Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто платит налог за негативное воздействие на окружающую среду в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ставки налога за НВОС определены Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. N 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах». При этом прежнее постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления» отменено.
За негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) платят организации и ИП, деятельность которых вредит природе:
- выбросами в воздух от стационарных источников;
- сбросами в водные объекты;
- размещением отходов производства и потребления.
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
За неуплату или просрочку платы за НВОС Росприроднадзор наказывает штрафами:
- организации — от 50 000 до 100 000 руб.;
- ИП и должностные лица организаций — от 3 000 до 6000 руб.
Также за неполную уплату или просрочку платы за НВОС начисляются пени, начиная со следующего дня после установленного для уплаты срока:
- по ежеквартальным авансам — с 21-го числа месяца, следующего за 1, 2 или 3 кварталом;
- по годовому платежу — со 2 марта года, следующего за отчётным.
Сроки сдачи экологической отчётности
Мы подготовили календарь экологической отчётности, который поможет ориентироваться в сдаче отчётов в Росприроднадзор в 2023 году.
Название документа | Срок сдачи | Куда сдать отчёт |
---|---|---|
Отчёт о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды | До 15 января 2023 года | В территориальный орган РПН по месту расположения объекта размещения отходов |
2-ТП (воздух) | До 22 января 2023 года | В территориальные органы РПН по месту учёта объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду |
2-ТП (отходы) и 2-ТП (рекультивация) | До 1 февраля 2023 года | В территориальные органы РПН в субъектах РФ |
Плата за НВОС | До 1 марта 2023 года | |
Декларация о НВОС | До 10 марта 2023 года | В территориальный орган РПН по месту учёта объекта |
Отчёт по программе ПЭК | До 25 марта 2023 года | В РПН, если объекты подлежат федеральному государственному экологическому надзору. В уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий региональный экологический надзор, если объекты подлежат региональному экологическому надзору. |
Декларация о количестве выпущенных товаров и упаковки, которые подлежат утилизации | До 1 апреля 2023 года | Импортёры и лица, которые являются одновременно импортёрами и производителями — в РПН. Производители — в территориальный орган РПН по месту государственной регистрации производителя товаров. |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 1 апреля 2023 года | Импортёры и лица, которые являются одновременно импортёрами и производителями — в РПН. Производители — в территориальный орган РПН по месту государственной регистрации производителя товаров. |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15 апреля 2023 года | До 15 апреля 2023 года Импортёры и лица, которые являются одновременно импортёрами и производителями — в РПН. Производители — в территориальный орган РПН по месту государственной регистрации производителя товаров. |
Авансовая плата за НВОС за 1 квартал | До 20 апреля 2023 года | |
Авансовая плата за НВОС за 2 квартал | До 20 июля 2023 года | |
Авансовая плата за НВОС за 3 квартал | До 20 октября 2023 года | |
Декларация о воздействии на окружающую среду | На следующий день после окончания срока действия разрешительной документации | В РПН |
Статьей 16.4. №ФЗ-7 от 10.01.2002 г. определен порядок внесения платы для двух групп плательщиков:
Являются субъектами МСП (малое и среднее предпринимательство): Плата с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом. Таким образом плата можно внести с 1 января по 1 марта года, следующего за отчетным.
Не являются МСП: Плата с учетом корректировки ее размера вносится квартальными авансовыми платежами (кроме четвертого квартала), не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
Кто должен платить за негативное воздействие за окружающую среду
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.2 Федерального закона №7-ФЗ юридическим лицам и ИП, которые осуществляют свою деятельность на объектах IV, плату за НВОС вносить не нужно на основании пункта 1 статьи 16 данного закона. Следует отметить, что объекты без категории (например, офисные помещения) на данный момент обязаны вносить данную плату и сдавать декларацию.
К IV категории согласно Постановления Правительства РФ №1029 от 28.09.2015 г. «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории» относятся следующие объекты:
1. Наличие одновременно следующих критериев:
1.1. наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, при отсутствии в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ;
1.2. отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
2. Осуществление на объекте деятельности по обеспечению электрической энергией, газом и паром (с использованием оборудования с проектной тепловой мощностью менее 2 Гкал/час при потреблении газообразного топлива) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным подпунктом «б» пункта 6 настоящего документа.
3. Использование на объекте оборудования исключительно для исследований, разработок и испытаний новой продукции и процессов (предприятия опытного производства, научно-исследовательские институты, опытно-конструкторские бюро) при условии соответствия такого объекта критериям, предусмотренным пунктом 6 настоящего документа.
Примечание. В соответствии с подп. «б» п. 4 ст. 9 Федерального закона от 31.12.2017 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» плата за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 гг. не исчисляется и не взимается.
Исчисление платежной базы налога за НВОС
Исчисление платежной базы налога за НВОС производится в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» статьей 16.2.
Базой для исчисления является масса или объем вредных отходов производства, образовавшихся за отчетный период. Подсчет количества вредных отходов за отчетный период определяет сам плательщик налога за НВОС, пользуясь при этом данными экологического контроля. Ответственное лицо делает отдельный отчет по каждому источнику загрязнения и по каждому загрязняющему веществу, входящему в перечень опасных отходов производства и потребления.
Для определения базы требуется учитывать реальный объем или массу вредных отходов, допустимый норматив выбросов, временно допустимый норматив выбросов, объем превышения допустимых нормативов, объем аварийных выбросов, предоставленные лимиты на размещение отходов на лицензированных полигонах и объем превышения этих лимитов.
Ставки и коэффициенты
Для того чтобы заинтересовать компании и индивидуальных предпринимателей внедрять у себя на производстве природоохранные технологии правительство вводит новую шкалу оплаты налога на НВОС. Она начнёт действовать с 1 января 2020 года с такими коэффициентами:
коэффициент 0 — будет применяться к тем производствам, где выброс вредных веществ минимизирован за счет применения самых последних экологических технологий;
коэффициент 0 — будет применяться к тому объему вредных веществ, который накапливается в специально обустроенных хранилищах для дальнейшей отправки на промышленную переработку;
коэффициент 1 — будет применяться к тем предприятиям, которые делают выброс вредных веществ в пределах допустимых норм;
коэффициент 1 — будет применяться на объем или массу вредных веществ, хранимых на предприятии для дальнейшего обеззараживания;
коэффициент 25 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, выброс которых временно разрешен;
коэффициент 25 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, хранимых предприятием для дальнейшей промышленной переработки или для обеззараживания в количестве, превышающем установленные нормы;
коэффициент 100 — будет действовать в адрес предприятий первой и второй категорий, которые превысили нормативно допустимые нормы хранения или выброса вредных веществ.
Кроме того, новый порядок налогообложения за НВОС будет стимулировать компании и индивидуальных предпринимателей к более осторожному отношению к особо вредным веществам. В этом сегменте будут действовать такие коэффициенты:
коэффициент 0 — будет действовать на объем или массу отходов 5 класса опасности в добывающей промышленности, которые были захоронены в искусственно созданных пустотах в горной породе в соответствии с установленными правилами для компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых;
коэффициент 0,3 — будет действовать на объем или массу вредных веществ, которые были приобретены сторонней компанией или индивидуальным предпринимателем с целью их дальнейшего хранения в специально обустроенных хранилищах;
коэффициент 0,5 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 и 5 класса опасности, которые являются продуктом утилизации или промышленной переработки других вредных веществ;
коэффициент 0,67 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 3 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 2 класса опасности;
коэффициент 0,49 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 3 класса опасности;
коэффициент 0,33 — будет действовать на объем или массу вредных веществ 4 класса опасности, которые образовались в результате переработки или обеззараживания вредных веществ 2 класса опасности и хранятся в соответствии с установленными нормами.
Как считать плату за НВОС
Алгоритм расчета общей суммы платежа:
- Вычисляется плата по каждому загрязняющему веществу или классу опасности отходов.
Плата = Платежная база Х Ставка Х Коэффициент
Платежная база – количество того, что было выброшено (сброшено) в окружающую среду в отчетном году. База определяется по каждому источнику, по данным производственного экологического учета. При этом, для применения корректных коэффициентов, считаются отдельно показатели:
- в пределах допустимых нормативов или технологических нормативов;
- сверх допустимых или технологических нормативов;
- в пределах временно разрешенных нормативов;
- сверх временно разрешенных нормативов;
- в пределах лимитов на размещение отходов;
- сверх лимитов на размещение отходов.
Если имеет место сброс в воду и при этом вода забирается для использования из того же водного объекта, то базу считают как разницу между количеством загрязняющих веществ в сточной воде и количеством этих веществ в воде, забранной для использования.
Если по какому-либо виду выбросов применим не один корректировочный коэффициент, то применять нужно все.
- Полученные по каждому виду выбросов результаты суммируются
Ответственность за неуплату НВОС и неподачу отчета
За несвоевременное внесение (или не внесение) платы за НВОС налагается штраф. Размер его зависит от категории плательщика, которого привлекают к ответственности. Он составляет (Примечание к ст. 2.4, ст. 8.41 КоАП РФ):
- для юрлица — от 50 000 руб. до 100 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — от 3 000 руб. до 6 000 руб.
Помимо штрафа на суммы недополученной платы и авансов начисляются пени.
За сдачу декларации с опозданием тоже предусмотрены штрафные санкции (примечание к ст. 2.4, ст. 8.5 КоАП РФ):
- для юрлица — от 20 000 руб. до 80 000 руб.;
- для должностных лиц и ИП — от 3 000 до 6 000 руб.
Штрафуется и юрлицо, и ответственное должностное лицо одновременно. Штраф, назначенный предприятию, не освобождает от ответственности виновного сотрудника и наоборот.
Краткая памятка о плате за НВОС
Наименование платежа
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
Куда вносится
Территориальный орган Росприроднадзора, на территории которого оказывается негативное воздействие |
НПА
Статьи 16-16.5 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ |
Срок внесения
до 1 марта |
Кто вносит плату
Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории, плата не вносится):
|
Как вносится
На реквизиты территориального органа Росприроднадзора или природоохранный орган исполнительной власти субъекта РФ |
Административная ответственность за несвоевременную сдачу Декларации о плате за НВОС и внесении платежей
Статьей 8.41 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 до 80 000 рублей.
Статьей 8.5 Кодекса об административных правонарушения РФ за несвоевременную подаче Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрены следующие штрафы: на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 рублей; на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.
Наложение и оплата штрафов не освобождает юридические лица и индивидуальных предпринимателей от обязанностей внести плату и сдать Декларацию.
Сроки сдачи экологической отчетности в 2022
Название отчета | Кто сдает | Срок сдачи | Периодичность |
---|---|---|---|
Основной отчет | |||
Декларация о плате за НВОС | Компании и ИП с объектами I–III категории, а также те, кто образует / вывозит отходы, которые не относятся к твердым бытовым | 10 марта | По итогам года |
Специальная отчетность в Росприроднадзор | |||
2-ТП (воздух) | Компании и ИП со стационарными объектами, которые загрязняют атмосферу. Включая котельные | 24 января | По итогам года |
2-ТП (отходы) | Компании и ИП, которые ведут бизнес в области обращения с отходами производства и потребления. А также операторы по обращению с ТКО, включая региональных | 1 февраля | По итогам года |
2-ТП (рекультивация) | Компании и ИП, которые добывают полезные ископаемые и размещают отходы | 1 февраля | По итогам года |
Отчет об организации и результатах производственного экологического контроля (ПЭК) | Компании и ИП с объектами I, II, III категории | 24 марта | По итогам года |
Отчет по обращению с отходами | Операторы отходов | 1 апреля | По итогам года |
Отчет о нормативах утилизации отходов | Производители и импортеры товаров и упаковки, которую необходимо утилизировать | 1 апреля | По итогам года |
Отчет о количестве товаров, упаковочных изделий | 1 апреля | По итогам года | |
Расчет суммы экологического сбора | Производители и импортеры товаров и упаковки, которые самостоятельно ее не утилизируют | 15 апреля | По итогам года |
Декларация о воздействии на окружающую среду | Компании и ИП с объектами II категории | На следующий день после того, как закончился срок действия ранее полученной разрешительной документации | Раз в 7 лет, если на объекте ничего не меняется |
Постановку организации на регистрацию в системе государственного учета проводит территориальный Росприроднадзор. НВОС объекта и установленную сумму налога определит сам контролирующий орган. Единственное, что нужно сделать организации, – это заполнить электронную заявку на бесплатном сервисе Росприроднадзора.
Легче всего это осуществить при наличии заверенной электронной подписи. Вместе с заявкой эти данные загружаются на портал, и остается только ждать подтверждения из территориального органа. Если ЭП нет, заявка формируется с помощью модуля, где находится форма НВОС последней версии. Заполненный документ распечатывается и отправляется в контролирующую организацию почтой.
В Росприроднадзоре заявку зарегистрируют, присвоят ей учетный номер и внесут в реестр все данные об источнике НВОС. Это выгодно в первую очередь предприятиям, так как при выявлении неуплаты специальных взносов или факта скрытия настоящего уровня урона природы, организации грозит серьезный штраф.
Что такое плата за негативное воздействие на окружающую среду?
Плата за негативное воздействие на окружающую среду может быть введена государственными органами в виде налогов или штрафов, а также может формироваться на основе международных соглашений и нормативных актов. Она рассчитывается исходя из уровня негативного воздействия на окружающую среду, таких как выбросы загрязняющих веществ, использование истощаемых ресурсов, разрушение экосистем и других факторов.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду может быть направлена на компенсацию ущерба, восстановление и защиту окружающей среды, а также развитие экологических проектов и программ. Она является одним из инструментов для достижения устойчивого развития, учета стоимости экологического ущерба и перераспределения ресурсов в пользу эффективного использования.
Введение платы за негативное воздействие на окружающую среду способствует формированию экологически ответственного бизнеса, развитию зеленой экономики и улучшению экологической обстановки в обществе. Она также способствует сознательному отношению к окружающей среде со стороны предприятий, регулирует их деятельность и способствует сокращению вредных воздействий на природу и человека.
Какие суммы платы предполагаются в 2024 году?
В 2024 году планируется введение платы за негативное воздействие на окружающую среду. Это некая форма налога, который будет взиматься с организаций и предприятий, осуществляющих деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды или нанесению ей вреда. Однако точные суммы этой платы пока еще не установлены и подлежат дальнейшему обсуждению и определению.
Плата будет расчитываться исходя из степени негативного воздействия на окружающую среду. Организации и предприятия, выпускающие большое количество вредных веществ или производящие большое количество отходов, будут платить больше. Таким образом, платежи будут дифференцированы и зависеть от конкретных характеристик и видов деятельности каждой организации.
Кто и как будет оплачивать плату?
Согласно плану внедрения платы, ответственность за ее оплату будет лежать на различных субъектах экономики, включая предприятия, организации и частных лиц. Главной целью такого подхода является стимулирование снижения негативных воздействий на окружающую среду.
- Предприятия и организации: Крупные предприятия и организации, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды, будут обязаны оплачивать плату в соответствии с уровнем и характером их негативного воздействия. Предлагается использовать систему штрафов и налоговых ставок для регулирования этого процесса.
- Частные лица: Гражданам также предстоит уплатить плату за свои действия, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду. Например, использование автомобиля с высоким уровнем выбросов, незаконная вырубка леса или неправильная утилизация отходов могут стать причиной оплаты платы.
Таким образом, система оплаты позволяет распределить ответственность между различными категориями субъектов экономики и общества в целом. Обеспечение справедливости и эффективности платы за негативное воздействие на окружающую среду требует учета множества факторов, от уровня загрязнения до личных обстоятельств и возможностей уплаты.