История тельняшки. Что означают полоски на тельняшке и гюйсе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «История тельняшки. Что означают полоски на тельняшке и гюйсе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова «гюйс» (от голландского geus — «флаг») — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Напомнили о тельняшках голландцы. В середине XIX века они провели реформу военного обмундирования и своих военных моряков одели не в строгие кафтаны, а в свободные короткие бушлаты, расклёшенные брюки и фланелевые куртки с широким вырезом на груди. Вот как раз в этом вырезе и виднелась возвращённая на флот полосатая нательная рубаха. Удобство новой формы быстро оценили и на флотах других стран, в результате «голландский морской костюм» стал неким эталоном для тех, кто проектировал национальные военно-морские костюмы и элементы морской униформы.

В это же время обозначился ещё один смысл «полосатости»: боцман, управляя с палубы корабля действиями матросов, находящихся на реях в такой одежде, хорошо видел всех своих подопечных, и особенно тех, кто отлынивал от работы — за что, по старой военно-морской традиции, награждал лодырей отборными морскими словесными оборотами. Сегодня во время швартовых операций или действий на шлюпках личный состав военных кораблей или экипажи гражданских судов одеты в ярко-оранжевые спасательные жилеты, которые сложно не заметить в серой унылой воде. В XIX веке достичь такого уровня безопасности не представлялось возможным, и морякам оставалось довольствоваться только полосатыми рубахами.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим —
с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка —
тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем
. Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

Цвета тельняшек − цвета истории

Есть более практичное объяснение ″полосатости″ тельника. Морская тельняшка цвет имеет сине-белый. Моряка в полосатой рубахе было проще заметить, когда он падал за борт. А на фоне светлых парусов матросы, карабкающиеся по вантам, были лучше видны офицеру, стоящему на палубе, и ему было легче корректировать их действия. Но на военных кораблях разношерстность самодельных тельников раздражала офицеров, и ношение таких рубах было почти повсеместно запрещено к началу XVIII века. Лишь через 100 лет тельняшка становится законной морской одеждой, а в царской России она получила официальный статус в 1874 году по указу Александра II. Число полос тогда в европейском флоте варьировалось от 12 до 21. У человека 12 пар ребер и практичные голландцы приняли это за основу. Французы регламентировали 21 полосу − по числу наиболее крупных побед Бонапарта. А вообще сегодня все зависит от размера рубахи, чем он больше, тем больше полос на ней поместится.

Белорусский отставной пограничник в зелёной тельняшке

Во многих странах СНГ тельняшку с оранжевыми полосами используют в МЧС

Первой ласточкой изменения привычной синей полосы на иной цвет в российском флоте стало введение зеленого цвета для сторожевого пограничного флота в 1912 году. Уже в середине 60-х годов, когда в советской армии стали вводить береты, началось постепенное ″перекрашивание″ тельняшек и введение их во всех родах войск. Во многом сегодня цвета тельняшек зависят от носимых бойцами беретов.

Для чего тельняшке полосы

Разумеется, многих интересует, откуда вообще взялись полосы, каково их, быть может, функциональное или символическое предназначение. Если спросить любого российского моряка, то он наверняка ответит, что полосы на тельняшке означают синие полосы Андреевского морского флага. Что же, эта версия вполне рабочая. Но только вот в других странах морские флаги были совсем другие, а тельняшка появилась в них задолго до России.

Читайте также:  Налог на имущество физических лиц в 2024 за полученное наследсьво

Другая версия – полосы обозначают морские волны. Дескать, матросы, надевая тельняшку, желали таким образом показать уважение морю, слиться с ним всей душой. Возможно, что оттуда и пошла поговорка: тельняшка – душа моряка.

Наконец, более научная версия гласит, что изначально полосы на тельняшку нашивались самими голландскими моряками на совершенно белую нательную рубаху. По чисто практическим соображениям: чтобы не сливаться на фоне белых парусов. Матрос, одетый в тельняшку, был хорошо различим как на палубе, так и на мачте, так и в воде.

Любопытно, что поначалу за такое самовольство матросов наказывали: ведь начальству казалось, что из-за всех этих полос, часто криво и кое-как нашитыми, на борту царит хаос и беспорядок. Но матросская смекалка победила – и с тельняшкой, что называется, примирились.

Казалось бы, что с этим все просто — все тельняшки шьются из 100% хлочатобумажной трикотажной ткани, как указано в ГОСТ 25904-83. Возможно, что поставщики обмундирования в Вооруженные Силы России строго соблюдают требования документа, но те, кто шьет тельняшки для продажи широким слоям населения, могут позволить себе немного слукавить и предложить покупателю тельняшку попроще, правда, и подешевле.

Тельняшки шьют из трикотажа разного способа изготовления, их название вам, возможно, мало что скажет — кулирка, интерлок, футер. Как правило это 100% хлопковый трикотаж, просто способ его изготовления может быть разным, тут важна такая характеристика, как плотность ткани, измеряемая в граммах на 1 квадратный метр. «Нормальная» полноценная тельняшка изготавливается из кулирного полотна (кулирная глядь, кулирка) или полотна типа интерлок с плотность не менее 180 г/м2. Более тонкие полотна используют для «сувенирных» маек и тельняшек.

Кулирная гладь считается одним из самых тонких трикотажных полотен, тем не менее такое полотно достаточно прочное. Изделия из кулирки не садятся при стирке и сушке, мало подвержены вытягиванию после стирки и сушки, они не требует особого ухода. Интерлок отличается от кулирки способом переплетения волокон (этот трикотаж имеет другое название – двуластик, у такого полотна двухслойная структура) и в нашем случае тельняшки из него мало отличаются от изготовленных их кулирного полотна. Просто в случае с таким полотном требуется следить не только за плотностью ткани, но и за тем, из пряжи какого качества она изготовлена. Иногда трикотаж тельняшек выглядит грубо, он жесткий, даже на хлопок не похож, от покупки такой тельняшки лучше воздержаться, возможно, в другом месте ткань будет более мягкая.

Отдельно нужно сказать о ткани футер — это трикотажная ткань с «начесом» — изнаночная часть полотна имеет ворсистую структуру, что обеспечивает лучшее сохранение тепла. Именно из таких тканей шьются теплые тельняшки для холодного времени года.

История самой тельняшки берёт начало во временах покорения географического пространства Земли — в семнадцатом столетии. Тогда морские профессии только развивались. Соответственно, был недостаток в кадрах. Большую часть флота Европы составили моряки из Бретани. Скорее всего, бретонцам было неважно, сколько полосок на тельняшке — они надевали чёрно-белые рабочие рубахи, которые играли роль оберега от морской нечисти.

Кроме того, в такой рубахе моряка на фоне окружающих пейзажей лучше видно. К тому же не так бросается в глаза грязь. Большая часть бретонских мореходных кадров оказалась на голландских кораблях. Здесь хорошо платили и не запрещали носить бретонцам полосатую спецодежду. К завершению XVII века она станет нательной формой моряков по всей Европе.

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота в Бретани (Франция) предположительно в XVII веке.

Читайте также:  Программа «Молодая семья» — 2023: что нужно знать

Тельняшки имели вырез ворота «лодочкой» и рукава в три четверти и были белыми в тёмно-синюю полоску. В Европе в те времена полосатую одежду носили изгои общества и профессиональные палачи. Но для бретонских моряков, по одной из версий, тельняшка считалась счастливой одеждой на время морских путешествий.

В России традиция ношения тельняшек начала формироваться, по одним данным, с 1862, по другим — с 1866 года. Вместо узких кителей с неудобными стоячими воротниками русские матросы стали носить удобные фланелевые голландские рубахи с вырезом на груди. Под рубаху надевалась нательная рубашка — тельняшка.

Поначалу тельняшки выдавались только участникам дальних походов и были предметом особой гордости. Как говорится в одном из рапортов того времени: «нижние чины… преимущественно надевали их в воскресные и праздничные дни при увольнении на берег… и во всех случаях, когда требовалось быть щегольски одетыми…». Окончательно закрепил тельняшку как часть униформы приказ, подписанный 19 августа 1874 года Великим Князем Константином Николаевичем . Этот день может считаться днём рождения русской тельняшки.

Тельняшка обладает большим преимуществом перед другими нательными рубахами. Плотно облегая тело, она не мешает свободному дви-жению при работе, хорошо сохраняет тепло, удобна при стирке, быстро сохнет на ветру.

Этот вид лёгкой морской одежды не утратил своего значения и сегодня, хотя матросам теперь редко приходится лазать по вантам. Со временем тельняшка вошла в обиход и в других родах войск, хотя мало где является официальной частью формы. Тем не менее, используется этот предмет гардероба и в сухопутных войсках, и даже в милиции.

ГОСТовская тельняшка — что это?

Что значит «тельняшка сшита по ГОСТ»? Ничего не значит, если не указан номер стандарта. Лишь по номеру стандарта можно определить, что имеется ввиду. Призводители лукавят, когда пишут «тельняшка соответсвует ГОСТ» и указывают какой-то номер стандарта, а ведь мало кто будет разбираться, что это за ГОСТ. Дело в том, что тельняшки для Министерства обороны РФ шьются по ГОСТ 25904-83 «Фуфайки и майки трикотажные морские для военнослужащих. Общие технические условия». Этот стандарт определяет «конструкцию», то есть фасон изделий для каждого размера, а также то, из чего они шьются. Но часто на бирках тельняшек можно видеть следующее ГОСТ 53145-2008 «Изделия трикотажные бельевые для мужчин и мальчиков» . Видите разницу? И формально вы никак не сможете уличить производителя в обмане — он «честно» указал на бирке номер ГОСТа и такую тельняшку можно назвать ГОСТовской.

Но чем плоха тельняшка, сшита по «неправильному» ГОСТу? Если производитель честныq, то, возможно, ничем. Просто в этом случае больше свободы на определение состава ткани (тут уже не упоминается 100% хлопок) и на покрой — «гражданский» ГОСТ охватывает большую группу трикотажных изделий, в том числе трусы, кальсоны, а также более широкую возрастную группу — сюда включаются и дети. Конечно, указать можно и правильный военный ГОСТ, а сшить нечто другое, но это дело маловероятное, зачем делать явный подлог, когда запросто можно работать по «гражданскому» ГОСТу?

Вобщем, тут можно только посоветовать одно — будьте внимательны!

В наши дни ВДВ имеет на своем вооружении тельняшки со светло-голубыми полосами, чередующимися с белыми. А традиция награждать десантников, которые впервые провели прыжок с парашютом в воду, началась в 1959 году. Именно тогда, во время учений, полковник В.А. Устинович вручил десантникам морские тельняшки в качестве награды за хорошее выполнение поставленной задачи. Хотя идея внедрения в ВДВ тельняшек с бело-голубыми полосами проводилась командующим Воздушно-десантными войсками В.Ф. Маргеловым и ранее, еще в 1954-1959, а также в более позднее время.

В итоге все-таки было решено сделать тельняшку официальной частью военной одежды ВДВ, но только синие полоски заменить светло-голубыми, символизирующими цвет дневного неба в яркую погоду. И уже в 1969 году, во время конфликта в Чехословакии, все десантники носили форменные тельняшки. Официально же этот предмет военной одежды в войсках ВДВ был закреплен Приказом МО СССР в 1969 году.

Гюйсом на флоте называют воротник, который повязывается поверх формы. Настоящее значение слова « гюйс» (от голландского geus — « флаг» ) — военно-морской флаг. Флаг поднимается ежедневно на носу кораблей 1-го и 2-го рангов во время якорной стоянки с 8 часов утра до захода солнца.

История появления гюйса довольно прозаична. В средние века в Европе мужчины носили длинные волосы или парики, матросы заплетали волосы в хвостики и косички. Для защиты от вшей волосы смазывали дёгтем. Чтобы дёготь не испачкал одежду, матросы прикрывали плечи и спину защитным кожаным воротником-гюйсом, который можно было легко протереть от грязи.

Со временем кожаный воротник сменили на матерчатый. Длинные причёски ушли в прошлое, а традиция носить воротник осталась. Кроме того, после отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под одежду.

Читайте также:  Деньги на второго ребенка в 2024 году

Цвета тельняшек − цвета истории

Есть более практичное объяснение ″полосатости″ тельника. Морская тельняшка цвет имеет сине-белый. Моряка в полосатой рубахе было проще заметить, когда он падал за борт. А на фоне светлых парусов матросы, карабкающиеся по вантам, были лучше видны офицеру, стоящему на палубе, и ему было легче корректировать их действия. Но на военных кораблях разношерстность самодельных тельников раздражала офицеров, и ношение таких рубах было почти повсеместно запрещено к началу XVIII века. Лишь через 100 лет тельняшка становится законной морской одеждой, а в царской России она получила официальный статус в 1874 году по указу Александра II. Число полос тогда в европейском флоте варьировалось от 12 до 21. У человека 12 пар ребер и практичные голландцы приняли это за основу. Французы регламентировали 21 полосу − по числу наиболее крупных побед Бонапарта. А вообще сегодня все зависит от размера рубахи, чем он больше, тем больше полос на ней поместится.

Казалось бы, что с этим все просто — все тельняшки шьются из 100% хлочатобумажной трикотажной ткани, как указано в ГОСТ 25904-83. Возможно, что поставщики обмундирования в Вооруженные Силы России строго соблюдают требования документа, но те, кто шьет тельняшки для продажи широким слоям населения, могут позволить себе немного слукавить и предложить покупателю тельняшку попроще, правда, и подешевле.

Тельняшки шьют из трикотажа разного способа изготовления, их название вам, возможно, мало что скажет — кулирка, интерлок, футер. Как правило это 100% хлопковый трикотаж, просто способ его изготовления может быть разным, тут важна такая характеристика, как плотность ткани, измеряемая в граммах на 1 квадратный метр. «Нормальная» полноценная тельняшка изготавливается из кулирного полотна (кулирная глядь, кулирка) или полотна типа интерлок с плотность не менее 180 г/м2. Более тонкие полотна используют для «сувенирных» маек и тельняшек.

Кулирная гладь считается одним из самых тонких трикотажных полотен, тем не менее такое полотно достаточно прочное. Изделия из кулирки не садятся при стирке и сушке, мало подвержены вытягиванию после стирки и сушки, они не требует особого ухода. Интерлок отличается от кулирки способом переплетения волокон (этот трикотаж имеет другое название – двуластик, у такого полотна двухслойная структура) и в нашем случае тельняшки из него мало отличаются от изготовленных их кулирного полотна. Просто в случае с таким полотном требуется следить не только за плотностью ткани, но и за тем, из пряжи какого качества она изготовлена. Иногда трикотаж тельняшек выглядит грубо, он жесткий, даже на хлопок не похож, от покупки такой тельняшки лучше воздержаться, возможно, в другом месте ткань будет более мягкая.

Отдельно нужно сказать о ткани футер — это трикотажная ткань с «начесом» — изнаночная часть полотна имеет ворсистую структуру, что обеспечивает лучшее сохранение тепла. Именно из таких тканей шьются теплые тельняшки для холодного времени года.

…Стояла темная ночь… Наш молодой юнга, после своего спасения на воде, так и не смог заснуть. Выскочив на палубу, он увидел боцмана, курившего свою трубку на корме.

— Ну что, юноша, не спится? Давно ведь была команда “Отбой”?; вопросительно посмотрел на него боцман.

— Нет, не спится!; ответил юнга.

— Я хотел бы Вас поблагодарить за моё спасение!; горячо и с благодарностью выпалил юнга. Вы меня вытащили из этого моря!

— Я тебя не из моря вытащил, а с того света!; ответил старый моряк.

Кстати, почему одет не по форме? Где твой гюйс?

Понурив голову, наш юнга нашелся:

— Я его – постирал, сию минуту!

Через некоторое время, он прибежал обратно, неся на руках свой гюйс.

— Ну что ж, похвально! А ты знаешь, что это такое?; спросил боцман.

— Я только слышал, что это – воротник…. А все же – что это, товарищ боцман?

Довольно хмыкнув, он пригласил юнгу в свою каюту.

— Ну, садись поудобнее и слушай!

Юнга весь обратился вслух.

Вот что рассказал боцман:

Существует несколько историй и легенд по поводу возникновения 3-х полосок на гюйсах моряков, или как ты выразился – воротников.

Поначалу, в далёком прошлом, на судах, это были действительно – воротники, которые использовались для защиты спин гребцов от палящих лучей Солнца и брызг.

Воротник также, намного позже, сначала появился как подкладка под волосы, предохраняющая мундир от осыпающейся с парика “пудры”, в иностранных флотах.

После отмены париков квадратный матерчатый воротник использовался для утепления — в холодную ветреную погоду он заправлялся под бескозырку и заменял башлык.

Другая легенда повествует, что эти три полоски появились с появлением трех эскадр у Петра I. Именно в честь этих эскадр появились три полоски на гюйсе.

Также, бытовала история о трех победах нашего Флота, в честь трех полосок на современных гюйсах — у Гангута в 1714 году, Чесмы в 1770-м и Синопа в 1853-м.

То есть – эти победы действительно имели место быть, но к полоскам они относятся, как метод патриотического воспитания.

Однако, гюйс – это прежде всего – ФЛАГ, друг мой!

От нидерландского, “гюйс” — военно-морской флаг, а также флаг приморских крепостей. Он поднимается ежедневно на носу (на флагштоке на бушприте) кораблей 1-го и 2-го рангов, исключительно во время якорной стоянки, вместе с кормовым флагом, обычно с 8 часов утра до захода солнца”.

— Но, товарищ боцман, зачем же вешать флаг, или гюйс, на бушприт?; недоумевал юнга.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...