Взыскание налоговых долгов за счет имущества организации

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание налоговых долгов за счет имущества организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Если налоговым органом не реализовано право на взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика во внесудебном порядке, то он имеет право на обращение в суд с иском о взыскании указанной недоимки (ст. 46 НК РФ). При этом налоговым законодательством прямо не урегулирован вопрос, вправе ли налоговый орган обратиться за судебной защитой с заявлением о взыскании сумм налога, если до этого им своевременно было принято решение о взыскании. Официальная позиция по указанному вопросу отсутствует. Анализ арбитражной практики позволяет сделать вывод, что налоговый орган не вправе обращаться в суд, а должен самостоятельно довести процедуру бесспорного взыскания до конца, а именно направить инкассовое поручение в банк, а также при необходимости принять решение о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 12.03.2010 N А45-10407/2009, ФАС Северо-Западного округа от 13.01.2009 N А05-6505/2008). Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Ни НК РФ, ни АПК РФ не содержат перечня уважительных причин. Поэтому в каждом конкретном случае суд, анализируя конкретные обстоятельства дела, определяет, является ли соответствующая причина уважительной.

Комментарий к ст. 47 НК РФ

1. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Правилами статьи 47 настоящего Кодекса следует руководствоваться в отношении налогоплательщиков-организаций и налоговых агентов — организаций.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится следующим образом:

1) руководителем (его заместителем) налогового органа выносится решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации). Такое решение должно содержать сведения, указанные в статье 101 НК РФ (см. также комментарий к ней);

2) в течение трех дней с момента вынесения указанного выше решения судебному приставу-исполнителю направляется соответствующее постановление для исполнения.

Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе.

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов (судебный пристав-исполнитель);

3) судебный пристав-исполнитель исполняет полученное постановление налогового органа в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать следующие реквизиты:

1) фамилию, имя, отчество должностного лица (при указании на его должность) и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях (им может быть руководитель (его заместитель) налогового органа, уполномоченный подписывать указанный документ);

2) дату принятия и номер решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

3) наименование и адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации), на чье имущество обращается взыскание.

При этом указывается как юридический, так и почтовый адрес налогоплательщика-организации (налогового агента — организации);

4) резолютивную часть решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

Резолютивная часть решения должна содержать выводы налогового органа, указание на срок и порядок обжалования такого решения;

5) дату вступления в силу решения руководителя (его заместителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации.

Из настоящей статьи можно сделать вывод, что указанное решение вступает в силу не позднее трех дней после его вынесения, поскольку именно в течение этого срока должно быть направлено соответствующее постановление судебному приставу-исполнителю. В любом случае конкретный срок вступления в силу указанного решения налогового органа настоящей статьей не установлен;

6) дату выдачи указанного постановления.

В соответствии с настоящей статьей оно должно быть направлено судебному приставу-исполнителю не позднее трех дней с момента вынесения решения налогового органа о взыскании;

7) подпись руководителя (его заместителя) налогового органа, заверенная гербовой печатью налогового органа.

В случае отсутствия любого из указанных реквизитов в постановлении налогового органа о взыскании судебный пристав-исполнитель не вправе принимать к исполнению данный документ.

В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» в исполнительном документе обязательно должны быть указаны:

1) наименование органа, выдавшего исполнительный документ;

2) дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера;

3) дата принятия акта органа, подлежащего исполнению;

4) наименования взыскателя-организации и должника-организации, их адреса; фамилия, имя, отчество взыскателя-гражданина и должника-гражданина, их место жительства, дата и место рождения должника-гражданина и место его работы;

5) резолютивная часть акта органа;

6) дата вступления в силу акта органа;

7) дата выдачи исполнительного документа и срок предъявления его к исполнению.

Исполнительный документ, выданный на основании акта органа, подписывается должностным лицом этого органа, а в установленных федеральным законом случаях — лицом, выписавшим исполнительный документ. Исполнительный документ заверяется печатью органа или лица, его выдавшего.

Судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от органа, его выдавшего, либо взыскателя и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, указанным выше.

Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Читайте также:  Замена прав через Госуслуги в 2022 году

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 81 и 82 указанного Федерального закона.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется взыскателю, должнику, а также в орган, выдавший исполнительный документ.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест, о чем указывается в этом постановлении.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Судебный пристав-исполнитель возвращает исполнительный документ взыскателю в трехдневный срок со дня его поступления, если он направлен в соответствующее подразделение с нарушением срока предъявления его к исполнению, либо в орган, выдавший исполнительный документ, в случае несоответствия его требованиям, указанным выше.

Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию взыскателю, в орган, выдавший исполнительный документ.

Порядок и сроки взыскания недоимки по налогам и сборам

Если в ходе проверки выявлена недоимка, инспекция указывает это в решении о проверке. В течение 20-ти дней после вступления решения в законную силу налоговая направляет компании требование об уплате налога, сбора или страховых взносов, где указывает сумму недоимки, пеню, штраф и срок уплаты.

Если сумма недоимки позволяет привлечь по статье 199 УК РФ, инспекция уточняет в требовании, что в случае неуплаты недоимки в срок передаст информацию о ней в следственные органы. Возбуждение уголовного дела грозит, если сумма «чистой» недоимки (без штрафа и пеней) — более 15 млн рублей за 3 года.

Срок уплаты недоимки по требованию инспекции — 8 дней с момента получения требования. Но налоговая может указать и более длительный срок.

День получения требования зависит от способа его отправки:

  • седьмой день с даты отправки, если налоговая отправила требование заказным письмом по почте;
  • день получения, если требование направлено по ТКС, передано лично директору компании под роспись или передано через ЛК налогоплательщика.

Компания не заплатила недоимку, указанную в требовании. Каков дальнейший порядок взыскания?

В этом случае у налоговой есть два месяца на вынесение решения о взыскании недоимки. В течение шести дней после принятия решения инспекция должна направить его компании.

Если инспекция в течение двух месяцев не приняла решение о принудительном взыскании, значит, срок на внесудебное взыскание — упущен. Теперь налоговики могут взыскать недоимку только через арбитражный суд.

Бывает и так, что одновременно с решением о взыскании налоговая блокирует счёт компании, чтобы деньги нельзя было вывести. Есть вариант и ареста имущества. Но для этого инспекция должна получить разрешение прокурора. А для его получения нужно иметь достаточные аргументы, доказывающие, что компания сможет скрыть имущество.

Решение о взыскании исполняется следующим образом. Сначала налоговая отправит в банк поручение на перечисление денег в счёт недоимки со счета компании в бюджет. Банк обязан исполнить это поручение не позднее следующего дня. Если средств на счету недостаточно, налоговики «трясут» компанию дальше (электронные, валютные счета и т. д)

Срок вынесения решения налоговым органом

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) принимается налоговым органом в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Основание — абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ.

Внимание: изменение со 2 сентября 2010 г.! В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ (далее — Закон N 229-ФЗ) абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ дополнен следующей нормой: «Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом».

Порядок взыскания задолженности с физических лиц по налогам

Действия налогового органа при неуплате налога физлицом:

  1. Выставление требования.

Если размер задолженности не более 3 000 рублей, то налоговая служба направляет плательщику требование не позже трех месяцев после обнаружения неуплаты. При меньшей сумме срок направления уведомления не может превышать один год (п. 1 статьи 70 НК РФ). Допускается продление предельного срока направления требования на 6 месяцев.

  1. Уплата налога физическим лицом.

Человеку дается 8 рабочих дней на погашение задолженности. Срок начинает исчисляться с даты получения уведомления. Исключение: если другой срок добровольной уплаты налога не предусмотрен в тексте требования.

  1. Обращение за взысканием налоговой задолженности с физических лиц в суд.

Если в установленный срок физическое лицо не закрыло задолженности, то налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества физлица. Срок обращения определяется суммой всех долгов.

Налоговый (таможенный) орган вправе подать заявление в суд на протяжении:

  • полугода с даты, когда общая сумма недоимки составила более 10 000 рублей;
  • полугода с даты истечения трехлетнего срока выполнения самого раннего требования о погашении задолженности, когда общая сумма (налогов, сборов, штрафов, пени) составляет менее 10 000 рублей.

Трехлетний срок давности начинает исчисляться со дня оплаты налога, указанной налоговым органом в самом первом требовании.

  1. Рассмотрение дела о взыскании задолженности с физлица по налогам и сборам

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с даты поступления и выносит судебный приказ без вызова сторон (ст. 123 КАС РФ). Затем он направляет налогоплательщику копию судебного приказа, который может предоставить свои возражения по поводу его исполнения в двадцатидневный срок с даты направления.

Чаще всего несогласие с судебным приказом выражают должники, с которых пытаются взыскать «старые» налоги. Так, безнадежной считается задолженность по налогу на имущество физлиц, транспортному, земельному налогам, которая числится за человеком по состоянию на 1 января 2015 года, незакрытая полностью или частично на протяжении 2015-2017 гг. Такие задолженности налоговые органы должны списывать сами, но это происходит не всегда.

Если физическое лицо успело выразить несогласие с судебным приказом должным образом, то он будет отменен. В дальнейшем налоговый орган сможет предъявить свои требования повторно в течение шести месяцев с даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но уже в порядке искового производства. Такое дело будет рассматриваться дольше, чем в приказном порядке. Например, районный суд обязан рассмотреть дело не более, чем в течение трех месяцев с даты поступления заявления (ст. 289 КАС РФ, п. 1).

Читайте также:  Где легче и проще получить ВНЖ в 2023?

Если должник не предоставит возражения (это нужно сделать в установленный срок), то налоговая инспекция получит второй экземпляр судебного приказа, на котором будет гербовая печать суда.

  1. Выдача исполнительного листа.

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 29 июня 2005 г. по делу N А57-12698/04-22 при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Саратовской области указал: «По смыслу п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации необходимым условием взыскания недоимки по налогу и пени за счет имущества является выставление на счета налогоплательщика в банке соответствующего инкассового поручения и лишь в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах либо отсутствия информации о счетах налогоплательщика налог и пени подлежат взысканию за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации».

Президиум ВАС РФ 19 июля 2005 г. в Постановлении N 853/05 при проверке в порядке надзора Постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Хабаровского края от 12 октября 2004 г. по делу N А73-5478/2004-10 отметил: «…отзыв инкассовых поручений не является необходимым условием для вынесения налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества, а само наличие инкассовых поручений, выставленных к счету налогоплательщика, не может быть основанием для признания этого решения недействительным».

Вместе с тем следует заметить, что определенная логика у судов, которые признавали необходимость отзыва инкассовых поручений для принятия решения о взыскании налога за счет имущества, имеется. Суды ссылались на то, что наличие на счетах инкассо и принятие решения о взыскании налога за счет иного имущества ведет, по сути, к одновременному применению двух способов бесспорного взыскания налоговой недоимки, что не предусмотрено нормами НК РФ.

Таким образом, может сложиться следующая ситуация: на счета налогоплательщика будут выставлены инкассо на списание денежных средств в соответствии со ст. 46 НК РФ, иное имущество налогоплательщика будет также предметом взыскания, но уже в соответствии со ст. 47 НК РФ в счет одних и тех же налоговых претензий.

Главное основание для принятия решения о взыскании налоговой недоимки — это наличие налоговой недоимки. Суды признают принятые решения недействительными, если налоговые органы не могут представить в суд доказательства наличия неуплаченных налогов. ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 6 апреля 2005 г. по делу N Ф04-661/2005(8591-А27-26) при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Кемеровской области подтвердил это.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 18 января 2005 г. по делу N А31-2234/4 при проверке в кассационном порядке решения Арбитражного суда Костромской области указал: «Инспекция должна доказать достоверность указанных сумм в направленном налогоплательщику требовании от 12.03.2004 N 845 и вынесенном решении от 06.04.2004 N 39д о взыскании налогов и пеней, указать период возникновения задолженности, а также обосновать размер пеней соответствующими расчетами».

Решение вынесено — готовьте деньги

После вынесения решения о взыскании инспекция оформляет поручение на списание и перечисление задолженности в бюджет и направляет его в банк. Поручения могут выставляться к нескольким счетам, но в пределах суммы взыскиваемой недоимки (п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Взыскание производят последовательно: с рублевых счетов, с валютных счетов, со счетов в драгметаллах, за счет электронных денежных средств. Каждый следующий вид счета подключается при недостаточности средств на предыдущем. Запрещено взыскание налога со специальных избирательных счетов и специальных счетов фондов референдума.

Срок, в который должно быть направлено поручение, НК РФ не установлен. Но Президиум ВАС РФ разъяснял, что и с решением, и с поручением налоговики должны уложиться в двухмесячный срок, отведенный на вынесение решения (постановление от 04.02.2014 № 13114/13). Так что и здесь нужно следить за сроками. Списать деньги банк должен в следующие сроки:

  • с рублевых счетов — не позднее следующего операционного дня после получения поручения;
  • с валютных и счетов в драгметаллах — не позднее двух операционных дней.

Если денег не хватает, поручение пойдет в картотеку, и списывать деньги банк будет по мере их зачисления на счет, соблюдая установленную гражданским законодательством очередность (п. 2 ст. 855 ГК РФ). Списание продолжится до полного исполнения поручения или его приостановления либо отзыва налоговиками.

Что такое задолженность?

Под задолженностью понимается:

  • сумма налога, сбора или взноса, которую человек или фирма обязаны уплатить государству, еще не уплатили ее, но, в принципе, успевают это сделать в срок;
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация должны уплатить другому человеку или фирме в соответствии с законом или условиями частного договора (в этом случае задолженность именуется кредиторской);
  • сумма денежных средств, которую гражданин или организация рассчитывают получить от другого человека или фирмы в соответствии с законом или условиями частного договора (это, в свою очередь, дебиторская задолженность).

Таким образом, задолженность — это сумма налога, сбора или взноса до просрочки и превращения их в недоимку либо любые другие денежные средства, которые должны быть уплачены обязанной стороной в пользу управомоченной.

Задолженность может быть текущей или просроченной. В первом случае она формируется в силу закона, договора или юридически значимых действий субъектов правоотношений — например, когда одна сторона оказала услуги или поставила товары другой. Просроченная задолженность появляется, когда та сторона, что обязана рассчитаться (к примеру, за оказанные услуги), не делает это вовремя. В этом случае долг может быть увеличен, если это предусмотрено законом или договором, на величину неустойки.

Способы взыскания недоимки налоговым органом

Сначала налоговый орган формирует требование об уплате налога. В нем он указывает сумму неуплаченного вовремя налога и срок, в который его необходимо погасить. Это сказано в пункте 1 статьи 69 Налогового Кодекса РФ. Если данное требование будет проигнорировано организацией или индивидуальным предпринимателем, то налоговый орган примет все меры (в рамках закона) для получения этой суммы денег. Существует два способа:

  • взыскание без обращения в суд (бесспорное взыскание);
  • взыскание с обращением в суд.

Взыскание без обращения в суд, то есть во внесудебном порядке происходит по требованию об уплате налога в том случае, если организация или ИП не уплатит указанную в требовании сумму в течение двух месяцев. В этом случае:

  1. налоговый орган вынесет решение о взыскании необходимой суммы налога со счетов, принадлежавших организации или ИП. Это решение либо вручаются представителю под расписку, либо направляется по почте;
  2. после этого налоговый орган направит в банк организации или ИП поручение о списании необходимой суммы в бюджет. Банк на основании этого поручения, спишет необходимую сумму не позже одного дня, следующего за днем получения этого поручения.

Если денег на счете нет или недостаточно, то возместить недоимку налоговые органы могут за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя. Для этого налоговый орган может вынести решение о взыскании налога за счет имущества. Это решение может быть вынесено в течение года со дня истечения срока уплаты налога. Это решение налоговый орган отправляет судебным приставам и те либо накладывают арест на имущество, либо могут его принудительно реализовать в рамках исполнительного производства.

Читайте также:  Проверка водительского удостоверения

Взыскание с обращением в суд выглядит несколько иначе:

  • если истек срок требования об уплате налога и пропущен срок взыскания за счет денежных средств организации или ИП, то в течение 6 месяцев;
  • если истек срок требования об уплате налога и пропущен срок взыскания за счет имущества организации или ИП, то в течение 2 лет.

В некоторых случаях недоимку могут списать как безнадежную сумму. Это возможно в некоторых случаях, например, если организация ликвидирована, а денег в виде имущества этой организации или имущества учредителей не хватает. Либо другой случай, когда индивидуальный предприниматель умирает, а стоимость наследства меньше задолженности по налогам.

Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора

Конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы имеет особый публичноправовой характер. В рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы, а на кредитные учреждения — обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет.

Статьей 44 НК РФ установлено правило, согласно которому обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Главное отличие недоимки от задолженности в том, что первый термин имеет значительно более узкий круг применения и обозначает только сумму налога, сбора или взноса, которые гражданин или организация должны государству в лице отдельных органов или фондов. Кроме того, недоимка обозначает чаще всего одностороннее обязательство — перед государством.

Задолженность — понятие значительно более широкое. Оно может обозначать, в принципе, любую денежную сумму, которую одно частное лицо, организация или государственная структура должны другим субъектам. Или, наоборот, рассчитывают получить от них. Задолженность — это не перешедший в состояние недоимки налог, сбор или взнос, который гражданин или фирма еще успевают уплатить в срок.

Термин «задолженность» часто применяется в целях обозначения суммы, которую должен уплатить государственный орган (обычно взимающий налоги, сборы или взносы) в пользу тех лиц, что данные платежи обычно уплачивают сами. Так, если фирма переплатила налоги, то она получает право вернуть их из бюджета — и в этом случае у ФНС формируется задолженность перед ней.

Задолженность бывает двух видов: текущая и просроченная. В первом случае она не сопровождается начислением штрафных санкций. Во втором — обязанная сторона может столкнуться с необходимостью также уплаты неустойки.

Определив, в чем разница между недоимкой и задолженностью, отразим выводы в таблице.

Налоговая недоимка

Недоимка по налогам – это просроченный платеж по налогам, как граждан, так и предпринимателей в бюджет страны.

Недоимка может появиться из-за несвоевременно уплаченного налога, что повлечет за собой штрафные санкции.

К недоимке по налогам также относят и излишне возмещенных налоговым органом сумм платежей, например, налог на добавленную стоимость.

Вернуть из бюджета можно излишне уплаченный налог на добавленную стоимость и акцизы. Сумму уплаченного НДС можно вернуть, если сумма данного налога меньше суммы вычетов. Сумму уплаченного акциза можно вернуть, если вычеты окажутся выше суммы самого налога.

Дата выявления недоимки

Выявить недоимку инспекторы могут в рамках контрольных мероприятий — по результатам камеральной проверки или выездной проверки.

Она отражается в соответствующих решениях, принимаемых по результатам проверок. Дата таких решений это и есть дата выявления недоимки.

Выявить недоимку может и сам налогоплательщик, например, если обнаружит:

  • неверное указание в платежном поручении номера счета казначейства и наименования банка получателя, в результате чего налог не поступил в бюджет;
  • ошибки в исчислении облагаемой базы и суммы налога.

Иные правила установлены для недоимки в виде излишне возмещенной ранее суммы налога. Датой возникновения указанной недоимки является:

  • день фактического получения налогоплательщиком денежных средств — в случае возврата налога;
  • день принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, — в случае зачета налога.

Кроме того, инспекторы могут выявить недоимку и вне рамок контрольных мероприятий, например, сравнив суммы налога, указанные в декларациях (расчетах авансовых платежей).

При этом под днем выявления такой недоимки нужно понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчета авансового платежа) с нарушением установленных сроков — следующий день после ее представления.

Для установления даты возникновения недоимки налогоплательщик также может руководствоваться сведениями, отраженными на его лицевом счете, который ведет налоговый орган, поскольку они в любом случае отражаются на нем.

Отмена судебного приказа о взыскании налога

Налоги, пени за просрочку, а также штрафы за неуплату относятся к обязательным платежам, следовательно, могут выть взысканы налоговым органом в порядке приказного производства. Упрощенный порядок означает, что налоговая инспекция направит в суд документы по месту жительства или нахождения должника, подтверждающие задолженность, а суд, в течение пяти дней, вынесет приказ о взыскании налоговой задолженности без проведения судебного разбирательства.

Копия судебного приказа направляется должнику в течение трех дней. У должника, после получения судебного приказа, есть право направить в суд возражения на вынесенный судебный акт. Срок для направления суду возражения составляет 20 дней с момента отправки судом приказа. Указанный срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины (приказ доставлен почтой после истечения двадцатидневного срока на предоставление возражения, не направлен по месту жительства и т.д.).

Для отмены судебного приказа не требуется особо изложения аргументированной позиции, достаточно только заявить свое несогласие. После отмены судебного приказа налоговая инспекция сможет взыскать задолженность только в судебном порядке.

Налоговый долг: когда и как можно признать его безнадежным — новости

Законом предусмотрена возможность признать в судебном порядке долги по налогам безнадежными, если инспекция их так и не взыскала за трехлетний срок.

Однако на практике у судов нередко возникают сомнения в том, кто может обратиться с соответствующей просьбой: только сама налоговая или у гражданина тоже есть такое право.

Верховный суд разъяснил этот спорный момент и отметил, какое главное обстоятельство нужно установить судам, чтобы признать долг безнадежным.

В свое время налогоплательщикам было тяжело получить справки об отсутствии долгов по налогам, когда на их лицевых счетах числилась недоимка, сроки взыскания которой уже истекли, говорит Лидия Чарикова, руководитель практики налогового права АБ «Линия права».

Эта проблема решилась летом 2013 года, когда Пленум ВАС принял Постановление № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части 1 НК РФ», говорит юрист. В п.

9 указанного документа прописали, что налогоплательщик может сам обратиться в суд и попросить признать его налоговые долги безнадежными.

Срок исковой давности по налогам физических лиц

Право требования появляется со дня обнаружения недоплаты.

Временные рамки выдвижения претензий определяются размером долга:

Размер недоплаты

Срок предъявления претензий

От 500 руб.

90 дней.

До 500 руб.

12 месяцев со дня просрочки.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...