации, расположенные на разных производственных площадках и имеющие законченный производственный цикл.
3. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иными уполномоченными работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области охраны труда, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда и органами общественного контроля.
4. В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, предусматривающие порядок формирования, основные задачи и функции службы, а также права работников службы.
Необходимость разработки Положения о службе охраны труда
После проведения расчета численности и определения структуры будущей службы охраны труда, работодатель должен разработать и ввести в действие локальным нормативным актом Положение о службе охраны труда (далее – Положение) и должностные инструкции работников службы.
При составлении Положения для разграничения обязанностей и задач работников службы допускается закрепление за каждым из них определенных функций и направлений работы по охране труда у работодателя в целом и (или) в его структурных подразделениях в соответствии с должностными инструкциями (п.14 Рекомендаций), а также указать информацию о персональной ответственности при недостижении поставленных целей и задач.
Также работодатель должен организовать обучение и проверку знаний требований охраны труда работников службы, обеспечить их современным оборудованием, средствами связи с доступом к Интернету, к электронным базам данных по охране труда, а по возможности допускается организация кабинетов (уголков) по охране труда, оснащенных современным оборудованием и нормативно-правовыми документами в области охраны труда.
При какой численности работников создается служба охраны труда в организациях РФ. Создается ли она, если число сотрудников не превышает 50 человек
Согласно ч. 1 ст. 217 ТК России (далее — Кодекс), служба охраны труда создается на производственных предприятиях, численность персонала которых превышает 50 человек. До внесения изменений в ст. 217 Кодекса законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ минимальная численность, при которой требовалось обязательно создавать службу ОТ, составляла 100 сотрудников. Эта норма сохранена и сегодня в п. 15 рекомендаций по организации работы службы охраны труда, утвержденных постановлением Минтруда от 08.02.2000 № 14 (далее — Рекомендации). Однако, поскольку закон превалирует над ведомственными актами, руководствоваться необходимо именно требованиями Кодекса.
При этом, согласно п. 3.1.1 межотраслевых нормативов численности, утвержденных постановлением Минтруда от 22.01.2001 № 10 (далее — Межотраслевые нормативы), если численность сотрудников не превышает 700 штатных единиц, функцию службы ОТ могут взять на себя специалисты по охране труда. Если при этом в состав структурного подразделения входит от 3 до 5 сотрудников (включая руководителя), оно получает статус бюро, а если штатных единиц в нем больше — отдела.
Основные задачи службы ОТ
Если говорить, какие основные задачи решают ОТ и ТБ, то они прописаны в Приказе Минтруда РФ от 31.01.2022 № 37:
- проводит профилактические мероприятия по предупреждению трагических случаев, контроль над соблюдением должного уровня безопасности и условий на рабочем месте;
- осуществляет контроль за соблюдением сотрудниками требований законодательства, касающегося ОТ;
- проводит консультирование сотрудников по вопросам ОТ;
- изучает и распространяет передовой опыт в области ОТ, проводит информационные мероприятия по вопросам ОТ;
- способствует внедрению на производстве передового опыта по обеспечению безопасных условий работы и т. д.
Задачи службы охраны труда
В списке первостепенных задач, поставленных перед службой охраны труда, основной следует считать создание охраны труда на любом рабочем месте. Иными словами, служба охраны труда в организации осуществляет управление охраной труда.
Параллельно с этим, служба обязана осуществлять контроль за соблюдением нормативных актов РФ по охране труда всеми работниками предприятия. Особое положение среди ее задач занимает профилактическая работа, направленная на профилактику профзаболеваний, несчастных случаев, которые могут вызвать производственный травматизм. Необходимо улучшать существующие на производстве условия труда.
Еще одной задачей, возлагаемой на службу охраны труда, считается то, что она осуществляет периодические консультации с работниками и работодателями, систематически информирует их по всем важным вопросам.
В число обязанностей работников данной службы входит изучение и ознакомление работников предприятия с рекомендациями лучших производственных коллективов района или области РФ по проблемам охраны труда. Дополнительно возможно использование типового положения, содержащего задачи и функции службы на аналогичных производствах.
Основные функции службы охраны труда в организации
На сотрудников данной службы предприятия всегда возлагается достаточно большое количество самых разнообразных функций. К наиболее важным из них можно отнести следующие:
- Осуществление постоянного контроля над надлежащим исполнением действующих положений в области охраны труда, а также различных локальных актов, которые были разработаны и приняты в конкретной организации.
- Принятие активного участия в процедуре аттестации. С юридической точки зрения, данный процесс представляет собой проверку факта соответствия того или иного работника занимаемой им должности. В соответствии с действующими правилами проведение данной процедуры должно осуществляться не реже, чем один раз в пять лет.
- Инициирование расследования произошедшего несчастного случая на производстве, проведение различных мероприятий, которые помогут установить виновных лиц, а также предотвратить подобные происшествия в будущем.
- Организация и проведение регулярных проверок уровня соблюдения основных правил по охране труда, которые действуют в конкретной компании.
- Регулярное составление и утверждение графиков медицинских осмотров сотрудников.
- Проведение инструктажей, а также иных мероприятий, которые будут направлены на обеспечение безопасности здоровья и жизни сотрудников, работающих в данной организации.
- Работа с новыми сотрудниками, которые только что были трудоустроены в данную организацию.
- Ознакомление подчиненных со всеми необходимыми локальными актами, а также различной литературой, в которой собраны правила исполнения профессиональных обязательств на данном предприятии.
- Проведение работы в вопросах поведения сотрудников при несчастных случаях на производстве. Демонстрация основных действий, правил оказания первой помощи пострадавшим и т.д.
- Выполнение иных мероприятий, которые будут иметь прямое отношение к вопросу охраны труда на предприятии и станут необходимыми в конкретной ситуации.
Структура службы охраны труда в организации
Структура, а также точная численность службы по охране труда могут быть определены работодателем самостоятельно. При этом желательно учесть такие важные факторы, как конкретное направление деятельности данного учреждения, количество сотрудников, из которых состоит штат организации и т.д. Если в деятельности сотрудников регулярно присутствуют различные факторы опасности – данный факт также обязательно должен быть учтен во время создания службы охраны труда.
Сама процедура создания предусматривает вынесение официального распоряжения уполномоченным лицом. В этом документе указываются данные всех сотрудников, которые будут входить в это структурное подразделение.
В процессе осуществления своей деятельности работники службы должны руководствоваться положениями трудового законодательства, а также различными локальными актами, которые действуют внутри организации, включая и должностные инструкции. Они могут быть разработаны работодателем самостоятельно, на основании Единого квалификационного справочника должностей.
Сам факт создания службы охраны труда в организации еще вовсе не означает, что теперь работодатель может забыть о данном вопросе и возложить всю работу исключительно на новые штатные единицы. Напротив, именно руководитель должен регулярно способствовать тому, чтобы квалификация сотрудников службы охраны труда постоянно повышалась. Помимо этого, в права руководителя будет входить и регулярная проверка знаний данных сотрудников. Для этого проводятся процедуры аттестации и иные мероприятия.
Каковы статус и подчиненность службы охраны труда в организации?
Статья 217 ТК РФ предписывает, что служба охраны труда создается при численности работников от 50 человек и больше. Указывается также на возможность создания отдельной должности. Специалист при этом должен обладать необходимой подготовкой и знаниями в данной области.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8
Если штат сотрудников имеет меньшую численность, то решение о создании данной структуры или должности остается за руководителем. При этом указывается, что в случае отсутствия таковых, предприятием должен быть заключен договор с внештатными специалистами или учреждениями, которые могут оказать услуги в вопросах трудовой дисциплины и техники безопасности.
Статус данного подразделения определяется ее ролью и назначением. Одна из основных обязанностей работодателя — это обеспечить соответствующие условия трудовой деятельности, а также безопасность жизни и здоровья сотрудников. Для этих целей и создается соответствующий отдел.
Ответственность за нарушение охраны труда
Охрана труда имеет значение не только для работников и работодателей, но и для государства. Сейчас все чаще уделяют внимание профилактике заболеваний и травматизма, нежели расследованию таких случаев. Чтобы заставить работодателей соблюдать нормы и требования, уделять внимание защите работников, законодатели изменили КоАП РФ. Появилась ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации».
За халатное отношение к вопросам охраны труда в организации предусмотрено и уголовное преследование. Так, если работники погибнут или станут инвалидами, работодателя привлекут к ответственности по ст. 143, 216 или 217 УК РФ. Стоит отметить, что степень виновности каждого руководителя и специалиста по ОТ определят в ходе расследования.
Условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;
Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем;
Вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;
Опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;
Рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;
Средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;
Производственная деятельность — совокупность действий людей с применением орудий труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных услуг.
Аварийная ситуация — ситуация, которая может привести к поломке деталей и травмированию работающего (ГОСТ 12.2.009-99).
Безопасное расстояние — наименьшее расстояние между человеком и источником опасного и вредного производственного фактора, при котором человек находится вне опасной зоны (ГОСТ 12.0.002.80)
Безопасность — состояние, при котором риск для здоровья и безопасности персонала находится на приемлемом уровне (ГОСТ Р 12.0.006-2002)
Безопасность производственного оборудования— свойства производственного оборудования соответствовать требованиям безопасности труда при монтаже (демонтаже) и эксплуатации в условиях, установленных нормативно-технической документацией (ГОСТ 12.0.002.80).
Безопасные условия труда — состояние условий труда, при котором воздействие на работающего вредных и(или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.
Кому подчиняется специалист по охране труда в организации с филиалами
Рассмотрим, кому подчиняется служба охраны труда организации со штатом порядка 1000 человек. В ней есть генеральный директор, а, также, существует 5 различных филиалов, в каждом из которых по 200 работников и есть свой руководитель, а, также, специалист по охране труда. Основным показателем эффективности его работы, является выручка, которую получает организация от филиала под его руководством.
Рассматриваемые вопросы (их может быть гораздо больше, однако мы рассмотрим самые распространенные): обучение по охране труда, медицинские осмотры, обеспечение работников СИЗ
Вариант 1. Специалисты по охране труда подчиняются напрямую генеральному директору.
Для проведения инструктажей и создания комиссии по проверке знаний, необходимо обучить руководителей структурных подразделений в учебных центрах. Для этого необходимо выделить денежные средства и организовать такое обучение. Соответственно, специалист по охране труда, ставит в известность генерального директора о необходимости проведения данного мероприятия. Тот, в свою очередь, дает распоряжение руководителям филиалов, о том, что требуется провести обучение. Делается это посредством распоряжений, приказов, выделением денежных средств и так далее.
Обратите внимание, что ответственность за проведение обучения, в данном случае, лежит на руководителе, так как за филиал отвечает он. В то же время, руководитель выполняет распоряжение генерального директора, которое, в свою очередь, инициировано специалистом по охране труда. Специалист по охране труда только контролирует правильность выполнения данной процедуры. В том случае, если руководитель по какой-либо причине не проводит обучение, специалист по охране труда выписывает предписание и докладывает генеральному директору, который принимает меры воздействия на руководителя, вплоть до дисциплинарного взыскания.
В определённых случаях, работодатель не имеет права допускать работников к выполнению обязанностей без заключения об отсутствии медицинских противопоказаний. Соответственно составляется и утверждается поименный список и календарный план прохождения медицинских осмотров работниками. Руководитель подразделения, в свою очередь должен направить их без нарушения указанных сроков и проконтролировать оформление кадровых документов, связанных с отсутствием сотрудник на рабочем месте по причине прохождения медицинского осмотра. В том числе, план прохождения должен быть составлен таким образом, чтобы не нарушалось полноценное функционирование работы филиала, связанное с отсутствием того или иного работника. Специалист по охране труда также лишь контролирует правильность выполнения данной процедуры. Если в ходе проведения данного мероприятия допускаются какие-либо нарушения, он выписывает предписание. По его итогам работники могут быть отстранены от работы по причине отсутствия медицинских заключений, а к руководителю филиала применены дисциплинарные меры, за нарушение распоряжения генерального директора.
Для некоторых видов работ необходимо использование СИЗ, которыми работники обеспечиваются за счет работодателя. В рассматриваемом нами примере, в случае отсутствия у работников СИЗ, специалист по охране труда уведомляет генерального директора о данном факте путем предписания. На его основании генеральный директор осуществляет закупку необходимых СИЗ или делегирует этот вопрос руководителю филиала. В любом случае, как и в двух рассмотренных ранее ситуациях, специалист по охране труда лишь контролирует факт наличия у работников СИЗ при выполнении трудовых обязанностей. Ответственность за обеспечение, приобретение и выдачу целиком и полностью на руководителе филиала.
Итог:
Таким образом, в результате подобной организации работы, специалист по охране труда имеет в своих руках практически неограниченный административный ресурс в лице генерального директора, благодаря распоряжениям которого можно осуществлять свою работу максимально эффективно. Качественный контроль специалиста по охране труда, помогает генеральном директору увидеть «слабые места» и совместными силами принять меры по их устранению. На практике, чаще всего, генеральный директор делегирует эти вопросы руководителю службы охраны труда. Принцип работы при этом не меняется, а лишь оптимизируется за счет того, что генеральный директор взаимодействует не с несколькими людьми, а с одним человеком, что гораздо удобнее.
Вариант 2. Специалисты по охране труда подчиняются руководителю филиала.
Итак, в филиале необходимо провести обучение руководителей структурных подразделений. Специалист по охране труда ставит об этом в известность руководителя филиала, которому он подчиняется. Варианты развития событий тут могут быть различными, однако чаще всего процесс происходит очень напряженно и с нарушением сроков. Например, с учетом того, что специалист по охране труда подчиняется руководителю филиала, тот может поручить ему «направлять всех на обучение самостоятельно». Однако, все руководители структурных подразделений, в ответ на требования специалиста по охране труда пройти обучение, будут ссылаться на отсутствие времени из-за текущей работы и задачи, поставленные руководителем филиала. Либо же вообще давать Вам понять, что Вы для них «не начальник» и не они «не обязаны слушать» Вас. В случае же Вашего обращения непосредственно к руководителю филиала, в большинстве случаев, он примет сторону руководителя структурного подразделения, так как их задача, в первую очередь, обеспечить экономические показатели филиала.
Медицинские осмотры подразумевают под собой отсутствие сотрудника на рабочем месте в ходе его прохождения (в случае если работник не направляется в выходные дни без соответствующей оплаты, нарушая при этом действующее законодательство, что, к сожалению, также не редкость). Соответственно, такое отсутствие может нарушать нормальное функционирование производственной деятельности. Поэтому очень часто, срок действия медицинских заключений работников истекает, а они продолжают выполнять свои трудовые обязанности. Получается, что фактически работник допущен к работе без прохождения медицинского осмотра. Данная ситуация является грубейшим нарушением. Согласно действующему законодательству, до момента получения медицинского заключения сотрудник должен быть отстранен от выполнения своих должностных обязанностей. Однако, специалист по охране труда таких полномочий не имеет и отстранить его от работы не может. Причем очевидно, что, если руководитель филиала не готов был выделить один день, для прохождения работником медицинского осмотра, отстранять его от работы вообще, он конечно же не станет.
Данная статья расходов для работодателей всегда является довольно ощутимой, а если в филиале еще и большая текучка кадров, расходы на СИЗ очень «портят» экономические показатели. Таким образом, чтобы сохранить их на необходимом уровне, руководитель филиала может принять решение о выборочном обеспечении СИЗ лишь некоторых категорий работников, более редкой их закупке, в нарушение сроков обеспечения, частичном отказе от некоторых позиций и так далее. Так как специалист по охране труда не распоряжается финансами, он не может обеспечить выдачу СИЗ.
Итог:
Таким образом, при подобной организации работы, все проблемы, выявленный специалистом по охране труда, замыкаются на «источнике» этих проблем. Руководитель принимает решения, исходя из собственных приоритетов и задач, отодвигая охрану труда на второй план. Какой-либо административный ресурс для воздействия на руководителя филиала у специалиста по охране труда отсутствует, так как он непосредственно ему и подчиняется. Таким образом, возможность реализации качественной работы в области охраны труда очень ограничена. По большому счету, она сводится к нулю. В конечном итоге руководитель филиала в целях «экономии бюджета» может вообще проигнорировать все требования охраны труда и действовать «по ситуации», то есть платить штраф, если придется. В конечном же итоге, штрафы по охране труда получает юридическое лицо, и в глазах генерального директора, специалист по охране труда выглядит как некомпетентный в рамках своих должностных обязанностей работник.
Какие нюансы нужно учесть при разработке должностной инструкции специалиста по охране труда
➤ Название должности. При разработке должностной инструкции учтите, что наименование должности специалиста по ОТ не содержит ограничений для льготного стажа, поэтому может быть любым: специалист по охране труда, специалист в сфере охране труда, инженер по ОТ и т.д.
➤ Квалификация и опыт. Требования к квалификации и практическому опыту работы должны быть неукоснительно соблюдены в соответствии с профстандартом.
➤ Форма документа. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ. Это решает работодатель исходя из своей системы документооборота.
➤ Ознакомление с ДО. Ознакомить будущего специалиста по охране труда с должностной инструкцией нужно еще до заключения с ним трудового договора. Это следует из 68 статьи Трудового кодекса Российской Федерации. Если в инструкцию нужно внести изменения, работника также нужно будет об этом предупредить под подпись.
Рекомендация от эксперта. Термин «Должностная инструкция» не содержится в Трудовом кодексе. Но каждый работодатель заинтересован, чтобы специалист добросовестно выполнял свой функционал. Для этого в должностной инструкции подробно прописывают обязанности, требования, ответственность, уровень подчиненности работника. Это позволит в дальнейшем предотвратить попытки работника нарушать взятые на себя обязательства.