Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок действий при повреждении автомобиля во время эвакуации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Акт приема-передачи транспортного средства, хранимого на спецстоянке, необходимо будет подписать в случае, если вы будете изымать оттуда свой автомобиль. В акте присутствует раздел «Особенности ТС». Здесь нужно в нейтральном тоне (то есть, просто, констатируя) описать все появившиеся за время отсутствия у вас машины дефекты. Отсутствие эмоционального окраса очень важно для вас, потому что страховая компания может отказать вам в ремонте, сославшись на то, что данные дефекты появились в результате эвакуации.
Составляем акт приема-передачи
При этом, совсем не указывать повреждения в акте нельзя, так как в случае, если страховщик все-таки откажет вам оплачивать ремонт, вам придется судиться с эвакуаторщиками. И здесь акт приема-передачи ТС на штрафстоянке будет важным документом, прилагаемым к исковому требованию.
Ситуация осложняется тем, что получить компенсации по полису КАСКО едва ли удастся. Прежде всего, получение механических повреждений при перемещении автомобиля не относится к попаданию в ДТП, а значит, не является страховым случаем. Во-вторых, большинство страховых организаций изначально указывает в договоре на выдачу полиса, что повреждения, полученные при перевозке ТС на штрафстоянку, не относятся к дефектам, покрываемым страховкой, поскольку транспортировка была обусловлена нарушением ПДД.
В подобных случаях необходимо подавать заявление для получения компенсаций в адрес эвакуационной компании или структуры, отвечающей за работу штрафстоянки. Если в документах не будут перечислены повреждения, можно получить деньги и от страховой фирмы, однако если она откажет, взыскать средства по суду не получится.
Фиксация данных и проверка акта приема-передачи
Прежде чем забирать автомобиль со штрафстоянки, владелец обязан прочесть и подписать акт приема-передачи ТС. Но спешить с подписью не следует: сначала надлежит как следует осмотреть машину как снаружи, так и внутри. Особо пристальное внимание требуется уделить состоянию ЛКП, дисков, покрышек, стекол, зеркал, а также замка зажигания. После этого необходимо изучить акт, особенно тщательно нужно прочитать раздел, носящий название «Особенности ТС». Именно в нем фиксируются все изменения, которые произошли с автомобилем в течение его пребывания на штрафстоянке.
Каждый дефект должен быть также сфотографирован, желательно с нескольких сторон. В дальнейшем фото пригодятся, если предстоит делать экспертизу. В случае особо серьезных поломок рекомендуется вызвать на место происшествия участкового, который оформит соответствующий акт. Если же неаккуратную эвакуацию владелец наблюдает лично, требуется незамедлительно начать фотофиксацию, привлечь свидетелей и вызвать сотрудников ГИБДД.
После визуального осмотра нужно потребовать у представителя службы эвакуации или штрафстоянки акт для ГИБДД. В этом документе обозначается место совершенного правонарушения, а также время и конкретный состав. Там же перечисляются повреждения, которые уже были у машины до эвакуации.
Что необходимо предпринять, если ваш автомобиль был поврежден при эвакуации?
Как доказать тот факт, что автомобилю был причинен вред?
Если автомобиль был поврежден в процессе эвакуации или уже непосредственно при нахождении его на территории штрафстоянки, то доказательствами этого факта могут выступать либо материалы дела о нарушении административного характера, либо поводом для их получения может быть ст. 55 ГПК РФ. Многие субъекты позаботились о принятии законодательных актов, которые регулируют процедуру транспортировки на спецстоянки тех транспортных средств, которые были задержаны, а также их хранение, оплату за транспортировку и хранение, возврат ТС. В большинстве случаев такие законы регулируют оформление акта при транспортировке ТС на территории стоянки и при его возвращении с указанием информации, касающейся состояния автомобиля. Помимо этого, сама процедура перемещения ТС должна быть в обязательном порядке зафиксирована с помощью фото- или видеооборудования. Полученные таким образом материалы можно, при необходимости, истребовать для использования в качестве доказательств.
В случае, если процедура перемещения ТС не утверждена региональным законодательством, то сбором доказательств о причинении ущерба может заняться и сам владелец ТС, с учетом требований, изложенных в ст. 55 ГПК РФ. Данная статья определяет, что получение тех сведения, которые подтверждают факты, являющиеся основой для своих требований, может быть осуществлено из объяснений участвующих сторон или же третьих лиц, вещественных и письменных доказательств, записей (видео- и аудио), показаний свидетелей и заключений экспертов. Стоит понимать, что получение таких доказательств должно происходить в порядке, предусмотренном требованиями закона, а также соответствовать условиям достоверности, достаточности и относимости доказательств.
К кому следует обращаться для возмещения ущерба?
Определение ответчика по иску, связанному с возмещением ущерба, происходит в зависимости от того основания, которое явилось поводом возникновения ущерба. Стоит отметить, что такими основаниями могут быть всего лишь два варианта, первым из которых является помещение ТС на спецстоянку на незаконных основаниях (ст. 1069 и 1071 ГК РФ), а вторым – исполнение обязательств организации, осуществляющей хранение, ненадлежащим образом. Если говорить о последнем случае, то Верховным судом РФ установлены случаи, при которых возможно применение законодательства защиты прав потребителей.
В случае, если привлечение к административной ответственности водителя было необоснованным, и он понес материальный ущерб, выраженный в уплате денежных средств за то, что ТС находилось на спецстоянке, то ответчиком по иску, связанному с взысканием ущерба и компенсацией морального вреда, будет выступать Министерство Финансов РФ, что соответствует положениям ст. 1071 ГК РФ. Если гражданин произвел (или планирует произвести) расходы, требующиеся для восстановления его нарушенных прав, утраты его имущества либо его повреждения, а также неполученных доходов, которые бы были получены этим лицом в случае соблюдения его прав. Истец должен будет доказать тот факт, что должностными лицами были осуществлены незаконные действия.
Если же возникнут спорные ситуации между владельцем ТС и той организацией, которая отвечает за хранение ТС, то истцу необходимо будет доказать, что ответчик осуществляет противоправные действия, связанные с хранением автомобиля, факт причиненных убытков и их размер. Не стоит забывать, что организация также может предъявить иск, с требованием взыскать с владельца задолженность за хранение ТС.
Основанием для возникновения отношений, касающихся помещения ТС на стоянку и его хранения, является ч. 5 ст. 27.13 КоАП РФ. Помимо действия ст. 906 ГК РФ, на эти отношения также распространяются правила, сформированные в гл. 47 ГК РФ, которая регулирует обязательства, связанные с хранением. В данном случае, поклажедателем будет выступать лицо, чья вещь была отправлена на хранение на законных основаниях. Таким лицом, не трудно предположить, будет являться водитель, при этом не имеет значения, какой у него вид прав на ТС, отправленного на стоянку на хранение.
Срок рассмотрения заявления о причинении ущерба автомобилю
По результатам рассмотрения заявления уголовное дело будет возбуждено, только если вы представите сведения, которые будут свидетельствовать о том, что повреждения вашему автомобилю были нанесены умышленно или при причинении вашему автомобилю значительного ущерба (см. ч. 1 ст. 167 УК РФ). Если же сведения об умышленном характере причинения вреда при эвакуации автомобиля отсутствуют, полиция вынесет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
При рассмотрении вашего заявления при определении степени значительности ущерба будет принято во внимание ваше имущественное положение, но в любом случае ущерб менее 5000 руб. не может считаться значительным, согласно примечанию 2 к ст. 158 УК РФ.
В течение трех суток с момента приема вашего заявления орган полиции должен вынести постановление о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении дела (ч. 1 ст. 144, ч. 1, 2 ст. 145 УПК РФ). О принятом решении вас уведомят в установленном порядке. В некоторых случаях по ходатайству следователя и дознавателя руководитель следственного отдела вправе продлить срок проверки заявления до 10 суток, а прокурор по ходатайству дознавателя может продлить его до 30 суток с обязательным указанием обстоятельств, послуживших основанием для такого решения (ч. 3 ст. 144 УПК РФ).
Как правильно зафиксировать факт повреждения
Сразу следует отметить одну важную деталь. Если ваш автомобиль повредили при эвакуации, то страховая компания по закону имеет возможность не оплачивать данный ремонт. Таковы несправедливые реалии отечественного законодательства.
Исходя из этого, первое, что должен сделать владелец после обнаружения повреждений своей автомашины во время его осмотра на спецстоянке (но перед подписанием акта сдачи-приемки) – это затребовать полагающийся ему экземпляр акта ГИБДД. Если в нем присутствует указание, что дефекты получены в процессе эвакуации, то на страховую компанию можно не рассчитывать. Претензии здесь уже нужно будет предъявлять эвакуирующей фирме, сотрудники которой и осуществляли доставку ТС на спецстоянку. Поэтому:
- Обязательно следует оформить заключение независимого эксперта относительно нанесенного ущерба.
- Нужно сделать как можно больше фотографий нанесенных повреждений для того, чтобы иметь возможность провести дополнительную экспертизу.
- Следует, по-возможности, избегать упоминания о таком ущербе в протоколе. Это должен быть ущерб, нанесенный неизвестными при невыясненных обстоятельствах.
Как составить акт приема-передачи авто
В отношении правового обращения с автотранспортным средством существует довольно много различных актов. Например, акты о приеме-передачи автомобиля при купле-продаже или, допустим, при передаче его в аренду и т.д.
Каждый из разновидностей актов отличается друг от друга в зависимости от того, какую суть он должен раскрывать. Точно также обстоит дело и с актом приема-передачи автотранспорта при его задержании.
Когда происходит эвакуация автомобиля на штрафстоянку, то создается первичный акт о том, что произведено задержание авто со всеми вытекающими последствиями – хранением и возвратом обратно владельцу.
Эти документы создаются, как правило, в процессе принудительной эвакуации. Типовая форма такого акта утверждается в каждом областном городе своя.
Можно рассмотреть один из образцов на примере акта приеме-передачи при задержании, утвержденного Постановлением правительства Красноярского края № 562-п от 26.10.12 г.
Эвакуация автомобиля после поломки или ДТП
Обычно, когда автовладелец самостоятельно вызывает эвакуатор для перевозки своей машины после поломки или ДТП и не имея возможности сопровождать машину, оформляется только доверенность на водителя эвакуатора. При этом никто не составляет документы о состоянии транспортного средства и находящемся в нём имуществе, ведь данная процедура необязательна, закон этого не требует.
Но при отсутствии документов о состоянии своего автомобиля до перевозки спецмашиной, вы не сможете доказать факт нанесения повреждений при его эвакуации. Поэтому, на всякий случай необходимо заранее позаботиться об доказательствах. Перед тем, как воспользоваться услугами по эвакуации автомобилей, сфотографируйте свою машину со всех сторон, также не забудьте установить дату фотосъёмки.
Повреждения были обнаружены на штрафстоянке
Придя забирать свой автомобиль из подобного учреждения, стоит обязательно осмотреть его самым тщательным образом. Осмотрите — все ли наружные детали (молдинги, зеркала и т.д.) на месте, не появились ли царапины, сколы, вмятины или трещины на стеклах. Подписывайте документ о получении авто только после того, как убедились в его целостности.
Погрузка автомобиля должна осуществляться с соблюдением определенных правил, несоблюдение которых сотрудниками службы эвакуации существенно упрощает автовладельцу сбор доказательств их вины в повреждении авто.
Процесс оформления задержания транспортного средства и его дальнейшей транспортировки должен обязательно включать в себя следующие моменты (в противном случае невозможно будет утверждать, что машина имела повреждения до эвакуации):
- Обязательное составление протокола сотрудником ГИБДД, в котором обязательно необходимо указать:
- дату и место его составления;
- данные инспектора ГИБДД;
- основания, на которых задержан автомобиль с указанием нарушенных водителем статей КоАП;
- данные автовладельца и сведения о самом авто;
- данные службы, которая будет ответственна за хранение машины;
- опись ценных вещей, имеющихся в салоне;
- указание видимых внешних повреждений автомобиля.
- Если машину эвакуировали при водителе, то ему обязательно должна быть вручена копия протокола.
- Если авто забирали без владельца, то после обнаружения его на штрафстоянке копию протокола необходимо требовать в органах ГИБДД.
- Обязательно должна вестись видеосъемка процесса погрузки авто.
- При невозможности вести видеозапись ведется фотофиксация процесса.
- В протоколе должны быть указаны контактные данные понятых и стоять их подписи. Водитель эвакуатора может быть понятым на вполне законных основаниях.
Очень часто штрафстоянки располагаются на прилегающей к отделу ГИБДД территории, поэтому, скорее всего, далеко ходить за своим экземпляром протокола вам не придется. Да ваша подпись необходима на обоих экземплярах.
Если процедура эвакуации проходит с нарушениями, то погружаемый транспорт может получить самые разные повреждения, от легких царапин до серьезных нарушений геометрии кузова.
При этом не все водители знают, что делать в случае, когда эвакуированный автомобиль повредили.
Поэтому если он видит, что автомобиль начали забирать на эвакуаторе, необходимо вести видеофиксацию или заранее позаботиться о наличии фотографий автомобиля в его обычном состоянии.
При этом на фотографиях или записях должны быть видны время и дата, чтобы доказать, что контент создавался до эвакуации.
Также если водитель на месте, то желательно провести опись имущества в багажнике и салоне, чтобы в случае нарушений, связанных с кражей, иметь документ для доказания факта.
Бумагу должен подписать водитель эвакуатора, но если он откажется от этого, то можно привлечь стороннего свидетеля, которым должен быть незаинтересованный в результате человек.
Именно эти документы нужно приложить к судебному иску, который передается в соответствующую инстанцию при причинении ущерба автомобилю.
Составляем претензию к службе эвакуации
Все должно начинаться с проведения независимой экспертизы у профессиональных оценщиков транспортных средств. Обязательно нужно проследить, чтобы эксперт в заключении указал:
- что повреждения нанесены недавно;
- обязателен полный перечень нанесенных дефектов.
Не пытайтесь внести в перечень повреждений застарелые «царапины». В случае выявления попытки включить в иск «чужое» для данного случая повреждение, суд однозначно встанет на сторону эвакуаторщиков. Именно данный документ является главным аргументом в хозяйственном споре.
Стандартная претензия содержит следующие пункты:
- Ф.И.О. руководителя фирмы, оказывающей услуги по эвакуации;
- Ф.И.О. заявителя;
- дата и время эвакуации, а также название организации, которая приняла машину на ответственное хранение;
- далее следует выразить несогласие с действиями сотрудников службы, нанесшими вред автомобилю;
- нужно перечислить нарушенные нормы законодательства;
- точно укажите повреждения (списком), а также общую сумму для их устранения;
- последней фразой нужно потребовать возмещения причиненного ущерба.
Кто должен возмещать ущерб, если эвакуатор уронит автомобиль?
Рассмотрим несколько ситуаций. В каждой из них, как говорится, своя правда. Итак, эвакуатор уронил машину:
- Во время погрузкиразгрузки, на глазах у владельца. Возмещать ущерб в таком случае будет либо экипаж эвакуатора, либо компания, которой принадлежит спецтехника. Заручиться свидетельствами очевидцев, конечно же, не помешает, а также сделать несколько снимков хотя бы на мобильник. В принципе, данный случай подходит под определение ДТП (участие двух транспортных средств, одно из них находилось в движении – т.е. с включенным двигателем). Можно вызывать ГИБДД и составлять протокол.
- Во время принудительной эвакуации в отсутствие владельца. Обнаруживается это, как правило, случайно, со слов свидетелей, особенно если видимых повреждений машине не нанесено. Тщательно осмотрите авто, и если повреждения все же найдутся, подавайте иск службе эвакуации.
- Во время перевозки ТС и не по своей вине. Понятно, если это произошло из-за неправильных действий водителя эвакуатора. А если эвакуатор уронил автомобиль в результате ДТП, в котором не виноват?
Инструкторы по вождению рассказали нам вот какой случай, произошедший на обычной штрафстоянке столицы. Автомобиль Lexus эвакуировали за неправильную парковку. Уже спустя пару часов владелец машины приехал на спецстоянку забирать своего «железного коня». Но был сильно удивлен, увидев свой автомобиль с проломленной крышей…
Автомобиль был поврежден, скорее всего, во время погрузки или выгрузки. Но самое интересное, что это не является страховым случаем даже при наличии у автовладельца всех справок из ГИБДД . Эвакуаторщики в свою очередь заявили, что знать ничего не знаем, что эта проблема их абсолютно не касается, и они вообще-то не являются ответственным лицом.
Юристы говорят, что подобные случаи происходят часто. Если дело доходит до судебного разбирательства, то судья встает, как правило, на сторону потерпевшего.
Повод отправки на штрафстояку
Причины, являющиеся основанием для принудительной эвакуации транспорта, указаны в ст. 27.13 КоАП РФ .
Таким основаниями являются:
- водитель управлял транспортом в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического);
- грузовым транспортом не выполняются требования безопасности при транспортировке груза;
- автомобиль поставлен в местах, не предназначенных для стоянки, создаются помехи для другого транспорта или пешеходов;
- у лица, управлявшего транспортом, с собой не оказалось водительского удостоверения;
- автомобиль после ДТП оказался неисправным;
- обнаружены нарушения в работе рулевого управления или тормозной системы.
При двух последних пунктах собственник авто может самостоятельно решить, направить автомобиль на штрафную стоянку, либо нанять эвакуатор для доставки транспорта к личному гаражу или в автосервис для ремонта.
Что делать, если машину эвакуировали без ведома владельца
Конечно, в тех случаях, когда транспортное средство было эвакуировано в результате нарушения требований ПДД, действовать необходимо по-другому.
При эвакуации авто в таких обстоятельствах, погрузчик должен придерживаться специальных правил, а именно:
- Эвакуация может быть осуществлена только на основании протокола, который составляется сотрудником ГИБДД;
- Помимо протокола должен быть составлен документ, который подтверждает тот факт, что на ТС наложен временный арест;
- Далее должна быть составлена опись транспортного средства. В таком документе указываются все недостатки (если они имеются) транспортного средства, на момент его эвакуации.