Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профессионально-важные качества психолога-консультанта, работающего на тд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.
В связи с расширением сферы услуг в области психологии актуальной является проблема качества профессиональной подготовки практического психолога.
Профессия психолога, обладающая возможностью оказывать влияние на индивида, на группу людей, решать их практические задачи, приобрела специфическую ценность для общества. С учетом особенностей профессиональной деятельности психолога, в частности психолога-практика, особое значение приобретает его ответственность за свою работу. Далеко не каждый человек, даже не каждый дипломированный психолог, может стать психологом-практиком. Определяющим фактором в профессиональной деятельности психологов-практиков в первую очередь является формирование у них необходимых профессионально-значимых качеств. Кроме того, специфика профессии психолога-практика такова, что при отсутствии у последнего необходимых для успешной профессиональной деятельности соответствующих личностных качеств, каким бы багажом профессиональных знаний он не обладал, даже при наличии хорошо сформировавшихся профессиональных умений и навыков, он не может считаться специалистом высшей квалификации. Более того, поскольку речь идет о необходимости решать конкретные практические психологические проблемы людей, проблемы, связанные с духовным миром человека, такой специалист не имеет право их решать. В этой связи психолог должен обладать рядом профессиональных и личностных качеств, владение которыми позволяет специалисту сохранять доверие людей, правильно ориентироваться в ситуациях конфликта между нормами субординации и нравственности, потребностями и интересами отдельных людей и различных групп.
Таким образом, актуальность темы курсовой работы связана не только с профессионально-личностными требованиями предъявляемые к психологам консультантам и проблеме качества профессиональной подготовки практического психолога, но и с вопросами личностного развития студента и формирование его готовности к будущей профессиональной деятельности являются ключевыми в теории и практике совершенствования работы современного высшего учебного заведения. Это обусловлено тем, что именно в ходе этапа первичного «освоения» профессии, который как раз и приходится на время обучения в ВУЗе, осуществляется процесс самоопределения молодого человека в жизни, формируется его жизненная и мировоззренческие позиции, осваиваются индивидуализированные способы и приемы деятельности, поведения и общения. При этом одной из ведущих проблем является построение такой системы учебно-образовательного процесса, которая оптимальным образом учитывала бы особенности и закономерности не только личностного развития студента, но и его профессионального становления как специалиста.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Предметом исследования является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Исходя из вышеизложенного, целью данной работы является: изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
Глава 1.4. Анализ динамика развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
В современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности.
Эти вопросы рассматривались в контексте:
Специфика студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г.Ананьев, П.И.Бабочкин, М.Д.Дворяшина, А.И. Курпнов и др.).
Выявление сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова- Славская, В.А.Бодров, Г.М.Зараковский, Е.А.Климов и др.)
Определение роли и места способностей‚ интересов, мотивов и личностно-индивидных особенностей студентов в формировании профессионально важных качеств специалиста, а также оптимизации профессиональной подготовки и условий осуществления успешной профессиональной деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.А.Бодров, К.К.Платонов, Б.М.Тюшев, В.С.Мерлин и др.)
Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента‚ еще остается малоизученным. В частности, недостаточно исследованы такие вопросы как: особенности процесса формирования адекватного образа будущей профессии и представлений о целях‚ задачах и трудностях профессиональной деятельности; динамика личностных изменений на различных курсах обучения; соотношение личностного и деятельности.
Ф.Б.Каганов представляет профессиональное становление студентов в виде
последовательного прохождения трех этапов — переходного (1-3 семестры); накопительного (4-7семестры); определяющего (8-10 семестры). Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.
Каждая профессиональная деятельность требует от специалиста определенного набора личностных качеств и способностей, в структуре которых отдельные качества под влиянием специфики деятельности начинают выступать как профессионально значимые (В.В.Богословский, В.А. Маркелова ). Становятся очевидным‚ что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.)
Изучение динамики личностно-индивидных особенностей студентов в процессе обучения в ВУЗе показали‚ что студенты становятся более консервативными, с сомнением относятся к новым идеям, противятся переменам. Следовательно, необходимо развивать их творческое мышление, повышать их интеллектуальный интерес. К третьему курсу у студентов повышается актуальность межличностного взаимодействия.
В период обучения у студентов значительно понижается уровень субъективного контроля: на первом курсе
он высокий- 14,18 балла; на втором курсе он составляет уже 9,29, а на третьем — 8.38 баллов. То же самое происходит со знанием других шкал, то есть наблюдается тенденция к росту экстернальности студентов.
Динамику общего уровня эмпатии студентов характеризует то, что к третьему курсу он снижается на 9‚8%: на первом курсе он составляет 52,82 балла; на втором -51,97 баллов; на третьем -47,62 % балла. Следовательно, необходимо обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. Первокурсники 2002г. имеют более широкое представление о профессионально важных качествах современного специалиста. Всего ими названо 54 качества. Студенты 2004т. и 2005г. предлагают 36-38 качеств соответственно. Это подтверждает вывод о их большей когнитивной согласованности. В таблице 1 приводятся качества‚ вошедшие в пятерку наиболее важных по общей выборке первокурсников.
№ пп |
Качество |
Удельный вес, % |
1 |
Умение слушать (слышать), понимать других людей |
59,2 |
2 |
Профессиональная подготовка, профессиональные знания, компетентность |
52,8 |
3 |
Доброта, любовь к людям |
52,0 |
4 |
Коммуникативные способности (умение общаться, вести интересную беседу) |
44,1 |
5 |
Интеллект |
41,7 |
Из всего вышеизложенного можно сказать, что в целом первокурсники уже имеют определенное представление о ПВК психолога‚ но четкой картины нет. Вместе с этим, с каждым годом они все лучше ориентируются в проблемах и задачах психологической науки, которыми они должны обладать и которые необходимо развивать в процессе обучения в ВУЗе. Вероятно‚ этому способствуют усиливающиеся пропаганда и популяризация психологических знаний в современном обществе, а также система подготовки студентов на факультете. В результате молодые люди делают все более осознанный выбор своей будущей деятельности, достаточно адекватно представляя цели ‚ задачи и трудности‚ связанные с профессией психолога.
В результате анализа данной работы, очевидно, что и личность, и профессиональная квалификация должны учитываться при оценке человека как практического психолога.
Для психолога особое значение приобретают профессионально важные личностные качества. Психолог является не только носителем психологических знаний. Психолога оценивают с позиции его соответствия идеальному образу человека, воплощающего в жизнь позитивные результаты, достигаемые им с помощью эффективных психологических методик и технологий. От личностной, жизненной, профессиональной успешности психолога зависит его убедительность, а также эффективность работы в целом.
В процессе профессионального становления и развития личностные качества психолога трансформируются под влиянием профессиональных требований. Профессиональный психолог не может поступать не адекватно ситуации. Профессиональная позиция наряду с профессиональными средствами деятельности наполнена и профессиональными, и личными качествами человека. Во многом личные и профессиональные качества психолога совпадают, разделение всегда условно. Личная позиция может выстраиваться на основе профессиональных знаний, умений. Необходимым же для эффективного функционирования является способность адекватно занимать и менять позиции в процессе любых видов деятельности.
Результаты исследования развитии профессионально важных качеств личности специалиста в области психологии показывают, что психолог должен владеть целым рядом углубленных знаний и практический умений. Выпускник высшего учебного заведения по специальности «психология» должен удовлетворять этим требованиям. Помимо этого, для успешной работы психолог должен постоянно повышать уровень своей профессиональной компетентности, участвовать в курсах повышения квалификации, специализированных семинарах по отдельным проблемам психологии. Самоанализ опыта работы и самосовершенствование профессиональных умений помогают психологу достигать более высоких результатов в своей деятельности. Вместе с тем, несмотря на значимость и результативность проведенных исследований, ряд проблем личностного развития и профессионального становления студента-психолога все еще остается малоизученным.
Таким образом, основой успешной профессиональной деятельности психолога, по моему мнению, является высокий уровень развития личности специалиста, который в свою очередь является условием, обеспечивающим возможности системного видения профессиональной деятельности, построения концепции своей профессиональной деятельности и ее дальнейшего развития.
Итак, настоящий психолог должен:
1. Иметь интерес к непрерывному образованию.
Настоящий психолог должен учиться, должен много читать качественной литературы, чтобы быть в курсе новых исследований и других разработок в мире психологии. Причем, учиться нужно не всему подряд, а только тому, что интересно вам лично, что может быть полезно, для того, чтобы потом применять на практике. Здесь важно отметить, что если во время обучения или сразу после него вы не начали применять новые знания в своей работе, скорее всего, вы уже не начнете это практиковать. Так копятся сертификаты, а полученные знания ложатся на дальнюю полку.
2.Иметь представление о своей целевой аудитории.
Когда психолог в очередной раз думает «Куда бы пойти поучиться теперь», важно вспомнить: с кем я работаю? Кто моя целевая аудитория? Если психолог говорит, что работает со всеми темами и в разных направлениях и абсолютно с любыми клиентами, для меня, это как минимум странно. Первое, про что я думаю, когда слышу это: психолог еще не определился, с кем ему интереснее всего работать и какие компетенции у него для этого есть. И, второе — человек имеет очень общее и поверхностное представление о большом количестве проблем, направлений работы, но при этом, у него ни в чем нет «глубокого» понимания. Обычно у такого психолога много сертификатов, но очень мало знаний. У такого психолога обычно нет клиентов в длительной работе. Он просто не знает, что с ним делать после того, как он «вскроет» проблему. А клиенты довольно быстро понимают, что имеют дело не с профи.
3. Иметь качественное образование.
Начну с того, что высшее базовое образование у психолога должно быть. Не переподготовка, а именно очное полноценное образование в хорошем ВУЗе, с хорошим преподавательским составом. Почему именно очное? Потому что настоящее образование, в моем понимании, не может быть без реального и живого общения. Ведь образование нужно не для того, чтобы сдать экзамены и получить заветную «корочку», а для того, чтобы у человека сложился образ своей будущей профессии, себя в профессии, людей этой профессии, их личностных качеств, того, как они общаются между собой в той или иной ситуации. В том числе и на их примере взаимодействия со студентами, коллегами, будущие психологи понимают, каким должен быть настоящий психолог.
После базового образования или во время его получения, можно определиться с психологической Школой, в которой вам интересно было бы работать. Выбрать направление, Школу не очень просто, ведь выбор сейчас большой. Для того, чтобы было легче определиться, я бы рекомендовала посетить открытые работы специалистов, которые работают в конкретных подходах, дни открытых дверей в институте, ознакомительные, семинары.
Далее время от времени очень желательно посещать курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары и тренинги. Чтобы не изобретать велосипед бесконечно в работе с клиентами, все же надо иметь представление о том, как с этим работают коллеги из других Школ. Поэтому, важным, считаю посещать мероприятия не только в рамках ранее выбранного подхода, но и новых для вас направлений.
Также, перед тем, как записаться на очередные курсы и семинары, задайте себе несколько вопросов: Зачем это обучение нужно мне именно сейчас? Что это даст мне? Что это даст моим клиентам?
4. Обладать аналитическими навыками.
Для того чтобы психолог мог эффективно помогать своим клиентам, он должен уметь делать выводы, анализировать и изучать собранную информацию. Быть психологом – это больше, чем просто выслушивать проблемы людей. Психолог должен собирать все необходимые данные о человеке или семье, обращающихся за помощью, и использовать эту информацию для создания решений, для изменений. При этом очень важно уметь отделять важную информацию от второстепенной, формулировать для себя несколько гипотез о происхождении проблемы, видеть и понимать причинно-следственные связи.
5. Обладать навыками общения и быть наблюдательным.
Одним из важнейших навыков, которыми должен обладать психолог, являются хорошие коммуникативные навыки. Он должен уметь грамотно излагать свои мысли как своим клиентам, так и коллегам.
Так как большая часть психологической практики выходит за рамки беседы, настоящий психолог должен уметь собирать информацию о человеке или семье просто наблюдая за их взаимодействием. Такие вещи, как язык тела, мимика и манеры могут рассказать гораздо большую историю, чем слова. Даже то, как человек вошел к вам в кабинет, уже может быть диагностичным и информативным.
6. Быть зрелой личностью.
Зрелая личность психолога – это, в первую очередь, про осознанное принятие своего реального внутреннего мира, открытость собственному опыту, чувство эмпатии к другим и принятие личной ответственности. Также психологу очень важно иметь такие качества как сочувствие, уважение, хорошая интуиция, очень важно быть надежным. Если клиент чувствует, что он не может доверять своему психологу, между ними никогда не будет хорошего взаимопонимания. Построение раппорта между клиентом и психологом — единственный способ построить доверительные и эффективные терапевтические отношения.
Для того чтобы развивать все эти качества в себе, каждому психологу необходимо своевременно проходить личную тераприю и супервизию. Даже, если у вас пока нет клиентов и вам кажется, что у вас нет личных проблем, это необходимо. Для того чтобы строить с клиентами качественные и безопасные терапевтические отношения, психолог должен очень хорошо знать самого себя. Именно для этого нужна личная психотерапия. Важно уметь встречаться со своими болезненными эмоциями, уметь контактировать с ними в присутствии другого. Наконец, для того, чтобы понимать, что может чувствовать клиент, необходимо побывать неоднократно в роли клиента, «посидеть» в кресле клиента и узнать, как работает психологическое консультирование и психотерапия изнутри. Психолог должен знать границы своей компетенции и уметь вовремя остановиться в работе с клиентом, грамотно завершить эту работу и направить его другому специалисту.
7. Уметь работать над ошибками и недочетами, просить о помощи коллег.
Говоря об этом, в первую очередь, я имею ввиду, супервизии и интервизии. Прохождение супервизий, тоже важная часть зрелой личности психолога. Очень важно отметить, что чем больше психолог практикует, тем чаще нужно обращаться за супервизией. Взгляд психолога со временем «замыливается», может появиться опасное ощущения «всемогущества» (я могу работать с любыми запросами; я могу консультировать каждый день и много клиентов; я уверен, что помогу всем, кто мне обратился и т. д.). В таких случаях своевременная супервизия может помочь психологу вернуться в реальность.
На мой взгляд, супервизия для практикующего психолога может быть даже важнее, чем личная терапия (хотя, это тоже очень важно).
Почему это так для меня? Дело в том, что на супервизии, детально разбирая работу психолога с клиентом, можно увидеть довольно много «слепых зон» и «ловушек», в которые попадает психолог в процессе работы с клиентскими запросами. Также исходя из этого можно сформировать гипотезы происхождения этих «слепых зон» и «ловушек», а затем порекомендовать коллеге проработать именно эти вопросы в личной терапии.
На личную терапию психолог в качестве клиента не всегда «принесет» то, что скрыто в «слепых зонах», на то они и слепые. Это как раз то, к чему должны прийти психолог и терапевт в своей работе. Но, дорога может быть не быстрой, а все это время психолог продолжает работу с клиентами, попадая в «ловушки» собственного бессознательного.
Так или иначе, супервизия всегда идет с личной терапией рука об руку: я считаю, что это стороны одной медали.
Как выбрать детского психолога?
Лучше всего выбирать психолога по рекомендации. Спросите у ваших друзей и знакомых, знают ли они хорошего специалиста, которого могут порекомендовать. Если таких знакомых нет, можно обратиться в психологический центр в вашем городе. Если в центре работают несколько детских психологов, спросите администратора, к кому из них записываются чаще и запишитесь именно к нему. Можно набрать в интернете в поиске «детский психолог» и посмотреть, кто работает в вашем городе.
Остерегайтесь мошенников, которые занимаются плагиатом и вводят людей в заблуждение, фальсифицируя информацию о себе. Тех, кто за счет чужих знаний, опыта и созданных ими программ, наживается на желании родителей лучше понимать себя своих детей.
Прежде чем остановить свой выбор на одном из специалистов, обязательно найдите информацию о его образовании, опыте работы и прочитайте отзывы тех, кому он оказал помощь.
На нашем сайте приём ведёт опытный детский и семейный психолог Екатерина Кес. Вот тут можно прочитать отзыв мамы, ребенку которой уже 23 года. А её книгу «Как воспитать счастливого ребенка», вы можете .
Личностные качества психолога
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога..
На пути профессионального становления студента-психолога возможны кризисы разочарования (Пряжников, Пряжникова,) в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится психолог. Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова выделяют следующие варианты «защит-разочарований»:
1. Разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент выясняет, что преподаватель — это обычный человек, с обычным набором недостатков).
Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания.
2. разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всех психологии сразу).
Студент начинает понимать, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скучной».
3. Разочарование в учебном заведении, когда студент узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован интереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за границей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т.п. По-своему, студент может оказаться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими, студенческими, силами.
11 стр., 5408 слов
Личностные качества психолога
В принципе личностные и профессиональные качества психолога тесно переплетаются, поскольку невозможно быть одним в личностном плане и другим в плане профессиональном. Отсюда фундаментом профессиональной деятельности психолога являются его личностные качества.
За время учебы студент-психолог может встретиться с кризисами разочарования своей будущей работы, но самое болезненное разочарование заключается в сомнениях правильно выбранной профессии.
Принято считать, что В.М. Бехтереву принадлежит такая фраза относительно того, почему человек выбирает профессию психолога – «психологи – с психинкой», «неврологи – с нервинкой» и др. Интересно, что в жизни подобных примеров достаточно. Ч. Дальтон открыл явление цветовой слепоты – это не различение красного и зеленого цвета (дальтонизм), сам имея этот дефект. Сексуальным невротиком был З. Фрейд, во всяком случае, так вспоминают о нем близкие ему люди.
В.Н. Дружинин считает, что выбор в области психологии обуславливается «избытком» или «недостатком» у человека какого-либо психического качества. А. Адлер считал, что комплекс неполноценности есть источник активности во многих сферах творчества человека, а, по мнению В.Н. Дружинина, к занятиям психологией человека приводит чувство непохожести на других, желание преодолеть дисгармонию.
Для психолога мир другого человека является загадкой, разгадку которого необходимо найти самому. Душеведческая направленность ума является результатом его жизни, чувствительностью к состояниям и поведению другого, стремлением преодолеть неадаптированность рациональными методами, исследованием психики других людей.
Исходя из этого, психологу должна быть присуща снисходительность к людям, терпимость, потому что уже изначально допускается возможность нестандартных форм поведения клиентов.
Исследование личностных качеств психолога, проведенные Р. Кеттепом, показали отличия личностных черт психологов-практиков и психологов-исследователей. Психологу-практику люди не надоедают, он нуждается в общении с человеком, что важно для успеха профессиональной деятельности. На успех профессиональной деятельности интенсивное общение для психологов-исследователей мало влияет, они не любят избыточное общение. Важным для них фактором является общая интеллектуальность.
Многие задумываются, кто такой психолог, и чем он занимается, а также как он может помочь выйти из депрессивного или нестабильного психического состояния без лекарств. Важно понимать, что психолог не ставит диагноз, не выписывает медицинские препараты, его работа носит только консультативный характер с применением различных психологических приемов и методик.
Каждый специалист имеет в своем арсенале запас излюбленных методик, применение которых помогает ему решить проблему человека и вывести его из состояния внутреннего дисбаланса без применения медицинских препаратов. Наиболее распространенными методиками являются:
- методика символ драмы, иными словами «сновидений наяву». Суть метода заключается в представлении пациентом образов на конкретную тематику, находясь в состоянии расслабленности. С помощью этой методики эффективно лечатся неврозы, фобии, психосоматические расстройства, депрессии;
- методика поведенческой психотерапии. Этот метод применяется только в том случае, когда человек готов работать над своим поведением, а не стремится менять окружающих. Целью метода является приобретение новых полезных привычек, новых способов реагирования на привычные ситуации. Это поможет выйти из затянувшейся череды неудач и взглянуть на жизнь с другой точки зрения;
- психоанализ. Эта методика призвана исследовать вместе со специалистом свое самосознание и помочь высвободить скрытые механизмы, запускающие личные конфликты. С помощью психоанализа психологи повышают самоуверенность пациента, борются с его неуверенностью в себе, тревожностью, растерянностью, неспособностью прощать или любить;
- методика с применением арт-терапии. С помощью данной методики можно выявить конфликтную или травмирующую личность ситуацию. Случается, что человек не может словами выразить свои душевные терзания, поскольку сам не понимает, что его гнетет. Арт-терапия позволяет проработать с пациентом неосознанные мысли и подавляемые чувства через невербальные проявления сильных переживаний на холсте;
- метод когнитивной терапии. С помощью данного метода создается краткосрочная, ориентированная на конкретные проблемы стратегия, целью которой является самоисследование и сознательное изменение поведения и образа мышления человека.
- применение гипноза. С помощью гипноза специалист вводит пациента в состояние физиологического и психологического покоя. В этом состоянии человек становится легко внушаемым, что дает возможность проработать его страхи и изменить мешающие ему ошибочные убеждения и умозаключения. Также гипноз позволяет открыть причины проблемы, сокрытые в подсознании человека.
Психолог в каждом случае индивидуально подбирает методы работы с пациентом, иногда меняя их по ходу работы с пациентом.
Эмоциональный интеллект
Хороший психолог должен обладать таким важным качеством, как развитый эмоциональный интеллект (ЭИ). В психологии под ним понимают способность распознавать эмоции собеседника, правильно понимать его мотивы и желания, а также управлять собственным эмоциональным состоянием. Эмоции играют важную роль в психике и общении. Поэтому работе с ними посвящены целые подготовительные курсы для психологов, как, например, курс «Таинственный мир эмоций» от школы «Центр ИнтерАктив».
Исследователи считают, что именно ЭИ был ключом к выживанию доисторических племен. Он помогал адаптироваться к окружающей обстановке и найти общий язык с соплеменниками. Психоаналитик Фрейд считал, что первые в истории человечества своды законов были не чем иным, как средством обуздать эмоции. А американский психолог Клод Штайнер называл способность осознавать и понимать чувства других эмоциональной интерактивностью.
Психолог в работе с клиентом должен проявлять максимальную чуткость к его эмоциональному состоянию, улавливать изменения его настроения, понимать скрытые мотивы поступков. Ведь часто человек не может самостоятельно оцифровать свои ощущения, а взгляд специалиста со стороны помогает взглянуть на себя под новым углом.
Эмоциональная отстраненность
Во время работы психолог ежедневно пропускает через себя, как через сито, порции людских страданий. Потеря близких родственников и друзей, измены супругов, неудовлетворенность своей жизнью и суицидальные мысли, отчаяние, фобии, депрессия, зависимости и другие проблемы могут сильно навредить вашей собственной психике.
Поэтому наряду с развитой эмпатией необходимо такое качество личности, как эмоциональная отстраненность. Как бы ни волновали вас истории клиентов, нужно отрешаться от них, смотреть трезво и спокойно. Психолог должен понимать боль других, но не делать ее своей собственной болью. Особенно важно полностью отрешаться от работы, приходя домой. Не нужно заново прокручивать в голове минувший день и загружать себя, истощая собственные ресурсы. Они вам еще понадобятся.
Сколько стоит обучение на психолога?
Стоимость образовательных услуг в вузах отличается в зависимости от региона. В большинстве случаев для получения образования достаточно выучиться на бакалавра, то есть потратить только 4 года. Согласно данным с официальных сайтов вузов России, средняя цена обучения на психолога-бакалавра составляет 120 тысяч рублей в год.
Узнать, сколько стоит обучение на психолога, можно самостоятельно на сайте понравившегося вуза, так как учебные заведения обязательно публикуют эти данные.
Также есть возможность пройти курсы переподготовки онлайн или очно, которые дадут возможность вести консультирование. Такая профессиональная переподготовка дает возможность получить эту профессию в сжатые сроки. Стоимость курсов различна, так как нет единого стандарта обучения по этому направлению.
Организация экспертного исследования профессионально важных качеств психолога-консультанта
Для того чтобы изучать формирование ПВК психолога-консультанта, первым шагом нашего исследования стало собственно выявление наиболее значимых ПВК.
Для выявления профессионально важных качеств (ПВК) психолога-консультанта нами был использован метод экспертной оценки, который является традиционным в отечественной психологии для изучения ПВК специалистов разных профессий [22; 39; 45; 88; 102; 149]. В качестве экспертов выступили как российские, так и зарубежные психологи-консультанты, работающие в рамках гуманистического подхода. С российской стороны в исследовании приняли участие 30 человек, — 17 женщин и 13 мужчин со стажем работы в области психологического консультирования от 10 до 20 лет. Зарубежными экспертами являлись 29 руководителей и ведущих специалистов зарубежных психологических институтов и центров психологического консультирования из 10 стран мира: Белоруссии, Великобритании, Германии, Италии, Латвии, Мальты, Мексики, Норвегии, Польши и Франции. Среди них 12 женщин и 17 мужчин со стажем работы в области психологического консультирования (гуманистический подход) от 15 до 35 лет.
Российским экспертам предлагалась анкета по типу листа О. Липмана, модифицированная нами для изучения ПВК психологов-консультантов [34; с. 110-116]. Зарубежным экспертам предлагалась та же анкета по типу листа О. Липмана, модифицированная нами для изучения ПВК психологов-консультантов, переведенная нами на английский язык. Анкетирование зарубежных специалистов проводилось в рамках 11-го Международного Конгресса FORGE (Международная Федерация Организаций, преподающих Гештальт), который проходил в г. Санкт-Петербурге в мае 2005 года.
В соответствии со схемой психограммы, принятой в психологии труда, в анкету вошли следующие группы свойств, определяющие успешность профессиональной деятельности: сенсорно-перцептивные, аттенционные, психомоторные, мнемические, мыслительные, имажинитивные, эмоциональные, волевые, коммуникативные и мотивационные [75]. Всего в анкету вошло 15 групп ПВК.
Психологам-экспертам предлагалось оценить значимость перечисленных психических процессов и свойств с точки зрения их роли в профессиональной деятельности. Инструкция давалась следующая: «Заполните, пожалуйста, анкету, в которой перечислен ряд индивидуально-психологических свойств. Оцените значение каждого из названных свойств в Вашей деятельности психолога-консультанта (психотерапевта). Отвечайте при помощи цифр:
2 — данное свойство необходимо для успешной работы; 1 — желательно; О — безразлично.
Если для успешности Вашей профессиональной деятельности необходимо упомянуть о свойствах, не приведенных в анкете, впишите их в конце списка и укажите соответствующую цифровую оценку. Спасибо!»
При обработке результатов экспертной оценки высчитывался средний балл каждого из 98 качеств, который мог находиться в пределах от 0 до 2. Далее вычислялись средние оценки (баллы) для каждой группы ПВК, которые были проранжированы по степени значимости для успешной деятельности психолога-консультанта Результаты обработки полученных данных по 15 группа ПВК для российских экспертов представлены в таблице 2.1.
Из таблицы 2.1 видно, что первое ранговое место и, соответственно наиболее высокий средний балл (1.95), по оценке отечественных специалистов в области психологического консультирования, получило такое качество личности, как ответственность. Второе ранговое место получило такое качество как наблюдательность, то есть способность замечать невербальный компонент в поведении клиента. Средний балл для наблюдательности составил 1.8. Третье ранговое место получило такое качество как эмпатия со средним баллом 1.78. Четвертое ранговое место занимают мыслительные свойства личности. Пятое ранговое место заняла креативность. Шестое ранговое место занимают коммуникативные свойства личности. Средние баллы по четвертому, пятому и шестому ранговым местам оказались близкими и составили 1.62, 1.60 и 1.56 соответственно. Иными словами, эффективность профессиональной деятельности психолога-консультанта, по мнению российских специалистов в области психологического консультирования, во многом зависти от степени развития перечисленных выше качеств. Они получили среднюю оценку выше 1.5 баллов, то есть, по мнению экспертов, являются скорее необходимыми для успешной деятельности психолога-консультанта, чем просто желательными.
Полученные нами результаты экспертной оценки ПВК российского психолога-консультанта несколько отличаются от результатов экспертной оценки ПВК психолога, психолога-практика, психолога-педагога, инженерного психолога, психолога труда, представленных в других диссертационных исследованиях. Сопоставление наших результатов с вышеуказанными заслуживает внимания в связи с тем, что все они получены на выборках отечественных специалистов, работающих в различных областях практической психологии. Кроме того, как нами, так и другими авторами, использовался метод экспертной оценки посредством одного и того же классического листа О. Липмана, хотя и в различных модификациях.
Согласно Верняевой Т.А., наиболее значимыми для успешной деятельности психологов-практиков по результатам экспертной оценки женщин-психологов являются такие качества как ответственность, эмпатия, наблюдательность, мыслительные свойства, коммуникативные способности. Мужчины-психологи ранжируют ПВК психолога-практика несколько иначе: наблюдательность, эмпатия, коммуникативные способности, ответственность, эмоциональные свойства [22].
В исследовании Шираповой Д.Д. первые 5 ранговых мест заняли такие качества как ответственность, отзывчивость, тактичность, чуткость, общительность [149].
Согласно Дмитриевой М.А. и Арефьеву С.А., для инженерных психологов оказались значимыми такие качества как наблюдательность, аттенционные, мыслительные, имажинитивные, волевые и коммуникативные свойства личности. Для психологов труда наиболее значимыми оказались коммуникативные, волевые и моторные свойства [34].
Таким образом, есть основания полагать, что профессия психолог-консультант предъявляет ряд специфических требований к специалистам, работающим в этой области психологической практики. Прежде всего, это относится к наличию у психолога таких ПВК как ответственность, эмпатия, наблюдательность, коммуникативные способности. В нашем исследовании было также установлено, что креативность, по мнению российских психологов-экспертов, является необходимым для успешной практической деятельности в области психологического консультирования.
Для большей обоснованности полученных результатов, как уже было отмечено, мы дополнили исследование оценками, полученными от зарубежных экспертов. В таблице 2.2 представлены 15 групп качеств, проранжированных по степени значимости для успешной деятельности зарубежного психолога-консультанта.
Актуальность профессии
Сегодня психологи нужны во многих организациях. Детский специалист работает в детских садах и школах, где он помогает детям легче и быстрее пройти адаптационный период к новым условиям. Также психологи нужны на предприятиях, где они способствуют адаптации новых сотрудников, помогая им найти общий язык с остальными членами коллектива. Кроме того, они принимают непосредственное участие в подборе персонала. Также есть психологи, которые консультируют семьи, работают в психиатрических клиниках, службах доверия.
В нынешнее время психологи могут найти себе применение во многих сферах, но подходит такая профессия не каждому человеку. Дипломированные специалисты оказывают немедицинскую помощь в сложных ситуациях, но они не лечат психические заболевания и не назначают медикаментозное лечение. Для человека, который закончил факультет психологии, открыто множество дверей. В последнее время психологи все чаще находят себя в бизнес-сфере. Они становятся персональными коучами и бизнес-тренерами, нередко занимая должности в кадровых службах.
Некоторую популярность набирает поведенческая экономика, которая появилась на стыке психологии и экономики. На профессионалах этого профиля есть немалый спрос в области маркетинга. Он прогнозируют и анализируют поведение людей в бизнесе и реальной жизни. На основе полученных данных такие специалисты разрабатывают схемы, направленные на увеличение капитала организации.
Выучиться и стать психологом можно в высшем учебном заведении, где есть факультет психологии. Такие вузы есть практически в любом более-менее крупном городе. Будущие психологии изучают как общепрофессиональные, так и профильные дисциплины. К последним относятся социальная психология, педагогическая, клиническая, возрастная.
Обучение в вузе состоит не только из теоретических занятий, но и практических. Хорошо, если есть возможность практиковаться в реабилитационном центре, школе, детских сад. Там можно освоить основные методы консультирования, психодиагностики и т.д. Во время практики можно присмотреть место для будущего трудоустройства, особенно если студенту удастся оставить в организации хорошие впечатления о себе. Некоторые вузы предлагают помощь в дальнейшем устройстве на работу.
Глубина получаемых знаний будет зависеть от выбранного учебного заведения. Учтите, что программы в институтах могут сильно различаться. В дальнейшем психологам, которые хотят постоянно совершенствоваться, нужно будет посещать тематические семинары и осваивать новейшие техники и методики.
При составлении резюме психолога, педагога-психолога должное внимание следует уделить профессиональному опыту и ключевым навыкам, например, таким как:
- навыки проведения социально-психологической диагностики личности;
- навыки составления психологических портретов;
- навыки проведения психологического тестирования, обработки полученных результатов;
- навыки работы со страхами, нервными потрясениями, различными фобиями;
- навыки решения проблем взаимоотношений в семье;
- навыки решения проблем личностного роста;
- навыки проведения психологических тренингов;
- опыт проведения психо-реабилитационных мероприятий;
- умение работать с людьми;
- умение выслушать и понять человека, успокоить, посочувствовать.
Перечисляя свои профессиональные умения, важно кратко указывать на близкую связь с теорией и практикой. Перед тем как написать о навыках в резюме на должность психолога, подумайте, что действительно было бы актуальным.
Среди наиболее востребованных обязанностей можно выделить:
- знание принципов психоанализа;
- публикации в различных изданиях;
- владение определенными методиками;
- разработка и проведение различных тестов.
Помните, что анкета – это первое впечатление работодателя о вас.
Пример профессиональных навыков психолога:
Проведение тренингов | Психодиагностика |
Психологические методики | НЛП |
Детская психология | Работа со страхами |
Семейные проблемы | Проблемы личных потерь |