Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие налоги платили в СССР граждане с 1970 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Октябрьская революция внесла свои коррективы в налоговую политику советского государства и конкретно была сконцентрирована в направлении послаблений экономической базы буржуазии для того, чтобы с буржуазии взималась контрибуция. В этой связи принимались меры, которые были направлены на введение подоходного налога. При этом стоит обратить внимание, что в условиях Гражданской войны и натурализации народного хозяйства все без исключения хозяйства были освобождены от денежных налогов и взимались только в натуральной форме.
Советская экономика – не такая, как все
Налоговая система – важнейшая часть государственных финансов, которая определяет, насколько сильно государство участвует в экономике и насколько комфортно вести бизнес в стране.
Налоги существуют дольше, чем любое из известных государств. Их прообраз впервые упоминается в своде законов древневавилонского царя Хаммурапи, который датируется XVIII веком до нашей эры. Государство не может существовать без налогов, были они во все периоды истории России и СССР.
Советская экономика давала до 20% мирового промышленного производства, но построена была не так, как экономики других стран. Прежде всего, это структура экономики по форме собственности – доля государства в экономике СССР приближалась к 100% (условно негосударственными оставались только личные подсобные хозяйства).
Из этого следует и другое отличие – налоги не были единственным источником для бюджета СССР. Достаточно весомая часть доходов шла в бюджеты напрямую из прибыли предприятий, а также от экспорта сырья за рубеж (что давало еще и валютную выручку).
Были нестандартные налоги (например, доплаты за бездетность), а еще советским гражданам приходилось фактически обязательно уплачивать и иные платежи – членские взносы в Комсомол, взносы в профсоюзы, до 50-х годов – покупать государственные облигации.
Есть отдельные мнения от том, что советская налоговая система была не очень эффективной, ведь:
- налоги с организаций платили государственные предприятия государству;
- налоги с населения платили люди с тех денег, которые им платило государство.
При всем этом советская налоговая система регулярно менялась – несколько раз добавлялись и отменялись налоги, и их размеры.
Налог с оборота представил собой фиксированный налог государства. Его мобилизация в бюджет происходила под видом исчисления разницы между оптовой ценой промышленности и оптовой ценой предприятия на продукцию, которая подлежала обложению данным налогом, либо на основании ставок в рублях и копейках с единицы измерения продукции, или в процентах к выручке от реализации. Налог с оборота представлял собой достаточно важный инструмент государственного регулирования рентабельности продукции, предприятия. Также стоит отметить, что данный налог кроме всего прочего являлся основным источником регулирования территориальных бюджетов, в которые он поступал по ежегодным утверждённым нормам отчислений в территориальный бюджет от суммы налога мобилизуемой на территории административно-территориальной единицы.
Советская власть буквально в первые годы своего правления ввела различные косвенные налоги в налоговую систему страны с целью обеспечения доходов бюджета страны.
Во времена новой экономической политики были введены акцизы. Основное, что их отличало от дореволюционной системы – государственное регулирование розничных цен и обложение в большинстве своём товаров, которые не были в списке товаров первой необходимости и предметов роскоши. Акцизы в бюджет вносились предприятиями, что предоставляло возможность государству осуществлять межотраслевые и межтерриториальные перераспределения финансовых ресурсов.
Расширение государственного сектора негативно повлияло на роль акцизов в государственном секторе, а в 1930 г. их и вовсе отменили.
Помимо тех налогов, которые были перечислены выше, в налоговую систему СССР были включены различные сборы и пошлины.
С 1943 года исчисление подоходного налога с физических лиц изменилось. Согласно указу Верховного Совета СССР от 30 апреля 1943 г. «О подоходном налоге с населения» налогообложению стали подлежать рабочие, служащие, литераторы, работники искусства, владельцы строений, граждане-владельцы сельскохозяйственных участков в городских поселениях, кустари, ремесленники и другие граждане, имевшие самостоятельные источники дохода на территории СССР. Налог взимался с доходов, которые превышали 70 рублей, ставка была прогрессивной. Так, например, с месячного дохода рабочих и служащих в 71 рублей сумма налога составляла 25 коп., с 72 рублей — 59 коп., а с 80 руб. — уже 3 руб. 41 коп. Для сравнения: согласно ценам, приведенным в статистической таблице ЦСУ СССР «Государственные розничные цены нормированной торговли в 1940, 1945 гг. и коммерческой торговли в 1944-1945 гг. на отдельные продовольственные товары», килограмм говядины на конец 1945 года стоил 12 рублей за килограмм.
Исторический обзор налоговой системы в СССР
В течение своего существования налоговая система в Советском Союзе претерпела множество изменений и эволюций. С самого начала существования СССР в 1922 году, государство стремилось установить свою налоговую политику, которая отличалась от системы предшествующего режима.
Первым налогом, введенным Советским правительством, был налог на доходы и имущество предпринимателей и капиталистов. Вслед за этим был введен налог на прибыль предприятий и организаций. Эти налоги служили основным источником доходов государственного бюджета СССР и использовались для финансирования государственных программ и проектов.
В 1930-х годах в СССР была проведена серия реформ налоговой системы. Одна из самых значительных реформ была связана с введением налога на собственность. Этот налог взимался с граждан и организаций в зависимости от их имущественного положения. Активно развивалась также система прогрессивного налогообложения, в рамках которой налоговая ставка возрастала по мере увеличения дохода.
В следующие десятилетия в СССР существовала сложная система налогов и обязательных сборов, включающая налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налог на имущество, акцизы и другие. Важно отметить, что большая часть налоговых поступлений шла на финансирование социальных программ и развитие экономики.
В конце 1980-х годов и начале 1990-х годов с началом перестройки и распада СССР, налоговая система также претерпела серьезные изменения. С ослаблением государственного контроля и переходом к рыночной экономике, были введены новые налоги и отменены некоторые старые.
Исторический обзор налоговой системы в СССР показывает, как государство использовало налоговую политику для финансирования своих программ и проектов, обеспечения социальной защиты граждан и стимулирования экономического развития.
Налог на сверхприбыль
Отдельного внимания заслуживает налог на дополнительную прибыль. Он был введен в 1925 году. Его основной целью было не только запретить частным подрядчикам превышать цены, установленные государственными расчетами, но и в конечном итоге вытеснить частников из экономики страны. Особенность этого сокровища заключается в его адресном характере.
Индустриализация страны потребовала больших финансовых ресурсов, что вызвало серьезные изменения в налоговой политике и налоговой системе государства в ходе налоговой реформы 1930-1932 гг. Основная цель этой реформы – удовлетворить растущую потребность государства в финансовых ресурсах. С этой целью были приняты меры по устранению разнородности и многозвенности налоговых платежей, реорганизации платежей в бюджет государственных предприятий.
В ходе реформы почти шестьдесят видов налогов были объединены в два основных платежа. Государственные предприятия были обязаны платить в бюджет подоходный налог и налог с оборота, а кооперативы были обязаны платить подоходный налог и налог с оборота.
Отчисления от профицита шли в бюджет как конечный результат распределения излишка государственным предприятиям на их плановую деятельность, иными словами, нераспределенный остаток профицита просто изымался в бюджет, что также соответствовало уровню полномочий подчиненности предприятие.
Предприятия союзного подчинения платили соответственно в союзный бюджет, республиканского подчинения в республиканский и так далее до районного уровня. Таким образом, можно сказать, что отчисления из прибыли стали важнейшим источником формирования собственных доходов всех звеньев бюджетной системы, а также фактором, способным повысить заинтересованность органов власти всех уровней в развитии подведомственных предприятий и экономическая эффективность их работы.
Заметка 3
В соответствии с экономической реформой 1965 г выплаты из прибыли определялись четырьмя видами.
Первый вид – это вычет из прибыли, которая была уплачена в бюджет предприятия, но не была переведена на условия бухгалтерского учета.
Второй вид представлен как плата за производственные фонды и нормированные оборонные активы, иначе говоря плата за денежные средства. Этот вид оплаты производился предприятиями, переведенными на бухгалтерский учет. Плата за фонды должна была вноситься в соответствующий бюджет по нормам, которые снова выражались в процентах от средней стоимости средств производства. Эти средства оцениваются по балансовой стоимости. Нормы выплаты денежных средств устанавливались на несколько лет.
Третий вид представляли фиксированные платежи, которые уплачивались в бюджет предприятий по добыче и переработке полезных ископаемых. Таким образом, для добывающих компаний фиксированные платежи устанавливались в фиксированной сумме, а для перерабатывающих компаний – либо в фиксированной сумме, либо в процентах от себестоимости реализации или прибыли.
Четвертым типом был баланс свободной прибыли. Формирование происходило после уплаты первоочередных платежей из прибыли, процентов по банковскому кредиту, сумм, направляемых на формирование фондов экономического стимулирования предприятий, или других расходов, так или иначе включенных в планы предприятия.
Налог с оборота был фиксированным государственным налогом. Мобилизация в бюджет происходила под видом исчисления разницы между оптовой ценой отрасли и оптовой ценой предприятия на продукцию, облагаемую этим налогом, либо исходя из ставок в рублях и копейках за единицу измерения продукции или в процентах от выручки от продаж.
Налог с оборота был достаточно важным инструментом государственного регулирования рентабельности продукции предприятий. Также стоит отметить, что этот налог, помимо прочего, являлся основным источником регулирования территориальных бюджетов, так как поступал с ежегодными утвержденными ставками отчислений в территориальный бюджет от суммы налога, мобилизуемой на территории административно-территориального единица.
Примечание 4
Советское правительство буквально в первые годы своего правления ввело в налоговую систему страны различные косвенные налоги для обеспечения доходов бюджета страны.
В соответствии с новой экономической политикой были введены налоги. Главное, что отличало их от дореволюционной системы, — государственное регулирование розничных цен и налогообложение большинства товаров, не входивших в перечень товаров первой необходимости и предметов роскоши. Налоги уплачивались в бюджет предприятиями, что позволяло государству осуществлять межотраслевое и межтерриториальное перераспределение финансовых ресурсов.
Примечание 5
Расширение государственного сектора отрицательно сказалось на роли налогов в государственном секторе, и в 1930 г они были полностью отменены.
Кроме перечисленных выше налогов, в налоговую систему СССР входили различные пошлины и налоги.
Налоговая система после реформы 1930 года
Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа. Для государственных предприятий были установлены два крупных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Была полностью упразднена система акцизов.
Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок (в середине 1933 года – свыше 400 ставок, в 1937 году их стало 1109).
Для разных категорий работников ставки налогов были разными. Конечно, меньше всех платили рабочие и служащие, ставка для них была прогрессивной:
- доходы до 150 рублей налогами не облагались.
- от 151 до 200 рублей – 1,2 рубля + 3% от суммы превышения над 150 рублями;
- от 201 до 300 рублей – 2,7 рубля + 3,3% от превышения над 200 рублями;
- от 301 до 500 рублей – 6 рублей + 4% от превышения над 300 рублями, и т.д.
Налоги в СССР (ч.2): «Готовь налог: к труду и обороне»
Для создания более четкой картины следует разделить годы от Октябрьского переворота до 1991 г. на несколько обособленных периодов.
На протяжении 40 лет ее развитие осуществлялось почти под 100 % влиянием государственного монополизма. В частности, это затрагивало сферу распределительных отношений.
Он взимался с доходов физических лиц, частных акционерных обществ, а также с недвижимого имущества. Был установлен необлагаемый минимум. Ставки по налогу были построены по прогрессивной ступенчатой шкале. По этим ставкам определялось количество квот, подлежащих взиманию. Например, при доходе от 120 до 180 тыс. руб. число квот было 1,5, от 180 до 240 тыс. руб. — три квоты.
Но руководимая А. Косыгиным экономическая реформа, проводимая в 1965 году, не отменила налоговую систему.
Немаловажным отличием является система расчета налога и величина ставки. Она была досконально изменена. Сегодня на величину взыскания влияет не род деятельности плательщика, а природа происхождения доходов. Ставка является фиксированной и взимается по ставке, на величину которой не влияет зарплата и другие доходы.
Система налогов в СССР постоянно совершенствовалась. Очередная ее реформа была проведена в 1930-1932 годах. Ее целью стало преобразование взаимоотношений, существующих между кооперативными и государственными предприятиями с бюджетом. Постановление о проведении реформы налогов в СССР приняли СНК и ЦИК 2.09.1930 г. Одновременно с этим правительство страны предусмотрело ряд экономических, политических и организационных мероприятий, которые обеспечивали окончательное формирование денежно-кредитной сферы страны.
В государственную казну производили исчисления социалистические хозяйства и население. Все эти платежи были объединены в определенные группы. Так, в общественном секторе имел место:
- налог с оборота;
- подоходный налог, взимаемый с кооперации;
- платежи из прибыли;
- налог с оборота, полученного кинотеатрами;
- налог с совхозов;
- налог, взимаемый с суммы нетоварных операций предприятий;
- единая пошлина и т.д.
Исчислялся в СССР и подоходный налог. Он подлежал взиманию с частных лиц параллельно с:
- сельхозналогом;
- единовременным налогом, взимаемым с единоличных крестьянских хозяйств;
- налогом на сверхприбыль;
- сборами на нужды культурно-бытового и жилищного строительства и другими платежами.
Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.
Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.
Вплоть до 1953 г. налоговая система СССР оставалась неизменной. При этом были ведены льготы для участников войны, а также пересмотрен минимум необлагаемой суммы подоходных отчислений для некоторых граждан.
В 60-х годах государство начало проводить хозяйственную реформу с целью повышения эффективности работы и прибыльности деятельности предприятий. В это время был введен налог на фонды и рентные платежи, а также подверглась реформации система подоходного обложения в колхозах.
До 1966 г. организации отчисляли из полученной прибыли до 10% финансовых средств. После этого вместо них ввели:
- плату за нормируемые ОС и производственные фонды;
- рентные (фиксированные) платежи.
В 1965 г. правительство СССР внесло изменения в систему сборов с колхозов. Удельный вес этих налогов в общем поступлении в бюджет составил 1-1,5%.
Государственные объединения, входящие в отрасль, а также торговые предприятия в этот период облагались сбором, уплачиваемым с оборота. Что касается подоходного налога, то взимался он, как и ранее, не только с советских, но и с иностранных граждан.
Единовременный чрезвычайный налог
Новое постановление о взимании денег в бюджет было принято Советской властью в октябре 1918 г. В этот раз был введен единовременный чрезвычайный налог, сумма которого должна была составить 10 млрд рублей. Полученные средства планировалось перечислить в казну, а также направить на организацию Красной Армии. Налог предусматривал высокие ставки для кулацких хозяйств, чтобы заставить зажиточных крестьян продавать хлеб и другие продукты государству.
Согласно разъяснениям, чрезвычайный налог должны были платить все граждане страны, зарплата которых составляла более 1500 руб., имевшие запасы и не получавшие пенсию. Ставки для крестьян описывались в пудах зерна, а их величина находилась в зависимости от числа едоков в семье, посевных площадей и количества имеющихся в хозяйстве голов скота. Освобождалась от него беднота. Что касается средних слоев населения, то для них были разработаны небольшие ставки. Планировалось, что основная тяжесть финансовых перечислений в доход государства ляжет на городскую буржуазию и зажиточных крестьян. Списки таких граждан должны были быть составлены к 1 декабря 1918 г., а взыскание необходимо было произвести до 15 декабря 1918 г.
Единовременный чрезвычайный налог стал грандиозной по своим масштабам революционной контрибуцией. Однако его поспешное введение, непродуманность системы обложения и способов взыскания привели к неудаче. Вместо планируемых 10 млрд рублей страна получила всего 1,5 млрд.
Система сборов в бюджет существовала и в годы войны с фашизмом. Однако ставки налогов в СССР для населения и предприятий в этот суровый период были увеличены. Помимо этого, правительство ввело дополнительные виды налогов. Это было необходимо для удовлетворения потребностей бюджета.
Так, 21.11.1941 г. согласно Указу Президиума Верховного Совета страны был введен налог на бездетность в СССР. Сколько процентов он составлял? Величина ставки была равна 6% от суммы заработной платы. Для уплаты налога на бездетность в СССР возраст также имел значение. Сбор был предназначен для мужчин от 20 до 50 лет, а также для замужних женщин, не имевших детей, в возрасте от 20 до 45 лет. Процент налога на бездетность в СССР варьировался исходя из заработка человека. Его меньшей ставкой облагалась зарплата ниже 91 рубля. Сколько процентов налога на бездетность в СССР предусматривалось при заработке менее 70 рублей? При таких доходах взимание сбора не производилось вовсе.
Какие сведения содержатся в списке налогоплательщиков. Налог в СССР
- Номер по порядку. 1
- Номер квартиры. 2
- Фамилия (по квартирам) Имя отчество. Подробное наименование правления конторы и агентства.
- Число членов семьи, находящихся на иждивении главы семьи.
- Число комнат в квартире.
- 1/2 годовой платы за квартиру в золотых рублях.
- Если не имеет самостоятельного дохода, то на чьем иждивении проживает.
- Занятие, профессия или указание источника дохода, от которого получает средства для существования.
- Адрес места работы или службы граждан получающих доход от личного труда по найму или место нахождение принадлежащих им предприятий или имущества.
Подоходный налог в 1990-е годы
С 1992 года было принято новое налоговое законодательство, которое предусматривало уже знакомую прогрессивную шкалу, варьировавшуюся от 12% с доходов до 200 000 рублей, до 40% с доходов больше 600 000 рублей.
Далее, корректировка ставок производилась практически ежегодно, в зависимости от экономического положения государства и уровня инфляции. Длилось это до тех пор, пока в 2001 году не была установленная плоская шкала налогообложения с фиксированной ставкой в 13%.
Теперь, как уже говорилось в начале, шкала вновь стала в какой-то мере прогрессивной.
А что по этому поводу думаете вы? Работали ли вы в какой-то из указанных периодов, какую зарплату получали и какие цены запомнили? Словом – как вы оцениваете свое финансовое состояние тогда и сейчас? Делитесь своим мнением в комментариях.
Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.
Также, мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав «ДА».
Сегодня ставка НДФЛ в России составляет 13%, если налогоплательщик является резидентом РФ, то есть находится в стране более 183 календарных дней на законных основаниях. В противном случае налогоплательщик получает статус нерезидента и из его дохода взимается подоходный налог в размере 30%. Кроме налоговых резидентов ставка НДФЛ в размере 13% предусмотрена также для граждан ЕАЭС (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Армения), которые работают в России. В последнее время в СМИ все чаще появляются сообщения, что в правительстве якобы идут разговоры о повышении подоходного налога с физических лиц до 15%. Некоторые СМИ со ссылкой на источники в правительственных кругах сообщают, что в России могут вернуться к идее прогрессивного налога, применявшегося в советские времена.
Налог на недвижимость в СССР и его влияние на экономику
В Советском Союзе налог на недвижимость был одним из видов налогов, которые граждане платили государству. Временем налог на недвижимость приобрел разные формы и особенности, в зависимости от политики государства и потребностей экономики.
Сначала в СССР налог на недвижимость вообще не существовал. Впервые он появился в 1931 году, когда был принят закон о налоге на землю. Этот налог включал в себя также налог на недвижимость, так как земля и недвижимость считались неразделимыми.
Во времена Великой Отечественной войны налог на недвижимость был отменен указом Совета Народных Комиссаров в 1941 году. Затем, после войны, была проведена приватизация жилья, и граждане получили право собственности на свои дома и квартиры.
В 1980 году налог на недвижимость вновь встал на учет. Доля этого налога в бюджете составляла сравнительно небольшую часть, но он был важным источником средств для государства.
Налог на недвижимость включал в себя не только плату за право владения недвижимостью, но также и налог на землю, на которой она расположена. Граждане, владеющие недвижимостью, должны были заплатить налог в соответствии с размером своей собственности. Сумма налога зависела от площади и местоположения недвижимости.
Средства, полученные от налога на недвижимость, использовались для финансирования различных проектов, включая строительство новых домов, заводов и других объектов. Важно отметить, что налог на недвижимость был одним из основных источников доходов бюджета страны.
Налог на недвижимость в СССР имел свои особенности. Например, одинокие граждане и многодетные семьи платили налог по-разному. Также существовали льготы для граждан, которые строили дома своими силами или сами построили деревья на своих участках.
В целом, налог на недвижимость в СССР оказывал влияние на экономику страны. Средства, полученные от этого налога, использовались для развития инфраструктуры, строительства новых объектов и финансирования других важных проектов. Однако, как и любая налоговая система, налог на недвижимость имел свои недостатки и вызывал разные мнения у граждан.
Налог на недвижимость и бездетность
В СССР были введены различные налоги, в том числе и на недвижимость. Это была часть системы налогообложения, которая регулировала экономику страны.
В 1960 году был введен налог на недвижимость, который должны были заплатить граждане, владеющие жилыми домами или квартирами. Ставки налога зависели от площади объекта недвижимости.
Однако, налог на недвижимость в СССР имел свои особенности. В частности, для семей с несовершеннолетними детьми и сельскохозяйственных работников налоги вводились на более поздних сроках или не взимались вовсе.
Налог на недвижимость в СССР принадлежал к категории земельных налогов, которые взимались на земельном участке, к которому принадлежало жилое помещение. Это означало, что граждане должны были платить налог как за саму недвижимость, так и за землю, на которой она находилась.
Налог на недвижимость в СССР был долговым налогом, то есть его необходимо было платить ежегодно. Ставки налога были определены в зависимости от площади жилого помещения и его местонахождения. Например, жители городов должны были платить налог на недвижимость по другим ставкам, чем жители сельской местности.
Налог на недвижимость в СССР был взимаемым налогом, что означало, что его сумма была удерживаема из заработной платы или других средств граждан. Это было особенно актуально для инженеров и других высококвалифицированных специалистов, у которых заработная плата была выше средней.
В СССР налог на недвижимость считался одним из основных источников доходов государства. С его помощью финансировались различные социальные программы, строительство новых жилых домов, развитие инфраструктуры и другие нужды страны.
В современной России налог на недвижимость также существует, но правила его взимания и ставки отличаются от тех, что были в СССР. Сегодня налог на недвижимость взимается на основе кадастровой стоимости объекта недвижимости и его площади.
Какие еще налоги вводились в СССР и какие особенности были у системы налогообложения, мы рассмотрим в следующих разделах.