Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Дополнительный осмотр по ОСАГО сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сроки предоставления сведений для получателя компенсации (участника, признанного пострадавшим в аварии) зависят от порядка оформления дорожно-транспортного происшествия. При возникновении ДТП участники могут заполнить документы самостоятельно, с помощью европротокола, или сотрудника ГИБДД. Участие дорожной полиции необходимо при нанесении вреда здоровью, обширных повреждениях автомобиля, несогласии с виновностью одной из сторон и в некоторых других случаях.
Обязательно ли писать о скрытых повреждениях в документах?
Если вы оформляете Европротокол, лучше сразу указать, что возможны скрытые повреждения.
Можно обойтись без ГИБДД и составить Европротокол, если все участники согласны с обстоятельствами ДТП и виной конкретного водителя, а сумма ущерба не превышает 100 000 руб. Если подавать документы через приложение, сумма ущерба должна быть не более 400 000 руб. В остальных случаях нужно вызывать ГИБДД.
Если же ДТП оформляет инспектор, в своих документах он не обязан делать пометку «Возможны скрытые повреждения». Инспектор – не оценщик, а специалист по дорожной безопасности, и он не обязан разбираться в устройстве автомобиля и оценивать ущерб.
Если в документах о ДТП такой пометки не будет, страховая все равно возместит ущерб согласно заключению эксперта. И наоборот: наличие пометки о скрытых повреждениях не означает, что возместят больше положенного.
Изменения в законе об ОСАГО
В обновленной редакции закона возможность забрать компенсацию в денежном эквиваленте практически исключена. При восстановлении после ДТП по ОСАГО допускается только прямое возмещение ущерба — путем оценки повреждений и направления на ремонт.
Согласно ФЗ, на ремонтируемые машины устанавливаются только новые запчасти. При их отсутствии на рынке допускается покупка деталей, бывших в употреблении, но для этого необходимо получить согласие страховщика.
Изменения в законе были направлены против страхового мошенничества, но осложнили получение компенсации и добросовестным автовладельцам. Например, потерпевшим в аварии не гарантируется, что они будут обслуживаться на выбранной ими СТО: страховщик предоставляет выбор из нескольких сервисов, с которыми заключен договор. Владельцы новых машин могут рассчитывать на восстановление у официального дилера или СТО, которая сертифицирована для работы с указанной маркой авто.
Сроки ремонта по ОСАГО аналогичны вышеописанным. СК обязана выдать направление на станцию техобслуживания в течение 20 дней, а сервис — восстановить авто в течение месяца. Если технические работы проводятся на СТО, которая не имеет договора со страховщиком, то допускается увеличение срока направления до 30 дней.
Если сервис не закончил ремонт по ОСАГО в сроки, указанные в законе, владелец машины может составить досудебную претензию, а при отсутствии компромиссного решения — обратиться в суд. Иски при этом обращаются не к СТО, а к страховой компании, которая выдала направление.
ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Сроки страхования по ОСАГО — тут.
Можно ли получить деньги при самостоятельном ремонте
При старой редакции закона некоторые владельцы предпочитали сэкономить на восстановлении или купить максимально качественные детали, но избежать трат на работу. По новому закону забрать компенсацию по собственному желанию уже нельзя, но можно договориться со страховой компанией индивидуально. Для обоснования целесообразности денежного возмещения можно указать на редкость запчастей для данной модели или марки на рынке.
Если СК не согласилась с доводами владельца, то по правилам ОСАГО ремонт можно получить только на предложенном сервисе. Владелец может выбрать СТО из перечня компаний, которые заключили договор со страховщиком.
Если ремонт произведен самостоятельно в течение 15 дней после ДТП, то потерпевший лишается права и на прямое, и на денежное возмещение.
Что такое предстраховой осмотр
Речь идет об отдельной услуге, которую оказывает представитель страховщика, как правило, доверенная организация по проведению независимых экспертиз. Страховые агенты и менеджеры по работе с клиентами, на которых ранее была возложена эта функция, сегодня лишены таких полномочий, поскольку считаются лицами заинтересованными.
В светлое время суток или при хорошем искусственном освещении специалист выполняет ряд процедур: сверяет технические данные, изучает комплектацию, ищет повреждения, затем все детально отображает в акте предстрахового осмотра. К последнему прилагается набор фото: автомобиль со всех сторон, из салона, места, где указан VIN, крыша и др. Всего делается около 30 фотографий.
Фотографии выполняют в цвете на цифровом аппарате, с указанием текущей даты и времени съемки на каждом снимке. Минимально допустимый размер – 3 МП, разрешение – 1360 х 2400. На фото должны быть вид спереди и сзади, в том числе под углом 45°, справа и слева, изображение моторного отсека, крыши, ветрового стекла снаружи и изнутри, дисков и шин, салона. Фотографируют панель приборов, люк, панорамную крышу, показания спидометра, обшивку водительской двери, комплекты ключей и брелоков, оборудование.
Что делать, если не согласен с суммой ущерба
Нередко возникают ситуации, когда автовладельцы оказываются не согласны с оценкой повреждений. Вы можете провести собственную независимую экспертизу. Для этого необходимо найти подходящую организацию, которая проведет осмотр, письменно уведомить об этом страховую компанию и виновника не менее чем за три дня до экспертизы (явятся они на осмотр или нет — не так важно) и, собственно, оценить ущерб.
После этого нужно прислать в страховую письмо с требованием пересмотреть размер компенсации и результатами новой экспертизы. Попутно можно составить и отправить в СК досудебную претензию, включив в общую сумму ущерба расходы на оценщика. Такой же алгоритм можно использовать, если станция техобслуживания некачественно отремонтирует машину. Если в течение 30 дней страховая не ответила или отказала в ваших требованиях, можно идти в суд.
Что нужно и чего нельзя делать при получении направления на восстановительные работы?
При выдаче направления на ремонт по ОСАГО страховщик обычно требует подписать определённые бумаги. Всё, что нужно подписать, – это только своё заявление и извещение об аварии на стадии подачи документа. Для своей безопасности даже на бланке организации лучше на вносить информацию в поля, не являющиеся обязательными для получения направления.
Нередко страховщики идут на хитрости и предоставляют клиентам дополнительные договоры или указывают требуемые для них поля в заявлении. Такими могут являться следующие:
- согласие доплатить за свой счёт суммы, которой будет недостаточно для полноценного ремонта (результат заниженной величины оценки ущерба);
- согласие на установку во время ремонта деталей, которые уже находились в эксплуатации;
- согласие на использование любого автосервиса на выбор страховой компании, хотя в определённых случаях СТО обязана направить автомобиль исключительно на дилерскую станцию.
Могут быть и прочие условия. Если что-то настораживает в документе, не вносите информацию в такие поля и не ставьте подпись под такими дополнительными бумагами. С подобной ситуацией можно столкнуться и на СТО. В таком случае нужно быть особенно внимательными, поскольку можно подписать соглашение цессии, которое определяет переуступку права требования от страховой. В результате владелец автомобиля продаёт СТО право требовать компенсацию на устранение ущерба, причинённого транспортному средству. В итоге ремонт будет выполнен в обычном порядке. Если собственник авто подписал документ, не прочитав предварительно его, могут быть установлены вторичные детали, восстановление по ОСАГО может быть частичным, а работы выполнены некачественно.
Ни в коем случае на соглашайтесь на какие-то доплаты, не стоит ничего подписывать помимо заявления страховой и извещения об аварии на этапе направления документации страховщику. Водитель не обязан ничего доплачивать, а организация обязана восстановить автомобиль до того состояния, в котором он находился до дорожно-транспортного происшествия.
Когда просят заключить дополнительное соглашение или провести дополнительный осмотр
Не следует ничего подписывать. Обычно в дополнительное соглашение включают невыгодные для клиента условия, связанные с доплатой, установлением вторичных деталей и тому подобное.
Иногда СТО просят произвести дополнительный осмотр. Его цель – определить скрытые повреждения с расчётами по повышению расходов на восстановление авто, поскольку страховщик не учитывает данные дефекты. Владелец автомобиля может согласиться произвести подобный осмотр, однако это не должно сказываться на повышении периода восстановительных работ. Клиент предоставил транспортное средство, остальное – не его забота. После 30 рабочих дней владельцу авто должны предоставить его авто в том состоянии, в котором оно находился до дорожно-транспортного происшествия.
Также нужно помнить, что разработка различных смет, актов работ и иной документации не является обязанностью автомобилиста. Никогда их нельзя подписывать. Всё что требуется – предоставить транспортное средство и получить этому подтверждение.
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Оспаривание оценочного отчета
Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.
Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.
Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.
Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.
Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:
- Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
- Изучите заключение специалиста.
- Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
- Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.
Повреждения автомобиля при ДТП: виды
При ДТП автомобиль получает следующие виды повреждений :
- сильные, после которых многие детали подлежат замене, а не ремонту;
- средние, означающие необходимость восстановления некоторой части составляющих авто;
- незначительные, то есть царапины, сколы, вмятины, ликвидация которых возможна собственными силами или на СТО.
Кроме того аварийные дефекты бывают видимыми и скрытыми. Последние трудно обнаружить неспециалисту, иногда для их выявления требуется диагностика и разбор авто. Но скрытые повреждения мешают его безопасной эксплуатации, поэтому должны быть выявлены и оплачены страховщиком.
Более детально виды аварийных дефектов описаны в Приложении 2 к Положению Центробанка №432-П от 19.09.2014 г.:
- вздутие,
- вибрация,
- вмятина,
- залом,
- изгиб,
- обгорание,
- разрыв,
- смещение,
- стук при движении и др.
Сроки выплаты компенсации
Если у страховщика и потерпевшего нет разногласий относительно суммы компенсации, определенной по результатам осмотра, она должна быть выплачена в течение 20 дней после подачи заявления.
По закону собственник может и сам отправить машину на ремонт в любой сервис. Для этого ему нужно согласие страховщика. В таком случае оплата услуги компанией осуществляется не позднее, чем через 30 дней. Деньги не отдают в руки автовладельцу, а перечисляют на расчетный счет сервисного центра.
Если страховая опаздывает с выплатой, ее ждет увеличение расходов:
При несоблюдении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи потерпевшему направления на ремонт транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере одного процента от определенного … размера страхового возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему.
А если компания никак не оплатит счет за уже выполненный ремонт, штрафные санкции составят 0,5% в день.
Порядок проведения осмотра по ОСАГО до 2015 г.
До июля 2015 года, когда вступили в силу поправки в Закон «Об ОСАГО» в части введения возможности дистанционного приобретения полиса, действовала норма о праве страховой компании провести осмотр автомобиля. При этом п. 1.7 Правил регламентировал, что подобный осмотр мог быть проведен по месту жительства гражданина, однако точное место осмотра могло устанавливаться соглашением между сторонами.
Таким образом, если страховая компания принимала решение провести осмотр автомобиля, т.е. реализовать свое законное право на установление фактического состояния транспортного средства, страхователь не имел возможности отказаться от такого условия при оформлении полиса ОСАГО. Стороны могли обсуждать только место проведения обследования, тогда как его возможность полностью отдавалась на усмотрение страховой компании.
На практике это приводило к злоупотреблениям со стороны страховых компаний, которые под предлогом необходимости провести осмотр перед заключением полиса ОСАГО, обуславливали возможность его избежать путем приобретения дополнительных услуг.
Гражданин, обратившийся за оформлением страховки ОСАГО, мог повлиять только на выбор места осмотра, но не на право компании его проводить. Данное обстоятельство создавало неопределенности и порождало жалобы со стороны владельцев автомобилей, в то время как фактической необходимости в проведении осмотра в большинстве случаев у страховых компаний не было.
Отказ в заключении электронного полиса ОСАГО
Изменениям также подвергся и пункт, предусматривающий отказ в заключении электронного полиса ОСАГО:
Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа при выявлении несоответствия сведений, представленных страхователем, информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования.
Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если представленные страхователем сведения не соответствуют информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, либо отсутствуют в ней.
Если Ваша страховая компания не внесла информацию о предшествующем полисе в автоматизированную информационную систему, Вы не сможете купить новый полис в электронном виде.
На практике данное изменение может привести к тому, что страховые будут искусственно заманивать водителей в офис и не давать заключать договоры через Интернет.
Страховая Р хочет навязать водителю дополнительные услуги при оформлении полиса ОСАГО. Сотрудники страховой Р намеренно не вносят информацию о предшествующем полисе ОСАГО водителя В в единую информационную систему. Водитель В хочет купить полис ОСАГО через Интернет, однако получает вполне законный отказ от страховой Р, т.к. данных в информационной системе нет. Водитель В вынужден идти в офис страховой Р для оформления полиса ОСАГО. Менеджеры страховой Р пытаются навязать водителю В дополнительные услуги.
Итак, продолжим эту живую тему и сразу просим не говорить потом, что мы вас не предупреждали о последствиях.
В ОСАГО теперь кое-что немного изменилось. Начнём с сухих цитат изменений закона «Об ОСАГО», дальше будет интереснее:
Абзац 1, статьи 11 ФЗ «Об ОСАГО» : Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховой выплате или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим .
Пока всё здорово — страховщик обязан осмотреть, пять рабочих дней с момента подачи заявления. Однако помните, что вам могут под шумок сунуть на подпись бумагу с иным сроком осмотра вашей разбитой машины. Поэтому хорошо читайте то, что подписываете.
Самое интересное в этом абзаце то, что страховая компания обязана ознакомить вас с результатами осмотра и независимой экспертизы. То есть вам обязаны показать акт осмотра и калькуляцию размера ущерба, которые страховщики никогда и никому не выдают. Но не спешите радоваться. Многие думают, что ознакомить и выдать копию это равнозначные действия. Ознакомить означает не что иное, как дать посмотреть. Вы при просмотре можете документ сфотографировать.
Нужно ли предоставлять автомобиль при оформлении страховки?
Действующее российское законодательство запрещает управлять транспортным средством без страхования автогражданской ответственности. Подобная мера позволяет защитить интересы сторон при ДТП.
Владельцу ТС и лицам, которые им реально распоряжаются, следует помнить, что согласно Федеральному закону No 40 требования о страховании ТС являются обязательным условием для всех. За управление автомобилем, на который полис ОСАГО не оформлен или просрочен, водителя ожидает штраф.
- составляется акт, в котором перечисляются выявленные дефекты;
- делаются фотографии.
Если между сторонами не была достигнута договоренность о месте проведения осмотра машины, то отказывать в заключение договора ОСАГО страховщик не имеет права.
Место осмотра автомобиля при покупке ОСАГО устанавливается по соглашению сторон. Это может быть место возле офиса страховщика или дома либо офиса клиента. Машина проверяется в светлое время суток или в хорошо освещенном помещении.
В том случае, когда ОСАГО покупается через интернет, осмотр, естественно, не проводится.