Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок амортизации автомобиля легкового в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для машин с объемом двигателя более 3,5 л срок полезной работы составляет до 10 лет включительно (коды амортизации – 15 3410130–15 3410141). Для остальных автомобилей – срок от 3 до 5 лет включительно (код – 15 3410010).
Сроки полезного использования ТС при расчете амортизации
Полезное использование грузовых автомобилей осуществляется в соответствии со следующими временными периодами.
Срок полезного использования (код ОКОФ):
- Автомобильный транспорт, грузоподъемностью до 0,5 т — От трех до пяти лет включительно (код 15 3410191
- Автомобили грузоподъемностью 0,5–5 т включительно — От пяти до семи лет включительно (код 15 3410020)
- Автомобили грузоподъемностью свыше 5 т — От семи и до десяти лет включительно (коды 15 3410195–15 3410197)
- Автомобили-тягачи седельные — От семи и до десяти лет включительно (коды 15 3410210–15 3410216)
Владельцы автотранспортных средств имеют возможность частичного маневра выбираемыми нормами амортизации. Это позволяет ускоренно списать расходы на приобретение техники и обновить парк.
Если до конца СПИ меньше года…
Должен ли налогоплательщик при приобретении бывшего в употреблении амортизируемого имущества, срок полезного использования которого с учетом фактического срока эксплуатации у предыдущих собственников меньше 12 месяцев, включать данное имущество в состав амортизируемого?
Как отмечено в Письме Минфина России от 16.07.2009 № 03-03-06/2/141, налогоплательщик в данной ситуации самостоятельно определяет для него СПИ с учетом требований техники безопасности и других факторов и продолжает его амортизировать до полного списания стоимости. Таким образом, приобретенный объект ОС, бывший в употреблении, с остаточным СПИ менее 12 месяцев не перестает быть объектом амортизируемого имущества.
Данное мнение разделяют и судьи. Так, в Постановлении ФАС УО от 23.03.2012 по делу № Ф09-1350/12 рассматривался спор между налоговой инспекцией и организацией по поводу единовременного отнесения на затраты расходов, связанных с приобретением объектов бэушных ОС. Их срок полезного использования (с учетом срока фактического использования предыдущим собственником) был установлен как 12 месяцев. В момент ввода в эксплуатацию стоимость ОС была включена в состав материальных расходов в полной сумме, то есть затраты списаны единовременно в том же месяце. Налоговая инспекция посчитала, что стоимость приобретенных ОС следовало относить на расходы равными долями в течение 12 месяцев. Арбитры по данному эпизоду налоговиков поддержали.
Какой использовать классификатор
Принципы группировки объектов в новом и старом ОКОФ различаются. Новый ОКОФ ориентирован на производственную сферу, поэтому основные средства, предназначенные для бытовых нужд, в нем отсутствуют. Если определить объект в новом классификаторе основных фондов не представляется возможным, необходимо использовать подход, который применялся в ранее действовавшей классификации.Регулятор мощности – узел позволяет увеличить мощность бензогенератора или уменьшить ее при необходимости. В инверторных моделях регулятор мощности отсутствует.
В налоговом учете ваш генератор не амортизируется, списывается сумма на расходы, без вариантов. В бухгалтерском подлежит учету в составе основных средств. Равные сроки никак не получаться.
Проводя поиск по точному названию основного средства, указанному в документах поставщика, редко сразу удается достичь результата. Поиск следует вести по ключевым словам.
Классификатор бензинной и дизельной электростанции
Электростанции с приводом от дизельного или бензинового двигателя имеют широкий диапазон мощности. Они смогут обеспечить электроэнергией любой объект. От придорожного кафе до нефтяного месторождения. Автономные источники электроэнергии нужны нам везде. В сельской местности и дачных поселках широко применяются небольшие подобные агрегаты.
Эти маленькие бензиновые электростанции по ОКОФ определяются присвоенными кодами. Разные цифры говорят о назначении агрегатов. Например:
- 300.00.00.00.000 — оборудование и хозяйственный инвентарь на предприятии;
- 330.00.00.00.000 — другие машины, предназначенные для использования на хозяйствующих объектах;
- 330.28 — машины, которые не вошли в другие списки агрегатов;
- 330.28.2 — электростанции общего назначения и применения;
- 330.28.29 — остальные виды машин и изучаемых агрегатов, которые не вошли ни в какие иные категории характеристик.
Согласно ОКОФ, бензиновая электростанция может применяться как для общих целей, так и в промышленном и добывающем сегменте.
Срок полезного использования авто по классам
Принятый с 01 января 2017 года новый классификатор делит автомобили на две амортизационные группы, которые устанавливают полезный срок их использования:
- первый, второй и третий класс автомобилей относится к третьей амортизационной группе. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 3 до 5 лет;
- к пятой амортизационной группе относятся легковые транспортные средства, входящие в большой и высший класс. Для данной группы автомобилей установлен период полезного использования в пределах от 7 до 10 лет;
- транспортные средства в виде автомобилей малого класса, которые используются инвалидами для передвижения, в выше приведенную классификацию не включаются, однако, относятся к четвертой амортизационной группе со сроком их полезного использования в пределах от 5 до 7 лет;
- транспортные средства представительского класса относятся к высшему классу или классу люкс. Четких критериев для объема двигателя данные автомобили не имеют.
Первостепенное значение имеют:
- размеры автомобиля: длина от 5 метров, ширина от 1,7 метра;
- марка автомобиля. К ним относятся автомобили премиум-класса: BMW, Mercedes, Lexus и тому подобные.
К второстепенным показателям относятся:
- стоимость транспортного средства;
- вид формы кузова автомобиля;
- быстроходные качества;
- наличие или отсутствие бронирования;
- условия комфортабельности.
Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Сводная таблица:
Вид автотранспорта | Его характеристики | ОКОФ | Амортизационная группа | СПИ (в годах) |
Легковое ТС. | Объем двигателя не более 3,5 л. | 310.29.10.21/310.29.10.22. | 3 | От 3 до 5. |
Легковое ТС. | Объем двигателя более 3,5 л. | 310.29.10.24. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС. | Дизельный или полудизельный ДВС. | 310.29.10.23. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС малого класса. | Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. | 310.29.10.24. | 4 | От 7 до 10. |
Грузовое ТС. | С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС. |
|
3 | От 3 до 5. |
Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.
Амортизация автомобиля.Тонкие моменты
Автомобиль уже давно не роскошь. Потребности в этом средстве передвижения возникают практически у каждой организации. Одним необходим грузовик для доставки продукции покупателям или в магазины со склада. Другим – микроавтобус для сотрудников. Третьих устроит подержанная легковушка для курьера. Ну а кому-то нужен дорогой автомобиль представительского класса для директора. Ситуаций, когда без железного коня никак не обойтись, множество. Поэтому все больше организаций решает купить автомобиль. Как известно, его стоимость будет списываться на расходы постепенно через амортизацию. Наша статья поможет правильно ее рассчитать.
Например, перед бухгалтером практически каждого предприятия, купившего автомобиль, встает дилемма: можно амортизировать автомобиль до его регистрации в ГИБДД или нет?
Другая проблема – определение срока службы машины. Особенно если речь идет о подержанном автомобиле.
Ну и, конечно, особого внимания заслуживает вопрос о применении специальных коэффициентов. В частности, при амортизации дорогих микроавтобусов и автомобилей.
Амортизация и регистрация в ГИБДД
Итак, компания купила автомобиль. Обязательно ли дожидаться регистрации машины в ГИБДД, чтобы начать ее амортизировать?
Требования закона…
Сразу скажем, что прямой зависимости между регистрацией и амортизацией не содержит ни налоговое, ни бухгалтерское законодательство.
Для целей главы 25 НК РФ амортизацию по основным средствам нужно начислять «с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию» (п. 2 ст. 259 НК РФ).
Правда, в пункте 8 статьи 258 НК РФ сказано, что основные средства, права на которые требуют госрегистрации, включаются в состав той или иной амортизационной группы только после подачи документов на регистрацию. Многие фирмы-автовладельцы ошибочно считают, что в этой норме содержится запрет на амортизацию транспорта до его регистрации в ГИБДД. Надо сказать, что подобные разъяснения некогда давали и налоговики. Например, в письмах УФНС России по г. Москве от 12 мая 2004 г. № 26-12/32341 и от 20 декабря 2002 г. № 26-12/63114. Более свежих разъяснений налогового ведомства нет. А вот финансисты недавно высказались на этот счет.
Так, по мнению Минфина России, положения пункта 8 статьи 258 НК РФ вовсе не относятся к регистрации автомобиля в ГИБДД. Ведь она не является регистрацией прав на транспортное средство. Фактически это просто постановка автомобиля на учет. То есть начинать амортизировать автомобили нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (письмо Минфина России от 20 ноября 2007 г. № 03-03-06/1/816).
Регистрация автомобиля в ГИБДД не является регистрацией прав на транспортное средство. А значит, начинать амортизировать автомобили, по мнению финансистов, нужно в общеустановленном порядке: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию
Что же касается бухучета, то здесь основное средство амортизируют «с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету» (п. 21 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н). Критерии отнесения активов к числу основных средств приведены в пункте 4 ПБУ 6/01. В частности, необходимо, чтобы объект был предназначен для использования в производстве. Факт же ввода в эксплуатацию не имеет никакого значения. Как пояснил Минфин России в письме от 18 апреля 2007 г. № 03-05-06-01/33, объект нужно принимать к учету в качестве основного средства, как только он «приведен в состояние, пригодное для использования». Что же касается регистрации в ГИБДД, то в пункте 4 ПБУ 6/01 она не упоминается.
…и здравый смысл
Получается, для того чтобы ответить на вопрос, можно ли в бухгалтерском и налоговом учете амортизировать автомобиль, не зарегистрированный в ГИБДД, нужно решить, является ли такое транспортное средство пригодным для использования и можно ли его вводить в эксплуатацию. На этот счет есть две точки зрения.
В пункте 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» о регистрации в ГИБДД говорится как о допуске автомобиля к участию в дорожном движении. На основании этого налоговики довольно часто заключают, что до момента постановки на учет в ГИБДД еще рано говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию и пригодности его к использованию, а следовательно, и о начислении амортизации. Зачастую такой же позиции предпочитают придерживаться и организации.
[1]
Регистрация в ГИБДД – это допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Поэтому налоговики считают, что до момента регистрации говорить о вводе автомобиля в эксплуатацию преждевременно
ООО «Сатурн» купило в марте 2008 года легковой автомобиль за 236 000 рублей (в том числе НДС – 36 000 рублей). На учет в ГИБДД он был поставлен только в апреле. При этом были перечислены регистрационные пошлины в размере 500 рублей.
ООО «Сатурн» ввело в эксплуатацию автомобиль в марте, не дожидаясь регистрации. Ежемесячная норма амортизации для целей бухгалтерского и налогового учета составила 2 процента.
Бухгалтер ООО «Сатурн» сделал следующие проводки.
В марте 2008 года:
ДЕБЕТ 08 КРЕДИТ 60
– 200 000 руб. (236 000 – 36 000) – отражены расходы на приобретение автомобиля;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 36 000 руб. – учтен НДС;
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС» КРЕДИТ 19
– 36 000 руб. – принят к вычету НДС;
ДЕБЕТ 01 КРЕДИТ 08
– 200 000 руб. – автомобиль включен в состав основных средств.
В апреле 2008 года:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине» КРЕДИТ 51
– 500 руб. – перечислены пошлины за регистрацию автомобиля в ГИБДД;
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по госпошлине»
– 500 руб. – учтены пошлины.
Ежемесячно, начиная с апреля 2008 года:
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 02
– 4000 руб. (200 000 руб. Х 2%) – начислена амортизация.
В налоговом учете в апреле 2008 года (месяце, следующем за месяцем ввода автомобиля в эксплуатацию) ООО «Сатурн» включило в состав прочих затрат 10-процентную амортизационную премию в сумме 20 000 руб. (200 000 руб. Х 10%).
Также фирма отнесла на расходы амортизационные отчисления в размере 3600 руб. ((200 000 руб. – 20 000 руб.) Х 2%). Эту же сумму (3600 рублей) организация будет ежемесячно включать в состав затрат в течение периода амортизации автомобиля.
Регистрационные пошлины для целей расчета налога на прибыль компания списала как прочие расходы (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Период, в течение которого фирма будет через амортизационные отчисления списывать стоимость автомобиля, определяется сроком его полезного использования. Этот срок как в бухгалтерском, так и в налоговом учете компании устанавливают самостоятельно. Причем для целей главы 25 НК РФ фирмы обязаны руководствоваться Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. Этот же документ можно взять за основу и в бухучете.
В зависимости от технических характеристик автомобили (легковые и грузовые) и автобусы в соответствии с Классификацией относятся к третьей, четвертой или пятой группе. То есть срок их полезного использования может варьироваться от трех до пяти лет, от пяти до семи лет или же от семи до десяти лет.
Так, например, легковые автомобили высшего и большого класса относятся к пятой амортизационной группе. А значит, организации могут установить для них срок службы в пределах от 85 до 120 месяцев. Все же остальные легковые автомобили (кроме машин малого класса для инвалидов, которые относятся к четвертой группе) попадают в третью амортизационную группу. А значит, их стоимость может быть полностью списана в течение 37–60 месяцев. К третьей амортизационной группе относятся и микроавтобусы.
Если компания приобрела подержанный автомобиль, то срок полезного использования, определенный по Классификации, она может уменьшить на число месяцев эксплуатации машины прежними владельцами (п. 12 ст. 259 НК РФ). Но лишь при условии документального подтверждения времени службы у бывших собственников.
Какие объекты не подлежат амортизации
К объектам, не подлежащим амортизации, относят земельные участки, а также другие виды природопользования. Например, вода, недра и другие виды полезных ископаемых. Кроме того, амортизации не подлежат материально-производственные запасы, продукция, незавершенные объекты капстроительства, ценные бумаги. Также амортизации не подлежат следующие виды имущества:
- приобретенное на бюджетные средства целевого назначения;
- относящееся к внешнему благоустройству (например, объекты лесного и дорожного хозяйства, для возведения которых привлекались средства бюджетного и аналогичного финансирования);
- продуктивный скот (буйволы, волы, олени и др. виды диких животных, за исключением рабочего скота);
- изданий (книги, брошюры);
- основной капитал;
- права на результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты данной собственности (если в соответствии с соглашением оплата осуществляется регулярными платежами в течение срока действия договора).
Амортизационные группы
со сроком полезного использования 5 лет. В учетной политике организации установлен коэффициент ускорения 2.
Норма амортизации, исчисленная исходя из срока полезного использования, составляет 20% (100% : 5 лет) и, увеличенная на коэффициент 2, составит 40%.
В первый год эксплуатации годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости, сформированной при оприходо-вании объекта, и составит:
100 000 х 40% = 40 000 руб.
Во второй год эксплуатации амортизация начисляется от остаточной стоимости объекта, то есть от разницы между первоначальной стоимостью объекта и суммой амортизации, начисленной за первый год: — (100 000 — 40 000) х 40% = 24 000 руб. В третий год эксплуатации амортизация составит (60 000 ‘- 24 000) х 40% = 14 400 руб. и т. д.
Амортизационные группы
В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 310.29.10.2 числится в следующих группах:
Группа | Подгруппа | Сроки | Примечание |
---|---|---|---|
Третья группа | Средства транспортные | имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно | — |
Срок полезного использования уаз 390995
Грузовые автомобили относятся к амортизационным группам в зависимости от их грузоподъемности и типа. Большая их часть относится к 3 — 5 амортизационным группам.
К Третьей амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.41.111)
Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т (код ОКОФ 310.29.10.42.111)
К Четвертой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Средства автотранспортные грузовые автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 310.29.10.4).
К Пятой амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.112)
Автомобили грузовые с дизельным двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.41.113)
Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.112)
Автомобили грузовые с бензиновым двигателем, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 12 т (код ОКОФ 310.29.10.42.113)
Средства автотранспортные специального назначения автомобили-тягачи седельные (код ОКОФ 310.29.10.5)
Средства транспортные, оснащенные подъемниками с рабочими платформами (автогидроподъемники) (код ОКОФ 310.29.10.59.270)
Средства автотранспортные специального назначения прочие, не включенные в другие группировки (мусоровозы) (код ОКОФ 310.29.10.59.390)
До 01.01.2017
К 3-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 3 и до 5 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т (Код ОКОФ 15 3410191)
К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 т (Код ОКОФ 15 3410195 — 15 3410197), а именно:
15 3410195 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 8 т;
15 3410196 — Автомобили грузовые общего назначения свыше 8 до 15 т;
15 3410197 — Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т.
К 5-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 7 и до 10 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили-тягачи седельные (Код ОКОФ 15 3410210 — 15 3410216), а именно:
15 3410211 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 3 т;
15 3410212 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 3 до 5,4 т;
15 3410213 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 5,4 до 7,5 т;
15 3410214 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 до 12 т;
15 3410215 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 12 до 18 т;
15 3410216 — Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 18 т.
К 4-й амортизационной группе основных средств (срок полезного использования свыше 5 и до 7 лет, Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы) относятся:
Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили-тягачи; автомобили-самосвалы) (Код ОКОФ 15 3410020) кроме транспортных средств с Код ОКОФ — 15 3410191, 15 3410195 — 15 3410197, 15 3410211 — 15 3410216.
Кроме того, могут быть специализированные автомобили.
Третья амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно
Четвертая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно
Пятая амортизационная группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно
Амортизационная группа — группа объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), сформированная на основании сроков полезного использования. Основное назначение амортизационной группы – определение срока полезного использования объекта.
Амортизация автомобильных транспортных средств используется в бухгалтерском учете, в налогообложении, а также для определения максимально возможного срока эксплуатации автомобиля и расчета стоимости технического обслуживания и ремонта транспортных средств.
С 1 января 2017 года вступили изменения в классификацию этих технически сложных товаров, принятые постановлением правительства РФ от 07.07.2016 года. О том, как определить срок полезного использования легкового или грузового автомобиля, поговорим далее.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :
Сколько времени действительна медицинская справка на водительские права для водителей? Ответ узнайте прямо сейчас.
По российской классификации, которая используется в постановлениях правительства РФ, все легковые автомобили подразделяются на пять классов.
Главным критерием для отнесения легкового транспортного средства к соответствующему классу является объем его двигателя:
О том, имеется ли срок годности у автомобильного моторного масла, узнайте из нашей статьи.
По установленному классификатору основных средств, подавляющее число автомобилей в зависимости от их класса относятся к двум амортизационным группам, которыми устанавливается срок их полезного использования.
Автомобили малого класса, используемые в качестве транспортных средств для передвижения инвалидов, являются исключением из выше приведенной классификации.
Такие машины относятся к 4-му амортизационному классу, срок их полезного использования составляет 5-7 лет.
К автомобилям высшего класса относятся транспортные средства представительского класса (класса люкс).
Транспортное средство не поименовано в Классификации ОС
Как следует из п. 1 ст. 258 НК РФ, налогоплательщик определяет СПИ с учетом Классификации ОС. В п. 6 данной статьи говорится, что для тех видов ОС, которые не указаны в амортизационных группах, СПИ устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей. Как быть, если технические условия и рекомендации изготовителя отсутствуют? В подобных случаях налоговые органы в ответах на частные запросы налогоплательщиков указывают на необходимость обращения с запросом в Минэкономики.
Полагаем, при отсутствии технических условий и рекомендаций изготовителя налогоплательщик в качестве обоснования СПИ может использовать документ, действовавший до вступления в силу гл. 25 НК РФ, — Постановление N 1072 . Против такого подхода не возражают и арбитражные судьи. В качестве примера приведем Постановление ФАС ЗСО от 05.05.2012 N А27-10607/2011. В этом Постановлении рассматривался спор между организацией и налоговым органом по поводу установления СПИ для карьерного самосвала БелАЗ. Организация считала, что данное транспортное средство можно отнести к 4-й амортизационной группе, налоговая инспекция — к 5-й.
Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072 «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР».
Суд установил, что в Классификации ОС такой вид основного средства, как «карьерные самосвалы» марки БелАЗ, не поименован. По его мнению, налогоплательщик, руководствуясь Постановлением N 1072, которым установлено, что к группе «Подвижной состав автомобильного транспорта» по шифру 50406 отнесены «карьерные самосвалы грузоподъемностью от 27 до 50 тонн», с нормой амортизационных отчислений 16,7% в год, правомерно определил СПИ продолжительностью шесть лет, что соответствует 4-й амортизационной группе в силу п. 3 ст. 258 НК РФ.
Амортизационная группа и срок полезного использования для легковой машины
Для корректного подсчета амортизации можно воспользоваться указанной ниже таблицей. В ней указаны:
- виды транспортных средств;
- соответствующая амортизационная группа (АГ);
- СПИ;
- коды ОКОФ.
Для легковых автомобилей взяты следующие группы СПИ:
- 3 (срок 3-5 лет);
- 4 (срок 5-7 лет);
- 5 (срок 7-10 лет).
Сводная таблица:
Вид автотранспорта | Его характеристики | ОКОФ | Амортизационная группа | СПИ (в годах) |
Легковое ТС. | Объем двигателя не более 3,5 л. | 310.29.10.21/310.29.10.22. | 3 | От 3 до 5. |
Легковое ТС. | Объем двигателя более 3,5 л. | 310.29.10.24. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС. | Дизельный или полудизельный ДВС. | 310.29.10.23. | 5 | От 7 до 10. |
Легковое ТС малого класса. | Предназначено для перевозки людей с инвалидностью. Мощностные показатели ДВС не учитываются. | 310.29.10.24. | 4 | От 7 до 10. |
Грузовое ТС. | С допустимой массой не более 3.5 тонн. С дизельным или бензиновым ДВС. |
|
3 | От 3 до 5. |
Согласно КОАП РФ, легковым транспортным средством является автомобиль с заявленной массой не более 3.5 тонн. Машины с большей массой относят к грузовому транспорту.
Опираясь на данные таблицы, можно сделать расчет амортизации.
Пример расчета амортизации ОС линейным способом
ООО «ВЕГА» 20.02.2016 приобрела легковой автомобиль, стоимостью 600 000 рублей. Ввод в эксплуатацию состоялся 05.03.2016. На 01.01.2023 требуется определить размер амортизации за весь период использования объекта. В соответствии с классификатором легковой автомобиль относят к 3 амортизационной группе, срок полезного использования от 3 до 5 лет. Компания принимает решение использовать авто 5 лет. Рассчитаем годовую норму амортизации:
100% / 5 лет = 20%
Далее рассчитаем сумму ежегодной амортизации:
600 000 х 20% = 120 000 рублей
Ежемесячная сумма амортизации составит:
120 000 / 12 = 10 000 рублей
Так как ОС в эксплуатацию было введено 05.03.2016, до 01.01.2023 года оно эксплуатировалось на протяжении 33 месяцев (9 месяцев 2016 года, 12 месяцев 2017 года и 12 месяцев 2018 года). Соответственно амортизация на 01.01.2023 будет равна:
33 х 10 000 = 330 000 рублей.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы
Классификатор основных средств служит для назначения срока амортизации материальных ценностей и использует коды Общероссийского классификатор основных фондов. Для основных средств, введённых в эксплуатацию с 2022 года, сроки полезного определяются кодами нового ОКОФ ОК 013-2014. Для основных средств, введённых до 2022 года, сроки определены кодами старого ОКОФ ОК 013-94. Если по новому классификатору основное средство относится к другой группе организации, то сроки не меняются. По налоговому учёту ориентироваться на пп.8 п.4 ст.374 НК РФ и п.58 ст.2 Закона от 30 ноября 2016 №401-ФЗ.
- Первая группа — все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно
- Машины и оборудование
- Вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно
- Машины и оборудование
- Средства транспортные
- Инвентарь производственный и хозяйственный
- Насаждения многолетние
- Третья группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно
- Сооружения и передаточные устройства
- Машины и оборудование
- Средства транспортные
- Инвентарь производственный и хозяйственный
- Четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно
- Здания
- Сооружения и передаточные устройства
- Машины и оборудование
- Средства транспортные
- Инвентарь производственный и хозяйственный
- Скот рабочий
- Насаждения многолетние
- Пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно
- Здания
- Сооружения и передаточные устройства
- Машины и оборудование
- Средства транспортные
- Инвентарь производственный и хозяйственный
- Основные средства, не включенные в другие группировки
- Шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно
- Сооружения и передаточные устройства
- Жилища
- Машины и оборудование
- Средства транспортные
- Инвентарь производственный и хозяйственный
- Насаждения многолетние
- Седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно
- Здания
- Сооружения и передаточные устройства
- Машины и оборудование
- Средства транспортные
- Насаждения многолетние
- Основные средства, не включенные в другие группировки
- Восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно
- Здания
- Сооружения и передаточные устройства
- Машины и оборудование
- Транспортные средства
- Инвентарь производственный и хозяйственный
- Девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно
- Здания
- Сооружения и передаточные устройства
- Машины и оборудование
- Транспортные средства
- Десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет включительно
- Здания
- Сооружения и передаточные устройства
- Жилища
- Машины и оборудование
- Транспортные средства
- Насаждения многолетние
Амортизационные группы ос 2021 таблица
Шаг 3. Установите точный срок эксплуатации объекта. Ведь по коду ОКОФ классификатор дает «вилку» по срокам эксплуатации. Например, по легковым машинам из третьей амортгруппы – свыше трех лет и до пяти включительно. Точный срок использования объекта фирма устанавливает сама — в пределах сроков по Классификатору.
Классификатор основных средств по амортизационным группам 2021 позволяет определить срок полезного использования практически любого имущества. Зная этот срок, бухгалтер определяет норму амортизации объекта для целей налогообложения и ежемесячную сумму амортизационных расходов по нему.
Для определения группы применяют Классификацию (ОКОФ 2021), утвержденную постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1. Надо найти вид основного средства в классификаторе и посмотреть, к какой группе оно относится. Например, нежилые здания относятся к группе «Здания» из пятой группы, а это имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет (см. таблицу выше).
На практике часто возникают сложные ситуации, когда не ясно, к какой амортизационной группе отнести актив и надо ли уточнять срок службы подержанных активов. Если основное средство не указано в Классификации, то установить срок полезного использования можно на основании рекомендаций изготовителя и (или) технических условий (п. 6 ст. 258 НК РФ). Например, если компания собирает оборудование самостоятельно, то она является изготовителем. А значит, вправе разработать рекомендации, чтобы подтвердить срок эксплуатации актива. Оформить это можно в свободной форме. В частности, в виде приказа руководителя об установлении срока службы.
100.00.00.00 | Жилые здания и помещения |
200.00.00.00.000 | Здания (кроме жилых) и сооружения, расходы на улучшение земель |
300.00.00.00.000 | Машины и оборудование, включая хозяйственный инвентарь, и другие объекты |
400.00.00.00 | Системы вооружений |
500.00.00.00.000 | Культивируемые биологические ресурсы |
600.00.00.00 | Расходы на передачу прав собственности на непроизведенные активы |
700.00.00.00 | Объекты интеллектуальной собственности |
ОКОФ ОК 013-2014 разработан на основе гармонизации с Системой национальных счетов (СНС 2008) Организации Объединенных Наций, Европейской комиссии, Организации экономического сотрудничества и развития, Международного валютного фонда и Группы Всемирного банка. Это означает, что новый ОКОФ, введённый в действие 1 января 2017 года, использует классификацию основных фондов, принятую в международной практике. Ниже приведена таблица соответствия кодов ОКОФ и обозначений СНС 2008.
Список документов о введении в действие, отмене классификатора, внесении важных правок. Обратите внимание, что показаны не все официальные документы по классификатору, а только наиболее значимые.