Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Критерии педагогам в ДОУ в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В некоторых случаях возможна упрощенная процедура аттестации педагогов в 2024 году: подтверждение ранее присвоенной работнику квалификационной категории, продление срока действия квалификации в особых случаях (беременность, болезнь и т. д.), достижение пенсионного возраста, наличие государственных наград, почетных званий, отраслевых знаков отличия.
Критерии и оценочные шкалы для аттестации педагогов
Для аттестации педагогических работников разработаны критерии оценки их деятельности:
- Профессиональная компетентность. Учитель должен продемонстрировать аттестационной комиссии достаточный уровень знаний и навыков в профессиональной области, умение применять их на практике, а также для подтверждения иметь соответствующие квалификационные сертификаты.
- Педагогическое мастерство. Специалисту образовательной организации необходимо обладать определенным опытом работы в сфере образования, творчески подходить к своей профессиональной деятельности, уметь создавать комфортную, развивающую и продуктивную среду в учебно-воспитательном процессе.
- Эффективность образовательной работы. Для успешной аттестации работник должен представить свои достижения в работе: высокие результаты в обучении и воспитании учащихся. Учитель должен уметь оценивать и при необходимости корректировать свою педагогическую деятельность, внедрять в работу новые образовательные технологии и инновационные подходы.
- Профессиональное развитие и самообразование. Особое значение придается стремлению к самосовершенствованию, непрерывному саморазвитию, регулярному повышению своего квалификационного уровня на курсах. Работник должен следить за педагогическими инновациями и прогрессивными изменениями в образовательной среде, активно использовать в своей работе различные новшества.
- Профессиональная этика. Соблюдение принципов этики и морали является обязательным требованием для каждого работника образовательной организации. Учитывается, насколько педагог честно и добросовестно выполняет свои должностные обязанности, какие у него взаимоотношения с коллегами, обучающимися и родителями.
Презентация от Минобрнауки говорит о том, что новая аттестация педагогов будет лучше стимулировать учителей с 2024 года к повышению категории. Главный стимул – привязка заработной платы к уровню квалификации.
Формирование зарплаты будет происходить с учетом трех составляющих:
- базовая ставка;
- региональные надбавки;
- компенсационные и стимулирующие выплаты.
Базовая ставка оплаты учительского труда как и ранее будет устанавливаться региональными властями, поэтому может существенно отличаться в разных субъектах РФ.
По результатам аттестации педагоги смогут претендовать на следующие уровни доплат:
Аттестация | Доплата |
на соответствие должности | до 10% |
на учителя-методиста | до 25% |
на учителя-наставника | до 40% |
Изменения в начислении премий и доплат
С 1 января 2024 года в начислении зарплаты учителей вносятся изменения, касающиеся начисления премий и доплат. Новые правила предусматривают следующие изменения:
- Премии будут начисляться исходя из результатов педагогической работы, а также достижений в воспитательной и научно-методической деятельности. ( см таблицу ниже)
- В случае достижения успехов учениками, преподавателю будет начисляться доплата.
- Оценка работы преподавателя будет производиться на основе административных и педагогических факторов, а также результатов педагогической деятельности и обратной связи от учеников и их родителей.
- Премии и доплаты будут начисляться ежемесячно и выплачиваться вместе с основной зарплатой.
Стимулирующие выплаты для руководителей ДОУ
Стимулирующие выплаты руководителям детских садов начисляются не из фонда заработной платы образовательного учреждения, а из централизованного фонда, сформированного местными властями — для этих целей ДОУ совершает регулярные отчисления в размере 5% от общего фонда зарплаты сотрудников детского сада.
При оценке деятельности членов администрации ДОУ к учёту принимаются следующие моменты:
- наличие в ДОУ прозрачной для всех сотрудников схемы деятельности;
- участие детского сада во всероссийских, областных, районных соревнованиях, мероприятиях (и положительные итоги этого участия);
- работа над обеспечением благоприятного эмоционального микроклимата внутри учреждения;
- деятельность, направленная на сохранение психического и физического здоровья детей;
- результаты проведения последней аттестации и гос. аккредитации учреждения.
Пример расчёта стимулирующей выплаты работнику ДОУ
Фонд заработной платы ДОУ составляет 450 000 рублей. На фонд стимулирующих выплат приходится 40% общей суммы средств. В детском саду трудятся 20 педагогов, но только 7 из них руководство решило назначить стимулирующую выплату, поскольку они работали наиболее плодотворно:
- воспитатель Марина В. заслужила 10 баллов, согласно оценочному листу, за организацию выставки детских рисунков и высокую посещаемость её занятий;
- Екатерина М. получила 11 баллов за бережное отношение к имуществу ДОУ, привлечение родителей к участию в утренниках и помощь в организации спортивных соревнований;
- Ольга Д. заработала 9 баллов за разработку специальной программы для троих глухих детей, учащихся в её группе;
- Валерия А., Полина Е., Александра П. заработали по 12 баллов за активное участие в жизни детского сада.
- Выясним, какая доля фонда заработных плат приходится на стимулирующие выплаты: 450 000 х 0,4 = 180 000 рублей.
- Вычислим общее количество набранных педагогами баллов: 10 + 11 + 9 + 12 х 3 = 66 баллов.
- Выясним стоимость одного балла: 180 000 : 66 = 2 727 рублей 27 копеек.
- Марина В. заслужила стимулирующую выплату в размере: 2727,27 х 10 = 27 272 рублей 70 копеек.
- Екатерина М. получит: 2727,27 х 11 = 29 999 рублей 97 копеек.
- Ольге Д. будет начислена надбавка в сумме: 2727,27 х 9 = 24 545 рублей 43 копеек.
- Валерии А., Полине Е., Александре П. будет начислено: 2727,27 х 12 = 32 727 рублей 24 копейки.
- Также каждый педагог получит базовую часть зарплаты: (450 000 — 180 000) : 20 = 13 500 рублей.
Последние изменения по аттестации воспитателей
Основной задачей аттестации является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура законом 273-ФЗ от 29.12.2012, Приказом Минпросвещения РФ от 24.03.2023 № 196 и др.
С 2019 года в нашей стране идет эксперимент в сфере педагогики. Протоколом Президиума Совета при Президенте РФ от 24.12.2018 утвержден паспорт нацпроекта «Образование».
Проект изменил подход к тому, как проходит аттестация воспитателей. Он установил повышение профессионального мастерства в процессе непрерывного образования и прохождение на добровольных основах независимой оценки профквалификации. Для этого в стране по распоряжению Минпросвещения от 17.12.2019 № Р-140 создают структуру центров двух видов для:
- непрерывного обучения педагогических работников (ЦНППМ);
- оценки профессионализма и уровня квалификации (ЦОК).
Документ предлагает отказаться от действующей системы и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивает требование о том, чтобы экзамен соответствовал положениям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.
Такие проверки воспитателей по новым правилам проводятся с 2020 года. Периодичность и разделение процедуры на обязательную и добровольную сохранятся.
В 2024 году основной акцент в развитии профессиональных навыков педагогов будет сделан на активное использование инновационных технологий в образовании. Педагоги должны осваивать новые методики и подходы к обучению, а также применять современные образовательные технологии в своей практике.
Для того чтобы эффективно развивать свои профессиональные навыки, педагоги должны постоянно повышать свою квалификацию и участвовать в профессиональных конференциях, семинарах и тренингах. Также важным аспектом развития профессиональных навыков является обмен опытом с коллегами и проведение совместных педагогических исследований.
Освоение новых подходов и инструментов в образовании позволит педагогам эффективнее работать с детьми и достигать более высоких результатов в их развитии. Развитие профессиональных навыков является основой для обеспечения качественного образования и успешного будущего наших детей.
Готовность к работе с разнообразными детьми
Современная педагогика требует от воспитателей и учителей готовности к работе с разнообразными детьми. Такая готовность означает умение адаптировать образовательный процесс к индивидуальным особенностям каждого ребенка. Все дети уникальны, и воспитатель должен уметь учесть их разные темпы развития, интересы, особенности обучения.
Определить потребности каждого ребенка и создать для него комфортные условия для обучения и развития — задача педагога. Необходимо уметь распознавать специфические требования каждого ребенка в отношении образования и предоставить ему подходящие возможности для обучения. Некоторым детям может понадобиться больше времени или индивидуальное внимание, а другим — дополнительные задания для развития и раскрытия их потенциала.
Взаимодействие с родителями
В 2024 году педагоги в ДОУ должны проявлять высокую готовность и организованность во взаимодействии с родителями. Они должны обеспечивать регулярную и информативную коммуникацию с родителями, предоставлять им полную и объективную информацию о достижениях и прогрессе каждого ребенка.
Ключевыми критериями взаимодействия с родителями в ДОУ в 2024 году являются:
- Открытость и доверие: педагоги должны создавать атмосферу доверия и открытого общения с родителями, вести прозрачные и конструктивные диалоги.
- Активное вовлечение родителей: педагоги должны включать родителей в образовательный процесс, предлагать им участие в различных мероприятиях, родительских собраниях, консультациях.
- Индивидуальный подход: педагоги должны учитывать особенности каждой семьи и ребенка, обеспечивать индивидуальное общение и поддержку.
- Регулярная обратная связь: педагоги должны предоставлять родителям информацию о развитии и успехах ребенка, отвечать на вопросы и заботы, своевременно реагировать на запросы.
- Совместная работа и партнерство: педагоги и родители должны воспринимать друг друга как партнеров в воспитании и образовании детей, совместно разрабатывать и реализовывать программы и планы работы.
Взаимодействие с родителями является важным ресурсом в работе педагога в ДОУ. Педагоги должны стремиться к созданию позитивной и доверительной атмосферы среди родителей, чтобы совместно обеспечить наилучшие условия для успешного развития каждого ребенка.
Как начисляются стимулирующие выплаты воспитателям
В критерии не могут быть включаться пункты, зависящие от выслуги и стажа работника (доплата по этим основаниям происходит независимо от качества работы). Основные условия, содержащиеся в документе, основаны на оценке профессиональных качеств специалиста. К ним, например, относится:
Заработанные баллы фиксируются в специальных оценочных бланках. Впоследствии при подведении итогов они используются балансовой комиссией для определения точного размера вознаграждения. Важным моментом является и то, что любой сотрудник вправе ознакомиться с оценкой своей профессиональной деятельности, а при несогласии может всегда подать апелляцию.
- посещаемость группы воспитателя;
- качество работы по профилактике заболеваний (разъяснительная работа, поддержание микроклимата в группе);
- помощь с развитием учебной деятельности ДОУ;
- вклад в общественную жизнь образовательного учреждения (организация и проведение конкурсов, привлечение и распределение детей по кружкам по интересам и прочее);
- взаимодействие с родителями, привлечение их к общественной жизни детского сада.
- общение с родителями воспитанников, недопущение конфликтов, привлечение родителей детей к участию в жизни ДОУ;
- редкие случаи заболеваемости среди учеников;
- улучшение показателей учебной деятельности по сравнению с прошлым периодом;
- общие показатели обучения детей, выявляемые в процессе наблюдения за внедрением образовательной программы учреждения.
- применяют новые, инновационные педагогические разработки в работе с детворой, которые приводят к положительным результатам;
- стимулируют родителей к участию в жизни коллектива;
- проводят дополнительную работу с детками и их родителями, оказавшимися в трудной ситуации.
Внесение условий о выплате стимулирующих доплат в трудовой договор
Если в первоначальном трудовом договоре с воспитателем ДОУ не содержалось положений о выплате стимулирующих надбавок, рекомендуется разработать дополнительное соглашение о поощрительных доплатах.
Трудовой контракт с работниками детских садов должен включать сведения о заработной плате и всех поощрительных выплатах и условиях их начисления:
- наименование каждой выплаты;
- условия, при соблюдении которых надбавка может быть получена;
- показатели эффективности трудовой деятельности воспитателя, при достижении которых будет назначена доплата;
- периодичность начисления заработной платы и поощрительных доплат;
- величина выплаты или формула, по которой она будет рассчитываться (все данные которой сотрудник должен иметь возможность узнать самостоятельно).
Продолжительность очередного отпуска.
В соответствии с подразд. IV разд. I Постановления Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для педагогических работников, должности которых указаны в подразд. 2 разд. I Номенклатуры должностей[3] (в которой кроме прочего значится должность воспитателя), работающих с обучающимися с ОВЗ и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.
Ребенок с ОВЗ посещает дошкольное учреждение неполный день. Положен ли воспитателю удлиненный оплачиваемый отпуск?
В Письме Минобрнауки РФ от 20.07.2017 № 08-ПГ-МОН-26725 разъяснено, что предоставление педагогическим работникам ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска продолжительностью 56 календарных дней не обусловлено необходимостью выполнения работы в течение полного рабочего дня в дошкольных группах с детьми (обучающимися) с ОВЗ или дошкольных санаторных группах для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, как это предусматривалось при ранее действовавшем регулировании продолжительности отпусков.
В группе комбинированной направленности ДОУ два ребенка с ОВЗ (всего в группе 15 человек). Положен ли в связи с этим воспитателям удлиненный оплачиваемый отпуск?
Да, положен. В упомянутом выше Письме Минобрнауки РФ № 08-ПГ-МОН-26725 сказано, что для предоставления воспитателям отпуска продолжительностью 56 календарных дней не требуется обязательное формирование группы только детьми, имеющими ОВЗ. Отпуск такой же продолжительности предоставляется воспитателям, работающим в группах с детьми, в составе которых имеются воспитанники с ОВЗ, если такие группы являются структурными подразделениями общеобразовательных организаций.
Из чего состоит заработная плата учителей
Заработная плата педагога складывается из нескольких пунктов, постоянных и дополнительных, а именно:
Выплаты | Подробное описание, за что выплачиваются |
Оклад | Для каждого предмета существует своя минимальная ставка, которую платят за работу начинающему преподавателю, исчисляется за фактически отработанные часы. Это величина постоянная, то есть которую заплатят в любом случае |
Премии | Доплаты , как правило, положены за дополнительные часы работы, сверхурочно |
Надбавки за квалификацию, категорию и стаж | Для педагогов с больших стажем работы, с высокой категорией |
Стимулирующие выплаты | Выплачиваются за проведение различных мероприятий, участие в конкурсах |