УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «УТОЧНЕННАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.

Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?

На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).

Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.

Уточненная декларация: подавать или нет

Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.

Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».

Нужны ли промежуточные «уточненки»

Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?

Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).

Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.

Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».

Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.

Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).

Когда налогоплательщик обязан подать уточненную налоговую декларацию

Здесь все очень просто, если сумма налога к уплате занижена, то есть страдают интересы бюджета, то подача уточненной декларации – обязанность налогоплательщика (п. 1 ст. 81 НК РФ). Если же ошибки в первичной декларации не уменьшили сумму налога или произошла переплата в бюджет, то налогоплательщик вправе, но не обязан, подавать уточненную декларацию.

Период, за который можно подавать уточненку, законодательством не ограничен. Даже если с момента подачи ошибочной декларации прошло больше трех лет (глубина проведения выездной проверки), налогоплательщик обязан подать уточненную декларацию, если обнаружил недоимку по налогу.

Обратите внимание, что ошибки или недостоверные сведения в первичной декларации налогоплательщик должен обнаружить самостоятельно. Если их находит налоговая инспекция в результате проверки или сверки расчетов, то суммы недоимки или переплаты по налогу фиксируются в результатах проверки.

Читайте также:  Мошенники в Интернете: схемы обмана и способы защиты

Что касается переплаты налога в бюджет, то перед подачей уточненной налоговой декларации стоит оценить целесообразность этого шага. Дело в том, что при занижении налоговой базы (то есть налог был переплачен в результате завышения доходов или занижения расходов) налоговая инспекция может провести выездную проверку по периоду, за который была подана уточненная налоговая декларация.

Кроме того, для подтверждения факта переплаты налога необходимо будет представить в ФНС документы, на базе которых подготовлена уточненная декларация (договоры с контрагентами, первичные и платежные документов, счета-фактуры). Если вы уверены в своей правоте, можете подтвердить ее документально, а сумма переплаты значительна, то подавать уточненку действительно стоит.

Как оформить уточненную декларацию

Специальной формы для уточненной декларации не предназначено, но здесь надо учитывать, что подавать скорректированную информацию надо на бланке, который действовал в тот налоговый период (п. 5 ст. 81 НК РФ). Например, если вы в 2022 году обнаружили ошибку в декларации по УСН за 2017 год, то и подавать уточненную декларацию надо по форме, которая была актуальна в 2017 году.

В уточненной декларации не указывают разницу между ошибочными и верными значениями, а только новые правильные показатели. Отличаться будет еще и титульный лист, т. к. на нем необходимо указать другой номер корректировки. В первичной декларации в поле с номером корректировки прописывают «0», в первой уточненной декларации это будет «1». Если за этот же период будет подаваться еще одна уточненка, то значение соответствующего поля будет «2» и т.д. Количество уточнений декларации законом не ограничено.

Если вы подаете уточненную декларацию за период до 1 января 2014 года, когда действовали коды ОКАТО (сейчас их заменили коды ОКТМО), то указывайте именно их. Но если на основании этой скорректированной декларации вы должны заплатить недоимку по налогу за период до 2014 года, то в платежном поручении можно указывать только код ОКТМО.

Налоговый кодекс не требует при представлении уточненной декларации прилагать какие-либо пояснения, тем не менее, рекомендуется подать вместе с ней и пояснительную записку. Все равно налоговая инспекция с большой вероятностью запросит объяснения при камеральной проверке исправленной декларации.

В пояснительной записке укажите:

  • декларацию по какому налогу и за какой период вы подаете;
  • какие недостоверные сведения или ошибки содержатся в первичной декларации;
  • в каких полях уточненной декларации указаны первичные и исправленные значения показателей;
  • расчет налоговой базы и исчисленного налога (если эти суммы изменилась);
  • копии платежных документов об уплате недоимки и пени, если они были уплачена до подачи уточненной декларации.

Подача уточненной декларации = занижение налоговой базы?

Это распространенный и крайне вредный миф. Налогоплательщики, которые так думают, не подают уточненки в надежде, что ИФНС не найдет ошибку. А налоговики ошибку находят и начисляют штраф.

Подача уточненной декларации не говорит о намеренном занижении налоговой базы. На основании одного лишь факта представления корректировочного отчетного документа компанию или ИП не могут обвинить в уклонении от уплаты налогов. Для привлечения налогоплательщика к ответственности должен быть прецедент – налоговое правонарушение с соответствующим составом, доказательной базой (письмо Минфина №03-02-07/1/2279 от 04.02.2013).


Как отражается подача уточненной декларации на выездной налоговой проверке?

Начну с главного: подача уточненной декларации во время выездной проверки за тот же период, в отношении которого проверка проводится, не является основанием для прекращения контрольных мероприятий. Но, если корректировка сведений произошла до оформления справки о проведенной проверке, инспекторы обязаны учесть уточненку в результатах проверки.

Тем не менее, уточнение отчетных данных во время выездной проверки привлекает особое внимание. В большинстве случаев выставляются требования о представлении пояснений, дополнительных документов. На их исполнение законом предусмотрено 10 дней. Пренебрегать требованиями не стоит. Что касается запрашиваемых документов, это могут быть выписки из учетных регистров, бухгалтерские справки и т.п. Также можно в произвольной форме представить письменные пояснения о причинах внесения изменений в декларацию.


Если в налоговом учете обнаружена ошибка…

У любой организации хотя бы раз возникала ситуация, когда в текущем периоде вдруг находилась ошибка, относящаяся к прошлым налоговым периодам.

Например, организация в 2018 году обнаружила документы за 2016 год, данные из которых не были включены в расчет облагаемой базы по налогу на прибыль. Возникает вопрос: как исправить ошибку? Обязана организация подать «уточненку» за 2016 год или она имеет право включить эти расходы в базу 2018 года?

Обратимся к ст. 54 НК РФ, где даны два варианта исправления ошибок прошлых лет: в периоде совершения ошибки или в периоде обнаружения. Какие условия должны быть соблюдены при выборе того или иного варианта?

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены ошибки (искажения).

Иными словами, по общему правилу при обнаружении в 2018 году ошибки за 2016 год нужно скорректировать базу за 2016 год и подать за этот период уточненную декларацию.

Тем же пунктом (абз. 3) установлены исключения из приведенного общего правила, когда налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя «уточненку» за прошлые периоды:

  • невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
  • допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

Об условиях освобождения от ответственности

Положениями п. 3 и пп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ определены условия, позволяющие организациям избежать налоговой ответственности при подаче уточненной декларации.

Условия освобождения от ответственности зависят от момента представления «уточненки», который сравнивается с установленными сроками подачи налоговой декларации и сроком уплаты налога.

К сведению:

Согласно ст. 289 НК РФ декларации по налогу на прибыль представляются не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (п. 3), а по итогам налогового периода – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4).

Налог на прибыль, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период ст. 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период (п. 1 ст. 287 НК РФ).

Итак, как было отмечено выше, условия освобождения от ответственности зависят от момента представления уточненной декларации в налоговый орган:

  • до истечения срока подачи налоговой декларации (п. 2 ст. 81 НК РФ). В этом случае декларация считается поданной в день подачи «уточненки». Организация освобождается от ответственности, как говорится, по умолчанию;
  • после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога (п. 3 ст. 81 НК РФ). В отношении налога на прибыль правило, предусмотренное этой нормой, не работает, так как срок подачи декларации и срок уплаты налога совпадают;
  • после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога (п. 4 ст. 81 НК РФ). Согласно этой норме налогоплательщик освобождается от ответственности в двух случаях.

Чем грозит представление уточненной декларации

Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).

До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:

  1. Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
  2. Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
  3. Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
  4. Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).

Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).

Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).

Когда нужно сдавать уточненную декларацию

Итак, подать в налоговый орган уточненную декларацию налогоплательщик должен в том случае, если обнаружит в ранее представленной декларации факты неотражения сведений, неполноту отражения сведений, ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

Допустим, налогоплательщик самостоятельно выявил в сданной в налоговый орган декларации недостоверные сведения, а также ошибки, не приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате. Тогда он имеет право внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить уточненную декларацию. В такой ситуации уточненная налоговая декларация, представленная после истечения срока, установленного Кодексом для подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.

Посмотрим, когда (относительно срока сдачи отчетности, установленного в Налоговом кодексе) уточненная налоговая декларация считается представленной в налоговый орган и какие меры налоговой ответственности предусмотрены в Налоговом кодексе (см. таблицу).

Налоговый учет у заказчика ООО «Строймастер»

В налоговой декларации по налогу на прибыль должны быть скорректированы расходы, так как сумма налоговой базы занижена и соответственно сумма налога к уплате тоже занижена. В уточненной декларации сумма налога на прибыль будет увеличена, которую необходимо будет доплатить.

Для представления корректирующей декларации по налогу на добавленную стоимость, необходимо:

  • прежде всего вносятся изменения (уточнения) в книгу продаж (книгу покупок);
  • на основании внесенных изменений формируется уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость.

Согласно требованиям, Приказа ФНС России «О порядке преставления декларации по НДС» (абз. 3 п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), в состав уточненной декларации включаются следующие разделы декларации:

  • Обязательно титульный лист бланка декларации, в котором указывается корректировочный номер декларации и период, за который представляются уточнения;
  • Раздел 1, из которого сумма налога переносится в карточку расчета с бюджетом;
  • Листы разделов и приложения к данным разделам, в которые были включены суммы операций по первичной декларации с необходимыми корректировками;
  • Другие разделы и приложения к ним, если скорректированные суммы повлияли на исчисление налоговой база по налогу на добавленную стоимость.

Если обнаружены излишне уплаченные суммы налогов, ранее учтенные в прочих расходах…

На практике нередки ситуации, когда организация обнаруживает переплату за прошедшие периоды в отношении других налогов, которые учитывались при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, страховые взносы).

Например, организация в 2018 году обнаружила, что она начислила и уплатила излишние суммы налога на имущество за 2016 год. Она подала уточненную декларацию за 2016 год по этому налогу. Должна ли она подать еще и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, ведь излишне начисленная сумма налога на имущество привела к занижению суммы налога на прибыль за этот период?

Ранее контролирующие органы отмечали, что выявление и декларирование суммы одного налога в размере, меньшем ранее заявленного, может повлечь обнаружение факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы другого налога. При этом налогоплательщик обязан провести перерасчет такого налога, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган соответствующую «уточненку» в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. Налоговый орган на основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика представления уточненной налоговой декларации по указанному налогу (см. Письмо ФНС России от 22.01.2010 № ШТ-17-2/12@ вместе с Письмом Минфина России от 21.12.2009 № 03‑02‑07/2-209).

Впоследствии подход поменялся (см. Письмо ФНС России от 12.02.2014 № ГД-4-3/2216@ вместе с Письмом Минфина России от 23.01.2014 № 03‑03‑10/2274) в связи с позицией Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 17.01.2012 № 10077/11.

Исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль (из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11).

В Письме № ГД-4-3/2216@ также было отмечено, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, и в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибка. Корректировка базы по этому налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного, транспортного налогов, налога на имущество, страховых взносов в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.

Читайте также:  Развод во время беременности по инициативе жены или мужа

В рассматриваемой ситуации организация не обязана представлять уточненную декларацию по налогу на прибыль. Переплату по налогам, учтенную в предыдущих периодах, нужно отразить во внереализационных доходах того периода, когда организация представит «уточненку» по другим налогам и (или) страховым взносам.

Несколько слов про запоздавшие документы

Ситуация, когда неотражение какой-либо операции является следствием несвоевременного поступления документов в бухгалтерскую службу, довольно типична. Возникает ли в этом случае ошибка?

С точки зрения бухгалтерского учета без «первички» фиксация операций немыслима, поэтому если в отчетном периоде необходимая документация отсутствовала и, как следствие, факты хозяйственной деятельности не были отражены с помощью проводок, то об ошибках говорить не приходится (см. п. 1 ст. 9 Закона о бухучете).

Примечание. По мнению финансистов (Письмо от 12.05.2010 N 03-03-06/1/322), если на счетах бухгалтерского учета в 2010 г. отражены операции, подтвержденные документами, датированными 2009 г., то налогоплательщик должен использовать нормы п. 1 ст. 54 НК РФ.

В принципе аналогичный подход заложен и в гл. 25 НК РФ (см. п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 252, ст. 313), но есть факты, с которыми мы должны считаться.

По мнению высших арбитров, согласно ст. 272 НК РФ расходы при методе начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Этой же статьей установлены особенности признания расходов в зависимости от их характера. Следовательно, во всех случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. ст. 54 и 272 НК РФ. Исключение составляют убытки (отрицательная разница между доходом и расходом) прошлых лет, выявленные в текущем налоговом периоде.

В результате Президиум ВАС в Постановлении от 09.09.2008 N 4894/08 посчитал, что действия общества по включению в состав внереализационных расходов 2004 г. расходов, относящихся к 2001 — 2003 гг., по причине несвоевременного представления контрагентами первичных документов, служащих основанием для исчисления налога, нельзя признать правомерными.

Примечание. По поводу доходов судебная практика на уровне ВАС нам неизвестна.

Часто суды поддерживают налогоплательщиков, учитывающих внереализационные и прочие расходы в периоде получения запоздавших документов (Постановления ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/12057-09, ФАС ВСО от 20.10.2008 N А19-362/08-45-Ф02-4778/08). Объяснения следующие: согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления таких расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.

Интересный случай был рассмотрен ФАС УО в Постановлении от 12.01.2010 N Ф09-10662/09-С3. Общество в нарушение требований, определенных Законом о бухучете, ст. 313 НК РФ, не вело должным образом бухгалтерский учет осуществляемой деятельности (не составлялись необходимые первичные документы). Арбитры посчитали, что при таких обстоятельствах доначисление налога на прибыль на основании сведений, содержащихся в тетрадях общества и ежемесячных отчетах, а также показаний свидетелей необоснованно.

По поводу момента отражения опоздавших счетов-фактур единства позиции не наблюдается, по мнению финансистов и ряда судей, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур (Письма Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-09/18, от 13.06.2007 N 03-07-11/160, Постановления ФАС ЗСО от 15.04.2009 N Ф04-2237/2009(4626-А75-25), ФАС ПО от 11.03.2009 N А12-17314/07 и др.).

То есть НДС следует предъявлять к вычету не ранее того налогового периода, в котором получен соответствующий счет-фактура.

Тем не менее широко распространен и другой подход: вычет НДС подлежит отражению налогоплательщиком в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право на налоговые вычеты (поставка товара (работ, услуг), оприходование), а не в ином налоговом периоде (Постановления ФАС ЗСО от 18.08.2008 N Ф04-4786/2008(9350-А27-42), Ф04-4786/2008(10472-А27-42), ФАС СКО от 02.03.2009 N А53-9737/2008-С5-46 и др.).

Как видим, арбитры зачастую сами не могут прийти к единому мнению по поводу момента отражения опоздавшей первички (счетов-фактур), поэтому принимайте самостоятельно решение о корректировке (некорректировке) налоговой базы с учетом арбитражной практики, складывающейся в вашем регионе.

Налог на прибыль: убыток прошлых лет или уточненка?

Налоговый кодекс предоставляет два варианта действий при обнаружении неточностей в уже сданных декларациях по налогу на прибыль. Но при этом у каждого из вариантов есть четко определенные правила применения, что недавно подтвердил Высший арбитражный суд. А применение неправильного способа зачастую оборачивается внушительными потерями для компании.

Отголоски прошлого

Порядок действий налогоплательщиков при обнаружении ошибок в определении налога за прошлые периоды регулируют две статьи первой части Налогового кодекса. Так, статья 54 кодекса установила простой алгоритм: если известен период ошибки, то нужно пересчитать базу именно за тот период. Если же период не известен, правим базу текущего. Другими словами, эта статья НК РФ отвечает на вопрос: какой период править?
О том, как именно вносятся поправки, повествует статья 81 НК РФ. И в ней сказано, что обязанность подавать уточненную декларацию есть только тогда, когда ошибка привела к занижению суммы налога. А если же ошибка привела к завышению налога, то подавать декларацию — право, а не обязанность налогоплательщика, но для того, чтобы отразить переплату, это приходится делать.
Эти общие правила наверняка известны каждому бухгалтеру и с успехом применяются при решении вопросов с неверным отражением операций по НДС, налогу на имущество, ЕСН, НДФЛ и т.п. Но когда дело касается налога на прибыль, многие бухгалтеры считают, что здесь в некоторых случаях можно обойтись без сдачи уточненки.

Чем плоха уточненка

Уточненная декларация, как правило, вызывает повышенный интерес со стороны налоговиков, особенно если по данной декларации заявлены дополнительные расходы, что приводит к уменьшению и как следствие зачету или возврату налога.
Кроме того, внесение изменений в налоговую отчетность — процесс достаточно трудоемкий, особенно в крупных организациях. Поэтому желание избежать необходимости изменять декларацию вполне понятно.

Коварная статья

Повод для того, чтобы не подавать уточненную декларацию при завышении налога на прибыль (которое происходит из-за того, что в предыдущих периодах не были учтены какие-либо расходы) дает подпункт 1 пункта 2 статьи 265 НК РФ. Он разрешает включить во внереализационные расходы убытки прошлых налоговых периодов, которые обнаружены в текущем году.
На первый взгляд, механизм статьи 265 как нельзя лучше подходит для случаев, когда по каким-то причинам расходы не были учтены в том периоде, в котором они произведены. Например, из-за того, что подтверждающие документы поступили уже в следующем году.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...