Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить инвалидность после изменений 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Реабилитация инвалидов
Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.
Реабилитация инвалидов — это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:
восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;
профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;
социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;
физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.
Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в
Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.
В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:
1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.
2. Направление документов на рассмотрение в Федеральное бюро медико-социальной экспертизы.
Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.
Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.
Изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий
По российскому законодательству дети-инвалиды имеют право на бесплатное протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов, протезов, включая эндопротезы и ортезы, а также ремонт технических средств реабилитации (ТСР), протезно-ортопедические изделия в том числе.
Предоставление техсредства осуществляется в рамках ИПР.
Для того, чтобы получить ТСР, родителям ребенка-инвалида необходимо обратиться в региональное отделение Фонда социального страхования РФ по месту жительства или орган соцзащиты. К заявлению о предоставлении ТСР прилагаются свидетельство о рождении и паспорт законного представителя (другой документ, удостоверяющий личность) и ИПР.
В случае невозможности предоставления ТСР, его ремонта или самостоятельного приобретения ТСР, родители имеют право на компенсацию в размере потраченных средств, но не более стоимости соответствующего ТСР или услуги, предоставляемых уполномоченным органом в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 №240.
Бесплатно ремонт ТСР можно сделать на основании заключения медико-технической экспертизы, подав заявление в уполномоченный орган.
Льготное санаторно-курортное лечение
Инвалиды имеют право на получение льготных путевок в лечебно-оздоровительные санатории в рамках НСУ. Для этого должны быть необходимые медицинские показания и отсутствовать противопоказания.
Для детей-инвалидов длительность пребывания в санатории составляет 21 день, для инвалидов, страдающих болезнями и последствиями от травм спинного и головного мозга – от 24 до 42 дней.
Кроме оздоровления ребенка-инвалида законодательством предусматривается предоставление путевки и сопровождающему его лицу. Обе путевки выдаются на одинаковых условиях.
Направление на оздоровление можно получить в ФСС или органах соцзащиты, подав заявление. Необходимым условием для обращения за направлением является наличие справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение, которую выдают в лечебно-профилактическом учреждении по месту прикрепления.
В каждом отдельном регионе предусмотрена своя периодичность предоставления путевок. Так, для Москвы и Московской области действует бесплатное обеспечение путевками детей-инвалидов не чаще одного раза в год.
Если путевка не была предоставлена из-за очередности, отсутствия финансирования либо по другим причинам, отказ можно обжаловать в:
- ФСС или органе соцзащиты региона;
- прокуратуре;
- суде.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
Размер пенсии по инвалидности на ребенка
Ежемесячная пенсия по инвалидности на ребенка предполагает также и компенсационные выплаты, поступающие на протяжении всего назначенного срока. При этом размер таких выплат устанавливается на основании размера пенсии ребенка-инвалида и зависит от региона проживания.
Важно отметить, что суммарный размер пенсии и компенсационной выплаты должен быть не ниже размера, установленного городским минимумом.
В целях усиления социальной защиты граждан, которые воспитывают детей-инвалидов, Президентом России 26 февраля 2013 г. подписан Указ №175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», предусматривающий установление соответствующих компенсационных выплат с 1 января 2013 г. Размер выплат дифференцируется на основании родственных отношений и составляет:
- 5 500 рублей – родителям (усыновителям) либо опекунам (попечителям) ребенка-инвалида с детства 1-й группы или до 18 лет;
- 1 200 рублей – другим лицам, имеющим причастность к воспитанию ребенка-инвалида.
Назначение вышеназванных выплат осуществляется без дополнительного предоставления заявления, на основании имеющихся в деле документов на ребенка-инвалида. В случаях если отсутствуют документы, подтверждающие родство либо статус опекуна, территориальные органы Пенсионного Фонда России обязаны дополнить пенсионные дела необходимыми документами. Размер социальных выплат составляет: Дети-инвалиды, инвалиды с детства 1-й группы – 12 082 рубля. Инвалиды с детства 2-й группы – 10 068 рублей.
Для оформления компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом до 18 лет, а также инвалидом с детства до 23 лет, в органный соцзащиты необходимо предоставить:
- свидетельство о рождении ребенка-инвалида;
- выписка из акта о прохождении МСЭ;
- трудовая книжка родителя (опекуна), осуществляющего уход за ребенком-инвалидом;
- документ, подтверждающий регистрацию ребенка по месту проживания;
- справку из органов ЗАГС, подтверждающую основания внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка (для одиноких матерей) или матери ребенка (для одиноких отцов).
Период временной нетрудоспособности, в течение которого больной получает эффективное лечение с благоприятным прогнозом при высокодифференцированных опухолях, составляет: при I стадии до 70 дней, II-III стадиях — до 90-110 дней с дальнейшим направлением на МСЭ.
Показаниями для получения направления на комиссию являются:
- диагностирование опухоли легкого при невозможности прохождения больным радикального лечения в связи с наличием тяжелых форм сопутствующих заболеваний;
- онкология низкодифференцированной формы IIВ и IIIВ стадий после прохождения больным радикального лечения с сомнительным клиническим прогнозом;
- необходимость продолжения комплексного лечения;
- наличие послеоперационных осложнений (бронхиальный свищ, хроническая эмпиема плевры);
- инкурабельность заболевания.
Злокачественные заболевания лимфы, крови и костной ткани
Остеогенные саркомы. При данном виде онкологического заболевания срок временной утраты трудоспособности может составлять от 3 до 4 месяцев. Затем, в связи с высокой степенью тяжести заболевания и выраженными ограничениями жизнедеятельности, на МСЭ больному устанавливается 2 или 1 группа инвалидности.
Гемобластозы. Данный случай онкологии предполагает наступление временной нетрудоспособности сразу после диагностирования острого лейкоза, при его лечении, в случаях рецидива заболевания и прохождения противорецидивной терапии. Срок временной утраты трудоспособности составляет 4 месяца, далее, при сомнительном прогнозе и необходимости прохождения длительного лечения, пациент направляется на МСЭ. В случаях терминальной стадии заболевания больной должен быть направлен на комиссию МСЭ до окончания 4 месяцев временной нетрудоспособности.
Хронический лимфолейкоз и миелолейкоз. Временная утрата трудоспособности в данном случае онкологии возникает в период обострения болезни, ее срок составляет порядка 4 месяцев, затем пациент направляется на МСЭ. Показанием для получения направления на комиссию является терминальная стадия заболевания либо его быстрое прогрессирование. Трудоспособными могут быть признаны больные, степень заболевания у которых достигла фазы полной клинико-гематологической ремиссии.
Лимфогранулематоз. Длительность временной утраты трудоспособности при данном онкологическом заболевании может составлять до 4 месяцев. В случае возникновения стойкой утраты работоспособности на МСЭ устанавливается 1, 2 или 3 группа инвалидности, в зависимости от состояния организма и течения заболевания и лечения, включая прохождение курса цитостатической и лучевой терапии.
Подводя итоги, отметим, что продление сроков временной утраты трудоспособности пациентам, у которых обнаружена начальная стадия онкологии без осложнений после радикального лечения, является одним им методов профилактики инвалидности в целом.
В случаях продления сроков временной нетрудоспособности учитываются условия и характер профессиональной деятельности, способность к труду и психологическое состояние больного, социальные факторы. В процентном отношении способность пациента вернуться к своей трудовой деятельности после всех курсов лечения при частичной реабилитации в первые 3 года происходит в 76,4% случаев, после 5 лет — в 19,4% случаев.
Финансовая поддержка ребенку-инвалиду с ДЦП гарантирована федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Она предусматривает:
- социальную пенсию по инвалидности;
- ежемесячную денежную выплату (ЕДВ);
- улучшение или расширения жилья;
- обеспечение лекарственными препаратами и путевками на санаторно-курортное оздоровление;
- предоставление спецсредств – костылей или инвалидной коляски;
- льготный проезд на общественном и пригородном транспорте;
- бесплатный проезд один раз в год к месту лечения или реабилитации;
- право на зачисление в вуз вне конкурса – только для инвалидов ДЦП первой и второй группы.
В чем разница статусов?
Перечень детей, относящихся к группе ОВЗ, не закрыт и, кроме того, существенно отличается от ограничений жизнедеятельности, на основании которых устанавливается инвалидность. Обучающийся с ОВЗ — это обучающийся, нуждающийся в создании специальных условий для получения, в первую очередь, качественного доступного образования. Например, у слабовидящего ребенка может быть статус ОВЗ, так как ему необходимы специальные технические приспособления (увеличительные лупы и др.), пособия для обучения в школе. При этом у такого ребенка нет таких ограничений жизнедеятельности, в соответствии с которыми присваивается статус инвалид.
Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Например, ребенок с диагнозом сахарный диабет имеет статус «инвалид», но ему не нужны специальные образовательные условия. Следовательно, он не имеет статус «обучающийся с ОВЗ». В этом случае он получает реабилитационные услуги не в образовании, а в иных сферах (здравоохранении, социальной защите).
Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. Например, глухой ребенок получает статус «инвалид» (у родителей есть справка МСЭ об инвалидности и ИПРА), а также и статус «обучающийся с ОВЗ» (имеется заключение ПМПК).
В таком случае в разделе ИПРА, посвященном образовательной реабилитации, и заключении ПМПК должны быть идентичные с заключением ПМПК формулировки.
Для разведения терминов «ОВЗ» и «инвалидность» в настоящее время разрабатывается проект внесения изменений в ФЗ-273. Законопроект включает категорию инвалидов (детей-инвалидов) в категорию обучающихся с ОВЗ при наличии у них заключения ПМПК о необходимости создания специальных условий для получения образования.
ПМПК принимает решение о выдаче заключения коллегиально, с учетом особых образовательных потребностей, обучающихся и индивидуальной ситуации развития. В заключении отражаются следующие данные:
— наличие/отсутствие необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (нуждается ли ребенок в сопровождении специалистов психолого-педагогического профиля, наблюдении врачей);
— рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (определение образовательной программы, потребности в архитектурной доступности, необходимости сопровождения ассистентом (помощником), потребности в сопровождении тьютором, особые условия прохождения ГИА, а также рекомендации о необходимых направлениях коррекционно-развивающей работы специалистов и срок повторного прохождения ПМПК).
Далее лечащий врач (или психиатр) должен отнести свое заключение на подпись заведующему поликлиническим отделением (или детским отделением ПНД). У него на подписи ваши документы могут находиться от одной до трех недель: у начальства дел много, кроме того, ваш малыш — не единственный, чьи документы надо изучить и подписать.
Рассчитывайте, что на обход специалистов может уйти более 1–2 месяцев. Например, далеко не в каждой районной детской поликлинике есть кардиолог, офтальмолог, невролог или хирург-ортопед. Тогда вам придется брать направление и ехать в другую поликлинику.
Когда по телефону будете записываться на прием к специалисту, не слушайте дежурную медсестру, которая скажет вам: «Ближайшая запись к ортопеду — через месяц». Ждать месяц вы не можете — иначе будут сорваны сроки! Просто попросите ее назвать дни и часы приема врача и объясните, что вам надо срочно попасть к нему на прием в рамках освидетельствования инвалидности.
Если перед дверью каждого кабинета вам будут говорить: «Здесь очередь по записи!» Спокойно вызывайте медсестру и объясняйте ситуацию: «Мы оформляем ребенку инвалидность. Нам необходимо заключение специалиста». В таких случаях чаще всего идут навстречу — и медики, и даже люди, сидящие в очереди к врачу. Во-первых, если вы оформляете ребенку инвалидность не впервые, и розовая справка уже есть у вас на руках, показывайте ее: ребенок-инвалид имеет право на посещение врача вне записи и вне очереди. А тем, кому предстоит оформлять инвалидность впервые, стоит запомнить: если вы будете по месяцу ждать очереди к каждому специалисту, вы не соберете необходимые заключения за полгода! Ваша задача — собрать документы быстро. Иначе, например, анализы крови и мочи могут быть просрочены, и что тогда — начинай сначала?! Да и на ребенка бесконечное хождение по врачам действует утомительно.
Людей старше 60 лет относят к группе взрослых инвалидов. Дополнительно полную или частичную нетрудоспособность классифицируют по следующим признакам:
-
причина (инвалиды труда, войны или боевых действий, детства, общего заболевания);
-
вид нарушения (психические расстройства, дисфункции систем организма, органов чувств, опорно-двигательного аппарата);
-
степень утраты способности к передвижению (мобильные, маломобильные, неподвижные);
-
уровень ограничения возможности выполнения трудовых задач (I, II, III группа).
Утрата статуса инвалида
Утрата статуса инвалида либо понижение ранее присвоенной группы (например, со второй на третью) не всегда радует, ведь автоматически это обозначает не только улучшение состояния, но и понижение (или аннулирование) государственного денежного пособия по нетрудоспособности.
Снятие инвалидности происходит при повторном прохождении экспертизы, когда участниками медико-социальной комиссии выносится заключение о значительном улучшении состояния человека за период с прошлого освидетельствования.
Обратите внимание! По заявлению гражданина несправедливое решение может быть опровергнуто в суде. Это касается как отказа в присуждении инвалидности, так и утраты статуса или снижения группы в результате проведения повторной экспертизы.